Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.122
Political Elite of the People's Republic of China. Modern Challenges and Threats.
Viktoria R. Masyutkina
Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Russia, Astrakhan E-mail: vikamasko.2019[at]mail.ru
Abstract
The rapid strengthening of China's role and importance in the modern world is obviously one of the most outstanding global phenomena. The political elite of China has recently been the object of study in modern international studies. This is not surprising, because Chinese civilization has already existed and is actively developing for five thousand years. The most basic feature of the modern Chinese state is that it is both «large» and «strong», that is, a combination of a huge territory and a multinational population with a highly concentrated state structure of power, which is unique among the nation states of the modern world. The political elites of this progressive country are paying close attention at the moment, since over the past centuries the Chinese state has reached unprecedented power in various fields of activity.
Taking the political elite as the subject of research, this article focuses on the political features factors of political elites in the People's Republic of China, and analyzes and examines the role and function of the representative of the Chinese political elite in modern period. In addition, the likelihood of political crises in the China and their possible consequences are estimated.
Keywords
People's Republic of China; elites; political elites; political leadership; political culture, Chinese Communist Party, Taiwan issue.
This work is
icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Политическая элита Китайской народной республики и современные вызовы и угрозы
Масюткина Виктория Романовна
Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: vikamasko.2019[at]mail.ru
Аннотация
Стремительное усиление роли и значения Китая в современном мире, очевидно, является одним из самых выдающихся глобальных явлений. Политическая элита Китая в последнее время представляется объектом изучения в современных международных исследованиях. Это неудивительно, ведь китайская цивилизация вот уже существует и активно развивается на протяжении пяти тысяч лет. Самой основной чертой современного китайского государства является то, что оно одновременно «большое» и «сильное», то есть сочетание огромной территории и многонационального населения с высококонцентрированной государственной структурой власти, которая является уникальной среди национальных государств современного мира. Политические элиты этой прогрессивной страны приковывают пристальное внимание в настоящий момент, поскольку за последние столетия китайское государство достигло небывалого могущества в различных сферах деятельности.
Взяв политическую элиту в качестве объекта исследования, эта статья фокусируется на факторах политических особенностей политических элит в Китайской Народной Республике, а также анализирует и исследует роль и функцию представителя китайской политической элиты в современный период.Кроме того, оценивается вероятность возникновения политических кризисов в КНР и их возможные последствия.
Ключевые слова
Китайская Народная Республика; элиты; политические элиты; политическое лидерство; политическая культура, коммунистическая партия Китая, тайваньский вопрос.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.122
В настоящее время понятие «элита» все чаще употребляется в современном обществе. Термин элита можно применить ко всем самым влиятельным, богатым и способным людям в экономических, политических и социальных системах. В таком случае, стоит отметить, что элиты никак не подразумевают различия между хорошими и плохими людьми. Представители элиты находятся во всех социальных сферах общества, и, исходя из этого, можно понять, что она делится в соответствии с областью в узком смысле, и люди часто делят элиту на экономическую элиту, политическую элиту, культурную элиту, социальную элиту и так далее.Генезис современных политических элит Китая был основан на двух факторах. В первую очередь, предшествующие образованиям КНР поражение и неудача повлияли на мировое мнение первых китайских лидеров, убеждая их в том, что они должны реваншировать за «столетие уничтожения». Во-вторых, на формирование элиты с давних времен влияла традиционная китайская культура и история, что и решили в итоге возродить руководители КПК эпохи Дэн Сяопина после смерти Мао Цзэдуна
Становление политической элиты в Китае
Политическую элиту можно представить, как обособленную группу высокопоставленных лиц, принимающих решения в политической культуре или конкретной политической структуре, которая монополизирует политическую власть, влияет на основную политику и занимает все важные посты политического руководства. Политическую элиту условно можно отнести к двум группам в политической системе: первая группа - это политическая элита, которая обладает основными полномочиями по принятию политических решений, они формулирует и проводит политику и состоит из нескольких людей, занимающих самое высокое положение и обладающих властью. Ко второй группе относятся другие члены правящего класса, они являются базой поддержки и резервными силами первой группы (#^^,1990).
