Научная статья на тему 'ПОЛИЭТНИЧНЫЙ МОГИЛЬНИК В УРОЧИЩЕ КАУП (СЕВЕРНАЯ САМБИЯ)'

ПОЛИЭТНИЧНЫЙ МОГИЛЬНИК В УРОЧИЩЕ КАУП (СЕВЕРНАЯ САМБИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛТИЯ / ЭПОХА ВИКИНГОВ / СКАНДИНАВЫ / ЗАПАДНЫЕ БАЛТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулаков Владимир Иванович

Самым известным в европейской науке памятником археологии земли пруссов является археологический комплекс, занимающий камовую возвышенность (выс. до 11 м над уровнем моря в лесном урочище Каup - дисл. «Торжище») и включающего остатки отрытого торгово-ремесленного пункта, курганный могильник в уроч. Grosse Kaup (западная, бóльшая часть лесного урочища) и массив грунтовых погребений первой половины нашей эры и IX-XIII вв. на участке Kleine Kaup (восточная, меньшая часть лесного урочища). Эти частично синхронные участки объединяются в курганно-грунтовой могильник Кауп. С 1873 по 2007 гг. в пределах могильника Grosse Kaup было раскопано 77 курганных и 4 грунтовых погребения. Только пять курганов можно хотя бы минимально сопоставить с прусской погребальной традицией, характерной для всего раннего средневековья обязательным присутствием в могиле захоронения коня. Здесь нет характерных для скандинавских могильников эпохи викингов сочетаний различных признаков обрядности. Отсутствуют характерные для традиций викингов захоронения в ладье. На рубеже X-XI вв. сооружение курганов на Каупе прекращается, по времени совпав с походом конунга Канута Магнуса в юго-восточную Балтию. Грунтовой могильник Kl. Kaup выделяется на поверхности земли тёмным цветом грунта, представляющего собой эрозированные остатки погребального костра, из которых сформирована верхняя часть культурного слоя этого могильника (разм. не менее 40 х 35 м). В 1934-2013 гг. здесь было исследовано 89 погребений. Единственная категория погребального инвентаря, одновременно представленная и в курганах, и в грунтовых могилах в уроч. Kaup, это - стремена вар. Gossler AII1. В X в. они были распространены у различных народов берегов Балтики, изначально имея скандинавское происхождение. Остальной вещевой материал свидетельствует о том, что, несмотря на синхронность существования в пределах одного микрорегиона курганного и грунтового могильников на протяжении минимум кон. IX - нач. XI вв., ни скандинавы, ни западные балты не пользовались традициями духовной и материальной культуры друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYETHNIC BURIAL GROUND AT KAUP FOREST (NORTHERN SAMBIA)

The most renowned archaeological monument of the Prussian land in European science is the archeological complex located on a kame hill (altitude up to 11 m above sea level, in Kaup forest) that includes unearthed remnants of a trade and craft emporium, grave mounds at Grossе Kaup (western, larger part of the forest) and a cluster of moundless graves at Kleine Kaup (eastern, smaller part of the forest) circa first half of the Common Era and the 9th-13th centuries CE. These partially coeval burials are known as the mound and moundless cemetery of Kaup. From 1873 to 2007, 77 mound and 4 moundless graves were excavated within the boundaries of the Grosse Kaup burial ground. Only five mounds can be at least minimally associated with the Prussian burial tradition of placing a horse in the grave that was indicative for the entire Early Medieval period. No combinations of certain ritual features typical for the Scandinavian burials of the Viking Age have been found there. Neither present were the ship burials, characteristic of the Viking traditions. At the turn of the 10th and 11th centuries, the construction of burial mounds at Kaup ceased, coinciding in time with the expedition of King Kanut Magnus to the southeastern Baltic. The moundless burial ground at Kleine Kaup stands out on the surface of the earth by the dark color of the soil representing the eroded remnants of the funeral pyre, from which the upper part of the cultural layer of this burial site was formed (at least 40 m x 35 m in size). In 1934- 2013, 89 burials were studied there. The only category of funeral inventory represented both in the barrows and moundless graves at Kaup is horse stirrups var. Gossler AII1. Initially having a Scandinavian origin, they were common among the various peoples of the Baltic coast in the 10th century. The rest of the material evidences that, despite the contemporaneous existence of the mound and moundless graves within the same microregion throughout at least end of the 9th - beginning of the 11th centuries CE, neither the Scandinavians, nor the Western Balts used the traditions of spiritual and material culture of each other.

Текст научной работы на тему «ПОЛИЭТНИЧНЫЙ МОГИЛЬНИК В УРОЧИЩЕ КАУП (СЕВЕРНАЯ САМБИЯ)»

ПОЛИЭТНИЧНЫЙ МОГИЛЬНИК В УРОЧИЩЕ КАУП (СЕВЕРНАЯ САМБИЯ)

В.И. Кулаков

Институт археологии Российской академии наук Россия, 117036, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19 e-mail: drkulakov@mail .ru Scopus Author ID: 26038228300 SPIN-код: 3764-2260

