пейзажи не из стремления к простому завоеванию, как это было в предшествующие века, а для того чтобы познать новые радости и испытать новые эмоции. Прививается вкус к экзотическому, интересному, любопытному, другому, поразительному [3, с. 281-282].
В пейзажной живописи художник этого периода часто обращается к горным мотивам. Безграничность их ледников, бездонность пропастей и причудливость скал способна не просто поразить воображение зрителя, но и увлечь его разглядыванием изображенного на картине, пробудить в его сознании целый ряд ассоциативных литературных, мировоззренческих, философских и других аналогий и интерпретаций.
Во второй половине XVIII века в поле зрения пейзажиста все чаще начинает попадать готическая архитектура. Она зачастую становиться ключевым изобразительным моментом, задающим общий психологический и колористический тон создаваемого пейзажа. Однако если в эпоху итальянского Возрождения изображением древнегреческих руин увлекались потому, что по ним можно было догадаться о первоначальной форме оригинальных творений, то теперь готическая руина цениться именно за свою фрагментарность, за следы, оставленные на ней неумолимым временем, за обвивающие ее дикие растения, за мох и трещины [3, с. 285].
Романтическая чувствительность, пришедшая на смену мировоззренческим идеям XVIII столетия, послужила в дальнейшем тем толчком, который в середине XIX века перевернул не только сами основы художественного творчества и общей поэтики художественного текста, но и раздвинул границы восприятия отдельных жанров изобразительного искусства, в том числе и жанра пейзажа.
Библиографический список
1.Елинек Я. Большой иллюстрированный атлас первобытного человека. Прага, 1982.
2.Гилье Н. Скрибекк Г. История филосифии. М., 2001.
3. Эко У. История красоты. М., 2005.
106
УДК 78.01 А-69
Анохина Светлана Владимировна
концертмейстер, аспирант кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств 320042, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, д. 4, кв. 35 тел. (928) 043 10 49
Полистилистика как проявление постмодернизма в музыке
Современная музыкальная культура использует полистилистику как основополагающее художественное явление рубежа XX-XXI веков. В данной работе анализируются выразительные средства, творческие приемы и принципы музыкальной полистилистики. Через полистилистику делается вывод о музыкальной преемственности посредством совмещения и сопоставления различных художественных эпох.
Ключевые слова: музыка, творчество, полистилистика, постмодернизм, художественная культура.
Полистилистика глубоко и точно выразила сущность постмодернизма - самого важного поворота в развитии мировой художественной культуры рубежа ХХ-ХХ1 вв., творческая эволюция которого окончательно не завершена и не изучена. В результате всего предшествующего культурно-исторического развития контекст художественного творчества уплотнился так, что в данный период художник обязан учитывать стилистическую многомерность культуры и откликаться на стилевой плюрализм окружающего мира, используя в своих произведениях одновременно несколько стилей, сопоставляя их и контрастируя.
В XX веке проблема традиций, связей современного творчества с предшествующим опытом является одной из актуальных, жизненно важных судеб музыкальной культуры. Обусловлено это сложностью происходящих процессов. Расширяются границы представлений о традиции - хронологические, географические, стилевые. Для творчества используются практически все явления мировой художественной культуры - от раннего Средневековья до созданных в последние десятилетия, осваиваются культуры различных регионов. Одним из главных принципов постмодернизма стала «культурная опосредо-ванность» или цитата. По словам С.С. Аверинцева, «мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны», и поэтому каждое слово в постмодернистской культуре - это цитата [1, с. 221]. Скрытое и полускрытое
цитирование разных эпох, разнообразные стилевые и лингвистические загадки создают самостоятельный содержательный слой в «Улиссе» постмодерниста Дж. Джойса. Адриани Левекюрн, герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус», в разговоре со своим alter ego слышит от него следующую сентенцию, которая становится кредо самого музыканта Левекюрна: «Можно поднять игру на высшую ступень, играя с формами, о которых известно, что из них ушла жизнь» [2, с. 520]. Поэтика чужого слова проанализирована в книгах М.М. Бахтина, который сделал из словосочетания «чужое слово» своеобразный термин.
