Научная статья на тему 'Диалектика сознания: в поисках методологии исследования'

Диалектика сознания: в поисках методологии исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
354
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИЯ / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / МАТЕРИАЛЬНОЕ / MATERIAL / ИДЕАЛЬНОЕ / ФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ / PHYSIOLOGY OF CONSCIOUSNESS / ВИДЫ / УРОВНИ СОЗНАНИЯ / KINDS AND LEVELS OF CONSCIOUSNESS / ДИАЛЕК-ТИКА / МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА / ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА. / IDEAL / DIALECTIC / MATERIAL DIALECTIC / IDEAL DIALECTIC

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлев Александр Ильич

В статье предпринимается попытка изуче-ния сознания в свете материалистической диалектики. Доказы-вается, что сознание представляет собой саморазвивающийся и самонастраивающийся комплекс электромагнитных волн внешнего и внутреннего мира человека. Сознание материально и диалектично.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article an attempt to study con-sciousness from the point of viev of materialistic dialectic is taken. It is being proved that consciousness is a self-tuning and self-developing complex of electric waves of outer and inner human world. Consciousness is materialistic and dialectic.

Текст научной работы на тему «Диалектика сознания: в поисках методологии исследования»

Дискуссионная трибуна

А.И. ЯКОВЛЕВ доктор философских наук, профессор*

Диалектика сознания: в поисках методологии исследования

На протяжении 2,5 тысячелетий не утихают философские дискуссии о природе сознания. Нынче большинство российских философов придерживается взгляда, что сознание идеально. Меньшинство, - что оно материально. Первые отстаивают свою позицию на основе того, что сознание, по их мнению, лишь умопостигаемо. А вторые доказывают истинность своей точки зрения данными естествознания, полученными человечеством на протяжении всей его истории, особенно за последние полтора столетия. Выяснение истины по этому вопросу имеет принципиальное значение для обоснования диалектики и методологии исследования сознания. Если сознание идеально, то и познание его должно совершаться идеальными средствами. А если сознание материально, то и его гносеология должна быть материальной. «Подобное познается подобным», - учил еще Демокрит1.

Существует много методов познания: индуктивный, дедуктивный, метафизический, философский, социологический, математический, методы анализа, синтеза и др. С их помощью изучаются отдельные стороны, отдельные процессы и явления в объектах. Под диалектикой понимается универсальный метод познания, объединяющий в единое целое все остальные гносеологические методы. Он позволяет исследователям познавать сущность предметов, их структуры, внешние и внутренние связи, переходы тел из одного состояния в

* ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ, E-MAIL: 660510@RAMBLER.RU

1 Философская афористика. Заповеди, притчи, наставления. М., 1996, с. 103.

другое, превращения веществ, энергий, возвращения их на новом уровне в исходное состояние, - одним словом, с его помощью тела природного и социального, косного и живого мира изучаются в постоянном движении.

Диалектика как всеобщий метод познания действительности касается гносеологии не только природного мира, но также и социального. Философы, естествоиспытатели на протяжении многих тысячелетий существования человеческой цивилизации обращали пристальное внимание и на вопросы природного развития, и на социальные движения, убедительно распространяя методы изучения природы на способы исследования общественной жизни, сохраняя вместе с тем специфику методологии изучения этих двух взаимосвязанных миров.

Диалектика сознания предполагает его исследование как целостной саморазвивающейся и самонастраивающейся системы. В науке существует подразделение всех предметов на материальные и идеальные, а методов их изучения - на материалистические и идеалистические, которые на протяжении тысячелетий рассматриваются как противоположные.

Идеалистическая диалектика оперирует лишь понятиями, которые, по мнению идеалистов, возникают в уме и существуют только в умственной форме. Никакого реального бытия за ними нет. Материалистическая диалектика, напротив, выводит понятия из материального мира и изучение сознания строит на материальной основе. В течение последних полутора столетий материалисты проделали большую работу по исследованию физиологии сознания, справедливо полагая, что его материальность наиболее наглядно проявляется именно в физиологических процессах. Они не ошиблись. Действительно, полученные ими данные неопровержимо доказывают, что сознание материально.

Материалистическая диалектика сознания также выводится ими из предметно-чувственного бытия. Любая методология познания всегда определяется предметом познания, его природой. Исследуя диалектику природного и общественного бытия, материалисты проецируют его на сознание и получают относительно полное совпадение содержания сознания и материальных предметов. Иначе и быть не может: человек познает диалектику природного и социального мира в формулах и фигурах сознания. Это, конечно, не ведет к выводу о том, будто бы материальный мир и сознание полностью тождественны. Их совпадение всегда неполно, относительно. Противоположность материи и сознания во всех гносеологических случаях сохраняется.

