Исследование спроса на услуги 1гее1апсе-дизайнера строительного
дизайна среди молодежи
Е.В. Терехова Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции в дизайнерской сфере. Приводятся результаты пилотажного анкетирования, проведенного в ноябре 2017 г. Цель исследования - выявление спроса на услуги 1гее1апсе-дизайнера средовых пространств в молодежной среде. Рассмотрены основные потребительские показатели дизайн-проекта, выявлены стилевые тенденции и цветовые предпочтения; определены приемлемые сроки исполнения дизайн-проекта и среднеотраслевая цена на дизайн-услуги в сфере строительного дизайна.
Ключевые слова: архитектурный дизайн, дизайн интерьера, рынок услуг строительного дизайна, современные тенденции в дизайнерской сфере, спрос на услуги 1гее1апсе-дизайнера.
Дизайн является одной из самых стабильных креативных индустрий с перспективами. В России структура дизайна представлена широким спектром услуг с разной степенью качества и развития (дизайн предмета, среды и сообщения). При этом особенностью рынка сферы услуг дизайна является достаточно тесная интеграция со смежными отраслями. По мнению экспертов, последнее десятилетие особенно динамично развивается направление строительный дизайн (дизайн среды), деятельность которого способствует росту качественных и количественных показателей строительного комплекса в целом [1-4].
Строительный дизайн представляет сферу дизайнерских услуг архитектурно-строительной деятельности, связанную с художественно-техническим проектированием предметно-пространственной среды на основе целесообразности, эстетичности и профессионализма дизайнера [2, С. 54]. Предметная область услуг строительного дизайна включает различные типические группы услуг дизайна: архитектурный, дизайн внутреннего интерьера, дизайн архитектурной среды и дизайн выставочных экспозиций.
Анализ потребительского спроса среди молодежи выполнен нами на примере условий регионального рынка услуг строительного дизайна Ростовской области с учетом таких сегментов рынка, как дизайн-интерьера и архитектурный дизайн. Исследование проводилось в форме онлайн мониторинга, с помощью интерактивной анкеты. Интерактивная анкета - это инструмент мониторинга, позволяющий проводить онлайн анкетирование посетителей сайта, блога и портала. Интерактивная анкета является современным универсальным инструментом исследования молодежной группы и широко распространена в системе онлайн коммуникации [5]. Анкетирование носило пилотажный характер, было опрошено 350 респондентов (возраст респондентов составлял 18-25 лет). Более 55% респондентов относились к работающей молодежи, 38% являлись студентами. Почти треть респондентов зарегистрированы в официальном браке, 12% состоят в гражданском. В ходе проведенного исследования было выявлено, что 85% респондентов интересуются современными тенденциями в архитектурном дизайне и дизайне-интерьеров с целью улучшения жилищных условий. Приведем только некоторые моменты, существенные для понимания полученных результатов.
В целом, потребителями услуг предприятий строительного дизайна являются как личные домохозяйства, так и корпоративные клиенты. Частные лица заказывают дизайн-проекты внутренних интерьеров, внешних интерьеров жилых домов, проектную документацию на строительство жилых домов, услуги в сфере ландшафтного дизайна для жилых домов, дач и приусадебных участков, внутреннюю отделку жилых помещений и др. [5]. Следует отметить, что строительный дизайн представлен четырьмя типическими стратегическими группами конкурентов: моно-дизайнеры (&ее1апсе-дизайнеры), дизайн-студии, дизайн-офисы и дизайн-фирмы [6, С. 166].
Потребность в дизайн-услугах молодежной группы населения удовлетворяет группа «моно-дизайнеры» (freelance-дизайнеры). Фриланс-дизайнеры (свободные художники), выполняющие несложные, типовые интерьеры жилых помещений частных лиц. Преимуществом данной группы являются низкая цена на дизайн-услуги, креативность проектов и сроки исполнения обязательств.
