Научная статья на тему 'Поликультурное значение педагогики как социального явления'

Поликультурное значение педагогики как социального явления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGY / CULTURE / MULTICULTURAL PEDAGOGY / SOCIAL PHENOMENON / HISTORICAL SOCIOGENESIS / ПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ СОЦИОГЕНЕЗИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зибров Г.В., Беляев Р.В., Колосова Л.А.

Поликультурная педагогика является важным направлением в развитии человека в обществе. В статье представлен анализ современных парадигм образования и их взаимосвязь с поликультурной педагогикой. Подчеркивается, что в современных условиях поликультурная педагогика развивается на основе интеграции знаний многих научных направлений. В статье характеризуется поликультурное значение педагогики, показаны особенности формирования поликультурной педагогики в историческом социогенезисе, ее закономерности и принципы становления. В заключение делается вывод, что поликультурная педагогика способствует разработке механизмов адаптации и социализации человека в многокультурном и многонациональном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зибров Г.В., Беляев Р.В., Колосова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTYCULTURAL SIGNIFICANCE OF PEDAGOGICS AS A SOCIAL PHENOMENON

Multicultural pedagogy is an important direction in human development in a society. The article presents the analysis of modern educational paradigms and their relationship with multicultural pedagogy. It is emphasized that under current conditions, multicultural pedagogy develops on the basis of the integration of knowledge of many scientific directions. The article considers multicultural significance of pedagogy; features of formation of multicultural pedagogy in historical sociogenesis, its laws and principles of formation are presented in the article. It is concluded that multicultural pedagogy contributes to the development of mechanisms for the adaptation and socialization of man in a multicultural and multinational society.

Текст научной работы на тему «Поликультурное значение педагогики как социального явления»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGICS

УДК 37.013.43

DOI: 10.18413/2075-4574-2018-37-1-121-130

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО

ЯВЛЕНИЯ

MULTYCULTURAL SIGNIFICANCE OF PEDAGOGICS AS A SOCIAL

PHENOMENON

Г.В. Зибров, Р.В. Беляев, Л.А. Колосова G.V. Zibrov, R.V. Belyaev, L.A. Kolosova

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени

профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Ст. Большевиков, д. 54а

The military educational and scientific center of the Air Force "The Air Force Academy named after

Professor N.Ye. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", 54a Art. Bolsheviks Street, Voronezh, 394064, Russia

Е- mail: kolosova-50@.bk.ru

Аннотация

Поликультурная педагогика является важным направлением в развитии человека в обществе. В статье представлен анализ современных парадигм образования и их взаимосвязь с поликультурной педагогикой. Подчеркивается, что в современных условиях поликультурная педагогика развивается на основе интеграции знаний многих научных направлений. В статье характеризуется поликультурное значение педагогики, показаны особенности формирования поликультурной педагогики в историческом социогенезисе, ее закономерности и принципы становления. В заключение делается вывод, что поликультурная педагогика способствует разработке механизмов адаптации и социализации человека в многокультурном и многонациональном обществе.

Abstract

Multicultural pedagogy is an important direction in human development in a society. The article presents the analysis of modern educational paradigms and their relationship with multicultural pedagogy. It is emphasized that under current conditions, multicultural pedagogy develops on the basis of the integration of knowledge of many scientific directions. The article considers multicultural significance of pedagogy; features of formation of multicultural pedagogy in historical sociogenesis, its laws and principles of formation are presented in the article. It is concluded that multicultural pedagogy contributes to the development of mechanisms for the adaptation and socialization of man in a multicultural and multinational society.

Ключевые слова: педагогика, культура, поликультурная педагогика, социальное явление, исторический социогенезис.

Key words: pedagogy, culture, multicultural pedagogy, social phenomenon, historical sociogenesis.

Введение

В настоящее время во всем мире наблюдаются нарастающие процессы взаимодействия различных культур, что оказывает существенное влияние на становление нового поколения. Позитивную роль здесь играет взаимосвязь культуры, образования и воспитания [Зибров, Колосова, 2013]. По мнению О.Н. Будней «в российском многоконфессиональном, полиэтническом и многоязычном государстве проблема формирования у молодежи готовности к межкультурному взаимодействию приобретает особую актуальность. Российская система образования имеет дело со сложным многообразием культур и ментально разнородным контингентом учащихся» [Будняя, 2006: 32].

