Политическая культура дагестанской молодежи и её электоральные установки на современном этапе развития
Мамараев Руслан Магомедсаламович,
младший научный сотрудник, Институт истории, археологи и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центра РАН E-mail: [email protected]
Лысенко Юлия Михайловна,
кандидат исторических наук, Институт истории, археологи и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центра РАН E-mail: [email protected]
Гарунова Нина Нурмагомедовна,
доктор исторических наук, профессор Дагестанский государственный университет E-mail: [email protected]
уровне. Отмечено, что данные процессы вызывают определенную тревогу в контексте политических протестных установок. Данное проявление доверия показывает низкий уровень политической культуры в глазах респондентов, что также вызывает в дагестанском обществе абсентеизм, недоверие институту выборов и уровням власти, политическую индифферентность и т.д.
Ключевые слова: Дагестан, молодёжь, выборы, электоральные предпочтения, абсентеизм, политические процессы.
Данная статья посвящена изучению политической культуры дагестанской молодежи и её электоральных установок на современном этапе развития Республики Дагестан. Авторами в конце 2020 г. был проведен массовый социологический опрос среди студенческой молодежи Республики Дагестан. Было опрошено 800 человек. На поставленные вопросы в анкете допускалось отмечать несколько вариантов ответов. Выборы - неотъемлемая часть политической жизни большинства стран современного мира и выявление политических предпочтений молодежи в таком многонациональном и «молодом» по возрастной структуре регионе является важным и актуальным. Молодое поколение является важной составляющей социальной базы политических преобразований в любом социуме. Отмечается, что у дагестанской молодежи слабый уровень электоральной информированности, индеферентности ыи познавательного элемента политической культуры. Данные низкие показатели элементов политической культуры молодежи напрямую связаны с низким уровнем связи между политическими силами и молодежи, низким уровнем поведенческой деятельности политических сил в виде интенсивности агитационной, информационной работы с целью повышения электоральной активности населения. Все это в совокупности, негативно отражается в целом на явке избирателей и на итоговый результат выборов. Доверие к федеральной и республиканской власти у дагестанской молодежи проявляется на очень низком
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20011-31816 опн «Электоральные установки в массовом сознании дагестанской молодёжи на ближайшую и среднесрочную перспективу».
180
Выборы - неотъемлемая часть политической жизни большинства стран современного мира. Важнейшими функциями, которые выполняют выборы в политической системе общества, являются: представительство различных общественных интересов; формирование представительных органов власти; легитимация политической власти в целом; диагностика социально-политической ситуации. В статье предпринимается попытка изучения электоральных предпочтений в период нового электорального цикла отдельной социальной категории - дагестанской студенческой молодежи посредствам массового социологического опроса, который был проведен авторами в конце 2020 г. и охватил 800 человек, на поставленные вопросы в анкете допускалось отмечать несколько вариантов ответов. Стоить отметить, что до настоящего времени существовали только немногочисленные исследования электоральных установок населения отдельно взятых регионов Юга России, но среди них практически нет исследований в республиках Северного Кавказа.
Эмпирический материал электорального поведения российской молодежи в целом по стране и в регионах может рассматриваться как основа для выявления закономерностей и теоретических выводов.
Молодое поколение является важной составляющей социальной базы политических преобразований в любом социуме. Молодежь несет в себе мощный инновационный потенциал, являющийся источником нынешних и будущих изменений в общественной жизни [2]. Поэтому исследование электорального поведения молодых россиян и их политических предпочтений приобретает особый интерес [4, с. 139]. Молодежь, с одной стороны, выступает как движущая сила всех социальных преобразований, а с другой стороны, представляет собой группу риска в контексте вовлечения в асоциальные акции и движения.
Выявление уровня связи между политическими силами республики
и рассматриваемой социальной группой, ее информированности в период избирательного процесса имеет научное и практическое значение. Оценка молодежью такого элемента политической культуры, как поведенческая деятельность, в виде интенсивности агитационной работы с целью повышения электоральной активности имеет важное значение, т.к. существует прямая связь между политической культурой политических сил и политической культурой общества. Таким образом, респондентам был задан вопрос «Вы знаете, где находится ваш избирательный участок?». 65,9% опрошенных ответили утвердительно, 29,6% ответили отрицательно, 4,6% не знают откуда получить данную информацию. Можно увидеть, что помимо высокого уровня знания о местонахождении своего избирательного участка, почти треть молодежи не знает расположение своего избирательного участка и незначительная часть не знает где можно получить такую информацию. Данная ситуация может быть связана со слабым интересом у молодежи к институту выборов.
