Научная статья на тему 'Плетёный орнамент в древностях пруссов'

Плетёный орнамент в древностях пруссов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
363
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE BALTICS / THE ERA OF THE GREAT MIGRATION OF NATIONS / THE VIKING AGE / THE PRUSSIANS / THE ORNAMENT / БАЛТИЯ / ЭПОХА ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ / ЭПОХА ВИКИНГОВ / ПРУССЫ / ОРНАМЕНТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулаков Владимир Иванович

В статье впервые в отечественной науке рассматривается один из вариантов прусского орнамента, представленного косицеобразными плетениями. Он появляется на украшениях в VI в. и доживает до финала эпохи викингов. Прусскими мастерами XIV в. плетёный орнамент был уже прочно забыт и отсутствует на их творениях. Проведённый в статье анализ прусского плетёного орнамента позволяет таким образом кратко изобразить историю его развития: 1. Первые в древностях пруссов образцы плетёного орнамента представлены на импортных оковках питьевых рогов второй пол. VII в. Несколько ранее такой декор появляется на пальчатых фибулах типа Wolfskehlen на западе Мазур. 2. В древностях Самбии Х в. представлены подковообразные фибулы импортного происхождения, дуги которых украшены косицеобразным декором. Судя по нахождению этих застёжек в скандинавских курганах могильника Кауп, такой орнамент не использовался пруссами. 3. Впервые собственно прусские плетёные изображения (не полосы орнамента, а одиночные фигуры) появляются в сер. Х в. на подвесках конского оголовья. Эти артефакты можно считать первыми воинскими знаками Европы, обозначавшими принадлежность их владельцев к местной дружине. Главный признак прусской «плетёнки», имитировавшей скандинавские фигуры, выполненные в стиле Еллинг одиночный узел. 4. В XI в. археологический материал Самбии позволяет полагать наличие на Янтарном берегу на финальной стадии эпохи викингов как скандинавских мастеров, изготавливавших изделия с многоузелковой «плетёнкой», так и прусских ювелиров, придерживавшихся в изготовлении плетёных композиций местной «одноузелковой» традиции. 5. В XII в. производство плетёных композиций прусскими (да и скандинавскими) мастерами в юго-восточной Балтии прекращается. В итоге следует признать факт возникновения плетёных орнаментов в прусском декоративном искусстве постоянным влиянием скандинавских традиций. С прекращением контактов между населением северных и южных берегов Балтии после эпохи викингов попытки прусских мастеров имитировать социально и художественно престижные скандинавские орнаменты уже не актуальны. Скандинавские мотивы в прусской художественной традиции (пожалуй, за исключением приёмов плакировки металлических изделий) исчезают. Кстати, та же тенденция видны и на примере прусских дериватов скандинавской militaria.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOVEN ORNAMENT IN PRUSSIANS ANTIQUITIES

In the article, for the first time in the domestic science, one of the variants of the Prussian ornament, represented by an oblique weave, is considered. He appears on the ornaments in the VI. and lives to the end of the Viking Age. Prussian masters of the XIV century. The braided ornament was already firmly forgotten and absent on their creations. The analysis of the Prussian wicker ornament in the article allows us to briefly describe the history of its development: 1. The first in the antiquity of Prussia specimens of wicker ornament are represented on the imported fittings of the drinking horns of the second floor. VII century. Somewhat earlier such a decor appears on the finger brooches like Wolfskehlen in the west of Mazury. 2. In the antiquities of Sambia, the 10th century presented horseshoe fibulae of imported origin, the arcs of which are decorated with an oblique decor. Judging by the finding of these fasteners in the Scandinavian barrows of the Kaup cemetery, such an ornament was not used by the Prussians. 3. For the first time proper Prussian wicker images (not ornamental strips, but single figures) appear in ser. X century. on horse headband suspensions. These artifacts can be considered the first military signs of Europe, denoting the ownership of their owners to the local squad. The main sign of the Prussian "weave", imitating the Scandinavian figures, made in the style of the Elling a single knot. 4. In the XI century. the archaeological material of Sambia makes it possible to assume the presence on the Amber Bank at the final stage of the Viking Age as Scandinavian masters who made products with multi-node "braid", and Prussian jewelers who adhered to making wicker compositions of the local "one-tree" tradition. 5. In the XII century. the production of woven compositions by Prussian (and Scandinavian) masters in the southeastern Baltic region ceases. As a result, it should be recognized that the creation of wicker ornaments in Prussian decorative art is a constant influence of Scandinavian traditions. With the termination of contacts between the population of the northern and southern shores of the Baltic after the Viking Age, attempts by Prussian masters to imitate socially and artistically prestigious Scandinavian ornaments are no longer relevant. Scandinavian motifs in the Prussian artistic tradition (perhaps, with the exception of the methods of plating metal products) disappear. By the way, the same tendency is seen in the example of Prussian derivatives of the Scandinavian militaria.

Текст научной работы на тему «Плетёный орнамент в древностях пруссов»

плетеный орнамент в древностях пруссов

В.И. Кулаков

Институт археологии Российской академии наук Россия, 117036, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19 e-mail: drkulakov@mail .ru Scopus Author ID: 26038228300 SPIN-код: 3764-2260

АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ

В статье впервые в отечественной науке рассматривается один из вариантов прусского орнамента, представленного косицеобразными плетениями . Он появляется на украшениях в VI в . и доживает до финала эпохи викингов . Прусскими мастерами XIV в . плетёный орнамент был уже прочно забыт и отсутствует на их творениях. Проведённый в статье анализ прусского плетёного орнамента позволяет кратко изобразить историю его развития .

