Научная статья на тему 'Полинаучная парадигма сознания'

Полинаучная парадигма сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИНАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / POLYSCIENTIFIC PARADIGM / ЭВОЛЮЦИЯ / EVOLUTION / ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ / ELECTROMAGNETIC FIELD / ЭЛЕМЕНТНОЕ ЕДИНСТВО / THE UNITY ELEMENT / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЧАСТИЦА / ELEMENTARY PARTICLE / ГЕННАЯ СИСТЕМА / GENE SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Александр Ильич

Автор разрабатывает научный подход к исследованию сознания, основанный на фактическом и теоретическом материале множества наук. Суть предлагаемой парадигмы выражается в специальных принципах изучения сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polyscientific paradigm of consciousness

The author develops a scientific approach to the study of consciousness, based on factual and theoretical materiall sets of sciences. The essence of the paradigm is reflected in the special theory of consciousness studies.

Текст научной работы на тему «Полинаучная парадигма сознания»

А.И. ЯКОВЛЕВ доктор философских наук, профессор*

Полинаучная парадигма сознания

Проблема природы и сущности сознания обсуждается на протяжении тысячелетий. И конца дискуссиям не видно. Видимо, каждое крупное научное открытие будет вносить свои поправки в эти представления и дискуссии будут разгораться с новой силой. В ходе дискуссий выработаны общие и специальные принципы исследования сознания. Один из основополагающих - принцип полинаучности.

Это - всеобщий принцип познания, применимый в любой научной дисциплине. Одноатомный элемент кислорода можно познать наиболее полно, если проследить тысячи его взаимодействий с другими элементами и их объединениями, использовав для этого данные множества наук. Вместе с тем применительно к сознанию этот принцип приобретает характер специального гносеологического принципа, вызванный особыми качествами предмета исследования -сознания.

Человек - вершина биологической и исторической эволюции. Он вобрал в себя бесчисленное множество форм материи. Неслучайно древние мыслители называли его малым космосом. Сознание -сложнейшая форма материи из известных на сегодняшний день. Познать его можно лишь обращаясь к данным большого количества наук. Исследуя природу и сущность сознания, я использовал фактические данные, выводы, положения, законы не менее полусотни различных наук, особенно физиологии, нейрофизиологии, психологии, биологии и ее многочисленных дочерних наук (биомеханики, биофизики, биохимии, биоэлектроники, молекулярной биологии и др.), а также электроники, кибернетики, генетики, информатики, многих других наук. Предлагаемая современная материалистическая теория

* Яковлев Александр Ильич, e-mail: 660510@rambler.ru

сознания выросла из синтеза знаний, доставшихся нам от предыдущих поколений, и современных естественнонаучных, научно-технических и гуманитарных достижений.

Принцип полинаучности в познании вызывается тем объективным обстоятельством, что любой другой принцип, взятый в отдельности, ограничен своими гносеологическими возможностями. К примеру, закон сохранения материи, энергии и движения, взятый применительно к естественным наукам, позволяет установить лишь сохранение в превращённом виде натуральных видов материи. Если же принцип полинаучности рассматривать применительно к гуманитарным наукам, то потребуется проследить, как материя, энергия и движение трансформируются в психические, мыслительные, эмоциональные и другие состояния.

Сам принцип полинаучности познания (независимо от того, в какой науке он применяется) есть следствие синтеза других принципов. Он включает в себя общенаучные и специальные принципы. К первым, как известно, относятся взаимодействие материи и духа, объективность, системность, диалектичность, историчность, предметно-чувственная деятельность человека, наблюдаемость и др. Применительно к изучению сознания специальными принципами его познания правомерно признать: естественную эволюцию косного и живого вещества в сознание; единство Вселенной, природы и сознания; измеряемость; превращаемость в мозге образов действительности при сохранении их эквивалентов; биосоциальность; полинаучность, наблюдаемость. Вместе взятые, они в модифицированном виде представляют общенаучный принцип взаимодействия материи и духа.

