Научная статья на тему 'Материально-энергетическое единство Вселенной и сознания'

Материально-энергетическое единство Вселенной и сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
592
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИЯ / MATTER / ЭНЕРГИЯ / ENERGY / ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ / ELECTROMAGNETIC FIELD / ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЧАСТИЦА / AN ELEMENTARY PARTICLE / НЕРВНЫЙ ТОК / THE NERVOUS CURRENT / СОЗНАНИЕ. / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлев Александр Ильич

В статье на материалах истории и со-временных достижений естествознания и философии предпри-нимается попытка обоснования материально-энергетического единства Вселенной и сознания с целью доказательства мате-риальности сознания.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article on the materials of history and modern achievements of science and philosophy the author at-tempts to substantiate the material and the energy of the universe and the unity of consciousness in order to prove the materiality of consciousness.

Текст научной работы на тему «Материально-энергетическое единство Вселенной и сознания»

Известные ученые

(к 75-летию А.И. Яковлева) ============

18 февраля 2012 г. доктору философских наук, профессору Александру Ильичу Яковлеву исполнилось 75 лет. Он родился в г. Куйбышеве Новосибирской области. Детство и юность провел в Томской области. Здесь же началась его трудовая деятельность. В 1959 г. закончил Томский государственный университет, получив специальность - филолог, учитель русского языка и литературы. Работал в областных и центральных комсомольских, партийных органах. С 1994 по 2007 гг. на разных должностях трудился в мэрии г. Москвы, Государственной Думе, Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

40 лет А.И. Яковлев отдал научно-преподавательской работе. В 1986 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Системный анализ эффективности идеологической работы». До 1992 г. работал доцентом, профессором Академии общественных наук при ЦК КПСС. С 1992 по 1997 гг. занимал профессорские должности в ряде московских вузов.

За годы научно-педагогической работы издал более 20 авторских и коллективных монографий, учебных пособий, брошюр, сотни журнальных и газетных статей. Участвовал в написании четырех изданий коллективного учебного пособия «Социальная работа», что способствовало формированию новой научной дисциплины «Социальная работа», ныне включенной в список ВАК. Принимал деятельное участие в разработке теоретических и практических проблем современной российской социологии (коллективный учебник «Социология» - 2002); написал учебное пособие «Политическая социология» (2008).

Начиная с 2000 г. А.И. Яковлев сосредоточился на фундаментальных и специальных проблемах сознания. Некоторые его труды переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.

Для научной и преподавательской деятельности А.И. Яковлева характерен творческий подход к исследуемым проблемам.

Он существенно уточнил классификацию сознания. Помимо деления его на индивидуальное, коллективное, общественное, подсознание, сознание, сверхсознание А.И. Яковлев, он, связав сознание с общественной деятельностью и общественными отношениями, выделил в нем соответствующие виды: экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, международное и т.п. Полагает, что самостоятельной структурой сознания правомерно рассматривать интуицию.

Заметный вклад в разработку проблемы природы сознания А.И. Яковлев внес в нескольких изданиях своей монографии «Материальность сознания» (2008-2011). Ныне в философии, да и в значительной мере в естествознании господствует стереотип идеальности сознания, обоснованный Платоном еще 2,5 тыс. лет назад. Пока главным критерием природы сознания была ощущаемость действительности невооруженными органами чувств, этот стереотип в известной мере был оправдан. Но когда человечество вооружило себя сильными приборами, с помощью которых стали видимы клетки, молекулы, элементарные частицы, стало возможным их измерять, взвешивать, прослеживать их превращаемость, обонять, осязать и обнаруживать другие материальные признаки объектов действительности, критерий ощущаемости утратил свое главенствующее значение для определения природы сознания.

Приоритет получили материальные критерии сознания: измеряемость, превращаемость, природная и историческая эволюция,

2

единство Вселенной, природы и сознания, распространяемость законов косной природы на живую, превращение косной природы - в живую, а живой природы - в сознание. В итоге, по мнению ученого, сознание утратило свою идеальность, превратилось в материальный феномен, как любой предмет косной и живой природы. Своими трудами последнего десятилетия А.И. Яковлев утверждает в науке и философии новую парадигму сознания, суть которой в наиболее общем виде: сознание - объективно-субъективный результат взаимодействия электромагнитного поля Вселенной, природы, человека, его организма, органов, элементарных частиц, воплощающийся в чувственно-предметной деятельности людей. Философские определения сознания как совокупности знаний, интенциональности, эмоциональности и другие сохраняют свое значение, но уже в качестве не родовых категорий, а видовых, исходящих из родового понятия сознания как материального феномена.

А.И. Яковлев - активный автор нашего журнала. Его статьи отличаются не традиционностью подходов к научным проблемам, новизной трактовки многих социально-философских вопросов, убедительностью аргументации.

Статьи о научной деятельности профессора А.И. Яковлева опубликованы во всех изданиях энциклопедического словаря П.В. Алексеева «Философы России Х1Х-ХХ вв.», «Философы России начала XXI века», в словаре «Социологи России и СНГХ1Х-ХХвв.»

Профессор А.И.Яковлев полон новых планов, идей, научных стремлений, увлеченно работает, руководствуясь известным поэтическим девизом - «ни дня без строчки».

Редакция и редколлегия журнала сердечно поздравляют Александра Ильича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья, долголетия, новых научных достижений

3

А.И. ЯКОВЛЕВ

ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

Материально-энергетическое единство Вселенной и сознания

Эволюция научного знания, совершающаяся на протяжении многих веков, с неизбежностью приводит к выводу о единстве природы и сознания. Можно говорить о единстве Вселенной и сознания. Это единство не означает, будто Вселенная и сознание сливаются в некое единое, неразличимое целое. Различие сохраняется по объективным причинам: электромагнитное поле Вселенной во множество раз пространнее и мощнее электромагнитного поля организма человека, его органов и элементарных частиц. Единство состоит в том, что природа и сознание имеют одинаковое физическое и элементное содержание, функционируют по единым законам. Электромагнитное поле Вселенной распространяется на все природные тела, включая человека. Закон сохранения материи и энергии в равной мере распространяется на Вселенную и на сознание. Открытие генетической наследственности выявило существование реликтовых знаний, корни которых уходят в доисторическую древность.

