"Культурная жизнь Юга России" 18 ^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 2 (31), 2009
с. В. АНОХИНА
ПОЛИСТИЛИСТИКА в СОВРЕМЕННОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
Современная музыкальная культура использует полистилистику как основополагающее художественное явление рубежа ХХ-ХХ1 веков, которое автор рассматривает в аспекте музыкальной преемственности художественных эпох.
Ключевые слова: музыка, творчество, полистилистика, постмодернизм.
Полистилистика глубоко и точно выразила сущность постмодернизма, ознаменовавшего поворот в развитии мировой художественной культуры, судьба которого окончательно не изучена. В результате предшествующего культурно-исторического периода контекст художественного творчества усложнился, и в настоящее время художник вынужден учитывать стилистическую многомерность культуры, откликаться на стилевой плюрализм окружающего мира. Появляется возможность использовать в произведениях искусства одновременно несколько стилей, сопоставляя их. Расширяются границы представлений о традиции - хронологические, географические, стилевые. Учитываются почти все достижения мировой художественной культуры - от раннего Средневековья до последних десятилетий, осваивается фольклор различных регионов.
Одним из главных принципов постмодернизма стала культурная опосредованность. По словам современного исследователя, «мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны», и поэтому каждое слово в постмодернистской культуре - это цитата [1]. Скрытое и полускрытое цитирование, разнообразные стилевые и лингвистические загадки создают самостоятельный содержательный слой в «Улиссе» постмодерниста Дж. Джойса. Герой романа Т. Манна «Доктор Фаустус» Адриан Леверкюн в разговоре со своим alter ego слышит сентенцию, которая превращается в его кредо: «Можно поднять игру на высшую ступень, играя с формами, о которых известно, что из них ушла жизнь» [2]. Поэтика «чужого слова» проанализирована в книгах литературоведов, сделавших из этого словосочетания своеобразный термин.
Другой принцип связан с расширением межи внутринациональных контактов. Например, в 1979 году Жак Ривэ выпустил роман-цитату «Барышни из А.», представляющий собой сборник 750 цитат из произведений 480 авторов.
Наблюдается свободное обращение (в формах коллажа, стилизации и т. д.) с разными художественными феноменами - от народной обрядовости до неоклассицизма. Например, процитированная в балете Р. Щедрина «Анна Каренина» музыкальная тема П. Чайковского играет роль лейтмотива, входит в своеобразие драматургической темы как знак трагической судьбы героини.
Действие цитаты - ассоциативное; она нередко наделена символическим смыслом. Это часто ис-
пользует в позднем творчестве Д. Шостакович. Например, элегическая тема финала Пятнадцатой симфонии постепенно «высвобождается» из круга вагнеровских ассоциаций: тема рока - цитата из тетралогии немецкого композитора - преобразуется в иностилевом контексте. Само начало главной темы финала, содержащее лейтинтона-цию оперы «Тристан и Изольда», воспринимается в элегической русской полноте, секстовости.
В последней трети ХХ века развитие музыки проходит этап трансформации. От собственно полистилистики с достаточно четко выявленной полярностью цитирования и аллюзий композиторы переходят к поискам органичности. Развитие идет от ярких коллажных эффектов к постепенному преодолению «швов» в композиции, к размыванию границ между «своим» и «чужим словом». Установка на инновации сменяется установкой на ассимиляцию. Работа с цитатами постепенно раскрывает более тонкие возможности их применения.
Оригинальные приемы полистилистики кол-лажного типа можно обнаружить в кантате «Бюрократиада» Р. Щедрина. В аналогах классических форм и жанров (прелюдия, ария, фуга, дуэт, хорал, монодия, двойной канон, постлю-дия) композитор допускает рассогласованность между музыкальной формой и содержанием словесного текста. В основу кантаты положена «Памятка отдыхающим в пансионате "Курпаты"». Столкновение бюрократической лексики (по К. Чуковскому - «канцелярита») с высоким музыкальным стилем создает комический эффект.
В «Ангаре» А. Эшпая цитата из «Байки» И. Стравинского создает эффект «театра в театре», выступая как драматургический прием, придающий сценической ситуации искрометное веселье.
Цитата-символ может взять на себя роль кульминации. В Скрипичном концерте Э. Денисова это основано на введении отрывка из «Прекрасной мельничихи» в ирреальном тембровом убранстве.
