УДК 378
Васильченко Надежда Михайловна
аспирантка кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, преподаватель гитары Новороссийского музыкального училища им. Д.Д. Шостаковича [email protected]
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ
Vasilchenko Nadezhda Mikhailovna
post-graduate student of the chair of theory and history of culture, Krasnodar State University of Culture and Arts,
teacher of guitar, Novorossiysk music college [email protected]
MULTICULTURAL UPBRINGING: CONCEPTUAL APPROACHES
Аннотация:
В статье рассматриваются концептуальные подходы поликультурного воспитания в современной системе образования. Описываются ключевые цели и содержание поликуль-турного образовательного процесса. Особое внимание уделяется рассмотрению школьных дисциплин в системе поликультурного воспитания.
Ключевые слова:
поликультурное воспитание, культурные ценности, ведущий этнос, национальные меньшинства, многоязычное обучение.
The summary:
The article deals with the conceptual approaches of multicultural upbringing in the contemporary education system. There are described the key purposes and content of multicultural education process. Particular attention is paid to the school disciplines in multicultural upbringing system.
Keywords:
multicultural education, cultural values, leading ethnos, national minorities, multilingual learning.
Главной целью поликультурного воспитания представляется преимущественно снятие противоречий, существующих между нормами и системами воспитания и обучения, приемлемыми этническими меньшинствами, с одной стороны, и доминирующими нациями - с другой. Кроме того, предусматривается взаимная адаптация этнических сообществ, отказ доминирующего этнического большинства от культурного диктата.
Поликультурное воспитание стремится к осуществлению нескольких задач:
1) развитие идеалов плюрализма, уважение и сохранение культурного многообразия;
2) установление и соблюдение равенства, поддержка равных прав на образование и воспитание; 3) помощь в определении путей сотрудничества и консолидации, формирование личности в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [1].
Ключевые цели поликультурного воспитания многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к иным культурам толерантность лишь начало приобщения к иным культурам. За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен [2]. Актуальной является и проблема гарантии прав на образование для национальных меньшинств, многие из которых не уступают доминирующему этносу по уровню развития культуры и образованности, но нуждаются в сохранении своих культурных ценностей.
Современные исследователи поликультурного образования и воспитания пришли к выводу, что содержание поликультурного процесса строится, главным образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения [3]. Поликультурное воспитание предназначено для создания психологически комфортно-
го и плодотворного взаимообогащения малой и ведущей культур, в результате чего происходит самоопределение и развитие личности. Оно непременно учитывает культурные, воспитательные и образовательные потребности этнических меньшинств, таким образом сохраняя интересы культурного многообразия в условиях уважения к национальным культурам и при этом отдавая главную роль культуре ведущего этноса. В процессе поли-культурного воспитания происходит обоюдное обогащение и укрепление добрососедских отношений между большими и малыми этносами без ограничения прав последних, тем самым реализуя идеалы демократического гражданского сообщества.
Насущной проблемой на сегодня является и вопрос организации поликультурного воспитания. Целесообразное параллельное изучение тех или иных учебных дисциплин -один из главных способов такой организации. Сторонники поликультурализма считают, что присутствие поликультурного компонента в учебном процессе делает возможным решить двойную задачу: активизировать интерес детей к новым познаниям, в то же время представить им различные взгляды на окружающий мир.
Основным в данном случае является как двуязычное, так и многоязычное обучение, включающее в себя родной язык, язык ведущего этноса, иностранные языки. Исходя из этого, главная роль предоставляется культурологической направленности образования. В этом отношении исследователи [4] верно полагают, что овладение иностранными языками служит не только полноценной и продуктивной коммуникации, но и предоставляет возможность составить понятие о различных способах мышления, поведения, чувствования.
Поликультурное воспитание охватывает широкий спектр учебных дисциплин. Кроме языков, при его осуществлении осваивается многодисциплинарный комплекс гуманитарного, эстетического, естественно-научного циклов. В связи с этим ученые считают, что поликультурализм должен глубоко проникать в учебную программу. Например, представляется резонным преподавать историю, литературу, обществоведение, давая только беспристрастные, объективные оценки прошлых достижений человечества, что позволяет избежать какого-то одного подхода к их изучению. Такой путь не допускает перекосов в сторону как европоцентризма, так и других неполноценных на сегодняшний день систем. Полезным также будет включение в курс литературы шедевров различных мировых цивилизаций. Основанное на принципах компаративистики такое изучение литературы -с акцентом на прекраснейшие образцы мировой литературы - позволяет объяснить многогранное содержание и разнообразие нюансов природы человека. Преподавание отечественной и мировой истории должно демонстрировать взаимоотношения народов и культур, значимость культурных взаимосвязей с окружающим миром при возникновении и развитии величайших цивилизаций.