Материалистически мыслящие философы и естествоиспытатели с древнейших времен и до наших дней рассматривали сознание как единственный аппарат, с помощью которого только и можно познать окружающий мир и само сознание. Материалисты поставили и в целом успешно решают проблему диалектики материи и сознания. Сознание проявляет себя в языке, в практических действиях. Это конечный критерий познания и сознания. Им проверяется истинность всех промежуточных критериев (общественного мнения, теоретических доказательств и т.д.). К. Маркс и Ф. Энгельс в свое время писали, что на «духе» с самого начала тяготело проклятие -быть «отягощенным» материей в виде языка.

Идеалисты тоже немало сделали для познания природы сознания. Аристотель всесторонне раскрыл логические приемы построения сознания, наиболее адекватные действительным соотношениям материального мира и сознания; средневековые философы, особенно арабские - аль-Фараби, аль-Кинди, ибн-Сина (Авиценна), ибн-Рушд (Аверроэс), много сделали для сохранения и дальнейшего развития учения Аристотеля о сознании, предприняли плодотворные попытки

классификации сознания на чувственное и разумное, на естественное и божественное, отдавая предпочтение естественному. В Новое время Гегель, ничего не зная о диалектическом учении древнекитайского мыслителя Лао-цзы, на основе новой гносеологической базы разработал теорию диалектики как универсального метода познания действительности, сформулировал и продемонстрировал действие основных законов диалектики применительно к анализу категорий духа, что, однако, не помешало ему глубоко проникнуть в диалектику естественной природы, общества и человека.

Но противоречия между материалистическим и идеалистическим подходами к сущности сознания и его диалектики сохранились. А в последние десятилетия наблюдается своеобразный ренессанс религиозного сознания, являющегося наиболее ярким выражением идеалистического подхода к пониманию материального мира, сознания, духовной сферы. Настойчиво внедряется в сознание мысль, что понятие духовности связано только с религией.

Противоположность позиций относительно природы сознания возникла не сегодня. Она сложилась в древней Греции, в У-!У вв. до н.э. (а в древнем Китае веком раньше), когда Платон разработал учение о первичности и вечности идеального и вторичности, конечности материального. Тогда в европейской философии возникло течение идеализма. Материалисты в эти же годы выдвинули свое понимание природы вещей, заявив, что в основе бытия лежат невидимые, далее неделимые атомы (Демокрит, Левкипп, позже -Эпикур, Лукреций Кар). Они высказали положение о том, что и сознание (мнение, душа - в их формулах) также состоит из материальных частиц. Из учения Демокрита непреложно вытекает вывод, что мнение тоже атомистично. Эпикур высказывался по этому вопросу с непререкаемой категоричностью: «Те, кто объявляет душу

бестелесной, - бредят»1. Такую же формулировку души дал и Лукреций Кар. В своей глубоко философской поэме «О природе вещей» он писал: «...материи плотные тельца//В вечном движении находятся, непобедимые годами». Вслед за Эпикуром он повторяет: «Природа души должна быть телесна»2.

Сам Платон тоже не был ортодоксальным идеалистом. О душе он говорил, что она воспринимает внешний мир с помощью чувств. Своих учеников учил, с одной стороны, что сфера обитания идей бесцветна,

о

без очертаний, неосязаема, зрима лишь кормчему души - уму3, а с другой - подчеркивал, что никто не ищет блага только во мнении, но ищет конкретное благо в действительности4. Благо проявляет себя в конкретных действиях (материальных по своей природе). Платон саркастически отзывается о тех мудрецах, которые не имеют понятия об этом, но называют справедливым и прекрасным то, что необходимо, а насколько по существу различна природа необходимого и благого, такой мыслитель не видит и не способен показать это другому человеку5.

Все крупнейшие теологи разных конфессий и религиозные философы (А. Августин, И.С. Эриугена, Ф. Аквинский, Н. Кузанский, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.) признают, что познание мира начинается с чувственного восприятия, сознание выводят из естественной эволюции природы. Эту точку зрения в ХХ в. капитально обосновали русские космисты К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский.

Как видно, различия между идеализмом и материализмом в толковании природы сознания не представляют собой чего-то непреодолимого, перемешиваются между собой в сознании одного и

Философская афористика, с. 154.

2 Там же, с. 185

3 См.: Платон. Федр//Соч. В 3 т. М., 1971, т.2, 247 с.

4 См.: Платон. Государство//Соч. В 3 т. М., 1968, т.3, ч.1, кн.6, 505 а, b, c, d, e.

5 См. там же, 493 b, c.