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

Самым известным в европейской науке памятником археологии земли пруссов является археологический комплекс, занимающий камовую возвышенность (выс . до 11 м над уровнем моря в лесном урочище toup -дисл. «Торжище») и включающего остатки отрытого торгово-ремесленного пункта, курганный могильник в уроч. Grosse Kaup (западная, большая часть лесного урочища) и массив грунтовых погребений первой половины нашей эры и IX-XIII вв . на участке Kleine Kaup (восточная, меньшая часть лесного урочища). Эти частично синхронные участки объединяются в курганно-грунтовой могильник Кауп . С 1873 по 2007 гг. в пределах могильника Grosse Kaup было раскопано 77 курганных и 4 грунтовых погребения. Только пять курганов можно хотя бы минимально сопоставить с прусской погребальной традицией, характерной для всего раннего средневековья обязательным присутствием в могиле захоронения коня. Здесь нет характерных для скандинавских могильников эпохи викингов сочетаний различных признаков обрядности. Отсутствуют характерные для традиций викингов захоронения в ладье . На рубеже X-XI вв . сооружение курганов на Каупе прекращается, по времени совпав с походом конунга Канута Магнуса в юго-восточную Балтию . Грунтовой могильник Kl . Kaup выделяется на поверхности земли тёмным цветом грунта, представляющего собой эрозированные остатки погребального костра, из которых сформирована верхняя часть культурного слоя этого могильника (разм. не менее 40 х 35 м). В 19342013 гг. здесь было исследовано 89 погребений. Единственная категория погребального инвентаря, одновременно представленная и в курганах, и в грунтовых могилах в уроч. Kaup, это - стремена вар . Gossler AII1 . В X в . они были распространены у различных народов берегов Балтики, изначально имея скандинавское происхождение . Остальной вещевой материал свидетельствует о том, что, несмотря на синхронность существования в пределах одного микрорегиона курганного и грунтового могильников на протяжении минимум кон. IX - нач. XI вв . , ни скандинавы, ни западные балты не пользовались традициями духовной и материальной культуры друг друга.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Балтия, эпоха викингов, скандинавы, западные балты .

POLYETHNIC BURIAL GROUND AT KAUP FOREST (NORTHERN SAMBIA)

Vladimir Kulakov

Institute of archeology of the Russian Academy of Sciences Russia, 117036, Moscow, Dmitry Ulyanov Street, 19 e-mail: drkulakov@mail .ru

ABSTRACT

The most renowned archaeological monument of the Prussian land in European science is the archeological complex located on a kame hill (altitude up to 11 m above sea level, in Kaup forest) that includes unearthed remnants of a trade and craft emporium, grave mounds at Grossе Kaup (western, larger part of the forest) and a cluster of moundless graves at Kleine Kaup (eastern, smaller part of the forest) circa first half of the Common Era and the 9th-13th centuries CE . These partially coeval burials are known as the mound and moundless cemetery of Kaup . From 1873 to 2007, 77 mound and 4 moundless graves were excavated within the boundaries of the Grosse Kaup burial ground. Only five mounds can be at least minimally associated with the Prussian burial tradition of placing a horse in the grave that was indicative for the entire Early Medieval period. No combinations of certain ritual features typical for the Scandinavian burials of the Viking Age have been found there . Neither present were the ship burials, characteristic of the Viking traditions . At the turn of the 10th and 11th centuries, the construction of burial mounds at Kaup ceased, coinciding in time with the expedition of King Kanut Magnus to the southeastern Baltic . The moundless burial ground at Kleine Kaup stands out on the surface of the earth by the dark color of the soil representing the eroded remnants of the funeral pyre, from which the upper part of the cultural layer of this burial site was formed (at least 40 m x 35 m in size). In 19342013, 89 burials were studied there . The only category of funeral inventory represented both in the barrows and

moundless graves at Kaup is horse stirrups var. Gossler AII1. Initially having a Scandinavian origin, they were common among the various peoples of the Baltic coast in the 10th century. The rest of the material evidences that, despite the contemporaneous existence of the mound and moundless graves within the same microregion throughout at least end of the 9th - beginning of the 11th centuries CE, neither the Scandinavians, nor the Western Balts used the traditions of spiritual and material culture of each other.

KEYWORDS: Baltic, Viking era, Scandinavians, Western Balts .

Курганно-грунтовой могильник эпохи викингов у пос. Wiskiauten/Моховое (г. Зеленоградск Калининградской обл.), был открыт летом 1865 г. (Кулаков 2012: 11, 12) и является важнейшим объектом археологического наследия юго-восточной Балтии. Эта точка зрения - следствие наличием на территории данного лесного урочища погребальных древностей не только балтов, но и скандинавов. Данный могильник является частью археологического комплекса, занимающего заросшую лесом камовую возвышенность (выс. до 11 м над уровнем моря) с историческим именем Каир, что с древнеисландского переводится как «Торжище» - рис. 1). Данный памятник археологии включает курганный могильник в уроч. Grosse Kaup

(западная, большая часть лесного урочища) и массив грунтовых погребений первой половины нашей эры и IX-XIII вв. на участке Kleine Kaup (восточная, меньшая часть лесного урочища) (Кулаков 2012: 7, 8), занимающий вершину возвышенности. Кроме курганно-грун-тового могильника в состав упомянутого комплекса входят остатки отрытого торгово-ремесленного поселения. Археологический комплекс расположен в историческом лесном урочище, находящемся в 3 км к югу от центра г. Зеленоградска, на северо-западной окраине пос. Моховое (бывш. Wiskiauten, Kr. Fischhausen-Samland). Данный лесной массив, являющийся частью Великой Пустоши (нем. Grosse Wildnis), существовал ещё в XIV в. (Mager 1960, Karte 1). Причём

Картподоснова по: Региональный атлас 'Калининградская область', М., 2004, с. 10.

Рис . 1 . Картподоснова комплекса памятников археологии вокруг лесного урочища Кауп (Кулаков 2012: рис . 99) .

