Научная статья на тему 'ЕВРАЗИЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКИХ ЭЛИТ ПО ВОПРОСУ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)'

ЕВРАЗИЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКИХ ЭЛИТ ПО ВОПРОСУ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТЫ / ЛИДЕРЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / РОССИЯ / ЕВРАЗИЯ / ДИАЛОГ / ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маркелов Константин Алексеевич

В последние годы во внешней политике России заметно усилился евразийский вектор, который заключается в расширении сотрудничества Москвы с ведущими странами этого ключевого геополитического региона. Российские политические элиты и их лидеры уделяют большое внимание вопросам интеграционного сотрудничества со странами этого региона, постоянно отмечая о том, что они намерены выстраивать эти взаимоотношения на равноправных партнерских условиях. Особое внимание российское руководство уделяет вопросам коллективной безопасности и предлагает свои геополитические формулы для достижения необходимого для мира баланса сил и интересов. Евразийский вектор внешней политики России существовал всегда. Но в последние годы в связи с обострением цивилизационного конфликта России с коллективным Западом, он стал наиболее актуальным и востребованным. Российские политические элиты осознали, что их геополитическая ориентация только на один Запад, таит в себе экзистенциальные угрозы национальной безопасности. Для обеспечения последней необходимо сбалансировать свою внешнюю политику, введя в нее конкурирующие противовесы, сделать политику многовекторной. В настоящей работе рассматриваются проблемы евразийской безопасности России в контексте современных вызовов и угроз начала XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EURASIAN VECTOR OF RUSSIAN FOREIGN POLICY (THE POSITION OF THE RUSSIAN ELITES ON THE ISSUE OF COLLECTIVE SECURITY)

In recent years, the Eurasian vector has noticeably increased in Russia's foreign policy, which consists in expanding Moscow's cooperation with the leading countries of this key geopolitical region. Russian political elites and their leaders pay great attention to the issues of integration cooperation with the countries of this region, constantly noting that they intend to build these relationships on equal partnership terms. The Russian leadership pays special attention to issues of collective security and offers its own geopolitical formulas to achieve the balance of forces and interests necessary for the world. The Eurasian vector of Russian foreign policy has always existed. But in recent years, due to the aggravation of the civilizational conflict between Russia and the collective West, it has become the most relevant and in demand. The Russian political elites have realized that their geopolitical orientation towards the West alone is fraught with existential threats to national security. To ensure the latter, it is necessary to balance our foreign policy by introducing competing balances into it, to make the policy multi-vector. This paper examines the problems of Russia's Eurasian security in the context of contemporary challenges and threats at the beginning of the XXI st century.

Текст научной работы на тему «ЕВРАЗИЙСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ (ПОЗИЦИЯ РОССИЙСКИХ ЭЛИТ ПО ВОПРОСУ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)»

Eurasian Vector of Russian Foreign Policy (The Position of the Russian Elites on the Issue of Collective Security)_

Konstantin A. Markelov

Astrakhan State University named after V.N. Tatishchev, Russia, Astrakhan E-mail: aspu[at]aspu.edu.ru ORCID: 0000-0001-8218-4496

Abstract

In recent years, the Eurasian vector has noticeably increased in Russia's foreign policy, which consists in expanding Moscow's cooperation with the leading countries of this key geopolitical region. Russian political elites and their leaders pay great attention to the issues of integration cooperation with the countries of this region, constantly noting that they intend to build these relationships on equal partnership terms. The Russian leadership pays special attention to issues of collective security and offers its own geopolitical formulas to achieve the balance of forces and interests necessary for the world.

The Eurasian vector of Russian foreign policy has always existed. But in recent years, due to the aggravation of the civilizational conflict between Russia and the collective West, it has become the most relevant and in demand. The Russian political elites have realized that their geopolitical orientation towards the West alone is fraught with existential threats to national security. To ensure the latter, it is necessary to balance our foreign policy by introducing competing balances into it, to make the policy multi-vector. This paper examines the problems of Russia's Eurasian security in the context of contemporary challenges and threats at the beginning of the XXI st century.

Keywords

Elites; leaders; international relationships; diplomacy; safety; geopolitics; Russia; Eurasia; dialog; partnership.

This work is

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

Евразийский вектор внешней политики России (позиция российских элит по вопросу коллективной безопасности)

Маркелов Константин Алексеевич

Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail:aspu[at]aspu.edu.ru ORCID: 0000-0001-8218-4496

Аннотация

В последние годы во внешней политике России заметно усилился евразийский вектор, который заключается в расширении сотрудничества Москвы с ведущими странами этого ключевого геополитического региона. Российские политические элиты и их лидеры уделяют большое внимание вопросам интеграционного сотрудничества со странами этого региона, постоянно отмечая о том, что они намерены выстраивать эти взаимоотношения на равноправных партнерских условиях. Особое внимание российское руководство уделяет вопросам коллективной безопасности и предлагает свои геополитические формулы для достижения необходимого для мира баланса сил и интересов.