С целью оценки электоральной информированности респондентам был задан вопрос «Сталкиваетесь ли вы с информацией о том, какие будут проходить выборы в ближайшее время?». Редко получают подобную информацию 39,3% опрошенных, всегда 37,8%, никогда 11,9%, сами проявляют интерес и самостоятельно узнают данную информацию 11%. Ответы на данный вопрос показывают слабый уровень информированности молодого электората и проявляется низкий уровень познавательного элемента политической культуры, что говорит о высоком уровне электоральной индифферентности среди молодежи.
Также молодежи был задан вопрос «Перед выборами сталкиваетесь ли вы с информацией, где находится ваш избирательный участок?». Часто сталкиваются 32,3%, редко 26,8%, никогда 22,3%, сами проявляют интерес и самостоятельно узнают данную информа-
181
цию 18,6%. Треть респондентов имеют активную информированность о нахождении своего избирательного участка. Высокий уровень, в частности, и по совокупности низкой информированности или всякое ее отсутствие. Пятая часть опрошенных проявляет познавательный элемент политической культуры.
Далее молодежи был задан вопрос «Перед выборами сталкиваетесь ли вы с агитацией прийти на выборы?». По результатам исследования превалирует оценка «часто» - 36%, на второй позиции располагается оценка «редко» - 34,8% и 29,3% молодежи никогда не сталкивались с подобного рода агитацией политических сил.
По результатам данных вопросов можно сказать, что почти треть молодежи не знает, где находится их избирательный участок, у них слабый уровень электоральной информированности, индифферентности и познавательного элемента политической культуры. Данные низкие показатели элементов политической культуры молодежи напрямую связаны с низким уровнем связи между политическими силами и молодежи, низким уровнем поведенческой деятельности политических сил в виде интенсивности агитационной, информационной работы с целью повышения электоральной активности населения. Все это в совокупности, негативно отражается в целом на явке избирателей и на итоговый результат выборов.
Для определения уровня агитационной работы политическими партиями и отдельными политическими деятелями среди потенциального электората студентам был задан вопрос «Сталкиваетесь ли вы с агитацией кандидатов в депутаты (или их помощников) в Госдуму РФ и Народное Собрание РД проголосовать за них?». Часто сталкиваются 23,2%, редко 26,5%, только перед выборами 25,9%, никогда 24,4%. Далее был задан вопрос «Знакомят ли вас со своей предвыборной программой партии и кандидаты в депутаты (их помощники) в Госдуму РФ и Народное Собрание РД?». Часто с данной политической активностью сталкиваются
11,6%, редко 26,8%, только перед выборами 26,5%, никогда 35,1%.
Полученные результаты показывают отсутствие качественной агитационной работы со стороны республиканских политических сил, а если таковая и имеется, то только в период предвыборной кампании, т.е. на краткосрочную перспективу. Наблюдается ситуация, что политические силы республики при слабой работе с потенциальным электоратом и знакомством со своей политической программой и курсом, присутствует более активная агитационная работа по поводу голосования за них. Полученные результаты говорит о низкой политической активности политических сил, как отражения их политической культуры, что напрямую отражается на их рейтинге, уровне доверия. Отсутствует интенсивное долгосрочное политическое предложение и агитация в период выборов, для оказания влияния на политический выбор потенциального электората и управления избирательным процессом, с целью достижения необходимых электоральных результатов. Отсутствует устойчивая связь на постоянной основе между политическими силами и обществом, которая влияет на устойчивую политическую, партийную идентификацию социальных слоев.
Респондентам был также задан вопрос «Знаете ли Вы своего депутата в Народном Собрании Республики Дагестан?». Всех депутатов знают только 4,3% молодежи; только своего депутата знают 11,6%; своего и некоторых других депутатов знают 18,9%; своего не знают, но других некоторых депутатов знают 12,8%; никого из депутатов не знаю 52,4%. Полученные результаты подтверждают низкий уровень политической активности депутатов Народного Собрания (парламент) Республики Дагестан в работе с электоратом и отражает их политическую культуру, что, несомненно, сказывается на их авторитете и доверии к ним, которые находятся на низком уровне.