Рис . 2 . Генеральный план комплекса памятников археологии вокруг лесного урочища Кауп (Кулаков 2012: рис . 99).

Рис. 3 . Инвентарь кург.К/51с, инв. № III. 17.573 и инв. № II.67.447:е (Кулаков 2012: рис. 569) .

с востока к этому лесу в орденское время подступала заболоченная часть Куршского залива.

В 1932 г. в ходе реализации немецко-шведского археологического проекта был снят план могильни-

ка и проведен подсчет курганных насыпей, которых на тот момент оказалось 215. На 1980 г., время съемки современного топографического плана Каупа, в пределах этого лесного урочища насчитывалось (точнее

Каир bei WibKiauten

Рис. 4. План и сечения кург К/143 (Prussia-Archiv, Reg. Nr PM-F7661) .

- просматривалось) лишь 203 курганных насыпи. Количество грунтовых погребений учёту на могильнике в восточной части лесного урочища Кауп (на его участке под названием Kleine Kaup, рядом с дорогой

Wosegau/Вишневое-Mйhlsen/Холмы) не поддаётся ввиду отсутствия у них наружных признаков. В разное время между 1924 и 2010гг. вокруг леса Кауп были обнаружены свидетельства поселенческой деятельности,

Рис . 5 . Инвентарь кург. К/143 (Кулаков 2012: рис . 133) .

датируемые Х-Х11 вв. В центре занятой могильниками возвышенности располагался сооруженный в эпоху позднего неолита кург. К/1, в 1873 и в 1933 гг. подвергавшийся раскопкам и докопанный международной экспедицией в 2014 г. (Кулаков 2012: 14-27). Фрагменты круговой и лепной керамики различного вида, а также обломки конских костей, встреченные в переотложенных остатках курганной насыпи в ходе этих работ, свидетельствуют в пользу наличия в этой насыпи впускных грунтовых погребений от эпохи раннего железного века до XI в. В 1873 г. у дороги (нем. К1гс1пеп$1:1е§), в лесу (?) Иоганнес Хейдек в шурфе обнаружил грунтовое погребение с конским костяком, с подогнутым книзу черепом которого находились кольчатые удила (Кулаков 2011а: 87). Как позднее было установлено, такая норма возложения коня в могилу, указывающая на возможный перелом шеи коня, соответствует прусской обрядности эпохи викингов. Отто Клееман в 1933 г. сообщал о наличии в восточной части леса Кауп женского грунтового погребения, отнесенного им, судя по его инвентарю, к IX в. (К1еетапп 1933: 248).

Копавший в 1934 г. грунтовой могильник Kl. Kaup Карл Энгель в инвентаре его погребений (на примере стремян) видел влияние культуры викингов. Погребения данного могильника автором этих строк интерпретируются как захоронения западных балтов. Грунтовые погребения в восточной части лесного урочища Kaup Б. Мюлен считал позднейшими относительно местных курганов и трактовал их как могилы потомков викингов, принявших прусские народные традиции (Mühlen 1974: 16). Бернт фон цур Мюлен, в предвоенное время принимавший участие в раскопках Каупа, считал исследованные здесь подкурганные могилы вместилищами останков скандинавов, происходивших из юго-восточной Швеции, из о. Готланд и из Дании (Mühlen 1974: 5456). Того же мнения придерживалась и Ф.Д. Гуревич, первая в советское время исследовавшая курганы могильника Gr. Kaup (Гуревич 1963: 202). Варшавский археолог Войцех Врублевски, ошибочно датируя подкурганные погребения могильника Gr. Kaup IX - второй пол. XI вв., пришёл к выводу о синхронности существования на Каупе курганов и грунтовых захоронений, соотнеся последние с пруссами (Wroblewski 2007: 142). Этот тезис косвенно подтвердил исследовавший недавно поселенческие участки вокруг уроч. Кауп Тимо Ибсен, признавший их полиэтничный характер (Ibsen 2009: 120). Интересно заявление Бернта фон цур Мюлен: «В хронологически поздних подкурганных погребениях Kaup, по моему мнению, погребены тоже не собственно викинги, а древние пруссы викингского происхождения, которые придерживались погребальных традиций своих отцов» (Mühlen 1975: 16). Современный уровень наших знаний о могилах Каупа позволяет предпринять попытку оценить степень присутствия северогерманских и западнобалтских культурно-этнических элементов, здесь представленных.

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРГАННЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ

КАУПА

С 1873 по 2007 гг. в пределах могильника Große Kaup было раскопано 77 курганных и 4 грунтовых погребения (Кулаков 2012: 40). В своей массе курганы Каупа имели насыпи высотой от 1 до 2 м, диаметром от 6 до 15 м. Следы ровиков в основном отсутствуют, роль baustenar (плоские каменные «надгробные» плиты, характерные для Скандинавии эпохи викингов) выполняли стоявшие в центре насыпи, как правило, небольшие валуны-Merksteine (нем. «знаковый камень»). Эта меморативная традиции, известна и у местных жителей, воспринявших её ещё в римское время у соседних германцев (Кулаков 2017: 248). Урновые трупосожжения редки на могильнике Gr. Kaup, трупоположения в камерных гробницах отсутствуют. Из всего массива раскопанных здесь курганов лишь под двумя насыпями обнаружены бесспорные захоронения мужчин-воинов с конями (кург. К/143 и инв. № V.171.7971:3). Под тремя курганами лежали лишь конские останки (кург. инв. № II.87.437:n и инв. № III.92.90862, кург. К/145) (Кулаков 2011а: 90). Только эти пять курганов с конскими костяками можно сопоставить с прусской погребальной традицией, отличающейся в раннем средневековье обязательным присутствием в могиле (как

Рис. 6. Инвентарь верхнего яруса погр . К68 (Архив ИА РАН, Кулаков 2010) .