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Балтия, эпоха Великого переселения народов, эпоха викингов, пруссы, орнамент .

woven ornament in prussians antiquities

Vladimir Kulakov

Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences Russia, 117036 Moscow, Dm. Ulyanov Street, 19 e-mail: drkulakov@mail .ru

ABSTRACT

For the first time in domestic historical science, the article examines one of the variants of the Prussian ornament represented by braid-like weavings . It appears on jewelry in the 6th century and persists till the end of the Viking era . By the 14th century the Prussian masters fully forgot the braid-like ornament, and it is absent on their artefacts . The analysis of the Prussian woven ornament in the article briefly depicts the history of its development .

KEYWORDS: Baltics, era of the Great Migration of Peoples, Viking Age, Prussians, ornament.

На этапе распада родоплеменных отношений в самых разных уголках нашей планеты, в том числе - на Американском и Африканском континентах возникают орнаменты симметричной композиции. В массив таких орнаментов входит орнамент, составленный из переплетённых на манер косицы полос, в археологическом лексиконе именуется «плетёным» (нем. Bandornament). Плетёный стиль (шведск. Bandstil) возник в североевропейском декоративном искусстве VII-VIII вв. (Karlsson 1983: 102, 103) как деградировавшая форма II Общегерманского звериного стиля, отражающая восприятие жителями севера Европы диалектики окружающего их мира. Позднее, в эпоху викингов плетёный орнамент является результатом слияния элементов стиля Ел-линг и стиля «Большого Зверя» (Сакса 2010: 120), представляя собой в значительной степени стилизованные композиции, возникшие из переплетённых тел зверей/ птиц/людей. Семантически обозначая древнегерман-ские представления о диалектическом единстве окружающего мира, образцы плетёного орнамента уже с Ме-ровингского времени распространялись в виде матриц в различных регионах континента (Werner 1970: 74).

В изучении раннесредневековых древностей Восточной Европы археологи значительно продвинулись в анализе плетёного орнамента, выяснив, в частности, что он был наиболее популярен (во всяком случае -

в Нижнем Поволжье) вместе с циркульным декором на костяных накладках (Флёрова 1998: 91). В балтийской археологии такой орнамент особого внимания археологов не привлекал.

Ранее автором этих строк было выдвинуто предположение о том, что ведущей декоративной композицией западнобалтского искусства I тыс. н.э. является орнаментальная полоса, имевшая несомненно культовое значение преграды воздействию на обладателя орнаментированного предмета враждебных человеку мистических сил (Кулаков 2002: 251).

Примечателен факт обнаружения такого же источника у монгольского плетёного орнамента, восходящего к плетёным застёжкам-завязкам, являющихся «...пожеланием богатства, счастья и благоденствия» (Кочева 2013: 64).

Один из первых в европейской археологии ранне-средневековых образцов плетёного (косицеобразно-го) декора представлен на южной границе прусского племенного ареала на пластинах пальчатых фибул типа Wolfskehlen, причём упомянутый декор считается формой «более или менее стилизированного звериного стиля II» (ШЬе^ 2005: 209). Фибулы упомянутого типа фигурируют в составе погребального инвентаря на могильниках западной части Мазурского Поозерья на завершающем этапе эпохи Великого переселения

Рис. 1 . Подковообразные фибулы вар. Andersson TRA: HRA, обнаруженные на курганном могильнике в уроч. Кауп: 1-5 - погребальный инвентарь кург. Inv. Nr. Prussia-Museum V.170.7971:6 (1 - бронзовая фибула; 2, 3 - бронзовые пряжки; 4 - бронзовый бубенчик; 5 - обломок меча); 6 -бронзовая фибула из кург. К140 (Kulakov, Syrovatko 2006: Abb. 4).

народов. Там же на могильнике Daumen/Tumiany в погр. Da-147 была обнаружена пара лангобардских серебряных с золочением фибул типа Montale-Weimar. На их верхней пластине миндалевидной формы работавший в Подунавье в сер. VI в. златокузнец попытался представить структурно непонятую им плетёную маску зверя, в некоем прототипе представленную в I Общегерманском зверином стиле, что привело к появлению почти полностью бессмысленной фигуры с одним узлом плетения (Hilberg 2009: 236, Abb. 7,19).

Древнейшие образцы плетёного орнамента в земле пруссов известны по находкам серебряных оковок культовых/статусных питьевых рогов, обнаруженных при раскопках погребений второй пол. VII в. на могильнике Neuendorf/Nowinka (gm. Elblqg, Polska) (Кулаков 2017а: 136). Три полосы декора, охватывающие серебряную оковку устья рога, составлены из «косиц», сплетённых из двух лент. Так как аналоги этим артефактам в прусском археологическом материале отсутствуют, можно предположить импортное (скандинавское ?)

происхождение подобных рогов в материале юго-восточной Балтии.

Первыми серийными образцами плетёного орнамента в племенном ареале раннесредневековых пруссов является декор на подковообразных фибулах вар. АпСегввоп ТРА:НРА (рис. 1), датируемые Х в. (СаНввоп 1988: 72).

