Научная статья на тему 'Особенности исторического развития и современной реконструкции парка Шенбрунн в Вене (Австрия)'

Особенности исторического развития и современной реконструкции парка Шенбрунн в Вене (Австрия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
697
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ / ШЕНБРУНН / РЕКОНСТРУКЦИЯ ПАРКОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидоренко Марина Вячеславовна

Шенбрунн дворцово-парковый ансамбль периода барокко. Ансамбль формировался под воздействием окружения, исторических событий и национальной культуры. В статье рассмотрены история развития ансамбля, планировочные и композиционные особенности. Изучены особенности реконструкции парка, включая отдельные зоны и парковые насаждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности исторического развития и современной реконструкции парка Шенбрунн в Вене (Австрия)»

УДК 712.4.10

М. В. Сидоренко, кандидат архитектуры, доцент (БГТУ)

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПАРКА ШЕНБРУНН В ВЕНЕ (АВСТРИЯ)

Шенбрунн - дворцово-парковый ансамбль периода барокко. Ансамбль формировался под воздействием окружения, исторических событий и национальной культуры. В статье рассмотрены история развития ансамбля, планировочные и композиционные особенности. Изучены особенности реконструкции парка, включая отдельные зоны и парковые насаждения.

Schonbrunn is a palace and park complex of the Baroque period. The ensemble's formation occurred under the influence of the environment, historical events and national culture. The article is focused on the history of development of the ensemble, its lay-outs and composition peculiarities. The specifics of reconstruction of the park, including separate zones and park plantings, are studied.

Введение. Памятники дворцово-паркового искусства являются ценным культурным достоянием каждой нации, отражением ее традиций, обычаев, развития архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Шенбрунн - это жемчужина барочного ар-хитектурнозго и садово-паркового искусства, символ идеального мира, олицетворение абсолютной монархии Габсбургов и ее властвования над природой.

В ходе истории Шенбрунн был постоянно в центре политической, светской, культурной, общественной и даже международной жизни. Благодаря такому вниманию, заботе не одного поколения по сохранению и передаче потомкам данной национальной драгоценности, сегодня Шенбрунн предстает именно в том виде, каким был во время своего наивысшего развития. С 1996 г. Шенбрунн - это памятник Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, каждый год привлекающий миллионы посетителей.

История и композиционные особенности Шенбрунна в русскоязычной научной литературе имеют в основном тезисный характер, что делает результаты практического и библиографического исследования данного дворцово-паркового ансамбля несомненно актуальными.

Основная часть. Особенности исторического развития. Первоначально на месте двор-цово-паркового ансамбля располагалось охотничье поместье Каттербург с замком (1569 г.), принадлежавшее императору Максимилиану II Габсбургу. Свое название ансамбль получил от водного источника «Шёнен Бруннен» («Прекрасный источник»), который обнаружил в 1612 г. австрийский эрцгерцог, кайзер Маттиас (15851618 гг.). На охотничьей территории был построен трехэтажный загородный замок в итальянском стиле, который в последующие годы стал королевской резиденцией. Впервые резиденция была названа «Шенбрунном» в 1642 г., в период, когда супруга императора Фердинанда II (1578-1637 гг.) Элеонора фон Ганзаго устраивала в парке пышные придворные праздники и

садовые театральные представления. «Блистательное время» пришло к концу в 1683 г., во время второй осады Вены - дворец и парк были практически полностью разрушены.

Как только была снята турецкая осада, в Шенбрунне были начаты работы по строительству нового дворца (архитектор Фишер фон Эрлах (1658-1723 гг.)) для императора Леопольда I (1657-1705 гг.). Одновременно проводились крупномасштабные работы в парке. Подготовительным этапом с 1695 г., а затем и устройством парка с 1705-1706 гг. руководил французский садовый мастер Жан Триэ (16541740 гг.), один из учеников Анре Ленотра. Планировка парка с прямоугольной системой аллей соответствовала принципам раннего барокко. Главная ось ансамбля проходила с севера на юг, от русла реки Венки через Почетный двор, дворец и в направлении склона Шенбруннского холма. В эту первую фазу строительства обустраиваются ближайшие к дворцу территории. Со стороны паркового фасада дворца, в окружении боскетов из деревьев был устроен «главный зал» парка - Большой партер со звездообразным бассейном. Как и полагается для раннего барокко, в Шенбрунне был организован лабиринт и построена оранжерея (1714 г.). В парке, помимо 20 тыс. буковых саженцев в боскетах, было высажено большое количество плодовых деревьев и кустарников, созданы многочисленные аллейные посадки.