Евразийский вектор внешней политики России существовал всегда. Но в последние годы в связи с обострением цивилизационного конфликта России с коллективным Западом, он стал наиболее актуальным и востребованным. Российские политические элиты осознали, что их геополитическая ориентация только на один Запад, таит в себе экзистенциальные угрозы национальной безопасности. Для обеспечения последней необходимо сбалансировать свою внешнюю политику, введя в нее конкурирующие противовесы, сделать политику многовекторной. В настоящей работе рассматриваются проблемы евразийской безопасности России в контексте современных вызовов и угроз начала XXI века.

Ключевые слова

Элиты; лидеры; международные отношения; дипломатия; безопасность; геополитика; Россия; Евразия; диалог; партнерство.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Введение

По степени интенсивности дипломатических отношений можно судить о качестве профессионализма и активности политических элит, проводящих внешнюю политику своего государства. В этом плане можно уверенно констатировать, что интенсивность и качество контактов России со странами Запада и Востока приобрели в настоящее время положение относительного равновесия. При этом, если количественно эти контакты примерно одинаковой величины, то по качеству отношений с западным миром у России преобладают отрицательные параметры, тогда как со странами евразийского мира они носят положительную динамику.

При этом отношения России с США назвать конструктивными с каждым месяцем все сложнее и сложнее. Отношения действительно деградировали до состояния холодной войны. Вашингтон по-прежнему отказывается слушать и слышать справедливые требования Москвы о коллективной безопасности. И Москва уже давно поняла, что верить США и всему их западному альянсу нельзя. Любые договоренности Запад может в любой момент в одностороннем порядке отменить, обвинив в этом Москву. Куда намного продуктивнее и важнее выглядят двусторонние отношения России с такими евразийскими государствами, как Индия, Китай, Иран. Здесь позиция России не просто услышана, а нашла соответствующее понимание и поддержку.

Позицию России по данному кругу проблем достаточно точно озвучивают первые лица государства (президент и глава МИД). Довольно частые телефонные разговоры с лидерами ЕС и Великобритании, чаще всего носят информационный характер - стороны информируют друг друга о своих позициях и дальше этой констатации дело, как правило, не идет. Важным представляется разобраться в ледащей геополитической стратегии политической философии государства. Причем политической философии не написанной, а проводимой на практике, лежащей в основе дипломатических отношений.

Политическая философия международных отношений

2022 год начался с кризиса в Казахстане и продолжился специальной военной операцией на Украине. Напомним, что именно при активной позиции Кремля в январе 2022 г. была устранена попытка Запада провести очередную «цветную революцию» в Казахстане. Тогда В.В. Путин заявил, что Россия прекрасно понимает, «что возникшая угроза казахстанской государственности вызвана отнюдь не стихийными протестными акциями по поводу цен на топливо, а тем, что ситуацией воспользовались деструктивные внутренние и внешние силы. Те люди, которые выступали за ситуацию на газовом рынке, -это одни люди и у них одни цели, а те, кто взял в руки оружие и нападал на государство, это совершенно другие люди и у них другие цели». Российской стороной отмечалось, что в событиях в Казахстане активно применялись

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

присущие «майданным» технологиям элементы силовой и информационной поддержки протестов. Использовались хорошо организованные и чётко управляемые группы боевиков, прошедших подготовку в лагерях террористов за рубежом. Их нападение на Казахстан, по сути, явилось актом международной агрессии.

Москва последовательно выступала за многогранность партнерских отношений. Как, например, мы наблюдаем это в российско-индийских отношениях. «Стороны подтвердили свою приверженность особо привилегированному стратегическому партнерству и подчеркнули, что эти важные отношения между Россией и Индией как крупными державами с общей ответственностью продолжают оставаться опорой глобального мира и стабильности» (Совместное заявление, 2021).

Кремлю крайне выгодно заключать декларации об углублении стратегического партнёрства, в которых четко фиксируются «приоритеты совместной работы на перспективу в политической, торгово-инвестиционной, культурно-гуманитарной областях, в сфере безопасности, включая биологическую и информационную».

В Москве придают особое значение российско-китайским отношениям. Россия стала надежным геополитическим «тылом» Китаю, в его цивилизаци-онном конфликте с США. «Что касается наших двусторонних отношений, -отмечал В.В. Путин во время своего визита в Китай в феврале 2022 г., - то они развиваются, действительно, поступательно, в духе дружбы, стратегического партнёрства. Они приобрели действительно беспрецедентный характер и являются примером достойных отношений, которые помогают развиваться друг другу и в то же время поддерживают друг друга в развитии».

По мнению главы российского государства, «отношения России и Китая развиваются на равноправной, деидеологизированной основе. Наше партнёрство - устойчиво, самоценно, свободно от политической конъюнктуры и не направлено против кого-либо. В его основе - уважение и учёт коренных интересов друг друга, приверженность международному праву и Уставу ООН... КНР - наш стратегический партнёр на международной арене. По большинству вопросов глобальной повестки наши подходы совпадают или весьма близки. Мы поддерживаем тесную координацию в ведущих многосторонних организациях и форматах, таких как ООН, БРИКС, ШОС, «Группа двадцати», АТЭС, ВАС, что оказывает стабилизирующее воздействие на непростую текущую ситуацию в мире».

