Научная статья на тему 'Поликультурная направленность исторической подготовки студента средней профессиональной школы'

Поликультурная направленность исторической подготовки студента средней профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурная направленность исторической подготовки студента средней профессиональной школы»

СОДЕРЖАНИЕ Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы

3 Тихонова Л.П. Поликультурная направленность исторической подготовки студента средней профессиональной школы

8 Полосин А. Н. Состояние и проблемы управления качеством образовательного процесса в ССУЗ

13 Челноков В. А. Жизненные ценности: социальные и профессиональные представления студентов ССУЗ

Высшее образование

7 7 Мухаметзянова Ф. Г., Шайхутдинова Г. А. Становление профессионального опыта будущего специалиста

21 Кадычегов А. Н. Корреляционная зависимость между оценкой вступительных испытаний абитуриента и текущей успеваемостью студента

25 Зинурова Р. И. Проектирование этической социализации в системе высшего образования

Дополнительное образование

34 Матушанский Г.У., Таратонова Е.Е. Современное состояние и перспективы

развития системы дополнительного образования преподавателей высшей и средней специальной школы

Психология профессионального образования

37 Шакуров Р. X. Роль межличностных отношений и внушения в педагогическом процессе

45 Белоусова А. Б. Особенности Я-концепции застенчивых

Образование за рубежом

51 Татьянчиков А. В. Стратегии и тенденции высшего образования в Европейском союзе

57 Радионова С. А. Исследовательская деятельность студентов в системе педагогической подготовки в Европе

Рецензии

(¡3 Якушкин Н.М. Какой должна быть подготовка кадров для села

зки сту-

ьггельного

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Л.П.Тихонова, старший научный сотрудник ИПППО РАО, кандидат педагогических наук

пред-

: ильного

-юНЫХ

пешего

ивы и сред-

;ском

: л ейском педагоги-

Харакгерная тенденция развития современного российского общества - усиление его культурного многообразия. Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к проектированию исторического образования.

В Концепции модернизации образования отмечается, что на развитие образования в России сильное влияние оказывает комплекс взаимосвязанных факторов, действующих на планетарном, общероссийском и региональном уровнях. На планетарном уровне таким важнейшим фактором является глобализация, которая характеризуется усилением взаимозависимости стран и народов, становлением единого экономического, информационного, культурного, образовательного пространства. Как считают отечественные ученые З.А. Малькова, В.Д. Попков, А.П. Садохин и др., глобализация оказывает неоднородное влияние на образование. С одной стороны, она объединяет этносы в образовательной деятельности, позволяет преодолевать психологию провинциализма и шовинизма, усиливает процессы взаимообогащения культуры и их носителей. Расширение масштабов международного сотрудничества вызывает необходимость готовить специалистов, способных к взаимодействию с носителями зарубежных образовательных культур, владеющих компетентностью межкультурной коммуникации. С другой стороны, глобализация ведет к нивелированию социокультурного своеобразия народов, унификации и стандартизации менталитета народов. В одних регионах при помощи СМИ, новых информационных технологий, экспорта локальных войн усиленно насаждаются западные культурные ценности, в других - восточ-

ные модели мировоззрения и поведения. Стремление одних сообществ навязать людям другую систему ценностей, норм поведения и образа жизни вызывает сопротивление инокультурных групп, их желание сохранить самобытность, что нередко приводит к этническим и религиозным конфликтам. Примерами являются события в Югославии, Ираке, Чечне.

Историческое образование в этом контексте мы рассматриваем как направленность содержания образования и педагогического процесса на формирование у студентов готовности к осознанному выбору нравственных ценностей и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества. Реализация идей исторического образования в содержании учебных курсов и педагогическом процессе средней профессиональной школы позволяет более полно удовлетворять образовательные потребности различных национальных групп и в то же время дает студентам возможность ознакомиться с важнейшими закономерностями развития общества, овладеть способами социально-профес-сионального общения на основе определенных концептуальных идей.

Эти идеи имеют глубокие исторические корни. В теории всеобщего образования человечества "Панпедия", разработанной в XVI веке Я.А. Коменским, важная роль отводится воспитанию у молодежи умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей (3, С. 383).