Низкий уровень значимости выборов депутатов НС РД, отсутствие ав-
182
торитета и доверия депутатам НС РД, региональным представителям общероссийских партий, не знание народом своих представителей в НС РД на протяжении длительного времени связан с их слабой политической активностью, работой с потенциальными избирателями на долгосрочной основе, выполнением своих обязанностей перед избирателями и т.д. характеризует политическую культуру депутатов НС РД низким уровнем, которая влияет на политическую культуру общества, вызывая абсентеизм, недоверие институту выборов и уровням власти, политическую индифферентность и т.д.
Таблица 1
Социалистические - принципы социальной справедливости, свободы и равенства. Против рыночной экономики и частной собственности 15,2%
Коммунистические - бесклассовый общественный строй с общей собственностью, полным социальным равенством всех людей. Против рыночной экономики и частной собственности 9,8%
Социал-демократические - социальная справедливость, солидарность и большая свобода для людей. Создание общества с равными политическими, экономическими и правовыми возможностями всех членов этого общества 52,1%
Теократические - власть в государстве находится в руках религиозных деятелей 10,4%
Правые - принцип капитализма с идеологией господства богатых над бедными 2,4%
Либеральные - ограниченное вмешательство государства в отношения между людьми, неприкосновенность прав и индивидуальных свобод человека 15,9%
Консерватизм - сохранение существующего государственного и общественного порядка, отказ от реформ 1,2%
Национализм - верность и преданность своей нации, независимость, работа на благо собственного народа. Нация является главной ценностью государства и залогом единства 7,3%
Клерикализм - усиление власти и значения религии во всех сферах общества 3%
Центризм - серединные, компромиссные, нейтральные политические взгляды 5,8%
Умеренные взгляды - политическое мнение, но неучастие в демонстрациях, митингах и т.д. 7%
Индифферентность - равнодушие или безразличие к политике 6,1%
Идеологическая ориентация является составной частью политической культуры. Поэтому при изучении политической культуры общества важным является определение идеологической структуры населения. Таким образом, дагестанской молодежи в представленном исследовании был задан вопрос «Какие политические взгляды вам близки?» (см. табл. № 1).
Полученные результаты показывают, что дагестанская молодежь ориентирована на социальные установки в обществе, которые выражаются в поддержки социал-демократических, социалистических, коммунистических политических взглядов. У молодежи доминируют позиции социальной справедливости, свободы и равенства, равные политические, экономические и правовые возможности. Также у молодежи присутствуют либеральные и теократические установки. Остальные политические взгляды мало или практически не востребованы в массовом сознании дагестанской молодежи.
В дагестанском обществе в целом и у молодежной социальной группы в частности на первом месте социал-демократические, социалистические, коммунистические политические установки, т.е. установки на социальное общественное устройство, также как и в более ранний период [1, с. 13].
Помимо рассмотрения поведенческого элемента политической культуры политических сил республики, необходимо было изучить поведенческий уровень политической культуры самой молодежи. Перед респондентами был поставлен вопрос «Интересуетесь ли вы политикой?». Постоянно интересуются общероссийскими политическими событиями 24,1%, постоянно интересуются дагестанскими политическими событиями 5,8%, время от времени интересуются общероссийскими политическими событиями 50,9%, время от времени интересуются дагестанскими политическими событиями 13,7%, не проявляют интереса, т.к. все однотипно, нет ничего интересного и прогрессивного 13,1%, не проявляют интерес по причине того,
183
что в политической жизни России и Дагестана много обмана, ничего не делается во благо народа 11,9%. В целом можно сказать, что дагестанская молодежь больше всего проявляет интерес к общероссийским политическим новостям, чем к дагестанским политическим событиям. Интенсивность данных интересов в основном носят периодичный характер, а не постоянный. При этом четверть молодежи не проявляют интереса к политической жизни страны и республики, т.к. по мнению молодежи в политической сфере обман, мало делается для общества, однотипность и нет прогрессивного развития.