С императрицей Марией Терезией (17171780 гг.) и ее супругом императором Францем Стефаном Лотарингским (1708-1765 гг.) начинается второй и самый значимый в истории развития ансамбля период. Это время, когда в ансамбле проявляются черты позднего барокко, стиля рококо, что позиционировало Шенбрунн в качестве кульминационного объекта этого направления. В 1750-1760 гг. целая группа ло-тарингских садовых мастеров во главе с архитектором Яном Николасом Жэдо и садовым мастером Луисом Гервесом осуществляли работы по дальнейшему обустройству парка.

В этой второй фазе садового устройства новая звездообразная система аллей была включена в старую ортогональную, были расширены существующие дорожки и аллеи, обустроена первая значительная часть боскетов. Композиция парка полностью была подчинена архитектуре дворца, являлась продолжением его интерьеров на открытом воздухе (рис. 1).

Рис. 1. План Шенбрунна (Франц Боос, 1780 г.) [2]

Природный ландшафт привнес особую специфику в планировку Шенбрунна. Построенный по образцу Версаля, Шенбрунн получил свою собственную композиционно-пространственную трактовку и особые отличительные черты. В отличие от Версаля, где главная ось «восток-запад» уходит в бесконечность горизонта, в Шенбрунне главная ось «север-юг» зафиксирована между дворцом и Шенбрунн-ским холмом с Глориеттой, обеспечивая, таким образом, определенную целостность и компактность этой части ансамбля. Со стороны дворца Большой партер и фонтан Нептуна кажутся законченным произведением, заключенным в раму из стен боскетов.

Кроме того, Шенбрунн имеет еще одну важную особенность, выделяющую его из большинства европейских парков этого периода. Диагональные оси, отходящие от террасы дворца в юго-западном и юго-восточном направлениях, играют практически равноценную с главной осью роль, хотя не имеют такой же планировочной проработки. Юго-восточная ось заканчивается фонтаном Обелиск, юго-западная -павильоном Менажерии.

Диагональные оси, сходящиеся на террасе дворца, планировочно объединяют все части ансамбля в единое целое, центрируют положение дворца, нивелируя ассиметричную композицию. Благодаря оптической иллюзии перспективы и ландшафту расстояния до фонтана Обелиск и до павильона Менажерии кажутся равными. На самом деле расстояние до Менажерии несколько больше и равно расстоянию до Глориетты. Сходящиеся у дворца аллеи - это еще один символ подчинения природы императорской власти.

Как и в Версале, в Шенбрунне есть и Аллея Света. Она проходит с востока на запад. Однако на этом сходство заканчивается. В Шен-брунне - это поперечная ось, расположенная сразу за дворцом и формирующая вместе с главной и диагональными осями «гусиную лапку» из пяти элементов. Поперечная ось определяет важные оптические и качественные взаимосвязи в барочном саду. Аллея Света - это не аллея из самостоятельных деревьев. Это своего рода проход между высокими шпалерами, создающий впечатление нахождения в долине. В то время как главная продольная ось Шен-брунна имеет четкое начало и завершение, поперечная ось Аллеи Света выходит за границы парка, находя продолжение в окрестностях.

Приватные сады примыкают к восточному и западному фасадам дворца. Во времена Марии Терезии первым был обустроен сад, прилегающий к восточному фасаду дворца и получивший название «Сад над погребом» (под второй приподнятой частью сада располагался погреб дворцовой кухни). Сад охватывал территорию вплоть до восточной границы парка. Его первоначальный проект разработан в 17451750 гг. и был усовершенствован в 1780 г. императорским придворным садовником Францем фон Бусем. С 1870 г. сад называют Садом Кронпринца (к саду примыкали апартаменты кронпринца Рудольфа (1867-1889 гг.)).

В центре нижней части Приватного сада, где пересекаются дорожки, располагается древний тисс, окруженный четырьмя секциями партеров, окаймленных цветочными бордюрами. Заниженное расположение и достаточная защищенность от ветров позволяли в летнее время украшать сад ценными экземплярами цитрусовых деревьев (рис. 2).

На второй верхней части сада были разбиты три цветочно-орнаментальных партера, в центре которых располагался ортогональный водоем с фонтаном. Здесь же полосы газона были украшены топиарными формами. По периметру сада размещалась увитая диким виноградом галерея с пятью павильонами-трельяжами (художник Вензель Бергл) (рис. 3). Остальная часть восточного Приватного сада была решена в виде боскетов.

Рис. 2. Фрагмент Приватного сада с тиссом и цитрусовыми растениями в кадках

Третий этап строительства парка приходится на 1772-1780 гг. и связан с перепланировкой парка, согласно тенденциям английского пейзажного стиля (архитектор Ж. Ф. Хетцендорф фон Хохенберг). В это время в парке были возведены романтические сооружения - Римские Руины (1778 г., художники Б. Хенречи, В. Бауэр, Ф. Цахерле), фонтан Обелиск (1778 г., художники Б. Хенречи, В. Бауэр), немного позже -фонтан Нептуна (1780 г., художник В. Бауэр).

