Научная статья на тему 'Политехническая выставка 1872 года в Москве'

Политехническая выставка 1872 года в Москве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленные выставки России / архитектура выставочных павильонов / русский стиль в архитектуре / новые прогрессивные конструктивные решения / industrial exhibitions in Russia / architecture of exhibition pavilions / Russian style in architecture / new progressive design solutions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитин Юрий Анатольевич

В конце мая 2022 г. исполнилось 150 лет со дня открытия в Москве Политехнической выставки. Эта выставка стала первым опытом павильонного строительства, вошедшим в число передовых примеров подобного рода не только в России, но и в мировой практике. Она была организована Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете и была приурочена к 200-летию со дня рождения Петра Великого – основателя русской промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polytechnic Exhibition of 1872 in Moscow

At the end of May 2022, 150 years have passed since the opening of the Polytechnic Exhibition in Moscow. This exhibition was the first experience of pavilion construction, which became one of the leading examples of this kind not only in Russia, but also in the world practice. It was organized by the Society of Lovers of Natural Science, Anthropology and Ethnography at Moscow University and was dedicated to the 200th anniversary of the birth of Peter the Great, the founder of Russian industry.

Текст научной работы на тему «Политехническая выставка 1872 года в Москве»

УДК 72.03

Ю. А. Никитин

Политехническая выставка 1872 года в Москве

В конце мая 2022 г. исполнилось 150 лет со дня открытия в Москве Политехнической выставки. Эта выставка стала первым опытом павильонного строительства, вошедшим в число передовых примеров подобного рода не только в России, но и в мировой практике. Она была организована Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете и была приурочена к 200-летию со дня рождения Петра Великого - основателя русской промышленности. Ключевые слова: промышленные выставки России; архитектура выставочных павильонов; русский стиль в архитектуре; новые прогрессивные конструктивные решения

Yuri Nikitin

Polytechnic Exhibition of 1872 in Moscow

At the end of May 2022, 150 years have passed since the opening of the Polytechnic Exhibition in Moscow. This exhibition was the first experience of pavilion construction, which became one of the leading examples of this kind not only in Russia, but also in the world practice. It was organized by the Society of Lovers of Natural Science, Anthropology and Ethnography at Moscow University and was dedicated to the 200th anniversary of the birth ofPeter the Great, the founder ofRussian industry.

Keywords: industrial exhibitions in Russia; architecture of exhibition pavilions; Russian style in architecture; new progressive design solutions

Политехническая выставка в Москве, организованная в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этногра-

фии при Московском университете, стала важной вехой в истории отечественного выставочного дела. Она была приурочена к 200-летию со дня рождения Петра Великого - основателя русской промышленности. Организаторы выставки исходили из того, «что наглядное обучение составляет всегда самый верный и прямой путь для ускорения всякого рода сведений, что опыт и живой пример для каждого поучительнее, чем книжная речь или повествование». И далее: «Общество признало за лучшее средство для достижения означенной цели устройство выставок. Действительно, выставка, устроенная на научных основаниях и представляющая разнообразный материал, способный привлечь к себе даже праздного зрителя, никогда не проходит бесследно для распространения знаний» [5, с. 2]. Кроме того, была и вполне конкретная цель - привлечь промышленников и предпринимателей возможностью широкой рекламы товаров и помочь собрать образцы для будущей экспозиции Политехнического музея. В выставке приняли участие более 12 тысяч экспонентов, из них около 2 тысяч иностранных.

Политехническая выставка, тематически разделения на 24 отдела, сделала качественный скачок в развитии экспозиционного дела. Наиболее значительным в представленной экспозиции стал технический отдел. В его состав вошли девять самостоятельных подотделов: механический, технологический, мануфактурный, ручной промышленности, печатный, железнодорожный, почтовый и телеграфный, прикладной физики и астрономический. Особый интерес вызывала входившая в этот отдел экспозиция действующих механизмов, располагавшаяся в Манеже. Здесь можно было наблюдать в действии десятки промышленных и кустарных производств [1].

Увеличение количества экспонентов и совершенствование выставочной деятельности во второй половине XIX в. привели к возникновению временных выставочных комплексов павильонного типа. Политехническая выставка 1872 г. в Москве стала первым опытом такого строительства. Она разместилась в самом центре Москвы на площади 20 га внутри и вокруг Кремля во временных

павильонах и в здании Манежа. Огромная историческая заслуга ее устроителей состоит в том, что она положила начало строительству самостоятельных тематических павильонов в соответствии с программой выставки. «Эта мысль истинно современная, восстающая против какой бы то ни было централизации, хотя бы даже и строительной, - мысль, не желающая знать одной общей единообразной мерки и шаблона, отвергающая монополию одного единственного архитектора и дающая возможность множеству намерений, вкусов, способностей проявиться совершенно свободно», - восторженно писал об этом критик В. В. Стасов [7, с. 294].

