Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.А. ТИХОМИРОВА'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.А. ТИХОМИРОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
372
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л.А.ТИХОМИРОВ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / САМОДЕРЖАВИЕ / ХРИСТИАНСТВО / L.A.TIKHOMIROV / ORTHODOXY / RUSSIAN CONSERVATISM / MONARCHY / CRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ананьев Никита Александрович

В статье рассматриваются основные принципы политической концепции одного из ведущих идеологов русского консерватизма Л.А. Тихомирова. Автор описывает ключевые аспекты политических убеждений знаменитого консервативного мыслителя: обоснование самодержавной монархической формы правления, её неразрывную связь с православной верой, необходимость сохранения основ существующего социально-политического порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL CONCEPTION OF L.A.TIKHOMIROV

The article discusses the basic principles of the political concept of conservative philosopher L.A.Tikhomirov. The author describes the key aspects of his political beliefs: the justification of the autocratic monarchial form of government, its inseparable connection with the Orthodox faith, the need to preserve the foundations of the existing socio-political order.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Л.А. ТИХОМИРОВА»

УДК 323

DOI 10.34823/SGZ.2020.5.51507

Н.А. АНАНЬЕВ Аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Политическая концепция Л.А. Тихомирова

В статье рассматриваются основные принципы политической концепции одного из ведущих идеологов русского консерватизма Л.А. Тихомирова. Автор описывает ключевые аспекты политических убеждений знаменитого консервативного мыслителя: обоснование самодержавной монархической формы правления, её неразрывную связь с православной верой, необходимость сохранения основ существующего социально-политического порядка.

Ключевые слова: Л.А. Тихомиров, православие, русский консерватизм, самодержавие, христианство.

N.A. ANANYEV

PhD student, faculty of political science, Lomonosov Moscow State University

The political conception of L.A.Tikhomirov

The article discusses the basic principles of the political concept of conservative philosopher L.A.Tikhomirov. The author describes the key aspects of his political beliefs: the justification of the autocratic monarchial form of government, its inseparable connection with the Orthodox faith, the need to preserve the foundations of the existing socio-political order.

Keywords: L.A. Tikhomirov, Orthodoxy, Russian conservatism, monarchy, cristianity.

Лев Александрович Тихомиров (1852-1923) является в отечественной истории знаковой фигурой. Бывший революционер-народоволец, перешедший в 1880-е гг. на консерватив-

* Ананьев Никита Александрович, e-mail: [email protected]

ные, монархические позиции, а затем ставший одним из идеологов монархической государственности и виднейшим консервативным мыслителем своего времени, объективно не может не вызывать повышенного интереса отечественных исследователей. Его биография и идейно-политическое наследие, в отличие от многих других русских консерваторов, неплохо изучены отечественной историографией.

Выходец из семьи военного врача, Л.А. Тихомиров рос как «разночинец», т.е. представитель того социального слоя российского общества, который дал в пореформенную эпоху, по всей видимости, наибольшее число революционеров. Окончив с золотой медалью Керченскую Александровскую гимназию, в 1870 г. он поступил в Московский университет, где присоединился к революционерам-народовольцам. Четыре года тюрьмы за участие в антигосударственной деятельности не изменили его убеждений, и с 1878 г. он переходит на нелегальное положение, став одним из руководителей «Народной воли» - самой радикальной политической организации

i

российских революционеров .

Именно Л.А. Тихомиров был одним из авторов знаменитого письма «Народной воли» императору Александру III, в котором перечислялись различные требования к государственной власти. После убийства его отца в 1881 г. он эмигрирует из страны, став за рубежом редактором «Вестника Народной Воли». Однако в 1888 г. он неожиданно порывает с революционным движением, пишет брошюру «Почему я перестал быть революционером» и возвращается, с Высочайшего согласия, в Россию уже убеждённым консерватором. «Так произошло ещё одно преображение «Савла в Павла». Лидер революционеров становится ревностным приверженцем Самодержавия и крупнейшим идеологом монархического движения»2. О.А. Платонов, в свою очередь, отмечал, что «Царь разрешает Тихомирову вернуться в Россию, чтобы искупить

3

свои грехи перед русским народом» .

