Научная статья на тему 'Материальность сознания'

Материальность сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
691
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Материальность сознания»

На книжную полку

Материальность сознания

Так назвал свою книгу доктор философских наук, профессор А.И. Яковлев. За короткое время она вышла пятью изданиями. Каждое издание обогащалось новыми главами, вносило существенные уточнения, дополнения, развивавшие и укреплявшие концептуальное положение - сознание материально. В настоящей рецензии мы

л

рассматриваем 5-е издание книги1.

На протяжении 2,5 тысячелетий в философии держится стереотип идеальности сознания, который был выдвинут и обоснован еще Платоном. Согласно Платону, сфера идеального не ощущаема, не телесна, не вещественна. В IV в. до н.э. данная концепция была фундаментальным открытием и вполне соответствовала философскому мышлению того времени.

Но время шло, наука все глубже проникала в природную материю, раскрывала одну тайну за другой. После утверждения Н. Коперником и Дж. Бруно единства мира, о котором говорили еще древние материалисты Демокрит, Эпикур и Лукреций, естествоиспытатели логически пришли к выводу, что сознание является результатом естественного развития Вселенной, на него распространяются все естественные законы мира. Природа и сознание представляют собой диалектическое единство. Однако в философии открытие Платона приобрело характер стереотипа, т.е. положения, которое уже устарело, но продолжает господствовать в умах.

А.И. Яковлев показывает, что стереотипы свойственны научному сознанию, в том числе и современному. Автор подвергает критическому анализу современные философские взгляды на природу сознания. Он вскрывает некорректности в суждениях многих

1 См.: Яковлев А.И. Материальность сознания. - Изд-е 5-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 259 с.

современных российских философов, а в некоторых случаях и очевидные ошибки (к примеру, утверждение Э.В. Ильенкова о том, что сознание возникает вне мозга, с помощью головы - с. 44). Он обоснованно критикует высказывание А.Г. Спиркина о том, что сознание не имеет собственной онтологии (с. 45).

Некорректность этих суждений А.И. Яковлев видит в том, что философы главным признаком, отличающим материальность от идеальности, продолжают считать ощущаемость: если оно не ощущается невооруженными органами чувств, значит, оно идеально. Но естествоиспытатели, прежде всего физиологи и нейрофизиологи, а также психологи доказали, что ощущения, их многочисленные превращения в голове человека, трансформируясь в сознание, измеряются. Если до открытия элементарных частиц структуры психики и сознания действительно не воспринимались органами чувств, то с их обнаружением стало возможным наблюдать частицы, измеряемые во многих случаях микрометрами, нанометрами и меньшими единицами.

Монография А.И. Яковлева делает существенное добавление к имеющимся научным знаниям о сознании. Автор вводит новые принципы изучения сознания: наряду с общенаучными гносеологическими принципами объективности, системности, историчности, диалектичности и другими методологическое значение имеют специальные принципы - единства Вселенной, природы и сознания, измеряемости, превращаемости, сохранения эквивалентов образов действительности в сознании, биосоциальности, полинаучности исследования сознания. Автор последовательно, на протяжении всей книги доказывает правомерность и применимость этих принципов во всех видах научного изучения сознания, в том числе и в философии.

Книга в целом представляет собой принципиально новый подход к исследованию сознания. В главе «Всеобщая материально-энергетическая связь во Вселенной» автор доказывает, что Вселенная и сознание представляют собой единство. Причем это единство было замечено еще древними философами Демокритом, Эпикуром, Лукрецием. Парадокс следования сегодняшних философов стереотипу идеальности сознания состоит в том, что основоположник идеализма Платон представил в своих сочинениях много указаний на связь Вселенной и сознания, а нынешние философы не замечают этих фундаментальных суждений. Платон высказывал в своих сочинениях развернутые мысли о том, что предмет, находящийся в тени, отражается в сознании менее отчетливо, чем хорошо освещенный солнцем; солнце и предметы природы испускают лучи, которые возбуждают органы чувств и оставляют в сознании следы их отражений; сознание зарождается в мозге и т.п.

