Научная статья на тему 'Политическая интеграция России: ОДКБ, ШОС, брик'

Политическая интеграция России: ОДКБ, ШОС, брик Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
492
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ-2) / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ОДКБ) / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) / БРИК (БРАЗИЛИЯ / РОССИЯ / ИНДИЯ / КИТАЙ) / STRATEGIC ARMS REDUCTION TREATY (START-2) / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION (CSTO) / SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION (SCO) / BRIC (BRAZIL / CHINA) / RUSSIA / INDIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Екатерина Радьевна

В статье рассматриваются возможные векторы и перспективы политической интеграции России на современном этапе и влияние этого многовекторного сотрудничества на процессы разоружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL INTEGRATION OF RUSSIA: START, SCO, BRIC

The possible vectors and the prospects of political integration of Russia at the present stage and the impact of this multi-pronged cooperation on disarmament processes are discussed.

Текст научной работы на тему «Политическая интеграция России: ОДКБ, ШОС, брик»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ: ОДКБ, ШОС, БРИК

Молчанова Е. Р.

В статье рассматриваются возможные векторы и перспективы политической интеграции России на современном этапе и влияние этого многовекторного сотрудничества на процессы разоружения.

The possible vectors and the prospects ofpolitical integration of Russia at the present stage and the impact of this multi-pronged cooperation on disarmament processes are discussed.

Ключевые слова: Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Key words: Strategic Arms Reduction Treaty (START-2), Collective Security Treaty Organization (CSTO), Shanghai Cooperation Organization (SCO), BRIC ((Brazil,

Russia, India, China).

Россия продолжает наращивать усилия в вопросах широкомасштабного сотрудничества со странами Содружества и остального мира. Эти контакты отражаются не только на ее геополитических интересах, но и служат укреплению коллективной безопасности на постсоветском пространстве, расширению долгосрочного взаимодействия большого круга государств в экономической, социальной и военно-технической сферах, выгодного всем сторонам.

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама 8 апреля 2010 года в Праге подписали новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Новое соглашение заменяет российско-американский договор СНВ-1, заключенный в 1991 г. и завершивший свое действие 4 декабря 2009 г., а также Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 г. (ДСНП). Детали СНВ-2 были окончательно согласованы 26 марта 2010 г.

Документ предусматривает, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений. При этом, согласно договору, все СНВ будут базироваться исключительно на национальной территории каждой из сторон.

Согласно российско-американским договоренностям, в юридически обязывающей форме зафиксировано положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений (систем ПРО), а также о возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения СНВ. Срок действия нового договора по СНВ - 10 лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим соглашением о сокращении и ограничении этого вида вооружений. Планируется, что документ будет синхронно ратифицирован парламентами России и США.

5 декабря 2009 г. закончился российско-американский Договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений - СНВ-1. Россия и США полностью выполнили свои обязательства по Договору СНВ.

Россия сегодня не вписана в существующую структуру евро-атлантической безопасности. Евро-атлантический союз должен для себя решить

- Россия интересна ему как союзник или как противник. Для России тоже существенно, с кем в перспективе строить свои планы. Россия - в составе ряда организаций - ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), Евразийское экономическое сообщество и др. «Российская Федерация будет углублять сотрудничество со странами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, а также развивать всемирную кооперацию с партнерами по линии ШОС и БРИК» странами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, а также развивать всемирную кооперацию с партнерами по линии ШОС и БРИК1,

- подчеркнул Дмитрий Медведев.

Несомненно, что при всех издержках, связанных с участием в ОДКБ, ШОС, БРИК международный политический имидж России возрастает в связи с участием в данных объединениях. Доказательством тому и стало заключение договора СНВ и возможное равномерное сокращение стратегических ядерных вооружений на 80% с обеих сторон, а также решение администрация США пересмотреть планы по размещению в Восточной Европе элементов американской противоракетной обороны (ПРО).

Так что же такое на сегодняшний день ОДКБ, ШОС, БРИК?

В БРИК Россия выступила в роли организатора международного объединения, которое может инициировать реформу мировой финансовой архитектуры, чтобы снизить зависимость мировой экономики от американского доллара и изменить соотношение сил в рамках международных финансовых институтов. Россия, Китай, Индия и Бразилия сходятся в желании потеснить Запад и перераспределить роли в рамках МВФ. И вчетвером они могут действовать более эффективно, чем поодиночке.

