Научная статья на тему 'Полистилизм в культуре жилого интерьера как психографический фактор'

Полистилизм в культуре жилого интерьера как психографический фактор Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
200
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / INTERIOR DESIGN / СТИЛЬ ИНТЕРЬЕРА / INTERIOR STYLE / ВКУСОВОЕ / TASTE / ПРЕДПОЧТЕНИЕ / PREFERENCE / DECORATION MATERIALS / ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зыкова Надежда Геннадьевна

Статья посвящена формированию вкусовых предпочтений населения в культуре жилого интерьера за последние десятилетия. Данная тема интересна и актуальна тем, что за сравнительно короткий период в России произошли разительные качественные перемены, было сформировано новое видение жилой среды со стороны потребителя. Этому способствовал целый комплекс факторов развитие сферы дизайна интерьера, появление различной специализированной литературы, интернет-ресурсов, подготовка в вузах дизайнеров архитектурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полистилизм в культуре жилого интерьера как психографический фактор»

ARCHITECTURE

POLYSTYLISM IN THE CULTURE OF THE RESIDENTIAL INTERIOR AS A PSYCHOGRAPHIC FACTOR Zykova N.G. (Russian Federation) Email: Zykova331@scientifictext.ru

Zykova Nadezhda Gennadievna - Associate Professor, DEPARTMENT OF DESIGN OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT, THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK

Abstract: article is devoted to the formation of taste preferences of the population in the culture of residential interior over the last decades. This topic is interesting and relevant because in a relatively short period in Russia there have been dramatic qualitative changes, a new vision of the residential environment on the part of the consumer has been formed. This was facilitated by a whole range of factors: the development of the interior design sphere, the emergence of various specialized literature, Internet resources, and the preparation of architectural environment designers in universities.

Keywords: interior design, interior style, taste, preference, decoration materials.

ПОЛИСТИЛИЗМ В КУЛЬТУРЕ ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА КАК ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКТОР Зыкова Н.Г. (Российская Федерация)

Зыкова Надежда Геннадьевна - доцент, кафедра дизайна архитектурной среды, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: статья посвящена формированию вкусовых предпочтений населения в культуре жилого интерьера за последние десятилетия. Данная тема интересна и актуальна тем, что за сравнительно короткий период в России произошли разительные качественные перемены, было сформировано новое видение жилой среды со стороны потребителя. Этому способствовал целый комплекс факторов — развитие сферы дизайна интерьера, появление различной специализированной литературы, интернет-ресурсов, подготовка в вузах дизайнеров архитектурной среды.

Ключевые слова: дизайн интерьера, стиль интерьера, вкусовое, предпочтение, отделочные материалы.

Вопросы эпигенетического влияния архитектуры и в частности стиля жилого интерьера на популяционные селекции населения в настоящее время приобретают актуальный научный характер. Исследуется влияние смены стилистической аттрактивной манифестации на гормональный уровень человека [1, с. 9]. «Смены архитектурных стилей мнемофикационно гипотензируют секреторные референции гаплотипического селекционирования» [2, с. 63]. Подчеркивается роль симпатических механизмов в эволюционном эпигенетическом развитии человека: «Предполагается, что основные отличия в высшей нервной деятельности древних и современных людей будут найдены на эпигенетическом уровне» [3, с. 84].

Психографический профиль современного заказчика жилого интерьера - один из аспектов высшей нервной деятельности человека, который включает такие внутренние мотивы, как осознание своей принадлежности к тому или иному социальному слою, потребность в престиже и уважении, самореализации, чувство достоинства, эстетическое удовольствие.

Психографический фактор начинает оказывать значительное влияние на культуру интерьера в России в 90-х годах, когда страна переходит на рыночную экономику. В это

61

десятилетие появилась категория людей, которые могли позволить себе реализацию индивидуальных проектов — строительство загородных домов, коттеджей, обустройство квартир новой нетиповой планировки. К концу 90-х сформировался так называемый элитный сегмент жилой недвижимости. Как правило, владельцы таких объектов стремились продемонстрировать свой достаток, и это влияло на архитектуру и внутреннее оформление. Архитектура загородных домов отличалась помпезностью, такими элементами, как арочные окна, башни, излишеством площадей. Коттедж в 600 кв. м считался вполне соответствующим запросам того времени. Все делалось в угоду демонстрации своего благосостояния, но не продумывалось с точки зрения функциональности.