Указания древних философов на органическую связь сознания с природой в современной философской литературе по каким-то причинам не воспроизводятся. А.И. Яковлев восполняет этот неоправданный пробел.

Отстаивая правомерность принципа единства природы и сознания, автор проводит специальное исследование истории становления этого принципа в естествознании и философии, начиная от представлений древних и заканчивая современными естественнонаучными учениями. Он обоснованно полагает, что взгляд на единство природы и сознания получил фундаментальное познавательное значение в трудах Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно, И. Ньютона, других натуралистов Нового времени. В XIX в. Г. Эрстед, М. Фарадей, Д. Максвелл открыли электромагнитное поле Вселенной и доказали, что именно оно служит причиной всемирного тяготения. В XIX в. А.И. Герцен рассматривал сознание как

органическую часть природы. В ХХ в. эти взгляды получили наиболее завершенное выражение в трудах В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, теоретиков и практиков космонавтики, особенно гениального конструктора и руководителя первых полетов человека в космос С.П. Королева. Остается добавить, что такого подробного исследования истории становления и развития концепции единства природы и сознания до сих пор не было.

Убедительным доказательством органической связи природы и сознания является обращение А.И. Яковлева к исследованиям «животного» (нервного) тока, психической (нервной, нейронной) энергии, электромагнитного поля Вселенной и соответствующего поля человека, его органов, элементарных частиц. Выдающимся событием в утверждении их единства было экспериментальное обоснование во второй половине Х1Х в. немецким физиологом Э.Г. Дюбуа-Реймоном «животного» тока, который, как было окончательно установлено в 2030-е гг. ХХ столетия, является разновидностью электрического тока. Электромагнитные излучения тел Вселенной, земной природы, характеризующиеся определенными физическими параметрами, достигают рецепторов нервной системы человека, вызывают нервный ток, который превращается в электрическое раздражение нервных пучков, изоляционных слоев, ядер нейронов, их молекул, элементарных частиц, которые в свою очередь вызывают электрические возбуждения нервов, идущих к органам человека, в том числе к его речевому аппарату, что и приводит, в конечном счете, к возникновению сознания. Это общая схема естественного происхождения сознания. Вывод об этом физиологическом процессе стал возможен лишь благодаря философскому осмыслению единства естествознания и философии, которое во многих философских трудах постулируется, но не исследуется. А.И. Яковлев предпринял,

думается, успешную в этом отношении попытку: показал это единство на многочисленных примерах

Принцип измеряемости сознания был выведен автором из естественнонаучных теорий и из принципа единства природы и сознания: если природные объекты измеряются, то сознание -естественный предмет природы - тоже должно с неизбежностью измеряться. В доказательство истинности этого силлогизма в книге приводится много примеров, почерпнутых из сочинений отечественных и зарубежных естествоиспытателей, большое количество метрических данных о работе мозга по производству им сознания: длина, сила, напряжение, частота, плотность, сопротивление, скорость прохождения нервного тока и нервных импульсов в разных средах организма человека, включая мозг, и др.

Автор проследил за превращением этих физических, химических, электрических и иных импульсаций нервного тока, что и позволило уверенно сказать, что сознание человека - это объективно-субъективный результат взаимодействия электромагнитного поля Вселенной и человека, его органов, элементарных частиц. Эту дефиницию критикуют за чрезмерно обобщенную формулировку, якобы этим философ нарушает аристотелевский логический закон достаточного основания. Критики не обращают внимания на существенную характеристику результата - «объективно-субъективный»: объективный здесь - первичное, «электромагнитное поле Вселенной», а «субъективный» - вторичное, возникающее под воздействием объекта. Если бы материальное электромагнитное поле Вселенной не воздействовало на рецепторы человека, то он не смог бы произвести не только объективного, но субъективного.