Масштабы экспозиции потребовали привлечения больших архитектурных сил для решения сложных строительных задач. В проектировании комплекса и отдельных павильонов принимали участие Д. Н. Чичагов (главный архитектор выставки), В. А. Гартман, П. С. Каминский, Н. В. Никитин, И. А. Мони-гетти, И. П. Ропет, Н. А. Шохин, К. О. Шульц и др. Важно отметить, что возведение специальных павильонов диктовалось не только совершенствованием экспозиционной деятельности, но и экономическими соображениями. Организаторы считали, что строительство временных сооружений потребует почти таких же затрат, что и приспособление для выставки существующих зданий [5, с. 2].

Основная выставочная территория протянулась вдоль кремлевских стен - в Александровском саду (включая и Манеж), на набережной Москвы-реки, а также и в самом Кремле - на верхней террасе Тайницкого сада. Организаторы смотра по примеру всемирных выставок создали обширную развлекательную зону. Она размещалась отдельно от основной выставочной территории: «Аквариум» - на Моисеевской площади, а «Отдел попечения о нравственном улучшении рабочих» со знаменитым народным театром - на Варваринской площади (ныне площадь Ногина). Для проведения народных гуляний в честь 200-летия Петра Великого на Ходынском поле выстроили временные деревянные сооружения - так называемый Императорский павильон, трибуны и ипподром.

Было построено более 80 временных сооружений. Большинство из них представляли собой небольшие деревянные строения в русском стиле. «Гвоздем» выставки стал павильон морского отдела, целиком выстроенный из металла и стекла по проекту архитектора И. А. Монигетти и инженера Н. И. Путилова. Он сильно выделялся среди остальных построек своими крупными размерами (около 2500 кв. м), необычным конструктивным и композиционным решением. Металлический каркас здания выполнили из старых рельсов в Санкт-Петербурге на заводе Путилова, который сам сделал все расчеты и чертежи. Здание, собранное из ряда каркасных секций, представляло собой длинную трехпролетную галерею с тремя короткими поперечными нефами, расположенными в центре и вблизи краев основного объема. Центральный продольный пролет был перекрыт полуциркульным сводом, к которому примыкали остекленные полусводы боковых пролетов. Центральный неф освещался также через полуциркульные арочные окна, врезанные в нижней части свода. Поперечные нефы, возвышавшиеся над продольной галереей и перекрытые полуциркульными сводами, завершались сплошными витражами.

Современники отмечали влияние Хрустального дворца на Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне на архитектуру морского павильона, который был воспринят современниками с восторгом. И. Е. Репин после посещения выставки писал: «...из всех павильонов Морской отдел очень хорош, по крайней мере, общеевропейская вещь» [цит. по: 3, с. 125]. В. В. Стасов писал в «Санкт-Петербургских ведомостях»: «Общие пропорции этого здания прекрасны: кто ни войдет туда внутрь, наверное, будет поражен простотою этого колоссального павильона, отовсюду залитого светом сквозь стеклянные стены и накрытого во всю громадную длину полукруглым сводом из волнистого железа» [7, с. 366].

Однако Стасов со свойственной ему резкостью подверг критике эту постройку за отсутствие «характерности и своеобразия» в решении деталей. С этим утверждением критика можно не согласиться. Павильон находился на набережной Москвы-реки рядом с кремлевской стеной, и И. А. Монигетти постарался как-то

согласовать необычный облик своей постройки с архитектурой кремлевских зданий. В. Н. Листов, автор монографии о И. А. Мо-нигетти, писал по этому поводу: «Очевидно, именно с этой целью Монигетти скомпоновал завершение арок павильона в виде кокошников. Ритм этих металлических кокошников перекликался с луковичными главами и кокошниками кремлевских зданий, в какой-то мере смягчая контраст форм павильона и кремлевского ансамбля» [3, с. 124].

Здание морского отдела было первой в России постройкой подобного рода, выполненной целиком из металла и стекла. Оно сыграло важную роль в развитии строительной техники и архитектуры, прокладывая дорогу новым прогрессивным конструктивным решениям в практике отечественного строительства.

Из остальных сооружений Политехнической выставки критики выделяли павильон ботаники и садоводства, построенный по проекту архитектора И. П. Ропета, с именем которого связана целая эпоха в истории русской выставочной архитектуры. Вытянутый в плане павильон замыкали с двух концов мощные приземистые башни с восьмигранными остекленными барабанами и шатровой крышей. Основа здания, как и каркас морского павильона, была сделана, из старых рельсов завода Н. И. Путилова и обшита деревом с обильной ажурной резьбой «в русском вкусе». В. В. Стасов высоко оценил художественную сторону ботанического павильона, назвав его «одной из прелестнейших вещей выставки»1. Но даже такой поклонник Ропета, как Стасов, и тот упрекнул его за то, что он под деревянной обшивкой совершенно скрыл железные ребра каркаса, и назвал это «важной ошибкой» [7, с. 367]. В этой первой своей выставочной постройке зодчий решительно заявил о приверженности русской народной архитектуре, которой ©н-не изменял всю свою жизнь.

