Некоторые новые тенденции в цветовой палитре современных частных жилых интерьеров
О.А.Бергман
Академия Строительства и Архитектуры Донского Государственного Технического Университета
Аннотация Рассматриваются основные изменения в колористике жилых интерьеров в период с 2010 по 2015 на основе анализа работ российских дизайнеров.Проекты российских дизайнеров, остались по-прежнему на достаточно высоком уровне, но стали более сдержанными, стильными, оригинальными, отражающими общеевропейские тенденции в развитии дизайна интерьеров. Изменения цветовой палитры касаются интерьеров, выполненных в стилистике "арт-деко", "современная классика", "минимализм", "эко-стиль". В основном цветовая палитра стала более сложной и изысканной, возможно, менее самобытной
Ключевые слова: Колористика, интерьер, дизайн, палитра, стили, арт-деко, минимализм, современная классика, экостиль, цветовой, частные интерьеры, контраст.
За относительно небольшой промежуток времени (с 2010 по 2015) произошли значительные изменения в колористической палитре современных жилых интерьеров.
Создание гармоничной цветосветовой среды современного жилого интерьера - многоуровневая задача, требующая от профессионала помимо креативного подхода к проектированию, учета множества факторов: функционального назначения помещения и его эмоционально-образного строя, индивидуальных предпочтений заказчика, а также предложений рынка отделочных и декоративных материалов, существующих на данном этапе [4] .
В различных функциональных зонах жилых помещений цветовая палитра отражает соответствующий эмоциональный и образный строй: так репрезентативная и приватная зоны имеют разную эмоционально-стилистическую окраску [5,6]. Предполагается, что интерьеры репрезентативной зоны создают праздничный, торжественный, возможно, слегка пафосный образный строй и одновременно несут ощущение уюта и комфорта. Кабинет, библиотека, мастерская содержат атмосферу самоуглубления, сосредоточенности, погруженности в размышления. В то
время как спальни и примыкающие помещения, являющиеся зонами релаксации, наполнены спокойствием и умиротворением. Интерьерные задачи разного уровня предполагают различные варианты колористического решения. В значительной степени на колористику интерьеров оказывают влияние индивидуальные предпочтения владельца и его запросы, а также постоянно меняющиеся модные тенденции в декорировании и дизайне.
Были проведены анализ и систематизация реализованных дизайн-проектов интерьеров, опубликованных в журналах: «AD», «Проект России», «НШоте», «Salon», на Интернет - сайтах «www.domusdesign.com», «www.archi-tec.ru» , проекты известных ростовских дизайнеров, собственные проекты автора.
Проекты российских дизайнеров, остались по-прежнему на достаточно высоком уровне, но стали более сдержанными, стильными, оригинальными, отражающими общеевропейские тенденции в развитии дизайна интерьеров.
Особенно ярко тенденции обновления проявляются в интерьерах, выполненных в стилистике неоклассики, по-прежнему востребованными определенной частью общества[1,2]. Колористические решения таких интерьеров стали более монохромными, «выбеленными» - все оттенки белого. Инновации переносятся в область сочетания разнообразных материалов, фактур, текстур: полированный мрамор, керамический гранит люксовых брендов, светлое дерево, в плоскости стен - обои, имитирующие дорогой текстиль[3].В отношении мебели и декорационной составляющей интерьера можно отметить следующее»: мебельные гарнитуры, имитирующие дворцовую роскошь, с резьбой и позолотой остались в прошлом как тенденция, имеющая глубокие корни в девяностых и двухтысячных годах. Появилось большое количество люксовых мебельных брендов таких как «Smania», «Councill», «LaBarge» и других, которые, оставаясь современными, позволяют создать атмосферу стабильности и
роскоши. Хрустальные светильники классического направления стали менее помпезными, более стильными. Предпочтения отдаются более изысканным и качественным итальянским светильникам из муранского стекла или австрийской фирме «Orion», использующей хрусталь «Swarovski»[7,8]
По-прежнему актуальными являются интерьеры, источником аллюзий для которых стала викторианская Англия. Интерьеры, которые производят впечатление интерьеров, созданных самим временем, а не волей и талантом дизайнера. В дизайн-проектах подобного стиля, при всем разнообразии творческих подходов, можно выделить несколько типологем: насыщенное декором и разностильной мебелью пространство, функциональные зоны которого не имеют выраженных границ (разделение функциональных зон выявлено чередованием замкнутых цветовых групп), и интерьеры, в которых зонирование имеет выраженные пространственные границы и сближенное по колориту цельное цветовое решение. В целом, колористическая гамма подобных апартаментов достаточно разнообразна. Контрастные сопоставления темных приглушенных тонов - вишневый, золотисто-коричневый, зеленовато-серый в сочетании с молочным, бледно-желтым, кофейным, травянисто-зеленым отмечены, в основном, в репрезентативной зоне. Нюансная разбеленная палитра сложных цветовых оттенков составляет колористику приватной зоны. Текстильный декор и ориентальные декорационные элементы основываются на восточных мотивах, традиционные для колониальной Англии.
