16. Titarenko M. L. Postupatelnyiy harakter kitayskih reform: vazhnyiy faktor ih uspeha [Forward nature of the Chinese reforms: important factor of their success]. Available at: http://russian.cri.en/l/2008/10/ 18/ls259918.htm (accessed 18.10.2008); Titarenko M. L. Strategiya Kitaya. XVII s'ezd KPK. «Perspektivyi svet-lyie, no put izvilistyiy» [Strategy of China. XVII congress of a PDA. "Prospects light, but way twisting"]// Available at: http://www.zlev.ru/138/138_27.htm.
УДК 94 (73+438)«1945/1952»
А. В. Зырянова
Политическая деятельность польской эмиграции и ее влияние на внешнеполитический курс США в 1945-1952 гг.
Статья написана в рамках исследования темы «Польский вопрос во внешней политике США в 1945-1953 гг.» на основе материалов Архива внешней политики РФ и Российского государственного архива социально-политической истории. Политическая деятельность польской эмиграции в США в 1945-1952 гг. рассматривается в контексте четырех вопросов - это истоки интереса американского общества к событиям начального этапа холодной войны; характер и содержание польской эмиграции в США; формы политической деятельности американцев польского происхождения, а также польское лобби в Конгрессе США. Основными формами участия американцев польского происхождения в политическом процессе можно назвать создание политически ориентированных организаций, распространение своих политических приоритетов при помощи издаваемых ими печатных изданий, отстаивание своих интересов в Конгрессе США через конгрессменов польского происхождения вплоть до формирования польского лобби. Наиболее влиятельными организациями поляков в США были Польско-американский конгресс, Национальный комитет американцев польского происхождения, Полония. В Конгрессе США польские вопрос активно обсуждался в 1949-1952 гг. в связи с результатами выборов в Польше 1947 г. и обсуждением Катынского дела.
This article is written within the framework of research of a theme «The Polish question in foreign policy of USA in 1945-1953» on the basis of materials of Archive of foreign policy of the Russian Federation and the Russian state archive of a sociopolitical history. Political activity of the Polish emigration in the USA in 1945-1952 is considered in a context of four questions: sources of interest of the American society to events of the initial stage of cold war; character and the maintenance of the Polish emigration in the USA; forms of political activity of Americans of the Polish origin, and also the Polish lobby in the Congress of the USA. It is possible to name the basic forms of participation of Americans of the Polish origin in political process. They are creation of politically focused organizations, distribution of the political priorities by means of printed editions issued by them, and upholding their interests in the Congress of the USA through congressmen of the Polish origin down to formation of the Polish lobby. The most influential organizations of Poles in the USA were the Polish American congress, National committee of Americans of the Polish origin, Polonium. In the Congress of the USA the Polish question was actively discussed in 1949-1952 in connection with the results of elections in Poland in 1947 and the discussion of a Katyn affair.
Ключевые слова: польская эмиграция в США, американцы польского происхождения, польские политические организации, польские печатные издания в США, польское лобби, Польско-американнс-кий конгресс, Национальный комитет американцев польского происхождения, Полония.
Keywords: The Polish emigration to the USA, the Americans of polish origins, the Polish political organizations, the Polish printed editions in the USA, the Polish lobby, the Polish American congress, National committee of Americans of the Polish origin, Polonium.
С окончанием Второй мировой войны общество Соединенных Штатов стало очень остро реагировать на вызовы современных ему международных отношений. Большую роль в принятии политических решений во второй половине ХХ в. начинают играть национальные эмигрантские группы, которые воспринимали происходящие события с точки зрения «устаревших» ценностей того периода, когда они покинули свою страну. Другим политическим явлением послевоенного периода в истории США становится закрепление в политическом процессе лоббистов и групп давления.
Одной из влиятельных политических групп в Соединенных Штатах в 1945 г. стали американцы польского происхождения. Участие поляков в военных действиях стран антигитле-
ровской коалиции давало им моральное право сформировать собственное правительство без давления извне. Это представление стало господствующим среди польской эмиграции. Но в условиях реализации Ялтинско-Потсдамских договоренностей странами-союзницами Польша включалась в сферу влияния Советского Союза, поэтому перспективы создания правительства при руководящей роли представителей эмигрантского правительства к 1947 г. были сведены на нет. В итоге поляки в США проявляют активность в политических вопросах, особенно в определении Соединенными Штатами курса в отношении СССР, что могло быть расценено как формирование польского лобби.