правило - в её нижнем ярусе) захоронения коня (Кулаков 2003: 295, 296). В остальном обрядность могильника вг. Каир прямо указывает на североевропейские традиции, которых придерживались творцы курганов. Как гласили обычаи скандинавов, здесь мужчин-воинов погребали сожжёнными, а «тела женщин - хозяек дома и усадьбы -предпочитали сохранить в целости под курганами как залог мистической стабильности мира и благосостояния» (Кулаков 2012: 46).

Инвентарь подкурганных погребений на участке вг. Каир также в своей массе имеет скандинавское происхождение. В особенности это замечание относится к наборам женских украшений, встреченным в 22 курганах, содержавших одиночные костяки (Кулаков 2012: 44, 45). Как правило, пруссы с VII в. вплоть до орденского времени не сооружали одиночные женские трупоположения. Для комплексов IX в. могильника вг. Каир характерны наборы украшений готландского типа, с нагрудными застёжками-цепедержателями (рис. 2). В Х в. превалируют пары черепаховидных фибул преимущественно типа и.Р.51 или и.Р.52, имеющие вполне среднешведский облик. Для мужских комплексов характерно присутствие двулезвийных каролингских мечей и бронзовых подковообразных фибул с косицевидным декором на дужке. Собственно, этим ограничивается набор особенностей подкурганных погребений могильника вг. Каир. Здесь нет известных на Скандинавском полуострове могильников эпохи викингов с сочетаниями различных признаков обрядности. Отсутствуют характерные для тра-

диций викингов захоронения в ладье. На рубеже Х-Х1 вв. сооружение курганов на Каупе прекращается, по времени совпав с походом конунга Канута Магнуса в юго-восточную Балтию (Кулаков 2012: 60).

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУНТОВЫХ ЗАХОРОНЕНИЙ

КАУПА

Грунтовой могильник К1. Каир выделяется на лишённой дёрна поверхности земли тёмным цветом грунта, представляющего собой эрозированные остатки погребального костра, из которых сформирована верхняя часть культурного слоя этого могильника. В 2010 г. размеры этого пятна были не менее 40 х 35 м. В раннем средневековье это пятно, обозначавшее на поверхности грунта грунтовой могильник, простиралось за дорогу в восточном направлении (Кулаков 2014а: 95), где часть могильника была 29-31 августа 1934 г. вскрыта Карлом Энгелем (Раскоп 1). Ведущая форма обрядности на могильнике К1. Каир - двухъярусное трупосожжение с парой конских костяков в придонной части могилы, что прямо указывает на прусскую этно-культурную принадлежность захороненных здесь индивидуумов (Кулаков 2011а: 92).

Основной массив комплексов могильнике К1. Каир относится к Х-Х1 вв. Эти могилы принадлежали преимущественно воинам-дружинникам (погребения с оружием) и купцам (комплексы с весами, гирьками и монетами) (Кулаков 2014б: 63). Позднее, в Х1-Х11 вв. на могильнике фиксируется одна из форм куршской обрядности (Кулаков 2011б: 68). В этом периоде здесь встречаются

Рис. 7 . Инвентарь верхнего яруса погр . К54 (Архив ИА РАН, Ку.

погребения мастеров различных металло- и деревообработки, а также косторезного производства (Кулаков 2014б: 63). Примечательно расположение участка К1. Каир, занятого грунтовым балтским могильником, на самой высокой точке камовой возвышенности, ныне покрытой лесом. Для западных балтов наиболее возвышенная часть могильника являлась самой престижной, поэтому следует полагать роль западнобалтского субстрата на могильнике Кауп ведущей. Окружавшие балтский участок могильника скандинавские курганы содержали останки воинов и членов их семей, функцией которых было, очевидно, обеспечение безопасной жизнедеятельности балтской части местного поселения (Кулаков 2011а: 97).

Погребальный обряд курганных и грунтовых захоро-н ен ий в лесном урочище Каир прям о указывает на эт-но-культурную принадлежность погребённых здесь индивидуумов. Выше упоминалось о том, что инвентарь грунтового могильника позволил сделать немецким археологам вывод о плотной связи местных пруссов с традициями скандинавской материальной культуры. При наличии данных новейших раскопок проверим справедливость этой точки зрения на конкретном вещевом материале, сравнивая находки в курганных (в 77 курганах ок. 100 захоронений) и грунтовых захоронениях (89 комплексов). Сравнение стоит произвести согласно отделам погребального инвентаря:

1аков 2011) .

Предметы вооружения. Мечи. В курганах могильника вг. Каир с сер. IX в. ведущим видом находок являются дву-лезвийные мечи (23 экз.) типов и.Р.М, ХР.Н и 1Р.У (Кулаков 2012: 56). В погребении Х в. они занимают место рядом с останками воина (рис. 3), от ножен меча сохраняется бронзовый наконечник (рис. 4). В балтских грунтовых погребений находки мечей отсутствуют. Наконечник ножен, однотипный находке в погр. К/143 («шведско-варяжская группа» по П. Паульсену), был обнаружен в Раскопе 5 в культурном слое на шт. 1 (Кулаков 2016: 149). В верхнем ярусе погр. К68 обнаружен бронзовый наконечник ножен меча подтипа Ка2акеу1аиз 111В (XI в.) (Ка2акеу1аиз 1998: 300) с остатками сгоревших деревянных ножен. При этом соответствующий клинок отсутствовал.