В 1775 г. на Шенбруннском холме воздвигается Глориетта - смотровой павильон для императрицы. Склон холма оформляется террасами с лестничными спусками, двенадцатью водоемами с фонтанами и многочисленными скульптурами. Из-за недостатка воды для питания вскоре водоемы были засыпаны, и вся вода пошла на оснащение главного фонтана Нептуна у подножья холма. В это же время звездообразный водоем с партера был перемещен в центр западной звезды аллей (рис. 4).

Рис. 4. Вид на Большой партер, фонтан Нептуна и Глориетту

В 1752 г. в конце западной диагональной оси на месте зверинца создается зоопарк, ставший первым зоологическим парком в Европе. В центре зоопарка был построен восьмиугольный павильон (архитектор Н. Жано де Вилле Иссей), окруженный тридцатью секциями. Центр

Рис. 3. Цветочные партеры Сада Кронпринца

каждой секции был украшен цветником и бассейном. Зоопарк Шенбрунна - единственный зоопарк в Европе, полностью сохранивший историческую планировку.

Центральное место в парке занимает Большой партер. В середине XVIII в. он приобретает тот вид газонно-орнаментального партера, который дошел до нашего времени (рис. 5). Партер был заполнен характерными для барокко арабесками, выполненными из цветов и гальки, земли и низко подстриженного самшита. Его композиционное решение постоянно менялось. Судя по картине Бернардо Коналетто (1721-1780 гг.) «Перспектива Дворца Шенбрунн» (1760 г.), партер состоял из шести га-зонно-орнаментальных частей, по периметру обсаженных цветочными рабатками. В двух южных частях были устроены буленгрины. По главной оси партера располагалась променада с водоемом и фонтаном, полосами газона с топи-арными формами и растениями в кадках.

Рис. 5. Панорама со стороны Шенбруннского холма на дворец, Большой партер и Вену

Новое решение партера было предложено в 1772 г. Карлом Шутцем и Фердинандом Хет-

цендорфом. Согласно нему, партер ограничивался с двух сторон древесными шпалерами и разделялся на четыре части, в центре каждой располагался водоем с фонтаном. Окончательный проект Большого партера был разработан Францем Боосом в 1780 г. Территория делилась на восемь частей. Каждая была украшена цветочными арабесками, клумбой в центре и цветочными рабатками по периметру. По обе стороны партера, на фоне шпалер из кустарников были размещены тридцать две скульптуры античных богов, персонажей греческой мифологии и героев римской истории.

В 1753 г. придворным садовником Адрианом ван Штекховеном (1705-1782 гг.) на присоединившихся с запада территориях устраивается Голландский сад с большой коллекцией растений. В 1882 г. на этом участке строится Пальмовый дом (рис. 6) и организовывается ботанический сад.

Рис. 6. Пальмовый дом

С 1779 г. при императоре Иосифе II парк открывается для общественного посещения. Только незначительная часть императорского ансамбля, Приватные сады и некоторые боскеты остаются до 1918 г. в частном пользовании королевской семьи. После смерти Марии Тере-зии интерес императоров к ансамблю ослабевает, начинается его деградация, зарастание боскетов, шпалер, парк дичает. Только в XIX в. во время правления Франца Иосифа (1830-1916 гг.) Шенбрунн вновь переживает период расцвета и обретает на долгие годы статус императорской загородной резиденции.

С приходом в моду ландшафтного стиля, в отдельных боскетах, Голландском саду и на вновь присоединившихся к парку с запада территориях обустраиваются участки со свободной живописной планировкой. На Шенбрунн-ском холме в самом начале столетия появляется Тирольский сад - небольшой участок естественной природы с постройками в националь-

ном австрийском стиле и Садом Австрии с альпийскими растениями. Во второй половине XIX в. проводится и первая большая реконструкция одичавшего и заросшего парка. Ему возвращается прежний регулярный облик времен Марии Терезии.

В 1924 г. парк объявлен зоной охраняемого ландшафта с запретом строительства, который в течение последующего времени был неоднократно нарушен (строительство спортивных сооружений в 1930-1933 гг., военных казарм Марии Терезии в 1938-1938 гг., питомника растений в 1949-1951 гг., научно-исследовательского института в 1953-1954 гг.).

В 1992 г. последовала приватизация дворца и зоопарка Шенбрунна. Курирование парка с 1933 г. осуществляется Управлением Федеральными садами Австрии. В настоящее время Шен-брунн является памятником архитектуры и садово-паркового искусства и зоной охраняемого ландшафта. С 1996 г. дворцово-парковый ансамбль включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [1-4].

