Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗИ АВСТРИЙСКОГО И ГОЛЛАНДСКОГО САДОВОГО ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI-XVII ВЕКАХ'

ВЗАИМОСВЯЗИ АВСТРИЙСКОГО И ГОЛЛАНДСКОГО САДОВОГО ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI-XVII ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРИЙСКОЕ САДОВОЕ ИСКУССТВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXVI-XVII ВЕКАХ / КАРЛ КЛУЗИУС / ЦВЕТОЧНЫЕ САДЫ АНСАМБЛЯ НОЕГЕБОЙДЕ / ГОЛЛАНДСКИЕ САДЫ В АВСТРИИ XVII СТОЛЕТИЯ / AUSTRIAN GARDEN ART OF THE SECOND HALF OF THE 16TH AND 17TH CENTURIES / CARL CLUSIUS / FLOWER GARDENS OF THE ENSEMBLE NEUGEBäUDE / DUTCH GARDENS IN AUSTRIA IN THE 17TH CENTURY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидоренко М.В.

В статье изучены сложившиеся под влиянием политико-культурных условий во второй половине XVI-XVII веках взаимосвязи между садовым искуством Австрии и Нидерландов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF AUSTRIAN AND DUTCH GARDEN ART IN THE SECOND HALF OF THE 16TH AND 17TH CENTURIES

The article examines interconnections between the garden art of Austria and of the Netherlands that developed under the influence of political and cultural conditions in the second half of the 16th and 17th centuries.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗИ АВСТРИЙСКОГО И ГОЛЛАНДСКОГО САДОВОГО ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI-XVII ВЕКАХ»

Таблица 3 - Вариабельность числа плодов

Сорт Количество яблок на дереве, шт.

максимальное минимальное среднее

Золотой шип 532 345 399

Белый налив 435 345 386

Папировка 646 44 346

Нобилис 527 312 154

Грушовка московская 624 432 611

Бисмарк 475 315 302

Зеленое Крутовского 595 60 88

Коричное полосатое 779 486 479

Список использованных источников

1. Васильева, В.Н. Яблоня в Сибири: интродукция, селекция, сорта/ В.Н Васильева. Новосибирск: Наука, 1991. 151с.

2. Матвеева Р.Н., Буторова О.Ф., Моксина Н. В., Репях М.В. Селекция яблони в ботаническом саду им. Вс. М. Крутовского. Красноярск: СибГТУ, 2006. 356 с.

УДК 712.03

ВЗАИМОСВЯЗИ АВСТРИЙСКОГО И ГОЛЛАНДСКОГО САДОВОГО ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI-XVII ВЕКАХ

RELATIONSHIP OF AUSTRIAN AND DUTCH GARDEN ART IN THE SECOND HALF OF THE 16TH AND 17TH CENTURIES

Сидоренко М.В. (Берлин, Германия) Sidorenko M.V. (Berlin, Germany)

В статье изучены сложившиеся под влиянием политико-культурных условий во второй половине XVI-XVII веках взаимосвязи между садовым искуством Австрии и Нидерландов.

The article examines interconnections between the garden art of Austria and of the Netherlands that developed under the influence of political and cultural conditions in the second half of the 16 th and 17 th centuries.

Ключевые слова: Австрийское садовое искусство во второй половинеXVI-XVII веках, Карл Клузиус, цветочные сады ансамбля Ноегебойде, голландские сады в Австрии XVII столетия.

Key words: Austrian garden art of the second half of the 16th and 17th centuries, Carl Clusius, flower gardens of the ensemble Neugebäude, Dutch gardens in Austria in the 17th century.

Введение. Садовое искусство Австрии во второй половине XVI-XVII веках развивалось в тесной связи с искусством Нидерландов. Этому способствовали политические и культурные связи между двумя государствами. С

90-х годов XVI века в европейском садово-парковом искусстве набирает силу так называемый «голландский садовый стиль», который в последующем существенно повлиял на развитие декоративного садоводства в Англии, Германии и России. Одним из основоположников голландского сада был ботаник Карл Клузиус, долгое время работавший при дворе австрийского императора Максимилиана II (1527-1576). Именно в этот период жизни в Вене с 1570 по 1587 годы им была разработана концепция и заложены основы планировки цветочного сада, затем развившихся в голландский национальный стиль садового искусства.

