Научная статья на тему 'ПОЛИСЕМИЯ И СИНОНИМИЯ ТЕРМИНА «МОТИВАЦИЯ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»'

ПОЛИСЕМИЯ И СИНОНИМИЯ ТЕРМИНА «МОТИВАЦИЯ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / полисемия / синонимия / менеджмент / мотивация / стимулирование / professional education / polysemy / synonymy / management / motivation / stimulation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканов Евгений Анатольевич, Князева Вера Андреевна

В статье анализируются полисемия и синонимия понятия «мотивация» и его трансформация в процессе развития науки «менеджмент». Рассмотрено влияние этих явлений на освоение обучающимися дисциплины «Менеджмент» в системе профессионального образования. Показано различие понятий «мотивация» и «стимулирование» как внешнего воздействия на персонал организации, и предложены педагогические приемы, направления на повышение усвояемости учебной дисциплины «Менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYSEMY AND SYNONYMY OF THE TERM “MOTIVATION” AND THEIR IMPACT ON STUDENTS’ MASTERING OF THE DISCIPLINE “MANAGEMENT”

The article analyzes the polysemy and synonymy of the concept of “motivation” and its transformation in the development of the science of management. The infl uence of these phenomena on the development of the discipline “Management” by students in the system of vocational education is shown. The difference between the concepts of “motivation” and “stimulation” as an external infl uence on the personnel of the organization is shown and pedagogical techniques and directions for improving the assimilation of the discipline “Management” are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОЛИСЕМИЯ И СИНОНИМИЯ ТЕРМИНА «МОТИВАЦИЯ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»»

7. Abidova M., Guzacheva N. Features of Medical Terminology Teaching in English Lessons. Bulletin of Science and Practice,

2020, 6 (4), pp. 434-437. URL: https://doi.org/10.33619/2414-2948/53/50 (accessed 25.12.2023). (In English).

8. Vaganova M. Ju. Tehnologii akademicheskogo chtenija v processe informatizacii obuchenija studentov [Technologies of academic reading in the process of informatization of student education]. Sovremennaja vysshaja shkola: innovacionnyj aspekt,

2021, vol. 13. 1, pp. 47-53. (In Russian).

9. Price D. Reading charts, graphs and tables. Cambridge University Press, 2017, 25 Jan. URL: https://www.cambridge.org/elt/ blog/2017/01/25/reading- charts-graphs-and-tables/ (accessed 15.01.2024). (In English).

10. Voronina I. R., Chesnokova P. A., Borodina E. D., Kazanceva G. A. Vozmozhnosti tehnologii dialogovogo obu-chenija v vuze [Possibilities of dialogue learning technology at a university]. Innovacionnaja jekonomika: perspektivy raz-

vitija i sovershenstvovanija, 2020, no. 7 (49), pp. 194-199. (In Russian).

11. Gukina L. V. Ispol'zovanie raznyh praktik chtenija inojazychnyh tekstov v uslovijah distancionnogo obuchenija [Using different practices of reading foreign language texts in distance learning conditions]. Kachestvennoe professional'noe obrazovanie: sovre-mennye problemy i puti reshenija: materialy XII Mezhregional'noj nauchno-metodicheskoj konferencii. Kemerovo, 2020, pp. 76-83. (In Russian).

12. Gukina L. V., Lichnaja L. V. Vospitatel'nyj potencial praktich-eskih zanjatij po inostrannomu jazyku [Educational potential of practical classes in a foreign language]. Sovremennye prob-lemy vospitatel'nogo processa v medicinskom vuze: materialy IV regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kemerovo, 2016, pp. 38-43. (In Russian).

13. Ivashkin V. T., Okhlobystin A. V. Internal Diseases Propedeutics. Moscow, 2005. 176 p. (In English).

УДК /ДОС 35.8.7

йО! 10/54509/22203036_2024_1_170 БйМ LWRMEH

Баканов Евгений Анатольевич

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово

Князева Вера Андреевна

студентка института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Bakanov Evgenij А.

Candidate of Economy Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Management and Economics Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo

Knjazeva Vera А.