Топоры в скандинавских курганах могильника вг. Каир, как ни странно, не были обнаружены. Напротив, в грунтовых погребениях могильника К1. Каир имеются два топора, относящиеся к типу и.Р.М, характерные для скандинавов и балтов Х-Х1 вв. (Петерсен 2005: 79). Один из этих топоров имел небольшие размеры и выявлен в верхнем ярусе погр. К54 вместе с редким вариантом солида короля Стефана Батория (чекан 1584г.). Единственный возможный вариант интерпретации этой необычной находки - объяснение её как жертвы, осуществлённой на заполнении захоронения далёкими потомками (или почитателями) воина, здесь погребённого (Кулаков 2016: 204).

вестные пруссам в Х-Х1 вв. копья, встреченные в могилах К1. Каир, имели различные варианты ромбических наконечников (рис. 8).

Представленные в прусских комплексах в уроч. К1. Каир статусная булава (Кулаков 2011а: рис. 5) и многочисленные наконечники стрел отсутствуют в курганах скандинавов.

Снаряжение всадника и верхового коня в погребальных комплексах могильника вг. Каир представлено прежде всего удилами и стременами. Если удила (как правило - кольчатые двухчастные) ввиду их неудовлетворительной сохранности в курганах типологизировать трудно, то номенклатура стремян здесь довольно разнообразна и позволяет выделить стремена с выносной ременной петлей вар. воББе А111, X в. (во&1ег 2013: ДЬЬ. 3, 4).

Эта форма стремени, как правило - вытянутых очертаний, встречена в нескольких скандинавских курганах (Кулаков 2012: 52), в которых представлено конское снаряжение Х в.Конское снаряжение, в изобилии представленное в грунтовых могилах в уроч. К1. Каир, не находит соответствия в подкурганных погребениях. Особое место в могилах местных балтов занимают комплексы костяных накладок на седла, выявленные в трех погребениях (Кулаков 2011а: 97). Аналогий им не обнаружено ни в курганах уроч. вг. Каир, ни в прусских грунтовых могилах во всей Самбии. Очевидно, грунт, заполнявший грунтовые могилы, являлся мелким гравием, обладал высокой способностью, для пропуска воды, что способствовало сохранности предметов ( в т.ч. - костяных) в погребальных комплексах. Благодаря этому здесь до нас дошли костяные накладки, не сохранившиеся на других прусских могильниках. Скелеты коней со сломанными

Рис. 9. Инвентарь верхнего яруса погр . К75 (Архив ИА РАН, Кулаков 2013) .

Рис. 8. Инвентарь кург.2/ (Кулаков 2012: рис . 148) .

Наконечники копий в курганах представлены ланцетовидными формами с врезным пламевидным орнаментом втулок (рис. 7), характерным преимущественно для древностей Х в. Грунтовые могилы в уроч. К1. Каир только в одном случае дали находку ланцетовидного наконечника дротика, при этом - без прорезного декора, ввиду сложности своего изготовления не употреблявшегося прусскими оружейниками. Остальные из-

Рис. 10. Костяк коня в погр. 3 кург. К/145 (Prussia-Archiv, Reg. Nr. PM-A552, Bd. 18, S. 7) .

по прусскому обычаю шеями, известные на могильнике К1. Каир и выявленные в скандинавском (?) кург. К/145 в 1937 г. (Кулаков 2011: 90), скорее всего, могут быть заупокойным жертвоприношением, сделанным пруссами на скандинавском кургане. Положение конских костяков в погр. 3 кург. К/145 показывает классическое отражение прусского ритуала эпохи викингов (рис. 9).

Украшения. В 1930 г. в кург. К/151Ь, по составу инвентаря датирующемся второй пол. IX - нач. Х вв., были найдены куршская литая арбалетовидная фибула и подковообразная фибула подтипа Саг1ББОп РДС:С.(Ку-лаков 2011а: 90, рис. 3) Единственный вид украшений, представленный как в балтских, так и скандинавских комплексах - бронзовые подковообразные фибулы вар. Саг1ББОП ТВД КБУ (Х в.) (Саг1ББОП 1988: 70).

В остальном, в западнобалтских грунтовых погребениях на участке К1. Каир среди украшений, представленных преимущественно различными типами подковообразных фибул Х-Х111 вв. (в том числе - кольчатых застёжек «куршского типа»), ни одной находки североевропейского происхождения обнаружено не было. В курганах, содержавших женские комплексы, обнаружены сформированные по готландским и среднешвед-ским нормам эпохи викингов металлические детали уборов. Ничего связанного с балтскими традициями в эти уборы включено не было. При этом находки на Ка-упе убедительно свидетельствуют в пользу синхронности существования здесь скандинавских и западнобалтских захоронений (Кулаков 2011а: 97).

