Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО КРИЗИСА 1870-Х ГГ. И РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ САТИРИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «LE CHARIVARI»)'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО КРИЗИСА 1870-Х ГГ. И РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ САТИРИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «LE CHARIVARI») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
559
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА / САТИРИЧЕСКАЯ ГРАФИКА / САТИРИЧЕСКИЕ ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ / ГАЗЕТА «LE CHARIVARI» / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС / ВОСТОЧНЫЙ (БАЛКАНСКИЙ) КРИЗИС 1875-1878 ГГ / ТРЕТЬЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-1878 ГГ / POLITICAL CARICATURE / SATIRICAL GRAPHICS / SATIRICAL NEWSPAPERS AND MAGAZINES / LE CHARIVARI NEWSPAPER / FOREIGN POLICY / PUBLIC OPINION / SLAVIC ISSUE / THE GREAT EASTERN CRISIS OF 1875-1878 / THIRD FRENCH REPUBLIC / OTTOMAN EMPIRE / RUSSIAN EMPIRE / RUSSIAN-TURKISH WAR OF 1877-1878

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кочуков С.А.

В статье рассматривается роль политической карикатуры Франции в формировании общественного восприятия событий и основных участников Восточного (Балканского) кризиса 1875-1878 годов. На материалах сатирической газеты «LeCharivari» показаны основные направления сатирического изображения Османской и Российской империй в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В статье отмечены параллели в сюжетах и образах французской и английской политической карикатуры накануне и в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL CARICATURE OF FRANCE DURING THE GREAT EASTERN CRISIS OF 1875-1878 AND THE RUSSIAN-TURKISH WAR OF 1877-1878 (BASED ON THE SATIRICAL NEWSPAPER «LE CHARIVARI»)

The article examines the role of the political caricature of France in shaping the public perception of events and the main participants in the Great Eastern crisis of 1875-1878. Based on the materials of the satirical newspaper Le Charivari, the main directions of the satirical image of the Ottoman and Russian empires during the Russo-Turkish war of 1877-1878 are shown. The article notes the parallels in the plots and images of the French and English political caricatures on the eve and during the Russian-Turkish war of 1877-1878.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО КРИЗИСА 1870-Х ГГ. И РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ САТИРИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «LE CHARIVARI»)»

УДК 94(44).08| 1875/1878| :[741.5]

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРИКАТУРА ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ВОСТОЧНОГО КРИЗИСА 1870-Х ГГ. И РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ САТИРИЧЕСКОЙ

ГАЗЕТЫ «LE CHARIVARI»)

С.А. Кочуков

Государственный архив

Саратовской области

e-mail: kochukovsgu1974@yandex.ru

В статье рассматривается роль политической карикатуры Франции в формировании общественного восприятия событий и основных участников Восточного (Балканского) кризиса 1875-1878 годов. На материалах сатирической газеты «Le Charivari» показаны основные направления сатирического изображения Османской и Российской империй в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В статье отмечены параллели в сюжетах и образах французской и английской политической карикатуры накануне и в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Ключевые слова: политическая карикатура, сатирическая графика, сатирические газеты и журналы, газета «Le Charivari», внешняя политика, общественное мнение, славянский вопрос, Восточный (Балканский) кризис 1875-1878 гг., Третья Французская республика, Османская империя, Российская империя, Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

POLITICAL CARICATURE OF FRANCE DURING THE GREAT EASTERN CRISIS OF 1875-1878 AND THE RUSSIAN-

TURKISH WAR OF 1877-1878 (BASED ON THE SATIRICAL NEWSPAPER «LE CHARIVARI»)

S.A. Kochukov

(Saratov, Russia)

e-mail: kochukovsgu1974@yandex.ru

The article examines the role of the political caricature of France in shaping the public perception of events and the main participants in the Great Eastern crisis of 1875-1878. Based on the materials of the satirical newspaper Le Charivari, the main directions of the satirical image of the Ottoman and Russian empires during the Russo-Turkish war of 1877-1878 are shown. The article notes the parallels in the plots and images of the French and English political caricatures on the eve and during the Russian-Turkish war of 1877-1878.

Keywords: political caricature, satirical graphics, satirical newspapers and magazines, Le Charivari newspaper, foreign policy, public opinion, Slavic issue, The Great Eastern crisis of 1875-1878, Third French Republic, Ottoman Empire, Russian Empire, Russian-Turkish war of 1877-1878.