Пониманию сущности функций исторического образования помогают идеи Н.К. Рериха о "благодетельном синтезе", под которым он понимал "единение куль-

тур", создающее благотворное сотрудничество людей, а также положения, сформулированные в трудах выдающихся философов и историков современности (Н.Я. Данилевского, Э. Тейлора, А. Тойн-би и др.) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов жизнедеятельности разных народов.

Осознать роль исторического образования в становлении личности позволяют идеи H.A. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании и обучении молодежи.

Положение о ведущей роли социокультурного контекста в развитии поведения и психики предполагает учет в становлении личности социального и культурного окружения, определяет значимость социокультурной среды в формировании мировоззрения молодых людей, их отношения к другим людям, к тем или иным общественным ценностям.

Социокультурная среда понимается нами как совокупность условий жизнедеятельности личности, многомерное социокультурное пространство, в котором обитает, формируется и реализуется сущностный потенциал личности, складываются отношения и осуществляется взаимодействие с другими людьми и объектами культуры (2, С. 205). Следовательно, в социокультурную среду студента входят семья, сверстники, включая студенческий коллектив, образовательные учреждения, информационное пространство и окружающая действительность.

Очевидно, что отношение человека к различным культурам и их носителям складывается в зависимости от принятой в конкретной социокультурной среде системы ценностей. H.A. Бердяев, Н.О. JIoc-ский, А. Швейцер считали ценности стержнем и квинтэссенцией развития государства. Современными отечественными учеными ценности рассматриваются как обобщенные представления людей о целях

и нормах поведения, воплощающие исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры определенного этноса и всего человека (4, С. 11-14).

Опора на теоретические положения, сформулированные представителями гуманистической психологии А. Маслоу, Г. Ол-портом, К. Роджерсом, а также отечественными педагогами-гуманистами Ш.А. Амо-нашвили, В.А. Сухомлинским о ценности человека как носителя определенной культуры, о необходимости уважения его прав и свобод, предполагает предоставление студенту средней профессиональной школы права на самобытность и индивидуальность, дает возможность учитывать этнокультурные потребности студентов в образовании. В то же время в содержании образования и педагогическом процессе важно создавать условия для свободного самоопределения будущих специалистов в широком социокультурном контексте, для осознанного выбора гуманных ценностей в ситуации культурного многообразия мира.

Установка исторического образования на развитие личности посредством постижения содержания процессов в исторических средах, развертывание диалога вокруг ключевых проблем их воспроизводства и взаимодействия позволяет осознать, что они имеют многообразные проявления во времени и пространстве и помогают определить место и назначение человека в современном мире. Реализация принципа диалога культур в образовании дает студентам возможность сравнивать достижения культуры родного народа с культурными ценностями других народов, осознать важность культурного многообразия для своего интеллектуального и духовно-нрав-ственного развития.

Важными ориентирами для разработки теоретических основ исторического образования студента средней профессиональной школы в процессе нашего исследования стали положения "о человеке культуры" Л.А. Воловича и поликультурные ценности национально-регионального образо-

общим и кусство. как

ПЫХ народаж. < тарным 1

Мы ванне ценностных ц окружающей Вместе с те* ■ ни в ывопжус осуществлять нравственных историческом I вечества. Это красоте, нстга ловеческую л и разделяемые времена. Выса алом обладает щества: служе открытость, (м ДР- В содержа» ■в важно вш «яшостн все ■(■составления саЫ отр

Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы

лие истомно выра-. деленного -14). ложения, - мн гума-оу, Г. Ол-. .гечествен-, - Ш.А. Амо->.. : ценности т -:ной куль-его прав - .вление й шко-:луаль-ь этно-з обра-н обра-важно .амооп-ов в широ-гг. для осоз-

1ЕЕЕОСТеЙ в си-

асгзия мира. " пзования 1 пости-е нсторичес-_'ога вокруг зводетва и :: ознать, что геявления во ::ч?гают опре-: чгловека в сов-■ принципа диа-I дает студентам хстижения куль-курными цен-осознать важ-[ для свое-- ловно-нрав-

_. - разработки - -гского обра-:ессиональ-следова-.. культу-: лрные цен-»■^лжьаого образо-

вательного пространства Г.В. Мухаметзя-новой.