Расширилась сфера меж- и внутринациональных контактов. К примеру, в 1979 г. Жак Ривэ выпустил роман-цитату «Барышни из А.», представляющий собой сборник 750 цитат из 480 авторов.
Наблюдается свободное обращение композиторов с разными художественными направлениями - от народной обрядовости до неоклассицизма (в формах коллажа, стилизации, цитат). Например, в балете Р. Щедрина «Анна Каренина» цитата из П. Чайковского играет роль лейтмотива, своеобразной драматургической темы, является знаком трагической судьбы героини. Цитата - ассоциативное устройство, нередко наделенное символической нагрузкой, - часто используется в позднем творчестве Д. Шостаковича. Например, элегическая тема финала Пятнадцатой симфонии постепенно высвобождается от вагнеровских ассоциаций: тема рока - цитата из тетралогии -преобразуется в иностилевом контексте, поэтому само начало главной темы финала, содержащее растворенную лейтинтонацию «Тристана», воспринимается в элегической русской полноте, секстовости.
В последней трети XX века музыка проходит этап развития и сильной трансформации: от собственно «полистилистики», где можно было достаточно четко выявить полярные принципы цитирования, и аллюзии, композиторы перешли к иному истолкованию стиля. Новый этап связан с поисками органики. Развитие полистилистики идет от ярких коллажных эффектов к постепенному преодолению швов в композиции - к размыванию границ между «своим» и «чужим словом", от установки на инновацию композиторы переключились на ассимиляцию. Работа с цитатами постепенно раскрывает более тонкие возможности их применения. Оригинальные приемы полистилистики коллажного типа применены в кантате «Бюрократиада» Р. Щедрина. Классические формы и жанры с присущей им лексикой (прелюдия, ария, фуги, дуэт, хорал, монодия, двойной канон, постлю-дия) намеренно рассогласованны с содержанием словесного текста: в основу положена «Памятка отдыхающим в пансионате «Курпа-ты», написанная в стиле «канцелярита» (по К. Чуковскому). Столкновение бюрократической лексики и высокого музыкального стиля создает комический эффект. В «Ангаре» А. Эшпая цитата из "Байки» И. Стравинского создает эффект "театра в театре», одновременно это -
108
лексическое средство и драматургический прием, вызванный сценической ситуацией и передающий искрометное веселье. Цитата может взять на себя роль кульминации - в Скрипичном концерте Э. Денисова тихая кульминация основана на введении отрывка из "Прекрасной мельничихи» в ирреальном тембровом убранстве. Она же цитата - символ.
Все большая маскировка цитат приводит к уравниванию в правах собственно цитаты, автоцитаты, квазицитаты, сближает их с аллюзиями. Так, в первом и третьем «Гимнах» А. Шнитке использует стилизации, цитаты и квазицитаты древнерусской культовой музыки, в принципе неразличимые для широкой аудитории. Симфония - реквием кубанского композитора В. Магдалица - также пример тонкого применения полистилистики. Уровень обобщения стирает острые углы стилистических противоречий, способствуя общей задаче образного воздействия. Отдельные страницы произведения включают материал, характерный для католической музыки (органное solo), в других прослушивается линеарный стиль древнерусского хорового письма. В Финале симфонии происходит стечение разностильных мелодических элементов в гетерофонной полифонической структуре [3, с. 5].
Бедные формы стилизации и адаптации достаточно быстро переносятся в сферу прикладной музыки или инструктивных работ. Однако сам принцип сочетания или столкновения, контраста и конфликта различных стилей оказался очень плодотворным. Одно из ранних его проявлений можно найти в «Солнце инков» Э. Денисова. Диалог, понимание - непонимание, конфликт - взаимодействие нескольких стилей лежит в основе многих концепций А. Шнитке (Первая симфония, Koncerto grosso № 1), где смена стиля означает переключение в действии. Полистилистика здесь также средство активного драматургического развития. Интенсивное взаимодействие разных высказываний, резко отличающихся по стилю, но подчиненных строгому сюжетному развитию, можно найти во многих композициях С. Губайдуллиной, например, в ее Концерте для фагота и низких струнных.