Политическая деятельность польской эмиграции в США не стала предметом для отдельных научных исследований. В отечественной и польской историографии советского периода ключевыми вопросами исследований были отношения Польши с СССР [1], решение вопроса о послевоенных границах, политика западных союзников в отношении Польши. В современной историографии эти вопросы сохранили свой приоритет [2].
Для рассмотрения основных проблем статьи использовался материал Архива внешней политики РФ и Российского государственного архива социально-политической истории, правда, только те фонды, которые стали доступны автору. Интересны акценты, которые расставляются в дипломатических и партийных донесениях, а также в американских и советских докладах. Другим источником были стенограммы Конгресса США, которые показывают, что поляки заняли свое место в политической системе США.
Поставленная цель рассмотрена в контексте четырех вопросов - это истоки интереса американского общества к событиям начального этапа холодной войны; характер и содержание польской эмиграции в США; формы политической деятельности американцев польского происхождения, а также польское лобби в Конгрессе США.
В феврале 1945 г. отделом национальностей бывшего управления стратегических служб США (разведывательный орган США военного времени) был издан справочник «Группы национальных меньшинств в Соединенных Штатах». В предисловии к первому изданию начальник отдела национальных групп ДеВит К. Пул указывает на восприятие американцами мировой войны как войны «идей, совершенно логически с точки зрения истории и американских традиций», а также акцентирует внимание на том, что «за последнее время история является свидетелем большой концентрации сил в Соединенных Штатах. Соединенные Штаты приобрели решающее значение в мире. Этот факт сам по себе приведет к тому, что Соединенные Штаты сделаются основным местом политической деятельности» [3].
Объясняя причины усиленного интереса населения США к политическим процессам ДеВитт Пул отмечает, что «с самого начала Соединенные Штаты заселялись людьми, недовольными экономическими, религиозными или политическими условиями у себя на родине» [4]. Из «135 млн человек, родственных не по расовым признакам, а по своему демократическому складу... более одной четверти (35 млн человек) нынешних жителей США являются уроженцами других стран». «А самые запутанные и ответственные проблемы будущего мира встают именно в Центральной и Восточной Европе» [5]. «В общем, мы представляем собой нацию диссидентов, сохраняющих часто в течение долгого времени после того, как станут хорошими американцами, свыкшимися с американской жизнью, то недовольство, которое заставило нас переселиться сюда. Шестая часть нашего населения, прибывшая совсем недавно из стран Центральной и Восточной Европы, не отличается в этом отношении от других. Они в своем большинстве имеют тенденцию считать себя представителями меньшинств и диссидентами. Поэтому при рассмотрении европейской политики, находящей свое отражение здесь в их мыслях и деятельности, необходимо учитывать некоторые искажения и прежде всего количественное распределение» [6].
Таким образом, американцы не преминули обратить внимание на то, что они особенная нация, которая проявляет интерес к политике в силу своего происхождения, в отличие от континентальных народов.
Второй стороной вопроса являются исторические истоки польской эмиграции в США, ее характер и особенности. В докладе старшего референта 4-го Европейского отдела В. Павловича от 14.01.1943 г. «Политические группировки польской эмиграции в Лондоне и США» отмечается, что «после падения Франции в 1940 г. правительство Сикорского и основная масса польских эмигрантов перекочевала в Лондон. Часть поляков переехала в Америку. С этого периода деятельность польских буржуазно-шляхетских политиков усиливается» [7].
Польская эмиграция в Соединенных Штатах Америки коренным образом отличалась от польской эмиграции в Лондоне. Основная масса проживающих в США поляков - это люди, эмигрировавшие сюда уже давно, главным образом в поисках заработка [8].