Философ не удовлетворился общей дефиницией. Опираясь на учение И.П. Павлова о безусловных и условных рефлексах, о второй сигнальной системе, он сделал, представляется, обоснованное

заключение о том, что в сознании проявляется электромагнитное поле человека и его различных органов, выражающее специфические черты энергетики конкретных людей, присущие каждому человеку в отдельности (см. с. 121). Именно потому, что сознание имеет одинаковую с Вселенной электромагнитную природу, оно позволяет людям узнавать друг друга, общаться, объединяться в различные сообщества, производить индивидуальную и коллективную предметно-чувственную материальную и духовную деятельность. Без материальной энергетики никакое взаимодействие между природой и человеком, отдельными людьми, их группами невозможно. Без нее немыслимо познание природного и социального мира человека.

Представляется, что А.И. Яковлев нашел верное методологическое решение относительно природы сознания, придя к убедительному выводу, что оно материально.

Исходя из этой методологии, философ дал новое толкование природы и происхождения разных уровней сознания. Он выделяет в нем пять основных уровней: подсознание, эмпирическое (обыденное) сознание, теоретическое (научное) сознание, интуиция, сверхсознание. Причем это деление сознания на уровни условно. Они не разделены какими-то непреодолимыми, раз навсегда установившимися границами. Сознание динамично. Все его уровни взаимно проникают друг в друга: обыденное сознание свойственно не только людям, стоящим на невысоких ступенях интеллектуального развития, но и всемирно известным ученым и мыслителям. А рядовой работник, повседневно занятый трудом, не требующим больших интеллектуальных напряжений, способен к глубоким обобщениям. Интуиция проявляет себя не только в теоретическом сознании, но и в обыденном. Говоря о сознании, никогда нельзя сказать, что вот до этой границы - обыденное сознание, а далее следует теоретическое.

Тем не менее каждый из уровней сознания относительно самостоятелен, обладает устойчивыми сущностными чертами.

Современные философы нередко представляют восприятия человека как какой-то процесс отпечатывания в мозгу натурального образа действительности. А.Г. Спиркин утверждает, что «в коре мозга нейрохирург видит не яркие мысли наподобие духовного пламени, а всего лишь серое вещество... В организме мы оказываемся лишь перед анатомическими структурами и перед физиологическими процессами». Мы «оказываемся перед «голым» физическим звуком и физиологическим процессом его произнесения. Это значит, что все сознание идеально» (с. 46). А.Г. Спиркин, В.В. Миронов убеждены, что в сознании «образ камня лишен веса и твердости», а «идея огня не жжется» (там же).

Чтобы опровергнуть эти неверные представления философов, автор монографии выдвинул принцип превращаемости в мозге восприятий действительности, заимствовав этот принцип у природы. В природе все тела под воздействием своих электромагнитных полей постоянно превращаются: холодное становится теплым, семя превращается в растение, атом распадается на протоны, нейтроны, другие элементарные частицы, молекулы или расщепляются, или синтезируются, выделяя разнообразные виды энергии -электрическую, физическую, химическую, тепловую и т.п. Эти процессы свойственны и живым организмам, в том числе - человеку. Исследования физиологов конца Х1Х-начала XX в. доказали, что при усилении интеллектуального напряжения температура соответствующего участка мозга повышается против температуры крови на 0,2-0,4 градуса. При усилении или понижении давления звука на мембрану уха человек перестает слышать. Каждый орган чувств имеет «порог» восприятия. Как видно, образы действительности в сознании и «весят», и «обжигают». Физиологи всего мира пришли к

выводу, что образы действительности возникают в мозгу не в «натуральном» виде, а в многократно превращенном. Но в ходе всех превращений эквиваленты образов действительности сохраняются (с. 192).

