Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ'

ОБУЧЕНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
образование / родные языки / коренные народы / школы-интернаты / профессиональные компетенции педагогов / education / native languages / indigenous peoples / boarding schools / professional competencies of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тусида Светлана Ивановна

В статье даются сведения о поддержке изучения, продвижения и популяризации родных языков коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. На примере данного региона показаны мероприятия по организации образовательного процесса в части изучения родных языков, их значимость для образовательной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING NATIVE LANGUAGES OF THE INDIGENOUS SMALLNUMBERED PEOPLES OF THE NORTH LIVING IN THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS AREA

Тhe article provides information on the support of the study, promotion and popularization of the native languages of the indigenous peoples of the Yamalo-Nenets autonomous area. The example of this region shows the activities for the organization of the educational process in terms of learning native languages, their importance for the educational policy of the region.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ»

УДК 372.881.1 О СалехаРД' Россия

Salekhard, Russia

ОБУЧЕНИЕ РОДНЫМ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Тусида Светлана Ивановна,

руководитель центра развития этнокультурного образования и региональных проектов ГАУ ДПО Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» tsi@riroyanao.ru

Аннотация: в статье даются сведения о поддержке изучения, продвижения и популяризации родных языков коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа. На примере данного региона показаны мероприятия по организации образовательного процесса в части изучения родных языков, их значимость для образовательной политики региона.

Ключевые слова: образование, родные языки, коренные народы, школы-интернаты, профессиональные компетенции педагогов.

Дата поступления: 20.06.2022 Прошла рецензирование: 25.06.2022 Дата публикации: 30.06.2022 Для цитирования: Тусида С.И. Обучение родным языкам коренных малочисленных народов севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №2 - с.59-62. - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/ (01.07.2022).

Tusida Svetlana Ivanovna,

Head of the Center for the Development of Ethno-cultural Education and Regional Projects of the Yamalo-Nenets autonomous area «Regional Institute for the Development of Education». tsi@riroyanao.ru

TEACHING NATIVE LANGUAGES OF THE INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH LIVING IN THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS AREA

Abstract: the article provides information on the support of the study, promotion and popularization of the native languages of the indigenous peoples of the Yamalo-Nenets autonomous area. The example of this region shows the activities for the organization of the educational process in terms of learning native languages, their importance for the educational policy of the region.

Keywords: education, native languages, indigenous peoples, boarding schools, professional competencies of teachers.

Изучение, сохранение и популяризация языков коренных малочисленных народов, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, - одна из ключевых задач на повестке мероприятий по устойчивому развитию региона.

В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - ЯНАО) проживают следующие коренные малочисленные народы: ненцы, ханты, селькупы, а также коми-зыряне, говорящие на ижемском диалекте коми языка. Большинство представителей данных народов ведут традиционный (кочевой, полукочевой, оседлый) образ жизни, занимаясь оленеводством, рыболовством, собирательством. Дети из числа семей, ведущих традиционный образ жизни, получают образование в школах-интернатах, в образовательные планы

В ЯНАО проживают следующие коренные малочисленные народы: ненцы, ханты, селькупы, а также коми-зыряне

■^бРАЗОВАИИЕ

ЛМАП4%

Г*? 3 (Л.

ноебрь 2021

полагег. рад* ПОЛЬ. реФ^нф«:

ШАГИ

Научно-популярный журнал «Образование Ямала»

Received: 20 June 2022 Reviewed: 25 June 2022 Date of publication: 30 June 2022 For citation: Tusida S. I. Teaching native languages of the indigenous small-numbered peoples of the north living in the Yamalo-Nenets autonomous area// Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №2. - p.59-62 - [Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/ (07/01/2022).

которых введено изучение родных языков и популяризация культуры и традиций [1].

Ежегодно Департаментом образования и государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования ЯНАО «Региональный институт развития образования», образовательными организациями начального, общего и среднего образования, а также среднего профессионального образования проводится ряд мероприятий, которые обеспечивают изучение родных языков.

На уровне образовательных организаций проводятся недели родных языков, конкурсы чтецов, всевозможные акции, конкурсы, классные часы, научно-практические конференции, муниципальные олимпиады.

Традиционно проводятся мероприятия, являющиеся ключевыми в части сохранения языков коренных малочисленных народов региона.

1. Ежегодно, в конце августа-начале сентября проводится Региональное совещание педагогов, где подводятся итоги полугодия в сфере образования, задаются цели, ориентиры на новый учебный год. Вопрос об изучении, сохранении, популяризации родных языков - один из ключевых на данном мероприятии.

2. В ноябре в округе проходит Межрегиональная олимпиада по родным языкам и краеведению, цель которой -

выявление и поддержка одарённых школьников, популяризация краеведческого образования, создание условий для изучения, сохранения, защиты и продвижения языков коренных малочисленных народов Севера. Участниками этого мероприятия являются обучающиеся 8-11 классов образовательных организаций из ЯНАО, Ненецкого автономного округа, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Республики Коми, Красноярского края. На протяжении двух дней школьники участвуют в таких конкурсных испытаниях, как викторина на знание истории родного края, родного языка и литературы, написание сочинения-описания и эссе, устные выступления. Участников олимпиады, по праву, можно считать лучшими знатоками родных языков и краеведения.

