Научная статья на тему 'ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ «СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА»'

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ «СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
символический капитал / политическая экономия / воспроизводственный сектор / D/S модель / symbolic capital / political economy / reproduction sector / D/S model

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адамидов Дмитрий Юрьевич

В статье предложена политэкономическая интерпретация концепции символического (социального) капитала П. Бурдье. На историческом материале рассмотрены основные способы накопления и расходования символического капитала, а также условия конверсии его в физический капитал, и риски, связанные с его возможным уничтожением (утратой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL ECONOMY OF “SYMBOLIC CAPITAL”

The article offers a political economic interpretation of P. Bourdieu's concept of symbolic (social) capital. The main methods of accumulation and expenditure of symbolic capital, as well as the conditions for its conversion into physical capital, and the risks associated with its possible destruction (loss) are considered on historical material.

Текст научной работы на тему «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ «СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА»»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ДИСКУССИИ

УДК: 330 31 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-5-147-156

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ «СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

В статье предложена политэкономическая интерпретация концепции символического (социального) капитала П. Бурдье. На историческом материале рассмотрены основные способы накопления и расходования символического капитала, а также условия конверсии его в физический капитал, и риски, связанные с его возможным уничтожением (утратой)

Ключевые слова: символический капитал, политическая экономия, воспроизводственный сектор, D/S модель.

Введение

Теория символического (если шире — социального) капитала сегодня еще недостаточно разработана и требует как минимум органического и равноправного включения в общую систему политической экономии. Попробуем наметить основные пути такого включения, опираясь на трехсекторную модель общественного производства [3].

Понятие символического капитала и его место в трехсекторной модели воспроизводственного цикла

Понятие символический капитал впервые было введено Пьером Бурдье в начале 1980-х годов как социологическая категория и сегодня оно используется главным образом в социологии: «Символический капитал — это всякий капитал, который имеет символическую форму выражения. Эта форма-символ воспринимается другими агентами через определенную концепцию, предполагающую значимость капитала и его конкретную ценность в глазах интерпретирующего субъекта. По сути, символический капитал есть воплощение существующей в обществе системы отличий» [2].

Д. Ю. Адамидов

147

Политическая экономия «символического капитала» I

Если говорить простыми словами, социология понимает под символическим капиталом репутацию, внешность, имя, знаки достоинства и другие маркеры высокого социального статуса. Но для политэкономии интересен вопрос о том, как именно этот символический капитал формируется и поддерживается. Попробуем разобраться.

Во-первых, зафиксируем, что сфера формирования символического капитала — это преимущественно сектор общественного производства и потребления. Мало кому придет в голову построить для прославления себя в веках электростанцию или ливневую канализацию, а вот возвести красивое общественное здание,церковь, театр, установить скульптуру вполне реально. Хотя хорошо известны случаи, когда и обычные ком-мерческиеобъеотыодноаремевнонесут зуачительн)лусимв0лиссскую «нагрузку»,нопример,знаменитыйЕлисеавскийгассрооом, прортботав-ший в Москве в 1ТВ6 гове во 2021 годи воспринимавшийтов Вотвшей степено кацовроозотт доо топримечатесьностьипроиеведение исвссстса.

Исходу ие сказанного, D/S-модель рынка, где большое влияние имеет символический капитал, будет описываться следующим образом (рисунок 1)[1].

Рисунок 1. Спрос и предложение в секторе общественного производства

и потребления.