До недавнего времени считалось, что они не имеют отношения к сознанию, так как оно - идеально, т.е., по представлениям Платона, бестелесно, невещественно, не ощущаемо и, естественно, не

измеряемо, проследить его трансформации невозможно и т.д. Важно подчеркнуть, что многие специальные принципы познания органически сочетаются с общенаучными: в изучении сознания общенаучный принцип наблюдаемости во многих случаях играет не меньшую роль, чем, скажем, принцип превращаемости, реализуемый в основном в научных экспериментах. Для того, чтобы понять, что пищевые, алкогольные, наркотические отравления служат причиной искажения или даже потери человеком сознания, трансформации его в устойчивое патологическое состояние, превращения здорового сознания в больное, не надо проводить каких-то специальных экспериментов, достаточно взглянуть на поведение человека, опьяневшего от чрезмерного употребления алкоголя.

Идеалистическая теория сознания господствовала в умах абсолютного большинства мыслителей вплоть до середины XIX в., пока не были открыты элементарные частицы меньше атома. Естественные органы чувств человека не позволяли ему видеть предметы действительности меньше воспринимаемых невооружёнными органами чувств. Все, что было им доступно, относилось к материи, а все, что они воспринять не могли, квалифицировалось как идеальное, т.е. постигаемое лишь умом. Взгляды древних атомистов идеалистами отвергались как вульгарные. Произошло великое разделение на материалистов и идеалистов, которое существует и поныне.

И материалисты, и идеалисты в основу этого деления положили критерий ощущаемости. Ощущаемость стала водоразделом между материализмом и идеализмом. Но при этом материалисты допускали существование неощущаемых частиц (атомов), идеалисты же придерживались взгляда, что таких частиц нет и быть не может, зачастую противореча собственным естественным наблюдениям за многочисленными превращениями природных тел и веществ.

Значение общенаучных принципов изучения сознания в философской литературе раскрыто достаточно полно. Что касается специальных принципов сознания, то они выдвигаются впервые. Поэтому необходимо раскрыть содержание этих принципов, доказать правомерность их выдвижения.

Естественная эволюция косного и живого вещества в сознание. Фундаментальное обоснование и раскрытие этот принцип получил в трудах академика В.И. Вернадского. Весь мир, Вселенная, учил Вернадский, произошёл из неживого (косного) вещества, которое превращается в живое при определённых условиях. На Земле и вокруг неё сложились благоприятные условия (температура, давление, газовая структура атмосферы, влажность и т.д.), в результате чего между косными, безжизненными телами и веществами начался непрерывный материальный и энергетический обмен, следствием которого явилось образование на Земле биосферы, ознаменовавшей тем самым появление на ней жизни. Далее биосфера, непосредственно воспринимая космическую энергию, прежде всего в виде солнечного излучения, начала развиваться по своим внутренним законам, что и привело в конечном итоге к появлению на земле человека, а с ним и сознания. Сознание -естественный результат эволюции биосферы1. Медики наших дней на основе большого экспериментального материала пришли к идентичному выводу: сознание - результат взаимодействия гелиогео-физических факторов солнечно-земных связей2. Наука доказывает, что эволюция косного вещества в живое происходила в материальных формах, итоговый результат этой эволюции (сознание) также материален.

1 См.: Вернадский В.И. О науке. Дубна. М., 1997, с. 306-307.

2 См.: Тезисы и доклады XIV международной конференции «Теоретические и клинические аспекты биорезонансной и мультирезонансной терапии». М., 2008, ч. 1, с. 59.

Принцип естественной эволюции косного и живого вещества в сознание вытекает из объективного единства Вселенной, природы и сознания. Единство доказывается прежде всего их единым элементным составом. Мозг и вырабатываемое им сознание состоят из тех же материальных элементов таблицы Менделеева, что и все тела Вселенной и земной природы. В потоках воздуха, колеблющих в разных амплитудах голосовые связки, находятся те же элементы, что были обнаружены в комете Галлея, атмосфере Венеры, телах и веществах природы Земли.

Эти элементы в мозге, сознании представлены не только атомами элементов, но и их многократно меньшими элементарными частицами: протонами, нейтронами, мюонами, ионами, нейтрино и т.п. В мозге и в воздушных речевых потоках содержатся те же тела и антитела, которые образуют содержание других элементарных частиц в пространстве Вселенной и природы. Поэтому сознание в самом общем виде можно рассматривать как образы предметов действительности в виде потоков электромагнитных волн, стекающих с их поверхности и изнутри них, а также представления об их связях и опосредствова-ниях, воспринимаемых мозгом и воспроизводящихся в различных формах членораздельной речи3.