В связи с этим большое значение приобретает такое научное направление, как поликультурная педагогика. Поликультурная педагогика предполагает не только интеграцию различных культур, но и сохранение культурного наследия и национально-этнической самобытности; развитие поликультурной сферы в каждом обществе, направленной на формирование духовного мира и самосознания человека. Все это стимулирует интерес исследователей и практиков к разработке поликультурной педагогики как научного направления и отрасли гуманитарного знания.

Основная часть

Рассмотрение поликультурного значения педагогики как общественного явления имеет глубокий многонациональный смысл. Педагогическое направление изначально формировалось на основе научных знаний различных народов, цивилизаций и имело большое жизненное и общественное значение [Бабанский, 1997: 17].

С целью более глубокого научного понимания инновационного направления «Поликультурная педагогика» целесообразно охарактеризовать основные понятия: «поликультурная педагогика», «исторический социогенезис».

Термин «поликультурная» состоит из двух слов: «поли» и «культура». Понятие «поли» указывает на множество и предполагает интеграцию многих культур. Понятие «культура» связано с тремя видами деятельности человека: материальной, художественной и культурной, которые порождают соответствующие им продукты и образуют одноименные культурные сферы [Плетухина, 2016: 25].

Педагогика в классическом понимании - это наука о воспитании. В современном понимании «педагогика» - это наука о всестороннем и гармоничном развитии личности.

Понятие «социогенезис» состоит из двух слов: «социо» - социальный, общественный, «генезис» происходит от греческого слова genesis - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Касаясь теоретико-методологических основ поликультурной педагогики, целесообразно отметить, что во взаимосвязи поликультурной педагогики и общества наблюдается диалектическая сущность.

Диалектическая сущность прослеживается через сформировавшиеся закономерности, среди которых приоритетными являются: 1) совершенствование поликультурной педагогики будет осуществляться более эффективно, если в многокультурном обществе наблюдается высокий уровень развития цивилизации; 2) наиболее совершенная и содержательно разработанная поликультурная педагогика оказывает более эффективное влияние на развитие общества.

Поликультурная педагогика как общественное явление развивается на классических принципах, отражающих закономерности и служащих основой для выведения правил. Вместе с тем, важную роль здесь играют инновационные принципы. Такими принципами являются: многонациональное государство; политическое содружество; опора на национальные особенности и традиции; позитивный интернационализм и патриотизм; интеграция мировой культуры и воспитания; сотрудничество; гумманизация и демократизация; глобализация научной и политической информации; сотрудничество в разработке теории и практики педагогической науки и других научных направлений;

развитие обучения и воспитания молодого поколения на многонациональных традициях; приобщение молодого поколения к высокой многонациональной культуре; воспитание у молодого поколения нравственных позиций: почитание старших, уважение младших, любовь к семье, Родине; дружественное взаимопонимание и взаимодействие народов мира.

Поликультурная педагогика становится основой для развития каждого общества, так как каждое общество интегрирует различные народности. Поэтому в настоящее время каждому человеку необходимы знания о социальной структуре своего общества и особенностях развития других стран. Важно представлять общую политику в мире и в своей стране, систему социализации в данном обществе и педагогические принципы взаимоотношений. Каждый человек должен знать о культуре поведения человека, о социальных нормах, системе обучения и воспитания в разных типах образовательных систем, как в своей стране, так и за рубежом, о способах взаимодействия стран, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание различных государств. Родителям при выборе образования для детей важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ различных уровней.

Социальные институты, в которых осуществляется развитие, социализация и профессиональное ориентирование новых поколений, являются зеркальным отражением общества, они многонациональны и интегрируют культуру различных народов. Поэтому вся деятельность в институтах опирается на такие научные направления, которые создают условия для развития учащихся любой национальности, тем самым создают поликультурную основу.

Современному поколению, живущему в информационном обществе и стремящемуся к самосовершенствованию и самореализации, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, то есть способами коммуникации в поликультурном мире, где поликультурная педагогика призвана помочь в осуществлении этих задач. Таким образом, поликультурная педагогика в целом становится центральным звеном в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития.