112

Позиция французской газеты «Le Charivari», самого известного иллюстрированного сатирического издания, в отношении к Восточному вопросу 70-х гг. XIX в. имела ряд принципиальных отличий в сравнении с сатирической графикой других европейских стран. Восточный (Балканский) кризис 1875-1878 гг., начавшийся с роста национально-освободительного движения славян Османской империи и закончившийся Русско-турецкой войной 1877-1878 гг., вызвал большой интерес художников-карикатуристов, сотрудничавших в сатирических изданиях Великобритании, Австро-Венгрии и Германии. Французской газете «Le Charivari» принадлежало историческое первенство в сатирической иллюстрированной прессе. Именно ее появление подтолкнуло в свое время к созданию английского журнала «Punch, orthe London Charivari». Но в 1870-е гг. ведущие позиции принадлежали английской карикатуре, она оказалась злободневнее, ярче, интереснее. Британское общество, как и политическая элита Туманного Альбиона, были проникнуты идеями политической гегемонии на Ближнем Востоке. Различные политические силы Британии тонко использовали ситуацию на Балканском полуострове для достижения своих целей в парламентской борьбе.

Для Третьей Французской республики обстоятельства были иными. В XVII и начале XVIII вв. Франция была союзником Османской империи и реализовывала в ней экономические интересы французского капитала, но впоследствии при дворе султана первую скрипку начинали играть английские эмиссары, отодвигая своих французских коллег на второй план. К тому моменту, когда с новой силой разгорелся старый восточный вопрос, страна, потерпевшая тяжелое поражение во франко-прусской войне, уже вынуждена была довольствоваться ролью наблюдателя, а не реального политического игрока. Все это в конечном итоге и проявилось на страницах «Le Charivari»: сила внутренних отрицательных эмоций французского общества нашла свой выход в обличительной и злой иронии политической карикатуры периода Балканского кризиса 1875-1878 годов. Он сталкивал внешнеполитические интересы всех европейских держав, а союзников у Франции, изолированной Союзом трех императоров, фактически не было.

Основателем газеты «Le Charivari», существовавшей с 1832 г., был французский карикатурист и журналист Ч. Филипон. Фили-

113

пон имел уже опыт создания подобной печатной продукции. Еще в 1830 г. по его инициативе в Париже стало выходить сатирическое еженедельное издание «La Caricature». Несмотря на то, что издание было новое, с ним сотрудничали Оноре де Бальзак и Луи Деснойер. Художниками-карикатуристами в «La Caricature» выступали О. Домье, Ж. Гранвиль, А. Монье. Структурно издание состояло из четырех страниц, но при этом редакция старалась охватить все стороны французской жизни. После того, как основным объектом сатиры «Le Caricature» стал король Луи Филипп, над изданием стали сгущаться тучи. С одной стороны, небольшое сообщество вольных художников-карикатуристов, а с другой, король Франции - силы были явно неравны. Результатом этой борьбы стали бесконечные предупреждения изданию со стороны властей, и как результат арест Ч. Филипона. И хотя с 1835 г. «La Caricature» возобновил свою деятельность, о былой популярности не могло уже быть и речи. Требовалось создать новое издание, которое учло бы уроки и смогло расположить к себе французскую публику.

29 ноября 1832 г. в одном из номеров «La Caricature» вышла небольшая заметка Ч. Филипона о начале издания новой сатирической газеты «Le Charivari». Конечно, он даже представить не мог, что буквально через несколько лет его детище станет образцом для подражания и даже в «отечестве пародии и карикатуры» Англии журнал «Punch» станут называть «Лондонским Шаривари». Уже 1 декабря 1832 г. увидел свет первый номер газеты. В отличие от еженедельного журнала «La Caricature», «Le Charivari» выходила ежедневно, и главное, эта газета была не столько политической, сколько была посвящена социальным и культурным событиям. Выбор этого направления объяснялся тем, чтобы с одной стороны, расположить к себе читательскую аудиторию, а с другой, обезопасить себя от конфликтов с цензурой. «Le Charivari» состояла все так же из четырех страниц, причем вторая страница полностью отводилась под одну или несколько карикатур, все остальное место занимали фельетоны, небольшие объявления и реклама. Среди художников, сотрудничавших с «Le Charivari», были карикатуристы, которые работали с Филипоном еще в «La Caricature»: О. Домье, Ш. Виллер, А. Лоренц1.