Культурно-политические связи между Австрией и Нидерландами в конце ХУ1-ХУ11 веков. Австрийское садовое искусство во второй половине XVI века - первой половине XVII века развивалось под воздействием политических и культурных процессов, имевших место как в Европе в целом, так и на территории Священной Римской империи, центром которой являлась Вена. На ХШ-ХШ1 века приходится короткий период Возрождения в Австрии. Это было непростое в политическом и религиозном плане время: борьба Габсбургов с Османской империей, осады Вены 1529 и 1683 годов, контрреформация и последовавшая тридцатилетняя война (1618-1648).

Эпоха Возрождения, начавшаяся в начале XIV века в Италии, в XVI-XVII веках затронула северные страны Европы, приняв облик национальных стилей. Искусство Австрии, как и других европейских стран, в XVI веке находилось под сильным влиянием итальянского искусства. Но с 80-х годов XVI века в Австрии и Германии постепенно начинает усиливаться роль искусства Нидерландов.

С 1482 года по 1581 год Нидерланды, как и Австрия, Германия, часть Италии, входили в состав Священной Римской империи и находились под управлением сначала испанских Габсбургов - императора Карла V (с 1519 года), а затем австрийских Габсбургов. В результате борьбы за независимость (1585-1609) произошло разделение (де-факто) Нидерландов на две части - Голландию и Фландрию. Северные провинции вместе с Голландией обрели политическую и экономическую независимость. Южные провинции, включая Фландрию, оставались под властью Габсбургов.

Несмотря на нестабильную политическую ситуацию, продолжавшуюся с 1579 года борьбу за независимость, XVII столетие стало золотым веком экономического и культурного процветания Голландии. «Освободившись» от католицизма, страна обрела своего рода свободу, в нее стали стекаться художники и ученые.

В живописи после раздела Нидерландов произошло формирование двух отдельных школ: фламандской и голландской. Характерной чертой голландской живописи стали пейзажи, натюрморты, жанровые сцены, портреты. Во фламандской живописи, как и в испанской тех лет, преобладали портреты, религиозные и мифологические сюжеты, которые нередко писались на фоне садов. Тематика сада присутствовала и на медных гравюрах.

Австрийские императоры проявляли большой интерес к искусству Нидерландов. Так, Рудольф II (1552-1612) страстно увлекался коллекционированием художественных полотен Дюрера (1471-1528) и Питера Брейгеля Стар-

шего (1525-1569). При дворе Рудольфа II работали фламандский живописец-маньерист Бартоломеус Шпрангер (1546-1611) и итальянский живописец Джу-зеппе Арчимбольдо (1526-1593). С Рудольфом II связаны также имена немецкого математика, механика и архитектора Йозефа Фуртенбаха (1591-1667), нидерландского архитектурного художника Вредерманна де Вриса (1527-1607) и его сына, творчество которых затронуло и садовое искусство.

Придворным художником эрцгерцога Маттиаса (1557-1619), штатгальтера Испанских Нидерландов (впоследствии императора Священной Римской империи) был фламандский художник Лукас ван Фалькенборх (15351597). Основной темой его работ были пейзажи, созданные под влиянием полотен Брейгеля Старшего. Л. ван Фалькенборх писал исходя из непосредственных наблюдений за природой, иногда смешивая «подлинную топографию со своими фантазиями». На картине «Kaiserlicher Waldspaziergang mit dem Schloss Neugebäude in Wien» (1590-1593) император Рудольф II изображен на фоне ансамбля Ноегебойде под Веной (рис. 1).

Рисунок 1- Императорская прогулка в лесу. Лукас ван Фалькенборх (1590-1593 гг., Вена, Музей истории города) [1]

Истоки голландского стиля в садоводстве на рубеже ХУ1-ХУ11 веков.

В конце XVI века Голландия стала также центром науки, куда устремились многие европейские ученые. В 1575 году открылся Лейденский университет, при котором в 1587 году был создан один из первых в северной Европе ботанических садов. Сперва сад использовался студентами-медиками для изучения лекарственных трав. Ботаническим он стал только 1594 году, когда его куратором был назначен приглашенный в 1590 году на должность профессора ботаники университета Карл Клузиус (1526-1609). К.Клузиус был одним из первых ученых Европы, который выделил ботанику в самостоятельную науку. Он «признавал растения сами по себе, оценивая их красоту так же, как и их использование» [2]. Такой подход к растениям изменил принципы расположения растений в садах и открыл новый этап в садовом искусстве.