Мысль о единстве Вселенной, природы и сознания в примитивных представлениях уже присутствовала в сознании первобытных людей. Мифы о богах, занимающихся их судьбой, были первым выражением идеи о единстве неба, земли, человека. Естественно, «совершенномудрые» жрецы, обладавшие всей суммой знаний того далекого времени, ни о каком единстве неба и земли, вечных богов и смертных людей даже не помышляли. Зависимость земных тварей от воли богов провозглашалась без осознания того факта, что эта зависимость действительно существует и является обоюдной. В абсолютной массе первоначальное сознание выходило за тесные

* Яковлев Александр Ильич, e-mail: 660510@rambler.ru

пределы черепной коробки лишь в моменты общения первобытных людей друг с другом. Да и то в самой начальной стадии оно представляло собой нечленораздельные звуки, жесты, но уже содержавшие некоторый смысл. Издаваемые звуки распространялись не более чем на расстояние слышимости самого сильного крика, т.е. в пределах ста метров.

Ситуация резко изменила, когда человек изобрел письмо. Дошедшие до нас фрагменты сочинений первых мыслителей, изобретателей, поэтов, писцов являются свидетельствами того, что сознание, зарождаясь, развиваясь, функционируя в мозге, вышло за его пределы, принялось «путешествовать» в пространстве и времени. Платоновское идеалистическое представление, что идеи «гуляют» по небосводу, спускаются на землю в тела людей, потом снова возвращаются на небо, не так уж и идеалистично. Во всяком случае современная наука экспериментально подтверждает, что мысли, концепции, физические, математические формулы по воле людей приобретают способность самостоятельно перемещаться в пространстве и времени и совершают эти «хождения» по свету в формах реальных и ощущаемых. Изобретение А.С. Поповым радио наглядно продемонстрировало, что закодированная речь, превращенная в радиоволны, способна перемещаться в воздушном пространстве на десятки, сотни, тысячи километров.

Первоначальные философские представления о едином устройстве Вселенной связаны с именами «досократиков» (Фалеса, Парменида, Гераклита, Эмпедокла и др.), которые выводили единство мира из первоначальных веществ (воды, огня, воздуха или их совокупности). Платон воспроизводил взгляды своих предшественников, подводя под них мифы о самостоятельном существовании идей, души, которые соединяются с остальным миром по их собственному произволению. Аристотель, не высказывая развернутых возражений, стремится представить возникновение сознания путем раскрытия механизмов

происхождения понятий из осознания сущности природных веществ: из меди возникает медное, из дерева - деревянное, из мрамора -мраморное.

Атомисты Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций считали, что весь мир состоит из атомов, частиц, телец, далее неделимых, сцепляющихся между собой и тем образующих тела различной величины и конфигурации, пребывающие в постоянном движении. Между атомами -пустота. Атомное строение имеет вся Вселенная. Кроме атомов и пустоты во Вселенной ничего нет. Левкипп и Демокрит полагали, что лишь в мнении существуют цвета, сладкое, горькое, на самом же деле имеются только атомы и пустота'.

Эпикур и Лукреций атомистическое строение Вселенной объясняли механистически. «Вселенная безгранична, - писал Эпикур, - ибо если бы пустота была безгранична, а тела ограничены по числу, то тела нигде не останавливались бы, но неслись бы рассеянные по безграничной пустоте, потому что не имели бы других, которые поддерживали бы их и останавливали бы обратными ударами. А если бы пустота была ограничена, то безграничные по числу тела не имели бы места, где остановиться»2.

Гениальный римский философ и поэт Тит Лукреций повторял вслед за Эпикуром:

«...ибо, где есть пространство, что мы пустотой называем, Тела там нет, а везде, где только находится тело, Там оказаться никак не может пустого пространства».

Лукреций полагал, что атомы «это - вещей семена и начала» мира, то, «из чего получился весь мир, существующий ныне»3.

Первоначальный мир представлял собой хаос телец, мятущихся в вихревом вращении атомов и соединившихся в большие образования:

«Стало тогда от земли отделяться высокое небо,

1

См.: Антология мировой философии. М., 1969, т.1, ч.1, с. 330-331.

2 Там же, с. 348.

Лукреций. О природе вещей. М., 1936, с. 8.

Стали моря отходить, обособившись водным пространством, И выделяться огни стали чистые в дальнем эфире» .

Атомистическим строением Вселенной Эпикур и Лукреций обосновали и бесчисленность миров, что и послужило, по всей вероятности, отправной точкой для развернутого обоснования бесчисленности миров Дж. Бруно, который был хорошо знаком с философией древнегреческих атомистов. Эпикур писал: «...миры безграничны по числу, как похожие на наш мир, так и не похожие. .Ибо атомов число безгранично, .несутся даже очень далеко, .нет ничего, что препятствовало бы признанию безграничного числа миров»2.

Лукреций повторил эту мысль в стихах:

«... остается признать неизбежно, Что во Вселенной еще и другие имеются земли, Да и людей племена и также различные звери. Надо признать, что подобным же образом небо, Солнце, луна и земля, и моря, и все прочие вещи

о

Не одиноки, но их даже больше, чем можно исчислить.» .

Интуитивный вывод об атомистическом единстве бесконечных миров Вселенной логично привел древних материалистов к заключению, что сознание, также состоящее из атомов, является органической частью единой Вселенной. Но это была лишь гениальная догадка: никакими опытными материалами атомисты не располагали.

Эпикур в понимании сущности сознания в определенной мере выходит за пределы атомистическо-механистической парадигмы Левкиппа и Демокрита. Сознание понимается Эпикуром как «истечения атомов в плотных телах», которые представляют собой «образы» этих тел и «имеют непревосходимую тонкость, ...непревосходимую быстроту,

1

Лукреций. О природе вещей. М., 1936, с. 150.

2 Антология мировой философии, т.1, ч.1, с. 349.

3 Лукреций. Указ. соч., с. 64-65.

.возникновение образов происходит с быстротою мысли, ... его нельзя заметить посредством наблюдения»1.

Лукреций возникновение сознания представляет как материальный процесс:

«Что же касается звуков, какие язык производит, - природа Вызвала их. А нужда подсказала названья предметов Тем же примерно путем, как и малых детей, очевидно, К телодвиженьям ведет неспособность к словам, понуждая Пальцем указывать их на то, что стоит перед ними.

А потому полагать, что кто-то снабдил именами Вещи, а люди словам от него научились впервые -

о

Это безумье.» .