Оригинальным по объемно-пространственному решению был один из павильонов военного отдела - «Военный музей», построенный архитектором В. А. Гартманом на территории Кремля. Деревянное каркасное здание представляло собой остекленную галерею, изогнутую в виде полукольца. Двенадцать высоких

двускатных крыш, покрытых ажурной резьбой и расположенных в радиальном направлении, создавали интересную ритмическую игру объемов. Высокая шатровая башня входного павильона-звонницы замыкала всю композицию со стороны полукруглого дворика. В нише над входными воротами была установлена копия бюста Петра Великого работы Фальконе. Полукруглый план здания, создающий в интерьере оригинальную складчатую форму потолка, определил и живописно раскрывающееся решение экспозиции в целом (650 кв.м)

Перед Гартманом стояла сложная задача - не только создать яркий, выразительный образ тематического выставочного павильона, но и вписать это здание в историческую застройку Московского кремля. Зодчий успешно справился с этой задачей, заслужив восторженные отзывы широкой публики, архитектурной общественности и критики. В. В. Стасов писал, что здание «Военного музея» было в художественном отношении самым примечательным архитектурным созданием всей Политехнической выставки и что «оно достойно поднимало свою чудесную, оригинальную цветную русскую башенку, стоящую сенью над Фальконетовой головой Петра Великого, рядом с лучшими созданиями старого Кремля, в отместку за всю бездарность, нагроможденную тут же недалеко Тоном, под видом Николаевского дворца» [7, с. 373].

Эта интересная постройка, вероятно, послужила примером для строительства полукруглых или подковообразных в плане главных экспозиционных зданий на многих областных и губернских выставках2.

По проекту В. А. Гартмана на набережной Москвы-реки соорудили так называемый интендантский павильон - действующую мастерскую военного отдела. Широкая ритмическая пластика раскрашенных триколором кровель придавали этому легкому, ажурному деревянному павильону необычную для того времени графическую выразительность и новизну.

Стремление к своеобразному композиционному решению и максимальной освещенности внутреннего пространства нашло

свое выражение в тематических павильонах отдела лесоводства (арх. Н. В. Никитин), геолого-минералогического и горно-заводского отдела (арх. Д. Н. Чичагов), фотографическом павильоне и др.

Устройство отделов экзотических окраин России, начало которому положила петербургская выставка 1870 г., продолжилось и в Москве. Для размещения экспонатов Туркестана был выстроен отдельный павильон, представлявший собой копию медресе Ширдар в Самарканде, уменьшенную в 2,5 раза. Деревянный каркас здания был обтянут холстом и мастерски расписан по эскизам художника Д. Л. Иванова. Отдел Кавказа находился в полукруглой деревянной пристройке к ротонде Манежа, выполненной с использованием местных строительных приемов. Таким образом, с Политехнической выставкой связано начало строительства экспозиционных зданий в виде копий памятников национальной архитектуры окраин России или их мотивов. В дальнейшем этот прием получил широкое распространение на различных выставках.

Политехническая выставка положила начало возведению и многочисленных образцовых построек, которые можно рассматривать как один из типов выставочной архитектуры. Это были своеобразные павильоны-экспонаты, объединенные в тематический отдел сельского домоводства, созданный по предложению председателя комитета выставки Н. В. Исакова. Среди этих деревянных бревенчатых зданий были дом землевладельца (арх. К. Ю. Шульц), школа, лечебница с аптекой, больница (арх. И. В. Штром) и небольшая церквушка (арх. Н. А. Шохин), которая, по словам Стасова, «издали привлекала глаза всякого оригинальностью и простотой» [7, с. 371]. Здесь же экспонировалось и совсем новое по назначению здание - сельский питомник для детей профессора И. Я. Китары. Эта небольшая бревенчатая постройка является прообразом современных детских яслей-сада.

Строительство образцовых построек прочно войдет в практику организации всероссийских и местных выставок, как дореволюционных, так и выставок советского периода3. Надо сказать,

что многие образцовые постройки после экспозиций выставок продавались, перевозились в различные уголки России и начинали использоваться там по своему назначению.

На выставке впервые появились многочисленные самостоятельные частные павильоны, в которых ярко проявился рекламный характер, присущий выставочной архитектуре. Эти небольшие деревянные сооружения, построенные в основном московскими купцами, были декорированы в народном русском стиле. Они представляют исторический интерес как первый опыт частной выставочной архитектуры. Эти постройки в дальнейшем сыграют значительную роль в общем стилевом и пространственном решении выставочных комплексов дореволюционной России [4, с. 155-205].