Student of the Institute of Philology, Foreign Languages and Media Communication, Kemerovo State University, Kemerovo

ПОЛИСЕМИЯ И СИНОНИМИЯ ТЕРМИНА «МОТИВАЦИЯ» И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

POLYSEMY AND SYNONYMY OF THE TERM "MOTIVATION" AND THEIR IMPACT ON STUDENTS' MASTERING OF THE DISCIPLINE "MANAGEMENT"

Аннотация. В статье анализируются полисемия и синонимия понятия «мотивация» и его трансформация в процессе развития науки «менеджмент». Рассмотрено влияние этих явлений на освоение обучающимися дисциплины «Менеджмент» в системе профессионального образования. Показано различие понятий «мотивация» и «стимулирование» как внешнего воздействия на персонал организации, и предложены педагогические приемы, направления на повышение усвояемости учебной дисциплины «Менеджмент».

Abstract. The article analyzes the polysemy and synonymy of the concept of "motivation" and its transformation in the development of the science of management. The influence of these phenomena on the development of the discipline "Management" by students in the system of vocational education is shown. The difference between the concepts of "motivation" and "stimulation" as an external influence on the personnel of the organization is shown and pedagogical techniques and directions for improving the assimilation of the discipline "Management" are proposed.

Ключевые слова: профессиональное образование, полисемия, синонимия, менеджмент, мотивация, стимулирование.

Keywords: professional éducation, polysemy, synonymy, management, motivation, stimulation.

Введение

Изучение предмета «менеджмент» в разных вариациях его названия, например «основы менеджмента», «менеджмент в образовании», «менеджмент в здравоохранении» и другие, предусмотрено многими образовательными программами как высшего, так и среднего профессионального образования. Этот предмет изучают будущие инженеры, экономисты, специалисты государственного и муниципального управлений, педагоги, работники сферы культуры, медицинские работники и другие студенты. Знание предмета необходимо не только руководителям всех уровней, но и рядовым специалистам и офисным работникам, представителям бизнеса и некоммерческих структур.

Признанный авторитет в области менеджмента Питер Друкер в своей работе «Задачи менеджмента в XXI веке» констатирует: «Конечно существуют различия в менеджменте различных организаций... Но все-таки различия... носят в основном прикладной, нежели принципиальный характер» [1, с. 22].

Несмотря на широкое изучение предмета и мнение авторитетных лиц, ряд российских авторов учебных пособий продолжает утверждать, что менеджмент -это наука и практика бизнеса [2, с. 7; 3, с. 4]. Может показаться, что «менеджмент» (наука об управлении организацией) директору частной школы нужен, а директору муниципального учреждения образования - нет; главному врачу частной клиники - нужен, а главному врачу государственного учреждения здравоохранения - нет и так далее. Таким образом, менеджмент - это наука не только бизнеса.

Методология

Слово «менеджмент» имеет несколько лексико-семантических вариантов. Менеджмент - это наука, практика и искусство управления организацией, учебная дисциплина, совокупность руководителей организации, самостоятельный вид деятельности, а также процесс принятия управленческих решений. Многозначность термина усложняет освоение обучающимися и без того сложного предмета. Задача преподавателя научить критически оценивать и осмысливать различные точки зрения относительно понятия «менеджмент», что поможет студентам освоить обра-

зовательную программу и пригодится будущим специалистам в их практической деятельности.

Невозможно в рамках одной статьи рассмотреть все нюансы «менеджмента», и мы сконцентрировали внимание лишь на одном, но важном, на наш взгляд, аспекте для понимания всей науки - на мотивации персонала организации. Цель нашей работы заключается в дифференцировании понятия «мотивация», которое, как и понятие «менеджмент», является многозначным и имеет сложную организацию предметного содержания, что порождает множество его определений.

Одной из причин многозначности слова «мотивация» является появление в XX веке таких наук, как «психология» и «менеджмент», их развитие и взаимное влияние. Абрахам Маслоу, основатель гуманистического подхода в психологии, в своей книге «Мотивация и личность», обсуждая поведение человека, пишет: «Поведение определяется несколькими классами детерминант, из которых мотивация является одним, а воздействие окружающей среды - отличным от него» [4, с. 55]. Первоначально в менеджменте внешнее воздействие на работника называли стимулированием, а после появления школы человеческих отношений - мотивацией (как функция менеджмента). В дальнейшем и состояние человека, и воздействие на него окружающей среды стали называть «мотивация».

Статья основывается на анализе учебной, научной и справочной литературы по предмету исследования. Практический опыт автора в сфере государственного управления и бизнеса, педагогическая деятельность в вузе, а также анализ литературы дали возможность оценить роль мотивации в управлении организацией. Непредвзятая позиция молодого исследователя позволила оценить степень затруднений в освоении дисциплины «менеджмент».