В 1890-е - 1910-е гг. Л.А. Тихомиров активно занимается публицистической деятельностью. С 1890 по 1913 гг. он преимущественно публикуется в газете «Московские ведомости»,

1 Смолин М.Б. Тихомиров, Лев Александрович // Чёрная сотня. Историческая энциклопедия. М.: Крафт +, Институт русской цивилизации, 2007, с. 543

2 Там же.

3 Платонов О.А. Предисловие // Руководящие идеи русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 6.

при этом с 1909 по 1913 гг. Л.А. Тихомиров параллельно являлся её главным редактором. Его статьи появляются в самых различных журналах и газетах консервативного направления - «Русское обозрение», «Прямой путь» и многих других. Л.А. Тихомиров написал ряд книг, в том числе «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897), «Монархическая государственность» (1905), «Рабочий вопрос. Практические способы его решения» (1909), «К реформе обновлённой России» (1912), «Религиозно-философские основы истории» (1913-1918) и ряд других. Некоторое время Л.А. Тихомиров состоял на государственной службе. Будучи сторонником председателя Совета Министров П.А. Столыпина, в 1907 г. он становится сотрудником Совета Главного управления по делам печати1. С 1906 г. он также участвует в Предсоборном Присутствии.

Вероятно, самым важным трудом Л.А. Тихомирова является «Монархическая государственность». В это книге, впервые опубликованной в 1905 г., он обосновывает цельную концепцию самодержавной монархической власти применительно для России. В частности, императорскую власть он ставит выше понятия «государство»: «Верховная власть сама по себе не есть ни общество, ни даже государство. Это есть только сила, направляющая действие государственного союза, необходимого для объединения сил общества. Если нет общества, не может быть и государственного союза. Если нет государства, не может быть и Верховной власти»2.

При этом Л.А. Тихомиров разделял понятия «самодержавие» (как исконно-русскую форму правления) и «абсолютизм» (как искусственное явление, проникшее в Россию из Западной Европы в XVIII в.): «Абсолютистские идеи, упраздняющие общество, столь же ошибочны, столь же противны естественным социальным законам, как идеи анархические или «парти-куляристские», упраздняющие государство. Практически те и другие одинаково вредны, составляя причину смешения пределов действия общественности и государственности»3. Основой Русской государственности, согласно точке зрения Л.А.

1 Смолин М.Б. Тихомиров, Лев Александрович // Чёрная сотня. Историческая энциклопедия, с. 545.

2 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: ГУП «Облиз-дат», ТОО «Алир», 1998, с. 286.

3 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность, с. 286.

Тихомирова, является монарх («...Этим центром является для нас и теперь, как было прежде, Русский Царь»)1.

Самодержавная власть, по его мнению, выполняла не только свою политическую (управление государством), но и духовную функцию, и именно по этой причине её авторитет в среде русского народа всегда был очень высок. Так, Л.А. Тихомиров отмечал: «Каких бы правителей для нас ни создавали, будь то министры или всенародные собрания, они не получат для нас авторитета, если им не облекает их тот же Царь, какого русский народ исстари признавал единственным источником авторитета»2. В своём труде «Монархическая государственность» он писал: «Монархия по природе своей является представительницей нравственного идеала, как начала всех примиряющего, а это есть действительно высший, наиболее могучий принцип примирения

3

частных интересов» .

На страницах «Московских ведомостей» Л.А. Тихомиров отмечал христианский (православный) характер русского самодержавия, давая ему следующее определение: «Христианский характер государства состоит в том, чтобы оно само, по своей доброй воле, проникалось христианскими нравственными идеями и проницало ими своё право, свои государственные обязанности, столь же добровольно становясь покровителем Церкви»4. Л.А. Тихомиров считал, что является «в высшей степени выгодным для самого же государства сохранить христианский характер и, следовательно, союз с Церковью»5. Ввиду православного характера российской монархии император выполнял, на его взгляд, не только политическую, но и не менее важную духовную роль.

Л.А. Тихомиров был убеждён в необходимости сохранять отечественные традиции в культуре, социальной и экономической сферах. «Есть основы души народной, и они неизменны»6 - такими словами он охарактеризовал фундамент русского общественного уклада. Обновление, реформы должны

1 Тихомиров Л.А. Царь и народ // Руководящие идеи русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 181.

2 Там же.

3 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность, с. 299.