В соответствии с концепцией К.Клузиуса ботанический сад в Лейдене был организован как цветочный сад, территория которого была поделена дорожками на квадраты. Квадраты делились на прямоугольные секции, в которых, в соответствии с ботанической систематизацией, выделялось место под отдельное растение. В центре сада на пересечении дорожек располагался павильон для учебы (рис. 2).

Рисунок 2-Лейденский ботанический сад. Гравюра начала XVII века [3]

Идеи планировочной организации, использования и размещения растений в ботаническом саду Лейдена легли в основу голландского стиля садового искусства. В дальнейшем принципы организации голландского сада были применены в английском цветочном саду и при строительстве европейских садов в стиле маньеризма и барокко. Таким образом, К.Клузиуса можно считать родоначальником голландского стиля садоводства.

Австрийские цветочные сады Карла Клузиуса. В Австрии мода на голландские сады возникла в начале XVII века. Можно утверждать, что цветочный сад, под маркой голландского, таким образом возвращается в Австрию.

Как уже отмечалось, развитие культуры Австрии испытывало сильное влияние идей итальянского Возрождения. Однако с выходом на передовые позиции культурной арены Европы нидерландского, а затем голландского искусства, интерес австрийского императорского двора обратился в сторону голландских художников и ученых.

Максимилиан II (1527-1576) являлся большим поклонником науки, искусства и садоводства. В 1570 году для работы при дворе был приглашен один из первых ботаников Европы Карл Клузиус.

По просьбе Максимилиана II К.Клузиус основал императорский ботанический сад в Вене, директором которого он проработал с 1573 по 1587 год. Покровительство императора давало К.Клузиусу возможность организовывать экспедиции по всей Европе. Он способствовал внедрению и распространению в садах Австрии экзотических растений. За годы работы при дворе и в должности директора ботанического сада описал флору Нижней Австрии, альпийского региона, создал сад альпийских растений.

К.Клузиус сыграл ключевую роль в деле распространения тюльпанов. Впервые тюльпан попал на территорию Европы, в Португалию, еще в 1530 году. В Австрии же тюльпан появился в садах императора Фердинанда I (15031564), благодаря фламандскому ученому-энциклопедисту, австрийскому посланнику в Стамбуле (1556-1563) Ожье Гислен де Бюсбеку (1520-1592).

Только уже будучи придворным ботаником в Вене, К.Клузиус проявил интерес к культуре тюльпана, способствовал повсеместному распространению ее по Европе. Он ввел в научный оборот название Tulipa, систематизировал растения в зависимости от сроков цветения [4]. Из Вены луковицы тюльпанов попали в Брюссель, Франкфурт и далее в Голландию, где было

положено начало индустрии тюльпанов.

К.Клузиус стоял у истоков нового стиля в садовом дизайне. Именно в годы работы при императорском дворе в Вене ботаник разработал и в дальнейшем реализовал концепцию цветочного сада, где акцент ставился на представлении всего разнообразия цветочных растений и их красоте. Сначала цветочные сады были созданы им в ботаническом саду Вены, а позднее и в ансамбле Ноегебойде.

Комплекс Ноегебойде был устроен в 1569 году императором Максимилианом II по образу итальянской светской виллы. Тем не менее, со временем и с учетом местных условий, в том числе благодаря «духу места», ансамбль во многом сформировал свой особый характер и специфику. По обе стороны от дворца располагались Верхний и Нижний сады. Их основными планировочными элементами стали организованные К.Клузиусом цветочные сады.

К югу от дворца располагался Верхний сад. Он был окружен каменной стеной с 12 круглыми башнями. Галерея с аркадой и плоской крышей для прогулок разделяла сад на две части: внешнюю - Фазаний сад (800х1000 м) - и внутреннюю - Сад удовольствий (350х400 м). По углам аркады располагались трехэтажные круглые башни. Территория Сада удовольствий была организована как цветочный сад, разделенный дорожками на четыре равные части. В центре каждого цветника был установлен фонтан из белого мрамора.

Нижний (12 500 м.кв) цветочный сад имел вытянутую прямоугольную форму и был также огражден по всему периметру. Центральной дорожкой сад разделялся на две симметричные части. В центре каждой клумбы располагался крупный фонтан авторства фламандского скульптора Александра Колина (1527-1612) из белого мрамора с фигурами нимф или играющих мальчиков. Каждая клумба была поделена на девять частей. 18 цветочных секторов имели простую геометрическую планировку и традиционную окантовку из самшита. В центре цветников местами располагались небольшие штамбовые деревья. Такую организацию цветочного сада можно было впоследствии встретить во многих голландских садах.

