Научная статья на тему 'ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ CETP и LPL ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АТЕРОСКЛЕРОЗА'

ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ CETP и LPL ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АТЕРОСКЛЕРОЗА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
318
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Исмагилова Р. К., Сунгатуллина Л. М., Гайфуллина Р. Ф., Кравцова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ CETP и LPL ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АТЕРОСКЛЕРОЗА»

ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2010 ТОМ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цель исследования: изучить уровень ИЛ-17 и CD4+CD196+ мононуклеаров у пациентов с циррозом печени в исходе вирусного гепатита В.

Материалы и методы: были обследованы пациенты с диагнозом Цирроз печени в исходе вирусного гепатита В, Класс В и С (Чайлд-Пью) (группы А - 48 пациентов и В - 50 пациентов соответственно), 98 человека. В качестве контрольной группы была обследована группа здоровых доноров в количестве 30 человек. Количество мононуклеаров, экспрессирующих CD 196 (CCR6-

рецептор) было изучено путем фенотипирования клеток моноклональными антителами СD196 Alexa и

подсчитано методом проточной цитометрии (FaxCalibur). Концентрация ИЛ-17 исследовалась в сыворотке больных и доноров методом иммуноферментного анализа (IBL, Hamburg).

Результаты: В группе А (16,3 +3,4/мл) и группе В (23,4 + 2,9/мл) наблюдалось достоверное повышение абсолютного количества CD4+CD196 клеток в сравнении с контрольной группой (9,4 + 2,4 /мл, P<0,05 (A) and P<0,005 (B) соответственно). Концентрация ИЛ-17 у пациентов обеих групп (14,8+ 4,7 пг/мл (группа A), 56,5 + 8,1 пг/мл (группа B) с хроническим вирусным гепатитом В было достоверно выше, чем в группе здоровых доноров (1,27 +_ 0,06 пг/мл, P<0,05 (A),

P<0,005 (B), соответственно). Показатели ИЛ-17 и

CD4+CD196+ мононуклеаров у пациентов в группе В достоверно превышают те же значения в контрольной группе (P<0,05).

Выводы: результаты исследования показали, что сигнальные молекулы аутоиммунитета ИЛ-17 и Th17 играют роль в патогенезе цирроза печени HBV этиологии.

Обсуждение и заключение. Активация цитокинов и поляризация Т-хелперов в Th1, Th2, Th17 или Treg имеют значение не только для формирования иммунного ответа, но и для запуска фиброза печени. Фиброз является конечным этапом хронического воспаления, индуцированного различными стимулами. Th2-цитокины кооперируются с TGFP1 для индукции фиброза [T.Wynn, 2008]. Дифференцировка Th17 и Treg зависит от TGFP1 [Lee Mo et al. 2007]. Приобретение Treg клетками фенотипа Th17 обеспечивается ИЛ-6 [Bettelli E., et al, 2006]. Поскольку TGF-P1 и IL-6 являются хорошо известными факторами роста фибробластов, как показали наши исследования, при прогрессировании фиброза печени формируются условия для возникновения аутоиммунного процесса.

116. ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНОВ CETP и LPL -ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АТЕРОСКЛЕРОЗА

Исмагилова Р.К., Сунгатуллина Л.М., Гайфуллина Р.Ф.*, Кравцова О. А.

Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, ГОУ ВПО «Казанский

государственный медицинский университет» г. Казань, Россия.

Актуальность: болезни сердечно-сосудистой

системы занимают лидирующее место среди причин смертности и инвалидизации в России и за рубежом. Одним из факторов развития тяжелых поражений сердца и сосудов является нарушение липидного (жирового)

обмена в организме, ведущее к возникновению атеросклероза. Несмотря на то, что известно более 250 потенциальных генов-кандидатов развития данной патологии и более 1500 мутаций в них, вследствие сложной полигенной природы заболевания, в каждой конкретной популяции мира существует свой определенный набор генетических маркеров (полиморфизмов), которые предрасполагают к развитию атеросклероза. Для выявления таких маркеров необходимо на первом этапе исследования изучить в каждой этнической популяции контрольную группу условно здоровых лиц (без признаков изучаемой патологии и других системных заболеваний), чтобы в дальнейшем при сравнении этих данных с результатами по группе больных, сделать выводы о предикативной или предрасполагающей роли генов-кандидатов в развитии заболевания.

