Научная статья на тему 'Политическая идентичность россиян: анализ парадоксальной динамики'

Политическая идентичность россиян: анализ парадоксальной динамики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванова Анастасия Евгеньевна

Важность исследований политической идентичности в современной России обусловлена процессами глобализации, влияние которых испытывает сегодня практически весь мир, и преобладанием в России и других странах бывшего СССР сложных переходных процессов посткоммунистической трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая идентичность россиян: анализ парадоксальной динамики»

Анастасия ИВАНОВА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЯН:

АНАЛИЗ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Важность исследований политической идентичности в современной России обусловлена процессами глобализации, влияние которых испытывает сегодня практически весь мир, и преобладанием в России и других странах бывшего СССР сложных переходных процессов посткоммунистической трансформации.

«Транзитологическая парадигма», трактующая современные политические трансформации в посткоммунистических обществах как движение от авторитарного режима к консолидированной демократии, требует серьёзного переосмысления. Существует множество траекторий посткоммунистических трансформаций, ведущих и к закреплению демократических институтов и практик, и к их «гибридному» сочетанию с унаследованными от прошлого недемократическими структурами, и к их использованию в качестве «дымовой завесы», прикрывающей формирование новых разновидностей автократического правления1.

В этой ситуации механизмы формирования и поддержания идентичности приобретают максимальную вариативность. В результате идентичность в целом и политическая идентичность в частности становятся более сложными и неоднозначными, провоцируют возникновение кризисов и парадоксов.

При весьма болезненной ломке привычной системы ценностей, когда люди начинают поиск социальной группы, которая помогла бы им восстановить целостность мироощущения, быть готовыми к вызовам новой жизни, важно определить, какой социальный или политический институт являются наиболее значимыми для самоопределения человека и может гарантировать ему чувство уверенности и безопасности.

1 Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций // Полис, 2004, №

2, стр. 24.

Действительно, как бы ни пытались люди в современном обществе подстроиться под окружающий мир, интерпретируя собственную субъективную реальность так, чтобы не разрушить естественный ход повседневной жизни, их идентичности трансформируются совершенно непредсказуемым образом, полнятся разнообразными несоответствиями, парадоксами. Возникновение парадоксов неизбежно, с одной стороны, по причине естественного желания угнаться за стремительно меняющейся жизнью, с другой - из-за неспособности в том же темпе преобразовывать устоявшиеся ценности и нормы собственного внутреннего мира. Рассмотрим конкретные парадоксы политической идентичности, характерные для современных россиян.

В ряде исследований политическая идентичность определяется как «приятие или отвержение личностью определённых форм политической жизни»1.

Г лавной формой участия россиян в общественной и политической жизни, по данным опроса ВЦИОМ, проведённого в 2007 г., является голосование на выборах в органы власти различного уровня (43% опрошенных). Следом с большим отрывом идут такие виды активности, как участие в коллективном благоустройстве окружающих территорий (15%); помощь попавшим в тяжёлое положение людям, участие в проведении избирательной кампании, в деятельности профсоюзных организаций (10%); в митингах, демонстрациях, пикетах (7%). 4% опрошенных отмечают, что им приходилось участвовать в работе органов местного общественного самоуправления и в деятельности общественных организаций; 1-3% - в работе политических партий, религиозных организаций, забастовках, подписании обращений и петиций. Ни в чем подобном не участвовало довольно внушительное число респондентов - 39% . В целом очевидно, что политическая активность россиян чрезвычайно низка. Тот же средний показатель участия граждан в политических партиях едва ли соответствует

1 Попова О.В. Проблемы исследования политической идентичности // http://politanalysis.narod.ru/popova1.html.

2 http://www.arhperspectiva.ш/news/print.html?artide=3293.

уровню, который могло бы демонстрировать современное демократическое общество.

Одним из парадоксов политической идентичности россиян является то, что, несмотря на пассивность подавляющего большинства людей в плане участия в политической жизни, более половины опрошенных продолжают утверждать, что не оставляют без внимания политику и общественную деятельность в России.

Также обращает на себя внимание низкий процент участия населения в различных протестных акциях, которое западными исследователями считается одним из важных индикаторов степени вовлечённости в политику. Принимая во внимание, что сегодня большая часть граждан России испытывает серьезные затруднения материального характера, следовало бы, напротив, ожидать наличия высокого уровня протестного потенциала.

Однако результаты исследований свидетельствуют об обратном.

Уровень протестных настроений в России в настоящее время - самый низкий за всю историю измерений. Только 21% опрошенных в марте 2007 г. полагали, что в том городе или сельском районе, где они проживают, массовые выступления против падения уровня жизни вполне возможны. Для сравнения: в марте 2005 г. их считал возможными почти каждый второй респондент (47%). Если забастовки или митинги всё же состоятся, то лично приняли бы в них участие 18% опрошенных. За последние четыре года это также самый низкий показатель: в марте 2005 и 2006 г. о своей готовности участвовать в протестных акциях говорил каждый третий (33-35%)., в конце 2006 г. и на протяжении 2007 г. - 22-24%1.