Особенностью российского рынка строительного дизайна является повышение интенсивности потребления дизайн-услуг на сегменте физических лиц, что обусловлено снижением стоимости дизайн-услуг, их ориентация на использование более экономичных технологий в строительстве и отечественных строительных и отделочных материалов.
Средняя стоимость услуг дизайнера-интерьера для объектов площадью до 55
2 2 м (по состоянию на ноябрь 2017 г.) составляет 800,0-1000,0 руб/м . В
стоимость услуг дизайн-интерьера входят следующие услуги: визуализация
интерьера (2-3 видовые точки); обмерный план; планы полов, потолков,
электрики, план расстановки мебели и оборудования (кухня, ванна,
гардеробная); развертка стен с указанием типа отделочных материалов.
В сфере строительного дизайна наиболее значимыми потребительскими показателями дизайн-проекта интерьеров являются:
- эргономичность дизайн-проекта;
- соответствие дизайн-проекта ожиданиям заказчиков;
- стилистическая выразительность интерьера;
- средний срок исполнения дизайн-проектов [8, С. 67].
Согласно проведенному опросу среди молодежной группы, дизайн средового пространства является третьим по значимости фактором при выборе места досуга и отдыха (после стоимости и месторасположения).
Следует отметить, что в последнее время получил распространение стиль, основанный на использовании в интерьере экологических мотивов. В
истории интерьерного декора периодически проявляется концепция архитектурных и природных мотивов внешнего ландшафтного окружения: беседки, фонтаны, источники, скамьи, трельяжи [9]. В результате проведенного исследования было выявлено, что для возрастной группы 18-25 лет наиболее привлекательными являются дизайн-решения в современном стиле: лофт, минимализм, хай-тек, эко-стиль, шале, скандинавский стиль и др. Почти 50% респондентов хотели бы видеть интерьеры в стиле минимализма, 26% опрошенных предпочли лофт-стиль и 12% - стиль шале.
Следует отметить, что для стиля «Шале» характерно: использование натуральных материалов (дерево, камень, глина); большие пространства с повышенным уровнем теплоизоляции; репрезентабельный вид. «Лофт» предполагает грубый фон (кирпичные или бетонные стены), высокие потолки, открытые коммуникации; стиль, в котором можно встретить сочетание металла и натуральной кожи, стекла и пластика, плакатов и живописи маслом. «Минимализм» также имеет свои отличительные характеристики и особенности: лаконичные формы и структуры; использование геометрических фигур, прямых линий в формах; высокая функциональность каждого предмета интерьера; высокая степень освещенности пространства.
Что касается оттенков современности, то наиболее распространенными среди молодежи стали светлые природные оттенки (47%), при этом респонденты отметили, что стильные акценты в интерьере должны создаваться за счет более броских расцветок и многообразия фактур. Также 21% респондентов предпочитает разнообразное сочетание черно-бело-красных цветов в интерьере.
В дизайн-проекте интерьера особенно важным считается освещение. Сделать интерьер уютнее можно за счет эффектных светильников, а если скомбинировать в одном пространстве несколько источников света -
получится многоуровневая подсветка, актуальная в большинстве современных направлений. В результате опроса было выявлено, что 47% респондентов отдали предпочтение регулируемому точечному освещению, а центральное освещение хотели бы видеть в своем интерьере только 14% респондентов.
В качестве отделки молодые люди предпочли следующие материалы: дерево (40%), камень (34%), обои (кроме фотообоев) (28%) и штукатурка под покраску (15%).
При выборе мебели в интерьер 53% респондентов выделили встроенную мебель, 42% - отдельные предметы мебели. При этом молодые люди считают, что предметы мебели должны быть функциональны, удобны и скрывать внутреннее наполнение, т. е. они не должны быть «пылесборниками». В качестве декора оконных проемов подавляющее преимущество составили шторы, более 83% респондентов отметили данный предмет как неотъемлемый предмет современного интерьера.
В целом, молодые люди убеждены, что при создании интерьера квартиры необходимо придерживаться общего дизайна, а не декорировать комнаты по-разному. При этом оптимальные сроки исполнения дизайн-проекта, по их мнению, составляют 2-3 месяца.