Под политической элитой КНР понимается относительно небольшая привилегированная группа, занимающая руководящие позиции в структурах государственного и партийного аппарата и непосредственно участвующая в процессе принятия и осуществления важнейших властных решений. На основе различных критериев в государственных органах и правящей партии следует различать публичную (открытую) и латентную (закрытую), партийную, военную и политико-административную элиты провинциального и регионального уровней.
Особенностью современной китайской политической элиты можно назвать ее состав. Хотя современная китайская политическая система родилась в результате трансформации традиционной политической системы, традиционная мудрость отбора талантов и кандидатов с управленческими
способностями была унаследована с давних времен. В настоящее время представителями внутренней политической элиты являются некоторые высокопоставленные и выдающиеся чиновники, которые опираются на семейное происхождение. Их разграничивают на группу «принцев», т.е. дети и родственники китайских революционеров-партийцев, к которым принадлежит и нынешний председатель Си Цзиньпинь, и «комсомольцев» - государственных деятелей старшего поколения. Такое деление вызывает критику со стороны либерально настроенной части общества, влечет политические риски^ууои Xuekan. 2021.P. 27).
Особенности формирования политической элиты в Китае имеют свои корни, которые глубоко уходят к китайской традиционной культуре. Китайская цивилизация является одной из самых древних, насчитывающей почти 5 тыс. лет, из-за чего можно прийти к выводу, что в Китае политическая культура сложилась очень давно и имеет целостный характер.
Современная китайская политическая элита может быть разделена на два этапа: с 1949 года по 1978 год, когда КПК стала властью и начала политику реформ, открытости, а с 1978 года - по сегодняшний день. На первой стадии ясно проявляется стремление руководства коммунистов убедить народ в правильности своих решений и узаконить свою власть перед населением. С этой целью была развернута массовая пропаганда, дискредитируя всю предыдущую историю Китая, даже критикуя конфуцианство (Зайцев, 2013. стр. 730).
Переломный момент подобного разделения оказался политикой реформ открытости, которая сделала Китай Дэн Сяопина и последующих руководителей совершенно не похожим на коммунистическую китайскую эпоху Мао Цзэдуна. Впрочем, если говорить о современном политическом сообществе КНР, то нельзя забывать о специфической особенности китайской политической элиты - так называемых «поколениях лидеров». На сегодняшний момент насчитывают 5 поколений:
К первому поколению руководителей КНР относят Мао Цзэдуна (18931976). Он был вождем китайского народа, марксистом, великим пролетарским революционером, стратегом и теоретиком, главным основателем и лидером Коммунистической партии Китая, Народно-освободительной армии Китая и Китайской Народной Республики
В конце 1950-х годов принял «одностороннюю», но независимую и автономную дипломатическую стратегию. Принятие этой стратегии имеет свою историческую неизбежность. В ситуации, когда конфликт между Соединенными Штатами и Советским Союзом постепенно обостряется, а два лагеря противостоят друг другу в холодной войне, Китай не может быть полностью в стороне, и, как сказал Мао Цзэдун: «Держаться одной стороны - это то, к чему 40 лет стремился Сунь Ятсен и наличие 28-летнего опыта Коммунистической партии. Для достижения победы и её закрепления, мы должны выбрать одну из двух сторон». (Мао Цзэдун, 1969. стр. 512-513).
Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.122
В свой период правления решил противостоять Соединенным Штатам и помочь Северной Корее, активно участвовал в Женевской конференции, Азиатско-Африканской конференции и других международных конференциях, и изначально заложил дипломатический имидж Нового Китая.