Многочисленные исследования академика Н.П. Бехтеревой, сотрудников Института экспериментальной медицины АН СССР (ИЭМ АН СССР), затем Института мозга человека РАН (ИМЧ РАН) доказали, что смысловые звуки, речевые словосочетания, предложения, цифры, физические, математические знания, чертежи, схемы, модели и другие формы сознания в конечном счёте также выражаются в виде

3 В ранее опубликованных книгах и статьях мною употреблялась формулировка сознания «объективно-субъективный результат взаимодействия электромагнитного поля Вселенной, природы и человека». Думаю, что она малопродуктивна и в научном, и в прикладном смысле: непомерно абстрактна. Предлагаемая формулировка намного конкретнее и операциональнее, хотя и она довольно абстрактна, в операциональном отношении требуют скрупулёзной конкретизации. Но эта трудность современными естествоиспытателями во многих случаях уже успешно преодолевается.

элементарных частиц, испускающих и воспринимающих электромагнитные волны, фиксируемые в различных кодах4.

Единство Вселенной, природы и сознания выражается в распространении в модифицированном виде всех законов Вселенной, природы на сознание. Исследования интеллектуальной деятельности мозга, проведённые во второй половине XIX - первой половине ХХ в. русскими физиологами И.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым, Н.Е. Введенским, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, их соратниками и учениками, затем советскими нейрофизиологами П.К. Анохиным, Н.П. Бехтеревой, П.В. Симоновым, С.В. Медведевым, А.М. Иваницким, а также иностранными - Э.Г. Дюбуа-Реймоном, П. Брока, Н. Вернике, Г. Гельмгольцем, Н. Бернштейном, Э. Пфлюгером, Ж.М. Шарко, Ж. Пиаже, П. Жане, X. Дельгадо, А. Ленинджером и другими, доказали, что главным движителем в процессе образования в мозге сознания служит нервный ток, являющийся разновидностью электрического. Нервный ток, нервная энергия, электромагнитные волны, несущие в себе смысловые компоненты членораздельной речи, составляют онтологию сознания, которая многими философами сегодня отрицается. Естествоиспытатели наглядно показали, что материя из сознания никуда не девается, она преобразовывается в другие формы, как и всюду происходит в природе.

Единство Вселенной, природы и сознания проявляется в том, что электромагнитное поле Вселенной распространяется на все без исключения тела, от гигантских галактик до элементарных частиц, в том числе и тех, которые образуют членораздельную речь человека во всех её формах. Физиологи, нейрофизиологи, нейро-психологи, биохимики, нейрохимики экспериментально доказали, что элементы речи обладают модифицированными электромагнитными полями, испускающими и воспринимающими соответствующие

4 См.; Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.-СПб., 2007, с. 114, 123, 126, 325, 326.

электромагнитные волны, идущие от предметов действительности, других людей, внутренних органов человека.

Эти волны становятся в сознании образами предметов лишь в том случае, если их физические, электрические, химические и другие параметры совпадают с комплементарными электромагнитными полями элементарных частиц головного мозга, нервной системы, речи человека. В этом случае между ними возникает резонанс, и предмет действительности становится узнаваем в звуках речи, памяти человека, приобретает способность воспроизведения в его чувственно-предметной деятельности. В противном случае он остается непознанным, «неявленным» (П.А. Флоренский).

Единство Вселенной, природы и сознания подтверждается генетической наследственностью. Из поколения в поколение передаются не только внешние черты, но и психические, а нередко и умственные качества. Дети, внуки одарённых людей, как правило, заявляют о своей одарённости если не в сфере деятельности предков, то в другой, и если не в полной мере, то в существенно важных характеристиках их психики и ума: в характере, любознательности, трудолюбии, воле, приёмах мышления, логике рассуждений и т.п. Генетическая наследственность передаётся не в объёмах, содержании и формах предков, а в значительно обновлённом виде.

В растительном мире открыты реликтовые деревья, травы, пронёсшие свои генетические коды через тысячелетия. Нейрофизиологи, генетики объясняют эту удивительную способность живых организмов постоянной, непрерывной обновляемостью, ускоренным развитием их генетической системы, особенно характерной для человека. Геном отдельного человека, генофонд всего человечества непрерывно перестраивается, реорганизуется, обогащается, обретая новые качественные характеристики и свойства (Н.П. Бехтерева, П.К. Анохин, С.В. Медведев, Ф.А. Ата-Мурадова и

др.). Любое общение людей с неизбежностью вызывает перемещение, дифференцирование, синтезирование, образование новых комбинаций нейронов. Когда происходят открытия планетарного или вселенского масштаба, то изменяется не только мировоззрение, происходит фундаментальная перестройка мозгов. В прямом смысле.