Поликультурная педагогика как социокультурный феномен претерпела в процессе исторического развития многополярные изменения, которые оказали влияние и на парадигмы образования.

В мировой и общественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков, и носили интеграционный характер.

Как известно, в педагогической науке выделяются следующие парадигмы образования: знаниевая, культурологическая, технократическая, гуманистическая, социетарная, человеко-ориентированная, педоцентристская и детоцентристская [Шубина, 2007: 44]. В результате появление новых парадигм образования постепенно изменяется суть понятия «образование», так как повышаются требования к квалификации специалистов для эффективной деятельности в мире глобализации. В связи с интернационализацией образование превращается в одно из условий интеграции каждой нации [Плаксина, 2014: 310].

Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В систему основных параметров образования, определяющих парадигму образования, входят следующие элементы: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней, принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека, роль педагогики в социуме, представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе, образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования. В современных условиях парадигмы целесообразно рассмотреть в контексте поликультурной педагогики.

Мы мнению Н.А. Шубиной, знаниевая парадигма имеет самую длительную историю в европейской культуре, которая влияла на определение образовательных задач во взаимосвязи с формирующимся практическим и теоретическим опытом человека [Шубина, 2007: 44].

Культурологическая парадигма ориентирована как на усвоение знаний, так и на освоение элементов культуры в процессе образования и воспитания, познания и общения, профессионального становления и трудовой деятельности. «В связи с развитием культуры и общества спектр элементов, необходимых человеку для жизни и творчества постоянно расширяется, в него добавляется и владение основами физической, эстетической, экологической и экономической культуры» [Шубина, 2007: 45]. При этом реализуется поликультурная педагогика в целом.

Сущность технократической парадигмы проявляется в своеобразном мировоззрении, основными отличительными признаками которого являются преимущество средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. Альтернативой технократическому вызову, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая традиция. Для неё человек является высшей ценностью в общественных и образовательных системах [Шубина, 2007: 44], где особое положение, по нашему мнению, должна занять поликультурная педагогика.

Главной задачей гуманистической парадигмы является изменение образа мышления человека. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагаемых сопереживание, соучастие и сотрудничество, при этом важной основой является воспитание культуры человека.

Педоцентристская парадигма понимается как альтернативная детоцентристской. В педоцентристской парадигме главная роль отводится педагогу, а обучение и воспитание рассматриваются как факторы развития ребенка. В рамках данной парадигмы методика новаторства и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания в поликультурном подходе. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно [Шубина, 2007: 44].

Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей и интересов. Большое значение здесь имеет культура воспитания ребенка [Шубина, 2007: 44].

В качестве эталона социетарной парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Последние определяют цели и характер воспитания и образования в контексте поликультурного подхода [Шубина, 2007: 44].

В рамках человеко-ориентированной (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагогов [Шубина, 2007: 44] с ориентиром на многонациональные, поликультурные особенности. Следовательно, рассмотрение образовательных парадигм уточняет поликультурное значение педагогики как социального явления.

В настоящее время во всем мире наблюдаются нарастающие процессы взаимодействия культур, что оказывает существенное влияние на становление нового поколения. Позитивную роль здесь играет взаимосвязь культуры и воспитания. Поликультурная педагогика предполагает не только интеграцию различных культур, но и сохранение культурного наследия и национально-этнической самобытности; развитие поликультурной сферы в каждом обществе, направленной на формирование духовного мира и самосознания человека. Все это стимулирует практику исследований и разработок научных понятий поликультурной педагогики как отрасли гуманитарного знания.

В современных условиях поликультурная педагогика развивается на основе интеграции знаний таких научных направлений как история и философия, социология и