Перспективным оказывается путь аллюзивного развития. Аллю-зийность укрепилась не случайно: в условиях диалогического полифонизма повысилась необходимость в усложненных процессах взаимодействия «своего» и «чужого» в композиции. В свое время М.М. Бахтин описывал их как «смещаемость границы между своим и чужим словом», «постепенное забвение авторов- носителей чужих слов", приводящее к тому, что «чужое слово» становится анонимным». В этих условиях постепенно размываются всякие границы между аллюзией и цитатой: цитата может быть замаскирована так, что будет воспринята не как «чужая» музыка, а нарочито подчеркнутый намек. Если стиль может сблизиться с жанром, техникой композиции, заменить собой тему, стать средством контраста, то, напротив, внемузы-
кальные факторы гораздо более высокого эстетического ранга способны сомкнуться со стилем. Так идея пространственно-временного отдаления, чувство исторической перспективы, культурной дистанции порождает множество оригинальных стилевых решений. Концепция отдаления - ключевая для «Ьо^апо» Д. Лигети. В отдалении намечаются несколько связей с музыкой романтизма. Эффект отдаления - излюбленный и у К. Дебюсси, и у многих постромантиков. В Симфонической хронике «Киев» Г. Дмитриева цитируются куранты Киев-ско-Печерской лавры, которые контрастируют с остальными стилистическими пластами произведения. Образные, смысловые, исторические, культурные планы здесь намеренно разведены до предела. Вечность и преходящесть исторических событий - примерно такой круг идей олицетворяет отдаление в композиции. По словам А. Шнитке, «идея универсальности культуры и ее единства кажется очень актуальной именно сейчас, в связи с изменением наших представлений о времени и пространстве» [4, с. 61].
Таким образом, в современной постмодернистской культуре явление полистилистики, рожденное в среде авангардистов XX века, оказывается одним из основополагающих. В мировой художественной культуре повсеместно происходят совмещение, сопоставление различных исторических пластов, используется опыт, накопленный прошлыми поколениями творцов. Этот опыт чаще внедряется в ткань художественного, а в нашем случае -музыкального произведения, через цитату, которая становится одним из фундаментальных принципов постмодернизма.
Библиографический список
1. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.
2. Манн Т. Новеллы. Доктор Фаустус. М., 2004.
3. Ковалев Г. Симфония - реквием «Последние свидетели» Владимира Магдалица. Краснодар, 2001.
4. Бородин Б. Три тенденции в инструментальном искусстве. Екатеринбург, 2004.
110
УДК 343.2/.7 Н-40
Невский Сергей Александрович
доктор юридических наук, профессор
профессор кафедры уголовного права и процесса Московского городского университета управления Правительства Москвы тел. (861) 290 14 51
Революционное движение и незаконный оборот оружия и боеприпасов в России в начале XX в.
В статье рассматривается состояние незаконного оборота оружия и боеприпасов в начале XX в., обусловленного возросшим революционным движением. Исследованы источники приобретения революционерами вооружения, каналы поставки его в Россию, деятельность государственных органов по противодействию незаконного ввоза оружия и боеприпасов в Российскую Империю, при этом акцент сделан на международное сотрудничество России и правительств европейских стран в этой сфере. Подробно рассмотрена организация взаимодействия Департамента полиции с иными правоохранительными органами, Военным министерством, пограничной стражей. Изучены также региональные особенности предупреждения незаконного ввоза оружия в Российскую Империю.
Ключевые слова: незаконный оборот оружия и боеприпасов; контрабанда оружия; революционеры; Департамент полиции; секретная агентура; пограничная стража; межведомственные совещания.
Исследования показывают, что незаконный оборот оружия и боеприпасов в периоды обострений политических и социально-эко-номиче-ских противоречий приобретает политический характер, поскольку вопрос обладания оружием служит определенным аргументом в политических спорах. Подтверждением этого тезиса служат события в России во время трех революций и гражданской войны в ХХв.
Социально-политическая ситуация в Российской Империи в начале XX в. обусловила увеличение количества оружия и боеприпасов, находящихся в незаконном обороте. Использование вооруженных методов революционной борьбы вызвало необходимость приобретения революционерами оружия и боеприпасов за границей.
В 1905-1907 гг. увеличился объем контрабанды оружия через