Затруднения, испытываемые студентами в понимании анализируемого раздела «менеджмента», можно проиллюстрировать следующим примером. Выполняя курсовую работу на тему «Мотивация как функция менеджмента», обучающийся приводит несколько определений понятия «мотивация», характеризующих его и как состояние человека, и как функцию менеджмента, в результате делает вывод, что, на его взгляд, мотивацию как функцию менеджмента лучше характеризует одно из приведенных определений,которое, на самом деле, является определением «мотивации» как состояния человека.

История науки менеджмент насчитывает немногим более века, в то время как практика управления деятельностью людей - тысячелетия. Безусловно наше время характеризуется взрывным характером изме-

нений и открытий, но, чтобы понять настоящее, бывает полезно заглянуть в прошлое. С этой целью мы проанализировали наследие В. И. Даля, «Словарь живого великорусского языка» [5], на предмет наличия в русском языке понятий, имеющих отношение к теме исследования, и их толкование.

Результаты

Как следует из вступительной части статьи, в настоящее время под мотивацией понимается, во-первых, состояние человека, а во-вторых, функция менеджмента как действия руководителя (менеджера), направленные на изменение состояния подчиненного, проявляющегося в его трудовой активности.

Обратимся еще раз к уже упоминаемой работе А. Маслоу, в которой он пишет: «мотивация непрерывна, она не прекращается, она сложна и нестабильна и является почти универсальной характеристикой практически любого состояния организма» [4, с. 50].

Можно представить гипотетически разговор руководителя с подчиненным, который характеризует понятие «мотивация» как состояние человека. Руководитель говорит подчиненному: «Николай, ты ленивый». На это подчиненный отвечает: «Так говорить нетолерантно. Я человек с ограниченной мотивацией».

Изучая определения понятия «мотивация», мы часто сталкиваемся со смешением в них разных значений этого слова. Например, многие авторы [3, с. 75; 6, с. 60] приводят в учебных и научных публикациях определение понятия мотивация, заимствованное у американских авторов учебника «Основы менеджмента» М. Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури (далее «Основы менеджмента»): «мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации» [7, с. 360]. Первая часть определения относится к управлению человеком своим состоянием, вторая - к одной из общих функций менеджмента, которую назвали «мотивация». Управлять собственным состоянием и состоянием других людей с точки зрения менеджмента - разные задачи и они имеют разные способы решения.

Учебник «Основы менеджмента» впервые был издан в США в 1988 году, 35 лет назад, и несколько раз переиздавался в России, последний раз в 2020 году. Учебник по-прежнему востребован, но с момента его написания многое изменилось в понимании сути, процесса и методов мотивации.

В качестве синонимов часто используют слова стимулирование и мотивация, однако понятие мотивации как функции менеджмента включает в себя понятие стимулирования как одного из методов мотивации.

Следовательно, понятие «мотивация» шире понятия «стимулирование». В разделе «глоссарий» названного учебника «мотивация» определяется как «процесс стимулирования ...» [7, с. 688].

Таким образом, более широкое понятие определяется через более узкое, что, по нашему мнению, является неверным. Возможно, этот казус является следствием некорректного перевода английского текста на русский язык.

Понятие «стимулирование» появилось в науке «менеджмент» раньше, чем «мотивация», которое, как уже говорилось, является более широким понятием. По мере развития науки возникли и новые взгляды на процесс мотивации, и новые методы мотивации, такие как рациональная, волевая и эмоциональная мотивация.

Основатель научной школы управления в менеджменте Ф. У. Тейлор в конце XIX века положил в основу новой науки наблюдение и анализ трудовых операций. Использование этих методов в практике управления организациями способствовало росту эффективности деятельности работников этих организаций. Одним из принципов обеспечения эффективности труда Ф. У. Тейлор определил связь оплаты труда с его результативностью, что сегодня называется стимулированием.

М. Х. Мескон и соавторы в параграфе, посвященном функции мотивации, рассматривают мотивацию по принципу кнута и пряника (carrot and stick motivation) и дают ему следующее определение: «намеренное и интенсивное использование внешних поощрений и наказаний для мотивации сотрудников, сходное с легендарным методом, заставлявшим двигаться осла» [7, с. 688]. Говоря об осле, имеется в виду «стимул» - заостренная палка, которой погоняли осла. В этом определении правильнее было бы сказать не «для мотивации», а для «стимулирования».