В Евразии принято комментировать политических деятелей в корректных, сдержанных тонах. Так, например, В.В. Путин всегда придерживается этого дипломатического этикета и никогда не позволяет себе острых публичных заявлений. Отмечается позитив и дружеские отношения. В отличие от Запада, где допустима порой даже оскорбительная тональность, евразийский этикет нетерпимо относится кподобного рода «вульгарным вольностям», считая, что это просто недопустимо в официальных политических отношениях.

Переговорный процесс

В конце 2021 - в начале 2022 гг. Москва активизировала свои международные контакты с такими странами, как США, ЕС, Индия, Иран, Китай... Причем, если с западной коалицией диалога в целом не получилось, то с евразийскими странами был продолжен конструктивный диалог и развитие партнерских интеграционных (союзнических) отношений.

Для евразийских государств стало хорошим тоном делать первые визиты своих лидеров в Москву для встречи и переговоров с В.В. Путиным. Только в первом полугодии 2022 г. было несколько таких визитов (Иран и Туркменистан). Сам В.В. Путин традиционно подчеркивает, что такие встречи и переговоры всегда носят весьма содержательный характер, проходят в деловой, дружеской атмосфере, подчеркивающие подлинно партнёрский и взаимовыгодный характер сотрудничества между Россией и этими странами.

В январе 2022 г. в Москве с официальным визитом был президент Исламской Республики Иран Сейед Эбрахим Раиси, а в июне - президент Туркменистана Сердар Гурбангулыевич Бердымухамедов.

Тот факт, что новоизбранный президент Ирана Ибрахим Раисивыбрал Москву в качестве первой иностранной столицы, которую он посетил в этой должности, вызвал тревогу в США, поскольку итоги этого визита имеют грандиозное значение для международных отношений. Этот визит говорит о стремлении Ирана укрепить стратегические отношения с Россией (как со сверхдержавой) на всех уровнях. В Москве лидеры двух стран обсудили ситуации вокруг Сирии, Ирака и Афганистана, что вызвало в свою очередь обеспокоенность США и Израиля, незаинтересованных в усилении партнерских отношений Ирана и России.

По мнению С.В. Лаврова, отношения между Россией и Ираном достигли самой высокой точки за всю их историю и имеют прекрасные перспективы. «Особое внимание в ходе переговоров уделили торгово-экономическим вопросам, инвестициям и задачам развития двусторонних отношений в условиях, когда нелегитимные санкции США и их «сателлитов» задуманы с целью воспрепятствовать динамичному развитию наших стран и взаимодействию между Россией и Ираном с участием других стран, отвергающих диктат и не желающих следовать требованиям Вашингтона».

Главы государств отмечают, что на международной арене Россия и Иран сотрудничают весьма плотно. Благодаря их усилиям в значительной степени удалось помочь сирийскому Правительству преодолеть угрозы, связанные с международным терроризмом. В 2022 г. Тегеран и Москву беспокоит ситуация, которая складывается в Афганистане.

Москва всегда подчеркивала, что Российская Федерация исторически является многонациональным и многоконфессиональным государством, в котором традиционно сосуществуют и взаимодействуют народы, исповедующие различные религии, включая ислам. Поэтому недопустимо совершение

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

под предлогом свободы выражения мнений любых действий, унижающих достоинство той или иной религиозной, национальной или социальной группы.

В этой связи каспийская проблематика всегда была и остается в поле пристального внимания Кремля. В июне 2022 г. во время визита президента Туркменистана С.Г. Бердымухамедова в Москву, В.В. Путин заявил, что: «Туркменистан и Российская Федерация продолжат тесное сотрудничество на Каспийском море, как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Мы высоко ценим активное участие России в работе саммитов прикаспийских государств, её вклад в достижение ключевых договорённостей».

4 февраля 2022 г. в Пекине состоялись переговоры В.В. Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином. Акцент в переговорах был сделан на двусторонней повестке и торгово-экономическом сотрудничестве. Председатель КНР заявил о намерении Пекина поднять объём товарооборота между странами до 250 миллиардов долларов. Президент России поднял вопрос о расширении практики расчётов в национальных валютах, что встретило понимание китайской стороны. Помимо этого, затрагивались также темы взаимного признания вакцин от коронавирусной инфекции и открытия границ в зависимости от эпидемиологической ситуации, а также обсуждалось, в частности, двустороннее военно-техническое сотрудничество.

Тогда же В.В. Путин подчеркнул, что «наши посещения во время открытия олимпиад стали в известной степени традицией. Мы были у вас сначала в 2008 году на летней Олимпиаде, затем Вы в 2014 году - на зимней в Сочи. И, как и договаривались, мы сейчас у вас в Пекине на открытии зимних Олимпийских игр»/ Напомним, что в 2008 г. (во время открытия Олимпиады) случилось вторжение Грузии в Южную Осетию, в 2014 г. (сразу после Олимпиада) -произошел государственный переворот в Киеве и т.н. «русская весна» (возвращение Крыма в состав России), а в 2022 г. (тоже сразу после Олимпиада) -началась военная спецоперация на Украине по демилитаризации и денационализации нацистского киевского режима.