1 Подробнеесм.: Bellanger C. Histoire générale de la presse française. Paris, 1969; Gardes J.-C. Les revues satiriques françaises. Brest, 2011; Леонтьева Е.В. Политическая карикатура Ш. Филипона и французская журналистика се-

114

К 70-м гг. XIX в. по структуре и набору материала газета «Le Charivari» оставалась верна своим традициям, но стала живо откликаться на большинство событий на европейском континенте. Не стал исключением и кризис на Балканском полуострове 70-х гг. XIX в, включая Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Редакция газеты оперативно размещала карикатуры и фельетоны о войне России с Османской империей, главным образом, для увеличения тиража и привлечения новых читателей. Получал развитие и характерный дискурс ориентализма: редакция газеты прекрасно понимала, что подписчиков издания нужно не только информировать, но и развлекать, а такие «варварские», «восточные» по своей сути, в рамках данного дискурса, государства, как Османская и Российская империи, как нельзя лучше подходили для этого.

Основным карикатуристом «Le Charivari», который чаще всего обращался к балканской проблематике, был Шарль Амедей де Ноэ, более известный под псевдонимом Шам. Как художник он испытал в свое время сильнейшее влияние карикатуриста О. Домье. Однако, работы Шама намного превосходили карикатуры Домье, главным образом, по смелости сатирических решений и часто доходили до абсурда. Тем не менее, его «злые» рисунки на страницах «Le Charivari» сразу нашли своего почитателя.

Шам уже в начале 1877 г. обратился к теме конфликта между Россией и Турцией, когда опубликовал в «Le Charivari» карикатуру, представлявшую общую политическую ситуацию. Разгадать значение карикатуры должна была пояснительная надпись: «Очень интересно, для кого эта метла»2 (рис. 1). Основными действующими лицами карикатуры выступали: Россия в уже устоявшемся в европейских периодических изданиях образе казака, Турция в образе генерала, Великобритания в образе Афины Паллады (античный Альбион), а также и сам новый 1877 г. в виде молодой дородной женщины, опирающейся на метлу.

Карикатурный образ Альбиона требует уточнения. Возвышенный античный образ Британии-Альбиона в одеяниях древнегреческой богини часто встречается в британских сатирических изданиях, в частности в журнале «Punch». Но если в «Punch» английская Афина выходила молодой воительницей, явно распола-

редины XIX века // Вестник РГГу. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2011. № 6 (68).С. 149-158.

2 Le Charivari. 1877. Janvier 18. Р. 14.

гающей к себе, то ее французский двойник - образ крайне ироничный. Британия-Альбион на страницах «Le Charivari» вышла из-под карандаша Шама страшной старой старухой с крючкообразным носом, нелепо облаченной в античные доспехи. Очевидно, что автору карикатуры больше всего хотелось посмеяться именно над Великобританией, даже больше, чем над Россией или Турцией; художника в большей степени интересовал извечный соперник Франции - Англия. Что же касается пояснительной надписи, то она главным образом относится к Турции, так как именно перед Портой в начале 1877 г. стоял сложный и проблемный вопрос: что же принесет для нее наступивший новый год? И коснется метла истории ее самой или ее «заклятого друга» - России?

Рис. 1.

Образ России в количественном отношении на страницах «Le Charivari» явно уступает Турции, что вполне понятно, учитывая политические, культурные и экономические интересы Франции в Османской империи. Особенно показательны в этом отношении

карикатуры Жюля Ренара, более известного под псевдонимом Дранер. В отличие от своего коллеги Шама, он был самоучкой и первоначально рисовал небольшие карикатуры на темы повседневной жизни города Льежа. Известность к нему пришла в 60-х гг. XIX в., когда, перебравшись в Париж, он выпустил большую серию (из 136 рисунков) военных карикатур. После Франко-Прусской войны он начал сотрудничать с «Le Charivari», где в разделе «Актуальные новости» помещал свои рисунки.

Одной из ярких карикатур Дранера был рисунок, посвященный Константинопольской конференции, проходившей на рубеже 1876-1877 гг.3, на которой в последний раз европейские державы пытались найти мирный способ решения Балканского кризиса (рис. 2.)

Турок, символизирующий на рисунке Османскую империю, изо всех сил старается удержаться на шаре, выполняя тем самым опасный цирковой номер. Но опасность заключается не столько в том, что он может свалиться, не удержав равновесие на сфере, сколько в том, что ее роль выполняет граната, у которой фитиль фактически уже догорел и взрыв неизбежен. И тут уже не важно,

3 Le Charivari. 1877. Fevrier 23. Р. 42.

Рис. 2

свалится турок или нет, и какую он займет позицию на конференции, взрыв, или правильнее сказать, война в любом случае состоится.