Необходимые пояснения:

• криваяБрац. описывает рациональный спрос на товар или услугу;

• кривая D симв.— спросс учетомжелаемого уровня символического капитала;

148

I Политическая экономия «символического капитала»

• предложение тов ар^услУги понуроно серойобластою . Это евязано с тем, что цели в общественном секторе носят внеэкономический хартктер с, как пртоило, ихдосеижинтетн;ениваеососубоективно чере^зо^ошетвх^еш^о сть инди видт, колкеккива и ли кСщества сьоио-янием дел в той или иной области. Соответственно, для достижения такого уровня удовлетворенности могут быть использованы разные метооьт (теаипологои) иноОары ттесров п укея Стснм а ескнь метод оп и отражена в виде особой формы кривой предложения;

• уровни XXX, YYY и ZZZ отражают степень удовлетворенности общество иоскоооттоявa, которая достягаетсеенбиви дим, идллекгктом или общоствам пен поереблении.Уроотши ЮСХ сооесиис тсиис минимально необходимому социальному уровню, YYY характеризует ситуацию «золотой середккы» («что.ы&шо вои i^^ccу людея»), и3^ — сят3--цию лидер стае («к/мы ппрвыс омиpо»).

Равновесие спроса и предложения в данном случае вполне достижимо, но оно сове°ше нею не похожо на привыбн°ю ниообвесбуеткуютхему. Ясвнукоеииьоcтигaeтcяпиеo т^суб^^г^^ ^ш^еаиюиьи^^ ]^^едаеи^^с^1^с ст рац., либо на уровне D симв. (рисунок 2).

Рисунок 2. Возможные точки равновесия в секторе общественного производстваи потребления

Можно сказать, что это — иллюстрация принципа «все или ничего». Индивид, коллектив или общество должны быть первыми в какой-то

149

Политическая экономия «символического капитала» I

области науки, культуры, искусства, либо данной сфере уделяется минимальное внимание и не более того.

Ввиду ограниченности ресурсов это порождает такие феномены, как специализация отдельных наций в разных областях культуры: в теории нет проблемы попытаться научиться играть блюз в России лучше, чем в США, но этим никто не хочет всерьез заниматься, ибо вложения, скорее всего, не приведут к адекватному росту символического капитала — ты все равно будешь только вторым. Нет смысла строить второй Ватикан, потому что это дорого, Римский Папа всегда будет единственным, а его резиденция может размещаться только в Ватикане. Это не означает, что в данной сфере нет конкуренции, но она реализуется в особых формах.

Расстояние между D рац. и D симв. представляет собой ресурсы, которыми располагает общество, однако не может найти способ их более рационального использования.

Очевидно, что великолепие Ватикана — следствие прежде всего огромного количества золота ацтеков и инков, которое Испанская империя смогла экспроприировать в Америке и не сумела/не захотела употребить на иные инвестиции. Между тем небоскребы Нью-Йорка 1920-х годов или современного Дубая — следствие чрезмерного притока капиталов, который «не удалось» инвестировать в рентабельные проекты.

Таким образом, можно выдвинуть следующую гипотезу: символический капитал начинают активно накапливать в периоды, когда физический капитал не находит должного эффективного применения.

Возможные причины:

• в рамках того или иного технологического уклада достигнут предел экстенсивного расширения экономики, а научно-технический прогресс при этом замедлился или вовсе остановился;

• в аграрном обществе освоены все пригодные к обработке земли;

• в современном постиндустриальном обществе денег напечатали слишком много, и у инвесторов «закончилась фантазия»;

• у социума существуют внеэкономические ограничения (табу) на развитие отдельных отраслей и поэтому оно начинает тратить деньги на инвестиции в символический капитал. Пример: ацтеки знали колесо, но не имея тяглового скота (либо по религиозным соображениям) не строили ни дорог, ни колесных повозок. Поэтому вместо развития транспортной инфраструктуры избыток рабочей силы направлялся на строительство общественных зданий и храмов.

150

I Политическая экономия «символического капитала»

В этом случае узко понимаемая рациональность перестает работать и общество начинает вести себя внешне нерационально, тратя ресурсы, на первый взгляд, на не очень нужные и непрактичные вещи. Однако рациональное поведение никуда не исчезает, просто символический капитал оказывается направлен на трансформацию тех самых внеэкономических ограничений, которые сдерживают развитие социума. Дело в том, что удачные инвестиции в личный или коллективный символический капитал повышают престиж и значимость общества в целом и косвенно способствуют росту общественного символического капитала, который при удачном стечении обстоятельств уже конвертируется в осязаемые экономические и политические преимущества.