4 Тихомиров Л.А. Клерикализм и союз с Церковью // Руководящие идеи русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 214.

5 Тихомиров Л.А. Клерикализм и союз с Церковью // Руководящие идеи русской жизни, с. 213.

6 Тихомиров Л.А. Царь и народ // Руководящие идеи русской жизни, с. 181.

происходить лишь постольку, поскольку они не будут затрагивать те основы, по которым испокон веков живут государство и общество. По его мнению, «государственно-народное творчество возможно и плодотворно тогда, когда зиждется на этой основе, а не на случайных, проходящих помрачнениях или опьянениях. Да и различие внешней обстановки не изменяет необходимости твёрдо держаться на тех же основах»1.

Л.А. Тихомиров утверждал, что создание Государственной Думы не противоречит принципам самодержавной монархии, следовательно, никакого «конституционного строя» в Российской империи не существует. Л.А. Тихомиров писал: «Если мы возьмём в совокупности учредительные акты Верховной власти, - как кодифицированные в Своде 1906 года, так и остающиеся ныне вне кодификации, то должны прийти к несомненному убеждению, что эта власть остаётся в руках Монарха неограниченной. Это, конечно, и естественно, ибо всякая Верховная власть - по существу не ограничена юридически, и если бы власть Русского Монарха была ограничена, то это лишь показывало бы, что она перестала быть Верховной»2. Он полагал, что «это не ограничение, а самоограничение, составляющее (как это хорошо выяснено у Г. Елли-нека) существенный признак Верховной власти. Все другие власти подлежат ограничению извне; Верховная же власть только извнутри себя, посредством самоограничения, причём она для всех других властей остаётся всё-таки неогра-ниченной»3.

Таким образом, Л.А. Тихомиров полемизировал с теми представителями русской консервативной мысли (А.И. Дубровин, В.А. Грингмут, К.Н. Пасхалов, Д.А. Хомяков), которые были убеждены в том, что после Манифеста 17 октября 1905 г. самодержавный строй, претерпев кардинальную политическую трансформацию, превратился в конституционно-парламентскую монархию, в рамках которой парламент (Государственная Дума) ограничивает власть императора. Согласно его точке зрения, Государственная Дума, источником образования которой является воля самодержца, «дополняет» власть самодержавного монарха, но не противоречит ей.

1 Тихомиров Л.А. Царь и народ // Руководящие идеи русской жизни, с. 181.

2 Тихомиров Л.А. Сущность нашей современной Верховной власти // Руководящие идеи русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2008, с. 422-423.

3 Там же, с. 423.

В заключение стоит подвести следующие итоги.

1. Л.А.Тихомиров представил российскому обществу чёткую концепцию самодержавной монархии, обосновал необходимость существования твёрдой монархической власти в России, основанной на принципах «Православие, самодержавие, народность». Он описал значимость православной веры для русского народа и для Российского государства, отметив «христианский характер» русского самодержавия и противопоставив его «светскому» абсолютизму.

2. Л.А. Тихомиров одним из первых русских консерваторов провёл различия между русским самодержавием, основанным на православных религиозных принципах и христианской этике, и западноевропейским абсолютизмом, носящим светский характер. Главное различие между самодержавием и абсолютизмом, по мнению Л.А. Тихомирова, заключалось в том, что власть самодержца была ограничена Божьими законами, и монарх нёс ответственность перед Богом за свои поступки, а при абсолютизме власть монарха не ограничена ничем, и он ни перед кем ответственность не несёт.

3. Кроме того, Л.А. Тихомиров обращал особое внимание на вопросы социального характера, с одной стороны, выступая за определённые преобразования (например, в рабочем и крестьянском вопросе), а с другой - поддерживая тезис о необходимости упрочения традиционных социально-политических, экономических и культурных устоев. В частности, он поддерживал идеи введения системы государственного социального обеспечения для фабрично-заводских рабочих, а также обеспечения землёй крестьян, поддерживал аграрные реформы П.А. Столыпина и был инициатором введения в 1912 г. системы государственного страхования рабочих. Это свидетельствует о том, что русские консерваторы не являлись противниками социально-экономического прогресса и не были чужды проведению тех или иных реформ, которые, по их мнению, укрепляли Российское государство и общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.