В связи с вышеизложенным, цель данной работы -анализ полиморфных маркеров генов-кандидатов развития атеросклероза в контрольной группе условно здоровых лиц из выборки современного населения Республики Татарстан.

Материалы и методы: для исследования служили образцы ядерной ДНК 94 представителей двух этнических групп Республики Татарстан: русских и татар. Этническую принадлежность выясняли путем индивидуального анкетирования, учитывая данные до третьего поколения. Контрольная группа сравнения сформирована на базе Межрегионального клиникодиагностического центра г. Казани, куда вошли пациенты без признаков АТ, ЭГ, сахарного диабета и других системных заболеваний, с учетом пола, возраста, национальности, показателей углеводного и липидного обменов, анамнестических данных на ближайших кровных родственников. Анализ генетических полиморфизмов осуществляли методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) с использованием локус-специфичных праймеров с последующей постановкой ПДРФ - анализа.

Результаты: В результате исследования получены данные по распределению частот аллелей и генотипов полиморфных локусов генов CETP и LPL в двух популяциях, русских и татар, Республики Татарстан в контрольной группе.

Анализ полиморфных вариантов гена LPL

Липопротеинлипаза (LPL) - ключевой фермент метаболизма липидов - локализована на поверхности эндотелиальных клеток сосудов. Наиболее значимым полиморфизмом гена LPL является HindIII -полиморфизм.

При анализе распределения частот HindIII-полиморфных аллелей и генотипов гена LPL в контрольной группе выявлено повышение частоты встречаемости аллеля H+ (59 %) и гетерозиготного генотипа Н-Н+ (71 %).

Микросателлитный локус LPL расположен в 6 интроне гена липопротеинлипазы. Данный STR-локус широко используется в качестве маркера для изучения генофонда популяций. Ассоциация же данного полиморфизма с риском развития АТ прежде не изучалась. В мировой популяции известно 7 аллелей данного полиморфизма с числом повторов от 7 до 14, из которых в нашей выборке нами было обнаружено 5

78

ВЕСТНИК СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ 2010 ТОМ 3, ПРИЛОЖЕНИЕ 1

аллелей с числом повторов от 9 до 13, наибольшую частоту встречаемости имеют аллели 9, 10, 11, 12.

Анализ полиморфных вариантов гена СЕТР

CETP - это специфический белок - гидрофобный гликопротеин - переносящий липиды плазмы, катализирующий реакцию обмена ЭХС и ТГ между липопротеинами.

Согласно результатам исследования, в контрольной группе отмечено преобладание аллеля С (61,5%), который характеризуется отсутствием сайта рестрикции, и гетерозиготного генотипа С/А (57,5%) по

полиморфному варианту -629С^-А; незначительное преобладание частоты встречаемости аллеля G (51 %) и генотипа GG (53.2 %) по полиморфизму -97Ш^-А; аллеля A (58 %) и генотипа AG (59 %) по полиморфному локусу +423 О^Л, а также аллеля I (82,4 %) и генотипа II (76,6 %) полиморфного варианта Val421Ile.

При разделении выборки по этногеографическому и половому признаку и последующем сравнении в пределах группы контроля было отмечено аналогичное распределение аллелей и генотипов по полиморфным локусам изучаемых генов.

Полученные данные в дальнейшем послужат базой для статистической оценки вклада основных генов -кандидатов в развитие атеросклероза у лиц, входящих в группу риска.

117. ОТДАЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛЕЧЕНИЯ РАНДОМИЗИРОВАННОЙ ГРУППЫ БОЛЬНЫХ ИБС МЕТОДОМ ТУННЕЛИРОВАНИЯ

(кооперативное исследование совместно с НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева РАМН)

Ишенин Юрий Михайлович, Член-корреспондент ЕА АМН, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургии и травматологии ГОУ «Институт усовершенствования врачей» МЗиСР Чувашской республики.