Более того, Лукреций предвосхищает открытия Х1Х-ХХ вв. о передвижении мыслей по воздушному пространству: с поверхности тел стекают их отображения («призраки»):

«.с поверхности всяких предметов Отображения их отделяются тонкого вида, Даже тупому уму понять это будет нетрудно».

Призраки их «в воздухе реют, летая во всех направленьях»3.

Но эти «призраки» могут истекать и из внутренних структур: «.тельца вещей, как мы видим, способны Вон из глубин вылетать потаенных и мчаться, как мчится Солнечный свет или жар, вылетая наружу, мгновенно Всюду по своду небес растекаясь широким потоком, Перелетая моря, заливая и землю и небо.»4.

Первоначальные представления о единстве Вселенной и сознания были наивными. Какой-либо аргументации своих взглядов древние философы не приводили. Но эта наивность носила отпечаток гениальности ее носителей. Атомистический материализм Демокрита, Эпикура, Лукреция уже представлял сознание в тесной связи с материей

Антология мировой философии, т.1, ч.1, с.349.

2 Лукреций. Указ. соч., с. 165.

3 Там же, с. 104.

4 Там же, с. 108.

Вселенной. Эта связь была ограниченной и не ощущаемой самими атомистами. Ее можно сравнить с движением невидимых атомов, составляющих атмосферу, с испарениями газов, испускаемых растениями и животными. Этот период в истории разработки проблемы единства Вселенной и сознания, видимо, правомерно назвать древним, в котором господствовали мифологическо-идеалистические и атомистическо-механистические взгляды.

Проблемой единства Вселенной занимались не только философы и поэты, но, пожалуй, больше всего естествоиспытатели, в первую очередь те, кто занимался исследованиями Вселенной, ее устройством, а также медики. Анатомические исследования человеческого организма древнегреческими врачами - Гиппократом, Алкмеоном Кротонским, Эразистратом и другими - привели к убеждению, что все чувственные ощущения по нервам достигают головного мозга. Все представления о прекрасном, безобразном, высоком, низком, добром, злом, учил Гиппократ, исходят из головного мозга. Платон, Аристотель в своих сочинениях присоединяются к выводам медиков.

Первым создателем теории Вселенной был Клавдий Птолемей. Его система Вселенной имела геоцентрический характер, т.е. в центре Вселенной находилась Земля, а вокруг нее вращались Солнце, звезды и планеты. Ошибочное заключение Птолемея тем не менее создало устойчивую теоретическую базу для представлений о единстве природного мира и сознания. В рамках солнечной системы эта теория в известной мере позволяла объяснять многие процессы, происходящие на Земле и вокруг нее. Исчисления временных отрезков древними египтянами, шумерами, вавилонянами, производимые путем наблюдения за движениями Солнца, Луны, Земли, за изменениями в земной природе, стихийно подводили их к мысли, что солнечная система, земля, косная и живая природа между собою связаны, образуют некую целостность. Обнаружение этого единства и позволило древним точно определить

9

пространственные и временные длины, которыми мы пользуемся и по сей день. Эти открытия древних были первыми научно осмысленными представлениями о единстве Вселенной, космоса, Земли и сознания. Их научные выводы навсегда вошли в содержательную структуру сознания человечества. Но выводы эти были скорее интуитивными догадками. Развернутых обоснований этого единства в их сочинениях не имеется.

Система Птолемея просуществовала до 1543 г., когда Н. Коперник доказал, что центром Вселенной является Солнце, а Земля всего лишь небольшая планета, вращающаяся вокруг Солнца. Система Коперника получила название гелиоцентрической. Польский каноник произвел переворот не только в учениях о мироздании, но и во взглядах на единство Вселенной и сознания, хотя сам он к этой формуле не пришел. Это стало возможеным лишь после фундаментальных открытий: Д. Максвеллом - электромагнитного поля Вселенной, а физиологами и медиками - электромагнитных полей человека, его организма, органов, элементарных частиц.

Ранние взгляды на устройство Вселенной носили механистический характер. Почему планеты и Солнце движутся вокруг Земли и не падают друг на друга, первые теоретики Вселенной объяснить не могли. Птолемей представлял небо вращающейся жидкой сферой, по которой и движутся по круговым орбитам планеты. Небесная твердь, или небо «неподвижных звезд», находится за орбитами планет. Дальше - «небо вод» (из него идет дождь). Еще дальше - «перводвигатель». На самом краю - «Обиталище душ»1. Лукреций ограничивался констатацией фактов без их объяснений: все тела падают вниз, за небольшим исключением: все растения тянутся вверх, а балки строений выпираются вверх подземными водами.

Когда речь заходит об устройстве всего мира, а не только звездного неба, то приходится говорить обо всех уровнях взаимодействия:

1

См.: Соломатин В.А. История и современные концепции естествознания. М., 2000, с. 69.

микромира, мегамира, метамира. Взаимопритяжение и взаимоотталкивание происходит не только между планетами, отдельными звездами и звездными системами, но и между элементарными частицами тел, составляющими эти тела. Эпикур и Лукреций утверждали, что из «телец» состоят все тела, все вещества Вселенной, включая и живое вещество сознания (в скобках надо заметить, что формула «живого вещества» закрепилась в сознании ученых лишь после гениальных трудов В.И. Вернадского).

В период Средневековья возобладало представление о том, будто сознание боговдухновенно. Но наряду с этим теологи уже не обходили вниманием тот факт, что существуют органы ощущения, которые и воспринимают предметы действительности. Христианские теологи И. Дамаскин, Г. Палама, хотя и считали, что сознание - дело рук божьих, нашли убедительные материалы о едином строении человеческого мозга и единых, свойственных всем людям ощущениях. О роли ощущений говорили практически все мыслители Средневековья. Даже «ангельский доктор» Ф. Аквинский не смог отмахнуться от примитивного практического сознания христианской паствы, основанного на ощущениях.

Несмотря на фантастичность представлений о происхождении сознания теологи не могли не признать, что между «тварями человеческими» и богом существует единство (хотя и одностороннее). Земные люди и небесный Вседержитель мыслят в одних и тех же категориях, у них одинаковые представления о добре и зле. «Воспринимая» от богов заветы о добродетели, люди сначала превратили их в естественное право, а затем оформили его и в законодательное, юридическое право. В средние века не удалось продвинуть сколько-нибудь вперед идею единства природы и сознания в научном плане. В значительной мере этому мешала реакционная позиция католицизма, не признававшая никаких иных взглядов на мир и

сознание, кроме тех, что содержались в Святом писании. В этом отношении период Средневековья стал бесплодным.