того же человека. В этом смешении теорий и учений наблюдается одно из многочисленных проявлений диалектики. Философы-идеалисты даже не замечают, как в их сознании совершаются превращения идеалистических воззрений в материалистические. А материалисты вполне сознательно переносят идеалистические постулаты на свои представления о материи (гегелевский объективный идеализм - один из основополагающих источников марксизма), добиваясь значительных успехов в трактовке материальной природы сознания и его материалистической диалектики.

Такое смешение противоположных начал в толковании природы сознания наблюдается и в сочинениях нынешних философов и некоторых естествоиспытателей. Все признают физиологические, электромагнитные, структурные состояния и механизмы1 возникновения в мозге сознания, но при этом утверждают, что у сознания нет самостоятельной онтологии, в сознании нет ни одного грана вещества, слово - первоначало, человек внеисторичен, мысль идеальна, образ огня не жжется, а образ камня не давит2.

Философы признают вывод естествоиспытателей о единой вещественной структуре Вселенной, косной и живой природы. Вселенная состоит из тех же элементов, что и весь земной мир. Американские межпланетные аппараты обнаружили, что в кометах содержится до 80% элементов из таблицы Менделеева. По данным биохимиков, мозг человека на 99% состоит из четырех основных химических элементов природы: кислорода, водорода, углерода,

1 Когда речь идет об электромагнитной энергии, электромагнитных волнах, механизмах, то не следует понимать термин «электромагнитный» только как электромагнитный. Под ним понимаются все многочисленные реакции, происходящие в живом и косном веществе, потому что все вещества обладают электромагнитными моментами.

2 См., например: Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Он же. Основы философии. Учебное пособие. М., 1988; Он же. Философия. Учебник. М., 1999; Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. М., 1972; Он же. Проблема идеального: методологический анализ//ВФ, 1987, № 9; Фролов И.Т. Жизнь и познание//Избр. труды. В 3 т. М., 2003, т.1; Миронов В.В., Иванов В.В. Онтология и теория познания. М., 2005; Оруджев З.М. Способ мышления эпохи. Философия прошлого. М., 2004; Он же. Природа человека и смысл истории. М., 2009; и др.

азота. Помимо них в нервной системе и мозге содержатся и другие важные элементы: натрий, калий, фосфор, железо и др. Ионы натрия, калия служат материальной субстанцией нейронного тока. Эти данные привели ученых различных отраслей знания к выводу о том, что Вселенная представляет собой целостное динамичное единство. Данный вывод прочно вошел в планетное сознание людей Земли, образует его фундаментальную основу. Сознание есть не что иное, как результат энергетического (электромагнитного) взаимодействия электромагнитного поля Вселенной и электромагнитных полей человека, его органов, химических элементов и физических элементарных частиц. Это единство Вселенной, Земли, человека, сознания служит важнейшей методологической основой исследования сознания. Если мир материален и един, то отсюда следует, что материально и едино сознание. Его диалектика в превращенном виде повторяет диалектику мира. Методологическое значение имеет и само знание законов мироздания. Это знание составляет онтологическую и гносеологическую базу сознания. Диалектика природы вошла в структуру знания и таким образом сформировала в сознании представление о диалектическом единстве природы. А поскольку сознание естественный продукт природы, то и сознание диалектично. Силлогизм Аристотеля здесь работает безотказно.

Для определения методологии исследования диалектики сознания важно установление диалектического взаимодействия естественных, технических, технологических, общественных, гуманитарных, философских и других наук. Эта методология необходима для выяснения таких фундаментальных вопросов бытия, как единство, целостность и специфика Вселенной, Космоса, Земли, живых существ, человека; взаимное влияние деятельности Вселенной, Космоса, ближних и дальних оболочек земной атмосферы, космической и

земной деятельности человека; непосредственное взаимодействие естественного природного мира и психики, сознания человека и др.

Исследование сознания большинство нынешних философов ведет опираясь на материалистические результаты наблюдений и экспериментов естествоиспытателей. Но вывод о сущности сознания делают прямо противоположный: сознание - идеально. Со времен Платона во взглядах на сущность сознания в течение тысячелетий сложился стереотип идеальности сознания, который продолжает довлеть над умами современных философов.

Диалектика сознания своим истоком имеет природную и социальную действительность. Все предметы действительности излучают электромагнитные волны, которые содержат сущностные свойства косных и живых, природных, социальных, организменных предметов, их конфигураций. Каждый предмет состоит из материальных веществ, присущих только ему и излучающих только им присущие электромагнитные волны. Все прямые, кривые линии, выпуклости, впадины конфигураций природных, социальных предметов также излучают соответствующие им волны. Безграничная совокупность этих волн образует, согласно теории Д. Максвелла, электромагнитное поле Вселенной. Человек в целом и его отдельные органы, среды, «тельца» (нейроны, кровяные тельца, секреторные соки и т.п.), элементы (кислород, водород, фосфор, калий и др.) также обладают электромагнитными полями, излучают самостоятельные электромагнитные волны, благодаря чему и становится возможным взаимодействие электромагнитного поля Вселенной и человека, его структурных органов, элементов, включая речевые.