3. 21 февраля Департаментом по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО в рамках празднования Международного дня родного языка проводится диктант на родных языках. Педагоги, учащиеся, студенты, методисты выступают в качестве дикторов, экспертов и участников.

4. В целях обеспечения учебниками и учебными пособиями в регионе разработаны учебно-методические комплексы по родным языкам и литературам с 1 по 9 классы. Авторами-составителями выступили методисты Регионального института развития образования и учителя родных языков. Обучающиеся 9 классов сдают государственную итоговую аттестацию по родному языку и родной литературе. В настоящее время основной государственный экзамен предмета проводится для носителей ненецкого и хантыйского языков.

В 2021 - 2022 учебном году родные языки (ненецкий, хантыйский, селькупский, коми) изучаются в 8 муниципалитетах округа. Педагоги, преподающие родные языки, используют современные подходы, технологии и методы для повышения мотивации своих

В 2021 - 2022 учебном году родные языки (ненецкий, хантыйский, селькупский, коми) изучаются в восьми муниципалитетах округа

Конкурс «Вершины Ямала» учеников. К примеру, создают мультипликационные фильмы, плакаты, используют интерактивные методы обучения, постоянно повышают свою квалификацию, участвуют в конкурсах, проектах различного уровня.

В целях развития профессиональных компетенций педагогов, преподающих родные языки, и повышения качества образовательных результатов обучающихся школ-интернатов в округе проводятся мероприятия самых разных форматов. Традиционно, это курсы повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства, обучающие семинары. Так, в ноябре 2021 года впервые прошел конкурс профессионального мастерства для учителей родных языков «Учитель родного языка Ямала». Одним из конкурсных испытаний была работа в парах. Участники из разных языковых групп разгадывали задания в форме квеста: текст написан на разных языках, участники должны как можно скорее перевести текст задания и найти искомое.

Победитель регионального этапа данного конкурса примет участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы», объявленного Министерством просвещения Российской Федерации.

Отличительной особенностью системы образования автономного округа является наличие большого количества школ-интернатов - их насчитывается 28. Это учреждения полного дня, в которых на протяжении

Участники конкурса «Учитель родного языка Ямала»

всего учебного года проживают дети, чьи родители ведут традиционный образ жизни. И, конечно же, педагогическим работникам данных учреждений уделяется огромное внимание со стороны Департамента образования автономного округа. Ведь важно создать максимально возможные домашние условия для детей, которые долгое время находятся в разлуке с родителями. Для педагогов школ-интернатов, не владеющих родными языками, в 2021 году были проведены обучающие занятия по хантыйскому и ненецкому языкам. Этот подход можно назвать инновационным, поскольку обучающиеся (в данном случае воспитатели, учителя начальных классов) погрузились в языковую среду своих воспитанников. После окончания занятий многие педагоги и воспитанники школ-интернатов продолжили практически осваивать родные языки коренных народов посредством общения между собой. Данное направление работы станет ежегодным, так как показывает хорошие результаты при организации образовательно-воспитательного процесса, к тому же, появляется еще один ресурс для развития родных языков.

Ежегодно в округе проводится конкурс профессионального мастерства, где со-

Отличительной особенностью системы образования автономного округа является наличие большого количества школ-интернатов -их насчитывается 28

ревнуются лучшие учителя общеобразовательных школ и воспитатели детских садов. В 2022 году была учреждена специальная номинация для воспитателей школ-интернатов.

Региональным институтом развития образования выпускается научно-популярный журнал «Образование Ямала», где публикуются статьи о наиболее интересных и передовых методиках, разработках педагогического сообщества учителей округа. Примечательно, что на страницах данного издания печатаются статьи и на родных языках.

Ямало-Ненецкий автономный округ -уникальный регион, где в системе образования наряду с традиционными методиками используются самые передовые технологии. А также создаются всесторонние условия для сохранения, развития и популяризации языков коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автоном-

ном округе.

Список источников:

1. Пустогачева О. Н. Современное состояние обучения и изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в системе образования Российской Федерации // История и педагогика естествознания. - 2014. - № 2. - С. 41-46. - EDN TVXKDD

2. План мероприятий Международного десятилетия языков коренных народов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/rbYrW (15.06.2022)

List of sources:

1. Pustogacheva O. N. The current state of teaching and learning native languages of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East in the education system of the Russian Federation // History and pedagogy of Natural science. - 2014. - No. 2. - pp. 41-46. - EDN TVXKDD.

2. Action plan of the International Decade of Indigenous Languages [Electronic resource]. - Access mode: https://clck.ru/rbYrW (06/15/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.