культурология, педагогика и психология, этика и эстетика, анатомия и медицина, география и геология и других. Охраняя педагогическую целостность в поликультурном смысле, необходимо предусматривать и прогнозировать логику научного познания, осуществляя синтез философии и истории, социологии и культурологии, педагогики и психологии и других наук, направленных на формирование взаимосвязанного комплекса научных представлений о поликультурной педагогике как о целостной и многоплановой системе. Каждое из научных направлений углубляет представление о культуре, педагогике, дополняя их специфическим компонентом знаний, различными открытиями.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности поликультурной педагогики в ее наиболее обобщенном представлении. Социология показывает место и роль поликультурной педагогики в обществе, выявляет закономерности процесса функционирования поликультурной педагогики в обществе, особенности ее реализации, представляет возможности глубже познать специфику данного направления, формы и методы реализации особенностей культуры и педагогики разных народов, охарактеризовать пути становления культурного, духовного мира человека. Этнография способствует освоению национально-этнической уникальности культур народов мира, утверждению роли позитивной культуры в воспитании, в межнациональных отношениях. Смежные науки так же вносят определенный вклад в развитие поликультурной педагогики. Рассмотрение различных научных направлений дает возможность охарактеризовать основные аспекты исторического социогенезиса поликультурной педагогики.

Поликультурная педагогика имеет свою историю и предысторию. В научно-педагогической литературе представлены некоторые направления исторического развития поликультурной педагогики. Так, ещё на первом этапе образования общества, когда началась интеграция людей различных национальностей, наблюдались элементы воспитания, приобщения людей к определенному многокультурному социуму. Это способствовало выделению наиболее эффективных форм поведения в организации жизни и быта людей, которые затем принимали устойчивый характер и становились основой жизни в многокультурном обществе. В таких условиях формировалась новая культура.

Важным фактором в развитии любого общества является подготовка молодого поколения к существующим социальным нормам, к труду. Основной целью на данном этапе являлась передача опыта от старшего поколения к младшему в обществе. Доминирующей формой реализации данной цели являлось привлечение молодого поколения к труду: это привлечение детей к сбору растений, охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды, проявлению внимания к старшим и младшим. В воспитании духовности, культуры поведения людей большую роль играла религия. Вместе с тем, большую эффективность приобретал процесс привлечения детей, подростков к проведению религиозных церемоний, обрядов, обычаев, традиций. Эти мероприятия наглядно демонстрировали ту позитивную деятельность, которая нашла широкое применение в обществе и способствовала более комфортному быту. Определенное место в этом занимали игры, которые носили как спортивный, так и военизированный характер. Образцом и примером для молодежи были люди, имеющие специфические способности и дарования -это: лекари, шаманы, мастеровые, художники и другие. Здесь каждый на своем уровне демонстрировал свои способности. Так, художники жизнь в обществе отражали с помощью наскальных рисунков; лекари лечили других людей, такая деятельность часто становилась семейной. Все это способствовало образованию новой культуры. Поэтому огромную роль здесь играла семья. Таким образом, все это формировало у молодого поколения уважение к существующей культуре.

На рабовладельческом уровне развития общества наблюдалась более широкая интеграция различных объединений, укрупнялись села, города, объединяя все новые и новые народности, что способствовало более широкому использованию тех позитивных традиций, которые существовали у людей. Важнейшую роль на данном уровне играла религия. В этот период появились первые социальные институты обучения: школы при

церквях, школы и курсы при предприятиях, образовалась первая академия. Это создавало условия для развития воспитания, культуры. На данном этапе появляются термины: «воспитание» и «педагог». Воспитание имело широкий смысл, оно характеризовало обучение, воспитание и подготовку человека к труду. Педагогом называли раба, который сопровождал ученика в школу. Немаловажную роль в развитии культуры, воспитания играли такие мероприятия как народные гуляния: проведение обрядов, традиционных праздников, спортивных мероприятий. Существенная роль в воспитании нового поколения отводилась семье, как важному социальному институту. На данном этапе развития общества целью была подготовка молодого поколения к быту, труду и жизни в тех условиях на основе существующей уже многоликой культуры [Латышина, 2002: 47].

На феодальном уровне развития цивилизации усложняется система взаимоотношений людей, наблюдается более широкое объединение их традиций и культур. Общество развивалось по аграрному пути. В связи с этим большое влияние оказывали уже устоявшиеся традиции и обычаи, которые формировали интерес у молодого поколения, как растениеводству, так и животноводству. Доминирующее влияние оказывала религия, ибо под влиянием религии формировался духовный и нравственный мир людей. Вместе с тем, важная роль в подготовке нового поколения к жизни и трудовой деятельности отводилась уже сформировавшимся системам средних и высших учебных заведений. Система школ имела в своем развитии светский и религиозный характер. В это время была сформирована сеть высших учебных заведений. Это институты, университеты, академии как гражданские, так и военные. Во всех этих заведениях учились люди различных национальностей, что способствовало слиянию культур и развитию педагогических идей и деятельности.