Предметы быта в курганах уроч. вг. Каир представлены декоративными ключами, ножницами и хозяйственными ножами, встречаемыми исключительно

в женских комплексах. Бытовой инвентарь (точила, шиферные пряслица, инструменты металло- и деревообработки) были особенно популярны в позднейших могилах участка К1. Каир (Х1-Х11 вв.), времени присутствия на Каупе куршского этно-культурного элемента (Кулаков 2011а: 65-68). Если весы и гирьки имеются только в двух скандинавских курганах, то эти принадлежности торговцев встречены практически в каждом третьем грунтовом захоронении на участке К1. Каир. В курганах найдены лишь отдельные диргемы, причём - в качестве подвесок к ожерелью (Кулаков 2012: рис. 137). Над тремя могилами в уроч. К1. Каир в процессе их заполнения остатками погребального костра были рассыпаны в качестве заупокойной жертвы германские пфенниги От-тона I или III (Кулаков 2011а: 9, рис. 9).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, несмотря на синхронность существования в пределах одного микрорегиона (камовая возвышенность в лесу, носившем историческое название Каир с участками вг. и К1. Каир) курганного и грунтового могильников на протяжении минимум кон. !Х - нач. Х! вв., ни скандинавы, ни западные балты не пользовались традициями духовной и материальной культуры соседей по могильнику. Если скандинавские курганы сооружались до нач. XI в., то прусские и куршские могилы создавались в редких случаях до XIII в. Складывается впечатление о том, что и северяне, и балты-автохтоны в местах своего обитания не контактировали. Если скандинавское влияние на аборигенов не читается никак (стремена вар. воББ1ег ДП1 были актуальны в Х в. для всего населения берегов Балтики), то в курганах встречены и следы вторичных прусских захоронений (кони в кург. К/145), и отдельные западнобалтские находки (фибулы в кург. К/151Ь). Примечательно то, что, несмотря на указанное выше отсутствие связей между материалом скандинавской и балтской частей могильника грунтовые могилы занимают центр возвышенности Каир, а курганы распространяются с востока на запад от внешних границ зоны грунтовых могил. Значит, могильник возводился одновременно в виде зоны курганов и зоны грунтовых могил. При этом отсутствие массовых взаимных заимствований в материальной культуре местных балтов и скандинавов позволяет сделать вывод о существовании их в пределах раздельных, не контактировавших между собой общин. Сделанный мною ранее (см. выше) вывод о несении скандинавами для прусских мастеров и купцов охранных функций подтверждается археологическим материалом. Социальные и, очевидно, культовые нормы, которыми руководствовались при этом скандинавы и балты, не способствовали их взаимной культурно-этнической ассимиляции.

ЛИТЕРАТУРА

Архив 2010 - Кулаков В.И. Отчёт о раскопках и разведках, проведённых Балтийским отрядом ИА РАН в 2010 г. на курганном могильнике Моховое, расположенном в лесном урочище Кауп (г. Зеленоградск Калининградской обл. ) // Архив ИА РАН. 2010 . Р-1 .

Архив 2011 - Кулаков В.И. Отчёт о раскопках, проведённых Балтийским отрядом ИА РАН в 2011 г. на территории курганного могильника Моховое в восточной части лесного урочища Кауп (К1 . Каир), г. Зеленоградск Калининградской обл. // Архив ИА РАН. 2011. Р-1.

Архив 2013 - Кулаков В.И. Отчёт о раскопках, проведённых Балтийским отрядом в 2013 г. на территории курганного могильника Моховое в восточной части лесного урочища Кауп (Kl .Kaup), г. Зеленоградск Калининградской обл . // Архив ИА РАН. 2013 . Р-1 .

Архив 2014 - Кулаков В.И. Отчёт об археологических раскопках, проведённых Балтийским отрядом ИА РАН в 2014 г. на курганном могильнике Моховое, расположенном в лесном урочище Кауп у пос. Моховое Зеленоградского р-на Калининградской области // Архив ИА РАН. 2014 . Р-1 .

Гуревич 1963 - Гуревич Ф.Д. Норманнский могильник у дер . Вишнево // Скандинавский сборник . Вып. VI. Таллин: Ээсти раамат, 1963. С . 198-206.

Кулаков 2003 - Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 года . М. : Индрик, 2003. 364 с.

Кулаков 2011a - Кулаков В.И. Балтская часть могильника Кауп // Archaeologia Lituana. Vol. 12 . Vilnius: Universiteto leidykla, 2011 . С. 87-98.

Кулаков 2011б - Кулаков В.И. Куршский погребальный обряд на Каупе (полуостров Самбия) // Pruthenia . Vol. VI. Olsztyn: Edicja Towarzystwa Naukowego Pruthenia, 2011 . С. 61-79.

Кулаков 2012 - Кулаков В.И. Неманский янтарный путь в эпоху викингов. Калининград: Калининградский областной музей янтаря, 2012. 222 с.

Кулаков 2014a - Кулаков В.И. Малый Кауп: две формы обрядности // Archaeologia Lituana . Vol. 15 . Vilnius: Universiteto leidykla, 2014 С 93-109

Кулаков 2014б - Кулаков В.И. Социумы в прусском обществе Северной Самбии (по данным могильника Малый

Кауп) // Матэриялы па археалоги Беларуси Вып. 25 . Минск: Беларуская навука, 2014 . С . 54-64.

Кулаков 2016 - Кулаков В.И. Пруссы эпохи викингов. Жизнь и быт общины Каупа . М. : Книжный мир, 2016. 350 с.

Кулаков 2017 - Кулаков В.И. Меморативная традиция у эстиев и пруссов // Археологические вести. № 27 . СПб . : Институт истории материальной культуры РАН, 2017 . С. 241-249.

Петерсен 2005 - Петерсен Я. Норвежские мечи эпохи викингов . СПб . : Альфарет, 2005. 331 c . Archiv - Archiv Prussia-Museum, für Vor- und Frühgeschichte. Berlin.