Такие фибулы производились на Готланде и, возможно, в восточной части Балтии, поступая на Самбию посредством куршей. Плетёный орнамент, украшавший дуги фибул, был изготовлен в восковой форме, после остывания модели углублён резцом. В местах пересечения лент «плетёнки» для создания объёмного эффекта сверлом делались небольшие углубления. Плетёный декор, целиком или частично покрывающий корпус фибул вар. АпСегББОп ТРА:НРА и близких к ним застёжек, имея полную аналогию в упоминавшейся выше привозной в ареал пруссов оковке устья рога из могильника NeuenCorf/Nowinka, мог выполнять мистически охранную функцию, в ежедневном обиходе осуществлявшуюся плетёной лентой (прусск. зашпз1е), по данным исторической этнографии игравшей важную роль в уборе балтов. Однако прусское происхождение такого орнамента хотя бы на некоторых из подковообразных фибулах ещё не доказано.

Рис. 2 . Миндалевидные подвески в древностях печенегов и пруссов: 1 - бронзовая нагрудная подвеска из женского захоронения в Истрии (Румыния); 2 - железная с серебряным покрытием подвеска конского оголовья из погр . У-91 могильника Уг2екар1шБ/Клинцовка-1 (1 - Курта 2013: рис . 6; 2 - Кулаков 1990: табл. 1ХХ) .

Первым образцом собственно прусской версии плетёного декора можно считать налобную подвеску конского оголовья из погр. У-91 могильника УгсекарЫв/ Клинцовка-1 (ныне - западная окраина г. Сгаш/Зеле-ноградск), датируемого сер. Х в. Здесь прусский мастер создал миндалевидную композицию, в центре которой представлены изображения двух сопряжённых фигур (обе заплетены в виде триплетов - рис. 2). Данный предмет напоминает миндалевидные подвески из погребальных уборов женщин печенегов (Курта 2013: 12). Так как подвеска из погр. У-91 не находит прямых аналогий вне Самбии, следует признать её местное происхождение. Мастер этой подвески осуществил плетение

Рис. 3 . Варианты изображений миндалевидных фигур и родственных по значению фигур в древностях Скандинавии и Восточной Европы: 1а, 1б - фрагмент серебряной с чернением фибулы из Ельца (Воронежская обл. ); 2 -медная подвеска (Черниговская обл. ); 3 - медная подвеска (Витебская обл. ); 4 - медная подвеска (Велижский р-н Смоленской обл. (^,1б - Neift, Warmlander, Sholts 2012: fig. 14,b,c; 2-4 - Белецкий 2015: рис . 2, кат. №№ 146, 158, 162).

двух упомянутых фигур (очевидно, имеют некое культовое значение) в рамках скандинавского стиля Еллинг. В пределах этой композиции имеется несколько узлов, что больше никогда не встречается в прусском декоративном искусстве, но вполне характерно для скан-

Рис. 4. Изображение птицы в скандинавском и прусском декоративных традициях: 1 - бронзовая фигурка из Нисимковичей (Гомельская обл . , Беларусь); 2 - бронзовая с серебрением подвеска из погр . Y-10 могильника Yrzekapinis/ Клинцовка-1 (1 - Шпилёв 2009: рис . 2,6; 2 - Kulakov, Markowets 2004: fig. 3,5) .

Рис. 5 . Реконструкции изображений жертвенных птиц на оружии пруссов и скальвов эпохи викингов: 1 - секира из могильника Laptau/Муромское; 2 - погр. 53 могильника Linkuhnen/Ржевское; (1, 2 - реконструкции автора по: La Baume 1941: Abb . 2, 3b) .

динавской художественной традиции. Так, например, известен открытый М. Найссом (Neiß, Wärmländer, Sholts 2012: 164, 166) феномен копирования восточноевропейскими ювелирами Х в. сложной многоузловой композиции в стиле Еллинг, ставшей центральной на некоторых «знаках Рюриковичей» (рис. 3).

Прусским мастерам эта сложная работа, очевидно, не удавалась, поэтому, создавая фигуру первого в истории Европы воинского знака для членов самбийской дружины, местные ювелиры упростили скандинавский образец в виде фигуры сложно заплетённой в стиле Еллинг птицы (рис. 4,1) и на своей реплике пернатой фигуры ограничились лишь одним узлом (рис. 4,2). Правда, этот узел является ведущим в данной фигуре, передавая место соединения плечевых мускулов и крыла кречета, которое обеспечивает мощь его полёта. Даже небалт-ские мастера, украшавшие по определённым причинам (например - заказ от знатного балтского дружинника) свои дорогостоящие изделия воинским прусским знаком, всегда соблюдали правило одного узла (рис. 5).

Также единственный узел присутствует на фигуре божества (?), сопровождаемого двуглавым драконом (рис. 6), являясь, очевидно, балтской версией языческого канона «Один и вороны».

При этом наконечники ножен мечей, на которых представлен балтский вариант «Одина», являются очевидными репликами (правда - довольно далёкими от оригиналов) соответствующих по принадлежности скандинавских изделий.

Имеются случаи взаимовстречаемости в одном погребальном комплексе на накладках к ремням конско-

Рис . 6 . Фигуры мужчины с руками, упёртыми в бока: 1 - Раскоп III могильника Dollkeim/Коврово; 2 - погр. 117 могильника Уг2екар1шБ/Клинцовка-1 (Кулаков 2003: рис . 1) .