Для выявления интереса, желания у молодежи к проявлению политической активности со стороны политических сил был задан вопрос «Вы бы хотели, чтоб с вами встречались депутаты, политические деятели, проводили агитацию?». Проявляют желание по причине, что это их обязанность 7,6%, что можно будет узнать об их политической программе и определиться со своим выбором 32,3%, чтоб знать их лично, задавать вопросы, обращаться с просьбами 15,5%, чтоб интересоваться об их проделанной работе, исполнении обещаний 19,2%. Не проявляют желания по причине того, что все равно они ничего не будут делать для народа 16,8% и потому что такие встречи неинтересны 20,1%. По сумме положительных и отрицательных ответов, доминируют положительные ответы (74,6%), среди которых доминирует желание узнать политическую программу политических сил, чтоб можно было сделать трезвый выбор. Данное доминирование говорит о высоком проявлении политической культуры у молодежи. Помимо этого треть молодежи не проявляют интереса к политической активности со стороны политических деятелей, по причине индифферентности и неверия в то, что это что-то изменит, как и прежде ничего не будет делаться для общества.
Следующий вопрос был направлен на выявления установок на политическую активность непосредственно у молодежи - «Вы бы хотели пойти
во власть?». Ответы распределились следующим образом: 1.Да, это верный способ обеспечить себе достойную жизнь 8,2%. 2.Да, чтоб работать во благо общества 40,2%. 3.Нет, мне это не интересно, хочу заниматься делом по душе 45,1%. 4.Нет, это недостойная работа 8,5%. Если сравнивать положительные и отрицательные ответы, то с небольшим перевесом лидируют отрицательные ответы. Среди отрицательных ответов доминирует индифферентная позиция, которая среди всех вариантов ответов данного вопроса также занимает первое место, и небольшая часть молодежи оценивает работу во власти, как недостойную. Среди положительных ответов доминирует желание работать во благо общества, находясь у власти, небольшая часть молодежи видит нахождение во власти материальную составляющую. Данный вопрос отражает слабый уровень установок на политическую активность, в большей степени установки заниматься своим интересным делом. Это в свою очередь также положительно характеризует политическую культуру молодежи, т.к. нет массовых коростных установок идти во власть и заниматься нелюбимым делом, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в стране и республике в последнее время.
Далее молодежи было предложено оценить потенциальную возможность вхождения во власть отдельными личностями. Ответы на вопрос «Как вы считаете, профессионалов и независимых лидеров, представляющих интересы народа, допускают к власти?» распределились следующим образом: да 14,6%, нет 30,2%, частично 55,2%. Молодежь на слабом уровне оценивают современную систему и стабильность системы рекрутирования российской политической элиты, систему социальных лифтов российской политики. Возможно, и с этим связана политическая индифферентность дагестанской молодежи и отчасти нежелание идти во власть.
В свете важного политического события для страны в 2020 году, интерес
184
представляло выявление политической активности молодежи в свете голосования за поправки в Конституцию РФ. Был задан вопрос «Ходили ли вы голосовать за поправки в Конституцию РФ летом 2020 года?». Ответы распределились следующим образом: 1.Да, голосовал ЗА, они существенно изменят жизнь народа к лучшему 10,1%. 2.Да, голосовал ПРОТИВ, они для власти, а не для народа 12,2%. 3.Нет, власть сделала поправки для себя, а для народа ничего не измениться 33,8%. 4.Нет, т.к. будет фальсификация результатов, нет смысла голосовать 34,5%. 5.Нет, мне это безразлично 18,9%.
Таким образом, можно увидеть доминирующее бездействие политического, электорального поведения у молодежи, так называемый абсентеизм. Причиной тому служит отсутствие веры в эффективность данных поправок во благо общества и отсутствия веры в институт выборов в стране. Данные убеждения молодежи отражают политическую культуру власти и политическую систему в стране, что отрицательным образом сказалось на политическом участии молодежи, как части политической культуры, в данном важном для страны вопросе. Каждый пятый из опрошенной молодежи не ходил на выборы по причине индифферентности. По совокупности положительных ответов ходил на выборы и выразил свою гражданскую позицию почти каждый пятый. Из которых чуть большая часть голосовала против данных поправок, т.к. тоже не верит в эффективность данных поправок для общества. И только самая малая часть ходила на выборы и поддержала данные поправки в надежде, что они изменять жизнь общества к лучшему.