Принципиальные изменения во взглядах на единство Вселенной, природы и сознания наступили в позднее Возрождение и Новое время, которое открыло новый период в истории человечества. Уже на рубеже среднего и нового времени материалист Ф.Бэкон открыл «идолы», «пещеры» сознания, указав на реально существующие социальные причины их появления. Открытие «идолов» подвело философов к выявлению различных гносеологических уровней сознания, процесс образования которых представлялся единым: в ощущениях воспринимаются образы действительности, а они превращаются в «идолы», «пещеры» сознания.

Гениальный художник, философ, инженер Леонардо да Винчи последовательно соединял природу, человеческую мысль в видимые и невидимые связи. В его художественном наследии немало произведений, изображающих деревья, соединенные замысловатыми лентами, паутинами, лучами, а изображаемый воздух насыщен течениями, размывающими четкость воспринимаемых предметов природы, представляя таким образом связь земли и неба.

В XVI в. естествоиспытатель англичанин В. Г. в своих опытах с магнитами обнаружил, что они имеют полюса, противоположные по своей притягивающей силе. Он предположил, что наша Земля - большой круглый магнит, изготовил из магнита шар и показал, что разные участки шара или притягивают магнитную стрелку, или отталкивают ее. На основе работы магнита был изобретен компас. Гильберт высказал провидческое положение: через три века Дж. Максвелл развернет и обоснует электромагнитную теорию всемирного тяготения. В. Гильберт дал веское подтверждение представлениям о единстве Вселенной. Они пока оставались «собственностью» отдельных ученых, в массовое сознание еще не вошли. Но начало было положено.

Н. Коперник раздвинул магнетическую концепцию Гильберта. К его объяснению взаимосвязи тел природы на основе их общего свойства -магнетизма он добавил механистическое толкование взаимосвязи планет. Она объясняется разным размером и массой небесных тел. Польский каноник, крупнейший естествоиспытатель и философ начального периода Нового времени заметил, что большие планеты вращаются вокруг Солнца медленнее, а маленькие быстрее. Монах Дж. Бруно, продолжая гелиоцентрическую концепцию Н. Коперника, опираясь на данные естествознания Нового времени, повторил революционную мысль Эпикура и Лукреция о бескрайности Вселенной и бесчисленности миров. «Монах произвел революцию», - оценил бесстрашный труд Дж. Бруно Ф. Энгельс.

Научная мысль о единстве природы настойчиво пробивала себе путь к сознанию людей. Идея единства природы и сознания становилась все более наглядной и доступной менее образованным массам.

Последователь Коперника, знаменитый итальянский естествоиспытатель Г. Галилей посвятил значительную часть своих исследований изучению движения тел в разных условиях. Он доказал, что люди, плывущие на корабле в закрытом помещении, не ощущают движения корабля, потому что они передвигаются по морю с той же скоростью, что и корабль. Он открыл закон равного ускорения падающих тел независимо от их веса: «пушечное ядро не опережает мушкетную пулю», оба движутся с одинаковым ускорением, равным « 9,8 м/сек. Галилей показал, что вода по мере нагревания расширяется и поднимается по узкому горлышку колбы. Он придумал «термостат» (прообраз современного термометра). Галилей изобрел телескоп и обнаружил на Луне горы, а на Солнце пятна и сделал вывод, что Луна и Земля очень похожи друг на друга. Относительно устройства солнечной системы заключил, что все планеты солнечной системы имеют одинаковое строение, движутся по одинаковым, круговым орбитам,

13

только с разной скоростью. Астрономические наблюдения Галилея полностью подтвердили гелиоцентрическую систему Коперника. Его открытия и изобретения значительно расширили представления о единстве мира. Дались эти доказательства тяжело: сочинения Коперника были запрещены, Бруно католическая «святая инквизиция» сожгла на костре, Галилея церковь осудила на пожизненное домашнее заключение.

Воззрения Коперника, Бруно, Галилея на единство мира еще не оформились в какую-то осмысленную концепцию единства природы и сознания. Но они продолжали стихийные поиски этого единства, начатые древними атомистами. Если учения древних греков и римлян можно сравнить с невидимыми истечениями газов или испарений, то теории натуралистов Нового времени уже сравнимы с обильным капельным истечением, производимым всеми телами и мирами Вселенной. Научно обоснованное учение Дж. Бруно о существовании бесчисленных миров -это уже настоящий «дождь», в котором слились в единство Вселенная и сознание. Но сами авторы поворотных открытий воспринимали этот «дождь» не более как естественное природное явление.

Одновременно с Галилеем жил и творил великий астроном и математик И. Кеплер, доказавший, что планеты движутся не по круговым, а по эллиптическим орбитам. Он был сильно взволнован своим открытием, так как оно опрокидывало сложившиеся представления о круговых орбитах движения планет. Но расчеты убедили его, что, к примеру, Марс движется по эллипсоидной орбите с отклонением от круговой в 8' (угловых минут). Кеплер вывел законы движения планет: 1) каждая из планет движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце; 2) радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени покрывает равные площади; 3) квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей их орбит1. Кеплер не связывал свои исчисления с идеей единства

См.: Соломатин В.А. Указ. соч., с. 121-122.

Вселенной и сознания. Эта мысль даже не приходила ему в голову. Какова исходная причина движения планет по единым законам, великий астроном и математик ответить не мог, хотя высказывал мнение, что этой причиной является взаимное притяжение небесных тел. Дальше этих сугубо физических представлений о единстве мира немецкий астрофизик и не мог пойти. Но сегодняшние естествоиспытатели, обладая несравненно более обширными знаниями о Вселенной, природе и сознании, уже понимают, что определить отношения квадратов периодов обращения планет как кубов больших полуосей орбит можно, только познав физическую суть этих взаимоотношений, выразив ее в математических расчетах. Если бы сознание ученых ХУ!-ХУ!! вв. не поднялось на этот уровень понимания единства Вселенной и сознания, то и выразить его в математической формуле было бы невозможно. Хотя, еще раз повторю, сами ученые этого единства не осознавали. Естествоиспытатели и философы Нового времени шли к признанию единства мира и сознания интуитивно, неосознанно прокладывая путь к его открытию будущим поколениям.