го оголовья образцов плетёного декора с одним узлом, имеющего при своей очевидной простоте прусское происхождение (рис. 7,В, К72) и сложных конструктивно многоузелковых фигур, изготовленных в стиле Еллинг скандинавскими резчиками по кости (рис. 7,А-Г,Д).

Очевидно, в нач. XI в., времени создания упомянутых накладок из погр. К39а могильника Малый Кауп, воины Самбии одновременно могли заказать детали убранства своего коня как местным, так обитавшим в округе Каупа скандинавским мастерам. На упомянутом могильнике есть погребальные комплексы, содержащие изделия только прусских мастеров. С одной стороны, эти творе-

ния безвестных резчиков отличаются простотой и угловатостью линий (рис. 7,К34), с другой стороны, из-под их резцов выходили изображения людей (рис. 7,К70), также снабжённые единственным декоративным узлом.

В прусском археологическом материале Х-Х1 вв. редки примеры длительной деятельности скандинавских мастеров. Они известны лишь в материале грунтового могильника ЭоИке^/Коврово и представляют собой серию накладок, в стиле Еллинг изображавших некое насекомое, напоминающее муху. В материалах упомянутого могильника известны минимум три фазы деградации таких накладок (рис. 8,1-3), приходящиеся на кон. Х - нач. XI вв.

Надо полагать, что эти изображения различаются между собой лишь несколькими годами. Современный исследователь скандинавского духовного наследия Ф.Б. Успенский пишет: «...муха, насколько мы можем судить, не имеет здесь (в скандинавским героико-эпическом бестиарии - К.В.) сколько-нибудь самостоятельного статуса, не наделяется она и какими-либо геральдическими функциями в позднейшей традиции» (Успенский 2017: 87). К счастью, московский историк ошибся, детали воинского снаряжения дружинников Самбии дают нам целую серию изображения мухи, сакральный смысл которых вполне допустим. Более того, изображение некоего насекомого на щитовидной подвеске из погр. К34 могильника Малый Кауп (рис. 9, внизу) ранее я считал изображением пчелы, весьма почитавшейся пруссами (Кулаков 2012: 292). Оставляя эту интерпретацию как вариант, многоузловое изображение насекомого из погр. К34 явно относится к продукции скандинавских мастерских и может изображать прото-гераль-дический символ Мухи Победы.

Рис . 7 . Костяные накладки из погр . К-72 и К39а могильника Малый Кауп (Архив ИА РАН; Кулаков 2010): А - одиночные накладки сложных форм; Б - накладки со свастикообразными узлами; В - накладки с косицеобразным орнаментом; Г - накладки с «птицей»; Д - накладки с циркульным орнаментом.

Рис. 8. Накладки из погр. К70 и подвеска из погр . К34 могильника Малый Кауп (Кулаков 2015: рис. 4, 9) .

Прусские плетёные изображения с одним узлом известны не только на Янтарном берегу, но и в Центральной Литве, куда на рубеже Х1-Х11 вв. устремились воины самбийской дружины (Кулаков 1994: 154). На держателе ремня стремени из погр. 64 УегБУа1 балтский мастер

Рис . 9 . Изображения насекомых в прусской торевтике эпохи викингов: А - этапы деградации изображения «мухи победы» на деталях конского снаряжения в погребениях могильника ОоНкет/Коврово: 1 - Оо-344, 2 - Оо-339, 3 - 0о-309; Б -«геральдическая» подвеска из погр. К31 могильника Малый Кауп (А - Кулаков 2017: рис . 4; Б - Кулаков 2012: рис . 6) .

не совсем умело в технике таушировки попытался воссоздать некий скандинавский образец фигурки дракона (?), выполненного первоначально в стиле Еллинг (рис. 10,3,4). Плетёный крест на боковой пластине ступеньки этого стремени также выглядит как не совсем уверенная работа (рис. 10,2). Тем не менее пруссы на финальной стадии эпохи викингов могли наблюдать на стременах своих современников и довольно сложные плетёные фигуры, исполненные, очевидно, иноземными мастерами (рис. 10,5).

Эти мастера оставили довольно значительное количество реплик скандинавского декора, в частности - та-ушированный пламевидный орнамент в стиле Рингери-ке на втулках наконечников копий.

В XIV в., уже под властью администрации Тевтонского Ордена, прусское изобразительное искусство переживает очередной и, к сожалению, последний свой взлёт. Причины этого триумфа западнобалтских изобразительных традиций в Янтарном крае, при формальном господстве христианской идеологии сохранивших свою

Рис. 10 . Реконструкция прусских стремян XI в. и их детали: 1 - Schugsten/Стрелково; 2 - первое стремя из погр . 64 Versvai, Kauno raj. , Lietuva; 3 - держатель ремня второго стремени из погр . 64 Versvai; 4 - держатель ремня первого стремени из погр . 64 Versvai; 5 - Kleinheyde, (1-4 - Кулаков 2002: рис. 6; 5 - Широухов 2012: рис. 5,1) .

традиционную культовую сущность, ещё ждут своих исследователей. Однако важно отметить: плетёный орнамент прусскими мастерами XIV в. был уже прочно забыт и отсутствует на их творениях.

Итак, проведённый в статье анализ прусского плетёного орнамента позволяет таким образом кратко изобразить историю его развития:

1. Первые в древностях пруссов образцы плетёного орнамента представлены на импортных оковках питьевых рогов второй пол. VII в. Несколько ранее такой декор появляется на пальчатых фибулах типа Wolfskehlen на западе Мазур, заселённом одним из балтских племён (галинды ?) - южными соседями пруссов.