Дэн Сяопин стал ядром второго поколения китайских руководителей.Он признан всей партией и всей армией как выдающийся лидер, пользующийся высоким авторитетом среди людей всех этнических групп, великий марксист, великий пролетарский революционер, политик, милитарист, дипломат, главный разработчик социалистических реформ, открытости и модернизации в Китае. Политическая концепция «Политика реформ и открытости» и идея «Одна страна, две системы», которые он отстаивал, изменили Китай в конце ХХ века, а также повлияли на весь мир.
Цзянь Цзэминь является ядром центральной руководящей группы партии в третьем поколении и главным основателем важной идеи «Трех представителей». Цзянь Цзэминь обладал широким видением и современной оценкой ситуации. Он всегда наблюдает и обдумывает вопросы, связанные с тенденциями развития Китая и мира, общей ситуацией в партии и работе страны, и постоянно продвигает теоретические инновации и другие инновации. Суть или ядро идеи «Трех представителей» состоит в том, чтобы потребовать от Коммунистической партии Китая продолжать сохранять свой собственный передовой характер в новых исторических условиях, продолжать завоевывать поддержку народа, а также продолжать поддерживать и укреплять статус правящей партии( ШШ^ ,2001). Это новое краткое изложение природы, цели и исторических задач партии, новое развитие марксистской доктрины партийного строительства и новые требования к партийным организациям на всех уровнях. Эта важная дискуссия дает фундаментальный ответ на вопрос о том, какую партию строить и как строить партию в XXI веке, полном надежд и вызовов. Это выступает отличной платформой для всестороннего укрепления партийного строительства в новых условиях, ввиду этого обеспечивает мощное идеологическое оружие для укрепления строительства Коммунистической партии Китая, и это, безусловно, окажет глубокое влияние на будущее направление развития Китая.
На самом деле, что отличает лидеров четвертого поколения, ядром которых является Ху Цзиньтао, так это то, что они придают большое значение гражданскому обществу. Его основные постулаты - твёрдо отстаивать принцип «одного Китая», развивать экономические связи в интересах общего развития, укреплять духовную общность на основе китайской культуры, защищать государственный суверенитет, прекратить враждебность и стремиться к достижению мирного соглашения.
Ху Цзиньтао подчеркнул, что реформы являются мощной движущей силой развития социалистического дела нашей страныи ключевым фактором принятия решений, определяющих судьбу современного Китая. Реформа государственных предприятий является центральным звеном реформы всей
экономической системы. Ху Цзиньтао подчеркнул, что «всем сердцем следует полагаться на рабочий класс. Это основополагающая политика, которой всегда придерживались партия и правительство Китая.
Представитель пятого поколения выдающихся лидеров - Си Цзиньпинь. В настоящее время является председателем Китайской Народной Республики. Занимает руководящую должность с 2013 года. Известно, что в сентябре 2013 года Си Цзиньпинь выдвинул концепцию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века (сокращенно «Один пояс - один путь»).
Генеральный секретарь подчеркнул, что великое омоложение китайской нации является важной причиной великих перемен в мире, которых не было уже сто лет. Роль Китая в научно-технической революции превратилась из последователя и участника в реформатора. За сто лет не произошло никаких серьезных изменений. Наиболее заметной идеей является «подъем на восток и падение на запад».
Опираясь на существующие двусторонние и многосторонние отношения между Китаем и другими странами, а также на существующие и эффективные платформы регионального сотрудничества, можно сделать вывод, что инициатива «один пояс - один путь» направлена на заимствование исторических символов древнего Шелкового пути, усиленную интеграцию и активное развитие экономического партнерства со странами, расположенными вдоль маршрута. По состоянию на 27 мая 2022 г. Китай подписал более 200 документов о сотрудничестве со 150 странами и 32 международными организациями в рамках данной инициативы.
