УДК 006
Гудзь А.Р. студент 2 курса
направление подготовки: «Земельно-имущественные отношения»
профиль подготовки: «технический» научный руководитель: Мугаева Е.В., Академия маркетинга и социально-информационных технологий
ИМСИТ Россия, г. Краснодар МОТИВАЦИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация: Эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций. В статье анализируются такие категории в управлении персоналом, как «мотивация», «трудовой мотив». Приведены понятия, основные концепции, способы и формы мотивации трудовой деятельности, рассмотрены основные модели мотивации персонала.
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, персонал, сотрудник, способы мотивации, формы мотивации, материальная мотивация, нематериальная мотивация, самомотивация, вознаграждение.
Gudz A.R.
Student of the 2nd year, direction of training: «Land and property
relations»
profile of training: "technical" Academy of Marketing and Socio-Information Technologies
IMSIT Russia (Krasnodar) Scientific Director Mugaeva E. V. Candidate of economics Sciences Academy of marketing and social information technologies
IMSIT of Russia (Krasnodar) LABOR MOTIVATION OF PERSONNEL Abstract: Effective motivation of personnel is one of the most significant factors of competitiveness of modern organizations. The article analyzes such categories in management staff as "motivation", "work motivation". The concepts are given, basic concepts, methods and forms of motivation of labor activity, the basic models of personnel motivation are considered.
Keywords: motivation, stimulation, staff, employee, ways of motivation, forms of motivation, material motivation, non-material motivation, self-motivation, remuneration.
Мотивация персонала - одно из самых сложных направлений деятельности управленцев, а умение мотивировать подчиненных - большое искусство. Ни одна система управления не станет хорошо функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как она
побуждает конкретного сотрудника и коллектив в целом к достижению личных и общих целей. Предприятия и организации, в которых управленческий персонал овладел этим искусством, занимают, как правило, ведущие позиции на рынке.
Рассмотрим мотивационные модели, сложившиеся на данный момент в современных теориях управления. Только грамотно разработанная модель мотивации, учитывающая накопленные знания из области психологии, менеджмента, теории управления и др., сможет эффективно функционировать и побуждать как коллектив, так и конкретного индивида к достижению корпоративных целей. Любая модель мотивации включает в себя модели стимулирования. В теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы всем возможным требованиям. Однако существуют популярные модели, разные по направленности и эффективности.
Широкое применение получили следующие модели:
- кнута и пряника;
- первичной и вторичной потребности;
- внутреннего и внешнего вознаграждения;
- факторная модель стимулирования;
- справедливости;
- ожидания;
- социальной справедливости и др.
Чтобы понимать мотивацию сотрудников, руководитель должны понимать человеческую природу, глубинную мотивацию человека, побуждающую его к труду, его ценностные основания. Несмотря на большое количество исследований в данной области, не все аспекты мотивации доступны и понятны, а какие-то модели мотивации прямо противоречат друг другу.
Оценка вероятности достижения целей имеет большое значение для формирования мотивов труда. Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. В совокупности с понятием мотивация термин «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги. Вознаграждение - это все, что работник считает ценным для себя.
Вознаграждения можно классифицировать на внутренние и внешние. Любой руководитель имеет дело с этими двумя главными типами вознаграждений.
Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.
Внешнее вознаграждение - Оно дается организацией, а не возникает от
самой работы. С мотивационной точки зрения его можно определить, как стимулирование труда.
В последнее время все чаще говорят о необходимости индивидуального стимулирования как ключевых сотрудников, так и группового, сегментированного стимулирования отдельных групп работников, например линейного менеджмента или обслуживающего персонала. Поскольку у различных сотрудников - разные интересы и потребности, становится все более популярной индивидуальная форма мотивации ценных сотрудников.
Эффективная система мотивации должна отвечать следующим требованиям:
- Эффективность. Уровень оплаты труда напрямую зависит от индивидуальных результатов деятельности.
- Прозрачность. Правила установления размера вознаграждения четко определены и известны всем работникам.
- Справедливость. Разработаны и внедрены объективные критерии оценки эффективности деятельности.
- Управляемость. Отлажены механизмы управления: оценка результатов, механизмы внесения изменений.
- Гибкость. Разработаны и внедрены механизмы изменения и корректировки системы мотивации в зависимости от изменения целей бизнеса.
Таким образом мотивация труда деятельности персонала является важным и необходимым аспектом менеджмента. С течением времени способы и формы мотивации совершенствовались. Теперь ни одна социально-экономическая система не сможет обойтись без грамотного мотивирования труда работников, ведь это является главнейшим фактором эффективного управления организацией.
Использованные источники:
1. Лукичева Л.И. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2015. - 263 c.
2. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность: Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина и др.- СПб., 2007, 351 с.
3. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2016. - 365 с.
4. Мотивация труда персонала на предприятии // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://odiplom.ru
5. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Г. Б. Казначевская. - Изд. 14-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.
6. Лобанова, Т. Ю. Системы рыночной мотивации персонала //Справочник по управлению персоналом. - 2016. - №11. - С. 51-58.