2. В древностях Самбии Х в. представлены подковообразные фибулы импортного происхождения, дуги которых украшены косицеобразным декором. Судя по нахождению этих застёжек в скандинавских курганах могильника Кауп, такой орнамент не использовался пруссами.

3. Впервые собственно прусские плетёные изображения (не полосы орнамента, а одиночные фигуры) появляются в сер. Х в. на подвесках конского оголовья. Эти артефакты можно считать первыми воинскими знаками Европы, обозначавшими принадлежность их владельцев к местной дружине. Главный признак прусской «плетёнки», имитировавшей скандинавские фигуры, выполненные в стиле Еллинг - одиночный узел.

4. В XI в. археологический материал Самбии позволяет полагать наличие на Янтарном берегу на финальной стадии эпохи викингов как скандинавских мастеров, изготавливавших изделия с многоузелковой «плетёнкой», так и прусских ювелиров, придерживавшихся в изготовлении плетёных композиций местной «одноузелко-вой» традиции. Как правило, этой традиционной схеме соответствуют одинарные фигуры, такая многократно повторяемая схема выдерживает правило симметрии (в частности - на костяных накладках), тем самым соответствуя общему для многих культур закону «строгой симметрии, регулярного повтора одинаковых узлов и петель» (Соколов, Соколова 2013: 94).

5. В XII в. производство плетёных композиций прусскими (да и скандинавскими) мастерами в юго-восточной Балтии прекращается.

6. Сакральность прусского плетёного орнамента вполне очевидна прежде всего из-за его сохранения в исторической этнографии жителей Янтарного края вплоть до наших дней. Сходный феномен известен у многих народов Евразии, в том числе - у наших соотечественников (Радчук 2017: 6; Елкина 1983: 7).

В итоге следует признать факт возникновения плетёных орнаментов в прусском декоративном искусстве под постоянным влиянием скандинавских традиций начиная с эпохи Меровингов. С прекращением контактов между населением северных и южных берегов Балтии после эпохи викингов попытки прусских мастеров имитировать социально и художественно престижные скандинавские орнаменты уже не были удачными. Скандинавские мотивы в прусской художественной традиции (пожалуй, за исключением приёмов плакировки металлических изделий) исчезают. Кстати, та же тенденция видна и на примере прусских дериватов скандинавской тККапа.

ЛИТЕРАТУРА

Белецкий 2015 - Белецкий С.В. Новые находки геральдических подвесок X-XI вв. // Stratum plus. 201S . № 6. С. 21S-230. Елкина 1983 - Елкина А.К. Исторические и теоретические принципы построения плетеного орнамента // Художественное наследие. № 8 (38) . М. : ВНИИР, 1983 / Электронный ресурс: http://art-con.ru/node/2982 (дата обращения - 09.11.2018) .

Кочева 2013 - Кочева Т.В. О происхождении и особенностях монгольского плетёного орнамента // Вестник Томского государственного университета История 2013 № 4 (24) С 63-67

Кулаков 1988 - Кулаков В.И. Пруссы и восточные славяне // Труды V Международного конгресса славянской археологии. Т. III. М. : Институт археологии АН СССР, 1988. С. 116-124.

Кулаков 1990 - Кулаков В.И. Древности пруссов VI-XIII вв. Свод археологических источников. Вып. Г1-9. М. : Наука, 1990 167 с

Кулаков 1994 - Кулаков В.И. Пруссы (V-XIII вв. ). М. : Геоэко, 1994. 212 с.

Кулаков 2002 - Кулаков В.И. Стилистика и символика прусского орнамента I-XI вв. // Nuo kulto iki simbolio. Senovés baltq kultüra. T. 6. Vilnius: Academia, 2002. С . 248-273.

Кулаков 2003 - Кулаков В.И. Варианты иконографии Одина и Перуна/Перкуно // Российская археология. 2003. № 1. С. 60-71.

Кулаков 2012 - Кулаков В.И. Подвеска с геральдической фигурой из погр . К31 могильника Кляйне Кауп (полуостров Самбия) // Stratum plus . 2012 . № S . С . 287-296.

Кулаков 2015а - Кулаков В.И. Малый Кауп, Коралленберге и Штангенвальде - свидетельства освоения куршами Куршской косы на исходе эпохи викингов // Проблемы изучения и охраны природного и культурного наследия национального парка «Куршская коса». Сборник научных статей . Вып. 11. Калининград: Издательство Балтийского Федерального университета им . И. Канта, 201S . С . 1S7-171 .

Кулаков 2015б - Кулаков В.И. Резная кость могильника Малый Кауп // Пстарычна-археолопчны зборник. Вып. 30 . Минск, 201S . С. 284-292.

Кулаков 2016а - Кулаков В.И. Пруссы эпохи викингов. Жизнь и быт общины Каупа. М. : Книжный мир, 2016 . 3S0 с. Кулаков 2016б - Кулаков В.И. Прусские дериваты скандинавской militaria // Acta militaria mediaevalia. Vol. XII. Krakow; Sanok; Wroctaw: Polska Akademia Umiejçtnosci, 2016. С. 2S-33 .

Кулаков 2017а - Кулаков В.И. Питьевые рога балтов с декорированными деталями // Исторический формат. 2017 . № 1-2 . С . 127-1S0.