Carlsson 1988 - Carlsson A. Vikingatida ringspännen fran Gotland. Text och katalog. Stockholm: Universitet Stockholm, 1988 275 s

Goßler 2013 - Goßler N. Die mittelalterliche Stеigbügel aus dem Berliner Bestand der Prussia-Sammlung (ehemals Königsberg/Ostpreussen) - Studien zu Typologie, Chronologie und Kulturgeschichte // Acta Praehistorica et Archaeologica. Bd. 45 . Berlin, 2013 . S. 109-216 .

Ibsen 2009 - Ibsen T. "Etwa hier die Siedlung". Der frühmittelalterliche Fundplatz Wiskiauten/Mohovoe im Kaliningrader Gebiet im Lichte alter Dokumente und neuer Forschungen. Kiel: Dissertation, 2009. 518 s .

Kazakevicius 1998 - Kazakevicius V. Is velyvojo gelezies amziaus baltq ginklq istorijos (kalaviq makstq galq apkalai) // Lietuvos archeologija . T. 15 . Vilnius: Minti, 1998. S. 287-332.

Kleemann 1933 - Kleemann O. Neue Ausgrabungen in Wiskiauten // Nachrichtenblatt für Deutsche Vorzeit. Jg . 9 . H. 12 . Leipzig: Verlag von Kurt Kabitzsch, 1933. S . 247-248.

Mühlen 1975 - Mühlen B. Die Kultur der Wikinger in Ostpreussen. Bonner Hefte zur Vorgeschichte . Nr 9 . Bonn, 1975. 286 s . Randsborg, Merkyte, Merkevicius, Kulakov 2007 - Randsborg K. , Merkyte I. , Merkevicius A. , Kulakov V.I. Kaup 2014: archaeological Excavations & Research History // Acta Archaeologica. Vol . 87 . Issue 1 . Kopenhavn: Wiley-Blackwell, 2007. S . 85-130

Wroblewski 2007 - Wroblewski W. Wiskiauten // Reallexikon der Germanischen Altertumskunde . Bd. 34 . Berlin; New York: Walter de Gruyter Verlag, 2007. S . 140-145.

REFERENCES

Archiv - Archiv Prussia-Museum, für Vor- und Frühgeschichte [Archive Prussia Museum, for prehistory and early history], Berlin [in German].

Arhiv 2010 - Kulakov V.I. Otchyot o raskopkah i razvedkah, provedyonnyh Baltijskim otryadom IA RAN v 2010 g. na kurgannom mogil'nike Mohovoe, raspolozhennom v lesnom urochishche Kaup (g. Zelenogradsk Kaliningradskoj obl. ) [Report on excavations and explorations carried out by the Baltic team of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences in 2010 at the Mokhovoye burial mound, located in the Kaup forest tract (Zelenogradsk, Kaliningrad region)], in: Arhiv IA RAN [Archive of the IA RAS], 2010, R-1 [in Russian].

Arhiv 2011 - Kulakov V.I. Otchyot o raskopkah, provedyonnyh Baltijskim otryadom IA RAN v 2011 g. na territorii kurgannogo mogil'nika Mohovoe v vostochnoj chasti lesnogo urochishcha Kaup (Kl .Kaup), g. Zelenogradsk Kaliningradskoj obl. [Report on excavations carried out by the Baltic team of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences in 2011 on the territory of the Mokhovoye burial mound in the eastern part of the Kl .Kaup forest tract, Zelenogradsk, Kaliningrad region], in: Arhiv IA RAN [Archive of the IA RAS], 2011, R-1 [in Russian].

Arhiv 2013 - Kulakov V.I. Otchyot o raskopkah, provedyonnyh Baltijskim otryadom v 2013 g. na territorii kurgannogo mogil'nika Mohovoe v vostochnoj chasti lesnogo urochishcha Kaup (Kl. Kaup), g . Zelenogradsk Kaliningradskoj obl . [Report on excavations carried out by the Baltic team in 2013 on the territory of the Mokhovoye burial mound in the eastern part of the Kl .Kaup forest tract, Zelenogradsk, Kaliningrad region], in: Arhiv IA RAN [Archive of the IA RAS], 2013, R-1 [in Russian]. Arhiv 2014 - Kulakov V.I. Otchyot ob arheologicheskih raskopkah, provedyonnyh Baltijskim otryadom IA RAN v 2014 g. na kurgannom mogil'nike Mohovoe, raspolozhennom v lesnom urochishche Kaup u pos. Mohovoe Zelenogradskogo r-na Kaliningradskoj oblasti [A report on archaeological excavations carried out by the Baltic team of the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences in 2014 at the Mokhovoye burial mound, located in the Kaup forest tract near the village . Mokhovoe, Zelenogradskiy district, Kaliningrad region], in: Arhiv IA RAN [Archive of the IA RAS], 2014, R-1 [in Russian]. Carlsson 1988 - Carlsson A. Vikingatida ringspännen fran Gotland. Text och katalog [Viking ring buckles from Gotland. Text and catalog], Stockholm, Universitet Stockholm Publ. , 1988, 275 p . [in Swedish].

Goßler 2013 - Goßler N. Die mittelalterliche Steigbügel aus dem Berliner Bestand der Prussia-Sammlung (ehemals Königsberg/Ostpreussen) - Studien zu Typologie, Chronologie und Kulturgeschichte [The medieval Steigbügel from the Berlin holdings of the Prussia Collection (formerly Königsberg / East Prussia) - studies on typology, chronology and cultural history], in: Acta Praehistorica et Archaeologica, Vol . 45, Berlin, 2013, pp . 109-216 [in German].