В этот же период возник исключительно русский феномен - «евроремонт». Иронично его можно назвать предвестником дизайна интерьера. «Евроремонт» подразумевал под собой использование современных зарубежных строительных и отделочных материалов, а также привлечение к работе бригады специалистов, иногда, редко, еще и архитекторов -дизайнеров. Новые отделочные материалы приживаются не сразу. Чего нельзя сказать о многоуровневых подвесных потолках из гипсокартона. Они стали непременным атрибутом элитного дома или квартиры. Стали популярными встроенные шкафы с высокими зеркальными откатными дверями. Еще не появились светодиодные ленты, и для подсветки уровней и карнизов использовались линейные лампы. Активно использовались встроенные потолочные светильники, их с удовольствием применяли повсеместно, иногда забывая об основном освещении.

В начале 2000-х годов распространяется технология визуализации интерьера в 3D -формате. Это подтолкнуло рынок дизайнерских услуг к развитию. В это время большинство материалов и мебель зарубежного производства привозили «под заказ», салоны и магазины работали по каталогам. Частный заказчик стал более критичным, появилось понимание, что «дорого-богато» — еще не значит красиво, собственных представлений и компетенция в области дизайна интерьера оказывалось мало, и клиенты стали обращаться к дизайнерам интерьера. В это время активно формируется опыт отношений «заказчик» - «дизайнер интерьера».

Идет активная застройка многоэтажными домами, квартиры в которых отличались разнообразной планировкой. Популярным становится вариант объединенных между собой гостиной и кухни — символ современного жилья. Необходимость хозяйственных помещений еще не осознана, нет постирочных и даже гардеробных комнат. Усложняется инженерное оборудование интерьеров. Появились подвесные системы инсталляции сантехники. Заметно изменился и набор техники для кухни. В отделке стен чаще всего использовались обои под покраску или просто окрашивание. Пол укладывали ламинатом, клеевой пробкой, линолеумом.

В начале 2000-х годов архитекторам-дизайнерам хотелось привнести элемент новизны в жилое пространство и это подталкивало на эксперименты в духе конструктивизма, деконструктивизма, хай-тека, которые зачастую шли в ущерб функциональности — сооружались криволинейные подиумы, хаотичные многоуровневые потолки, монументальные перегородки с просветами и нишами, которые заполнялись всевозможными деталями, стены часто делали радиальными. Во всех этих работах применялся гипсокартон. Это период стилистической эклектики.

После экономического кризиса 2008 года изменился спрос и предложение — по-настоящему элитного жилья стало мало, чаще всего недвижимость приобретается в кредит.

Благодаря появлению разнообразных массовых источников информации по интерьерному дизайну (журналы, телевизионные передачи, интернет-порталы, специализированные курсы) у заказчика появилось представление о разнообразии интерьерных стилей, новых материалов. Популярна нейтральная цветовая гамма, простая понятная удобная планировка функционализма: стены потолки без лишнего декора, скрытые полки, чтобы легко можно было проводить уборку помещений. Использование натуральных материалов штукатурок, паркетной доски, декорирование камнем и деревом стало ассоциироваться с экостилем.

Возможность путешествовать также сказывается на формировании вкусов потребителя, который хочет привнести в свое жилье то, что понравилось за границей. Например, в архитектуре загородных домов стал популярен стиль альпийского шале. Любовь к бежевому цвету и светло коричневой гамме в интерьере сохраняется во все годы. Сдержанный без излишеств интерьер, близкий к скандинавскому стилю, также любим большинством заказчиков.

Сегодня клиенты более четко формируют техническое задание, осознают свои вкусовые предпочтения. Повысился профессиональный уровень подготовки дизайнеров архитектурной среды в области жилого интерьера. Современное состояние полистилизма в культуре жилого интерьера отвечает симпатическим проявлениям индивидуальности потребителя в качестве психографического фактора.

Список литературы /References

1. Istomina S.A. Аппликативное трансформирование инерционных протекторатов секреторных релятигоний в архитектуре // European research, 2017. № 5 (28). C. 96-100.

2. Istomina S.A. Симпатическое экстрафилирование гормональной апертурой в архитектурной поростазии // International scientific review, 2017. № 7 (38). C. 63-68.

3. Женило С.В., Соколов А.С., Прохорчук Е.Б. Эпигенетика древней ДНК // Actanaturae, 2016. № 3 (30). Т. 8. С. 80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.