Отсутствие массовых протестных настроений проще всего объяснить политической стабильностью, повышением уровня жизни. Но и здесь есть свой парадокс: увеличивается число тех, кто, несмотря на постоянные усилия, не смог поправить свое положение. В апреле 2008 г. 43% опрошенных назвали собственную жизнь «бегом на месте», в котором даже

1 http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/9875.html.

сохранение достигнутого требует значительных затрат жизненной энергии. Доля таких граждан в стране постоянно увеличивается - с 30% в 1994 г. до 42% в 2006 г. А доля тех, кто смог «добиться большего в жизни и использовать новые возможности», по результатам опросов ВЦИОМа, за последние 15 лет никогда не превышала 7%1.

В целом, исследуя политическую активность россиян, можно сделать вывод о наличии следующего парадокса: несмотря на в общем-то постоянный интерес к политической жизни, люди предпочитают находиться в стороне от принятия основополагающих решений. Получив свободу волеизъявления, свободу собраний, они не пользуются ими в полном объёме, уклоняясь от активного участия в защите общественных интересов.

57% опрошенных признают, что вовлечение людей в общественнополитическую жизнь, в решение текущих государственных дел является абсолютно необходимым для нормального функционирования общества. Однако гораздо больше тех (71 %), кто полагает, что такие люди, как они, подобной возможности не имеют2.

Возникает естественный вопрос: зачем нужны были годы реформ и борьбы за демократию, если сегодня россияне не готовы пользоваться тем, что она фактически им дает? В условиях, когда развитие общества предоставляет возможность выбора из огромного количества политических идентичностей, население предпочитает отстраняться от решения актуальных вопросов политики, не трансформируя свои мысли в конкретные действия.

Это позволяет нам сделать вывод о том, что парадокс современной политической идентичности россиян заключается в её латентном характере: она подвергается изменениям, как зеркало, отражая общественные трансформации, однако обратного процесса не генерирует. Исследователи

1 http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/9970.html.

2 Российская идентичность в социологическом измерении : аналитический доклад // http://www.isras.ru/analytical report Ident 7.html.

говорят о наличии симптомов «капиталистического застоя»1: внутренние политические убеждения населения не порождают видимых действий, люди неохотно демонстрирует собственную политическую позицию, оставаясь пассивными членами политического «хора» современной реальности.

Ещё одну возможность для изучения политической идентичности даёт оценка совпадения личных интересов с программой партии, самооценка по шкале «правые - левые».

Десять-пятнадцать лет назад российское общество было глубоко расколото по линии идейно-политических симпатий. Нарастало противостояние «либералов», выступающих в качестве сторонников рыночного прогресса и интеграции в западную цивилизацию, и «коммунистов», продолжавших отстаивать основные ценности уходящей советской эпохи. Впоследствии данные противоречия постепенно угасали: за «правые» партии, отстаивающие либеральные ценности, сегодня голосуют не более 3-4% электората, рейтинг «левых» партий (КПРФ) упал с 25-30% в 90х гг. до 7-8% . Зато всё отчетливее стали прослеживаться другие тенденции: рост популярности русских националистов и резкое усиление политического центра.

Сегодня в рейтинге «наиболее симпатичных» партий лидирует «Единая Россия» (38,7% респондентов, скорее, положительно относятся к её работе, согласно исследованию РАГС, проведённому в 2007 г.). Второе место с большим отрывом занимает КПРФ (16,6%). Третье мсто занимает «Справедливая Россия» (16%). Однако симпатия или антипатия не являются основными реакциями респондентов на деятельность политических партий. На сегодняшний день в этом списке первое место занимает «равнодушие»: к работе «Единой России» равнодушны 29%, КПРФ и «Справедливой России»

1 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. стр. 238.

2 http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/2604.html.

- по 41,8%. К другим политическим объединениям с безразличием относятся стабильно более 40% респондентов1.

Политическое равнодушие становится признаком времени. Оно даёт возможность безболезненно отказываться от одной идентичности и выбирать другую. Если раньше гражданин был предрасположен к достижению собственного благополучия через развитие общества, то современный индивид - участник политического процесса - «склонен быть равнодушным, скептически настроенным или настороженным по отношению к “общему

2

благу” или “справедливому обществу”» . Но равнодушием дело не ограничивается: сегодня россиянину зачастую просто непонятно, как поступить с возникшим взаимодействием разных, ранее противоборствующих ценностей, определить, что лучше - коммунизм или демократия для общества и для него лично.

Несмотря на то что, согласно исследованиям ВЦИОМ, симпатии россиян в большей степени склоняются в «левую» сторону, чем в «правую» (так, с 2006 по 2007 г. количество «левых» только возрастало - с 36% до 42%), очевидно, что электоральный выбор россиян не находится в прямой зависимости от их тяготения к идеям данной направленности - за КПРФ голосуют всё меньше.

Эта парадоксальная особенность связана с тем, что сегодняшние «левые» уже не те, что прежде. Сторонники коммунистической идеологии составляют чуть менее 10% от всей совокупности россиян. Зато более чем в 2 раза больше совсем других «левых» - так называемых левых государственников, социал-патриотов, которые считают необходимым воссоздание сильного и социально ориентированного государства, но отнюдь не под руководством коммунистов. Таких, по данным ВЦИОМ, около 27%, и именно от них большая часть электората перетекла в пользу центристов.