Восточный вопрос в начале 1877 г. витал в воздухе постоянно и «Le Charivari» не раз откликалась на это событие. Одна из интересных карикатур на эту тему относится к мартовскому номеру газеты, в котором ловко и точно обыгрывалась ситуация на Вос-токе4 (рис. 3).

Рис. 3.

Россия, представленная в устоявшемся образе казака5, и Великобритания в не менее известном образе Джона Булла, пытаются утопить Восточный вопрос в колодце. Пояснительная надпись гласит: «Они думают, что так могут избавиться от Восточного вопроса». Вся проблема заключалась еще и в том, что каждое из этих государств рассматривало решение Восточного вопроса только со своей позиции. Если Российская империя видела решение вопроса параллельно с решением проблемы южных славян, то Велико-

4 Le Charivari. 1877. Mars 24. Р. 66.

5 Подробнее см.: Гладышев А.В. Казаки во Франции в 1814 г.: образ и коллективная память / / Уральский исторический вестник. 2014. № 4 (45). С. 5 -25.

британия рассматривала ликвидацию ближневосточной напряженности лишь через призму своей имперской внешней политики: сохранение Османской империи в качестве противовеса России на Ближнем Востоке и на Балканском полуострове, заморозка проблемы о черноморских проливах, сокращение помощи русских южным славянам и т.д. Таким образом, логика карикатуры вполне очевидна: преодолеть проблему «утопления» Восточного вопроса путем перетягивания каната на колодезном блоке - дело абсолютно бесполезное. Подобное «спортивное» состязание не сможет отсрочить военный взрыв, а лишь втянет во внешнеполитическую борьбу на Востоке новых сильных игроков. Кроме того, по мнению «Le Charivari», эта ситуация может вылиться не столько в войну между славянами и турками или между турками и русскими, сколько в противостояние между Российской империей и Британской.

Рис. 4.

В отличие от английских карикатур, Россия в образе медведя в карикатурах «Le Charivari» встречается не часто, но тем не менее есть несколько эстампов зооморфного содержания. Озлобленного монстра, изо рта которого капает слюна, весьма характерного для английских изданий, здесь не найти, но тем не менее, французская версия русского медведя столь же далека от сказоч-

ного бурого косолапого увальня. Ярким примером является карикатура, помещенная в апрельском номере газеты, «Возобновление борьбы медведя и паши»6 (рис. 4).

Само название было намеком на частые войны между Россией и Турцией. Используя дерево в качестве спасительного средства, турок со страху перед медведем забрался на самую макушку. Только дерево это не обычное: пояснительная надпись заставляет читателя увидеть в нем конституцию 1876 года. В самом деле, движение «новых османов» и поддерживавший их визирь Мид-хат-паша руководствовались той идеей, что конституционная Османская империя при поддержке европейских государств сможет гораздо более успешно противостоять российскому самодержавию. Сюжет карикатуры выдает то, что французское издание прекрасно представляло себе истинные мотивы конституционного правления Абдул-Хамида II и к тому же, видимо, уже определилось с хозяином положения дел в восточном вопросе, и это несмотря на то, что боевые действия Россией были только начаты.

В то же время карикатуристы продолжали расставлять акценты на агрессивных действиях России. Для французского читателя был не очевиден главный мотив заинтересованности в войне русского общества, связанный с освобождением славян из-под турецкой власти. Кто такие славяне? Какое отношение они имеют к России? Насколько сильны в официальном Петербурге славянские освободительные чаяния? Все это «Le Charivari» не особенно стремилось разъяснять рядовому обывателю. Было проще навесить на Российскую империю клеймо захватчика и варвара: эти тезисы были читателю понятны и давно известны. Карикатура «Le Charivari» от 27 июня 1877 г. яркое тому подтверждение7. Перед читателями предстает в очередной раз медведь, облаченный для пущей убедительности в казацкую папаху. Захватнические устремления медведя, т.е. России, определяются тем, что свирепое животное уже успело подмять под себя Румынию, а подрису-ночная подпись определят его дальнейшие желания и устремления: «Пусть он закрепится в вашем доме. Вскоре он возьмет себе еще четыре». Как ни странно, эта подпись неплохо перекликается с русской сказкой «Лисичка со скалочкой», где основная формула благосостояния Патрикеевны заключалась в формуле «сама лягу

6 Le Charivari. 1877. Avril 21. Р. 88.

7 Le Charivari. 1877. Juin 27. Р. 137.

на лавочку, а хвостик под лавочку...». Вряд ли редакция «Le Charivari» была знакома с ужимками этой лисы, но тем не менее карикатуристы с блеском обыгрывали именно эти методы захвата и присвоения. Издание фактически обвинило Россию в захвате территорий на Балканском полуострове. Логика заключалась в том, что если России дали возможность ввести войска против Турции на территорию Румынии, то она в недалеком будущем захватит и целый ряд балканских стран.