Концепция БРИК возникла как прогноз динамики развития рынков, проведенный компанией «Голдман Сакс» в 2001 г. Термин «БРИК» [BRICs] появился в 2003 г. в докладе, подготовленном экономистами американского

1 Медведев Д. Россия, вперед! // официальный сайт Президента России www7kremlin.ru

120 Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (36) 2010

инвестбанка Goldman Sachs2, «Dreaming With BRICs: The Path to 2050» («Мечтая вместе с БРИК: дорога в 2050 г.»), Д. Уилсоном и Р. Пурушотаман. БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) - это всего лишь некая аббревиатура понятия, объединяющего экономики четырех стран, которые по прогнозам 2003 г., могут войти в число мировых лидеров наряду с США и Японией к середине XXI века. Китай и Индия обещают быть в тройке глобальных лидеров по размеру ВВП, а Россия и Бразилия - в шестерке, пропустив вперед себя США и Японию3.

К слову сказать, это была не единственная попытка этого агентства классифицировать страны по группам. В последствии появилась «группа одиннадцати» (N-11 или Next 11 - Мексика, Нигерия, Египет, Турция, Иран, Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Вьетнам, Южная Корея, Филиппины), ВИСТА (Вьетнам, Индонезия, ЮАР, Турция, Аргентина).

Но лишь БРИК получил дальнейшую жизнь в политической реальности, хотя на первый взгляд к этому не существовало традиционных предпосылок. У стран БРИК нет географической, цивилизационной, культурной, исторической, религиозной общности. У них различные политические системы и экономические модели, нет долговременного опыта взаимодействия, непростые отношения друг с другом.

Как представляется, их объединило взаимное стремление трансформировать экономический рост в политическое влияние. Ключевым фактором стала общность политических интересов, если хотите, глобальных мировых амбиций в переломный этап мирового развития. Все они: Россия, Китай, Индия, Бразилия - ищут свой новый вес в мировых органах принятия решений.

Без оргструктуры БРИК гибок и позитивно конкурентен. Состав БРИК может быть мобилен. Действующая пока договоренность о нерасширении БРИК будет оставаться, пока нынешний формат диалога будет полезен и выгоден его участникам, прежде всего тем, кто будет показывать наибольшие темпы экономического развития.

Сотрудничество развивается на различных уровнях. Это встречи Президентов, министров иностранных дел, министров финансов, председателей цен-тробанков, уполномоченных в сфере безопасности. В перспективе: министры сельского хозяйства, энергетики, председатели Верховных Судов, контакты научно-исследовательских центров, породненных городов, бизнес-форумы.

Для дипломатов-практиков БРИК - это реальность, опирающаяся на политическую волю глав государств расширять через консультации сферу общих интересов до определенного времени пока создания оргструктуры и без ущерба для участия в других объединениях - региональных и

2 Кокшаров А. Рост наперегонки //«Эксперт» № 39, 20-26 октября 2003.

3 Шапиро Н. А. Концепция «БРИК» и Россия за пределами 2050 года // «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления». Сборник научных статей. Выпуск 7. СПб, Институт бизнеса и права, 2009.

межрегиональных. Это - диалоговый механизм на основе реалистичного консерватизма. БРИК - не организация, а попытка прагматичного объединения потенциала четырех стран для выработки политической альтернативы и для повышения собственного веса в мировых делах4.

В этом - большой резерв внешней политики России и ресурс взаимного укрепления позиций в мировых делах и становлении реальной многополярности. Нас объединяет совместное видение глобальных проблем, включая совместный поиск ответов на экономический кризис. Принципы: работа без жесткой оргструктуры, гибкость, динамизм, акцент на точках совпадения, достижение консенсусов.

БРИК - не порывает традиционную систему координат мировой политики. Никто не заинтересован в потрясениях мировой финансовой системы и обрушении доллара. В деятельности БРИК речь идет о поэтапной, постепенной трансформации системы изнутри.

В столице Бразилии в апреле 2010 г. завершился саммит стран группы БРИК. Основные темы, которые обсуждали лидеры четырех государств - преодоление последствий кризиса, подготовка к встрече «Группы двадцати» и создание единой межбанковской системы. По этому вопросу стороны уже подписали меморандум о сотрудничестве. Семистраничный документ предусматривает взаимодействие стран в финансировании проектов, в том числе в сфере высоких технологий, инноваций и энергосбережения. Также на саммите шла речь об обеспечении ядерной безопасности, борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком. По мнению Дмитрия Медведева, страны БРИК едины в подходах к решению глобальных вызовов5.