Следует также обратить внимание на то, что за два месяца до этого события (визита В.В. Путина в Китай) был его визит в Индию (06.12.2021 г.). Россия и Индия проводят саммиты на высшем уровне регулярно, каждый год, поочерёдно. В центре внимания переговоров 2021 г. были не только культурно-экономические, но и военные стороны сотрудничества Москвы и Дели. Тогда весьма остро встал вопрос о коллективной безопасности в этом регионе (Россия обещала поставить С-400 и передать лицензию на выпуск «АК-203»). «В регионе есть новые угрозы. И это не только нестабильная ситуация в Афганистане, над выправлением которой Москва и Дели договорились работать вместе. Все активнее здесь США. Причем пытаются создавать союзы, которые выступают не за, а против данном случае Китая. От военного альянса AUKUS, куда входят США, Великобритания и Австралия, Индия дистанцировалась». Все это время США давили на Нью-Дели и пытались остановить продажу Индии

комплексов "Триумф", но Индия последовательно отказалась выполнять приказы Вашингтона. По итогам саммита было принято совместное заявление «Россия - Индия: партнёрство во имя мира, прогресса и процветания» (Совместное заявление, 2021). Даже если будет реализована половина этих 99 пунктов данного документа, то они способны изменить геополитический климат евразийского региона в пользу национальных интересов стран этого региона.

Лидеры двух государств подтвердили большое значение диалога по двусторонним и региональным вопросам безопасности. Самой болезненной точкой Евразии на тот момент был Афганистан. И лидеры двух стран обсудили ситуацию в этой стране, точно также как затем В.В. Путин обсудит ее с лидерами Ирана и Китая.

Важное место в стратегии внешней политики России занимает энергетика и торговля. При каждой встрече с лидерами других государств, В.В. Путин всегда подчеркивает важность роста товарооборота между странами. На первое место официально ставится именно торговля, которая всегда подкрепляла геополитическую стратегию страны.

Каспийский формат

Каспийская проблематика всегда была и остается в эпицентре российско-азербайджанских отношений (См.: Маркелов, 2020; Markelov, Karabushenko, Usmanov, & Velicay, 2022). Спецификой является то, что на отношения между Москвой и Баку также серьезно влияет ситуация на Южном Кавказе, в частности, урегулирования карабахского конфликта. В основе этих отношений лежит единый методологический принцип - осознание объективной реальности («ситуации на земле») и выработка на этой основе рабочих (жизненно способных) документов.

В условиях обострения конфликта с коллективным Западом, в Кремле вновь вспомнили и о несколько забытом проекте МТК «Север-Юг». В июне 2022 г. президент России В.В. Путин по этому поводу заметил: «Прочной, предсказуемой основой для углубления международной кооперации видим развитие удобной и независимой платёжной инфраструктуры в национальных валютах. А чтобы помочь компаниям наших стран наладить логистические, кооперационные связи, формируем развитие транспортных коридоров, увеличиваем пропускную способность железных дорог, перевалочные мощности портов в Арктике, на восточном, южном и других направлениях. В том числе в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах они станут важнейшим участком коридора «Север-Юг», который обеспечит устойчивые каналы коммуникаций с Ближним Востоком иЮжной Азией. Рассчитываем, что уже в скором времени грузопоток поэтому маршруту начнёт уверенно расти» (Путин, 2022г). Реализация данного проекта (МТК «Север-Юг») нанесет мощный удар

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

по логистической монополии США и Великобритании, которые до сих пор контролируют рынок перевозок в мире.

Во время встречи на полях Каспийского саммита в Ашхабаде (29.06.2022 г.) с Президентом России В.В. Путиным, Президент Исламской Республики Иран Сейед Эбрахим Раиси заявил, что «мы можем сотрудничать на Каспии по транспорту, по транзиту, а также и по другим вопросам, касающимся Каспийского моря, - я имею в виду рыболовство, туризм- и во всех других различных направлениях, которые в целом касаются Каспия. Мы по этим вопросам можем прийти к договорённостям и привести их в практическую плоскость. Это как раз поможет и сохранению Каспийского моря, а также и рациональному его использованию». Именно подобного рода договоренностей больше всего и опасаются англосаксонские элиты, контролирующие мировую торговую логистику. Такого рода договоренности обеспечивают суверенитет и экономическую самостоятельность стран этого региона. Речь практически идет о реализации давнего проекта МТК «Север-Юг», который позволит перераспределить значительную часть мирового торгового потока и вывести его из под западного контроля.

По мнению президента России В.В. Путина, «залогом процветания нашего общего [Каспийского] региона служит неукоснительное следование тем принципам, которые заложены в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В Конвенции зафиксировано главное: именно страны «прикаспийской пятёрки» несут ответственность перед нынешними и будущими поколениями за сохранение Каспия и устойчивое развитие региона». После обострения ситуации в черноморском бассейне (из-за украинского кризиса), взоры Кремля вновь обратились к «запасному» варианту, к МТК «Север- Юг».

