М. М. Александров, ассистент кафедры международного и международного частного права Орловского государственного университета.
ИНИЦИАТИВЫ РОССИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ МИРА НА ЕВРОАЗИАТСКОМ КОНТИНЕНТЕ В 2006-2008 ГОДАХ
В докладе использованы данные, содержащиеся в выступлениях Президента Российской Федерации - Послания Президента России Владимира Путина Федеральному собрания в 2007году, Выступления 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года ", материалы подготовленного Министерством иностранных дел и одобренного президентом В.В. Путиным 27 марта 2007 г. "Обзора внешней политики Российской Федерации, а также публикации в средствах массовой информации.
В 2006 -2007 годах международная обстановка характеризовалась продолжением процесса укрепления коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современной мире. В мировой политике возросло значение энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам. Значительно упрочилось международное положение России. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире.
Наряду с позитивными изменениями сохраняются и негативные тенденции: расширение конфликтного пространства в мировой политике, выпадение проблематики разоружения и контроля над вооружениями из глобальной повестки дня. Под флагом борьбы с новыми вызовами и угрозами продолжаются попытки создания "однополярного мира", навязывания другим странам своих политических систем и моделей развития при игнорировании исторических, культурных, религиозных и других особенностей развития остального мира, произвольного применения и толкования норм и принципов международного права.
События последних лет свидетельствуют также о навязывании миру - вопреки объективной тенденции современного мирового развития - гипертрофированного значения фактора силы в международных отношениях для решения тех или иных проблем исходя из политической целесообразности, в обход всех правовых норм. Очевидной становится незаинтересованность отдельных государств связывать себя новыми международно-
правовыми обязательствами в сфере безопасности и разоружения, вследствие чего тормозится процесс разоружения, а у тех стран, которые чувствуют себя уязвимыми в военном отношении, усиливается тяга к обладанию оружием массового уничтожения в качестве гарантии собственной безопасности.
Россия в течении десятилетий строго следует международным обязательствам. Выступая 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета, Президент Российской Федерации В. Путин сказал: "Мы выполняем все международные договоренности, в том числе, в области безопасности, и международные соглашения, в том числе, Договор по контролю за вооружением в Европе". Далее Глава государства заметил, что "Наши партнеры со стороны стран-участников Североатлантического договора НАТО не ратифицировали некоторые документы, не выполняют их, требуя от нас дальнейшего одностороннего выполнения. Сама организация НАТО расширяется, приближает свою военную инфраструктуру к нашим границам....Мы базы ликвидировали и на Кубе, и во Вьетнаме, и что мы получили? Новые американские базы в Румынии, в Болгарии, новые позиционные районы ПРО в Польше... Нас пытаются убедить, что эти действия не направлены против России, при этом наши озабоченности вполне обоснованны ".
Именно названными факторами обусловлена международная политика России, а также конкретные шаги по поддержанию и укреплению мира во всём мире, и, в первую очередь, на Евроази-
атском континенте. Можно выделить следующие формы и направления реализации внешней политики России.
I. Участие России в деятельности ООН.
1. ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии. Принципиальный выбор России в пользу коллективного образа действий мирового сообщества предполагает укрепление центральной роли Всемирной организации во всех сферах международной жизни.
ООН является платформой для обсуждения и выработки решений по широкому спектру вопросов социально-экономической, гуманитарной и природоохранной повестки дня, включая преодоление бедности, финансирование развития, экономическое сотрудничество и интеграцию, торговлю, развитие промышленности, транспорта и коммуникаций, образование, здравоохранение, предотвращение стихийных бедствий, техногенных катастроф и др.
2. В настоящее время ООН переживает в своем развитии сложный момент, связанный с самой крупной за всю историю реформой Организации. Россия понимает необходимость реформ ООН, которые позволили бы Организации продолжать играть роль главного международного механизма в коллективном противодействии вызовам и угрозам безопасности и устойчивому развитию. Главное в этом процессе - повышение эффективности ООН, подтверждение ее центральной роли в мировых делах при сохранении межгосударственной природы Организации. Это возможно только на путях максимально широкого согласия стран-членов по всем реформенным решениям. Не будут работоспособными схемы, которые вопреки Уставу ООН отстраняли бы отдельные государства или группы стран от активного участия в делах Организации или внедряли в работу ее Секретариата какую-то одну систему ценностей.
В реформенной сфере уже имеются конкретные достижения: создана Комиссия по миростроительству, учрежден Совет по правам человека, одобрена Глобальная контртеррористическая стратегия, приняты решения по активизации работы Генассамблеи ООН.
3. Россия с самого начала поддержала идею создания Комиссии по миростроительству. Мы приняли активное участие в разработке основных положений, определяющих круг ведения КМС, ее состав, взаимоотношения с другими органами ООН. Нам удалось отстоять положение, согласно которому деятельность Комиссии должна развиваться при активном участии Совета Безопасности, в повестке дня которого на протяжении длительного времени стояли вопросы урегулирования конфликтов. Россия как постоянный член Со-
вета Безопасности вошла в руководящее ядро КМС - ее Организационный комитет.
