Педагогические науки
47
Познавательные универсальные учебные действия - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательные универсальные учебные действия педагоги изучают с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательные универсальные учебные действия и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Выделяют условия формирования познавательных универсальных учебных действий, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.
Таким образом, использование игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе, позволяет сделать следующие выводы: игра активизирует познавательную деятельность учащихся; игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу; игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление; игра помогает снять усталость; игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу. Применение дидактических игр на уроках математики способствует повышению активизации учащихся, то есть формированию познавательных универсальных учебных действий.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 3. - С. 86.
2. Божович Л.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2007. - С. 226.
3. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М., 1989. - С. 341.
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА
© Фахрутдинова Г.Ж.*
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
В статье рассматривается сущность поликультурной компетентности педагога как условие профессиональной готовности будущего учителя
* Профессор кафедры Методологии обучения и воспитания, д.п.н., профессор.
48 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
к работе в условиях многокультурного общества. Дается определение поликультурной компетентности педагога, позволяющее выделить структуру и содержание профессионализма специалиста. Внимание уделяется рассмотрению уровней сформированности поликультурной компетентности педагога.
Ключевые слова поликультурная компетентность, поликультурное образование, диалог культур, феномен поликультурной образованности.
Превращение современной школы в поликультурное образовательное пространство актуализирует проблемы поликультурной компетентности педагога. В этой связи доминантой современного профессионального педагогического образования является подготовка компетентного специалиста, способного гарантировать формирование базы общечеловеческих и национально-культурных ценностей у подрастающего поколения. То есть понятие «поликультурная компетентность» предполагает профессиональную готовность специалиста к работе в условиях многокультурного общества.
Поликультурное образование - это процесс приобретения личностью системы знаний, умений, навыков: общекультурных, языковых, профессиональных и др., направленных на обеспечение готовности к комфортному существованию в динамичных условиях многокультурного общества. Присвоение человеком опыта комфортного сосуществования в условиях поликультурного пространства происходит на протяжении всего жизненного пути, который условно можно разделить на три взаимосвязанных этапа: формальный (получение определённых квалификаций и степеней), неформальный (не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может подтверждаться соответствующим документом) и информальный (самообразование в процессе жизнедеятельности). Проведение в жизнь перечисленных выше этапов поликультурного образования подготавливает педагога к реализации непрерывного поликультурного образования обучающихся, приобретающего форму спирали, каждый виток которой постепенно укрупняется, наполняясь содержанием, опытом, действиями.
В условиях дошкольного и начального школьного образования осуществляются процессы социализации и инкультурации, способствующие формированию интераличности. Далее, в педагогическом процессе средней и старшей ступени школьного образования, происходит процесс национально-культурной идентификации, способствующий успешной адаптации выпускников школы к условиям поликультурной студенческой среды, где интенсивно развиваются поликультурные компетенции. Данный подход подготавливает выпускника к работе в поликультурных сообществах, где личность как специалист приобретает положительный профессиональный опыт, продолжая развивать поликультурные компетенции, полученные в вузе, и в целом совершенствует свою поликультурную компетентность.
Готовность педагога осуществлять профессиональную деятельность в условиях взаимопонимания, веротерпимости, осознания своей сопричастности к
Педагогические науки
49
судьбе народа, страны, мира позволяет рассматривать феномен поликультурной образованности в качестве составляющей профессиональной компетентности учителя, представляемой следующей структурой и содержанием.
Феноменологическая составляющая, включает:
- внутреннее убеждение учителя в важности становления гражданственности и поликультурности в нашем обществе;
- признание необходимости проявления каждым его членом патриотизма, устойчивой гражданской позиции;
- проявление им самим уважения прав и достоинств каждого человека, независимо от национальной и религиозной принадлежности;
- знание и почитание им самим культуры своего народа и народов, живущих рядом, представляющих страну, мир, профессиональную потребность в формировании гражданской идентичности и поликультурности у подрастающего поколения.
Гносеологическая составляющая, характеризуется:
- осмысленным освоением и целенаправленным применением соответствующих знаний, умений и навыков;
- приобретением опыта в проявлении патриотизма, гражданственности, поликультурности и в формировании этих качеств у школьников.
Аксиологическая составляющая, определяет освоение и развитие ценностей, личностных смыслов по отношению к становлению в стране гражданского общества, создание атмосферы уважения и дружбы между народами в регионе и в стране, защиты прав и достоинств каждой личности.
Психолого-педагогическая составляющая как интегральная характеристика учителя, определяющая степень его теоретической и практической подготовленности к системному проектированию целей и содержания образования как основы формирования гражданской идентичности обучаемых.
В контексте приведенной выше структуры и содержания профессионализма специалиста поликультурные компетенции необходимо рассматривать как неотъемлемую часть системы профессиональных компетенций современного учителя, являющиеся базовыми в формировании у подрастающего поколения определенного «иммунитета» к негативным проявлениям межэтнических отношений, то есть в формировании готовности к ведению диалога молодыми людьми [1, 2].
Таким образом, поликультурные компетенции должны рассматриваться как система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков, способностей, опыта, личных качеств, представляющие интегративное свойство и включающие:
- культуру знаний, которая подразумевает высокий уровень знаний о культурном многообразии цивилизации, как в пространстве, так и во времени и позволяет адекватно осуществлять активную созидательную деятельность в поликультурном пространстве;
50 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
- культуру поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
- эмоциональную культуру адекватной поликультурной среде;
- культуру саморазвития в поликультурной среде.