Президент России весьма высоко оценивает перспективу реализации проекта МТК «Север-Юг». «Многое, на наш взгляд, предстоит сделать для улучшения транспортно-логистической архитектуры региона. В первую очередь речь идёт о выстраивании международного транспортного коридора «Север - юг», здесь коллеги уже говорили об этом. Я полностью разделяю такие подходы. Это поистине масштабный проект транспортной артерии протяжённостью 7200 километров - от Санкт-Петербурга до портов Ирана и Индии». Именно наметившееся в рамках осуществления проекта МТК «Север - Юг» сближения России, Ирана и Индии и взволновал коллективный Запад, увидевшего в этом угрозу своей финансово-торговой безопасности.

.В Кремле выражают надежду, что данный проект принесет не только торговые дивиденды, но и будет способствовать установлению региональной коллективной безопасности. И главными гарантами этой безопасности как раз и станут такие страны как Россия, Иран и Индия. «Скорейшему запуску этого коридора призвано способствовать вступившее в силу в прошлом году соглашение между прикаспийскими государствами о сотрудничестве в области транспорта, которое направлено на превращение региона Каспийского моря в крупный международный логистический узел. И я вижу, как активно развива-

ется это направление в Казахстане, в Азербайджане. Здесь нам, с российской стороны, тоже нужно предпринять энергичные усилия в этом направлении. Хочу вас проинформировать, что в России принята и реализуется Стратегия развития национальных морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Мы расширяем на Каспии соответствующую инфраструктуру. Особое внимание уделяем портам Астрахань, Оля и Махачкала». В планы Москвы входит также переориентация грузопотока из стран Западной Европы непосредственно на саму Россию и Беларусь, союзное государство которых может в будущем стать надежным торговым партнером Индии и Ирана.

Именно от реализации проекта МТК «Север- Юг» будут во многом зависеть будущее всего этого центрального евразийского региона. Его реализация будет свидетельствовать о том, что ведущие страны этого региона (Иран, Индия, Россия) наконец избавились от присутствия здесь США и Великобритании, которые на всем протяжении политической истории только мешали им выстраивать между собой добрососедские отношения, постоянно провоцируя военные столкновения.

Проблемы евразийской безопасности России в контексте современных вызовов и угроз

Последние контакты Кремля и Белого дома (2021-2022 гг.) проходили в атмосфере беспрецедентного нагнетания американскими официальными лицами истерии о якобы неминуемом вторжении России на Украину, ссылаясь на вероятность такого катастрофического сценария. Истерика коллективного Запада по поводу украинского кризиса достигла своей апогеи в январе-феврале 2022 г. С позиции Белого дома, США и Россия по-прежнему являются конкурентами, которые в рамках своей глобальной конкуренции должны сделать всё, чтобы поддерживать стабильность и безопасность во всём мире. Они полагают, что «необходимо делать всё возможное, чтобы избежать худшего сценария в контексте нынешней ситуации вокруг Украины». Вашингтон склонен забалтывать ситуацию вокруг безопасности. Поэтому у Москвы нет оснований верить американцам на слова.

В современном мире возросла конкуренция мировых лидеров за право самостоятельно определять повестку дня будущего. Власти Белого дома неоднократно обвиняли Россию в подрыве отношений Европы и США. По их мнению, в конкурентной борьбе с коллективным Западом Россия и Китай часто прибегают к «запрещенным» видам борьбы. При этом США забывают о том, что сами весьма часто и лицемерно меняют правила игры, преследуя спекулятивные выгоды. Летом 2021 г. во время выступления в университете штата Мэриленд госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что власти Китая и России «доказывают как публично, так и в частном порядке, что Соединенные Штаты переживают упадок, и лучше связать свое будущее с их авторитарным

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

видением мира, чем с нашим демократическим. Мы в состоянии напомнить им и напоминаем одной мерой за другой, что сил нам хватает с лихвой».

Американская сторона плохо воспринимает экскурс в историю. Когда Россия начинает ей указывать на исторические аналоги и факты, США старательно уходят от подобного рода сравнений. Забывчивость - вот основное свойство англосаксонских политических элит: им больно и грустно вспоминать свои прежние ошибки и преступления.

Украина для России всегда была зоной повышенного политического внимания. «Украина для нас - это не просто соседняя страна. Это неотъемлемая часть нашей собственной истории, культуры, духовного пространства. Это наши товарищи, близкие, среди которых не только коллеги, друзья, бывшие сослуживцы, но и родственники, люди, связанные с нами кровными, семейными узами»/ Такую Украину создали большевики, которые передали ей исконно русские земли с населением, мнение которого никто не спрашивал: «в результате большевистской политики и возникла советская Украина, которую и в наши дни можно с полным основанием назвать «Украина имени Владимира Ильича Ленина». Он её автор и архитектор. Это целиком и полностью подтверждается архивными документами, включая жёсткие ленинские директивы по Донбассу, который буквально втиснули в состав Украины. А сейчас «благодарные потомки» посносили на Украине памятники Ленину. Это у них декоммунизацией называется».

Одним из векторов развития безопасности в этом регионе является научное сотрудничества. В условиях цифровизации социально-экономического состояния России возрастает роль академической коллаборации. В этом направлении можно предложить создание межуниверситетских сетевых лабораторий по всем отраслям наук: естественным, техническим, социальным, гуманитарным. Это позволит усилить интеграционные процессы в научной среде, установить надежные профессиональные связи, обеспечить конкурентоспособность российской науки на международной арене. Объединяясь, мы открываем для будущих поколений уникальную возможность реализации интеллектуального потенциала и формирования позитивного образа будущего.