Термин мотивация (как функция менеджмента) появился в науке благодаря трудам представителей третьей школы менеджмента - «Школы человеческих отношений», которая начала формироваться в 30-е годы XX века. Ярким представителем этой школы является уже упоминаемый психолог Абрахам Маслоу. Первое издание книги вышло в 1954 году.

Б. Г. Прошкин констатирует: «К настоящему времени уже многие исследователи используют понятие мотивации в этом втором, управленческом смысле» [8, с. 35]. В данном случае автор подразумевает мотивацию как функцию менеджмента.

Для обозначения понятия мотивации как функции менеджмента в современной науке и практике управ-

ления организацией широко используют словосочетание «мотивация персонала». Элизабет Мерманн в своей книге «Мотивация персонала» дает следующее определение понятию «мотивация»: «Мотивировать другого человека - значит побуждать его к достижению определенной цели: например, к тому чтобы заниматься творческой деятельностью; активно работать, несмотря на небольшое количество заказов; усваивать нужный курс или идентифицировать себя с организацией и ее целями» [9, с. 13].

Авторами систематизированы значения слова «мотивация» и как состояния человека, и как функции менеджмента (полисемия) со ссылкой на источники разных периодов развития науки менеджмент в России и за рубежом (табл. 1).

В советский период наука менеджмент, как и некоторые другие науки по политическим причинам, мягко

говоря, игнорировалась и, более того, называлась «буржуазной» наукой. Переход к рыночным отношениям в экономике, безусловно, вызвал интерес и к изучению «менеджмента».

Понятие «стимулирование» как воздействие на человека в процессе трудовой деятельности с целью повышения его активности появилось в научном обороте и практике управления организациями существенно раньше, чем понятие «мотивация» в том же смысле. В словаре русского языка С. И. Ожегова приводится пример толкования этого понятия: «Стимулировать борьбу за качество» [15, с. 667].

Анализ понятий «стимул» и «стимулирование» из источников разных периодов в истории России показал, во-первых, более раннее появление этих понятий, чем понятия «мотивация» (табл. 2). Во-вторых, появление понятия «стимулирование» как воздействие

Таблица 1

Значение слова «мотивация» как состояние человека и как функция менеджмента

Источник Значение слова мотивация

как состояние человека как функция менеджмента

Малая советская энциклопедия, 1931 г. [10, с. 427] Мотивация, мотивирование, определение, обусловление волевых действий теми или иными мотивами Нет

Большая советская энциклопедия. 1974 г. [11, стб. 169-171] Мотивация (или побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур... побуждающих высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей Нет

Словарь иностранных слов. 1993 г. [12, с. 396] Активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей Нет

Большой экономический словарь. 2007 г. [13, с. 508] Совокупность внутренних стимулов отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации Побуждение работника к трудовой деятельности путем воздействия на присущие ему мотивы труда

Сайт Картаслов.ру 2023 г. [14] Психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности Побуждение к действию

Таблица 2

Определения понятий «стимул» и «стимулирование»

Источник Определение понятия

Стимул Стимулирование

Большая советская энциклопедия. 1947 г. [16, стб. 891] В современной американской психологии, особенно в зоопсихологии, употребляется для обозначения раздражителей или совокупности раздражителей, вызывающих ответную реакцию организма Нет

Ожегов С. И. Словарь русского языка. 1960 г. [15, с. 667] Побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь Дать (давать) стимул, толчок к чему-нибудь. Стимулировать борьбу за качество

Современный словарь иностранных слов. 1993 г. [12, с. 581] Побуждение к действию, побудительная причина Побуждать к действию, давать толчок; служить стимулом; поощрять; активизировать деятельность организма, какого-либо органа

на человека с целью побуждения его к определенному поведению или действию стало следствием научных исследований стимулов как «раздражителей или совокупности раздражителей», вызывающих ответную реакцию организма.

Использование понятий «мотивация» и «стимулирование» в рамках предмета менеджмент часто вызывает проблемы, связанные с их общими и отличительными аспектами, что можно проиллюстрировать на следующем примере. Кулинич С. А., рассматривая различия между мотивацией и стимулированием персонала, пишет: «.с целью устранения неоднозначности толкования понятия «мотивация» под мотивацией необходимо понимать систему мотивационного управления как процесс внешнего и внутреннего побуждения субъекта к конкретной деятельности для достижения конечных целей предприятия и удовлетворения личных потребностей через трудовую деятельность» [17, с. 84].