Впервые научное обоснование единства мироздания, взаимного притяжения тел Вселенной дал гениальный английский физик, математик и философ Исаак Ньютон. Он открыл законы механического движения абсолютно всех тел: от пылинки до гигантских тел и образований Вселенной. Эти законы составляют основу классической механики и не утратили своего значения по сей день.

Ньютон движение и взаимодействие тел связывает с внешней силой. О внутренних силах, вызываемых имманентными противоречиями тел, он не говорит, поскольку в его время о самодвижении идей, открытом Платоном, успели забыть, а элементарные частицы тел (атомы), магнетизм которых мог бы подсказать ученым мысль о существовании внутренних причин движения тел, были известны даже не всем ученым. Но механистические представления Ньютона о движении и

взаимодействии тел были гигантским шагом вперед в понимании устройства мира и его взаимосвязей. Его учение на протяжении двух веков было основой всех дальнейших открытий в науке. И. Ньютон предпринял попытку распространить законы механики и на социальный мир, что нашло отражение в социальных и гуманитарных теориях последующих веков. Его учение о механической гравитации тел Вселенной гигантски раздвинуло рамки сознания в понимании процессов во Вселенной и природе.

И. Ньютон освободил теорию познания от эмпирической фактологической парадигмы и утвердил общенаучную методологическую парадигму. Вопрос об истинности научного знания был перенесен на почву методологического анализа. Истинность теории - это проблема, для решения которой необходимо проверить соответствие между аксиомами, или «началами», этой теории и разветвленной системой выводов и следствий. В открытом им всемирном тяготении он отказывался определять его природу в рамках науки, так как для утверждения ее как научной истины в современной ему науке еще не было достаточных оснований, и вводил закон тяготения как необходимую часть физико-математической модели мира, позволяющей точно описывать и предсказывать наблюдаемые физические и астрономические явления1.

И. Ньютон предпринял попытку установления единства Вселенной и сознания. Свои представления о механистическом устройстве мира он распространил и на философское знание, написав знаменитую книгу «Математические начала натуральной философии», ставшую на долгое время методологической основой для понимания единства Вселенной, природы и (отчасти) сознания. Свое учение о механистической природе всемирного тяготения он распространил на теорию света, оптики, электричества и даже в некоторой степени на физиологию. Единство

См.: Порус В.Н. Ньютон // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001, т.3, с. 112-113.

мира выражается в том, что Вселенная - это не что иное, как «чувствилище Бога». Попытка осмысления единства мировой механики в философии может быть признана первой попыткой научного осознания реального единства Вселенной и сознания. Во всяком случае открытие механистических законов всемирного тяготения говорило о том, что человеческое сознание уже развилось до того, чтобы вскрыть, обосновать и ввести в научный и практический оборот знания о единстве мира, косвенно признав этим, что и сознание входит органической частью в это единство.

Поколения ученых Нового времени, сохраняя интерес к процессам Вселенной, открыли взаимосвязь в отношениях тел и веществ микромира. Уже Г. Лейбниц, с которым Ньютон соперничал в исследовании дифференциальных исчислений, занялся исчислением бесконечно малых. К. Гаусс много сил отдал обоснованию метода наименьших квадратов, с помощью которых производилась обработка физических измерений, благодаря чему достигалась их наибольшая точность. Гаусс является одним из основоположников неэвклидовой геометрии, вводившей плоскостную геометрию Эвклида в пространственную и сферическую геометрию. Математическое сознание благодаря этому поднималось на новую ступень в осмыслении единства мира и сознания. Ведь математика со времен Пифагора - учение не только о соразмерностях физических тел и их исчислениях, но и в не меньшей степени - учение о гармонии, цикличности, равномерности, периодичности движения тел и явлений природы.

Г. Фаренгейт, Р. Реомюр, А. Цельсий, У. Томсон (лорд Кельвин) построили температурные шкалы, позволявшие исследовать явление теплоты, что со временем превратилось в теорию термодинамики. Их открытия и изобретения связывались с понятием «внутренней энергии». М.В. Ломоносов разработал начала молекулярно-кинетической энергии, что позволило взглянуть на внутренний механизм зарождения и

поведения тепла в телах. Начались первые опыты по электричеству и магнетизму (Р. Реомюр, Б. Франклин, М.В. Ломоносов, Г.В. Рихман). Были открыты законы сохранения материи и энергии. Ф. Эпинус разделил электрическую силу на положительную и отрицательную. Эти открытия обогащали сознание естествоиспытателей, выводили их на дорогу к признанию единства Вселенной и сознания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Новое время большой вклад в обоснование концепции единства Вселенной внесли исследователи растительной и животной сфер, сделавшие фундаментальные открытия в растительном и животном мире планеты. Нидерландский натуралист А. Левенгук открыл простейшие организмы, бактерии, сперматозоиды, эритроциты. Итальянский микробиолог М. Мальпиги основал микроскопическую анатомию, открыл капиллярное кровообращение, дал микроскопическое описание тканей ряда растений, животных и человека. Нидерландский натуралист Я. Сваммердам продолжил микроскопические исследования животных, что вывело микроскопию в число самостоятельных наук. Не только огромные тела и образования Вселенной, но и микроскопический мир земных растений и животных свидетельствовал о единстве природы. Исследования натуралистов подвели под гениальные догадки древних о микроскопическом (атомарном) строении всех тел Вселенной убедительные научные данные о ее единстве на всех уровнях. В самом конце XVIII в. Л. Гальвани открыл «животный ток». Его открытие послужило сигналом к исследованиям электромагнитной динамики живых организмов.

Открытия естествоиспытателей Нового времени решительно повернули естествознание к признанию единства Вселенной. Это положение прочно закрепилось в сознании научной общественности многих стран мира. Эпохальные открытия Нового времени представили единство Вселенной и сознания как научный факт. В истории разработки данной проблемы Новое время - большой самостоятельный этап,

18

мощно двинувший вперед всю науку в направлении дальнейшего обоснования единства природы и сознания. В научном сознании естествоиспытателей Нового времени прочно закрепилось представление о единстве Вселенной. Оставалось включить в это единство сознание. Но об этом мыслители во весь голос заговорят лишь во второй половине XIX в.