4. Вновь созданный Совет ООН по правам
человека должен неукоснительно руководствоваться принципами универсальности, конструктивного международного диалога и обеспечения основных свобод для всех без каких-либо различий и на справедливой и равной основе. Важно, чтобы Совет преодолел те негативные моменты, которые мешают правозащитному сектору ООН в полной мере реализовывать свой потенциал, -конфронтацию и "двойные стандарты" при оценке правозащитной ситуации в мире. Работа Совета не должна носить политизированный характер.
5. Россия - активный участник миротворческих усилий ООН. Россияне работают и несут службу в 13 из 19 текущих ооновских операциях по поддержанию мира (ОПМ). В то же время занимаемое нами сегодня 40-е место по количеству миротворцев, участвующих в ОПМ под эгидой ООН, а также доля в бюджете на миротворческие операции (1,4%) не соответствуют роли России в современном мире. Планируется продолжать наращивать усилия в миротворческой сфере ООН, а также во взаимодействии с такими региональными организациями, как ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, ШОС. В политическом плане увеличение нашей активности в сфере поддержания международного мира и безопасности под эгидой ООН добавило бы аргументов к требованиям, соответствующим и российским национальным интересам, о том, что использование силы в международных отношениях возможно только с санкции Совета Безопасности ООН.
6. Поступательно развивается российское участие по магистральным направлениям гуманитарной деятельности ООН. При нашей последовательной поддержке ООН закрепилась в качестве глобального центра международных гуманитарных усилий.
II. Международное сотрудничество
в борьбе с новыми вызовами и угрозами
1. Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая в ООН в сентябре 2006 года при активном участии России, содержит развернутый план первоочередных действий для снижения глобальной террористической угрозы. Россия стала первым ядерным государством, ратифицировавшим Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма (МКБАЯТ). Планируется ускорить ратификацию Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения - единственной из 13 международных антитеррористических конвенций, участником которой Россия пока не является, а также продолжить работу над согласованием всеобъемлющей конвенции ООН по международному терроризму. Особое внимание уделяется заполнению пробелов в международном уголовном праве, включая создание правовой основы для борьбы с проявле-
ниями терроризма в киберпространстве, противодействия распространению контрафактной медицинской продукции.
2. Необходимо продолжать уделять особое внимание антитеррористическим усилиям под эгидой Совета Безопасности ООН. В рамках Комитета 1267 СБ ООН по санкциям в отношении лиц и организаций, связанных с "Аль-Каидой" и движением "Талибан", мы участвуем в принятии решений о включении конкретных физических и юридических лиц в санкционный список, а также в работе Контртеррористического комитета (КТК) СБ
3. В рамках СНГ продолжена работа по реализации Концепции сотрудничества государств-уча-стников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в рамках соответствующей Программы сотрудничества на 2005-2007 гг.
4. На саммите ШОС в Шанхае в июне 2006 года приняты Декларация пятилетия ШОС с содержательной антитеррористической частью, Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС, Соглашение о сотрудничестве в области выявления и перекрытия каналов проникновения на территории государств-членов ШОС лиц, причастных к террористической, сепаратистской и экстремистской деятельности, Соглашение о технической защите информации в Региональной антитеррористической структуре (РАТС) ШОС, а также Программа сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2007-2009 гг.
5. Вступив в 2003 году в Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Россия активно содействует созданию Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма по типу ФАТФ (ЕАГ).
6. Россия первой из государств-участников Совета Европы ратифицировала Конвенцию СЕ о предупреждении терроризма (2005 года). Это соглашение признает уголовно наказуемыми такие виды деяний, как публичное подстрекательство к совершению террористических актов, вербовку и подготовку террористов.
III. Разоружение, контроль
над вооружениями и нераспространение
1. Новые угрозы и вызовы в сфере безопасности, неурегулированность региональных конфликтов, проявившаяся в последние годы тенденция возрастания фактора силы в мировых делах оказала неблагоприятное воздействие на динамику разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения. Возрос дефицит предсказуемости в сфере международной безопасности. Повышается опасность вмешательства извне во внутренние дела суверенных государств под предлогом решения
задач нераспространения ОМУ. Создаются предпосылки для того, чтобы оправдать понижение "порога" применения ядерного оружия.
Эти негативные тенденции, а также отрицательное отношение США к многосторонним юридически обязывающим инструментам в сфере разоружения привели к тому, что в последние годы разоруженческий процесс отодвинут на второй план. Почти десятилетие бездействует Конференция по разоружению, очевидна стагнация в работе Комиссии ООН по разоружению.
Начинают в реальном военном строительстве проявляться последствия выхода США из Договора по противоракетной обороне (ПРО). Они приступили к развертыванию глобальной системы ПРО. Построены две базы ракет-перехватчиков на Аляске и в Калифорнии. Планируется создание третьей такой базы в Восточной Европе. Американцы втягивают некоторых европейских партнеров по НАТО в развертывание эшелонированной ПРО в Европе в качестве интегрированной части своей глобальной системы ПРО.