Кулаков 2017б - Кулаков В.И. Прусская чеканка по серебру в XI-XIV вв . // Stratum plus. 2017 . № S . С . 247-2S8.

Кулаков 2017в - Кулаков В.И. Басма в искусстве балтов // Res Humanitariae. Vol. XXII. Klaipéda: Klaipédos universitetas, 2017. С . 104-124.

Курта 2013 - Курта Ф. Образ и археология печенегов // Stratum plus . 2013 . № S. С . 1-32.

Радчук 2017 - Радчук Е. Секреты русских народных обрядов, одежды и домашней утвари . М. : Издательские решения, 2017. 82 с.

Сакса 2010 - Сакса А.И. Древняя Карелия в конце I - начале II тысячелетия н . э. Происхождение, история и культура населения летописной Карельской земли . СПб . : Нестор-История, 2010. 400 с.

Соколов, Соколова 2013 - Соколов М.В., Соколова М.С. Декоративно-прикладное искусство . М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 . 9S с.

Успенский 2017 - Успенский Ф.Б. Под Мухой Победы. Конунг Сверрир и его знамя // Polystoi-уа: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. М. : Высшая школа экономики, 2017 . С. 87-108.

Флёрова 1998 - Флёрова В.Е. Орнаментированные костяные изделия Саркела - Белой Вежи: проблемы специализации ремесла // Российская археология. 1998. № 2 . С . 86-99.

Широухов 2012 - Широухов Р.А. Импорты древнерусских типов на территории пруссов в X/XI-XIV вв . // Русь в XI-XII вв . Общество, государство, культура / Редакторы Леонтьев А.Е . , Макаров Н .А. Вологда: Древности Севера, 2012 . С . 386-412. Шпилёв 2009 - Шпилёв А.Г. Украшения круга «скандинавских древностей» из Курской области // Средневековый город Юго-Востока Руси: предпосылки возникновения, эволюция, материальная культура. Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала археологических исследований Гочевского археологического комплекса . Курск: Курский государственный музей археологии, 2009. С . 232-250. Carlsson 1988 - Carlsson A. Vikingatida ringspännen fran Gotland. Text och katalog. Stockholm: Stockholms universitet, 1988. 274 s .

Hilberg 2005 - Hilberg V. Griesheim Grab 400. Die Bügelfibekn der jüngeren Merowingerzeit im Rhein-Main-Gebiet // Reliquiae Gentium . Festschrift für Horst Wolfgang Böhme zum 65 . Geburstag. Teil I. Rahden: Verlag Marie Leidorf GmbH, 2005. S . 195-222. Hilberg 2009 - Hilberg V. Masurische Bügelfibeln. Daumen und Kellaren - Tumiany i Kielary. Bd. 2 . Neümunster: Wachholtz Verlag, 2009 615 s

Karlsson 1983 - Karlsson L. Nordisk form om djurornamentik . Stockkholm: Statens Historiska Museum, 1983. 196 s .

Kulakov, Markowets 2004 - Kulakov V.l., Markowets M.Yi. Birds as Companions of Germanic Gods and Heroes // Acta Archaeologica. T. 75 . Kopenhagen: Blackwell Munksgaard, 2004. S . 179-188.

Kulakov, Syrovatko 2006 - Kulakov V.l., Syrovatko A.S. Horseshoe-shaped Fibulas with cubic Terminals in Scandinavia, the Baltic and the Moscow Region // Archäologisches Korrespondenzblatt. Jg. 36 . H. 4 . Mainz, 2006. S . 591-597.

La Baume 1941 - La Baume W. Zur Technik der Verziehrung ostpreußischer Waffen der Wikingerzeit // Alt-Preußen. 6. Jg. H . 2 . Königsberg: Prussia-Museum, 1941 . S. 22-29.

Neiß, Wärmländer, Sholts 2012 - Neiß M., Wärmländer S., Sholts S. 3D-laserskanning som verktyg vid vikingatidsstudier // Viking . Norsk arkeologisk arbok . B . LXXV. Oslo: Norsk Arkeologisk selskap, 2012 . S . 145-180.

Washburn, Crowe 1970 - Washburn D.K., Crowe D.W. Symmetries of Culture. Theory and Practice of plane pattern Analysis. 3rd printing. University of Washington Press, Seattle WA u . a. , 1998. 243 s.

Werner 1970 - Werner J. Zur Verbreitung frühgeschichtlicher Metallarbeiten (Werkstatt - Wanderhandwerk - Handel -Familienverbindung) // Early Medieval Studies. Vol. 1 . Antikvariskt arkiv. Vol. 38. Stockholm: Bocktyckeri ab Thule, 1970. S. 65-84.

REFERENCES

Beleckij 2015 - Beleckij S.V. Novye nahodki geral'dicheskih podvesok X-XI vv. [New finds of heraldic suspension brackets of the 10-11th centuries], in: Stratum plus, 2015, № 6, pp. 215-230 [in Russian].

Carlsson 1988 - Carlsson A. Vikingatida ringspännen fran Gotland. Text och katalog [Monuments of Vikings on the island of Gotland. Catalog], Stockholm, Stockholms universitet Publ . , 1988, 274 p . [in Swedish].

Elkina 1983 - Elkina A.K. Istoricheskie i teoreticheskie principy postroeniya pletenogo ornamenta [Historical and theoretical principles of creation of a wattled ornament], in: Hudozhestvennoe nasledie [Art heritage], № 8 (38), Moscow, VNIIR Publ. , 1983, Electronic resource: http://art-con.ru/node/2982 (Date of access - 09.11.2018) [in Russian].