XIX век ознаменовался тем, что в самом его начале были совершены крупные открытия в области электричества. Итальянский естествоиспытатель А. Вольта измерил силу и напряжение электрического тока, своими физическими опытами подтвердил существование «животного тока». Электричество из сферы теоретического знания перешло в область практического применения. Знания электричества стали достоянием не только единиц ученых, они стремительно вошли в сознание сотен и тысяч инженеров, стали неотъемлемой частью сознания. Р. Клаузиус глубоко исследовал «внутреннюю энергию» тел, что послужило толчком к возникновению учения «энергетизма», доказывавшего, что энергия служит субстанциальной и динамической основой мира1. Это представление оказало значительное влияние на толкование физиологами энергетических механизмов психической деятельности высокоразвитых животных, включая человека (В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский и др.).

В 1820 г. Г. Эрстед обнаружил связь между электричеством и магнетизмом. Он открыл, что электрический ток производит магнетизм. А. Ампер сделал попытку соединения электрических и магнитных явлений. Он пришел к выводу, что «постоянный» магнетизм объясняется существованием внутри магнита элементарных круговых токов; магнетизм - проявление электричества.

1 Энергетисты совершили ошибку, признав энергию чуть ли не единственной формой материи. Но само открытие энергетической связи в телах и организмах природы, несомненно, явилось крупным научным достижением, использование которого физиологами предоставило широкие возможности для объяснения материальной природы возникновения психики и сознания человека.

М. Фарадей поставил перед собой задачу превратить магнетизм в электричество. Он добился этого, установив, что электрический ток возникает из магнита при условии изменяющегося во времени магнитного воздействия: в момент замыкания или размыкания цепи при движении магнита относительно электрической катушки. Таким образом, выяснилось, что электричество и магнетизм имеют динамическую, а не статическую связь. М. Фарадей установил и явление «магнитного поля», когда магнитные явления возникают не только в электрических проводниках, но и в пространстве между ними.

Представление М. Фарадея об электрическом поле было развито Дж. Максвеллом, чьи труды кардинально изменили существующую со времени И. Ньютона механистическую картину мира, представив ее не только как механистическую, но и как электромагнитную. Максвелл развил представления о поле в стройную теорию электромагнитного поля. В книге «Динамическая теория поля» он пишет: «Теория, которую я предлагаю, может быть названа теорией электромагнитного поля, потому что она имеет дело с пространством, окружающим электрические и магнитные тела, и она может быть названа динамической теорией, поскольку допускает, что в этом пространстве имеется материя, находящаяся в движении, посредством которой и производятся наблюдаемые электромагнитные явления». По Максвеллу, «электромагнитное поле - это часть пространства, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в электрическом или магнитном состоянии»1.

Открытия Г. Эрстеда, М. Фарадея, Дж. Максвелла привели к тому, что был сделан вывод о существовании вселенского электромагнитного поля. Представления о всемирной пустоте ушли в прошлое. Сегодняшняя точка зрения на структуру Вселенной заключается в том, что она состоит из звезд, созвездий, галактик, комет, астероидов и других тел,

См.: Соломатин В.А. Указ. соч., с. 245-248.

погруженных во вселенское электромагнитное поле, которое производится всеми этими телами и оказывает влияние на движение любого тела во Вселенной, в том числе на живые организмы Земли, включая человека.

Всеобщая электромагнитная связь проявляется и в оптике. Это можно проследить, рассматривая, в какой мере взаимозависимость силы излучения выражается в освещенности предмета и в восприятии органами зрения предметов в зависимости от их освещенности: одно дело - излучение и восприятие черного угля, другое - излучение и восприятие золотого самородка; одно дело - электромагнитная волна черной нефти, другое электромагнитная волна, истекающая с поверхности тела, покрытого белой эмульсией. Но в любом случае между лучами света и освещенными поверхностями имеется взаимная связь. Лучи, истекающие с поверхности предметов проходят сквозь атмосферу. В зависимости от ее плотности луч бывает или ярким, или тусклым, размытым. Попадая из одной среды (воздуха) в другую (воду), луч света преломляется. В зависимости от освещаемого материала (к примеру, кристаллического вещества кальцита) луч, проходя сквозь него, раздваивается. А до этого еще Ньютон установил, что в зависимости от кривизны линзы свет распадается на различные цвета, образуя спектр света. А еще раньше, в IV в. до н.э. Платон установил связь цвета предметов с их освещенностью. Эту связь он распространил и на душу: душа в семерках видит предметы неясно, размытыми, «кажется, что она тупеет», а в светлое время дня видит предметы и их краски отчетливо.

В. Гершель в 1800 г. открыл тепловое излучение. Он установил, что показания термометра увеличиваются по мере продвижения от фиолетовой зоны спектра к красной. Ученый обнаружил, что наибольшее тепловое излучение приходится на инфракрасную зону. Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Согласно этой теории,

электромагнитные волны и свет подчиняются одним и тем же законам:

отражения, преломления, интерферирования, поляризации, - что указывает на их единую природу.

Повторно (после Эпикура и Лукреция) открытые Ньютоном законы механики; теория электромагнитной динамики Дж. Максвелла; теоретические выводы об оптике и свете; исследования теплоты окончательно утверждали всеобщий закон Вселенной о взаимосвязи всех тел и веществ в мире, о единстве Вселенной. Эти фундаментальные открытия вошли в сознание мировой научной общественности.

Оставался последний шаг, чтобы распространить законы Вселенной на сознание, что и было сделано во второй половине XIX в. А после экспериментального обоснования Э.Г. Дюбуа-Реймоном «животного тока» (нейронного, нервного) положение о единстве Вселенной и сознания было экспериментально подтверждено. Многовековые поиски убедительного обоснования единства мира и сознания завершились убедительными экспериментами. Окончательно научное представление о единстве природы и сознания закрепилось в науке лишь в первой трети XX в. Решающую роль в этом сыграли исследования мозга, произведенные многими физиологами европейских стран. Значительный вклад в обоснование единства природы и сознания был сделан российскими физиологами И.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым, Н.Е. Введенским, И.П. Павловым, А.А. Ухтомским и их последователями.

Открытие электрона ясно указывало на то, что электромагнитные излучения мозга, превращающие возбуждения нейронов в сознание, являются органической частью электромагнитного поля Вселенной. Сознание и Вселенная - целостное единство, составные компоненты которого представляют собой специфические модификации одного и того же феномена - электромагнитного поля Вселенной.

Связь элементов микромира, открытая химиками, также доказывает всеобщую связь тел и веществ во Вселенной. Периодическая система

химических элементов, открытая Д.И. Менделеевым в 1871 г.,

22

дополнительно подтвердила всеобщую связь во Вселенной и на микроуровне.