Цветники в Верхнем и Нижнем саду К.Клузиус создавал совместно с О. Гислен де Бюсбеком. Можно предположить, что они были созданы К.Клузиусом в период его работы придворным ботаником при Максимилиане II с 1570 по 1576 год, до его увольнения с этой должности императором Рудольфом II (новый император был приверженцем католицизма и не терпел при дворе протестантов).

К сожалению, изображения комплекса в период его основного строительства нет. Есть лишь литография Матиуса Мериана в издании «TopograЫa Рг^тшагит АшМалит», относящаяся к 1649 году (рис.3). Поскольку последующие после Максимилиана II императоры не проявляли интереса к Ноегебойде и не вели масштабных работ по реконструкции комплекса, можно исходить из того, что на гравюре М.Мериана ансамбль имеет малоизмененный со времени создания вид.

Рисунок 3- Верхний и Нижний цветочные сады ансамбля Ноегебойде. Фрагмент гравюры Матиуса Мериана (1649) [5]

Существует также более раннее художественное изображение ансамбля Ноегебойде, относящееся к концу XVI века, ко времени правления императора Рудольфа II. На картине фламандского художника Л. ван Фалькенборха «Императорская прогулка в лесу» (Kaiserlicher Waldspaziergang mit dem Schloss Neugebäude in Wien (1590-1593), Вена, Музей истории города Вены) хорошо прочитывается объемно-планировочное решение Нижнего сада с партерами с низкими бордюрами (рис.1). Нижний сад и его центральная ось выделены рядовыми посадками деревьев. На картине партерная часть состоит из восьми частей, по четыре с каждой стороны. Однако достоверно утверждать, что сад в Ноегебойде выглядел именно так, как его изобразил Л. ван Фалькенборх нельзя, поскольку художник нередко в своих картинах сочетал реальность с фантазией.

Дворцово-парковый ансамбль Ноегебойде остался недостроенным. После смерти Максимилиана II в 1576 году интерес к комплексу был потерян. Рудольф II перенес императорский двор в Прагу. К.Клузиус, хотя и был уволен с должности императорского ботаника в 1576 году, до 1587 года работал в должности директора ботанического сада Вены. Затем он покинул императорский двор и в 1590 году стал профессором ботаники в Университете Лейдена (Голландия). В 1593 году при данном университете К.Клузиус организовал ботанический сад.

Годы работы К.Клузиуса при дворе Максимилиана II и в комплексе Ное-гебойде сыграли важную роль в дальнейшей деятельности ботаника. Планировка цветочного сада, впоследствии реализованная в меньшем масштабе в ботаническом саду в Лейдене и ставшая основой будущего голландского стиля садоводства, была «отработана» им именно в цветочных садах Ноегебойде.

Голландские сады в Австрии в XVII столетии. В австрийском садово-парковом искусстве к теме голландского цветочного сада садовые мастера возвращаются позднее в XVII столетии.

Так, в период реконструкции Фавориты - загородной резиденции императора Фердинанда III (1608-1657), созданной на территории охотничьего поместья «Вольфсау» («Wolfsau»), - на присоединенных к резиденции землях в 1654-1657 годах устраивается сад в голландском стиле. Сад не был композиционно связан с остальным ансамблем. Планировка сада представляла собой прямоугольник, разделенный дорожками и живыми изгородями

на три части. В каждой части были организованы отдельные, свободной формы секции для растений. В саду также были расставлены контейнеры с топиарными формами.

Еще один голландский сад находился в районе Инвалиденштрассе в Вене. Это была летняя резиденция императорского советника графа Хенри-ха фон унд цу Кильманнсега (1589-1659).

Поперечной осью сад делился на два самостоятельных участка, каждый из которых был огражден деревянными решетчатыми галереями-берсо, увитыми растениями. Углы одного из участков были закреплены павильонами с куполами в виде луковок.

Одну часть сада (на гравюре слева) занимали роща и цветочный сад. В центре рощи был сооружен увеселительный павильон с куполами-луковками. Вокруг павильона были расставлены растения в кадках. Ближе к дворцу был устроен цветочный сад в виде квадратного партера, разделённого дорожками на четыре части с фонтаном в центре.