Хороший пример такого рода — история христианской церкви, которая в первые века своего существования накапливала символический капитал, а потом конвертировала его сначала в административное влияние, став официальной религией Римской империи при Константине Великом, а затем — и в полноценную политическую власть, которая в наиболее явной форме сегодня видна на примере того же Ватикана.

Особенности накопления и основные органические формы символического капитала

Символический капитал позволяет социуму решать две основные задачи:

• утилизировать избыточные производственные ресурсы, прежде всего трудовые, которые в конкретный момент невозможно продуктивно использовать;

• получать преимущества над другими социумами в ходе международной конкуренции.

В первом случае мы имеем феномен активного храмового строительства в средневековой Европе и культовых зданий — в доколумбовой Америке. Это позволяло, во-первых, занять избыточные трудовые ресурсы, а во-вторых, способствовало росту паломнического туризма и в конечном итоге повышению престижа города, в котором тот или иной храм или монастырь возводился. Кульминацией этого процесса можно признать неоднократно уже опоминавшиеся объекты времен Испанской империи: Ватикан (и в целом перестроенный Рим), Эскориал, расцвет испанского и фламандского искусства XVI-XVII веков.

Во втором случае вложения в символический капитал осуществляются

151

Политическая экономия «символического капитала» I

для поддержки политического или военного противостояния социумов. Продолжая примеры из истории Испанской империи: противостоянию с Англией мы обязаны появлением Шекспира, а противоборству с Голландией — «золотому веку» как голландского, так и фламандского искусства. Рассмотрим этот сюжет подробнее.

После обретения фактической независимости от Испании в 1579 году Голландия тем не менее еще более 130 лет соседствовала с Испанскими Нидерландами (Фландрией) до передачи их в 1713 году Австрии по результатам «войны за испанское наследство». Как следствие — обе части некогда единой территории ревниво следили за успехами друг друга и старались друг друга превзойти, особенно в почетных и престижных сферах. В результате мы получили расцвет как голландской, так и фламандской школы живописи. Но к началу XVIII века, когда Испания ушла из Фландрии, обе школы очень быстро захирели. Объяснение тут простое — испанская монархия и аристократы были основными заказчиками произведений изобразительного искусства во Фландрии, а голландцы в свою очередь поддерживали собственных живописцев, чтобы не ударить в грязь лицом. Такое положение благотворно сказывалось на развитии обеих школ. Однако с уходом Испании заказы фламандцам сошли на нет, и парадокс в том, что это привело к упадку не только фламандской, но и голландской школы. Соперничество завершилось и поддерживать искусство голландцам в прежних объемах стало просто незачем. От этого изобразительное искусство, конечно, не перестало существовать, но «золотой век» голландской и фламандской живописи на этом завершился.

Однако до XVII века обращение к символическому капиталу было, если можно так выразиться, недостаточно системным. Качественный скачок произошел во Франции во времена Бурбонов — они провели синтез первого и второго подходов и на выходе мы получили «эпоху Просвещения», «галантный век» и прочие феномены западной цивилизации, которые по сути заложили основу всех дальнейших идеологических конструкций, включая «мягкую силу» наших дней. Символический капитал, с одной стороны, стал частью системы распределения, так как помогал перераспределять ресурсы не силой оружия, но силой убеждения. Одновременно с этим он выполнял роль мощного фактора, мотивирующего развитие общества: идеи Просвещения и Прогресса практически безраздельно владели умами передовой части общества

152

I Политическая экономия «символического капитала»

с момента выхода Энциклопедии вплоть до 1960-х годов.

Если структурировать процесс образования и накопления символического капитала по стадиям глобального социально-экономического цикла [3], то картина получается следующая.