Публику также привлекал специальный железнодорожный отдел, разместившийся на набережной Москвы-реки. Для его устройства проложили железнодорожную ветку и выстроили специальные здания, среди которых выделялся павильон-навес, перекрытый большепролетной деревянной арочной конструкцией. На территории отдела экспонировались паровозы, различные типы вагонов, образцовое станционное хозяйство. На набережной Москвы-реки рядом с морским павильоном соорудили в натуральную величину носовую и центральную части корвета с мачтами и полной такелажной оснасткой.

Большой общественный резонанс вызвала организация развлекательной зоны «Отдел попечения о нравственном улучшении рабочих» на Варваринской площади, ставшей местом народных гуляний. Здесь по проекту архитектора В. А. Гартмана был построен знаменитый Народный театр на 2000 мест. Своеобразное планировочное решение повлияло и на объемно-пространственную композицию всего здания. Народные лубочные мотивы фасада вполне подходили к характеру временного деревянного сооружения на импровизированной ярмарочной площади. Здание полностью возвели из легких и удобных для перевозки деревянных конструкций. Такого рода сборные театры еще не были известны в мире. На Всемирной выставке 1873 г. в Вене проект театра удостоился золотой медали [6, с. 26].

Выставка проходила с 30 мая по 1 сентября 1872 г. За это время ее посетили 750 тысяч человек. На протяжении всего этого периода издавалась ежедневная газета «Вестник Московской политехнической выставки», подробно освещавшая ее хронику и цели [1]. Павильонная система планировки Политехнической выставки, впервые примененная в таких значительных масштабах, научно продуманный тематический план экспозиции выдвинули Политехническую выставку 1872 г. в число передовых примеров подобного рода не только в России, но и в мировой практике. Экспонаты этой выставки послужили основой для создания в Москве Исторического и Политехнического музеев. Выставка оказала влияние и на развитие городского общественного транспорта: в рамках ее проведения была сооружена первая линия уличного рельсового транспорта - конки по маршруту Красная площадь - Смоленский вокзал (Иверские ворота -Тверская застава). Выставка положила начало реконструкции центра Москвы [2, с. 26].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стасов В. В. в своей статье «Художественные заметки о Политехнической выставке в Москве» называет Ропета автором ботанического павильона. Однако главный архитектор выставки Д. Н. Чичагов в статье «Размещение выставки» (Вестник Московской политехнической выставки, № 31) назвал автором павильона архитектора Харламова. Возможно, Харламов реализовал проект Ропета. По проектам Ропета построены павильоны России на Всемирных выставках в Париже 1878 г. и в Чикаго 1893 г., на Международной выставке в Копенгагене в 1888 г., павильон садоводства на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде и т. д.

2 В 1959 г. в Сокольниках для проведения американской национальной выставки «Промышленная продукция США» возвели павильон (№ 2), который повторяет этот композиционный прием. Павильон сохранился до наших дней.

3 На Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 г. в Москве образцовые постройки для села были представлены в отделе «Старая и новая деревни», а на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 г. экспонировались в разделе «Новое в деревне».

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Вестник Московской политехнической выставки / Издатель-редактор С. П. Яковлев. 1872. Москва. Ежедневно. (№ 1-153).

2. Кириченко Е. И. Москва на рубеже столетий. М.: Стройиздат, 1977.

3. ЛистовВ. А. ИпполитМонигетти. Л. : Стройиздат , 1976.

4. Никитин Ю. А. Выставочная архитектура России XIX - начала XX века. СПб. : Коло, 2014. 416 е.; ил.

5. Политехническая выставка 1872 года//Российская мануфактурная выставка. СПб., 1870, № 3 (9 мая).

6. СобкоН. Виктор Александрович Гартман, архитектор. Биография и каталог всех произведений его. СПб. : тип. Имп. Акад. наук, 1874.

7. Стасов В. В. Художественные заметки о Политехнической выставке в Москве// Собрание сочинений В. В. Стасова. 1847-1886 : в 4 т. Т. 1 : Художественные статьи. СПб. : тип. М. М. Стасюлевича, 1894. С.355-388.

ШПШШШШШш

ВЪ ЛОСКВ 1Ь ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАЯЪ.

1. Политехническая выставка 1872 г. в Москве. Генеральный план

2. Павильон морского отдела на набережной Москвы-реки. Арх. И. А. Монигетти, инж. Н. И. Путилов

3. Павильон отдела ботаники и садоводства в Александровском саду. Арх. И. П. Ропе

4. Исторический музей военного отдела в Кремле. Арх. В. А. Гартман

5. Павильоны архитектурного отдела в Александровском саду

6. Народный театр на Варваринской площади. Арх. В. А. Гартман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.