Предметные электромагнитные волны взаимодействуют с сознанием, находя в сознании свой отклик. Материальные характеристики электромагнитных волн природных, социальных, организменных предметов (длина, частота, сила, напряженность,

скорость, плотность и др.) встречают в организмах животных и человека соответствующие их характеристикам волны. Когда внешние или внутренние волны соприкасаются с волнами тел животных и человека, их органов, то эти вторые немедленно возбуждаются, превращаясь в нервный ток. Электромагнитные излучения предметов природы, живого и социального мира взаимодействуют с электромагнитными волнами животных и человека, потому что их материальные характеристики совпадают. Волны с несовпадающими признаками не находят отклика в организмах животных и человека, проносятся мимо. Это, кстати, объясняет причину неполноты сознания человека, его заблуждений и ошибок. Если бы совпадения электромагнитных волн природы и живых существ не существовало, их взаимодействие было бы невозможно.

П.А. Флоренский дал глубоко философскую картину взаимодействия потоков электромагнитных волн природных, социальных, организменных предметов с электромагнитными волнами тел животных и человека. Он сравнил их движение с взаимодействием резонаторов (вибраторов) с воспринимающими их контурами (экранами). В роли контуров выступают периферийные рецепторы животных и человека. Взаимодействие происходит, если волны резонатора (вибратора) находят отклик в контуре (экране), в рецепторах. Если отклика нет, взаимодействие не получается, сознание остается не познанным, «не явленным»1. О взаимодействии в организме вибратора (резонатора) и контура («воспринимающего аппарата») также говорили В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, этого взгляда придерживаются и современные естествоиспытатели.

1

См.: Флоренский П.А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики)//Соч. В 4 т. М., 2000, т. 3(1), с. 256-257.

Взаимодействие двух типов волн порождает их синергию, принципиально новое качественное состояние - сознание, в котором, однако, действуют те же электромагнитные волны, совпадающие с физическими характеристиками породивших его волн, но приобретшие новые качественные черты нейронного тока. Совпадение физических характеристик электромагнитных волн природы, социального мира и сознания человека дает основания для распространения на сознание всех законов действительного мира. Физиологи, исследуя энергетическую природу сознания, все свои эксперименты строили на законах физики, химии, биологии, ее дочерних наук - всего естествознания. На принципе взаимодействия совпадающих электромагнитных волн работают все современные кибернетические, электронные, радиоаппараты, аппараты дистанционного управления и т.п.

Рецепторы нервной системы живых существ воспринимают совпадающие волны, идущие от предметов внешнего и внутреннего мира животных и человека, превращают их в нервный ток, который в свою очередь вызывает в нервных и мозговых тканях и клетках многообразные реакции, повторяя в превращенном виде сущностные характеристики электромагнитных колебаний косных и живых предметов действительности, «перенося» их (волны) по бесконечному пространству Вселенной и внося в сознание «образы» действительности. В тканях и клетках нервной системы и мозга они существуют не в натуральных копиях огня, камней, мыслей, а в виде их электрических, физических, химических, магнитных и прочих эквивалентов. Электромагнитные эквиваленты образов действительности и образуют содержательную суть сознания. Когда некоторые философы говорят, что бесполезно искать в мозге какую-либо натуральную мысль, что образ огня не жжется, а образ камня не

давит, то они представляют процесс превращения образов тел материи в сознание чисто механистически, изменяя диалектике.

Современные естествоиспытатели вычислили количественные характеристики физических свойств электромагнитных волн и показали экспериментально, что если количественные характеристики волн превышают физические возможности их восприятия мозгом, то восприятие или может вообще не состояться, или даст другой результат. Современный российский нейрофизиолог Ю.В. Урываев приводит градацию восприятия зрительным анализатором цветов света. Он пишет: «Зрительный анализатор позволяет различать форму, размер, цвет, удаленность, перемещение объекта, испускающие или отражающие электромагнитные волны видимого

л

спектра ...»'. Так, определенный цвет возникает только при строго определенной длине электромагнитной волны, стоит ее увеличить или уменьшить, немедленно следует изменение цвета. Но естественнонаучные представления о физической природе цвета -органический элемент современного сознания. Явления природной диалектики стали явлениями диалектики сознания.