Gurevich 1963 - Gurevich F.D. Normannskij mogil'nik u der. Vishnevo [Norman burial ground near the village. Vishnevo], in: Skandinavskij sbornik [Scandinavian collection], Vol . VI, Tallin, Eesti raamat Publ . , 1963, pp . 198-206 [in Russian]. Ibsen 2009 - Ibsen T. "Etwa hier die Siedlung". Der frühmittelalterliche Fundplatz Wiskiauten/Mohovoe im Kaliningrader Gebiet im Lichte alter Dokumente und neuer Forschungen ["Around here the settlement". The early medieval discovery site Wiskiauten / Mohovoe in the Kaliningrad region in the light of old documents and new research], Kiel, Dissertation Publ . , 2009, 518 p . [in German].

Kazakevicius 1998 - Kazakevicius V. Is velyvojo gelezies amziaus baltq ginklq istorijos (kalaviq makstq galq apkalai) [From the History of Late Iron Age White Weapons (Sword Sheaths)], in: Lietuvos archeologija [Lithuanian archeology], Vol . 15, Vilnius, Minti Publ . , 1998, pp . 287-332 [in Lithuanian].

Kleemann 1933 - Kleemann O. Neue Ausgrabungen in Wiskiauten [New excavations in Wiskiauten], in: Nachrichtenblatt für Deutsche Vorzeit [News sheet for German prehistoric times], Vol . 9, Issue 12, Leipzig, Verlag von Kurt Kabitzsch Publ . , 1933, pp . 247-248 [in German].

Kulakov 2003 - Kulakov V.I. Istoriya Prussii do 1283 goda [History of Prussia until 1283], Moscow, Indrik Publ. , 2003, 364 p . [in Russian]

Kulakov 2011a - Kulakov V.I. Baltskaya chast' mogil'nika Kaup [Baltic part of the Kaup burial ground], in: Archaeologia Lituana [Lithuanian archeology], Vol . 12, Vilnius, Universiteto leidykla Publ . , 2011, pp . 87-98 [in Russian]. Kulakov 2011b - Kulakov V.I. Kurshskij pogrebal'nyj obryad na Kaupe (poluostrov Sambiya) [Curonian funeral rite on Kaupe (Sambia Peninsula)], in: Pruthenia [Prussia], Vol . VI, Olsztyn, Edicja Towarzystwa Naukowego Pruthenia Publ . , 2011, pp . 61-79 [in Russian].

Kulakov 2012 - Kulakov V.I. Nemanskij yantarnyj put' v epohu vikingov [Neman Amber Trail in the Viking Age], Kaliningrad, Kaliningradskij oblastnoj muzej yantarya Publ. , 2012, 222 p . [in Russian].

Kulakov 2014a - Kulakov V.I. Malyj Kaup: dve formy obryadnosti [Small Kaup: two forms of ritual], in: Archaeologia Lituana [Lithuanian archeology], Vol . 15, Vilnius, Universiteto leidykla Publ . , 2014, pp . 93-109 [in Russian].

Kulakov 2014b - Kulakov V.I. Sociumy v prusskom obshchestve Severnoj Sambii (po dannym mogil'nika Malyj Kaup) [Societies in the Prussian society of Northern Sambia (according to the Maly Kaup burial ground)], in: Materiyaly pa arhealogii Belarusi [Materials on archeology of Belarus], Vol . 25, Minsk, Belaruskaya navuka Publ . , 2014, pp . 54-64 [in Russian]. Kulakov 2016 - Kulakov V.I. Prussy epohi vikingov. ZHizn' i byt obshchiny Kaupa [Viking Age Prussians . Life and everyday life of the Kaup community], Moscow, Knizhnyj mir Publ. , 2016, 350 p . [in Russian].

Kulakov 2017 - Kulakov V.I. Memorativnaya tradiciya u estiev i prussov [Memorial tradition among the Aestians and Prussians], in: Arheologicheskie vesti [Archaeological news], Vol. 27, St. Petersburg, Institut istorii material'noj kul'tury RAN Publ. , 2017, pp . 241-249 [in Russian].

Mühlen 1975 - Mühlen B. Die Kultur der Wikinger in Ostpreussen. Bonner Hefte zur Vorgeschichte [The culture of the Vikings in East Prussia . Bonn booklets on prehistory], Nr 9, Bonn, 1975, 286 p . [in German].

Petersen 2005 - Petersen YA. Norvezhskie mechi epohi vikingov [Norse swords of the Viking Age], St. Petersburg, Al'faret Publ. , 2005, 331 p . [in Russian].

Randsborg, Merkyte, Merkevicius, Kulakov 2007 - Randsborg K. , Merkyte I. , Merkevicius A. , Kulakov V.I. Kaup 2014: archaeological Excavations & Research History, in: Acta Archaeologica, Vol . 87, Issue 1, Kopenhavn, Wiley-Blackwell Publ . , 2007, pp . 85-130 [in English].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wroblewski 2007 - Wroblewski W. Wiskiauten, in: Reallexikon der Germanischen Altertumskunde [Real Lexicon of Germanic Archeology], Vol. 34, Berlin; New York, Walter de Gruyter Verlag Publ. , 2007, pp . 140-145 [in German].

Кулаков Владимир Иванович

- доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела археологии эпохи великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологии РАН (Москва, Россия) .

Vladimir Kulakov

- Doctor of Historical Sciences, Leading researcher of Department of Archeology of an Migration Period and early Middle Ages of Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).

drkulakov@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.