«Россия заинтересована в том, чтобы наше взаимодействие в рамках четверки БРИК развивалось, способствовало решению целого ряда сложнейших вопросов, включая тот вопрос, который, наверное, сегодня был одним из самых важных - это наше взаимодействие по преодолению последствий глобального финансового кризиса, укреплению международных финансовых институтов, созданию более справедливой и демократичной международной системы в целом. И то совместное Заявление6, которое было сегодня принято, в полной мере отражает наши общие подходы к этим сложнейшим вопросам международной повестки дня, - говорит Дмитрий Медведев»7. Следующий саммит группы БРИК решено провести в 2011 г. в Китае.

4 А. В. Щетинин, БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии / Круглый стол МГИМО www.perspektivy.info/table/brik

5 Медведев Д. Заявление для прессы по итогам саммита БРИК // официальный сайт Президента России www.kremlin.ru

6 Совместное заявление глав государств и правительств стран - участниц Второго саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) // официальный сайт Президента России www.kremlin.ru

7 Медведев Д. Заявление для прессы по итогам саммита БРИК // официальный сайт Президента России www.kremlin.ru

Можно ли считать эту четверку государств естественными союзниками? И да, и нет. Нет - потому что между ними практически отсутствует культурная, цивилизационная или религиозная общность, которая существует, например, в НАТО или Евросоюзе. Очень различны политические системы - от коммунистической однопартийности в Китае до многопартийности в Бразилии и Индии. Не совпадают экономические модели - от довольно централизованной китайской до «функционирующей анархии», как нередко определяют свою страну индийцы. Нет долговременного опыта взаимодействия в формате БРИК. Страны находятся в непростых отношениях друг с другом, особенно это касается Китая и Индии. А Бразилия пока мало взаимодействовала с тремя другими державами. Страны имеют различную географию внешнеполитических приоритетов: Россия - в СНГ и в Европе, Китай - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Индия - в Южной Азии, Бразилия - в Западном полушарии. И необходимость четырехстороннего сотрудничества не всем очевидна, даже если мы возьмем истеблишмент этих стран. Вопросов и сомнений пока больше, чем ответов.

Существуют специфические интересы, которые подталкивают страны БРИК к сотрудничеству. Индия и Бразилия хотели бы стать постоянными членами Совета Безопасности ООН, что трудно обеспечить без поддержки России и Китая. Россия имеет все основания полагать, что ее внешнеполитические инициативы, в том числе касающиеся улучшения отношений со странами Запада, будут восприняты с большим вниманием, если их поддержат такие крупные и влиятельные государства, как Индия, Китай, Бразилия.

В то же время, если существуют надежды на создание прочного союза стран БРИК, способного стать противовесом иным объединениям, особенно военно-политического и экономического характера (НАТО, Евросоюз), то их следует признать иллюзорными.

Во-первых, экономики стран БРИК не являются взаимодополняющими. Существуют хорошие перспективы развития двустороннего сотрудничества между Россией (поставки энергоресурсов, рынок сбыта) и Китаем, Россией и Индией (военное, научно-техническое сотрудничество). Однако, связи по линии Индия - Китай, Индия - Бразилия, Китай - Бразилия носят ограниченный характер.

Во-вторых, сохраняется напряженность в отношениях между Индией и Китаем, исключающая сколько-нибудь серьезное сближение между ними. Кроме того, Китай уже длительное время не допускает для себя принятие жестких военно-политических обязательств перед какой-либо державой или союзом, и нет оснований считать, что эта позиция в ближайшие годы изменится.

В-третьих, для Китая, Индии, Бразилии большое значение имеют экономические связи со странами Запада, особенно США. Не случайно ряд американских экономистов говорят о «Симерике» - синтезе американской и

китайской экономик. Насколько этот синтез прочен - особый вопрос, но в ближайшие годы рассчитывать на поддержку БРИК в случае, если у России возникнут серьезные трения со странами Запада, нет оснований.

С учетом сказанного, можно констатировать, что сотрудничество стран БРИК способно принести им всем определенные бонусы. В то же время, придавать ему слишком большое значение нет оснований.8.