По мнению российских аналитиков, в отношениях с Россией «Запад сам загнал себя в угол. Раньше был целый набор аргументов — демократия, свобода слова, борьба с коррупцией, экономическое развитие... Всё это оказалось растоптано самим же Западом. Всё обесценилось» (Стоякин, 2021). Все, что упорно Запад защищал в качестве своих базовых ценностей, все оказалось полнейшей фикцией и пародией на эти ценности. «На поверхности остаётся только один товар, на который есть стабильный спрос,— русофобия. Причём он приобрёл поистине злокачественный характер» (Стоякин, 2021).

Военно-политическое сближение Турции и Азербайджана рассматривается многими экспертами, как стремление НАТО проникнуть в зону Каспийского региона. При возникновении турецких баз в Азербайджане НАТО появится в водах Каспийского моря, а значит, там материализуются и амери-

канские или британские самолеты. При этом Россия должна избежать давления граждан Азербайджана, проживающих на ее территории, на принятие Москвой решений по этому направлению (Чайковская, 2020).

На фоне ухудшения (полной деградации) отношений России с Западом, растет партнерское сотрудничество России с Ираном. У Москвы и Тегерана много общих тем, по которым они выступают в качестве союзников. Россию и Иран «объединяет неприятие продвигаемой США и их «сателлитами» концепции «порядка, основанного на правилах». Эта концепция задумана с целью подменить международное право, базовые принципы Устава ООН, прежде всего принцип суверенного равенства государств. Всё, что делают США и их союзники на международной арене, прямо подрывает этот основополагающий принцип ООН. Мы и Иран осуждаем неприемлемую практику односторонних незаконных санкций, вводимых вопреки Уставу ООН и требующих противодействия со стороны всех независимых и самостоятельных членов международного сообщества». Это касается и т.н. «каспийской пятерки» -сотрудничества пяти прикаспийских государств.

США пытаются возложить на Россию ответственность буквально за все, что в той или иной мере угрожает их национальным интересам. С. В. Лавров в этой связи отмечал, что «подавляющее большинство стран мира прекрасно понимают нынешнюю ситуацию. Речь идет о «порядке, основанном на правилах», который американцы пытаются навязать всем остальным. Он задуман, чтобы подчинить интересы безопасности любой страны интересам западного мира и обеспечить полноценное, «вечное» доминирование Вашингтона и его союзников. Понятно, что эта затея противоречит всему историческому процессу, объективной тенденции формирования многополярного мироустройства, в рамках которого страны, сохраняющие самостоятельность, имеющие чувство собственного достоинства, будут отстаивать свои интересы в соответствии с закрепленными в Уставе ООН принципами». США вставляют палки в колеса евразийской интеграции, понимая, что иначе они утратят свой контроль над этим важнейшим регионом мира.

Все это прекрасно видят и понимают в Кремле. Поэтому выстраивают свой евразийский вектор внешней политики с учетом англосаксонского противодействия и откровенного вредительства. Союзником здесь у России является само время - страны Запада переживают серьезный за последние четверть века социально-экономический кризис и им скоро будет не до поддержания своей глобальной гегемонии. И несомненным плюсом здесь является само развитие России.

Президент России В.В. Путин заявил, что страна опережает США по новому вооружению, хотя паритет России с США по ядерному оружию сохраняется: «У нас примерный паритет с США сохраняется и по носителям, и по количеству боезарядов, но все-таки в наших перспективных разработках мы, безусловно, являемся лидерами. Это первое. Ну и традиционно имеющийся на вооружении потенциал мы не просто модернизируем, мы вводим новые

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

комплексы. В этом смысле можно суверенностью сказать, что поэтому показателю мы сегодня— номер один в мире». Россия является единственной страной в мире состоящими на боевом дежурстве или находящимися в высокой степени готовности гиперзвуковыми ракетами. В октябре 2021 г. В.В. Путин назвал сложившуюся в военной сфере ситуацию «гонкой вооружений на марше», она началась с выходом США из Договора попротиворакетной обороне.

Спор по поводу коллективной безопасности России с Западом привел к откровенной конфронтации этих двух сил на Украине в 2022 г. Примечательно, что США в этом конфликте поддержали в основном страны т.н. «коллективного Запада», но не евразийское мировое сообщество. Евразия в целом отвергла гегемонистические притязания США и их сателлитов «наказать» Россию, введя против нее санкции. У России в Евразии оказалось больше союзников и единомышленников, чем врагов. Евразии вообще не свойственна русофобия. У Евразии нет восприятия России как врага. Она всегда для нее была составной частью ее огромного мира.

Выводы

Смена внешнеполитического вектора в развитии международных отношений всегда сопровождается активизацией политических дискуссий внутри правящих элитных групп и научных академических сообществ. Россия в 2000 -2010-е гг. пережила подобный процесс переосмысления своего внешнеполитического местоположения и сделала из этого соответствующие выводы. Руководству страны, равно как и всему российскому обществу, пришлось столкнуться с серьезными вызовами и угрозами начала XXI века, которые в значительной степени изменили внешний облик конструкции международных отношений. Россия выбрала евразийский вектор своей внешней политики, которая ранее была в большей степени ориентирована на Запад. И этот вектор открывает пред ней новые возможности для выстраивания новых равноправных отношений с соседними по этому региону странами.