С целью изучения устойчивости электоральных предпочтений и поведения дагестанской молодежи, как потенциальных избирателей, в контексте факторов влияющих на изменение политических ориентаций, был задан вопрос «Можете ли вы поменять свои политические предпочтения в отношении партии или политика?». Не готовы по-
менять, т.к. верны своим политическим взглядам, несмотря ни на что, 16,2%. В первую очередь молодежь готова поменять свои политические предпочтения, если понравятся идеи и деятельность другой партии или политика -40,5%, далее если молодежь не будет удовлетворять их политическая деятельность внутри страны - 23,5%, если не будет согласна с их международным (4,9%) и экономическим (4,6%) курсом. С трудом поменяют своим политические предпочтения, если очень сильно разочаруются 9,8%. Затруднились дать ответ 0,6%. В данном вопросе молодежь проявляет гибкость электоральных предпочтений и политическую сознательность. Она не фанатична и не готова слепо поддерживать те или иные политические силы, молодежь спокойно может поменять свои политические предпочтения в отношении партии или политика, если их деятельность не будет отвечать запросам общества.
Электоральные ориентации населения формируются под воздействием множества факторов. В. Тикунов и Д. Орешкина связывают электоральную специфику с послушностью населения региональной власти, авторитетным людям, родственникам и т.д.[3]. В наше исследование был включен вопрос «Если ваши родственники, знакомые, начальство попросят вас проголосовать по их желанию, как Вы поступите?», направленный на выявление уровня коллективного или независимого индивидуального голосования, исходя из собственных жизненных и политических ориентиров молодежи.
Результаты ответов показывают, что в первую очередь молодежь все равно проголосует на свое усмотрение 43%; далее тактично и вежливо откажет 32%; проголосует, даже если это будет против личных предпочтений, т.к. не смогу отказать 10,7%; проголосуют, если просьба будет в доброй и вежливой форме 7,3%; проголосует, даже если это будет против моих предпочтений, по причине страха испортить отношения 6,1%; затруднилось ответить 0,9%. Полученные результаты свиде-
185
тельствуют о существовании в позициях молодежи независимой позиции электорального выбора и не подвержены покорному коллективному голосованию по воле конкретного человека или узкого круга лиц, что соответствующе характеризует политическую культуру дагестанской молодежи. При этом шестая часть молодежи готова выполнить данную просьбу и проголосовать в первую очередь против своей воли, из-за того, что не смогут отказать, т.к. на них влияет фактор авторитета, а вторая причина - страх испортить отношения. Остальная часть готова выполнить подобного рода просьбу, если это будет в доброй вежливой форме, т.е. проявляется безразличное отношение к электоральному выбору.
Для определения уровня авторитетности власти у молодежи был задан вопрос «Какой власти Вы доверяете?». С доверием к федеральной власти относятся 12,8%, к республиканской 9,1%, обеим видам власти доверяют 15,9%, нет никакого доверия к двум уровням 62,2%.
Мы видим устойчивую тенденцию недоверия всем видам власти. Полученные результаты показывают тревожную тенденцию и показывают низкий уровень политической культуры федеральной и республиканской власти в глазах респондентов, что также вызывает в дагестанском обществе абсентеизм, недоверие институту выборов и уровням власти, политическую индифферентность и т.д.
Подводя итоги, можно сказать, что у дагестанской молодежи слабый уровень электоральной информированности, индеферентности и познавательного элемента политической культуры. Данные низкие показатели элементов политической культуры молодежи напрямую связаны с низким уровнем связи между политическими силами и молодежи, низким уровнем поведенческой деятельности политических сил в виде интенсивности агитационной, информационной работы с целью повышения электоральной активности населения. Все это в совокупности, негатив-
но отражается в целом на явке избирателей и на итоговый результат выборов.
В республике отсутствует качественная агитационная работа со стороны республиканских политических сил, а если таковая и имеется, то только в период предвыборной кампании, т.е. на краткосрочную перспективу. Наблюдается ситуация, что политические силы республики при слабой работе с потенциальным электоратом и знакомством со своей политической программой и курсом, присутствует более активная агитационная работа по поводу голосования за них. Это говорит о низкой политической активности политических сил, как отражения их политической культуры, что напрямую отражается на их рейтинге, уровне доверия. Отсутствует интенсивное долгосрочное политическое предложение и агитация в период выборов, для оказания влияния на политический выбор потенциального электората и управления избирательным процессом, с целью достижения необходимых электоральных результатов.