Активная иммиграция поляков начинается после подавления революции 1830 г. в польских районах России, а затем бисмарковской политики «пруссианизации» в Восточной Германии. 1914 год стал последним годом массового прилива польских эмигрантов в США. В 1915 г. в США уже въехало только 97.000. За 25-26 лет в США въехало из Польши около 700800 тыс. [9] Эмиграция 1939 г. «была очень немногочисленна и представлена, главным образом, обанкротившейся верхушкой санации, как-то: Матушевским, Медзинским, Флояр-Райхманом, Адамом Коцом и др.» [10]
По данным 16-й переписи 1940 г. поляков в США проживало 2 905 859 человек по сравнению с 984 600 чехословаков, 662 100 венгров, 247 700 румын. Сами польские американцы утверждают, что всего «поляков в США» насчитывается около 6 млн человек, в эту цифру входят все лица «польского этнического происхождения», независимо от того, в какой стране они родились. Дипломатическое ведомство указывало, что «общее количество поляков в США в 1939 г. равнялась 5 870 тыс.» [11] Большинство проживало в северо-восточных штатах США, в промышленных городах. Наибольшее скопление поляков было в Чикаго (700 тыс.). Потому этот город называется центром польских политических, религиозных и культурных организаций. Вторым городом, в котором проживало наибольшее количество поляков, являлся Нью-Йорк (550 тыс.). Для сведения дипломатов в советских донесениях американские поляки характеризовались как непримиримые националисты и довольно сложно поддающиеся влиянию американской культуры. Однако в 1939 г. в польских школах обучалось не более 25% всех польских детей. Что же касается остальных детей поляков, то они обучались в американских учебных заведениях [12].
Но, исходя из материалов архивов, можно заключить, что польская эмиграция в США была достаточно консолидирована, отталкивалась от переселенцев XIX в., концентрировалась в крупных промышленных, политических и культурных центрах США, это позволило сформировать локальные центры политической деятельности поляков, в которых и проявились политические действия польской эмиграции в послевоенный период.
Формами политической деятельности американцев польского происхождения в 19451952 гг. можно назвать создание политически ориентированных организаций, распространение своих политических ценностей при помощи издаваемых ими печатных изданий, отстаивание своих интересов в Конгрессе США через конгрессменов польского происхождения вплоть до формирования польского лобби.
Дипломатические отчеты содержат сведения о 10-12 тысячах различных польских организаций в США. «В период после Первой мировой войны и до 1940 г. их деятельность, помимо культурной и просветительской, сводилась главным образом к укреплению связей с Польшей, и они превратились в придаток польской государственной машины, непосредственное руководство которыми осуществлял посольский и консульский аппарат Польши в США» [13].
Описывая политическую деятельность поляков в США, отдел национальных групп США делает вывод, что «польские американцы образуют самую активную в политическом отношении иностранную национальную группу в США». «.Поэтому совершенно естественным было, что кризис Польши во Второй мировой войне должен был снова всколыхнуть польскую колонию в Америке и заставить ее живо интересоваться судьбой ее родины».
Польских американцев интересовали две связанные друг с другом проблемы: отношение Польши к Советскому Союзу и характер будущей Польши. «До событий Перл-Харбор общественное мнение в польской колонии делилось на два лагеря. Конечно, все американские поляки считали, что только победа союзников может принести независимость Польше. Однако многие говорили, по крайней мере, до 22 июня 1941 года, что после победы над Германией потребуется война с СССР для полного освобождения Польши. Эта точка зрения не исчезла» [14].
«В период с июня 1941 по апрель 1943 года, во время которого между польским эмигрантским правительством и СССР поддерживались дипломатические отношения, частично ликвидировалась давно существовавшая подозрительность поляков в отношении СССР. После апреля 1943 года дискуссия сосредоточилась на вопросе о статусе польского эмигрант-
ского правительства в Варшаве (Люблинского), признанного Советским Союзом, на которое большинство поляков смотрело как на средство господства СССР в Польше или осуществления там своего влияния, а также на вопросе польских границ и на позиции правительства США в отношении этих вопросов» [15].
Исходя из этих политических ориентиров, можно выделить четыре основные политические группировки, позиции которых базируются на традиционных идеях польских политических партий.