1) Символический капитал первоначально выполняет роль амортизатора, балансирующего производительные силы общества и не позволяющего возникнуть серьезным структурным диспропорциям. На стадии «традиционного общества» фактически иной роли он и не играет.

2) На стадии «переходного общества» к этому добавляются задачи по помощи в конкурентной борьбе с другими социумами. В этот период инвестиции в символический капитал становятся более масштабными, подчиняются более сложной логике, но все же остаются вспомогательными инструментами в процессе общественного производства.

3) Однако постепенно ближе к концу «переходного общества» и началу стадии «подъема» символический капитал переходит в новое качество и становится полноценным двигателем развития общества. Ибо далеко не все меряется деньгами и для резкого рывка обществу нужна дополнительная и мощная мотивация, которую и представляет символический капитал в виде мотивирующей «сверхидеи»: Просвещения, Прогресса, римского порядка, Ахеменидского величия. Важно отметить, что эта «сверхидея» направлена прежде всего на преобразование окружающего мира.

Утрата и разрушение символического капитала.

Очевидно, что символический капитал может не только накапливаться, но и утрачиваться, разрушаться. При каких обстоятельствах это может происходить?

Первое, что приходит на ум — это поражение социума в войне или иной форме международного конфликта. Цивилизации доколумбовой Америки (прежде всего инки и ацтеки) имели весьма мощный по местным меркам символический капитал, но с испанским завоеванием и крахом государства он был предан забвению и на его место пришло христианство, хотя и существующее в специфичном латиноамериканском виде. Наследием цивилизаций доколумбовой Америки заинтересовались только в XIX веке, то есть 300 лет спустя.

Аналогично фактически был утерян символический капитал Вавилона, Ахеменидской державы и большинства индийских цивилизаций.

153

Политическая экономия «символического капитала» I

В Древнем Египте не удалось разрушить памятники материальной культуры, но по сути до восточного похода Наполеона в 1799 году они также никого не интересовали. Таким образом, первый вариант — это крах и забвение. Происходит это скорее всего потому, что приходящий на смену социум культурно и институционально не имеет с предыдущим ничего общего и не знает, что делать с имеющимися богатствами.

Показательна в этом смысле история с сожжением Александрийской библиотеки в 641 году. Наиболее популярную версию изложил мусульманский историк Ибн Асам аль-Куфи, писавший спустя пять столетий. По его свидетельству, Амр, генерал победоносной армии, говорил со священником Александрии Иоанном Грамматиком и узнал о бесценном собрании из 54 тысяч книг, находящихся в библиотеке города. Амр написал халифу Омару, чтобы спросить его, как следует поступить с книгами. Ответ был следующий. «Если эти письмена греков согласуются с книгой Бога,— ответил Омар,— они бесполезны и не должны быть сохранены; если не согласуются, то они пагубны и должны быть уничтожены». По данным Аль-Куфи, Амр повиновался: огромные рулоны бумаги и пергамента были распределены между четырьмя тысячами городских бань, где их сжигали, нагревая воду. Говорилось, что там было так много книг, что они поддерживали тепло александрийских ванн более 6 месяцев.

Кстати говоря, предыдущий крупный пожар в Александрийской библиотеке случился в 391 году и стал в конечном итоге следствием внутренней борьбы в Византии между христианами и всеми остальными. В этом случае не было завоевания, но имел место гражданский конфликт. Та же схема была и в России в 1920-1930-е годы — храмы разрушались целенаправленно, потому что общество отрицало старые идеалы и создавало новые.

Иными словами, основной причиной разрушения символического капитала являются трансформации в социуме. Однако не всегда и не везде мы можем наблюдать прямой и бескомпромиссный погром символического капитала по принципу «до основанья, а затем». Довольно часто имеют место попытки трансформации и синтеза прежнего символического капитала приходящим на смену обществом.