Однако, нельзя не замечать и элементов общности в государствах БРИК. Страны находятся приблизительно в одной весовой категории и имеют схожие интересы на мировой арене. Все они великие державы. Китай и Индия обрели этот статус после того, как в XVIII веке утратили статус сверхдержав. Россия проделала тот же путь в конце ХХ века. Бразилия, поднимающаяся страна, впервые входит в клуб великих держав. Россия и Китай - члены Совета Безопасности ООН, Индия и Бразилия с все большим основанием стучатся в дверь СБ. У них схожий тип влияния в международных делах. Это страны с сопоставимыми объемами экономики, в которой немалую регулирующую роль играет государство. Что очень важно - известная ценностная общность. Все четыре страны испытывают недовольство в отношении существующей системы миропорядка, разделяют принципы многополярного мира, приоритет международного права, равноправия и суверенитета участников мирового сообщества.

Чем привлекает Россию ШОС? ШОС — это совместный с Китаем проект, построенный на паритетной основе, и Россию устраивает, что взаимодействие происходит на равноправных условиях. Очень важным моментом для России является то, что ШОС выдвигается на позиции ведущего азиатского клуба, который может играть роль и в разрешении ситуации в Афганистане, и быть посредником с Ираном. С одной стороны, это делает клуб азиатских лидеров привлекательным для администрации США, с другой — дает России возможности влияния в Центральной Азии и участия в азиатской геополитике с упором на большой, расширенный Ближний Восток.

Шанхайская организация сотрудничеств (ШОС) - региональная международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятерки», основанной в результате подписания в 1996 - 1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 г. участники переименовали организацию. Государства-наблюдатели в организации - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

8 Н. В. Загладин БРИК как новая концепция многовекторной дипломатии // Круглый стол МГИМО www.perspektivy.info/table/brik

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников; борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Государства-участники в последние годы все больше вкладывают в проект ШОС экономико-интеграционный смысл. Спектр деятельности организации охватывает максимально возможное количество направлений, включая экономическое, гуманитарное, интеграционное, а не только вопросы безопасности.

Основные цели и задачи ШОС:

- укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

- развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе; содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

- совместное противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму во всех их проявлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;

- поощрение эффективного регионального сотрудничеств в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

- содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшений условий жизни народов государств-членов;

- координация подходов при интеграции в мировую экономику;

- содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

- поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

- взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

- совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.

В декларации Шанхайского саммита (июнь 2006 г.), в частности, говорится: «Залог успешного развития ШОС состоит в том, что она неизменно руководствуется и неуклонно следует «шанхайскому духу», для которого характерны взаимное доверие, взаимная выгода, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию. Все это имеет крайне важное значение для поиска мировым сообществом новой, неконфронта-ционной модели межгосударственных отношений, которая бы исключала мышление времен «холодной войны», стояла бы над идеологическими различиями».9

ОДКБ — военно-политический союз семи стран (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана), созданный на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 г. 14 мая 2002 г. Договор о коллективной безопасности был преобразован в международную организацию. 2 декабря 2004 г. ОДКБ предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

О планах превратить ОДКБ в достойного конкурента Североатлантическому альянсу Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев впервые объявил в феврале 2009 г. В октябре на согласование в ООН был отправлен меморандум о согласии двух организаций вместе противодействовать «новым вызовам и угрозам, с которыми сталкивается мировое сообщество», который и лег в основу подписанного соглашения. Участники ОДКБ, в феврале 2009 г. договорились, а 14 июня 2009 г. подписали в Москве Соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.

Генеральные секретари ООН и Организации Договора о коллективной безопасности Пан Ги Мун и Николай Бордюжа подписали в Москве совместную декларацию о сотрудничестве. Стороны договорились вместе противостоять глобальным угрозам, предотвращать конфликты и бороться с преступностью за пределами сферы ответственности ОДКБ. Договор с ООН - знак признания организации мировым сообществом и первый шаг на пути превращения ОДКБ в полноценную альтернативу НАТО.

Основными источниками военной опасности государства-участники считают10:

- территориальные притязания других стран к государствам-участникам; существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего в непосредственной близости от границ государств-участников;

- возможность применения (в том числе несанкционированного) ядерного и других видов оружия массового поражения, находящегося на вооружении ряда государств;

9 Комиссиана И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности // Журнал проблемы Дальнего Востока. № 4, 2005.

10 Концепция коллективной безопасности государств-участников Договора о Коллективной безопасности от 10.02.95

- распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки и новейших технологий военного производства в сочетании с попытками отдельных стран, организаций и террористических групп реализовать свои политические и военные устремления;

- возможность подрыва устойчивости стратегической обстановки в результате нарушения международных договоренностей в области ограничений и сокращения вооруженных сил и вооружений, необоснованного наращивания военной мощи другими государствами и военно-политическими союзами;

- попытки вмешательства извне во внутренние дела государств-участников, дестабилизации их внутренней обстановки;

- международный терроризм, политику шантажа.