Поликультурное воспитание осуществляется в пределах институционного и непрерывного воспитания. Оно, следовательно, должно быть не только заботой учебных заведений, но и культурно-просветительных центров семьи, церкви, общественных объединений, средств массовой информации [5].
Решая проблемы демократизации воспитательного процесса, необходимо также учитывать то обстоятельство, что преобладающее число государств не являются однородными ни в культурном, ни в этническом отношении. Действительно, фактически все современные крупнейшие страны принадлежат к поликультурным и полиэтническим сообществам. Вследствие массовой иммиграции их населяют как давние национальные меньшинства, так и недавно сформировавшиеся новые малые этнические группы. Исходя их этого, потребность поликультурного воспитания и образования в качестве ведущего
- 14G -
социального принципа детерминирована необходимостью толерантного сосуществования больших и малых этносов.
Процессы межкультурного взаимодействия не исключают наравне с эволюцией общенациональной культуры обновление, обогащение через воспитание и образование как ведущей, так и малых культур. Похожие тенденции подразумевают соединение путем воспитания и сохранения культурных и этнических ценностей всех участников межкуль-турного и межэтнического диалога, формирование единого культурного пространства, в рамках которого каждый субъект получает социальный и этнический статус, идентифицирует причастность к тем или иным субкультурам.
Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650). В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993-1994 учебном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, русское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополнительно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все это носители языка и культуры [6].
На Юге России, в Ростовской области, где проблема миграции как нигде актуальна, группой ученых под руководством Е.В. Бондаревской были разработаны интегративные курсы «Поддержка и защита детства на материалах миграционной педагогики», «Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликуль-турном образовании», «Основы межкультурного общения», что позволило обеспечить совершенствование подготовки социальных педагогов, учителей, студентов к организации и осуществлению педагогической поддержки учащихся в поликультурном образовательном пространстве. Идея введения на педагогических отделениях вузов подобных спецкурсов и спецсеминаров представляется очень удачной идеей, так как это позволяет подготовить более компетентных педагогов, которые не растеряются, столкнувшись с частотной проблемой обучения детей некоренных национальностей. Данные спецкурсы и спецсеминары уже внедрились в практику ряда вузов России и Приднестровья [7].
Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом [8].
Ссылки:
References (transliterated):
1. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. 2002. № 10. С. 95.
2. Banks James A. Multicultural Education: Development. Dimensions, and Challenges // Phi Delta Kappa. 1993. Sept. P. 21.
3. Казаева Е.А. Теоретико-методологические основы педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя // Высшее образование сегодня. 2010. № 4. С. 75.
4. Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. 2GG3. № 1. C. 142.
1. Dzhurinskiy A.N. Polikul'turnoe vospitanie: sushchnost' i perspektivy razvitiya // Pedagogika. 2002. No. 10. P. 95.
2. Banks James A. Multicultural Education: Development. Dimensions, and Challenges // Phi Delta Kappa. 1993. Sept. P. 21.
3. Kazaeva E.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskoy kontseptsii razvitiya gra-zhdanskoy pozitsii budushchego uchitelya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. No. 4. P. 75.
4. Ivanova N., Mnatsakanyan I. V polikul'turnom mire // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003. No.
5. Джуринский А.Н. Воспитание в России и за рубежом. М., 2000. С. 61.
6. Данилюк А.Я. Понятие и понимание национальной школы // Педагогика. 1997. № 1. С. 70.
7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного воспитания. Ростов н/Д, 2000. С. 314.
8. Джуринский А.Н. Указ. соч. С. 69.
1. С. 142.
5. йЕИиг^кіу Д.Ы. УоБрКате V РозбИ і еэ гиЬвЕИот. М., 2000. Р. 61.
6. йапііуик Д.У. Ропуаїіе і ропітапіе паІБІопаГпоу БИкоіу // Реііадодіка. 1997. Ыо. 1. Р. 70.
7. Bondarevskaya Б.У. Теогіуа і ргакйка ііоИпоБІпо-orientirovannogo vospitaniya. Rostov п/й, 2000. Р. 314.
8. йЕИиг^кіу Д.Ы. Ор. огї. Р. 69.