Первая группа была сформирована политическими беженцами, которые были членами или сторонниками довоенного польского правительства и известны как «группа полковников», «санация», «пилсудчики». Их политическим инструментом являлся численно небольшой, но сильный в финансовом отношении Национальный комитет американцев польского происхождения (КНАПП). Эта группа резко критиковала слишком примиренческое отношение эмигрантского правительства к СССР [16].
Национальный комитет американцев польского происхождения был основан в Нью-Йорке в 1942 г. с целью проведения пропаганды «в защиту прав Польши». Комитет объявил о своем намерении бороться против всяких уступок Москве со стороны польского правительства в Лондоне. Его лидеры ориентировались на созданный в 1944 г. Польско-американский конгресс. Идеологом группы был полковник Игнаци Матушевский, министр финансов в правительстве Пилсудского и хорошо известный журналист [17].
Польско-американский конгресс (ПАК) стал постоянной организацией в 1944 г. Конгресс ставил своей целью объединить американских граждан польского происхождения и распространять информацию среди американцев относительно исторической роли, задач и нужд Польши, поддерживал эмигрантское правительство в Лондоне [18].
К первой группе можно отнести также следующие организации: Польско-американнс-кий совет, который представлял многие польские организации до создания ПАК; Американские друзья Польши - организация, созданная в 1940 г.; Польский национальный совет Соединенных Штатов - это крупнейшее польско-американское общество в США, основанное в 1880 г., председатель которого Чарльз Розмарек стал председателем ПАК.
Вторая группа была наиболее многочисленной и влиятельной, включала значительную часть польских американцев, состоящих в обществах. Находясь под большим влиянием католического духовенства, они стояли на позиции общей поддержки польского эмигрантского правительства, но не имели собственного координационного органа. К ней можно отнести Католическую лигу (Лига Католицка), созданную в 1944 г. Несмотря на то, что программа Католической лиги ставила своей целью оказание моральной и материальной помощи Польше, ее деятельность должна была ограничиваться чисто религиозными и благотворительными делами, Лига имела более широкую программу, направленную на восстановление и сохранение господствующего положения католической церкви в послевоенной Польше. В Лиге состояли только польские католики [19].
Третья группа стояла за поддержку польского правительства, искала компромисса с Люблинским правительством. Ее поддерживали социалистические партии.
Самую левую позицию занимало общество «Полония», у руководства которого стояли коммунисты. Оно входило в Международный рабочий орден, безоговорочно одобряло советские требования в польско-советском конфликте и осуждало разрыв польско-советских отношений со стороны польского эмигрантского правительства, присоединилось к программе Люблинского правительства [20]. К этой же группе относилась Лига им. Костюшко, насчитывавшая 3000 человек. Это одна из первых наиболее активных польско-американских просоветских организаций, основанная священником Ст. Орлеманским в ноябре 1943 г., чтобы дать возможность полякам в Америке оказывать моральную поддержку полякам, сражающимся в СССР [21].
Отдельно можно выделить Совет центрально- и восточноевропейского планирования, созданный в Нью-Йорке в 1942 г. совместными усилиями делегатов, представлявших правительства Польши, Чехословакии, Югославии и Греции на Международной профсоюзной конференции в ноябре 1941 г. Совет проводил активную работу примерно в течение одного года как организация, занимавшаяся исследованием и планированием проблем восстановления в Центральной и Восточной Европе, но вскоре интерес к ней всех групп, за исключением польской, пропал. Правительства Греции и Югославии порвали свои связи с Советом осенью
1943 г. Совет продолжает существовать под тем же названием и высказывает свои взгляды в ежемесячнике «Новая Европа» [22].
Другой формой политической деятельности польской эмиграции можно считать издание газет и журналов, в которых, несомненно, ставятся вопросы политического характера. В информационном материале о стране указано, что «возникновение польской прессы в США относится к середине прошлого столетия. Первый печатный орган появился в 1863 году. Это была еженедельная газета "Эхо из Польши". Непосредственным толчком к созданию этой газеты явилось восстание в Польше против русского царского правительства. Газета ставила себе целью - помощь этому восстанию из Америки» [23].