Электромагнитная деятельность нервов и мозга живых существ достигает голосовых аппаратов животных и речевого аппарата человека и производит смысловые звуки у животных и членораздельную речь у человека. Сознание, таким образом, есть не что иное, как объективно-субъективный результат взаимодействия электромагнитных волн внешнего и внутреннего мира, деятельности целостной системы нервов и мозга человека. Этот результат объективен, потому что объективны предметы живой и косной действительности, потому что нервная система и мозг живых существ по отношению друг к другу тоже объективны. В то же время нервная

1

Урываев Ю.В. Высшие формы мозга и поведение человека (физиологические основы). М., 1996, с. 20.

система и мозг каждого животного и человека сугубо индивидуальны, субъективны. Следовательно, сознание людей одновременно и объективно, и субъективно. Эти рассуждения имеют методологическое значение для понимания природы и исследования сознания. При его исследовании надо иметь в виду, что сознание одновременно и объективно (его характеристики присущи абсолютно всем людям), и субъективно (сознание каждого человека индивидуально, в то же время индивидуальные сознания содержат некие общие групповые черты, что позволяет объединять их в некоторые объективно-субъективные типы). Этого не достает многим психологическим исследованиям сознания: исследуют психические процессы человека вообще. Академик А.Н. Леонтьев справедливо указывал, что многие психологические исследования страдают «наивным антропологизмом».

Сознание служит специальным предметом научных, философских исследований. Его познание есть изучение механизмов фиксации в нем в превращенном виде образов действительности и внутреннего мира человеческого организма, содержательной и функциональной структур сознания. Философы сосредоточиваются главным образом на содержательной и предметно-функциональной структурах сознания. Физиология сознания их не интересует. Это, мол, дело физиологов и других естествоиспытателей. Но как можно считать исследование результативным, если не исследованы механизмы формирования сознания в мозге? Маркс обоснованно замечал, что в исследовании важен не только результат, но и пути его достижения. Выдающийся советский нейрофизиолог П.К. Анохин, опираясь на «рефлекс цели», выявленный И.П. Павловым, открыл функциональную систему деятельности мозга по образованию

психики и сознания1. Эти открытия привели к однозначному выводу, что сознание материально. Они же вскрыли и диалектику преобразования материальных ощущений в материальное сознание.

Зарубежные (Э. Вебер, Г. Фехнер, В. Вундт, Г.Гельмгольц. А. Бине и др.), русские физиологи (В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский и др.) установили факт взаимодействия мировой, земной и организменной энергий между собой. Животные, человек получают из Вселенной, от пищеварительных органов организмов постоянный приток энергии, который приводит в движение весь организм и голосовой аппарат у животных, речевой аппарат у человека, порождая таким естественным образом психику и сознание.

В.М. Бехтерев еще в 1904 г. выявил энергетический механизм возникновения сознания. Клетки мозга нормально функционируют, когда насыщены энергией. Если в клетках образуется дефицит энергии, они начинают «голодать» и сигнализируют в соответствующие отделы мозга о том, что организм нуждается в пище, питье, других физиологических потребностях2. Благодаря наличию в клетках энергии они вступают в физические, химические, электрические и другие реакции, взаимодействуют между собой, образуя новообразования, в природе не встречающиеся. Эти новообразования вступают во взаимодействие с органами человека, в том числе с речевым аппаратом, образуют сознание. Выводы ученого были одобрительно восприняты всей мировой физиологией, получили в трудах современных физиологов дальнейшую разработку, что позволило вывести исследования сознания на качественно новый уровень.

А.Л. Чижевский в 40-50-х гг. прошлого века исследовал воздействие солнечного электромагнитного излучения на земную жизнь и доказал,

1

См.: Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978; Он же. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979.

2 См.: Бехтерев В.М. Психика и жизнь. С.-П., 1904, с. 43.

что Солнце постоянно излучает в сторону Земли огромные потоки электромагнитных волн, которые многократно увеличиваются в периоды солнечной активности, повторяющиеся в среднем арифметическом один раз в 11,1 лет. Энергия гигантских протуберанцев солнечной короны вызывает на Земле катастрофические землетрясения, взрывы вулканов, приводит в движение ледники, вызывает засухи, наводнения. А в социальной жизни активизирует социальную психику и сознание народов, которые толкают их на революционные выступления, завоевательные и освободительные войны, мощные забастовки. В периоды ослабления активности Солнца ученые совершают эпохальные открытия, наблюдается подъем в творческой деятельности людей и т.д.1. Данные физиологов, других естествоиспытателей убедительно подтверждают вывод о том, что сознание есть результат воздействия на мозг мировой и земной энергии, есть результат материально-энергетической деятельности природы, физиологии и психики человека.