Таким образом, смешиваются два понятия: мотивация как совокупность внутренних мотивов отдельного человека и мотивация как внешнее воздействие (действия руководителя). Автор пытается многозначное понятие «мотивация» свести к одному определению: «мотивация - это система мотивационного управления». На наш взгляд, не надо устранять полисемию понятия «мотивация», надо акцентировать внимание читателя или слушателя на том, в каком значении употребляется данное понятие. Продолжая рассуждения относительно различия понятий «мотивация» и «стимулирование», автор пишет: «Иногда мотивация может пропадать», то есть под мотивацией в данном случае он понимает «совокупность мотивов» и далее: «Фактически, оба данных понятия обладают одинаковой целью - повысить результативность труда, однако мотивация решает глобальные задачи, а стимулирование способствует решению этих проблем». Во-первых, заметим, что понятия не содержат в себе никаких целей, а во-вторых, снова видим попытку объединить два понятия - «состояние человека» и «внешнее воздействие на человека». Сравнивать и искать различия можно для понятий «мотивация» как внешнее воздействие (действия руководителя относительно подчиненных) и «стимулирование» в этом же смысле.

Содержание труда руководителя (менеджера), как и любого специалиста, раскрывается через его функции. Слово «функция» относится также к разряду многозначных и в рамках обсуждаемой проблемы теории управления организацией означает обязанность, круг деятельности [13, с. 1199]. В деятельности руководителя выделяют общие и специальные функции. Общие функции - это обязанности (круг деятельности), которые

выполняют (осуществляют) руководители (менеджеры) всех уровней и видов деятельности. Соответственно, специальные функции менеджмента относятся к разным руководителям, например, функция «стратегическое управление» имеет отношение в первую очередь к руководителям высшего уровня или руководителям специальных подразделений. Перечень общих функций руководителя, по мере развития науки менеджмент, менялся. Первым определил перечень общих функций менеджмента французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента Анри Файоль (29 июля 184119 ноября 1925 г.), основатель классической, или административной школы в истории менеджмента. В этот перечень вошли следующие функции: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль [18, с. 5-6]. Как видим, в этом списке функций нет мотивации. Нет этого понятия и в советском словаре иностранных слов 1993 года, и в словарях более ранних изданий. Дискуссия относительно общих функций менеджмента продолжается и в наше время.

Функция мотивации - это «продукт» школы человеческих отношений в менеджменте. Представители данной школы установили влияние фактора потребностей человека на эффективность его деятельности и необходимость руководителя оказывать влияние на удовлетворение этих потребностей. Руководитель должен осуществлять действия, способствующие удовлетво -рению потребностей человека в процессе труда, и тем самым побуждать его к эффективной деятельности. Упрощенно мотивация как функция менеджмента - это внешнее воздействие на работника со стороны руководителя с целью формирования мотивов труда. Таким образом, в результате мотивации (реализация функции менеджмента) меняется мотивация работника (состояние человека).

Сказанное не означает, что до того момента, как функция «мотивация» появилась в науке менеджмент, руководители не влияли на подчиненных с целью повышения результативности и, как следствие, эффективности их деятельности. Но эти действия сводились к известным методам «кнута и пряника», угроз и наказаний или подкупа. Говоря современным языком, использовались методы принуждения и стимулирования.

Сравнительный анализ современных видов мотивации (как функции менеджмента) показал, что стимулирование является одним из методов мотивации (табл. 3).

Стимулирование представляет собой метод мотивации трудового поведения человека, который основан на использовании стремления человека к улучшению удовлетворения потребностей [8, с. 77]. Таким образом,

Таблица 3

Виды трудовой мотивации

Принуждение Стимулирование Прямая мотивация

• Административное; • экономическое; • политическое; • идеологическое; • психическое; • моральное; • физическое [8, с. 254] • Коллективное; • индивидуальное; • материально-денежное; • материально неденежное; • моральное (престижное); • стимулирование свободным временем; • трудовое (организационное); • и другие [8, с. 79] • Рациональная; • волевая; • эмоциональная; • комплексная [8, с. 256]

понятия «мотивация» и «стимулирование», обозначающие внешнее воздействие на человека, соотносятся как общее и частное. Слово «стимулирование» означает почти тоже самое, что и слово «мотивация». И в этом значении они являются синонимами. Означает ли это, что словосочетание «мотивация и стимулирование» является тавтологией? Положение меняется, если под мотивацией понимать состояние человека. Мы имеем дело с человеком в определенном состоянии (мотивация) и применяем к нему меры воздействия (стимулирование).