Естественный процесс возникновения сознания в известной мере повторяет идентичный процесс в современных электронных аппаратах связи (в телевизорах, мобильных телефонах, «паутине» интернета). Современное российское телевидение начинает переход на «цифровое вещание». Это вовсе не означает, что на экране телевизора или в интернетных сайтах человек будет видеть образы действительности, «нарисованные цифрами». Цифра всего лишь модулирует соответствующие электромагнитные волны и электромагнитные взаимодействия, они, многократно превращаясь в электронных аппаратах, демонстрируют пользователям электронной информации уже «живые» предметы действительности. При этом электронный аппарат может демонстрировать предметы природного и социального мира «вживую» лишь в том случае, если аппарат испускает электромагнитные волны таких физических параметров, которые совпадают с соответствующими характеристиками электромагнитного поля рецепторов человека.

Генетики установили, что человеческая память возникает вследствие химических превращений молекул ДНК и РНК в клетках мозга. Эти молекулы никогда не бывают в состоянии равновесия, они постоянно обмениваются друг с другом генами, то расщепляются, то синтезируются, меняя свою структуру, вырабатывая разные виды памяти - кратковременную, средней длительности, долговременную, реликтовую. Они «запечатлевают» внешние черты предметов, естественнонаучные знания об их внутреннем строении, различных взаимодействиях между ними. Если метаболизм этих молекул протекает нормально, человек обладает нормальной памятью,

здоровым сознанием. Но если появляются какие-либо мутации в генах, то возникают разные «болезни» организма и сознания. Здоровые гены обеспечивают здоровое сознание, гены-мутанты порождают «больное» сознание.

А.И. Яковлев предпринял попытку воспроизведения механизмов возникновения основных видов сознания: эмпирического (обыденного) и научного (теоретического). В философии закрепилось правильное представление: эмпирическое (обыденное) сознание возникает под непосредственным воздействием предметов природы на органы чувств, в результате повседневного опыта; научное (теоретическое) сознание - следствие образования ассоциаций идей в ходе многократно обновляемого повторения в практике фигур обыденного сознания. Но существенный недостаток этой классификации в том, что, оперируя такими трактовками разных типов сознания, философы нередко приходят к заблуждениям относительно природы сознания. Пользуясь только этими формулами, философы теряют критерий отнесения сознания к материальным или идеальным образованиям. Установление физиологического процесса возникновения данных видов сознания однозначно квалифицирует их как материальные явления.

Эмпирическое (обыденное) сознание, по представлениям автора, возникает по следующей схеме: рецепторное восприятие органами чувств предметов природной и социальной действительности ^ внутренние реакции организма ^ возбуждение нервного тока в периферических окончаниях нервов ^ его движение по афферентным (восходящим) нервным проводам ^ реакции на электрическое возбуждение в соответствующих мозговых участках ^ возбуждение эфферентных (нисходящих) нервных

проводов ^ возбуждение речевого аппарата ^ возникновение звуковой формы сознания ^ поведенческая реакция человека1.

Схему возникновения теоретического сознания автор представляет следующим образом: приобретенная в опыте естественная и социальная память ^ новые ассоциации нейронов, их комбинаций ^ порождение новых, ранее в природе не встречавшихся знаний ^ образование нового теоретического знания ^ дальнейшее развитие и обогащение теоретического сознания ^ его закрепление и усиление в предметно-чувственной практике.

Эти представления автора в полной мере соответствуют современным физиологическим учениям о происхождении сознания в целом, его конкретных видов в частности. В них отражается установленная естествоиспытателями всеобщая материально-энергетическая связь во Вселенной.

Человек - существо биосоциальное. Он одновременно принадлежит и природному, и социальному миру. Это обстоятельство требует принципа биосоциальности в исследовании сознания. На ранних стадиях становления человека как высокоразвитого животного, обладающего зачатками сознания, в нем преобладало животное начало. Социально-историческая эволюция, приведшая к современному типу человека, беспрерывно укрепляла в нем социальное начало. Современный человек по преимуществу существо социальное. Важнейшим показателем социальности человека является его труд, целенаправленная деятельность. Именно в труде, в деятельности человека по преобразованию природы и возникло сознание.