Реконструкция парка. Шенбрунн считается одним из лучших примеров поддержания исторического облика парка и сохранения его композиционной структуры, опыт которого может быть использован и в отечественной практике реконструкции и ревитализации исторических дворцово-парковых ансамблей. Последняя реконструкция Шенбрунна была начата в 1990 г. и продолжается до настоящего момента. Реконструкцию отличает системный подход. Каждая часть парка проходит комплексную реконструкцию всех ее составляющих - сооружений, дорожных покрытий, растений. За все время реконструировано более 18 парковых объектов, среди которых боскеты и рощи, лабиринт, парковые павильоны, фонтан Нептуна и фонтан Обелиск, Римские руины, Почетный двор, скульптуры [4].

Насаждения Шенбрунна, в особенности стриженые формы и великовозрастные деревья, -предмет гордости ансамбля. Их сохранению и уходу за ними уделяется особое внимание. Работы по восстановлению насаждений Шен-брунна распределены по следующим направлениям: сохранение и продление жизни ценных старовозрастных насаждений; частичная или полная замена растений в аллейных посадках, шпалерах, живых изгородях; замена выпавших кустарников в боскетах; восстановление исторического ассортимента растений в партерах.

Первая группа работ предполагает проведение ухода за старовозрастными деревьями и включает следующие методы: каблинг, или укрепление старых стволов и ветвей путем установки специальных подпорок и крепежных

конструкций, растяжек для предотвращения ветровальности; санитарная и структурная обрезки. В основном эти работы касаются деревьев в солитерах и группах.

Вторая группа работ направлена на поэтапное омоложение насаждений в аллейных и групповых посадках, шпалерах и живых изгородях. В группах и аллеях применяется метод подсадки крупномерных саженцев (липа европейская и мелколистная, каштан конский). В отдельных случаях при незначительной протяженности аллеи (каштановая аллея) была выполнена полная замена деревьев. Липа используется в крупных и «замкнутых» аллеях, конский каштан -в аллейных и рядовых посадках в залах боскетов. Каштан конский в боскетах ежегодно подвергается особому виду регулярной обрезки -поллярдингу, что позволяет сохранять историческую композицию насаждений. Для шпалер и живых изгородей используется метод полной замены растений с организацией при посадке специальных конструкций из деревянных жердей и металлической сетки. Эти конструкции являются своего рода направляющими, вдоль которых в будущем будет осуществляться рост и обрезка растений. Посадочный материал для реконструкции насаждений Шенбрунна поставляется из венского питомника парка Аугартен. Сохранение реконструированных объектов производится в рамках текущего паркового ухода. Ежегодное выделение средств на реконструкцию парка осуществляется из бюджета Управления Федеральных садов Австрии.

Значимым этапом в общей реконструкции парка стало восстановление Сада Кронпринца, проводившееся с 1999 по 2003 г. В ходе работ саду был возвращен барочный облик сада XVIII в. На террасах, где долгое время преобладало газонное покрытие, были вновь обустроены барочные цветочно-орнаментальные партеры с характерным ассортиментом растений (рудбекия волосистая, шалфей мускатный, тагетес отклоненный, бегония всегдацветущая, гелиотроп перувианский, колеуса Блюме, цинния изящная, целозия перистая, пеларгония зональная, а также агератум мексиканский, табак душистый, ромашка аптечная, дельфи-

ниум гибридный, мирабилис ялапа (ночная красавица), мак самосейка, цинерария приморская и др.). На месте одного из исторических павильонов крытой галереи была сооружена смотровая площадка из стали, полностью сохранившая объемные параметры остальных павильонов. На реконструкцию Приватного сада Управлением Федеральных садов и Администрацией Шенбрунна было потрачено около 560 000 евро.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить особенности исторического развития, архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции Шенбрун-на. Изучены особенности современной реконструкции ансамбля, в том числе планировочных элементов, зеленых насаждений, включая уход за старовозрастными деревьями. Комплексный и системный подход в уходе и реконструкции парка решает не только вопросы его поэтапного обновления, но и позволяет снизить единовременные затраты на эти мероприятия, адаптировать исторический ансамбль к высоким рекреационным и туристическим нагрузкам, а также обеспечить соответствие требованиям, предъявляемым к нему как к памятнику Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Для отечественной практики реконструкции дворцово-парковых ансамблей опыт Шенбрун-на неоспоримо является хорошим примером грамотного подхода к реконструкции исторического объекта, восстановлению зеленых насаждений и поэтому может быть рекомендован для внедрения.

Литература

1. Клукерт Э. Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней. М.: АРТ-РОДНИК, 2008. 496 с.

2. Iby E. Schönbrunner Schlospark. Leobers-dorf: Stiepan Druck Ges. m.b.H., 2008. 64 c.

3. Kurdiovsky R. The garden of Schönbrunn. Wien: Rezidenz Verlag, 2005. 144 c.

4. Der Schlosspark von Schönbrunn. URL: http://www.schoenbrunn.at. Вена, 2011 (дата обращения: 11.04.2011).

Поступила 23.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.