Приверженность определенного круга заказчиков, стремящихся к свободе и легкости прагматичного скандинавского дизайна, позволяет отследить это, как устойчивую тенденцию. Колористика этого направления включает разнообразную палитру естественных материалов (дерево, камень, светлые оштукатуренные поверхности стен). Цветовой акцент составляют темные насыщенные цвета текстиля (черный, темно-вишнёвый, темно-
коричневый) и придают сложность и глубину пространственному решению интерьера. Цветовая гармония отличается свежестью, изысканностью и продуманной простотой. [9]
Эко-стиль, получивший развитие в последние годы, занимает одно из первых мест в рейтинге модных тенденций. Эта инновация имеет достаточно глубокие корни в истории интерьерного декора. Примером могут служить природные мотивы в перспективных росписях плафонов и стен эпохи барокко, рельефная пластика рококо и классицизма, бидермейера (Германия), чипэндейла (Англия). Наибольшую широту и размах растительные мотивы приобретают во времена модерна (сецессии, либерти, югенд-стиля). Зооморфный и растительный декор, украшает разнообразные элементы интерьера: камины, перегородки, перила лестниц, ширмы, витражи, осветительную арматуру, декоративный текстиль и обои. Пространство интерьера открывается в помещения оранжерей и зимних садов. Архитекторы эпохи модерна, такие как Ч. Макинтош, А. ван дер Вельде, Ф.О. Шехтель, А. Аалто использовали в своих проектах принцип свободной планировки [10] и указали путь органичного соединения внутреннего и внешнего пространства.
Загородные коттеджи, пентхаусы имеют большие плоскости витринного остекления, позволяющего открыть пространство интерьера в природную среду с включением террас, эксплуатируемых кровель с растительным покровом, внутренних двориков. Вертикальное озеленение, утратив статус инновации, стало тиражируемым. Интерьеры в эко-стиле совмещают палитру естественных и искусственных отделочных материалов. В интерьерах последних лет важное место занимают деревянные поверхности. Цветовая гамма таких поверхностей представляет собой диапазон от светлого выбеленного дуба и клёна, золотистого ореха и каштана, до цвета венге и черного дерева.
Актуальным остается «Ар-деко», вдохновляющий дизайнеров на создание пластически сложных и колористически насыщенных интерьеров, несущих творческий заряд и обаяние большого стиля.
В таких интерьерах сохраняется традиционная нюансная цветовая палитра разбеленных теплых тонов - бежевый, кофейный серый в сочетании с приглушенной палитрой натуральных цветов, дополненная серебром, золотом, матовым или блестящим черным.
Актуальной стилистикой в современных интерьерах по-прежнему является минимализм. Основой дизайна в таких интерьерах является свободная планировка, совмещающая разные функциональные зоны, создает впечатление больших открытых пространств. Колористические акценты в подобных интерьерах перенесены в область света, что позволяет, не изменяя окраску стен, создавать сложные цветосветовые композиции. Появление ламп - слайдеров, светодиодных подсветок, светильников-спотов, дающих направленный конус света, светодиодных полос, а также уникальных авторских светильников, располагающихся не только на плоскости потолка, но и стен, пола, расширяет вариативные возможности современных дизайнеров в создании элегантных, динамичных интерьеров. Эта тенденция, несомненно, будет развиваться и совершенствоваться.
Выделенные в статье устойчивые тенденции в создании цветовой гаммы современных интерьеров не могут в полной мере отразить реалии и сложности проектного процесса, а также его реализации. В целом, колористические решения современных интерьеров выходят на высокий профессиональный уровень, оставаясь при этом актуальными и разнообразными.
Литература
1. Pepitone S. Great design is global design// Interior Design, 2013URL: Legacy.interiordesign.net/aricle/553421-Great_Design_is_Global_Design.php/.
2. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. - М.: Изд-во «АСТ, Астрель, Харвест», 2007. - 240 с.
3. De Long D. Bruce Goff. Toward Absolute Architecture. // The Architectural History Foundation New York, New York: The MIT Press. Cambridge, Massachusetts and London,England, 1988. pp. 29-30
4. Гусев Р.Н. Анализ конкурентной среды регионального рынка услуг строительного дизайна // Инженерный вестник Дона, 2011, №3URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/471/.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие М: Архитектура-С, 2007- с. 272-278
6. Сурина М.О., Сурин А.А. Становление профессиональной художественной подготовки в условиях формирования массового образования // Инженерный вестник Дона, 2013, №2URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1663/.
7. Новикова, Е.Б. Интерьер общественных зданий// Москва: Стройиздат 2006 с.102-125
8. Цой Д. Цветущая неоклассика// Журнал «Hihome» -2016-№116 -апрель, с. 64-69
9. Дмитриенко И. Комфортный минимализм // Журнал « Hihome» -2012-№78- июнь, с.74-79
10.Шевченко А. Конструктивизм по-немецки // Журнал «АРХИ ДОМ»-2010- №49 с.94-98
References
1. Pepitone S. Great design is global design. Interior Design, 2013 URL: Legacy.interiordesign.net/aricle/553421-Great_Design_is_Global_Design.php/.
2. Ustin V.B. Kompozitsiya v dizayne. Metodicheskie osnovy kompozitsionno-khudozhestvennogo formoobrazovaniya v dizaynerskom tvorchestve [Composition in design. Methodical bases of formation composite-art in design creativity]. M.: Izd-vo «AST, Astrel', Kharvest», 2007. 240 p.
3. De Long D. Bruce Goff.Toward Absolute Architecture. The Architectural History Foundation New York, New York: The MIT Press. Cambridge, Massachusetts and London, England, 1988. pp. 29-30
4. Gusev R.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №11 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/471/.
5. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and Visual Perception] M: Arkhitektura.S, 2007. pp. 272-278
6. SurinaM.O., Surin A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2013/1663/.
7. Novikova, E.B. Inter'er obshchestvennykh zdaniy [The interior of public buildings]. Moskva: Stroyizdat 2006 pp. 102-125
8. Tsoy D. Zhurnal «Hi home». 2016. №116.aprel', pp. 64-69
9. Dmitrienko I. Zhurnal « Hi home». 2012. №78.iyun', pp.74-79
10. Shevchenko A. Zhurnal «ARKhI DOM». 2010. №49 pp. 94-98.