1 См.: Яковлев А.И. Проблема материальности сознания//Социально-гуманитарные знания, 2009, № 6, с. 93.

Принцип биосоциальности в исследовании сознания помогает избежать крайностей абсолютизации как биологического в человеке, так и социального. Биологический комплекс в сознании человека однозначно требует от исследователей относить человека и его сознание к материальному миру. Психика и сознание человека содержат в себе многие качества, присущие как животному миру, так и человеческому: инстинкты, ощущения, восприятия, представления, память, жизненный опыт. Человек, естественно, обладает более развитыми, «очеловеченными» биологическими качествами своей психики и сознания. У животных сознания как такового нет. Им присущи неразвитые элементы интеллекта, зачаточные проявления социальности в организации повседневной жизни. Но животные не смогли развить свою психику до уровня овладения силами природы, изготовления из природных материалов орудий труда, средств существования, преобразования природы для удовлетворения своих возрастающих потребностей.

Социальное начало человека также имеет материальную природу. Все обустройство жизни человека - от постройки простейшего жилья из веток деревьев до создания космических станций - материально. Его человеческая физиология, психика в усовершенствованном виде повторяют физиологию и психику развитых животных. Чувственное восприятие социального мира человеком осуществляется по той же схеме, что была выработана, когда он еще пребывал в животном мире. Современный человек вырабатывает свое сознание в наибольшей мере под влиянием социальных условий. Некоторые философы специально подчеркивают, что человек - существо социальное. Однако биологическое начало в нем не умерло, оказывает существенное влияние на выработку им психики и сознания, поведения. Существенное отличие человека от животного в том, что он владеет второй сигнальной системой - речью.

А.И. Яковлева упрекают в том, что он в философском сочинении приводит много естественнонаучных, особенно физиологических данных. Действительно, в некоторых случаях автор увлекается чрезмерной «физиологизацией» сознания. Ни к чему и его попытки «развития» физиологических теорий относительно процессов в мозгу и нервной системе человека. Эти вопросы находятся в компетенции специалистов. Однако было бы неверно, если бы автор вообще не обращался к подобным данным, оперируя лишь философскими обобщениями естественнонаучного знания. Употребление им показателей, характеризующих деятельность мозга по выработке сознания, правомерно. Достоинство книги в том, что автор вовлекает в научный оборот массу эмпирических данных, полученных именно специалистами в области физиологии мозга.

Философский анализ сознания, произведенный А.И. Яковлевым, приводит к объективному признанию принципа полинаучности изучения сознания. Оно есть следствие объединенного воздействия бесконечного множества природных и социальных предметов, изучаемых разными науками. Природу сознания не понять, если исследователи будут оперировать данными ограниченного количества наук. В своей книге автор помимо философии, гуманитарных наук обращается к данным многих естественных наук, так или иначе выходящих на сознание: астрономии, астрофизики, физики, химии, биологии и ее дочерних наук (биофизики, биохимии, биокибернетики, биоэлектроники и т.д.), кибернетики, электроники, генетики и др. Принцип полинаучности исследования сознания и позволил сделать фундаментальные заключения о единстве природы и сознания, применить данные естественных наук для отнесения сознания к естественным объектам Вселенной, признать его материальным.

Оценивая в целом монографию А.И. Яковлева, следует признать, что автор, опираясь на многовековую философскую

материалистическую традицию, на открытия современного естествознания, выработал и достаточно убедительно обосновал принципиально новый подход в понимании материальной природы сознания.

Г.Т. Журавлев

доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии информатизации*

* Журавлев Геннадий Терентьевич, e-mail: rante@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.