Дагестанская молодежь ориентирована на социальные установки в обществе, которые выражаются в поддержки социал-демократических, социалистических, коммунистических политических взглядов. У молодежи доминируют позиции социальной справедливости, свободы и равенства, равные политические, экономические и правовые возможности. Также у молодежи присутствуют либеральные и теократические установки. Данные идеологические ориентации дагестанской молодежи высоко характеризуют ее политическую культуру по данному вопросу.
У молодежи проявляется слабый уровень установок на политическую активность, в большей степени установки заниматься своим интересным делом. Присутствует доминирующее бездействие политического поведения молодежи на уровне голосования за поправки в Конституцию РФ 2020 г. Причиной тому служит отсутствие веры в эффективность данных поправок во благо общества и отсутствия веры в институт выборов в стране.
186
В установках молодежи существует независимая позиция электорального выбора, которая не подвержена покорному коллективному голосованию по воле конкретного человека или узкого круга лиц, что соответствующе характеризует политическую культуру дагестанской молодежи.
Литература
1. Мамараев Р.М. Электоральные предпочтения жителей Республики Дагестан // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru.
2. Пырма Р.В. Электоральное участие молодежи в выборах президента России в 2018 года // Вестник финансового университета. Гуманитарные науки. 2019. № . 2. С. 51.
3. Тикунов В.С., Орешкина Д.Д. Управляемая демократия: российский вариант [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://old.soob.ru/ soob/00/00-12-12/12ogl.htm. (дата обращения 10.06.2019 г.). - 80 с.
4. Устинкина К.Г. Электоральное поведение российской молодёжи // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование.2014. Т. 7. № 1.
POLITICAL CULTURE OF DAGESTANI YOUTH AND ITS ELECTORAL ATTITUDES AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT
Mamaraev R.M., Lysenko Yu.M., Garunova N.N.
Daghestan Scientifi c Center of Russian Academy of Sciences, Dagestan State University
This article is devoted to the study of the political culture of Dagestan youth and their electoral attitudes at the present stage of development of the Republic of Dagestan. At the end of 2020, the authors conducted a mass sociological survey among the student youth of the Republic of Dagestan. 800 people were interviewed. It was allowed to mark several answers to the ques-
tions posed in the questionnaire. Elections are an integral part of the political life of most countries of the modern world, and identifying the political preferences of young people in such a multinational and "young" age structure of the region is important and relevant. The young generation is an important component of the social base of political transformations in any society. It is noted that Dagestan youth have a weak level of electoral awareness, indifference and cognitive element of political culture. These low indicators of elements of the political culture of young people are directly related to the low level of communication between political forces and young people, the low level of behavioral activity of political forces in the form of the intensity of campaigning, information work in order to increase the electoral activity of the population. All this together has a negative impact on the overall turnout and the final result of the elections. The confidence of Dagestan youth in the federal and republican authorities is shown at a very low level. It is noted that these processes cause some concern in the context of political protest attitudes. This manifestation of trust shows a low level of political culture in the eyes of respondents, which also causes absenteeism in Dagestan society, distrust of the institution of elections and levels of power, political indifference, etc.
Keywords: Dagestan, youth, elections, electoral preferences, absenteeism, political processes.
References
1. Mamaraev R.M. Electoral preferences of the people of Th e Republic of Dagestan. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2017, no. 3. URL: www.evest-nik-mgou.ru.
2. Pyrma R.V. Electoral participation of young people in the presidential elections of Russia in 2018 // Bulletin of the Financial University. Humanities. 2019. № . 2.
3. Tikunov V. S., Oreshkina D.D. Managed democracy: the Russian version [Electronic resource]. Access mode: URL: http://old.soob. ru/soob/00/00-12-12/12ogl.htm. (accessed 10.06.2019). - 80 p.
4. Ustinkina K.G. Electoral Behavior of Russian Youth // Problem Analysis and State Management Design. 2014. T. 7. No. 1.
187