Особое положение в тот период отводилась развитию поликультурного направления в педагогике с помощью спорта. Развивалась система спортивных школ, секций, кружков. Выявлялись мастера и чемпионы, которые принимали участие в соревнованиях на различных уровнях, что, несомненно, являлось примером и образцом для подражания молодым поколением.

Особое внимание в эволюции воспитания и поликультурной направленности в целом привлекал институт купечества. Купцы странствовали по многим городам и странам и приносили новые элементы эффективной организации жизнедеятельности. Позитивный эффект имело «купеческое слово», которое несло честь и достоинство человека. Все это, безусловно, вносило существенный вклад в развитие поликультурной педагогики. Вместе с тем, немаловажную роль в воспитании отводилось семье.

Таким образом, на данном этапе развития общества педагогика приобрела многонациональный, поликультурный характер. Следовательно, согласно научной литературе, в доиндустриальный период наблюдался более устойчивый, поликультурный характер развития педагогики.

На индустриальном уровне развития цивилизации наблюдалсяся мощный поток объединения научной информации различных стран. Приоритетное положение занимала тяжелая промышленность. Широким вектором развивается: наука, техника, технологии, автомобильный и железнодорожный транспорт, электроэнергетика, сельское хозяйство. Многие отрасли приобрели научный статус. Выделились такие научные направления как: философия, история, физика, механика, биология, медицина, педагогика, психология. Важно отметить, что все отрасли и научные направления развивались, интегрируя знания и опыт самых различных народов, самых различных государств, то есть в своем развитии и становлении носили поликультурный характер. На данном этапе большую роль в развитии культуры и педагогики играли достаточно хорошо сформированные системы, как среднего, так и высшего образования. Большой вклад в развитие науки и культуры вносили научные форумы: конференции, семинары, симпозиумы, которые проводились как на государственном, так и на международном уровне. Это увеличивало возможность интеграции науки и культуры и, безусловно, оказывало существенное влияние на воспитание молодежи. В развитие поликультурного направления в педагогике

значительную роль играли молодежные семинары, слеты, фестивали. Большую воспитательную и поликультурную роль играли спортивные мероприятия: соревнования, олимпиады, туристические походы. Религия на данном этапе несколько снизила свое влияние. Претерпевала затруднения в воспитании детей и семья.

На постиндустриальном уровне развития цивилизации поликультурный подход широко распространяется в науке и во всех отраслях ведения хозяйства. Более того, повсеместный поликультурный стиль получает огромный скачек в своем развитии. Это связано с появлением и быстрым совершенствованием информационных технологий. В связи с этим огромное значение для развития поликультурной педагогики имеет появление и широкое внедрение информационных технологий. Это дает возможность каждому использовать источники из научных библиотек всего мира, что позволяет получать информацию в режиме реального времени.

В этот период активизируется сеть научно-практических форумов, которые проводятся как на государственном, так и на международном уровне. Широкое распространение получает проведение конференций, семинаров, конгрессов, симпозиумов и т.д. Важное место в интеграции различных культур отводится спорту. Проведение олимпиад, спортивных соревнований, спортивных сборов вызывает огромный интерес у молодежи и людей различных поколений. Вместе с тем все эти мероприятия несут свои элементы культуры.

Этот период характеризуется модернизацией самых различных систем обучения, воспитания, развития и профессионального становления учащейся молодежи. Система общеобразовательных школ стала носить многоликий характер и приобрела государственный, полугосударственный и частный статус. Модернизируется и система обучения и преподавания. Учитель средней школы и преподаватель ВУЗа используют творческий подход в своей деятельности. Допускается творческий подход педагогу к проведению обучения. Вместе с тем ученику разрешается заниматься в любой школе, вне зависимости от места жительства. Приветствуется творчество учеников при выборе кружка, спортивной секции. Большое значение для развития поликультурного подхода к воспитанию подрастающего поколения имеют слеты, сборы, туристические походы в которых принимали участие представители разных стран. Все это расширяло круг общения детей и учащейся молодежи и способствует приобретению позитивных особенностей различных культур [Колосова, 2016: 29].