В качестве факторов, способных привести к перерастанию военной опасности в непосредственную военную угрозу, государства-участники рассматривают11:

- наращивание группировок войск (сил) в прилегающих к внешним границам государств-участников регионов до пределов, нарушающих сложившееся соотношение сил;

- создание и подготовку на территории других государств вооруженных формирований, предназначенных для применения против государств-участников;

- развязывание пограничных конфликтов и вооруженных провокаций с территории сопредельных государств;

- ввод иностранных войск на сопредельные с государствами-участниками территории (если это не связано с мерами по восстановлению и поддержанию мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или ОБСЕ).

Приоритетными направлениями в совместной деятельности по предотвращению военной угрозы государства-участники считают:

- участие совместно с другими государствами и международными организациями в создании систем коллективной безопасности в Европе и Азии;

- координацию действий по реализации имеющихся и разработке новых международных договоренностей по вопросам разоружения и контроля над вооружениями;

- расширение мер доверия в военной области;

- установление и развитие равноправных партнерских отношений с НАТО, другими военно-политическими организациями и региональными структурами безопасности, направленными на эффективное решение задач по укреплению мира;

- активизацию диалога по подготовке и принятию эффективных международных договоренностей в области сокращения военно-морских сил и вооружений, а также ограничения военно-морской деятельности;

11 Устав организации Договора о коллективной безопасности. Кишинев, 2002.

Теория и методология политической науки 127

- проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН СБСЕ, в соответствии с международными обязательствами;

- согласование усилий по охране внешних границ государств-участников;

- поддержание вооруженных сил и других войск государств-участников на уровне, обеспечивающем оборонную достаточность.

События последних лет и дней свидетельствуют о том, что вся архитектура международных отношений пришла в движение12.

Во-первых, это смещение мировых центров силы, ставшее ещё более очевидным в условиях мирового финансового кризиса.

Во-вторых, это усиление влияния стран БРИК, экономический взлёт Китая (ШОС) и возвращение России (ОДКБ) на международную арену в качестве важного регионального и глобального игрока;

В-третьих, это относительное уменьшение влияния США на международные процессы при одновременном усилении роли и значения Европейского Союза.

В-четвёртых, это возрастание роли ряда региональных держав, в том

числе Ирана, Египта, Нигерии, ЮАР, Венесуэлы, Мексики и некоторых других государств.

В-пятых, это нарастание интеграционных процессов в различных регионах мира - в АТР, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и т.д.

В-шестых, это резкое обострение различных глобальных проблем (энергетической, экологической, продовольственной и ряда других).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ современных тенденций системы международных отношений подтверждает значимость вопроса о том, какой она будет - однополярной, биполярной, многополярной или даже бесполярной. Так, по мнению, Р.Хааса, основной чертой международных отношений в XXI веке станет бесполярность: «доминировать будут не одно, два или даже несколько государств, а десятки акторов, способных оказывать различное влияние на положение дел в мире»13.

В настоящее время важное и значимое место в международных отношениях начинают занимать проблемы безопасности, поскольку не только отдельные государства, но и регионы и всё международное сообщество заинтересованы в мире, спокойствии и стабильности, без которых не может быть устойчивого и сбалансированного развития.

Без стратегического партнёрства военно-политических и функциональных организаций (в том числе НАТО, ЕС, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, СВМДА)

12 Шайхутдинов М. Е. Выступление на Первом Форуме по проблемам безопасности и сотрудничеству в Центральноазиатско-Каспийском регионе // Казахстан и глобальная безопасность XXI: века концептуальные подходы и реальность. Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. Экспертная оценка. Сентябрь 2008.

13 Ричард Хаас. Эпоха бесполярного мира // «Россия в глобальной политике». № 4, Июль -Август 2008.

невозможно решить многочисленные проблемы региональной и глобальной безопасности.

Специалисты глубоко убеждены в том, что только на основе диалога и партнёрства возможно эффективное решение таких проблем Центральной Азии, как борьба с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией, торговлей людьми и т.д.

Можно с уверенностью утверждать, что только на основе взаимопонимания, а не противоборства и обостряющейся конкуренции глобальных игроков, могут быть быстро и достаточно эффективно решены различные аспекты мирового финансового кризиса, вопросы продовольственной безопасности, экологические проблемы современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.