Очередной рисунок художника Шама «В смущении»8 (рис. 5) продолжает карикатурную традицию зооморфных образов, с той лишь разницей, что хозяин русских лесов облачен в императорскую корону и его вид отнюдь не доброжелателен, и это не смотря на то, что война к моменту появления этой карикатуры уже

Рис. 5.

Оппонентом медведя в данном случае выступает Великобритания в уже известном образе престарелой античной богини. В

8 Le Charivari. 1878. Janvier 9. Р. 6.

качестве аргумента для усмирения зарвавшегося зверя карикатурная Афина не нашла ничего лучшего, как надеть на медведя намордник. Надпись под карикатурой озвучивает бессильный вопрос Британии-Альбиона: «Никто не поможет надеть ему намордник?». С одной стороны, «Le Charivari» очередной раз хочет высмеять Россию. С другой, не лишней является ирония в адрес Соединённого Королевства. Шам в карикатуре фактически обвинил Альбион в политической беспомощности и бесперспективных попытках создания антирусской коалиции (реплика Великобритании является призывом к европейским державам остановить Россию). Кроме того, этот призыв можно рассматривать и как констатацию Францией, занявшей наблюдательную позицию, уже случившегося факта: Российская империя, разгромив Порту, стала доминирующей силой в регионе, и Англия уже не может однозначно навязывать свою точку зрения в международной политике на Балканах. Смысл карикатуры заключался в том, что Британии жизненно необходимы союзники: Османская империя повержена, она осталась один на один с Россией. Бросать открытый вызов русскому медведю, который почувствовал свою силу и уверился в своих возможностях, было не в обычаях британцев.

Необходимо отметить, что, затрагивая тему Русско-турецкой войны, «Le Charivari» больше внимания уделяла Турции и ее вооруженным силам. Рассматривая это направление во французских карикатурах, нельзя не затронуть чрезвычайно популярный изобразительный прием, который был характерен не только для «Le Charivari», но и для ряда немецких и австрийских сатирических журналов. Это изображение ножниц. Ножницы в карикатурах на Османскую империю обозначали сокращение (обрезание) территории. Художник Шам посвятил этому несколько рисунков. В мартовских номерах «Le Charivari» за 1877 г. были напечатаны сразу две такие карикатуры. Первая из них «Управление сюжетом для выставки»9. На ней изображен турецкий султан Адбул-Хамид, с любопытством и одновременно со злостью вглядывающийся в холст, на котором художник изобразил огромные ножницы. Именно этот пугающий и навязчивый образ должен был, по мнению газеты, предостеречь султана от опрометчивых дейст-

9 Le Charivari. 1877. Mars 26. Р. 67.

вий. Впрочем, «Le Charivari» не сомневалась, что сокращение территории Турции - процесс исторически неизбежный.

Продолжением предыдущей карикатуры является рисунок Шама «Растерянность»10 (рис. 6).

Рис. 6.

Здесь снова изображен турецкий султан, но уже на троне, в окружении все тех же ножниц. Но самое интересное заключается в том, что на карикатуре в роли брадобрея выступает основной союзник Османской империи - Великобритания в уже известном образе античной богини. Это может показаться странным, ведь если и ждать сокращения Османской империи, то в первую очередь от Российской империи, которая, разбив турок, точно на этом не успокоится, а добьется отторжения от нее ряда балканских славянских территорий. Но здесь Альбион грозит султану целой когортой ножниц. Таким образом, Шам старался показать,

10 Le Charivari. 1877. Mars 31. Р. 72.

что Великобритания давно уже не тот друг, на которого можно рассчитывать Турции, и она воспользуется любым удобным случаем, чтобы урвать свой кусок при разделе наследства «Больного человека».

На страницах «Le Charivari» карикатурные образы России в период войны с Турцией представлены в основном с использованием пусть небольших и локальных, но все-таки побед мусульманского полумесяца над российским орлом. Показательна в этом отношении карикатура Дранера, изображающая момент составления очередной реляции турецкого генерала Мехмеда Али-паши. Слова турецкого военачальника: «Напишите: Мы взяли трофеи у врага, правое крыло, которое побеждено»11. Сама карикатура достаточно колоритна. Турецкий генерал в парадной форме держит в руках захваченные его войсками амуницию русских: сапоги, мундир и каску кавалергарда с отбитым крылом императорского орла, и диктует очередное победное донесение в Константинополь. Именно последний атрибут требует уточнения. Данная каска была в ходу в кавалергардском полку периода Крымской войны, тут явный намек на победы антирусской коалиции во время Восточной кампании.