Опора на охарактеризованные положения позволяет показать историческую подготовку в образовании как "единство в многообразии", а культурные достижения этноса как составную часть российской и мировой культур. При этом региональный компонент исторического образования понимается нами как выражение уникальности образа жизни того или иного народа, его верований, этических ценностей, жизненных приоритетов, обусловленных географическими, историческими, психологическими особенностями этноса. Российская история характеризуется как совокупность материальных и духовных достижений народов РФ, объединенных традициями совместного проживания, экономическими связями, государственностью, общим вкладом в науку, литературу и искусство. Мировая история определяется как результат жизнедеятельности разных народов, объединенных общим планетарным пространством.

Мы считаем, что историческое образование начинается с усвоения человеком ценностных представлений, признанных в окружающей социокультурной среде. Вместе с тем подготовку молодежи к жизни в многокультурном обществе следует осуществлять на основе разнообразных нравственных ценностей, сложившихся в историческом пространстве развития человечества. Это и представления о добре, красоте, истине, любви, имеющие общечеловеческую значимость, т.е. принимаемые и разделяемые большинством людей во все времена. Высоким нравственным потенциалом обладают ценности российского общества: служение общественному долгу, открытость, бескорыстие, сострадание и др. В содержание исторического образования важно включать понятия, отражающие ценности всех народов РФ, западные представления о самоценности человека, равенстве, свободе, предприимчивости, и восточные, отражающие идеи ненасилия, самоотверженности, уравновешенности,

подвижничества. Главное, чтобы ценностные ориентиры способствовали нравственному совершенствованию человека, обогащали нравственную, интеллектуальную, эмоциональную сферу жизни, помогали становлению гуманистического мировоззрения.

Таким образом, историческое образование является важным механизмом приобщения молодежи к родной, российской и мировой культурам. В ходе изучения истории создаются благоприятные условия для становления культурно образованного человека. Исторически образованный человек - это свободно мыслящая, открытая, толерантная личность, способная к осознанному нравственному выбору в мире многообразных культурных ценностей, духовно-нравственному самосовершенствованию и творческому саморазвитию. В логике исторического образования личность является носителем, хранителем и транслятором лучших образцов родной, российской и мировой культур.

Целью исторического образования в средней профессиональной школе как прогнозируемого результата реализации его задач и содержания является формирование личности специалиста как культурно образованного человека, способного к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества, обладающего гуманистическим мировоззрением, умениями жить в мире и согласии с носителями различных культур.

Из этой цели вытекают конкретные задачи:

- овладение студентами знаниями о культурно-историче ском многообразии мира; формирование представлений о культурно-исторических различиях как источнике общественного прогресса и самосовершенствования;

- воспитание уважительного отношения к родной истории, развитие интереса к истории других народов;

- развитие умений и навыков межличностного общения и взаимодействия.

Решение названных задач составляет содержание исторического образования. Известно, что содержание образования отражается в учебных планах, программах, учебно'методических пособиях. Содержание государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебников по отечественной истории располагает значительными возможностями для подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в многонациональном обществе. И эти возможности, как правило, творчески реализуются преподавателями в учебной и внеаудиторной деятельности. Вместе с тем важно дополнить учебные курсы теоретическим и фактическим материалом, отражающим содержание исторического образования.

В соответствии с целью и задачами, содержание исторического образования включает три основных компонента: усвоение соответствующих знаний, овладение способами межличностного взаимодействия, формирование гуманных отношений как ценностной основы связей личности с различными сторонами и объектами действительности. Знания как компонент исторического образования раскрываются в понятиях и терминах, характеризующих сущность исторического процесса в его многообразных проявлениях, функциях истории в профессиональной деятельности, фактах повседневной действительности и науки, связанных с историческими процессами и межличностными отношениями. Значительное место в содержании исторического образования занимает формирование у студентов представлений об основных законах истории, позволяющих выявлять сущностные связи истории, науки и образования, понять явления, проблемы, противоречия, связанные с культурно-историческим многообразием мира. Важно также, чтобы студенты усвоили различные теории, содержащие систему научных представлений о материальной и духовной культуре, о способах межличностной коммуникации и др.

В целом содержание учебных курсов должно отражать такие понятия и категории поликультурности в историческом образовании, как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, этническая культура, российская культура.