Flyorova 1998 - Flyorova V.E. Ornamentirovannye kostyanye izdeliya Sarkela - Beloj Vezhi: problemy specializacii remesla [The ornamented bone products of Sarkel - Belaya Vezha: problems of specialization of craft], in: Rossijskaya arheologiya [Russian archeology], 1998, № 2, pp. 86-99 [in Russian].

Hilberg 2005 - Hilberg V. Griesheim Grab 400. Die Bügelfibekn der jüngeren Merowingerzeit im Rhein-Main-Gebiet [The grave of Griesheim 400. Bone brooches of the early Merovingian time in the Rhine-Main district], in: Reliquiae Gentium . Festschrift für Horst Wolfgang Böhme zum 65 . Geburstag. Teil I, Rahden, Verlag Marie Leidorf GmbH Publ. , 2005, pp . 195-222 [in German].

Hilberg 2009 - Hilberg V. Masurische Bügelfibeln. Daumen und Kellaren - Tumiany i Kielary. Bd. 2 [Masurian brooches. Volume 2], Neümunster, Wachholtz Verlag Publ . , 2009, 615 p . [in German].

Karlsson 1983 - Karlsson L. Nordisk form om djurornamentik [The Scandinavian ornament in the form of animals], Stockkholm, Statens Historiska Museum Publ. , 1983, 196 p . [in Swedish].

Kocheva 2013 - Kocheva T.V. O proiskhozhdenii i osobennostyah mongol'skogo pletyonogo ornamenta [About an origin and features of the Mongolian wattled ornament], in: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of the Tomsk state university. History], 2013, № 4 (24), pp . 63-67 [in Russian].

Kulakov 1988 - Kulakov V.I. Prussy i vostochnye slavyane [Prussa and east Slavs], in: Trudy V Mezhdunarodnogo kongressa slavyanskoj arheologii. T. III [Works V of the International congress of Slavic archeology. Volume III], Moscow, Institut arheologii AN SSSR Publ. , 1988, pp . 116-124 [in Russian].

Kulakov 1990 - Kulakov V.I. Drevnosti prussov VI-XIII vv. Svod arheologicheskih istochnikov. Vyp . G1-9 [Antiquities of pruss of the 6-13th centuries. Arch of archaeological sources . Release of G1-9], Moscow, Nauka Publ . , 1990, 167 p . [in Russian] . Kulakov 1994 - Kulakov V.I. Prussy (V-XIII vv. ) [Prussa (the 5-13th centuries)], Moscow, Geoeko Publ ., 1994, 212 p . [in Russian]. Kulakov 2002 - Kulakov V.I. Stilistika i simvolika prusskogo ornamenta I-XI vv. [Stylistics and symbolics of a Prussian ornament of the 1-11th centuries], in: Nuo kulto iki simbolio. Senovés baltq kultüra . T. 6 [From cult to symbol. Volume 6], Vilnius, Academia Publ . , 2002, pp . 248-273 [in Russian].

Kulakov 2003 - Kulakov V.I. Varianty ikonografii Odina i Peruna/Perkuno [Options of an iconography of Odin and Perun/ Perkuno], in: Rossijskaya arheologiya [Russian archeology], 2003, № 1, pp . 60-71 [in Russian].

Kulakov 2012 - Kulakov V.I. Podveska s geral'dicheskoj figuroj iz pogr. K31 mogil'nika Klyajne Kaup (poluostrov Sambiya) [Suspension bracket with a heraldic figure from погр . Burial ground K31 Klein Kaup (peninsula Sambiya)], in: Stratum plus, 2012, № 5, pp . 287-296 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kulakov 2015a - Kulakov V.I. Malyj Kaup, Korallenberge i Shtangenval'de - svidetel'stva osvoeniya kurshami Kurshskoj kosy na iskhode epohi vikingov [Small Kaup, Korallenberg and Shtangenvalda - the evidence of development of a kurshama of Curonian Spit on an outcome of an era of Vikings], in: Problemy izucheniya i ohrany prirodnogo i kul'turnogo naslediya nacional'nogo parka «Kurshskaya kosa» . Sbornik nauchnyh statej. Vyp . 11 [Problems of studying and protection of natural and cultural heritage of national park Curonian Spit. Collection of scientific articles . Release 11], Kaliningrad, Izdatel'stvo Baltijskogo Federal'nogo universiteta im . I. Kanta Publ. , 2015, pp . 157-171 [in Russian].

Kulakov 2015b - Kulakov V.I. Reznaya kost' mogil'nika Malyj Kaup [Carved bone of a burial ground Small Kaup], in: Gistarychna-arheologichny zbornik . Vyp . 30 [Historical and archaeological collection. Release 30], Minsk, 2015, pp . 284-292 [in Russian]

Kulakov 2016a - Kulakov V.I. Prussy epohi vikingov. Zhizn' i byt obshchiny Kaupa [Old Prussians eras of Vikings . Life and life of a community of Kaup], Moscow, Knizhnyj mir Publ. , 2016, 350 p . [in Russian].