Зачастую темой французских карикатур становились недостатки, сложности и затруднительные ситуации русской армии. Художник Шам остро почувствовал уязвимое, больное месторус-ской армии - невозможность войти в турецкую столицу. Россия сколько угодно могла наносить удары по туркам, захватывать крепости, блокировать османские гарнизоны, но ей не удалось осуществить главного - пройти парадным маршем по улицам Константинополя. Этот момент и обыграл в своей карикатуре Шам, язвительно изобразив русского солдата, который с подачи турка слушает в телефонную трубку звон колоколов Святой Со-фии12 (рис. 7). Подпись к рисунку озвучивает предложение русским: «Воспользуйтесь телефоном, чтобы послушать службу в Святой Софии без въезда в Константинополь». Французский художник уловил основное психологическое стремление русских в этой войне.

11 Le Charivari. 1877. Juin 11. Р. 124.

12 Le Charivari. 1878. Fevrier 12. Р. 34.

124

Рис. 7.

В российской армии, как и в обществе, факт входа в Константинополь воспринимался в качестве чуть ли не основной задачи, и невыполнение ее портило вкус победы. Петербургская газета «Северный Вестник» с горечью констатировала: «Желание войти в Константинополь в виде блистательного эпилога кампании очень сильно во всех русских офицерах и солдатах русской армии. Это стремление почти детски-простодушное по своей натуре и не имеющее ничего общего с какими бы то ни было завоевательными планами, могло бы быть удовлетворено дружеским приглашением со стороны Порты пройти через город к гавани для немедленного отплытия оттуда на родину, не менее, чем действительным занятием столицы на известное время. С русского войска довольно уже и того, что перенесено им; не нужно ему так же и никакого кровопролития; посетить ту или иную местность исключительно ради возможности сказать потом, что они побывали там...»13. Князь В.П. Мещерский в своих мемуарах так же с

13 Северный вестник. 1878. № 51. С. 1.

125

горечью вспоминал: «Боже, какой у них вид был после этого страшного усиленного трудного похода: измученные, усталые, почти голодные и нравственно убитые известием о том роковом «стой», которое судьба произнесла в тот миг, когда они вынесли все невзгоды, все тяжести похода с надеждой все забыть в стенах взятого Царьграда»14.

В том же духе выдержана еще одна карикатура Шама «Средний путь»15. Подрисуночная подпись гласит: «Чтобы пощадить османскую самооценку, пересечь Константинополь по пешеходному мосту можно, не входя в него». Конечно, все дело заключалась не в желании русских поберечь ранимую психику турок. Как всегда, вмешалась политика: угрозы Великобритании заставили русскую армию остановиться у ворот османской столицы. Армия Российской империи, сумев разгромить войска Порты, захватить все основные коммуникации и крепости, наконец, потеряв на полях сражений более 20 тыс. человек, вынуждена была довольствоваться прогулкой по мосту рядом с неприятельской столицей, хотя планы относительно нее в России были более чем грандиозные. В стенах Московского славянского благотворительного комитета разрабатывалась и пропагандировалась «великая славянская идея». В Славянских комитетах были твердо убеждены в том, что «защита и освобождение турецких христиан есть нравственный долг и назначение православной России»16. Ф.М. Достоевский был даже не просто сторонником захвата столицы Турции - Константинополя, но и переноса столицы России в эту «колыбель православия». В своем «Дневнике» за март 1877 г. писатель отмечал: «Да, Золотой Рог и Константинополь - все это будет наше. И, во-первых, это случится само собой, именно потому, что время пришло, а если не пришло еще и теперь, то действительно время уже близко, все к тому признаки»17.

Впрочем, в русском обществе встречались и совсем другие на-строения18. В частности журнал «Дело» отмечал: «Как наше обще-

14 Мещерский В.П. Воспоминания. М., 2001. С. 400.

15 Le Charivari. 1878. Fevrier 16. Р. 38.

16 Апостольский П. Нравственные основы настоящей войны. СПб., 1877. С. 15.

17 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 9. Кн. 1. М., 2007. С. 70.

