Научная статья на тему 'ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТ-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯЗЫКИ ЯМАЛА»'

ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТ-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯЗЫКИ ЯМАЛА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
ЮНЕСКО / родной язык / культура / десятилетие языков коренных народов / полилингвальное образование / конференция «Языки Ямала». / UNESCO / native language / culture / decade of indigenous languages / multilingual education / conference «Languages of Yamal»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виландеберк Анна Арнольдовна, Измайлова Елизавета Алихановна

В статье в форме пост-релиза представлен международный, российский и региональный опыт реализации программ и проектов по развитию языков и культур коренных народов России на примере I Региональной научно-практической конференции «Языки Ямала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виландеберк Анна Арнольдовна, Измайлова Елизавета Алихановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILINGUAL EDUCATION IN THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM: POST-RELEASE ON THE RESULTS OF THE CONFERENCE «LANGUAGES OF YAMAL»

Тhe article in the form of a postrelease is presented an international, Russian and regional experience in the implementation of programs and projects for the development of languages and cultures of indigenous peoples of Russia on the example of the I Regional Scientific and Practical Conference «Languages of Yamal».

Текст научной работы на тему «ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТ-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯЗЫКИ ЯМАЛА»»

ИННОВАЦИОННАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

СОБЫТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ

УДК 372.881.1

ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТ-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ «ЯЗЫКИ ЯМАЛА»

Виландеберк Анна Арнольдовна,

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена

Измайлова Елизавета Алихановна,

кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Magister»

Аннотация: в статье в форме пост-релиза представлен международный, российский и региональный опыт реализации программ и проектов по развитию языков и культур коренных народов России на примере I Региональной научно-практической конференции «Языки Ямала».

Ключевые слова: ЮНЕСКО, родной язык, культура, десятилетие языков коренных народов, полилингвальное образование, конференция «Языки Ямала».

Anna A. Vilandeberk,

PhD (Philological Sciences), Herzen Russian State Pedagogical University, Russia, St. Petersburg

Elizaveta A. Izmailova,

PhD (Pedagogical sciences), editorial board of the journal «Magister»

9

Салехард, Россия Salekhard, Russia

Дата поступления: 19 мая 2022;

Дата публикации: 28 июня 2022.

Для цитирования: Виландеберк А.А., Измайлова Е.А. Полилингвальное обучение в региональной системе образования: пост-релиз по итогам конференции «Языки Ямала» // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №2. - с.54-58. [Электронный ресурс]. URL: http:// magister-spb.ru/ (01.07.2022).

54 | MAGISTER, 2022, №2

MULTILINGUAL EDUCATION IN THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM: POST-RELEASE ON THE RESULTS OF THE CONFERENCE «LANGUAGES OF YAMAL»

Abstract: the article in the form of a postrelease is presented an international, Russian and regional experience in the implementation of programs and projects for the development of languages and cultures of indigenous peoples of Russia on the example of the I Regional Scientific and Practical Conference «Languages of Yamal».

Keywords: UNESCO, native language, culture, decade of indigenous languages, multilingual education, conference «Languages of Yamal»

Received: 19 May 2021 Accepted: 28 June 2022 For citation: Vilandeberk A.A., Izmailova E.A. Multilingual education in the regional education system: post-release on the results of the conference «Languages of Yamal» // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - No.2. - p.54-58 [Electronic resource]. - Access mode: http://magister-spb.ru/ (01.07.2022).

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2022-2032 гг. Международным десятилетием языков коренных народов (International Decade of Indigenous Languages: IDIL 2022-2032) и предложила ЮНЕСКО стать ведущим агентством ООН по его организации в сотрудничестве с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам1.

Десятилетие, среди прочего, повысит осведомленность о важности языкового разнообразия и многоязычия и их вкладе в устойчивое развитие, благое управление, ува- официальНый сайт жение прав человека, а также

десятилетия

о важности межкультурного культурного и биоразнообразия, межкультурного диалога и воспитания в духе мира в построение открытых, инклюзивных и основанных на участии обществ. Основной целевой группой на это десятилетие являются изучающие языки коренных народов (говорящие и подписывающие), в том числе новые учащиеся и молодежь в целом.

В России языками коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сегодня официально являются 40 языков. В современной системе образования РФ из них только половина

принимает участие в образовательном процессе. Между тем, стратегия государственной национальной политики нашей страны указывает на единый культурный код современного российского общества - сохранять и развивать русскую культуру и язык в интеграции с культурным и историческим наследием всех народов РФ, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Фактическим стартом Международного десятилетия в России стал Всероссийский этнографический диктант на языках коренных народов, который прошел 18 февраля 2022 г.

Разработка клавиатурных раскладок, шрифтов и мобильных приложений на национальных языках, создание виртуального музея традиционной культуры малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока, проведение гастролей театральных коллективов - эти и другие мероприятия предусмотрены планом по проведению в России Международного десятилетия языков коренных народов в 2022-2032 годах.

Всего в плане предусмотрено более 60 мероприятий, которые поделены на шесть

International Decade of Indigenous Languages: IDIL 2022-2032. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://idil2022-2032.org/ (12.06.2022).

MAGISTER, 2022, №2 | 55

тематических разделов, посвящённых совершенствованию государственного управления, образованию и подготовке педагогических кадров, науке, цифровизации и книгоизданию.