В послевоенный период в США работает не более 65-70 польских изданий, в том числе 9 ежедневных газет [24]. Для сравнения в Англии насчитывается в этот период 22 периодических издания на польском языке, отражающих все оттенки польских политических направлений от крайне правых до социалистов [25].
Начиная с 1918 г. количество польских изданий все время сокращалось. Было представление, что польская пресса обречена на вымирание. «Причиной такого мнения являлась прогрессивная американизация молодого польского поколения, родившегося в Америке от родителей иммигрантов. ...Депрессия польской прессы несколько снизилась лишь в 1939 г., т. е. со времени развала Польши как государства. Польская иммиграция с того времени стала больше интересоваться вопросами международной обстановки. Собственно, иммигрантов снова беспокоит вопрос о будущем Польши, поэтому более оживленно обсуждают эту проблему и, конечно, пытаются найти ответ, в первую очередь, в польской печати. За это время даже появилось 5 новых изданий: одна еженедельная газета "Наша трибуна", два еженедельных журнала "Наш Свят" и "Польское обозрение" и два ежемесячных журнала "Белый орел" и "Оса". Но такого оживления, как было в 1914-1918 гг., сейчас нет» [26].
В таблице приведена информация о польских изданиях в американских городах, в соответствии с которой Нью-Йорк может быть информационным центром для американцев польского происхождения.
Штат Кол-во польского населения Кол-во изданий
Нью-Йорк 1.100.000 12
Иллинойс 1.100.000 7
Пенсильвания 600.000 12
Мичиган 600.000 6
Нью-Джерси 300.000 7
Огайо 300.000 6
Висконсин 250.000 4
Массачусетс 200.000 4
Коннектикут 150.000 1
Индиана 100.000 1
Мэриленд 80.000 1
Польскую прессу в США в послевоенный период можно было поделить на три группы.
Первая группа состояла из открыто враждебных СССР изданий - это «Новый свят» и «Дзенник Польски».
«Новый свят» (Новый мир) - самая реакционная газета, выходила с 1897 г. (издатель М. Венгжинек), требовала восстановления Польши в границах 1939 г., после подписания советско-польского соглашения 1941 г. выступила против Сикорского, а 24 июня 1942 г. опубликовала декларацию новой организации «Национального комитета американцев польского происхождения».
«Дзенник Польски» (Дневник польский) выходил с 1904 г. До разрыва лондонским правительством отношений с СССР в 1943 г. открытую враждебность в публикациях не проявляла, являлась официальным органом Польского правительства, по отношению к американскому правительству была лояльна. Редактором был Марчель Карчевский. В ней публиковался бывший польский министр Матушевский [27].
Во вторую группу были включены издания, не проявлявшие открытой враждебности к СССР. К ней можно было отнести «Дзенник Звионзковы», «Дзенник Чикагоски», «Курьер Польски».
«Дзенник Звионзковы» (Дневник союза) резко выступал против Матушевского и тех газет, которые печатали его профашистскую пропаганду. «Дзенник Чикагоски» - газета с католическим уклоном, ее стиль схож с Нью-Йорк Таймс. Активно поддерживала президента Рузвельта, о СССР предпочитала не говорить, чувствовалась проанглийская политика. «Курьер Польски» - это старейшая в Америке, единственная польская газета, которая выходила два раза в день по американскому обычаю, к СССР относилась довольно неопределенно [28].
Третью группу составляли издания, лояльные к СССР и поддерживавшие Сикорского. Это «Наруд польски» (Народ польский), «Курьер Цодзенны». «Наруд польски» - официальный орган католического союза. «Курьер Цодзенны» - также католическая газета [29].
Таким образом, большинство польских печатных изданий в послевоенный период транслировало отношение части американского общества к советско-американским отношениям, кроме того, половина всех польских изданий принадлежала разным политическим организациям, что еще более политически окрашивало материал, который публиковался в польских изданиях.
Чтобы сформировать полное представление о политической деятельности польской эмиграции в США в 1945-1952 гг., важно обозначить, какие вопросы, значимые для поляков, обсуждались в Конгрессе США и можно ли сделать вывод о существовании польского лобби в политической системе США.