18 О сатирических откликах в России на события Восточного кризиса см., напр.: Кочукова О.В. Сатирическая поэзия накануне Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. // Внешнеполитические интересы России: история и со-

126

ство приняло мир? Из провинциальных известий мы читаем пока одно - из Новгорода. Там прекращению кровопролития общество нисколько не обрадовалось. Представители интеллигенции отнеслись к нему совершенно равнодушно, или, не довольствуясь миром простым, хотят мира почетного. Как это понять? Если тут говорит чувство национальной гордости, нежелание быть ниже других народов, то мы это чувство понимаем. Но оно ли говорит? В чем должен заключаться почет? В том, что подобно Олегу, мы должны повесить щит на воротах Царьграда, или в том, что, чувствуя в себе силу это сделать, мы этого не сделаем?.. Но разве русская борьба с турками была из-за первенства? Мы, считая себя европейским народом, не видели в Турции ровню себе и шли за Балканы не для того, чтобы стать выше турок, - мы, знали, что стоим выше, - мы шли, чтобы освобождать угнетенных братьев по Христу. Для удовлетворения того же чувства мы прошли бы парадно по Константинополю, когда чувства борьбы за превосходство вовсе не было в списке чувств, с которыми мы начали войну? И разве мы брали Константинополь? Разве мы взяли его, подобно тому, как немцы взяли Париж? Значит, нам пришлось бы идти в Константинополь нарочно. И для чего? Чтобы унизить национальное чувство побежденного врага? Да ведь ему уж и так не легко, он уже и так лежит у ног победителя. Кто же бьет лежачего - подумайте!»19.

Но взгляд «французского наблюдателя» сатирической газеты отличался не только зоркостью, но и большим охватом поля зрения: объектом сатиры становились попеременно то русские, то турки. Основной темой сатиры в отношении османской армии стала фатальная бедность солдат Порты. Художник Шам посвятил этому не одну карикатуру, но самой яркой и примечательной является рисунок, изображающий турецких солдат, которые вместо оружия несут на перевес картины импрессионистов20. Один вид этих вояк с полотнами на перевес, по мнению художника, поверг русские войска в ужас, и в том числе диких казаков, которые

временность. Сборник материалов VII Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.Н. Сквозников, М.В. Черкасова. Самара, 2019. С. 88-94; Ко-чукова О.В., Кочуков С.А. Россия в Балканском кризисе 1875-1878 гг.: политическая карикатура на страницах журнала «Будильник» // История и историческая память. 2019. № 18. С. 138-155.

19 Дело. 1878. № 2. С. 430-431.

20 Le Charivari. 1877. Avril 28. Р. 93.

являлись излюбленной страшилкой многих европейских газет. Подпись под карикатурой подтверждает желание Турции использовать картины на фронте, учитывая недостаток оружия: «Турки покупают несколько картин на выставке импрессионистов, чтобы их использовать на войне».

Не менее интересна еще одна карикатура Шама «Победители на время»21. Карикатура изображает, что в ходе рукопашной схватки русский солдат проткнул насквозь турка штыком. Русский воин представлен в виде дородного, хорошо экипированного солдата, чего нельзя сказать о турке. Подпись под рисунком озвучивает удивительный вопрос русского солдата: «Мой бедный турок, ты не злишься на меня?». На что турок дает ответ: «Впервые за восемь дней что-то вошло в мой желудок». Этот ответ обличает плохое снабжение османской армии. Но справедливость требует отметить, что проблема снабжения армии была серьезной и для российской стороны: в России в ходе войны не раз указывали на опасность недооценки турецкой армии в качестве противника. Многие понимали, что турецкая армия не такая уж и слабая. Например, граф Н.П. Игнатьев в своих «Походных письмах» отмечал: «Решительные события приближаются, дай-то бог, чтобы все пошло хорошо и чтобы потери наши не были так значительны, как можно, как должно ожидать по турецким приготовлениям. Дело в том, что между турками заметили на многих пунктах англичан-офицеров в красных мундирах и куртках и что противникам нашим дали все нужное время, чтобы вполне приготовиться и построить множество укреплений. Замечательно, что им становятся известны, по-видимому, все распоряжения военные прежде, нежели самим войскам»22.

По мере того, как победоносно развивалась война с Османской империей, перед Россией вставала задача как можно быстрее закончить ее. Помимо чисто финансовых проблем, которые давали о себе знать, нужно было учитывать возможные дипломатические осложнения: в памяти была Крымская война, усиливались опасения относительно согласованного противостояния европейских держав дальнейшему усилению России. То, что в России стараются закончить войну поскорее, понимали и в Европе. «Ье

21 Le Charivari. 1877. Aout 28. Р. 189.

22 Игнатьев Н.П. Походные письма 1877 года. Письма к Е.Л. Игнатьевой с балканского театра военных действий. М., 1999. С. 30.