Подобное происходит и с внутренними реакциями организма человека, возбуждениями его внутренних рецепторов. Эти реакции были открыты физиологами. Английский физиолог Ч. Шеррингтон в самом начале ХХ столетия все реакции организма подразделил на внешние (экстероцептивные, идущие от внешнего мира) и внутренние (интероцептивные (идущие от внутренних органов человека)2. Эти два типа реакций имеют принципиальное значение для понимания процесса образования сознания, относительности познания им внешних и внутренних раздражений, потому что экстероцептивный поток энергии многократно мощнее интероцептивного. Мозг человека объективно не в состоянии воспринять и переработать весь объем

1

См.: Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995, с. 203-205, 289.

2 См.: Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность мозга. Л., 1969, с. 299-300.

информации, поступающий в него извне или изнутри. Поэтому сознание всегда неполно, относительно в сравнении с содержанием внешних и внутренних предметов. Если бы мозг был способен воспринимать весь объем поступающей в него информации, человек никогда бы не испытывал никаких проблем. Его знания и сознание были бы постоянными, неизменными величинами. Процесс познания, однажды восприняв всю полноту внешней и внутренней информации, остановился бы. Такое понимание методологии изучения сознания ограждает исследователей от поспешных и недостоверных выводов о том, что будто бы сознание или не поддается познанию, или наши знания о нем не верны. Сколь не парадоксальным кажется вывод открывателя нервного тока Э.Г. Дюбуа-Реймона о том, что сознание непознаваемо, но, как говорится, факт имел место. А пришел к этому неверному мнению Дюбуа-Реймон вследствие недооценки им гносеологических возможностей сознания и переоценки познавательного значения сделанного им открытия.

Открытие Р. Декартом рефлексов, позже - И.М. Сеченовым произвольных и непроизвольных рефлексов, И.П. Павловым -условных и безусловных рефлексов привело к открытию Павловым второй сигнальной системы - речи человека. Зарубежные и отечественные физиологи начала ХХ в. рассматривали рефлексы и вторую сигнальную систему в основном как процессы внешнего воздействия предметов природы на внешние рецепторы нервной системы человека. Они признавали, что правомерно говорить и о внутренних рефлексах (Шеррингтон, Бехтерев). Их выводы разделяли и многие психологи (С. Штрикер, Э. Джекобсон, К.Д. Ушинский, А.А. Потебня). Но тем не менее учение о второй сигнальной системе было построено в основном на примерах внешнего воздействия на рефлексы. Инструментальная исследовательская база не позволяла получить им достаточные

основания для подтверждения существования внутренней рефлексии в организме человека.

Но наблюдения за мысленной речью предоставляют довольно убедительные данные о том, что мысленная речь в значительной мере повторяет внешнюю, звуковую речь. Современные приборы уже позволяют регистрировать совпадения движений речевой мускулатуры во время мышления. Они почти совпадают с ее движениями во время звуковой речи. Думается, на этом основании уже правомерно говорить о внутренней второй сигнальной системе. Мысленная речь, раздражая внутренние и внешние рецепторы, автоматически раздражает всю огромную систему рефлексов внутренних органов: тканей и оболочек нервов, изолирующих материалов и ядер нейронов, пищеварительных, вкусовых, осязательных, обонятельных, зрительных, двигательных, секреторных и других органов человека, включая и речевые. Именно деятельность внутренних рефлексов, внутренней второй сигнальной системы и позволила человеку в ходе длительной эволюции выработать членораздельную речь, послужившую важнейшим обстоятельством выделения человека из животного мира. Внутренняя вторая сигнальная система играет определяющую роль в образовании представлений, памяти, воли человека, в производстве абстрактного, теоретического сознания. В.М. Бехтерев, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский и все последующие физиологи признавали образование ассоциаций и комбинаций ассоциаций нейронов, новообразований в мозге человека, которые возникают в результате «упражнений», т.е. повседневной деятельности человека, представляющей собой материальный процесс.

Внутренние рефлексы, вторая сигнальная система служат основным эффектором человеческой деятельности. Марксово указание на то, что человек тем отличается от пчелы, способной

строить медовые соты, что, прежде чем приступить к практическому строительству чего-либо, человек строит его сначала в мыслях, обязано наличию внутренней второй сигнальной системы. Маркс предвосхитил будущие открытия физиологами внутренних рефлексов, внутренней второй сигнальной системы, их роль в творческой, преобразующей деятельности человека.

Если некоторые физиологи еще высказывают настороженность в отношении совпадений движения речевой мускулатуры во время мысленной и звуковой речи, хотят получить более убедительные подтверждения, то логика взаимодействия движений мускулатуры и мозга уже ни у кого не вызывает сомнения: ни один мускул не вздрогнет, не получив соответствующего нервно-электрического сигнала от мозга. Представляется, есть все основания признать наличие внутренней второй сигнальной системы и ее роли в выработке сознания вообще и, особенно, абстрактного, теоретического сознания.