Большое значение для развития поликультурной педагогики играет хорошо развитая система туристических поездок, как по стране, так и за рубежом. Каждый участник таких путешествий всегда приезжал с массой впечатлений, которые, несомненно, оказывают существенное влияние на воспитание молодежи, а так же организацию быта, образа жизни.

Важно отметить, что в это время каждый молодой человек мог самостоятельно выбирать религиозное направление. Религия оставляет за собой одно из ведущих направлений в развитии многонациональной культуры.

Таким образом, в постиндустриальный период расширяются возможности развития поликультурной педагогики, что способствует ее расцвету.

Концепции развития педагогики по поликультурному пути в своих трудах уделяли внимание многие ученые, такие как: И.В. Алтухов, С.Я. Батышев, А.Н. Джуринский, С.В. Дедов; Л.А. Колосова; А.В. Мудрик; А.А. Реан; С.И. Розум; А.А. Томилов; И.Ф. Харламов; С.Н. Чистякова и другие.

В настоящее время встречаются учебники различных авторов по «Общей педагогике», но в них недостаточно внимания уделяется интеграции культур, педагогике поликультурной направленности. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что на данном этапе развития цивилизации, на мировом уровне создаются условия для расширения граней поликультурной педагогики.

Заключение

Таким образом, поликультурная педагогика - это наука о воспитании, образовании и развитии личности, основу которой составляет поликультурная сущность, имеющая многонациональное социальное значение. В этом случае педагогику можно рассматривать как элемент культуры [Реан и др., 2000]. Педагогическая культура человека входит в качестве составляющей в мировую культуру современности. Как упоминалось выше, уже сформировались различные парадигмы образования и воспитания человека, которые имеют, не только научно-педагогическую, но и общекультурную ценность, и которые тесным образом связаны с поликультурной педагогикой.

Поликультурная педагогика как педагогический феномен сравнительно молодая отрасль научного знания. Ее основной целью является разработка механизмов адаптации и вхождения подрастающих поколений в жизнь общества, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому или национальному признаку. Она обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Кроме того, по мнению американского исследователя поликультурного образования J. Banks, школьное образование является неотъемлемым элементом в развитии поликультурного общества. Школа является тем местом, где возможно налаживание взаимодействия среди представителей разных культур [Banks, 2006: 22]. Наряду с этим P. Gorski, также американский исследователь вышеназванной проблемы, придерживается мнения, что общение посредством Интернета в общеобразовательных учреждениях будет способствовать преодолению культурных границ виртуально [Gorski, 2001: 11]. Следовательно, поликультурная педагогика становится востребованной обществом и имеет многонациональную и поликультурную основу.

Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что поликультурная педагогика как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими ее сущность:

1. Каждое общество многонационально.

2. Поликультурная педагогика возникла из практической потребности: приспособления подрастающих поколений к условиям общественной жизни и приобщения к труду в многонациональном обществе.

3. Поликультурная педагогика - необходимое и общее направление. Элементы поликультурной педагогики появляются вместе с возникновением многонациональных обществ. Она необходима потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности многонационального общества, подготовки его производительных сил и развития человека. Поликультурная педагогика - всеобщее социальное явление. В ней отражаются закономерные взаимозависимости и взаимосвязи различных явлений с другими общественными явлениями. Поликультурная педагогика включает в себя обучение и образование человека, профессиональную ориентацию и социализацию в многонациональном обществе.

4. Поликультурная педагогика на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Она обусловлена характером и организацией жизни многонационального общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

5. Поликультурная педагогика, направленная на подрастающие поколения, ориентирует их на освоение элементов социального опыта в процессе и в результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, в систему общения людей разных культур и в общественно необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания, как взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в многокультурном обществе и состояния их национальной

нравственности и духовности. По мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных национальных качеств, их отношения становятся все более педагогическими, сознательно целенаправленными.