Столь же блистательно начался и период Новейшего времени, начало которому положил XX век.

Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна экспериментально подтвердила электромагнитную теорию всемирного тяготения Дж. Максвелла. Эйнштейн пришел к выводу, что пространство и время имеют не прямолинейный, а искривленный характер. Если тело (межпланетный корабль) движется в межпланетном пространстве, то во время полета оно подвергается притяжению или отталкиванию планет, мимо которых тело пролетает, попадая в зону их электромагнитного поля. По общей теории относительности, лучи света, проходящие вблизи Солнца, обязаны искривляться. Опыты, проведенные во время солнечных затмений в 1919 и 1922 гг., показали полное совпадение наблюдений об искривлении света с выводами общей теории относительности.

В 20-х гг. XX столетия общая теория относительности получила всемирное признание. Нынешние руководители полетов межпланетных объектов вычерчивают траекторию их полетов в соответствии с общей теорией относительности Эйнштейна. Так теория Максвелла об электромагнитном поле Вселенной еще раз была блестяще подтверждена. А концепция единства Вселенной и сознания превратилась из теоретического положения в практический инструмент освоения пространства Вселенной. Все последующие открытия естествознания неизбежно подтверждали вывод о единстве природы и сознания, тем самым утверждали истинность научных представлений о материальности сознания.

С открытием лучей радия были проведены опыты по искривлению лучей этого элемента. Луч радия, проходящий через магнитное воздействие, распадается на три луча - а, в, у. Исследования р-частиц

показали, что они представляют собой поток электронов, движущихся со скоростями, близкими к скорости света. Излучение у-частиц по своим свойствам близко к рентгеновскому, но обладает еще большей проникающей способностью. После измерения длины волны рентгеновского излучения стало ясно, что у-излучение - это электромагнитное излучение с весьма малой длиной волны (10-4 - 10-7 мкм), меньшей, чем длина волны рентгеновского излучения. Эти наблюдения за распадом радия ещё раз подтвердили закон всемирного излучения энергии живыми и косными телами, единство Вселенной, ее органическую связь с сознанием.

Э. Резерфорд и Ф. Содди обнаружили спонтанный распад некоторых частиц радиоактивных веществ, в частности радия, урана, сопровождающийся излучением энергии в количествах, огромных по сравнению с энергией, освобождающейся при обычных молекулярных изменениях1.

В биосфере всеобщая электромагнитная связь во Вселенной подтверждается, прежде всего, тем, что во всех растениях под воздействием солнечных лучей образуется зеленое вещество хлорофилл. На генетическом уровне все злаки повторяют одни и те же замкнутые циклы развития: зерно ^ росток ^ перо ^ трубка ^ колос ^ зерно. В модифицированном виде эти циклы проявляются во всех растениях. В случаях, когда длительное время не выпадают дожди, которые растворяют питательные вещества в земле и тем самым становятся доступными растениям (в превращенном виде получают энергию солнца), растения или погибают, или не достигают полного развития.

Эволюционная теория наиболее последовательно была разработана Ч. Дарвином. Происхождение человека он связывал с эволюцией человекоподобных обезьян. Они оказались наиболее приспособленными

См.: Соломатин В.А. Указ. соч., с. 361-363.

к меняющимся условиям жизни и со временем (в течение нескольких сотен тысяч лет) превратились в человека. Дарвин выдвинул и теорию естественного отбора наиболее жизнестойких особей одного и того же вида. Теория естественной эволюции Дарвина нашла блестящее подтверждение в исследованиях биологов, генетиков XX в. Академик А.И Опарин разработал стройную теорию эволюционного происхождения жизни на земле. Академик Н.И. Вавилов явился основоположником учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений, составил географию их размещения по пространству Земли; обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов. Английский биофизик Ф. Крик и американский биохимик Дж. Уотсон создали модель структуры ДНК (двойную спираль), что вывело молодую науку генетику на качественно новый уровень, превратило ее в практическую отрасль знания, нашедшую широкое применение в деятельности по выведению высокоурожайных растений, высокопродуктивных пород скота, открыло новые направления в медицине по излечению больных тяжелыми заболеваниями, такими, как рак, болезни крови и др.

Многочисленные исследования мозга, особенно поведения его клеток под воздействием нервного тока, показали, что мозг подчиняется всеобщим законам Вселенной, благодаря чему клетки мозга непрерывно трансформируются, расщепляются, синтезируются, обретают новые качества, останавливаются, тормозятся, вновь ускоряются, приводя в движение все органы человека, в том числе речевой аппарат, следствием чего и являются членораздельная речь, сознание. О единстве природы и сознания со всей определенностью сказал американский биохимик А. Ленинджер: «Объекты живой природы состоят из «неживых» молекул .они подчиняются всем законам физики и химии, описывающим поведение неодушевленной материи. Молекулы, из которых состоят

живые организмы, подчиняются всем известным законам химии, но, кроме того, они взаимодействуют между собой в соответствии с другой системой принципов, которой мы можем дать общее название -молекулярная логика живого состояния»1.

В.И. Вернадский был убежден, что жизнь во Вселенной существовала всегда. На Земле жизнь могла появиться благодаря реализации трех возможностей: «1) жизнь создалась на Земле при космических стадиях ее истории, не повторяющихся в позднейшие исторические эпохи; 2) жизнь была на Земле и в космические эпохи ее былого, она извечна; 3) жизнь, извечная во Вселенной, явилась новой на Земле, ее зародыши приносились в неё извне постоянно, но укреплялась на Земле лишь тогда, когда на Земле оказывались благоприятные для этого возможности»2. Вернадский полагал, что и жизнь, и сознание возникли в результате геологического развития Земли. Живое вещество, участвующее в планетарных процессах, ученый характеризовал химическим составом, весом, скоростью размножения, ростом и воздействием на окружающую среду.

Наиболее убедительным подтверждением истинности взглядов Вернадского является проникновение человека в глубины Вселенной. Человечество вступает в новую эру своей истории. Начав с галилеевского телескопа, оно вооружило себя такими приборами, которые позволили ему непосредственно изучать ранее недоступные объекты Вселенной. Гениальное предвидение Эпикура, Лукреция, Дж. Бруно о существовании иных миров, населенных живыми организмами, сегодня стало непосредственной практической задачей. Астрономы открыли сотни миллиардов иных звездных систем, гипотетически «обнаруживают» признаки возможной жизни на Марсе, Венере, спутниках Сатурна.