Единство Вселенной, природы и сознания проявляется в применимости теории информации для понимания и объяснения природы и сущности сознания. Информация равно является свойством косного и живого вещества, тем более такого живого вещества, как сознание. Доказательством может служить изобретение и внедрение в повседневную практику тысяч «умных» машин, аппаратов, приборов, систем в разных отраслях человеческой деятельности. Все электронно-кибернетические устройства - не «умопостигаемы», а представляют собой материальное воплощение сознания в материальных объектах. Элементарные частицы с помощью сложнейших механизмов (не всегда ещё познанных и объяснённых) в результате творческой деятельности человека превращаются в предметы «второй природы».

Принцип измеряемости сознания. Пока элементарные частицы не были известны, существовал важный аргумент в пользу признания сознания идеальным: с открытием элементарных частиц, изобретением на их основе специальных познавательных приборов и аппаратов сознание стало измеряемым. Современные физиологи, нейрофизиологи, нейрофизики, нейрохимики с точностью до микронных долей (и даже наноединиц) установили пороги восприятия предметов действительности всеми органами чувств, в том числе и пороги восприятия за пределами их фиксируемого раздражения (ультразвук, инфракрасный, ультрафиолетовый цвет и т.п.). Обоснование принципа измеряемости сознания однозначно определяет сознание как

материальный феномен, ибо умопостигаемое, т.е. невещественное, бестелесное, никаким измерениям не поддается.

Превращаемость образов действительности в мозге также является объективным принципом исследования сознания, доказывающим его материальность. Еще Эпикур говорил об «истечении» с поверхности и изнутри «телец» образов, подчеркивая их непревосходимую скорость и невозможность их восприятия зрением5. В мозг, в сознание поступают не вещество отображаемого предмета (В.С. Тюхтин), не масса физического камня, не химическая реакция натурального огня («идея камня в мозге не давит, а идея огня не жжется» - А.Г. Спиркин, В.В. Миронов), а образы, превращённые в электромагнитные волны, соответствующие физическим параметрам электромагнитных полей действительных камня и огня и воспринимаемые лишь в определённых условиях. Превращение образов действительности в мозге происходит многократно, но при этом на всех этапах эквиваленты их образов сохраняются6. Сознание содержит в себе вещества воспринимаемых тел природы, но это не вещества в их целостной системе, а вещества суммы элементарных частиц, из которых состоят эти предметы. Каждая из них испускает электромагнитные волны, воспринимаемые соответствующими органами чувств. Лишь по прошествии довольно большого времени человеку открывается вся совокупность элементарных частиц природных и социальных тел. Но и в этом случае в мозге находятся не вещества мрамора, железа, железобетонной конструкции, а всего лишь их эквиваленты.

Биосоциальность сознания также доказывает материалистическую природу и сущность сознания. История, археология, антропология, этнография, зоология, физиология животных и другие

5

См.: Антология мировой философии. М., 1969, т.1, ч.1, с. 349.

6 См.: Судаков К.В. Информационный обмен жизнедеятельности. М., 1999, с. 20-21 и др.

науки убеждают, что человек вышел из животного мира. Взял из него многие инстинкты животных, элементы их психики и физиологии (восприятие, представление, память, голосовой аппарат и др.). Но в ходе биологической и социальной эволюции мозг и голосовые органы некоторых популяций животных развились до такой степени, что вооружили их гортань способностью произносить смысловые звуки, выработали членораздельную речь, создали совершенный язык. Мозг человека приобрёл способность производить сознание и оперировать им как важнейшим средством существования и творчества. Происходит это с помощью объединения десятков миллиардов нейронов, объединяющихся в многочисленные ансамбли. Открытие молекул ДНК и РНК, генома человека, генофонда человечества позволило вскрыть механизм памяти, воспроизводящей не только эмпирические образы предметов действительности, но и теоретические обобщения связей этих предметов, выведение одного знания из другого, уже имеющегося в мозге. Головной мозг и в древние времена, и в наши дни признается специальным органом сознания (Гиппократ, Ф. Энгельс, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, В.И. Вернадский, А. Ленинджер, П.К. Анохин, Н.П. Бехтерева и др.). Социальная природа человека даёт объяснение, почему осмысленная речь, сознание человека возникают в результате общения, в процессе трудовой деятельности людей. Афоризм Ф. Энгельса «Труд создал человека» имеет поистине непреходящее значение.