Появление европейской противоракетной базы США означало бы существенную реконфигурацию американского военного присутствия в Европе, придание американским вооруженным силам в этом регионе стратегического компонента, способного негативно сказаться на ядерном потенциале сдерживания Российской Федерации.
Новая американская космическая стратегия закрепляет за США возможность размещать оружие в космосе, что может спровоцировать гонку космических вооружений. Китай уже провел испытание противоспутникового оружия, продемонстрировав возможность борьбы с космическими аппаратами. Пока не удается запустить выработку международной договоренности о нераз-мещении оружия в космосе.
До сих пор не определены перспективы будущих российско-американских договоренностей в области стратегических наступательных вооружений (СНВ). Срок действующего Договора о СНВ истекает 5 декабря 2009 года. Позиция США против новых юридических обязательств в этой области по-прежнему сдерживает работу по данной тематике.
Озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ракеты этих двух классов были уничтожены в соответствии с Договором еще в 1991 году, но с тех пор этому международно-правовому акту так и не было придано универсального характера. Более того, все большее число государств, в том числе расположенных вблизи наших границ, разрабатывают и берут такие ракеты на вооружение. В этих условиях необходимо задуматься об обеспечении нашей собственной безопасности.
"Завис" Договор о всеобъемлющем запре-
щении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), в первую очередь из-за отказа США его ратифицировать.
Отложено "в долгий ящик" вступление в силу адаптированного Договора о вооруженных силах в Европе в связи с неготовностью членов НАТО ратифицировать его под надуманным предлогом "невыполнения" Россией т.н. стамбульских обязательств по Грузии и Молдавии.
2. Хотя гонка ядерных вооружений периода "холодной войны" закончилась, развитие ядерных потенциалов мировых держав продолжается. Существующие механизмы разоружения и нераспространения не приспособлены для эффективного реагирования на новые вызовы международной безопасности, включая возможную смычку оружия массового уничтожения и терроризма.
Серьезным испытаниям подвергается режим Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). КНДР вышла из этого соглашения и провела ядерное испытание. Остаются вопросы в отношении выполнения своих обязательств Ираном. Вне ДНЯО по-прежнему остаются Индия и Пакистан, которые провозгласили свой "ядерный статус". Не подтверждает, но и не опровергает факт обладания ядерным оружием Израиль.
Не получается добиться универсализации Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), а также Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО).
В ракетной области продолжают действовать лишь Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) и Гаагский кодекс поведения (ГКП) по предотвращению распространения баллистических ракет. Эти политические договоренности в силу ограниченности состава участников и недостаточной правовой базы пока не могут служить основой для решения проблемы ракетного распространения.
В то же время подавляющее большинство международного сообщества выступает за укрепление многосторонних основ разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ. Противодействовать новым вызовам и угрозам предлагаем на основе действующих договоров, несмотря на существующие в них изъяны. Российские инициативы в области предотвращения размещения оружия в космосе, международной информационной безопасности, разработки
юридически обязывающей договоренности в области ракетного нераспространения получают все большую поддержку. За наши резолюции на ГА ООН по этим вопросам голосует подавляющее большинство государств и лишь США в одиночку выступают против.
В создавшихся условиях необходимы коллективные действия по укреплению режима нераспространения, недопущению расшатывания международно-правовой разоруженческой базы, обеспечению преемственности процесса сокращения вооружений, прежде всего ядерных, предотвращению возникновения "правового вакуума" и новых сфер гонки вооружений.
- Россия добивается договоренностей с США о дальнейших эффективных ограничениях СНВ, а также по вопросам стратегической безопасности, где имеются субстантивные расхождения с ними, включая вопросы создания ядерных зарядов малой мощности, оснащения межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок неядерными боеголовками, строительства глобальной ПРО, особенно размещения ее элементов в Европе.
- Продолжается продвижение получающих широкую международную поддержку инициатив России о заключении договора о предотвращении размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а также о развитии мер укрепления доверия и транспарентности в космической деятельности.
- Важно возобновление российско-американского диалога по широкому кругу вопросов космического сотрудничества.
Говоря об инициативах России по поддержанию и укреплению мира на Евроазиатском континенте, необходимо также сказать о деятельности по урегулированию конфликтов, кризисном реагировании, в особенности - урегулирование кризисных ситуаций на Ближнем и Среднем Востоке, поддержании мира на постсоветском пространстве, однако, временные рамки моего выступления не позволяют этого сделать в полном объёме.
Подводя итог сказанному, нельзя не заметить, что реализация мирных инициатив России невозможна без тщательного анализа действующих норм международного права, и разработки новых международно-правовых актов.
The initiative of Russia in the maintenance and consolidation of the peace in Eurasian continent in 2006-2008.
During several years Russia was strictly following the international obligations. Direction of the realization foreign policy are: Russia participation in the OUN. The international collaboration in the strife with the new challengers and threats.