Хирургическое лечение ИБС - сложная и нерешенная проблема медицины [1].

Цель исследования: изучить отдаленные результаты хирургического лечения технологией туннелирования миокарда левого желудочка (ТМЛЖ) у тяжелой нешунтабельной группы больных ИБС.

Материал и методы: период наблюдения составил от 1,5 до 20 лет (в среднем 12,5±2,8 года). Среди 47 пациентов было 3 женщины и 44 мужчины, в возрасте от 47 до 82 лет (в среднем 60±2,4 года), перенесших ОИМ с 10% эпизодов клинических смертей, 6 пациентов

оперированы повторно после АКШ. Все пациенты в дооперационном периоде относились к III-IV ф.к. по NYHA.

Контрольную группу, учитывая нравственные принципы, составили 2 пациентов в возрасте 44 и 52 лет.

Материал статистически обработан.

Результаты: госпитальной летальности после ТМЛЖ - нет. Общими признаками при изучении столь отдаленных результатов явились:

1. Надежное купирование синдрома стенокардии на уровне I-II ф.к. по САС.

2. Высокая фракция выброса левого желудочка в пределах 57±1,8 % (Р<0,001).

3. Низкая ежегодная летальность от ОКС в

пределах 0,3 % (3 человека).

4. Специальной реабилитационной программы пациенты не придерживались.

Все пациенты за наблюдаемый период были социально-экономически стабильны.

Двое контрольных больных погибли: один от ОКС, а второй - при попытке выполнить ему АКШ в сроки до одного года от момента отказа от операции.

Выводы: технология туннелирования миокарда

левого желудочка (ТМЛЖ) у больных нешунтабельного генеза - является операцией выбора и должна применяться в хирургии ИБС.

118. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ ТУННЕЛИРОВАНИЯ

Ишенин Ю.М.

ГОУ «Институт усовершенствования врачей» МЗ и СР Чувашской республики (Чебоксары), ВосточноСибирский научный центр Сибирского отделения РАМН (Иркутск), Россия

Много раз нам приходилось подвергать научномедицинской фантастике внедрение туннелирования при ишемической болезни сердца, циррозе печени, нижних конечностей, слоновости, ожирении, деформирующих остеартрозах, вазоренальной гипертензии. Прошли десятилетия и теперь - это реальность! Беда в одном: в противостоянии рутинной хирургии нововведениям. Трудно себе представить, чтобы опытные хирурги и терапевты сразу решили отдать больного на новые клинические внедрения, по сути новые по понятиям, но старые по существу. Все новое пока, как известно - это хорошо забытое старое. Вот посудите сами: все технологи туннелирования - это смешанные непрямые вмешательства, которые руководят ангиопластическими реакциями в заданном участке ишемии. Сегодня нами к этим методикам подключены и простые аутологичные клеточные технологии в виде имплантации СККМ и МККМ. Вреда пока мы от них не видим, разве что при III-IV стадиях цирроза печени, когда после их введения у ряда больных отметили ускорение катализа раковой метаплазии. Исходя из этого, мы поставили себе одно условия: введение аутологичных клеток костного мозга (и других клеточных технологий) возможно, но при доказанном отсутствии ракового процесса в организме.

С другой стороны, остаются не решенными ряд уже «проклюнувшихся» идей и технологий. Из них наиболее ценными являются:

1. Туннелирование простаты у больных с дегенеративно-дистрофическими и онкологическими заболеваниями по типу тубусной трансректальной аденомэктомии.

2. Туннелирование легкого при запущенных формах бронхиальной астмы для вызывания бронхолитического хирургического эффекта.

3. Туннелирование головного мозга при различных энцефалопатиях, как в виде чистой технологии, так и в сочетании с клеточными технологиями и принципами микротрансплантации.

4. Широкий аспект сочетанных операций прямой и непрямой реваскуляризации во всех областях хирургии: хронический панкреатит, варикозная болезнь и т. д.

5. Хирургическое лечение мезентериального

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.