Политическое руководство КНР
В настоящее время политическая элита Китая представлена следующими структурами: в первую очередь, председателем Китайской Народной Республики-Си Цзиньпинем. С момента вступления в должность в 2012 году, он старается стирать границы между политикой, экономикой и военной мощью, в связи с чем некоторые исследователи прозвали его «всеобщим председателем». Си Цзиньпин в настоящее время занимает в общей сложности 12 высших постов в самых влиятельных руководящих органах страны. За исключением основных должностей - генерального секретаря партии, президента и председателя Центрального военного совета, остальные должности попадают в категорию «руководящих групп», которые представляют собой неформальные органы крайней власти, часто имеющие большее влияние, чем соответствующие министерства (Й#Ш,2021. P.87-89).
Все китайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики является высшим органом государственной власти в Китае. Его постоянным органом является Постоянный комитет Все китайского собрания народных представителей, который ответственен перед ВСНП и подотчётен
Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.122
ему. Национальный съезд партии является высшим партийным органом. Партийный съезд проходит каждые пять лет и избирает центральный комитет, который собирается один раз в год. Лидер КПК также имеет звание генерального секретаря.
Двойная политическая структура делает китайскую политическую систему очень большой и громоздкой. Разделение труда между двумя органами заключается в том, что коммунистическая партия будет формулировать политику, а государственный аппарат будет ее реализовывать.
В политической системе Китая также важную роль играет орган власти -Центральный военный комитет. Условно он состоит из двух комитетов, которые подчинены партии и государственному аппарату (Тащилин, 2021. стр 226-229).
Основными действующими лицами в политическом руководстве КНР являются:
• Председатель КНР- Си Цзиньпин, (кит: >№¥);
• премьер Госсовета КНР -Ли Кэцян,(кит:
• член Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) глава канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам -Ян Цзечи,(кит: ШпМ);
• министр иностранных дел КНР -Ван И, (кит:!^).
Стоит отметить, что Си Цзиньпин сосредоточил в своих руках огромные полномочия, занимая одновременно посты в КПК и Центральной военной комиссии. Си Цзиньпинь повернул вспять тенденцию к «коллективному лидерству» в КПК и стал «основным лидером» гораздо более персонализированной политической системы. Он поднял ближайших соратников на ключевые должности, централизовал принятие решений во влиятельных комиссиях, которые он контролирует, и восстановил власть над вооруженными силами. В настоящее время КПК традиционно сохраняет тотальный контроль над политической ситуацией и курсом экономических реформ.
Во второй половине 2022 года в Китайской Народной Республике состоится XX съезд Коммунистической партии Китая (КПК), где её лидер Си Цзиньпин попытается добиться третьего (если не пожизненного) срока.
Его стремление противоречит устоям компартии ограничивать пребывание на посту генерального секретаря ЦК КПК двумя сроками, каждый из которых длится пять лет. Это предусмотрено ст. 79 Конституции КНР 1982 года. Однако в марте 2018 года законодательный орган отменил ограничения на срок президентства Китая (позиция Си в качестве главы государства), устранив единственный формальный барьер, мешающий Си Цзиньпину оставаться лидером на неопределенный срок (Сущенко, 2019, стр.145).
В рамках изучения политической элиты Китая важно рассмотреть шестое пленарное заседание, одно из самых важных политических собраний Китая, которое проводилось в ноябре 2021 г
На данном заседании Коммунистическая партия Китая приняла «историческую резолюцию», закрепившую статус Си Цзиньпина в политической истории. В документе, представляющем собой краткое изложение 100-летней истории партии, рассматриваются ее основные достижения и будущие направления. Это всего лишь третье подобное соглашение с момента основания партии: первое было принято Мао Цзэдуном в 1945 г., а второе - Дэн Сяопином в 1981 г.
Поскольку это всего лишь третий китайский лидер, принявший такую резолюцию, этот шаг направлен на то, чтобы сделать Си Цзиньпина политической элитой, равной основателю партии Мао и его преемнику Дэну. Некоторые исследователи рассматривают резолюцию как последнюю попытку Си Цзиньпина повернуть вспять десятилетия децентрализации китайских лидеров, которая началась при Дэне и продолжилась при других лидерах, таких как Цзян Цзэминь, - это признак того, что Китай, возможно, возвращается к так называемому «культу личности» 2018, P.2-3).