В 1945 г. польский вопрос в Конгрессе ставился только в связи с работой Крымской конференции и позицией лидеров стран-союзниц по поводу судьбы Польши. Внимание парламентариев обращалось на то, что Польша завоевала себе свободу и независимость, право на свободные демократические выборы. Но выказывалось опасение, что «истинно демократические свободы могут быть нивелированы территориальными изменениями». Аргументом для абсолютного права поляков на независимое государство приводится право нации на самоопределение из «Четырнадцати пунктов» В. Вильсона [30]. Такая позиция по польскому вопросу показывает не только абсолютную неосведомленность о специфике ялтинских договоренностей, но, более того, о нежелании понять особенности разрешения польского вопроса в пределах Ялтинско-Потсдамской системы.
1946-1947 гг. были более плодотворны в контексте обсуждения ситуации в Польше. Депутат от Иллинойса Т. С. Гордон 7 февраля 1946 г. предложил направить письмо госсекретарю Дж. Ф. Бирнсу с резолюцией Польско-американского конгресса, критикующей американскую «соглашательскую» внешнюю политику, а 7 апреля 1946 г. обсуждалось заявление польского американского конгресса «Верните Польшу полякам» [31].
В 1948-1950 гг. происходит обострение советско-американских отношений в условиях холодной войны, польская община использует международные обстоятельства для привлечения внимания к проблемам Польши, особенно к обсуждавшемуся Катынскому делу. 7 ноября 1949 г. Артур Блисс Лэйн, бывший послом США в Польше в 1945-1947 гг., обратился с письмом к министру иностранных дел СССР А. Я. Вышинскому, «затронув инцидент в Катыни и попросив достоверного описания событий убийства более чем 4000 польских офицеров в Катынском лесу и исчезновения других 10000 польских военнопленных где-то в СССР во время прошедшей войны» [32].
Образ послевоенной Польши в США также формируется под влиянием политических деятелей из Лондонского эмигрантского правительства. Так, 28 марта 1949 г. в палате представителей было озвучено обращение члена довоенного Польского парламента, члена польского правительства в эмиграции и на тот момент члена Национально-демократической партии Польши Тадеуша Билески. Польский политик поднимает очень болезненный для Польши вопрос о самостоятельном политическом курсе: «Каждая нация имеет право организовать собственный порядок в соответствии с национальными правилами, а не по зарубежному образцу», таким образом намекая на то, что американцы должны им помочь освободиться от «советского образца». Билески призывает противостоять советской мощи, «иначе весь мир может оказаться под советской пятой», так как «коммунизм питает отвращение к компромиссам, не терпим к другой точке зрения, является разрушающей силой», а Соединенные Штаты обладают такой силой, которая может противостоять коммунизму [33]. Все выводы польского политического деятеля говорят о попытках довоенной политической элиты Польши добиться преференций для себя в послевоенной мировой политике.
Летом 1949 г. в Конгрессе США вновь ставится вопрос о помощи Польше, причем, выступая в Сенате, конгрессмен Уилей материальную помощь Польше называет «сложной задачей спасения Польши в 1949 году». Он обращает внимание Конгресса на необходимость финансовой и материальной помощи полякам, исходя из принципов равенства и гуманизма [34]. Это выступление показывает нам, что уже в 1949 г. американское общество постепенно теряет интерес к политической стороне польского вопроса. Но следует сказать, что это обращение к Конгрессу было запоздалым, так как уже 15 января 1949 г. между СССР и Польшей был подписан «Протокол о взаимных поставках товаров на 1949 год», в соответствии с которым стороны договорились о расширении свободной торговли на 35% по сравнению с ежегодными поставками, предусмотренными соглашением, подписанным 26 января 1948 г. «Советский союз будет поставлять в Польшу в 1949 году хлопок, железные, марганцовые, хромовые руды, автомобили, тракторы» [35]. В свою очередь, «Польша должна будет поставлять уголь, цветные и черные металлы, сахар и текстиль» [36]. Эти соглашения стали основой советско-польского экономического сотрудничества в 1949-1953 гг.