В теории сознания принцип полинаучности выступает самостоятельным специальным принципом. Сознание вбирает в себя практически все знания, которые человечество выработало на протяжении своей длительной истории. Головной мозг человека так устроен, что он, постоянно получая от природного и социального мира новые и новые впечатления, обладает неисчерпаемой способностью анализа и синтеза этих знаний, выработки принципиально нового

знания и понимания мира, бесконечного умножения и обновления объёма и качества своих знаний. Этот объём непрерывно растёт, вытесняя устаревшие представления, пополняя себя новыми, качественно меняя свою структуру. Наука представляет собой особый род сознания, в котором сплетаются такие гигантские связи и опосредствования, которые не всегда поддаются восприятию даже с помощью современных сверхсильных приборов. Это и порождает у многих нынешних естествоиспытателей и философов иллюзию, будто сознание в таких случаях является идеальным феноменом. Но это заблуждение всякий раз развеивается, когда непонятное, неясное в процессе научно-технического прогресса становится ясным и объяснимым.

Полинаучная парадигма сознания объясняет и диалектику его различных уровней. У новорожденного сознания как такового ещё нет, окружающую среду он воспринимает только в неосознанных разрозненных инстинктах и рефлексах. Но нейроны головного мозга начинают быстро специализироваться, в частности образуют зону памяти, которая запоминает рефлекторные впечатления, соединяет их в разнообразные цепи и под влиянием общения с родителями, повторяющихся восприятий ближайшего окружения начинает формировать «комбинации ассоциаций нейронов» (В.М. Бехтерев), «ансамбли нейронов» (Н.П. Бехтерева), которые уже создают в мозге первые «картины» действительности. Многие разрозненные рефлексы, теряя актуальность, уходят на «периферию» формирующегося сознания. Другие, наоборот, приобретают актуальность, становятся «эпицентром» сознания. Как только младенец в возрасте до года приобретает способность различать «тётей» и «дядей», начинают складываться различные уровни сознания, которые, непрерывно взаимодействуя друг с другом, придают сознанию автономность. Оно начинает жить по своим внутренним законам, как бы независимым от

воздействия природного и социального мира. Но именно «как бы», а не на самом деле.

Полинаучная парадигма сознания позволяет исследовать такие механизмы образования и функционирования сознания, как физиологические (нейрофизиологические), энергетические, генетические, информационные и др. В своих книгах, посвящённых проблеме материальности сознания7, я впервые в современной философии предпринимаю попытку раскрытия и описания этих механизмов.

Полинаучность изучения мозга требует от исследователей и полинаучной инструментальной оснащённости. Очень многие идеи, гипотезы не получают экспериментального подтверждения из-за отсутствия соответствующего исследовательского инструментария. Первые исследователи мозга не могли проникнуть в его тайны, потому что располагали, по выражению Н.Е. Введенского, одним инструментом - «хирургическим ножом». Главным методом изучения мозга была экстирпация (удаление части или всего мозга). Примитивная инструментальная оснащённость не позволяла изучать живой мозг не причиняя ему значительных травм. Открытия в области мыслительной деятельности мозга во многих случаях были скорее интуитивными, чем научно обоснованными. «Чёрный ящик» мозга им не открылся. Но и сегодня он тоже едва приоткрыт.

Настоящее изучение интеллектуальной деятельности мозга началось, когда появилась возможность пользоваться вживлёнными электродами, методом вызванных потенциалов. Это случилось в конце 50-х - начале 60-х гг. XX столетия. Появилась возможность «общения» (Н.П. Бехтерева) с живым мозгом. Но только в середине 80-х гг. прошлого века нейрофизиологи вместе с физиками, электронщиками, кибернетиками, инженерами изобрели позитронно-эмиссионную

7 См.: Яковлев А.И. Материальность сознания (пять изданий). М., 2008-2011.