В основе принуждения, стимулирования и прямой мотивации как методов воздействия на состояние человека лежат различные механизмы, что и дало возможность их классифицировать.

В поисках ответа на вопрос, как повысить уровень усвоения обучающимися раздела науки менеджмент «мотивация», обратимся к наследию русского языка, собранному Владимиром Ивановичем Далем и представленному потомкам в «Толковом словаре живого великорусского языка». Народная мудрость россиян предвосхитила многие открытия ХХ века в области менеджмента. Начнем со слова «побуждать», которое присутствует во многих определениях понятий «мотивация» и «стимулирование». Например, учебник для вузов «Теория менеджмента», изданный к 100-летию государственного университета управления,определяет мотивацию как «процесс, побуждающий индивида или группу к достижению определенной цели» [19, с. 181]. Современный словарь иностранных слов 1993 года определяет понятие стимулирование как «побуждать к действию, давать толчок». В. И. Даль приводит в словаре два предложения в объяснение этого слова: «Побудить его чем-нибудь заняться делом», «Иной побуждается желаньем добра, другой суетностью». Второе предложение есть ни что иное, как пример современного понимания материального стимулирования и прямой мотивации. Одно из значений слова «всуе» означает даром, то есть бескорыстно [5, т. 3, с. 138].

Не претерпело никаких изменений в смысле значения и употребления со времен В. И. Даля слово «мотив» - побудительная причина [5, т. 2, с. 352].

Слово мотивация (как состояние человека) в русском языке имеет синоним - «охота». Согласно В. И. Далю это слово означает «состояние человека, который что-либо хочет, желанье, наклонность или стремление, своя воля, добрая воля» [5, т. 2, с. 772]. Хорошо иллюстрирует роль желания (охота) или не желания (не охота) что-либо делать на результат деятельности русская пословица: «Захочешь - на гору вскочишь, а не захочешь - с горы не съедешь» [20, с. 25].

В учебной дисциплине «менеджмент» в разделе «теории мотивации» рассматриваются так называемые теории Х и У Дугласа Макгрегора. Для иллюстрации этих теорий хорошо подходят русские слова инициатива и коврижка. В. И. Даль пишет: «инициатива - начинание; зачин, почин. В этом вопросе честь зачина за тобой [5, т. 2, с. 44]. Быть инициативным - это честь! (теория У Дугласа Макгрегора). Далее «коврижка» - битый пряник с узорами. Ни за какие коврижки! [5, т. 2, с. 128], то есть ни за что на свете (теория Х Дугласа Макгрегора).

Приступая к рассмотрению вопросов мотивации персонала, многие авторы учебных изданий и, соответственно, лекторы обращаются к анализу метода «кнута и пряника» [3, с. 76; 6, с. 61; 7, с. 360]. В словаре В. И. Даля можно прочитать: «Не слушался отца, послушаешься кнутца. За грехи мука, за воровство кнут». Далее В. И. Даль пишет: «На кнуте далеко не уедешь». В переносном смысле это означает низкую эффективность принуждения как метода мотивации. Как видим, об этом было известно уже в XIX веке, хотя понятия «мотивация» в современном понимании еще не было [5, т. 2, с. 125].

Мы не предлагаем вернуться к терминологии XIX века в изложении теории мотивации, но считаем полезным в качестве иллюстрации и пояснения сложных моментов обращаться к мудрости предыдущих поколений, что будет способствовать лучшему усвоению предмета изучения.

Заключение

Появление и развитие наук психологии и менеджмента привели к появлению полисемии и синонимии понятия мотивация, что вызывает определенные затруднения у обучающихся системы профессионального образования в процессе изучения менеджмента, в частности раздела «функция менеджмента - мотивация».