128

Charivari» с подачи художника Шама отразила это понимание в карикатурах. Один из рисунков изображает турка и русского, которые сообща волокут к Константинополю стол на колесах для подписания мирного договора23. Османская империя не менее России старалась закончить войну. Ее к этому подталкивало далеко не благополучное экономическое состояние страны. Продолжением предыдущей карикатуры является рисунок Шама, на котором радостный от успехов русский солдат верхом на коне и с саблей наголо двигается в сторону турецкой столицы, которая в дымке уже становится различимой, а турецкий султан, стараясь не отстать от лошади, бежит параллельно и старается передать русскому очередное предложение о мире24. Причем делает это настольно рьяно, что в клочья разорвал на себе обувь, чему «Le Charivari» давала следующее пояснение: «У турецкого уполномоченного скоро не будет обуви, благодаря ходу переговоров».

Заключение Сан-Стефанского договора и, как следствие, усиление Российской империи в регионе было не однозначно воспринято ведущими европейскими державами. Конечно, главным политическим оппонентом России выступала Великобритания. Художник Дранер не преминул это отметить в своей карикатуре25. Рисунок представляет Великобританию в образе Джона Булла, который в колпаке звездочета смотрит в телескоп на Луну, которая представляет Константинополь, но спутник Земли фактически весь закрыт русским медведем в казачьей шапке. Подпись к карикатуре: «Проклятье! Полумесяц омрачен большим медведем». На изображении Россия-Медведь закрыла своей фигурой Константинополь.

Вполне понятно, что карикатуристы «Le Charivari» не могли пропустить еще одно важнейшее событие в решении восточного вопроса - Берлинский конгресс. Один из рисунков Шама затрагивает проблему послевоенного переустройства Балканского полуострова. Государства, которые во время войны придерживались политики нейтралитета: Великобритания, Австро-Венгрия и Германия настояли на созыве конгресса с целью пересмотреть результаты Русско-турецкой войны, закрепленные Сан-Стефанским миром. Карикатура Шама «Конгресс», главным образом, обраща-

23 Le Charivari. 1878. Fevrier 1. Р. 25.

24 Le Charivari. 1878. Fevrier 7. Р. 30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Le Charivari. 1878. Avril 11. Р. 81.

ет внимание читателей на секретность самих переговоров26. Здесь зритель не увидит ни одного европейского лидера. На рисунке представлен большой стол, стоящие вокруг него стулья и ноги участников конгресса; сами же представители стран накрыты скатертью. А подпись к рисунку выражает мнение, что для участников этого сборища утаить свои решения, оставить все в большом секрете, и есть главная цель: «Необходимо накрыть себя покрывалом, чтобы все обдумать в большой тайне». В самой России буквально все были убеждены, что ничего позитивного ждать от Берлинского конгресса не стоит. Тем не менее, окончательные его решения превзошли все ожидания. И.С. Аксаков открыто называл берлинский меморандум предательством, направленным против России. А.Д. Градовский в газете «Голос» утверждал, что народы Балканского полуострова имеют полное право разорвать этот трактат и «Россия будет права, поддерживая их»27. Газета русских политических эмигрантов «Общее дело» считала, что война с Турцией должна закончиться лишь тогда, когда «в турецком рабстве не останется ни одного славянина»28, только после этого можно было быть уверенными, что те усилия, которые предприняла Россия, не потрачены впустую. Нельзя сказать, что французский карикатурист руководствовался теми же соображениями, что и негодовавшая общественность России, но острая политическая ирония «стороннего наблюдателя» обладала большой обличительной силой, и оставляет в уверенности, что политическая карикатура «Le Charivari» представляла интерес не только для французского читателя.

26 Le Charivari. 1878. Juillet 2. Р. 143.

27 Цит. по: Нарочницкая Л.И. Россия и национально-освободительное движение. М., 1979. С. 134. Но Градовский признавал так же, что «уважение Европы нужно нам, несмотря на то, что по существенным вопросам внешней политики мы расходимся с ней, что по славянскому вопросу мы сталкиваемся с ее противодействием. Именно теперь, когда вопросы поставлены резко, необходимо, чтобы не было сомнений в качествах знамени, находящегося в наших руках, в нашей способности поддержать его и довести дело до конца. Необходимо, чтобы и на поприще славянского вопроса, в нас видели силу европейскую, а не какую-либо иную, чтобы в нас видели соперника равнородного, а не пришельца с другой части света» (Градовский А.Д. Трудные годы. (1876-1880): очерки и опыты. М., 2007. С. 297).

28 Общее дело. 1877. № 6. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.