томографию (знаменитую ПЭТ). Группы нейрофизиологов во главе с нашими прославленными академиками П.К. Анохиным, Н.П. Бехтеревой, за рубежом - А. Ленинджер, X. Дельгадо, Д. Уотсон, Ф. Крик и другие - получили возможность «записывать», «читать», интерпретировать мыслительную деятельность мозга, моделировать его молекулы. Нейрофизиологи (особенно академик Н.П. Бехтерева и сотрудники возглавлявшихся ею институтов) тщательно разработали методики проведения экспериментов по исследованию мыслительной деятельности головного мозга. В течение последних трёх десятилетий научные работники Института мозга человека РАН перешли к более фундаментальной и обширной проблеме - изучению всей творческой деятельности мозга.

Полинаучная парадигма сознания предоставляет богатые возможности для открытия специальных качественных структур и процессов сознания. В середине XIX в. выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов открыл непроизвольные и произвольные рефлексы в организме животных и человека, показав, что произвольные рефлексы являются результатом практического опыта человека. Развивая рефлекторную теорию, его последователь И.П. Павлов уточнил: непроизвольные рефлексы - это суть безусловные, а произвольные -условные рефлексы, открыл вторую сигнальную систему - речь человека. Выдающийся советский нейрофизиолог П.К. Анохин сформулировал фундаментальное положение о функциональных системах животных и человека, представляющих собой физиологические механизмы деятельности живого организма, в том числе и механизм деятельности по производству головным мозгом сознания. Он же открыл физиологический механизм акцептора действия, определяющего целеполагание в деятельности людей и контролирующего весь процесс реализации целей.

Н.П. Бехтерева, занимавшаяся более 50 лет интеллектуальной деятельностью мозга, открыла нейрофизиологические механизмы устойчивых патологических состояний мозга, вызывающих тяжёлые нервные заболевания, в том числе и болезни психики и сознания. На основе этих исследований было доказано и показано существование в нём матриц долговременной памяти, сознания, содержащих громадный объём знаний, эмоций, различных психических качеств, накопленных человечеством за всю его историю. Экспериментально было подтверждено наличие в мозге специального нейрофизиологического механизма, получившего название «детектора ошибок».

Учёные, медики, практические врачи, опираясь на данные современных наук - электроники, кибернетики, генетики, информатики и других - доказали наличие электромагнитных полей элементарных частиц организма человека, включая элементарные частицы головного мозга, речевого аппарата человека, элементарные частицы потоков воздуха в речевом аппарате, наглядно показав тем самым, что образы действительности в нервной системе, головном мозге, речевом аппарате возникают и воспроизводятся сознанием человека в трансформированном виде. Новосибирские естествоиспытатели В.П. Казначеев, А.А. Спирин, академик В.К. Судаков выдвигают идею, что наряду с белково-нуклеиновой формой жизни имеет место атомно-полевая информационная форма организации живого вещества, выполняющая роль своеобразного интегрального интеллекта, определяющего эволюционное развитие земной формы

о

разумного живого вещества8. Передача информации в мозге происходит в основном за счёт частотно-амплитудной модуляции, «частота нервных импульсов является универсальным носителем

8 См.: Судаков К.В. Информационный обмен жизнедеятельности, с. 22.

информации»9. «Объединение отдельных элементов в функциональные системы привело к тому, что в дополнение к своим

физико-химическим свойствам они приобрели информационную

10

сущность»10.

Благодаря полинаучной парадигме сознания, взятой на вооружение естествоиспытателями, сознание из умопостигаемой абстракции превращается в осязаемый, измеряемый, взвешиваемый и т.д. материальный феномен.

Материалистическая линия в теории сознания с развитием естествознания постоянно укрепляет свои позиции. Но увлечение материалистическим толкованием природы сознания заводило некоторых материалистов в тупик. В XVIII в. П. Кабанис, а в XIX в. К. Фохт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер представили процесс образования сознания как подобный выделению секрета из поджелудочной железы или печени. Ф. Энгельс обоснованно назвал их теорию вульгарным материализмом. Иное дело современные взгляды на природу и сущность сознания, вытекающие из теории электромагнитного поля Вселенной М. Фарадея, Дж. Максвелла. Вульгарный материализм неприемлем, потому что истечение вещества желчи из печени - это сугубо физиологический процесс. Сознание же возникает как результат взаимодействия Вселенной, Земли, природы, человека. Оно в модифицированной форме проявляет себя в материальных процессах, присущих абсолютно всем телам и предметам Вселенной.