1 Ленинджер А. Основы биохимии. В 3 т. М., 1985, т.1, с. 12,14.

2 Цит. по: Соломатин В.А. Указ. соч., с.450.

В умах больших масс населения Земли утверждается взгляд, что Земля - органическое тело Вселенной, она прошла те же ступени эволюции, что и другие планеты солнечной системы. Геологи, биологи, химики и другие естествоиспытатели ищут земные аналоги жизни на других планетах, открывают немыслимые до недавнего времени формы жизни, которые, возможно, существуют и на других объектах солнечной системы, Вселенной. Некоторые гипотезы восхищают своей фантастической логикой. Но фантастика основывается на реальных аналогах в земной и межзвездной природе. Похоже, человечество совершает какой-то гигантский виток в своем духовном развитии. Древние мыслители фантазировали о бесконечности Вселенной, о существовании иных миров и жизни в них. Нынешние ученые тоже фантазируют. Мифологические фантазии древних философов нашли подтверждение в наше время, спустя несколько тысячелетий. Почему бы не поверить и фантазиям нынешних натуралистов? Аналогия -признанный способ исследования неизвестных миров.

Естествоиспытатели и наиболее прозорливые философы на многочисленных примерах доказали, что жизнь и сознание возникли в результате многочисленных эволюционных и катастрофических превращений земной и вселенской материи. Сознание - результат многих химических, физических, электрических и иных превращений, происходящих в пространстве Вселенной, приземной атмосфере, на Земле, в мозгу человека. Физиологи доказывают единство Вселенной, Земли и человека. Эволюция создала человеческий мозг, элементная структура которого во многом повторяет элементную структуру Вселенной и Земли. Сознание - естественный результат материально-энергетических превращений этих элементов.

Многовековые наблюдения, эксперименты, вычисления доказали единство Вселенной и сознания. Сознание в обобщенном виде правомерно определить как объективно-субъективный результат

27

взаимодействия электромагнитного поля Вселенной и электромагнитного поля человека, его органов, элементарных частиц. Эту дефиницию критикуют за чрезмерно обобщенную формулировку, якобы этим философ нарушает аристотелевский логический закон достаточного основания. Критики не обращают внимания на существенную характеристику результата - «объективно-субъективный»: объективный здесь - первичное, электромагнитное поле Вселенной, а «субъективный» - вторичное, электромагнитное поле мозга, его органов, включая речевой аппарат, которые у каждого человека строго индивидуальны, т.е. субъективны. Их взаимодействие и производит сознание. Если бы материальное электромагнитное поле Вселенной не воздействовало на рецепторы человека, а их возбуждения не превращались бы в мысленные, звуковые, письменные сигналы сознания, то человек никогда бы не смог осознать существование объективного мира и воспроизвести его в своем субъективном сознании.

Предлагаемая дефиниция сознания указывает на материальный исток сознания. Это объективно. Но необходимо также не забывать о специфике сознания как самостоятельного феномена. Эту специфику не понять без учета философской концепции сознания, трактующей сознание как совокупность знаний о внешнем и внутреннем мире человека, включающей в себя также психические, интенциональные, эмоциональные, интуитивные и другие аспекты. Важно подчеркнуть, что эти аспекты проявляются в материальной форме электромагнитных волн, звуков, созвучий, смысловых членов звуковой, письменной, знаковой речи человека.

Вывод о материальности сознания имеет не только научное, но и большое практическое значение. Открытие электрона привело к созданию науки электроники и электронной промышленности. Это открытие проложило прямую дорогу к признанию сознания материальным

образованием, что означает, что наука берет на свое вооружение новую

28

парадигму сознания. А это порождает такую фантастическую гипотезу, которая позволяет предполагать, что сознание в недалеком будущем станет такой же производительной силой, какой стал электрон. Реальностью становится новая отрасль - интеллектуальная промышленность. Ее начала уже просматриваются сегодня: радио, телевидение, мобильная, спутниковая связь, электронные аппараты, приборы, электронно-кибернетические производственные линии, работающие в различных отраслях мирового хозяйства, - все это вошло в повседневный быт человечества.

Движение в этом направлении сегодня происходит в форме возрастания наукоемкости промышленных изделий. Человек, используя научно-технические достижения, изобретает и вводит в действующую технику новые и новые компоненты (электронно-кибернетические инструменты, производственные линии, радиоуправляемые аппараты, телевизоры, работающие на жидких кристаллах, и т.п.). Интеллектуальный продукт внедряется в промышленность пока что в рамках действующих наук и технических средств труда.

Следующий этап на пути превращения мысли, сознания в производительную силу - изобретение технических изделий, которые будут приводиться в действие непосредственно мысленным усилием. Физики и биофизики МГУ имени М.В. Ломоносова уже работают над созданием «бесклавишного» компьютера. Такой компьютер сможет работать, используя мысленную энергию оператора, но пока еще будучи подключенным к электрической сети.

Предполагается, что все обрабатывающие и перерабатывающие технологии будут вводиться в действие непосредственно мысленным усилием, мысленной энергией человека. Этот футурологический прогноз больше похож на наукообразную фантастику, чем на реальные возможности. Но если человечество уже научилось перемещать свое сознание на сотни тысяч и миллионы километров в пространстве Космоса

и Вселенной (управление межпланетными и межзвездными аппаратами производится с земли путем перекодирования человеческой мысли в электрические, электронные, ионные и т. п. сигналы), то вполне вероятно, что превращение мышления, сознания в непосредственную производительную силу в обозримом будущем может стать реальностью.

Яковлев А.И. Материально-энергетическое единство Вселенной и сознания.

В статье на материалах истории и современных достижений естествознания и философии предпринимается попытка обоснования материально-энергетического единства Вселенной и сознания с целью доказательства материальности сознания.

Ключевые слова: материя, энергия, электромагнитное поле, элементарная частица, нервный ток, сознание.

Yakovlev A.I. Material and Energy of the Universe and the Unity of Consciousness. In article on the materials of history and modern achievements of science and philosophy the author attempt to substantiate the material and the energy of the universe and the unity of consciousness in order to prove the materiality of consciousness.

Key words: matter, energy, electromagnetic field, an elementary particle, the nervous current, consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.