1 http://www.rags.ru/node/1031.

2 Бауман З. Текучая современность. - СПб. : Питер, 2008, стр. 44.

В случае с «правыми» также видится парадокс: стоило их рейтингу опуститься до абсолютного минимума, как образовалась внушительная группа правоцентристов, ратующих за сочетание сильного государства и рыночной экономики (15,6%)1. Эта группа, выступающая за возрождение сильной и социально ориентированной страны, в глазах избирателей слилась с нынешней «партией власти» (хотя ранее «правые» делали акцент на индивидуальные права и свободы).

Наряду с трансформацией политических течений в постсоветской России неоднократно изменялась сама концепция развития государства: от либеральной модели 90-х к государственному капитализму, потом - к «суверенной демократии». А ведь каждая из этих трансформаций требовала переосмысления политической идентичности граждан, встраивания старых убеждений в новую, к тому же подверженную постоянным изменениям систему координат.

Неудивительно, что в условиях разрыва социума и политического вектора развития «общественное сознание стало полниться парадоксами -воззрениями и убеждениями, включающими в себя ранее не сочетавшиеся друг с другом представления» . Открытости, динамизму социума (усиленным всё более активным вовлечением России в мировое сообщество) стали сопутствовать неопределенность и иррациональность. Доля сторонников модернистского мировоззрения сократилась, а традиционалистов - возросла.

В то же время общественное сознание перестало болезненно реагировать на социальные перемещения и кризисы идентичности. Прошла былая ненависть и бичевание ушедших лидеров. Парадоксально, но если ещё недавно по всей стране избавлялись от памятников Ленину и пытались заклеймить коммунизм, то сегодня, согласно результатам интернет-голосования «Имя Россия», к наиболее значимым личностям в отечественной

1 http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/2604.html.

2

Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. - М.: МГИМО, 2006, стр. 8.

истории респонденты одновременно с Александром II и П.А. Столыпиным отнесли В.И. Ленина и И.В. Сталина.

Другой пример: за последние 15 лет изменилось отношение россиян к понятию «коммунизм». Если в 1992 г. он воспринимался, скорее, со знаком «минус» (15% положительных отзывов и 49% отрицательных), то в 2007 г. мнения респондентов разделились почти поровну (+39%, -39%). Оценки «капитализма», напротив, за это время ухудшились: в 1992 г. отношение к нему было неоднозначным (+32%, -34%), сейчас же оно, скорее, негативное (+26%, -50%)1.

Очевидно, отойдя от однозначной оценки политических процессов и их фигур, россияне принимают правила игры нелинейной динамики, где каждое явление амбивалентно, и более не стремятся делать серьезные ставки на ту или иную политическую идентичность в ускользающей и постоянно трансформирующейся реальности. Политическая идентичность становится зыбкой, колеблющейся и остро нуждается в создании опоры извне.

Что может быть такой опорой? Как это ни парадоксально, но современную Россию объединяет безмолвное противостояние с властью. Политическая идентичность многих россиян едина в своем отрицании партий: по данным некоторых опросов почти две трети российских граждан (64%) не поддерживают никаких политических объединений. В России социально-политическое отчуждение людей от государства приобретает необратимый хронический характер.

Парадокс заключается в том, что, несмотря на всё сказанное, государство остается для россиян сверхценностью. За последние 7 лет 8085% респондентов выступали за восстановление сильной роли государства во всех основных отраслях народного хозяйства (хотя готовы допустить частный капитал в здравоохранение, образование, торговлю и средний бизнес). Эксперты называют такое видение политического развития страны «прагматической селекцией»: с одной стороны, россияне приветствуют

1 http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/3972.html.

демократические ценности (свободу слова и СМИ поддерживают 70%; свободу выбора (органов власти) - 70%; предпринимательства - 58%; свободу передвижения - 60%); с другой - готовы добровольно смириться с изменением Конституции и некоторым усилением авторитаризма. Налицо парадокс политической идентичности, заключающийся в противостоянии «желания дальнейшего развития демократии и всё отчетливее проявляющегося стремления к авторитарной власти»1.

Таким образом, все то, что формирует единство политического сознания современных россиян, - противостояние власти наряду со стремлением к сильному государству; политическая пассивность, которой сопутствует высокий уровень интереса к политике и общественной деятельности; высокие оценки демократии наряду со склонностью к авторитаризму - строится на парадоксах. На современном этапе обнаружился разлад человека с самим собой, с социальными институтами, в рамках которых он функционирует, с институциональными группами, членом которых он является.

Изучение динамики выявленных нами в данном исследовании парадоксов политической идентичности является сегодня одной из наиболее актуальных задач, поскольку дает реальную возможность получить представление о сложности политических процессов, продолжающихся в современной России.

ИВАНОВА Анастасия Евгеньевна - аспирант кафедры социологии МГИМО

- Университет МИД России

1 Тощенко Ж.Т. Указ.соч. - С. 239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.