Список литературы

Markelov K.A., Karabushenko P.L., Usmanov R.K., & Velicay S.A. (2022). Caspian Elite Consensus: A Pact of Integration in a Globalizing World-Journal of Frontier Studies (Volume 7, Issue 3). doi.org: 10.46539/jfs.v7i3.425

Беседа с Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси. (2022). http://kremlin.ru/events/ president/news/68781

Брифинг помощника Президента России Юрия Ушакова по итогам телефонного разговора Владимира Путина и Джозефа Байдена. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/67761

Визит Путина в Индию. Сенсационные итоги. (2021). https://smotrim.ru/article/2649170

Владимир Путин ответил на вопросы журналистов. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/68783

Встреча с Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси. (2022). http://kremlin.ru/events/ president/news/67608

Встреча с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. (2022). http://kremlin.ru/ events/president/news/67748

Встреча с Президентом США Джозефом Байденом. (2021). http://kremlin.ru/events/president/ news/67315

Выступление и ответы на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции Министра

иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Ирана Х. Амираб-доллахиана по итогам переговоров, Тегеран, 23 июня 2022 года. (2022). https://mid.ru/ ru/foreign_policy/news/1819259/

Выступление и ответы на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции Министра

иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Азербайджанской Республики Д.А.Байрамова по итогам переговоров. (2022) https://mid.ru/ru/ foreign_policy/news/1819414/

Выступление и ответы на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции Министра

иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Ирана Х. Амираб-доллахиана по итогам переговоров. (2022). https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/ 1819259/

Госдеп: Россия и Китай убеждают другие страны, что США в упадке. (2021). https: // news.maiLru/politics/47459121/?frommail=1&exp_id=899

Маркелов, К. А. (2020). Большой Каспий в геополитическом измерении (с. 198). Экон-Информ.

Почему Ибрагим Раиси выбрал Москву в качестве первой иностранной столицы, которую он посетит в должности президента Ирана? (2022). https://inosmi.ru/20220120/iran-252640730.html

Путин В.В. (2022a). Заявления для прессы по итогам российско-туркменистанских переговоров. Извлечено от Kremlin.ru website: http://kremlin.ru/events/president/news/68613

Путин В.В. (2022b). Интервью Медиакорпорации Китая. Извлечено от Kremlin.ru website: http: // kremlin.ru/events/president/news/67695

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Путин В.В. (2022c). Обращение Президента Российской Федерации. Извлечено от Kremlin.ru website: http://kremlin.ru/events/president/news/67828

Путин В.В. (2022d). Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. Извлечено от Kremlin.ru website: http://kremlin.ru/events/president/news/ 68669

Путин В.В. Заявления для прессы по итогам российско-туркменистанских переговоров. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/68613

Путин В.В. Заявления для прессы по итогам российско-туркменистанских переговоров. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/68613

Путин В.В. Заявления для прессы по итогам российско-туркменистанских переговоров. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/68613

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

Путин В.В. Интервью Медиакорпорации Китая. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/67695

Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации. (2022). http://kremlin.ru/events/ president/news/67828

Путин назвал Россию мировым лидером по новым вооружениям. (2021). https://news.mail.ru/ politics/49189783/?frommail=1&utm_partner_id=899

Российско-индийские переговоры. (2021). http://kremlin.ru/events/president/news/67287

Российско-китайские переговоры. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/67712

Российско-китайские переговоры. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/67712

Российско-китайские переговоры. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/67712

Сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/67568

Совместное заявление. (2021). Совместное заявление по итогам XXI российско-индийского

саммита «Россия - Индия: Партнёрство воимя мира, прогресса и процветания». Извлечено от Kremlin.ru website: http://kremlin.ru/supplement/5745

Стоякин, В. (2021). Оборзевшая Украина и впавший в ничтожество Запад. Извлечено от Ukraina.ru website: https://ukraina.ru/opinion/20210710/1031806807.html? utm_medium=referral&utm_source=infox.sg&utm_campaign=exchange

Телефонный разговор с Премьер-министром Пакистана Имран-Ханом. (2022). http: // kremlin.ru/events/president/news/67599

Чайковская, А. (2020). Эксперт Кедми призвал расстрелять тех, кто пустит НАТО к побережью Каспия. Извлечено от Politros website: https://politros.com/83077-ekspert-kedmi-prizval-rasstrelyat-teh-kto-pustit-nato-k-poberezhyu-kaspiya? utm_medium=referral&utm_source=infox.sg&utmcam-paign=exchange

Шестой Каспийский саммит. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/68779

References

Briefing by Yuri Ushakov, Assistant to the President of Russia, on the results of a telephone conversation between Vladimir Putin and Joseph Biden. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/67761 (in Russian).

Chaikovskaya, A. (2020). Expert Kedmi called for shooting those who let NATO to the Caspian coast. Retrieved from Politros website: https://politros.com/183077-ekspert-kedmi-prizval-rasstrelyat-teh-kto-pustit-nato-k-poberezhyu-kaspiya?

utm_medium=referral&utm_source=infox.sg&utmcam-paign=exchange (in Russian).