Современные вызовы и угрозы для политической элиты Китая
В настоящий момент международная политическая арена претерпевает глобальные изменения. «Тайваньский вопрос» является наиболее взрывоопасным для Китайской Народной Республики, вот на протяжении уже многих лет. Проблема Тайваня относится к фундаментальному принципу, который не подлежит обсуждению. Для КНР это чисто внутренняя проблема ее отношений с одной из своих провинций.
Официальные отношения между правительством КНР и Тайваня прервались в 1949 году, когда партия «Гоминьдан» во главе с Чан Кайши потерпела поражение в гражданской войне с Коммунистической партией, вследствие чего перебралась на остров.
Возобновление отношений произошло в конце 1980-х, однако смена власти на Тайване и курс на самоопределение островитян привели к ужесто -чению позиций с одной и с другой стороны. КНР принял закон о территориальной целостности государства, обозначив национальным приоритетом воссоединение страны.Тайвань до настоящего времени остается постоянным раздражителем в отношениях Китая и США. В случае провозглашения независимости Тайваня КНР окажется в сложнейшей политической ситуации, чреватой резким ухудшением отношений с Западом и, соответственно, экономическими потерями.
События на Украине в начале 2022 года вновь разожгли дебаты о возможном силовом присоединении острова к материковому Китаю. Некоторые аналитики утверждали, что политическая обстановка может подтолкнуть Пекин к вторжению на Тайвань, другие, напротив, утверждали, что власти могут стать более осторожными, увидев, как строго отреагировали страны
Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.122
мира на действия России. Большинство специалистов считают, что действия России не повлияют на готовность НОАК применить силу, но однозначно «китайские лидеры изучат неудачи России и адаптируют свои оперативные планы, чтобы избежать подобных ошибок».
В последние дни наиболее громким геополитическим событием стал визит спикера Палаты представителей Америки Нэнси Пелоси на Тайвань. Весь мир наблюдал за полётом самолета, и на то, как отреагирует Китай на данное действие от США.
В ответ на визит представителя США на Тайвань Китай приостановил экспорт и импорт разных товаров из Тайваня и начал масштабные учения в проливе. Впрочем, по данным китайского издания South China Morningpost, после посещения Ненси Пелоси правительство Пекина будет все сильнее игнорировать statusquo, который установлен в отношении Тайваня.
Следовательно, эскалация «Тайваньского вопроса » может дестабилизировать и внести разлад в политическое устройство КНР.
Выводы
В заключение следует отметить, что наряду с интересом, проявляемым в мире к внутренним политическим, идеологическим, социальным и экономическим процессам, происходящим в Китае, всеобщее внимание вызывает внешняя политика Китая по обеспечению его политической, военной и экономической безопасности, а значит не менее значимое место принадлежит китайской политической элите.
Рассмотрев и проанализировав ситуацию одной из основных угроз для КНР, можно прийти к выводу, что китайское руководство, несмотря на все провокации со стороны США, ситуацию с Тайваньским вопросом будет решать незамедлительно. Благодаря стратегическому мышлению китайской элиты и ее руководству конфуцианским принципам политика Китая во всех сферах жизнедеятельности строится на стратегии будущего, все важные решения принимаются с опорой на историческое прошлое. Это на протяжении всей истории позволяло Китаю создавать структуры управления государством, выдерживающие смутные времена и возрождающие страну после кризисов.
Список литературы
Nancy Pelosi says Beijing used her trip as pretext for aggressive Taiwan Strait actions: South China Morningpost. Извлечено от Scmp.com website: https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/3188463/us-house-speaker-says-beijing-used-her-trip-pretext-aggressive.