6. На основе осознания взрослыми основных черт поликультурной педагогики как общественного явления в многокультурном обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному использованию ее законов в интересах детей, взрослых и общества. Старшие поколения сознательно обращаются к обобщению многонационального опыта социально-педагогических отношений, к изучению проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях формирования личности. На этой основе и возникает поликультурная педагогика как наука о законах развития, обучения, воспитания, профессионального становления и социализации в целом и использовании ее в целях сознательного и целенаправленного руководства жизнью и деятельностью новых поколений, живущих в поликультурной среде.

Таким образом, общественное явление - поликультурная педагогика - необходима как способ обеспечения жизни многокультурного общества. В наше время зарубежные и отечественные ученые пришли к осознанию того, что образование, воспитание и поликультурная педагогика в целом являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию многокультурного общества и уровень его культурного развития.

Список литературы References

1. Бабанский Ю.К. 1997. Оптимизация процесса обучения: общедидактичесий аспект. М., Педагогика, 256.

Babansky YU.K. 1997. Optimizaciya processa obucheniya: obshchedidaktichesij aspekt [Optimization of the learning process: general didaktk aspect]. Moscow., Pedagogika, 256. (in Russian).

2. Будняя О.Н. 2006. Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике. Диссер. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 180.

Budnaya O.N. 2006. Idei polikul'turnogo obrazovaniya v klassicheskoj zarubezhnoj pedagogike [Ideas of multicultural education in classical foreign pedagogy]. Disser. ... kand. ped. nauk. Pyatigorsk, 180. (in Russian).

3. Зибров Г.В., Колосова Л.А. 2013. Психология и педагогика. Воронеж, 362.

Zibrov G.V., Kolosova L.A. 2013. Psikhologiya I pedagogika [Psychology and pedagogic]. Voronezh, 362. (in Russian).

4. Колосова Л.А. 2016. Поликультурная педагогика: учебник для вузов. Воронеж, ВГПГК, 153. Kolosova L.A. 2016. Polikul'turnaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov [Multicultural pedagogic: a textbook for high schools]. Voronezh, VGPGK, 153. (in Russian).

5. Латышина Д.И. 2002. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб.пособие. М., Гардарики, 603.

Latyshina D.I. 2002. Istoriya pedagogiki (Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoj mysli) [History of pedagogy (History of education and pedagogical thought)]: textbook. M., Gardariki, 603. (in Russian).

6. Плаксина Н.В. 2014. Образование как особая институциональная область культуры стран Западной Европы в конце XX века. Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 13 (184). Выпуск 22: 306-311.

Plaksina N.V. 2014. Obrazovanie kak osobaya institucional'naya oblast' kul'tury stran Zapadnoj Evropy v konce XX veka [Education as a special institutional field of culture of countries of Western Europe in the late XX century]. Nauchnye vedomosti BGU. Seriya: Gumanitarnye nauki, 13 (184). Vypusk 22: 306-311. (in Russian).

7. Плетухина Е.Г. 2016. Культурология: теория и практика: учебное пособие. Саратов, СГУ им. М.Г. Чернышевского, 97.

Pletukhina E.G. 2016. Kul'turologiya: teoriya i praktika: uchebnoe posobie [Culturology: Theory and Practice: Textbook]. Saratov, SGU im. M.G. CHernyshevskogo, 97. (in Russian).

8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. 2000. Психология и педагогика. СПб., Питер, 432. Rean AA, Bordovskaya NV, Rozum S.I. 2000. Psihologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. SPb., Piter, 432. (in Russian).

9. Шубина Н.А. 2007. Место культурологической парадигмы в современном образовании. Образование и наука, 5 (47): 41-47.

Shubina N.A. 2007. Mesto kul'turologicheskoj paradigmy v sovremennom obrazovanii [The place of the cultural paradigm in modern education]. Obrazovanie i nauka, 5 (47): 41-47. (in Russian)

10. Banks J.A. 2006 Cultural Diversity and Education: Foundation, Curriculum and Teaching. Boston, 392 (in Englih).

11. Gorski P. 2001 Multicultural Education and the Interest: Intersections and Integrations. Boston: McGraw-Hill Higher Education, URL: http://cae.americananthro.org/wp-content/uploads/2013/03/Gorski_Paul-Multicultural_Education_and_the_Internet.pdf (дата обращения 20.01.2018). (in Englih).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.