В условиях начинающейся предвыборной кампании 18 сентября 1951 г. в палате представителей Конгресса США был создан Комитет, ведущий расследование и изучающий факты, свидетельства и обстоятельства убийства в Катынском лесу в составе 7 конгрессменов [37]. На этом же заседании были сделаны первые комментарии, все они носили антисоветский характер или были пронизаны антисоветским настроем.
Подведем итог. Данное исследование не преследовало цель конкретизировать деятельность поляков в США по отдельным направлениям. Поэтому научная статья приобрела обобщающий информационный характер с опорой на статистические данные. Более подробное изучение места польского фактора во внешней политике США в 1945-1952 гг. - это предмет для будущих исследований.
Польская эмиграция в США в 1945-1952 гг. сформировала максимально активную политическую группу, которая использовала в своей деятельности разные формы участия в политике. Польско-американский конгресс стал глашатаем интересов американцев польского происхождения в начальный период холодной войны. Но польское влияние на политические решения в США не было системным, оно было связано только с эскалацией антисоветизма и антикоммунизма в стране. Дискуссия, развернувшая в Конгрессе США в 19491950 гг., показывает нам, что кризисы «холодной войны» прямым образом отражаются на общественном настроении, а также в этих условиях события локального характера приобретали большой резонанс на международном уровне.
В 1950-1952 гг. американцы польского происхождения в американском Конгрессе уже не стремились обсуждать вопросы пересмотра расстановки сил в мире и возвращения Польши в ряды полноправных субъектов международных отношений, поэтому и поднимало только частные вопросы, которые могли обеспечить им политические дивиденды. Таким вопросом стал расстрел польских военнопленных в Катынском лесу. В связи с этим можно прийти к заключению, что «польского лобби», определяющего определенное направление политики США, не было, польская эмиграция в 1948-1951 гг. сформировала группу давления и пыталась обеспечить себе поддержку высшего руководства страны, но безуспешно.
Примечания
1. Историография революционных преобразований в Польше (1944-1949 гг.). М., 1987. С. 108.
2. Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф., Покивайлова Т. А. Москва и Восточная Европа. Становление политических режимов советского типа (1949-1953): очерки истории. М., 2008; Яжбо-ровская И. С. Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях. М., 2009. Носкова А. Ф. Послевоенное десятилетие. 1945-1955 гг. // Белые пятна - черные пятна: сложные вопросы в российско-польских отношениях / под общ. ред. А. В. Торкунова, А. Д. Ротфельда. М., 2010. С. 394-449.
3. Российский государственный архив социально-политической истории (далее - РГАСПИ). Ф. 17. Отдел внешней политики ЦК ВКП(б). Оп. 128. Д. 639. Л. 10.
4. Там же. Л. 7.
5. Там же. Л. 10.
6. Там же. Л. 7.
7. Архив внешней политики РФ (далее - АВП РФ). Ф. 122. Оп. 24. Д. 14. Л. 3.
8. Там же. Л. 11.
9. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 12. Л. 105.
10. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 14. Л. 11.
11. РГАСПИ. Ф. 17. Отдел внешней политики ЦК ВКП(б). Оп. 128. Д. 639. Л. 90.
12. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 14. Л. 12.
13. Там же.
14. РГАСПИ. Ф. 17. Отдел внешней политики ЦК ВКП(б). Оп. 128. Д. 639. Л. 128-129.
15. Там же. Л. 130.
16. Там же. Л. 131.
17. Там же. Л. 98.
18. Там же. Л. 99.
19. Там же. Л. 95-96.
20. Там же. Л. 104.
21. Там же. Л. 97.
22. Там же.
23. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 12. Л. 168, 170.
24. Там же. Л. 168.
25. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 14. Л. 395.
26. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 12. Л. 168.
27. АВП РФ. Ф. 122. Оп. 24. Д. 14. Л. 16.
28. Там же. Л. 149-151.
29. Там же. Л. 148.
30. U.S. Congress. Congressional Record. Proceeding a. debates of the 79th Congress, first session. 1945. V. 91. Wash., 1945. P. 1168. (Далее - Congressional Record.)