В XIX веке в русском языке слово мотивация имело единственное значение и означало - подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами [5, т. 2, с. 352]. В настоящее время, помимо указанного определения, под мотивацией понимаются, во-первых, состояние человека, влияющее на его трудовую активность, и, во-вторых, функция руководителя как набор определенных действий, направленных на изменение или формирование желаемого состояния человека, побуждающего его к сотрудничеству в процессе достижения целей организации.

В процессе развития научных знаний о психологии человека, помимо традиционного (многовекового) способа повлиять на трудовую активность индивида, метода «кнута и пряника», в современном толковании -принуждение и стимулирование, появились методы прямой мотивации, такие как рациональная, волевая и эмоциональная мотивация. В связи с этим отождествлять понятие «стимулирование» и «мотивация», строго говоря, некорректно, так как стимулирование является одним из способов мотивации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие мотивации как функции менеджмента появилось в процессе формирования третьей школы в истории менеджмента - школы человеческих отношений ближе к середине XX века. «Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом». Так определили роль мотивации как функции менеджмента американские авторы «Основ менеджмента» М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, которые отнесли ее (функцию) к основным функциям наряду с функциями «планирование», «организация» и «контроль» [7, с. 75].

Изменение роли и места мотивации в процессе управления организацией побудило нас на дополнительное определение этой функции как «рассредоточенной», то есть реализуемой в разное время и в разном месте [21]. Изменилось и значение данной функции, сегодня следует говорить о побуждении персонала организации не только к выполнению работы в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом, но и в буквальном смысле к сотрудничеству с руководителем.

На основании изложенных рассуждений в заключение предлагаем для повышения качества обучения разделить понятие «мотивация» через использование словосочетаний «мотивация персонала» для обозначения функции менеджмента и «мотивация личности» -для обозначения состояния человека.

Литература

1. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. М. : Вильямс, 2004. 272 с.

2. Зайцева Н. А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2016. 320 с.

3. Руденко А. М., Латышева А. Т., Кудрявцев Д. И. Менеджмент / под. ред. А. М. Руденко. Ростов н/Д. : Феникс, 2015. 215 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность: 3-е изд. / пер. с англ. СПб. : Питер, 2006. 352 с.

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка : Т. 1-4. М. : Рус. яз., 1989.

6. Самыгин С. И. Психология управления. Ростов н/Д. : Феникс, 2016. 188 с.

7. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М. : «Дело», 1993. 702 с.

8. Прошкин Б. Г. Мотивация труда: управленческий аспект. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008. 380 с.

9. Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации / пер. с нем. А. В. Коченгина, под ред. Л. А. Верещагиной. Х. : Гуманитарный центр, 2019. 176 с.

10. Малая советская энциклопедия / под ред. Н. Л. Мещерякова. М. : ОГИЗ РСФСР, Т. 5, 1931. 517 с.

11. Большая советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. М. : Советская энциклопедия, Т. 17. 1974. 615 с.

12. Словарь иностранных слов / под ред. Е. А Гришиной. М. : Рус. яз. 1993. 740 с.

13. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азриеляна. М. : Институт новой экономики, 2007. 1472 с.

14. Мотивация [Электронный ресурс]. URL: https://kartaslov.ru (дата обращения 18.12.2023).

15. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под. ред. Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 1986. 797 с.

16. Большая советская энциклопедия / под ред. С. И. Вавилова. М. : Советская энциклопедия. Т. 52. 1947. 472 с.

17. Кулинич С. А. Различия между мотивацией и стимулированием персонала предприятия // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 83-85.

18. Fayol H. General and Industrial Management. London : Pitman. 1949. Р. 5-6.

19. Латфуллин Г Р., Никитин А. С., Серебрянников С. С. Теория менеджмента : учебник для вузов. 3-е изд. СПб. : Питер, 2019. 432 с.

20. Пословицы и поговорки о труде / сост. О. Ю. Поселенова, Э. М. Афанасьева, А. Л. Калашникова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово, 2022. 96 с.

21. Баканов Е. А. Роль и место мотивации как функции менеджмента в процессе управления организацией // Менеджмент в России и за рубежом. 2023. № 6. С. 3-10.

References

1. Drucker P. F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke [The tasks of management in the XXI century]. Moscow, 2004. 272 p. (In Russian).

2. Zajceva N. A. Finansovyj menedzhment v turizme i gostinichnom biznese [Financial management in tourism and hotel business: a textbook]. Moscow, 2016. 320 p. (In Russian).