Знания об особенностях поликультурной среды определяют виды и формы деятельности. Высокая эмоциональная культура и положительная мотивация при вступлении в диалог культур позволяют преодолевать возможные негативные последствия взаимодействия. Способности к самоизменению и саморазвитию являются необходимым условием личностной мобильности и возможности найти пути конструктивного взаимодействия.
В этой связи, поликультурные компетенции педагога следует рассматривать исходя из следующих теоретических оснований [3, 4]:
- поликультурные компетенции составляют систему, являющуюся частью системы профессиональных компетенций учителя;
- система поликультурных компетенций ориентирована на эффективное осуществление учителем диалога культур в поликультурном пространстве;
- поликультурные компетенции учителя обеспечивают условия для развития этнокультурной идентичности;
- реализация поликультурных компетенций осуществляется в целостном образовательном процессе, который включает в себя процессы обучения, воспитания и развития личности учащегося.
Учитывая сложность и многоаспектность понятия «поликультурная компетентность» необходимо рассматривать его как интегративное качество педагога готового к взаимодействию с представителями разных культур, способного отождествлять себя с представителями своего этноса и обособлять от других этносов; способного осознавать общественную ценность и переживать личностную значимость принадлежности к сообществу граждан своего государства [5].
Исходя из данного определения, логично поликультурные компетенции педагога классифицировать по уровням, характеризующихся целостностью и взаимообусловленностью.
Уровень когнитивно-деятельностный - подразумевают причастность личности к миру во всех его проявлениях и проявление себя в сопереживании миру как таковому. В соответствии с сущностью данного уровня в число поликультурных компетентностей необходимо включить: информационно-аналитическую, операциональную и рефлексивую компетенции. На наш взгляд, сфор-мированность данных компетенций у учителя характеризует его как:
- знающего события и культурные особенности окружающей действительности и способного создавать на этой основе собственный гуманный педагогический подход;
Педагогические науки
51
- подготовленного к осуществлению практической деятельности: прогностической, проективной, предметно-методической, организаторской, педагогической импровизации, экспертной как основы формирования гражданской идентичности обучаемых;
- владеющего педагогической техникой и методикой работы в поликультурной среде;
- готового применять свои знания в аналогичных ситуациях и анализировать профессиональные действия;
- способного к выявлению затруднений и их причин в деятельности, осуществляемой в поликультурной среде;
- способного к проектированию профессионально-педагогических действий, адекватных сложившейся ситуации, с целью преодоления затруднений;
- открытого на проектирование личностных изменений и личностного развития, выработки способностей к адекватной деятельности в поликультурной среде.
Уровень мотивационно-ценностный - представляет осознание, оценивание различных проблем, конструктивное разрешение их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривание трудностей как стимула к дальнейшему развитию; определяет внутреннюю позицию личности, характеризует ее патриотическое, гражданское, правовое, нравственное и политическое самосознание. К поликультурным компетенциям данного уровня мы определили ориентационные, коммуникативные и регулятивные, характеризующие педагога как:
- способного к формированию нравственно-гуманистических установок у учащихся;
- готового к организации совместной творческой деятельности, имеющей своей целью освоение духовных идеалов и норм морали (ценности), которые становятся внутренними убеждениями, необходимыми звеньями межличностного и общественного общения;
- способного проникать в характер переживаний учащихся, определять свою причастность или непричастность к тем или иным событиям;
- способного видеть главное в ребенке, правильно определять его отношение к социальным ценностям независимо от национальной и религиозной принадлежности;
- готового управлять собственным поведением, главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности;
- способного находить оригинальные решения обеспечивающие плодотворность и динамику поликультурного воспитания школьников.
Уровень креативно-поисковый, способствующий образованию фундамента для последующего приобретения знаний, как профессиональных, так и общекультурных. В рамках данного уровня мы определили интеллекту-
52 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
ально-педагогические компетенции, формирование которых способствует самосовершенствованию педагога и формирует готовность:
- к пополнению и обновлению культурологической информации, которой должен владеть каждый учитель;
- к освоению комплексом умений, как качества интеллекта: проводить аналогию, фантазировать, проявлять гибкость и критичность мышления как основы в реализации поликультурного образования.
Однако представленный перечень поликультурных компетенций является незаконченным, так как в зависимости от педагогических ситуаций, целей, содержания поликультурного образования он может расширяться.
Исходя из представленной классификации, необходимо констатировать, что система поликультурных компетенций преподавателя является иерархически устроенной, что детерминировано рядом факторов, и прежде всего логикой формирования «человека этнического», с устойчивой гражданской позицией.
Список литературы:
1. Аракелян О.В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия // Известия Академии педагогических и социальных наук. -2002. - № 6. - С. 103-108.
2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -2004. - № 11. - С. 17-22.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 22-27.
4. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование в современной России // Magister. - 2000. - № 3. - С. 79-81.
5. Fahrutdinova GZ., Solovyova E.G. Formation of the value-oriented polycultural personality of a future teacher in the contemporary education space // Life Science Journal. - 2014. - № 11 (11s). - Р. 272-276.
САМООБУЧЕНИЕ, САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ - ОСНОВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© Шинкаренко В.П.*, Рущак И.В., Гордеева Л.Е.
Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Сызрань
В статье дается характеристика содержания и сущности принципа гуманизации образования, его одна из фундаментальных составляю-
Кандидат педагогических наук.