Все более тонкая маскировка цитат приводит к уравниванию в правах собственно цитаты, автоцитаты, квазицитаты (сближает их с аллюзиями). Так, А. Шнитке в первом и третьем «Гимнах» использует стилизации, цитаты и квазицитаты из древнерусской церковной музыки, понятные лишь специально подготовленной аудито-
№ 2 (31), 2009
"Культурная жизнь Юга России"
рии. Симфония-реквием кубанского композитора В. Магдалица - также пример удачного применения полистилистики. Уровень обобщения стирает острые стилистические противоречия, способствуя общей задаче образного воздействия. Отдельные страницы произведения содержат материал, характерный для католической музыки (органное соло), в других прослушивается линеарный стиль древнерусского хорового письма. В Финале симфонии происходит стечение разно-стилевых мелодических элементов в гетерофон-ной полифонической структуре [3].
Формы неярко выраженной стилизации и адаптации достаточно быстро переносятся в сферу прикладной музыки или инструктивных работ. Однако сам принцип сочетания / столкновения, контраста / конфликта различных стилей очень плодотворен. Один из ранних примеров его применения можно найти в «Солнце инков» Э. Денисова. Диалог, понимание / непонимание, конфликт / взаимодействие нескольких стилей - в основе многих концепций А. Шнитке (Первая симфония, Concerto grosso № 1, где смена стиля означает переключение в действии). В данном случае полистилистика также служит активизации драматургического развития. Взаимодействие разных высказываний, резко контрастирующих по стилю, но подчиненных строгому сюжетному развитию, присутствует во многих композициях С. Губайдуллиной, например, в ее Концерте для фагота и низких струнных.
Путь аллюзивного развития перспективен. Он укрепился в условиях полифонизма - усложненных взаимодействиях «своего» / «чужого» в композиции. В свое время М. М. Бахтин описывал их как смещение «границы между своим и чужим словом», постепенное забвение авторов - носителей «чужих слов», приводящее к тому, что «чужое слово» становится анонимным. В этих условиях постепенно размываются границы между аллюзией и цитатой. Цитата может быть воспринята не как «чужая» музыка, а как нарочито подчеркнутый намек.
И стиль может сблизиться с жанром, техникой композиции, заменить собой тему, стать
средством контраста, и внемузыкальные факторы гораздо более высокого эстетического ранга способны сомкнуться со стилем. Идея пространственно-временного отдаления опирается на чувство исторической перспективы и порождает множество оригинальных стилевых решений. Ключевой для «^оПапо» Д. Лигети является концепция, намечающая связи с музыкой романтизма (эффект отдаления - излюбленный у К. Дебюсси и многих постромантиков). В Симфонической хронике «Киев» Г. Дмитриева «цитируются» куранты Киевско-Печерской лавры, контрастирующие с остальными стилистическими пластами произведения. Образные, смысловые, исторические, культурные планы намеренно поляризованы.
Вечное и преходящее в исторических событиях - такой диапазон смыслов символизирует отдаление в композиции. По словам А. Шнитке, «идея универсальности культуры и ее единства кажется <...> актуальной именно сейчас, в связи с изменением наших представлений о времени и пространстве» [4].
Можно отметить, что явление полистилистики, рожденное в среде авангардистов, получило широкое распространение в мировой художественной культуре ХХ века. Шло совмещение, сопоставление элементов искусства разных эпох и творческого наследия прошлых поколений. Оно внедрялось в ткань художественного (в нашем случае - музыкального) произведения через цитату - один из фундаментальных принципов постмодернизма.
Литература и примечания
1. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997. С. 221.
2. Манн Т. Новеллы. Доктор Фаустус. М., 2004. С. 520.
3. Подробнее см.: Ковалев Г. Симфония-реквием «Последние свидетели» Владимира Магдалица. Краснодар, 2001. С. 5.
4. Цит. по: Бородин Б. Три тенденции в инструментальном искусстве. Екатеринбург, 2004. С. 61.
S. V. ANOKHINA. MULTISTYLISTICS IN CONTEMPORARY POSTMODERN MUSICAL CULTURE
Author analyzes contemporary musical culture presuming multistylistics to be the major artistic phenomenon ofXX-XXI centuries due to musical succession of different periods of art.
Key words: music, creation, multistylistics, postmodernism.