Вторым компонентом исторического образования является опыт осуществления способов деятельности, который определяется уровнем сформированности умений и навыков междеятельностного и межличностного общения. К таким умениям и навыкам можно отнести вербальные и невербальные способы общения, направленные на установление контакта и взаимодействия с носителями различных культур, формирование стиля коммуникации, умение анализировать культурную ситуацию и выбирать адекватное решение возникающей проблемы. В современных условиях важную роль игра-ют умения сравнивать и осуществлять осознанный выбор гуманистических нравственных ценностей и руководствоваться ими в общении, деятельности и поведении; умение преодолевать негативные стереотипы и предрассудки; способы конструктивного разрешения конфликтов и др.

Следующий компонент содержания исторического образования включает нормы отношения человека к себе, другим людям, окружающему миру. Этот компонент тесно связан со знаниями и умениями. Решающим фактором здесь выступает гуманное отношение к тем или иным объектам или субъектам общения. Отношения в отличие от знаний представляют категорию субъективную. Поэтому важно, чтобы в учебных программах и учебно-методических пособиях получили отражение гуманистические ценности, позволяющие молодым людям быть толерантными, милосердными, доброжелательными в ситуации контакта с другими культурами и их представителями.

Знания, умения и отношения проявляются в убеждениях. Убеждения представляют собой выработанные личностью ус-

Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы

ебных курсов -гия и катего-...орическом об-аость, уникаль-духовная ы."ра, российская

всторического г осуществления -:рый определя-[умений и »н межлично-. имениям и навы-ле и невер-направленные п. и взаимодей-гчных культур, • зикации, умеете ситуацию и -ае возникаю--нъи условиях -нвать и г .> манис-ей и руко-ш. деятельнос--дюлевать нега->лки; спосо-конфлик-

: ржания ис-'^Т нормы людям, г тесно ^Решаю-ает гуманное зсьектам или в отличие субъек-з учебных :-:и\ посо-стичес-..ым людными, такта с -зителя-

роявля-?едстав-. тью ус-

тойчивые взгляды, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

На учебных занятиях и во внеаудиторной деятельности преподавателю следует анализировать со студентами современные социокультурные реалии и создавать педагогические ситуации, которые дают возможность развивать у студента готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и социальными группами, имеющими различные ценности, религиозные и политические убеждения. Такое взаимодействие может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Вместе с тем, терпимость не предполагает безразличного отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Реализация принципов толерантности означает, что каждый человек свободен в выборе убеждений и признает такое же право за другими. Толерантность предполагает "признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим" (1, с. 10-11). Таким образом, толерантность имеет определенные границы, которые задаются гуманистическими ценностями. Следует уделять особое внимание воспитанию у студентов толерантности и обучению ненасильственным способам разрешения конфликтов, которые могут возникнуть в ходе утверждения определенной мировоззренческой точки зрения.

Составной частью содержания исторического образования является национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта, который отражает особые потребности субъектов РФ в области образования. Изучение студентами материала, раскрывающего культурное своеобразие региона, позволяет более полно знакомиться с историей, литературой, художественным творчеством про-

живающих в нем народов, воспитывать уважение к их традициям, обычаям, образу жизни, учитывать культурные особенности этих народов в профессиональной деятельности. Национально-региональный компонент, как и другие компоненты исторического образования, может включаться в содержание учебных дисциплин и внеаудиторную работу посредством следующих алгоритмов: парциального, модульного, монопредметного, комплексного и дополняющего.

Парциальный алгоритм характеризуется тем, что материал, отражающий идеи исторического образования, включается во все темы учебного курса в виде определенных фактов, идей, понятий. Модульный алгоритм отличается тем, что содержание исторического образования представлено посредством отдельных тем (модулей), интегрированных в определенный учебный курс. В монопредметном алгоритме это содержание раскрывается в рамках самостоятельного курса (обязательного или факультативного) по той или иной учебной дисциплине. Комплексный алгоритм представляет интегрированный учебный курс, объединяющий сведения из области истории, психологии, педагогики, культурологии и других дисциплин. Дополняющий алгоритм реализуется в ходе внеаудиторной работы (научно-практических конференций, вечеров, тематических экскурсий, походов, различного рода выставок, акций и других программ).

Важно, чтобы содержание исторического образования отвечало следующим критериям:

- отражало гуманистические ценности;

- характеризовало уникальные самобытные черты в истории народов России, мира;

- раскрывало в истории российских народов общие элементы, традиции, позволяющие жить в мире и согласии;

- включало студентов в мировую историю, отражало процессы глобализации, взаимозависимости стран и народов в современных условиях;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.