Превращение внешних рефлексов во внутренние, их самостоятельность в производстве высшего уровня сознания свидетельствует о диалектическом характере деятельности мозга. Энграммы (электромагнитные следы) памяти способны под внутренним воздействием возбуждаться, становиться активными, образовывать новые комбинации ассоциаций нейронов и вырабатывать новые знания, новый уровень сознания, встречающийся в развитом виде только у человека.

Материалистическое понимание диалектики сознания вытекает из материальной физиологии человеческого организма. Мозг, с древних времен признанный специальным органом сознания (Гиппократ), материален. Материальны все его структуры: нейроны, изолирующие и дифференцирующие нервный ток оболочки, среды и молекулы ДНК и РНК в ядре нейронов. Материален нервный электрический ток. Весь

путь образования сознания, от возбуждения внешних и внутренних рецепторов до членораздельной речи, материален. Материальны объекты и процессы Вселенной, материальны внутренние органы человека, испускающие в сторону мозга свои электромагнитные волны. Материальны речь и письмо человека. Если признать умопостижение идеальным, то философы, исповедующие идеальность сознания, вынуждены будут признать непознаваемость мира и сознания, впадут в агностицизм. Материальный мозг может производить только материальное сознание. В этом заключается исходный пункт диалектики сознания и методологии его исследования.

Идеалистическая методология в принципе невозможна, потому что естествоиспытатели доказали, что так называемое идеальное на деле является материальным. Идеи, мысли, теории, искусства, религии и все другое, относимое философами к идеальному, на самом деле являются формами материальных взаимодействий внешних и внутренних материальных электромагнитных волн между человеком, его внутренними органами и природой.

Материалистический взгляд на сознание получает дополнительное подтверждение, когда обращаешься к анализу конкретных видов, форм и уровней сознания. Люди воспринимают разные объекты или непосредственно или опосредованно.

Непосредственно воспринимаемые людьми лучи электромагнитной энергии, исходящие от природных или социальных объектов, порождают обыденное сознание. Оно возникает как результат непосредственного энергетического взаимодействия природы и общества с людьми и одних людей с другими людьми, одних народов с иными, человека с письменными или электронными текстами и т.п. Это взаимодействие возможно потому, что все стороны общения излучают в направлении друг друга сходные энергетические потоки.

Вероятно, последовательность образования обыденного сознания начинается с раздражения внешних рецепторов, его превращения в нервный ток, продолжается в возбуждении многообразных реакций в центральной нервной системе, в переходе генов с хромосом ДНК на хромосомы РНК, в отложении в молекулах ДНК и РНК энграмм (следов) памяти, в возбуждении нисходящих нервов мускулатуры и заканчивается приведением в действие речевого аппарата человека, что и вызывает возникновение звуков, членораздельной речи человека.

Диалектика образования теоретического сознания несколько иная.

Теоретическое сознание - это комплекс абстрактных знаний, касающихся основополагающих процессов мира, природы, общества, общностей людей, отдельного человека и сохраняющихся на протяжении многих дней, месяцев, лет и десятков тысяч лет.

Между обыденным и теоретическим сознанием существует органическая диалектическая связь. Она выражается в том, что подсознательное, обыденное сознание в результате общественной деятельности людей перерастает в теоретическое. Философы правильно представляют схему образования абстрактных знаний путем многократного повторения одних и тех же понятий, формул, теорем и т.п. Но остается за кадром действительный процесс их возникновения. А без этого процесс остается не до конца познанным, что и служит одним из поводов для обращения к идеалистическим методам гносеологии, представлениям о сознании как идеалистическом образовании.

Действительный процесс образования теоретического сознания, по-видимому, начинается с возбуждения внутренней второй сигнальной системы, начинающейся, как представляется, с памяти. Именно в памяти содержатся в превращенном виде все знания о

внешнем и внутреннем мире человека. Ее возбуждение и дает толчок к возникновению в мозге «новообразований», т.е. новых ассоциаций и комбинаций ассоциаций нейронов мозга (Бехтерев). Память до возникновения потребности в осознании состояния природы и общества хранит знания об этом в пассивной форме. Как только появляется потребность в оценке окружающего мира, а с осознанием его состояния появляется потребность в его преобразовании, энграммы памяти (хранители знания) возбуждаются, становятся активными, начинается процесс возникновения «новообразований». Новые ассоциации и комбинации нейронов представляют собой, как правило, уже обобщенные, в известной мере абстрактные знания. Выстроенные в определенную последовательную цепь, они уже приобретают форму осмысленного обобщенного знания. Еще одно мгновение - и они становятся осмысленным теоретическим знанием. Таким, с точки зрения физиологии деятельности мозга, видится процесс образования теоретического сознания. Разумеется, это гипотетическое предположение нуждается в подтверждении экспериментальными данными.