Однако многие современные философы, признавая, что материальным выражением сознания являются материальные язык и речь, существо сознания и мышления определяют как идеальное. Сложился и прочно закрепился в сознании многих поколений философов стереотип идеальности сознания, которому без малого 2,5

9 См.: Судаков К.В. Информационный обмен жизнедеятельности, с. 35.

10 Там же, с. 59.

тыс. лет, который в своё время был крупнейшим открытием, но который сегодня уже мешает объективно понять и подвергнуть научному анализу материальную природу сознания.

И среди нынешних естествоиспытателей немало тех, кто придерживается своеобразного дуализма: сознание идеально на материалистической основе. Своё главное внимание многие современные естествоиспытатели сосредоточили на физиологических, биологических, химических, физических, энергетических и других материальных процессах функционирования мозга, уделяя сознанию минимальное внимание. Но головной мозг - единственный орган в организме человека, занятый производством именно сознания. Выработка сознания - главная функция головного мозга. Выявлению этого и должны подчиняться в конечном счете все его исследования.

В результате многолетних настойчивых усилий зарубежных и русских физиологов и других учёных «слепки», «образы» внешних и внутренних предметов предстали в виде непрерывных преобразований нервного тока, физических, химических и иных реакций, так что искать в мозге отпечатки каких-либо мыслей (тем более - «вещество отображаемых предметов») бесполезно. Они находятся в мозге в преобразованном, а не в натуральном виде.

Но данный вывод вовсе не свидетельствует о том, будто автор начисто отрицает значение идеалистической теории в познании природы и сущности сознания. В идеалистических учениях основоположников идеализма содержится огромное количество сведений о сознании как материальном феномене. Ни один из идеалистов никогда не отрицал роль материальных органов чувств в образовании и функционировании сознания, противореча тем самым своим собственным положениям об идеалистической природе

сознания11. Главный источник сохранения и воспроизведения идеалистических взглядов на сознание скрывается в непознанности множества природных и духовных явлений. Часто приходится слышать аргумент: покажите, что образование абстрактных понятий материально. Не можете? Тогда не говорите о материальности этого процесса. Но вся история познавательной деятельности человека свидетельствует: то, что вчера было не познано, неясно, непонятно, завтра получает объяснение, становится ясным и понятным. Непоз-нанность не может рассматриваться в качестве аргумента в пользу идеалистического понимания сознания.

Выявление материальной природы и сущности сознания раскрывает современную материалистическую теорию сознания. Сумма некоего количества накопленных знаний тогда превращается в теорию, когда она соответствует научно доказуемым требованиям. Наиболее существенные из этих требований следующие: объективность накопленных знаний; системность и структурность новых теоретических знаний; единство чувственного и рационального в теоретическом знании; диалектика старого и нового знания об изучаемом предмете действительности; органическая преемственность старых знаний о предмете с суммой вновь приобретённых; категориальный аппарат, наиболее точно выражающий сущность нового теоретического знания; соответствие исследовательских средств сущности и специфике предмета; истинность новой теории, доказываемая экспериментально или практическим опытом. Убедительная теория образуется тогда, когда к знаниям, характеризующим непосредственно предмет исследования, добавляются знания из других наук, раскрывающих связи изучаемого объекта со всем миром. Полинаучность исследования даёт

11 См.: Платон. Менон // Соч. В 3 т., т. 1, 76 с., d, e; Теэтет // т. 2, 154, а, Ь; Государство // т. 3, ч. 1,. кн. 6, 507 с. и др.

обоснование выводов новой теории из всех наук, истинность знаний которых доказана многовековой практикой и опытом человечества. Реализация этих требований и образует современную полинаучную материалистическую парадигму сознания.

Яковлев А.И. Полинаучная парадигма сознания. Автор разрабатывает научный подход к исследованию сознания, основанный на фактическом и теоретическом материале множества наук. Суть предлагаемой парадигмы выражается в специальных принципах изучения сознания.

Ключевые слова: полинаучная парадигма, эволюция, электромагнитное поле, элементное единство, элементарная частица, генная система.

Yakovlev А.!. Polyscientific paradigm of consciousness. The author develops a scientific approach to the study of consciousness, based on factual and theoretical materiall sets of sciences. The essence of the paradigm is reflected in the special theory of consciousness studies.

Key words: polyscientific paradigm, evolution, electromagnetic field, the unity element, elementary particle, gene system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.