3. Rudenko A. M., Latysheva A. T., Kudrjavcev D. I. Menedzhment [Management]. Ed. M. Rudenko. Rostov-on-Don, 2015. 215 p. (In Russian).

4. Maslou A. Motivacija i lichnost' [Motivation and personality]. Saint Petersburg, 2006. 352 p. (in Russian).

5. Dal' V. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka [Explanatory dictionary of the living Great Russian language]. Moscow, 1989. vol. 1-4. (In Russian).

6. Samygin S. I. Psihologija upravlenija [Management Psychology]. Rostov-on-Don, 2016. 188 p. (In Russian).

7. Meskon M. H., Al'bert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta. New York, 1988. 702 p. (In Russian).

8. Proshkin B. G. Motivacija truda: upravlencheskij aspekt [Motivation of work: The managerial aspect]. Novosibirsk, 2008. 380 p. (In Russian).

9. Mermann Je. Motivacija personala. Instrumenty motivacii dlja uspeha organizacii [Motivation of the staff. Motivation tools for the success of an organization]. Kharkov, 2019. 176 p. (In Russian).

10. Malaja sovetskaja jenciklopedija [The Small Soviet Encyclopedia]. Ed. N. L. Meshherjakov. Moscow, 1931, vol. 5. (In Russian).

11. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija [The Great Soviet Encyclopedia]. Ed. A. M. Prohorov. Moscow, 1974, vol. 17. (In Russian).

12. Slovar' inostrannyh slov [Dictionary of foreign words]. Ed. E. A. Grishina. Moscow, 1993. 740 p. (In Russian).

13. Bol'shoj jekonomicheskij slovar' [A large economic dictionary]. Ed. A. N. Azrieljan. Moscow, 2007. 1472 p. (In Russian).

14. Motivacija [Motivation]. URL: https:// kartaslov.ru (accessed 18.12.2023). (In Russian).

15. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo jazyka [Dictionary of the Russian language]. Ed. Ju. Shvedova. Moscow, 1986. 797 p. (In Russian).

16. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija [The Great Soviet Encyclopedia]. Ed. S. I. Vavilova. Moscow, 1947, vol. 52. (In Russian).

17. Kulinich S. A. Razlichija mezhdu motivaciej i stimulirovaniem personala predprijatija [Differences between motivation and stimulation of the company's personnel]. Molodoj uchenyj, 2021, no. 46 (388), pp. 83-85. (In Russian).

18. Fayol H. General and Industrial Management. London, 1949, pp. 5-6. (In English).

19. Latfullin G. R., Nikitin A. S., Serebrjannikov S. S. Teorija menedzhmenta [Management Theory]. Saint Petersburg, 2019. 432 p. (In Russian).

20. Poslovicy i pogovorki o trude [Proverbs and sayings about work]. Eds. O. Ju. Poselenova, Je. M. Afanas'eva, A. L. Kalashnikova. Kemerovo, 2022. 96 p. (In Russian).

21. Bakanov E. A. Rol' i mesto motivacii kak funkcii menedzhmenta v processe upravlenija organizaciej [The role and place of motivation as a management function in the process of managing an organization]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2023, no. 6, pp. 3-10. (In Russian).

УДК/UDC 378.1

DO110/54509/22203036_2024_1_177 EDN ZGSWBI

Седых Дина Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры иностранных языков,

ФГБОУ ВО Кузбасский государственный технический

университет им. Т. Ф. Горбачева, г. Кемерово

Sedykh Dina V.

Candidate of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Docent of the Foreign Languages Department, T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ИСПОЛЬЗУЕМ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ К. СТАНИСЛАВСКОГО

DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATION SKILLS IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING USING ELEMENTS OF K. STANISLAVSKY SYSTEM

Аннотация. Данная статья посвящена изучению практических вопросов формирования и развития коммуникативных компетенций студентов в процессе обучения иностранным языкам в вузе по системе Константина Станиславского. Раскрыты ключевые понятия «коммуникативные способности (компетенции)», «творческий потенциал», «коммуникативное взаимодействие», «эмоциональный интеллект», представляющие

психолого-педагогическую ценность исследования. В статье рассматриваются приемы совершенствования коммуникативных способностей студентов в контексте драматического искусства. Особое внимание уделяется способам актуализации эмоционально-творческого потенциала студентов. Обоснована и аргументирована результативность применения приемов театральных методик на занятиях по иностранному языку в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.