Некоторые мероприятия плана будут регулярными. Так, например, каждые два года будет проводиться международная конференция, ^^ посвящённая проблемам ^^^ сохранения языков коренных народов (организаторы ^ - Федеральное агентство шЛЗшёшл по делам национальностей, МИД России и Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех»). Кроме того, раз в три года планируется проведе-

I Региональная научно-практическая конференция «Языки Ямала: проблемы и перспективы языкового образования в общеобразовательной школе»,

Одним из наиболее значимых событий в рамках Международного десятилетия языков коренных народов в России можно выделить I Региональную научно-практическую конференцию «Языки Ямала: проблемы и перспективы у^А языкового образования в

общеобразовательной школе», состоявшуюся 15 апреля 2022 г. на базе ГАУ ДПО Ямало-ненецкого автономного округа «Региональный

НАСЛЕДИЯ

НАРОДОВ ^ РОССИИ

институт развития образо-Рис.2. Логотип Года культурно- вания» (РИРО). ние Всероссийского съезда го наследия народов России/ Приоритетной целью преподавателей родного Источник фото: Министерство конференции явилось об-

языка и литературы корен- культуры Рф ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока2.

2022 г. объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важной частью культурного слоя страны остаются языки коренных малочисленных народов, часть из которых сегодня находятся под угрозой уничтожения.

Справочно

Предложение объявить 2022-й Годом культурного наследия Владимир Путин поддержал еще в ноябре 2019-го. На заседании Совета по межнациональным отношениям он отметил необходимость «хорошо и содержательно» наполнить программу года и учесть особенности каждого региона России.

Ежегодно с 2007-го глава государства своим указом посвящает следующий год какой-либо теме для привлечения к ней общественного внимания.

2021 год был объявлен Годом науки и технологий. 2020-й стал Годом памяти и славы, 2019-й - Годом театра.

суждение в широком кругу экспертов возможностей использования полилингвального и поликультурного пространства Ямала как ресурса развития системы образования.

Конференция на площадке РИРО в очном и дистанционном формате собрала специалистов региональных органов управления образованием, педагогических работников общего образования, организаций среднего профессионального и высшего образования, дополнительного профессионального образования, специалистов языкового и литературного образования из различных субъектов Российской Федерации: Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Красноярского района, Калининградской области.

С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Марина Владимировна Кравец, директор ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования»

56 | М^^ТЕ^ 2022, №2

2План мероприятий Международного десятилетия языков коренных народов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/44541/ (15.06.2022)

Рис. 1. Карта народов России/Источник фото: Инфографика.ру

Татьяна Валерьевна Рогозина и заместитель директора ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» Артем Юрьевич Тылик.

На пленарном заседании «Лучший отечественный и мировой опыт языкового образования: чему может учиться Ямал?» выступили исполнительный директор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» Наталья Борисовна Ларионова с докладом «Работа ЮНЕСКО по сохранению родных языков» (г. Казань), заведующий кафедрой образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена, канд. филол. наук, доцент Анна Арнольдовна Виландеберк с докладом «Современный учитель русского языка: точки роста или точки риска» (г. Санкт-Петербург), к.фил.н, учитель МАОУ «Обдорская гимназия» Марина Евгеньевна Засорина представила участникам доклад «Создание мотивирующей образовательной среды в гимназии». Преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» Нина Михайловна Егерь провела мастер-класс «Родной язык - родные традиции».

Особо отметим работу секций «Родной язык как инструмент познания и объект изучения» и «Преподавание родного языка на ступенях начального и дошкольного образования. Естественный билингвизм: вызов или возможность?», на которых были рассмотрены следующие вопросы: функция, роль и место родных языков в учебном плане, специфика преподавания русского языка как родного, эффективные методики и практики преподавания родных языков, современные учебно-методические пособия по родным языкам, предметные, метапредмет-ные и личностные результаты изучения родных языков.

На секции выступили заведующая отделом кочевого образования филиала в г. Якутске ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» Наталья Васильевна Ситникова с докладом «Преподавание родного языка в условиях реализации ФГОС», директор МАО культуры «Центр историко-культурного наследия «Касумёх» Елена Терентьевна Федотова с докладом «Системный подход

М^^ТЕ^ 2022, №2 | 57

Рис.3. Пленарное заседание конференции «Языки Ямала»

в решении проблемы сохранения родного языка и культуры на примере муниципального образования сельского поселения Казым Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Также в рамках работы секций выступили д-р филол. наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Валерий Анатольевич Ефремов, канд. филол. наук, доцент кафедры филологического и социально-гуманитарного образования ГАОУ ДПО «ЛОИРО» Светлана Владимировна Букреева и практикующие учителя родных языков и литератур, которые поделились опытом своей преподавательской деятельности.

Полилингвальная и поликультурная специфика системы образования Ямала была также представлена в работе секции «Иностранные языки в школе: как обеспечить качество?», на которой выступила канд. пед. наук Елизавета Алихановна Измайлова с докладом «Расширяем гори-

зонты образования: международный проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Опыт работы с международным проектом представила учитель МАОУ СОШ № 10 г. Калининграда Светлана Анатольевна Го-рольчук.

На секции также обсуждались вопросы мотивации обучающихся к изучению иностранных языков. Доклады по этой проблематике представили педагоги Елена Валерьевна Овчарова, Анастасия Николаевна Коваленко (МБОУ «Школа №1 им. В.И. Му-равленко»), Ольга Александровна Иванова (МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя»). Были представлены проекты открытия билингвальных классов в школах Салехарда, Нового Уренгоя, Ла-бытнанги и Ноябрьска.

ВИДЕОЗАПИСЬ И МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ

Держаться за свои корни, язык и культуру - естественное человеческое поведение, и понимать это - значит идти в ногу со временем.

Благодарим оргкомитет за качественную организацию конференции, интересное наполнение, атмосферу доброжелательной заинтересованности и возможность знакомства и продуктивного общения с интересными людьми, энтузиастами своего дела! Не можем не отметить превосходное техническое оснащение Института развития образования ЯНАО, которое позволило общаться с российскими коллегами в режиме реального времени.

Желаем конференции дальнейшего развития, новых идей и участников!

58 | М^^ТЕ^ 2022, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.