Вторая часть сада (на гравюре справа) разделялась легкими ограждениями на три участка. В этой части сада находились две постройки: первая - четырехуровневый павильон, вторая - одноэтажный павильон. Ближе к дворцу располагался цветочный сад. Его планировку составляли два квадрата, каждый из которых имел самостоятельное орнаментальное ограждение. Квадраты в свою очередь были поделены дорожками еще на четыре квадрата. Центр каждой такой секции акцентировался топиарной конусовидной формой кустарника.

По обе стороны от четырехуровневого павильона на небольших партерах с бордюром размещались два крупных фонтана со скульптурными группами. Вокруг павильона были установлены контейнеры с топиарными формами растений. Далее за легким трельяжным ограждением размещался огород с шестью прямоугольными секциями, в которых в нескольким местах, согласно гравюре, росли деревья, возможно плодовые. За одноэтажным павильоном располагался еще один цветочный сад с восьмью секциями. По обе стороны от оси в центре партерных частей располагались два фонтана с чашами. Каждая часть имела разнообразные по рисунку секции, выделенные бордюрами из низкого кустарника. Вероятно, как и в Ноегебойде, в каждой из секций размещались разнообразные цветочные растения.

В Кильманнсегском саду в Вене присутствовали такие черты традиционного голландского сада, как разделение на тематические мини-сады, композиционная самостоятельность каждой из частей, хотя и с прослеживающими несколькими композиционными осями, партеры с отдельными секциями для цветов, фонтаны на пересечении дорожек, использование топиарных форм (рис.3).

К сожалению, сад был полностью уничтожен при второй осаде Вены турками в 1683 году [6].

К теме голландского сада австрийские садовые мастера обратились также в XVIII столетии в ансамбле Шенбрунн в Вене. В 1753 году на участке земли на западной стороне дворцового парка императором Францем I в качестве коллекционного был создан голландский сад, в котором появились первые парники и теплицы. В них проходили акклиматизацию привезенные

из экспедиций экзотические растения.

В целом конец XVII века стал временным рубежом, когда на смену периода Возрождения в Австрии приходит барокко, а с ним и новая эпоха в устройстве садов и парков.

Рисунок 4- Кильманнсегский сад. Матиус Мериан «Topographia Provinciarum Austriacarum», 1649 [6]

Заключение. Таким образом, политико-культурные условия в XVII веке способствовали распространению на территории Австрии голландских садов. В загородных резиденциях голландские сады организовывались в виде небольших цветочных садов. В городских парковых ансамблях концепция голландского сада распространялась на всю территорию, на которой, помимо цветочного сада, создавались и другие тематические сады.

Тем не менее, ранее, во второй половине XVI века, именно при австрийском императорском дворе нидерландским ботаником К.Клузиусом были заложены основы голландского национального садового стиля, который в последующем имел колоссальное значение для садового искусства Германии, Англии и России.

Список использованных источников

1. Lucas van Valckenborch - The Emperor's walk in the forest with the new castle buildings. Wikimedia Commons, the free media repository

[Электронный ресурс]. 2006. URL:

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Schloss_Neugeb%C3%A4ude_Wien_Valckenborch.j pg (дата обращения 15.02.2018).

2. Клузиус, Карл [Электронный ресурс]: Материал из Википедии - свободной энциклопедии. 2012. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=88462048_(дата обращения 15.02.2018).

3. Hortus botanicus leiden.gif. [Электронный ресурс]: Материал из Википедии - свободной энциклопедии. 2011. URL:

https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Hortus_botanicus_leiden.gif&oldid=22 6963653 (дата обращения 15.02.2018)

4. Varcelloni M., Varcelloni V. Geschichte der Gartenkultur. Von der Antike bis heute. Mainz: Verlag Philipp von Zabern. - 2010, - 280 c.

5. Schloss Neugebaude Wien Merian 1649 [Электронный ресурс]: Материал из Вики-педии - свободной энциклопедии. URL:

https://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Schloss_Neugeb%C3%A4ude_Wien_ Merian_1649.jpg&oldid= 177206761 (дата обращения 15.02.2018)

6. Kielmannsegg'scher Garten. Antiquariat Clemens Paulusch GmbH [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://antiquariat-paulusch.de/stadtansichten/ansichten-europa/ansichten-osterreich/ansichten-wien/ansichten-wien-landstrase (дата обращения 15.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.