Проанализировав данные опроса, можно сказать, что молодые люди активно интересуются дизайном, предпочитают в интерьерах природные оттенки, отделочный материал дерево, а фаворитами среди стилей является минимализм. Также все респонденты согласны с выражением профессора Майка Пресса, главы Центра исследований в области искусства и дизайна в Университете Шеффилд-Халлам, что «Дизайн должен опираться на науку. Так как хороший дизайн это воплощения знания и понимания, а плохой дизайн - это признание собственного невежества» [10].
Литература
1. Булатова А.М. Основные проблемы рынка дизайнерских услуг // Novainfo.Ru. № 57-2, 20.12.2016г. URL:novainfo.ru/article/9673.
2. Савельева Н.А., Терехова Е.В. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг строительного дизайна. Ростов-на-Дону: Институт архитектуры и искусств ЮФУ, 2010. 184 с.
3. Cooper, R. The Desine Agenta: a quide to successful design management / R. Cooper, M. Press. Chichester: John Wiley and Sons, 1995. 308 p.
4. Potter, N. What is a Designer: things, places, messages / N. Potter. Reading: Hyphen Press, 1989. 202 p.
5. Синиченко О. А. Особенности проведения онлайн мониторинга в образовании // Инженерный вестник Дона, 2013, №1. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1500.
6. Гусев Р.Н. Анализ конкурентной среды регионального рынка услуг строительного дизайна // Инженерный вестник Дона, 2013, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/471/.
7. Терехова Е.В. Элитизм в дизайне: характеристика субэлиты в сфере строительного дизайна // Коммуникология. Международный научный журнал. Том 4. № 6. Ноябрь-декабрь 2016. Москва. С. 165-173.
8. Савельева Н.А., Терехова Е.В. Управление конкурентоспособностью в сфере строительного дизайна. Германия: LAR LAMBERT Academic Publishing. 2013. 240 с.
9. О.А. Бергман, А.М. Бучка. Некоторые новые тенденции в полихромии современных частных жилых интерьеров // Инженерный вестник Дона, 2011, №4. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2148/.
10. Пресс М., Купер Р. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя; пер. с англ. Поплавская А.Н., науч. ред. Буландо Б.П. Минск: Гревцов Паблишер, 2008. 352 с.
References
1. Bulatova A.M. Novainfo.Ru (Rus). № 57-2, 20.12.2016g. URL:novainfo.ru/article/9673/.
2. Savel'eva N.A., Terekhova E.V. Konkurentosposobnost' predpriyatiy sfery uslug stroitel'nogo dizayna [The competitiveness of the enterprises of sphere of services of building design]. Rostov-na-Donu: Institut arkhitektury i iskusstv YuFU, 2010. 184 p.
3. Cooper, R. The Desine Agenta: a quide to successful design management. R. Cooper, M. Press. Chichester: John Wiley and Sons, 1995. 308 p.
4. Potter, N. What is a Designer: things, places, messages. N. Potter. Reading: Hyphen Press, 1989. 202 p.
5. Sinichenko O.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2013, №1. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1500/.
6. Gusev R.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus). 2013, № 1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/471/.
7. Terekhova E.V. Kommunikologiya. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal (Rus), Tom 4. № 6. Noyabr'-dekabr' 2016. Moskva. pp. 165-173.
8. Savel'eva N.A., Terekhova E.V. Upravlenie konkurentosposobnost'yu v sfere stroitel'nogo dizayna [Managing competitiveness in the field of building design]. Germaniya: LAR LAMBERT Academic Publishing. 2013. 240 p.
9. O.A. Bergman, A.M. Buchka. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №4. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2148/.
10.Press M., Kuper R. Vlast' dizayna: Klyuch k serdtsu potrebitelya [The power of design: the key to the heart of the consumer]. Minsk: Grevtsov Pablisher, 2008. 352 p.