ФHB^ 149 ^НМ&ШЯШ https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp?
tm_id=126&cat_id=10122&info_id=77298.
(2001) 1. (1990)
(2021). // Tour-ismTribune/LvyouXuekan. 36. (3). 24-38.
mffi. (2018) Щ^М^ФЗД. 10 (4).
шт. (2021) Ш^Х^М»: ^Ж 81-92.
Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК «Жэньминьжибао» Извлечено от Russian people website: http://russian.people.com.cn/31521/6290591.html.
Зайцев, Я. А. (2013) Особенности становления и функционирования политической элиты КНР. Молодой ученый. 11. 728-732.
Мао Цзэдун. (1969) Избранные произведения. Пекин. Издательство литературы на иностранных языках. 4. 501-518.
Сущенко М.А. (2019) Особенности функционирования политической элиты КНР. 70 лет современному китайскому государству., 20-22. 143-150.
Тайвань и Китай: конфликт от начала до настоящего времени. Извле-чено от MBFinance.ru
website: https://mbfinance.ru/investitsii/prognozy-i-analitika/14-08-2022-tajvan-i-kitaj-konflikt-ot-nachala-do-nastoyashhego-vremeni/
Тащилин А.Л. (2021) Социальное происхождение как основа формирования политических элит в современном Китае. Вопросы политологии. 11 (2).
References
China has signed cooperation documents with 149 countries to jointly build the «Belt and Road». Retrieved from Yidaiyilu website: https://www.yidaiyilu.gov.cn/info/iList.jsp? tm_id=126&cat_id=10122&info_id=77298; (in Chinese).
He Xiaokang. (2021). The rise and fall of hegemony and strategic choices: The logic of the actions of the hegemonic state in response to the rising state. Diplomatic Academy. 81-92. (in Chinese).
Hou Shufang. (2001) The important idea of «Three Representatives» is the development of Marxist Party-building doctrine: Journal of Minzu University of China. 1. (in Chinese).
Hu Jintao's report at the 17th CPC Congress. Retrieved from Russian people website: http:// russian.people.com.cn/31521/6290591.html (in Russian).
Li Yajuan. (2021) Research on the power flow of elites in Ethnic tourism Communities from the perspective of empowerment. Tourism Tribune. LvyouXuekan. 36 (3). 24-38 (in Chinese).
Liang Wei. (2018) On the historical status of Xi Jinping's Socialist Thought with Chinese Characteristics in the new Era «Journal of Modern Corporate Culture». 10. P.4. (in Chinese).
Mao Zedong. (1969) Selected Works, vol.4. Beijing, Publishing House of Literature in Foreign Languages. 501-518. (in Russian).
Nancy Pelosi says Beijing used her trip as pretext for aggressive Taiwan Strait actions: South China Morningpost. Retrieved from Scmp.com website: https://www.scmp.com/news/china/ diplomacy/article/3188463/us-house-speaker-says-beijing-used-her-trip-pretext-aggres-sive.
Sushchenko M.A. (2019) Features functionalityalit the PRC. 70 summer time on the Chinese government building; g. Moscow. 143-150. (in Russian).
Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.122
Taiwan and China: the conflict from the beginning to the present. Retrieved from Mbfinance website: https://mbfinance.ru/investitsii/prognozy-i-analitika/14-08-2022-taivan-i-kitaj-konflikt-ot-nachala-do-nastoyashhego-vremeni/ (in Russian).
Tashtilin A.L. (2021) a social conception of how to found the for-World politiciaexplit in the modern Kitai - Vopros Apostille in lithologies. 11 (2). 431. (in Russian).
Yu Keping. (1990) Disillusionment with Democratic Politics: A Commentary on Political Elitism. Tian-jin Social Sciences. 1. (in Chinese).
Zaitsev, Ya. A. (2013) Features of the formation and functioning of the political elite of the PRC. Young Scientist. 11. 728-732. (in Russian).