В отечественной истории таких попыток можно насчитать целых пять [4]:

1) во времена Ивана Третьего имел место синтез ордынских и домонгольских социальных порядков с одновременной попыткой присвоения

154

I Политическая экономия «символического капитала»

византийского наследия, что при Василии Третьем воплотилось в концепцию «Третьего Рима»;

2) в ходе Смутного времени — синтез московских и польских социальных порядков;

3) во времена Петра Первого — попытка интегрировать германо-голландские социальные порядки.

4) во времена Екатерины Великой — после неоднозначных результатов предыдущего синтеза было решено заимствовать положительные черты французских социальных порядков;

5) наконец, после распада СССР и по сегодняшний день мы наблюдаем попытки синтеза социальных порядков Российской империи и СССР.

Не всегда это получается удачно — из пяти перечисленных попыток таковыми стоит признать второй «польский» и, возможно, Екатерининский «французский» синтез.

Если выглянуть за рубежи Отечества, то первое что можно вспомнить — это борьба за символическое наследство Римской империи. Оно было слишком велико, чтобы его смогли уничтожить при установлении христианства, и за него разразилась настоящая война, хотя по большей части и не «горячая». Но даже в случае с Римом борьба шла за осколки символического капитала — большинству достаточно было объявить себя «Третьим Римом», но восстанавливать в полном объеме весь римский символический капитал никто, разумеется, не собирался.

Если говорить о привязке процесса разрушения символического капитала к стадиям глобального социально-экономического цикла, то надо признать, что внятных закономерностей тут не просматривается. Разве что с наступлением стадии «кризиса» по объективным причинам начинает разрушаться конструктивная «сверхидея», а на стадии «реорганизации» ее осколки иногда пытаются приспособить для вновь открывшихся обстоятельств. Но ввиду того, что процессы обрушения в каждом конкретном случае происходят в разных обстоятельствах (в том числе и в плане располагаемых ресурсов для поддержания прежнего символического капитала), общего правила тут вывести невозможно.

Литература

1. Адамидов Д. Ю. Исторические заметки, 2020. С. 472-708. ISBN978-5-6042592-1-4. URL: https://www.academia.edu/43024915/

155

Политическая экономия «символического капитала» I

Исторические_заметкиНйр:/^ат1^у.ги/да11егу/Исшри-ческие_ заметки-pdf (дата обращения: 10 сентября 2022 года).

2. Адамидов Д. Ю. Структурирование глобального социально-экономического цикла. Сборник докладов «К Международная Кондратьевская конференция “Новая модель экономического роста: теоретические конструкции и реальная политика”», 2014. С. 75-78. URL: http://e1ibrary.ru/item.asp?id=25520840 (дата обращения: 10 сентября 2022 года).

3. Шрубченко А. В. Символический капитал: характеристика и компоненты // I МНПК»Теоретические и прикладные аспекты современной науки»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 года. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2014. С. 211-213.

References

1. Adamidov D. Y. Istoricheskie zametki [Historical Notes], 2020, pp. 472708. ISBN978-5-6042592-1-4. Available at: https://www.academia. edu/43024915/Исторические_заметки (accessed: 10 September, 2022) (in Russian).

2. Adamidov D. Yu. Strukturirovanie global'nogo social'no-eko-nomicheskogo cikla. Sbornik dokladov “IX Mezhdunarodnaya Kondrat'evskaya konferenciya ‘Novaya model' ekonomicheskogo rosta: teoreticheskie konstrukcii i real'naya politika’” [Structuring the global socio-economic cycle. Collection of reports "IX International Kondratiev Conference "A new model of economic growth: theoretical constructions and real policy""], 2014. pp. 75-78. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=25520840 (accessed: 10 September, 2022) (in Russian).

3. Shrubchenko A. V. Simvolichesky capital: hapacteristiki I kompo-nenty [Symbolic capital: characteristics and components], IX ISPC “Theoretical and applied aspects of modern science”: collection scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference on June 30, 2014: Belgorod: Agency for Advanced Scientific Research (APNI) LLC, 2014, pp. 211-213 (in Russian).

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.