31. Congressional Record. 1946. V. 92. P. 9-10.
32. Congressional Record. 1950. V. 96. P. А477.
33. Congressional Record. 1949. V. 95. P. А1846.
34. Ibid. P. A5278.
35. АВП РФ. Ф. 06. Оп. 11. Д. 264. Л. 1.
36. Там же. Л.. 2.
37. Congressional Record. 1951. V. 97. P. 11545.
Notes
1. Historiography of revolutionary transformations in Poland (1944-1949). Moscow, 1987. P. 108.
2. Volokitina T. V., Murashko G. P., Durable wa A. F. Pokivaylova T. A. Moskva i Vostochnaya Evropa. Stanovlenie politicheskih rezhimov sovetskogo tipa (1949-1953): ocherki istorii [Moscow and Eastern Europe. Formation of political regimes of the Soviet type (1949-1953): history sketches]. Moscow, 2008; Yazhborovskaya I. S. Katyinskiy sindrom v sovetsko-polskih i rossiysko-polskih otnosheniyah [Katynsk syndrome in the Soviet-Polish and Russian-Polish relations]. Moscow, 2009. Noskova A. F. Poslevoennoe desyatiletie 1945-1955 gg. [Post-war decade. 1945-1955]// Belyie pyatna - chernyie pyatna: slozhnyie voprosyi v rossiysko-polskih otnosheniyah - White spots - black spots: difficult questions in the Russian-Polish relations / under a general edition of A. V. Torkunov, A. D. Rotfeld. Moscow, 2010. Pp. 394-449.
3. The Russian state archive of socio-political history (further - RGASPI). F. 17. Department of foreign policy of the Central Committee of All-Union Communist Party (bolsheviks). Sec. 128. 639. Sh. 10.
4. In the same place. Sh. 7.
5. In the same place. Sh. 10.
6. In the same place. Sh. 7.
7. Archive of foreign policy of the Russian Federation (further - AVP Russian Federation). F. 122. Shed. 24. F. 14. Sh. 3.
8. In the same place. Sh. 11.
9. AVP of Russian Federation. F. 122. Shed. 24. F. 12. Sh. 105.
10. AVP of Russian Federation. F. 122. Shed. 24. F. 14. Sh. 11.
11. RGASPI. F. 17. Department of external policy of the Central Committee of All-Union Communist Party (bolsheviks). Sec. 128. 639. Sh. 90.
12. AVP of Russian Federation. F. 122. Shed. 24. F. 14. Sh. 12.
13. In the same place.
14. RGASPI. F. 17. Department of external policy of the Central Committee of All-Union Communist Party (bolsheviks). Sec. 128. 639. Sh. 128-129.
15. In the same place. Sh. 130.
16. In the same place. Sh. 131.
17. In the same place. Sh. 98.
18. In the same place. Sh. 99.
19. In the same place. Sh. 95-96.
20. In the same place. Sh. 104.
21. In the same place. Sh. 97.
22. In the same place.
23. AVP of Russian Federation. F. 122. Shed. 24. F. 12. Sh. 168, 170.
24. In the same place. Sh. 168.
25. AVP of Russian Federation. F. 122. Shed. 24. F. 14. Sh. 395.
26. AVP of Russian Federation. F. 122. Shed. 24. F. 12. Sh. 168.
27. AVP of Russian Federation. F. 122. Shed. 24. F. 14. Sh. 16.
28. In the same place. Sh. 149-151.
29. In the same place. Sh. 148.
30. U.S. Congress. Congressional Record. Proceeding a. debates of the 79th Congress, first session. 1945. V. 91. Wash. 1945. P. 1168. (Further - Congressional Record.)
31. Congressional Record. 1946. V. 92. P. 9-10.
32. Congressional Record. 1950. V. 96. P. A477.
33. Congressional Record. 1949. V. 95. P. A1846.
34. Ibid. P. A5278.
35. AVP of Russian Federation. F. 06. Shed. 11. F. 264. Sh. 1.
36. In the same place. Sh. 2.
37. Congressional Record. 1951. V. 97. P. 11545