Марксистско-ленинская философия в качестве методологического понимания и исследования сознания выдвинула концепцию деятельности как определяющего условия образования и развития сознания, его диалектических изменений, превращений, заблуждений, путей познания и критериев его истинности.

Общественная практика представляет собой предметно-чувственную, т.е. материальную деятельность. Именно поэтому она признается большинством ученых в качестве главного условия формирования сознания и критерием его истинности. Афоризм Демокрита о том, что «подобное познается подобным», остается в силе и в наше время. Это не платоновский мифический стереотип идеальности сознания, это аксиоматическая истина, добытая древним

философом на таком уровне провидения, которое доступно только сверхгениальному мыслителю. Его открытие методологического характера открывает дорогу сегодняшним исследователям, чтобы было позволительно говорить о материальности сознания даже в тех случаях, когда речь заходит о еще не открытых знаниях. Гигантский объем имеющихся знаний позволяет человеку уверенно говорить о неоткрытых знаниях как о материалистических. Если Н. Коперник и Дж. Бруно говорили о множестве миров гипотетически, основывая свои знания на том уровне знаний о мире, который был выработан человечеством к моменту их поворотных открытий, то сегодня открытие астрономами галактики, находящейся за пределами нашей галактики и удаленной от нас на 17 млрд. световых лет, уже не вызывает сомнений, что все последующие открытия будут содержать только материалистическое знание. Даже самые фантастические гипотезы будут материальными, потому что электромагнитные волны, порождающие подобные знания, материальны. Да, будут вырабатываться смелые гипотезы, интуитивно обосновываться еще не доказанные истины. Но они были и останутся на все будущие века материальными.

Возникает серьезная проблема относительно будущности некоторых фундаментальных понятий сегодняшней философии, к примеру, таких, как «материя», «сознание», «материальное», «идеальное», «дух», «душа», «духовное» и др. Относительно понятия «идеальное», думается, что его время заканчивается, но, разумеется, не так скоро, как предполагают некоторые «нетерпеливые» материалисты. Свою прочность категория идеального черпает в непознанности мира, в частности, в непознанности мозга. Человек (даже высокообразованный), не понимая многих процессов в мозге, не находя в материалистической гносеологии адекватных понятийных

аналогов, обращается к идеалистическим терминам, в том числе к такому фундаментальному, как «идеальность».

Что касается понятий «материя», «материальное», «сознание», «дух», «душа», «духовное», ситуация несколько сложнее. По мере овладения человечеством знаниями о природе понятия «материя», «материальное» еще больше упрочат свои позиции в онтологии и гносеологии. Понятия «дух», «душа», «духовное» прочно вошли в мировую культуру и сознание. Им не найти аналогов при чтении гениальных эпосов народов, произведений гениальных мыслителей и художников. Как прочитать и осмыслить гениальные слова А.С. Пушкина: «Душа в заветной лире мой прах переживет//И тленья избежит», - если попробовать слово «душа» заменить, скажем, на аналоги - «вторичное материальное» или «высший уровень материальности». Против подобной «замены» протестует художественное чувство всех народов земли. «Заменить» значит перечеркнуть весь мировой опыт культуры. Такие понятия останутся в культуре и науке, приобретя материалистический смысл.

В короткой статье невозможно обстоятельно изложить столь сложную тему, как диалектика сознания и методология его исследования. Более развернуто взгляд автора на данную проблему дан в пяти изданиях монографии «Материальность сознания». Здесь же представлены лишь принципиальные подходы к исследованию сознания. Но, думается, что и выяснение принципиальных подходов тоже имеет принципиальное значение.

Яковлев А.И. Диалектика сознания: в поисках методологии исследования.

В статье предпринимается попытка изучения сознания в свете материалистической диалектики. Доказывается, что сознание представляет собой саморазвивающийся и самонастраивающийся комплекс электромагнитных волн внешнего и внутреннего мира человека. Сознание материально и диалектично.

Ключевые слова: материя, сознание, материальное, идеальное, физиология сознания, виды, уровни сознания, диалектика, материалистическая диалектика, идеалистическая диалектика.

Yakovlev A.I. Dialectic of consciousness: looking for methodology of research. In the article an attempt to study consciousness from the point of viev of materialistic dialectic is taken. It is being proved that consciousness is a self-tuning and self-developing complex of electric waves of outer and inner human world. Consciousness is materialistic and dialectic.

Key words: consciousness, material, ideal, physiology of consciousness, kinds and levels of consciousness, dialectic, material dialectic, ideal dialectic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.