Markelov K.A., Karabushenko P.L., Usmanov R.K., & Velicay S.A. (2022). Caspian Elite Consensus: A Pact of Integration in a Globalizing World-Journal of Frontier Studies (Volume 7, Issue 3). doi.org: 10.46539/jfs.v7i3.425

Markelov, K. A. (2020). The Great Caspian in the geopolitical dimension: Monograph. Ekon-Inform, 198. (in Russian).

Meeting with Iranian President Seyyed Ebrahim Raisi. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/67608 (in Russian).

Meeting with the President of Kazakhstan Kassym-Jomart Tokayev. (2022). http://kremlin.ru/ events/president/news/67748 (in Russian).

Meeting with U.S. President Joseph Biden. (2021). http://kremlin.ru/events/president/news/67315 (in Russian).

Putin called Russia the world leader in new weapons. (2021). https: //news.mail.ru/politics/ 49189783/?frommail=1&utm_partner_id=899 (in Russian).

Putin VV. (2022a). China Media Corporation interview. Retrieved from Kremlin.ru website: http: // kremlin.ru/events/president/news/67695 (in Russian).

Putin V.V. (2022b). Message from the President of the Russian Federation. Retrieved from Kremlin.ru website: http://kremlin.ru/events/president/news/67828 (in Russian).

Putin V.V. (2022c). Plenary session of the St. Petersburg International Economic Forum. Retrieved from Kremlin.ru website: http://kremlin.ru/events/president/news/68669 (in Russian).

Putin V.V. (2022d). Press statements following Russian-Turkmenistan talks. Retrieved from Kremlin.ru website: http://kremlin.ru/events/president/news/68613 (in Russian).

Putin V.V. Address by the President of the Russian Federation. (2022). http: //kremlin.ru/events/presi-dent/news/67828. (in Russian).

Putin V.V. Press statements on the results of Russian-Turkmenian talks. (2022). http://kremlin.ru/ events/president/news/68613 (in Russian).

Putin V.V. Press statements on the results of Russian-Turkmenistan talks. (2022). http://kremlin.ru/ events/president/news/68613 (in Russian).

Putin V.V.. Press statements on the results of Russian-Turkmenistan talks. (2022). http://kremlin.ru/ events/president/news/68613 (in Russian).

Putin's visit to India. Sensational results. (2021). https://smotrim.ru/article/2649170 (in Russian).

RaiAl Youm (UK): Why did Ibrahim Raisi choose Moscow as the first foreign capital to visit as president of Iran? (2022). https://inosmi.ru/20220120/iran-252640730.html (in Russian).

Russian-Chinese negotiations. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/67712 (in Russian).

Russian-Chinese negotiations. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/67712 (in Russian).

Russian-Chinese Negotiations. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/67712 (in Russian).

Russian-Indian talks. (2021). http://kremlin.ru/events/president/news/67287 (in Russian).

Session of the CSTO Collective Security Council. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/ 67568 (in Russian).

Sixth Caspian Summit. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/68779 (in Russian).

Speech and answers to media questions during a joint press conference of Russian Foreign Minister Sergey Lavrov and Iranian Foreign Minister H. Amirabdollahian following talks, Tehran, June 23, 2022. (2022). https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1819259/ (in Russian).

Speech and answers to media questions during the joint press conference of Russian Foreign Minister Sergey Lavrov and Iranian Foreign Minister H. Amirabdollahian on the results of the talks. (2022). https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1819259/ (in Russian).

Speech and answers to questions from the media at a joint press conference of Russian Foreign

Minister Sergey Lavrov and Azerbaijani Foreign Minister Dmitry Bayramov on the results of the talks. (2022) https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1819414/ (in Russian).

State Department: Russia and China convince other countries that the U.S. is in decline. (2021). https://news.mail.ru/politics/47459121/?frommail=1&exp_id=899 (in Russian).

Issues in Elitology. 2022. No 3 | ISSN: 2712-8415 Political Elites of Eurasia| doi: 10.46539/elit.v3i3.119

Statement, J. (2021). Joint Statement following the XXI Russian-Indian Summit «Russia-India: Partnership for Peace, Progress and Prosperity». Retrieved from Kremlin.ru website: http://krem-lin.ru/supplement/5745 (in Russian).

Stoyakin, V. (2021). A degraded Ukraine and the West that has fallen into insignificance. Retrieved from Ukraina.ru website: https://ukraina.ru/opinion/20210710/1031806807.html? utm_medium=referral&utm_source=infox.sg&utm_campaign=exchange (in Russian).

Talk with Seyyed Ebrahim Raisi, President of Iran. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/68781 (in Russian).

Telephone conversation with Pakistan's Prime Minister Imran Khan. (2022). http://kremlin.ru/ events/president/news/67599 (in Russian).

VV. Putin. Interview with Media Corporation of China. (2022). http://kremlin.ru/events/president/ news/67695 (in Russian).

Vladimir Putin answered journalists' questions. (2022). http://kremlin.ru/events/president/news/ 68783 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.