Kulakov 2016b - Kulakov V.I. Prusskie derivaty skandinavskoj militaria [Prussian derivatives of the Scandinavian militaria], in: Acta militaria mediaevalia, Volume XII, Krakow; Sanok; Wroctaw, Polska Akademia Umiej^tnosci Publ . , 2016, pp . 25-33 [in Russian]

Kulakov 2017a - Kulakov V.I. Pit'evye roga baltov s dekorirovannymi detalyami [Baltic drinking horns with decorated details], in: Istoricheskij format [Historical format], 2017, № 1-2, pp . 127-150 [in Russian].

Kulakov 2017 b - Kulakov V.I. Prusskaya chekanka po serebru v XI-XIV vv. [Prussian stamping on silver in the 11-14th centuries], in: Stratum plus, 2017, № 5, pp . 247-258 [in Russian].

Kulakov 2017v - Kulakov V.I. Basma v iskusstve baltov [Basma in art of Balts], in: Res Humanitariae, Volume XXII, Klaipeda, Klaipedos universitetas Publ . , 2017, pp. 104-124 [in Russian].

Kulakov, Markowets 2004 - Kulakov V.I., Markowets M.Yi. Birds as Companions of Germanic Gods and Heroes, in: Acta Archaeologica, Volume 75, Kopenhagen, Blackwell Munksgaard Publ . , 2004, pp . 179-188 [in English].

Kulakov, Syrovatko 2006 - Kulakov V.I., Syrovatko A.S. Horseshoe-shaped Fibulas with cubic Terminals in Scandinavia, the Baltic and the Moscow Region, in: Archäologisches Korrespondenzblatt, Jg. 36, H. 4, Mainz, 2006, pp . 591597 [in English].

Kurta 2013 - Kurta F. Obraz i arheologiya pechenegov [Image and archeology of Pechenegs], in: Stratum plus, 2013, № 5, pp 1-32 [in Russian]

La Baume 1941 - La Baume W. Zur Technik der Verziehrung ostpreußischer Waffen der Wikingerzeit [About technology of destruction of east Prussian weapon of an era of Vikings], in: Alt-Preußen. 6 . Jg . H. 2 [Ancient Prussia . Volume 6 . Part 2], Königsberg, Prussia-Museum Publ. , 1941, pp . 22-29 [in German].

Neiß, Wärmländer, Sholts 2012 - Neiß M., Wärmländer S., Sholts S. 3D-laserskanning som verktyg vid vikingatidsstudier [3D laser scanning as the tool in researches of an era of Vikings], in: Viking. Norsk arkeologisk arbok . B . LXXV [Viking. Norwegian archaeological year-book . Volume LXXV], Oslo, Norsk Arkeologisk selskap Publ . , 2012, pp . 145-180 [in Norwegian].

Radchuk 2017 - Radchuk E. Sekrety russkih narodnyh obryadov, odezhdy i domashnej utvari [Secrets of the Russian national ceremonies, clothes and house utensils], Moscow, Izdatel'skie resheniya Publ. , 2017, 82 p . [in Russian]. Saksa 2010 - Saksa A.I. Drevnyaya Kareliya v konce I - nachale II tysyacheletiya n. e. Proiskhozhdenie, istoriya i kul'tura naseleniya letopisnoj Karel'skoj zemli [Ancient Karelia at the end of I - the beginning of the II millennium AD. Origin, history and culture of the population of the annalistic Karelian earth], St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ . , 2010, 400 p . [in Russian].

Shirouhov 2012 - Shirouhov R.A. Importy drevnerusskih tipov na territorii prussov v H/XI-XIV vv. [Imports of Old Russian types in the territory of pruss in X/XI-XIV of centuries], in: Rus' v XI-XII vv. Obshchestvo, gosudarstvo, kul'tura / Redaktory Leont'ev A. E . , Makarov N. A. [Russia in the 11-12th centuries Society, the state, cultures / Editors Leontyev A.E . , Makarov N.A. ], Vologda, Drevnosti Severa Publ. , 2012, pp . 386-412 [in Russian].

Shpilyov 2009 - Shpilyov A.G. Ukrasheniya kruga «skandinavskih drevnostej» iz Kurskoj oblasti [Decoration of a circle of «the Scandinavian antiquities» from Kursk region], in: Srednevekovyj gorod Yugo-Vostoka Rusi: predposylki vozniknoveniya, evolyuciya, material'naya kul'tura . Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchyonnoj 100-letiyu nachala arheologicheskih issledovanij Gochevskogo arheologicheskogo kompleksa [Medieval city of the Southeast of Russia: emergence prerequisites, evolution, material culture], Kursk, Kurskij gosudarstvennyj muzej arheologii Publ ., 2009, pp . 232-250 [in Russian]. Sokolov, Sokolova 2013 - Sokolov M.V., Sokolova M.S. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Arts and crafts], Moscow, Gumanitarnyj izdatel'skij centr «Vlados» Publ . , 2013, 95 p . [in Russian].

Uspenskij 2017 - Uspenskij F.B. Pod Muhoj Pobedy. Konung Sverrir i ego znamya [Tipsy Victories . Konung Sverrir and his banner], in: Polystorua: Zodchie, konungi, pontifiki v srednevekovoj Evrope [Architects, konungs, pontiffs in medieval Europe], Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki Publ . , 2017, pp . 87-108 [in Russian].

Washburn, Crowe 1970 - Washburn D.K., Crowe D.W. Symmetries of Culture. Theory and Practice of plane pattern Analysis. 3rd printing, University of Washington Press, Seattle WA u. a . , 1998, 243 p . [in English]. Werner 1970 - Werner J. Zur Verbreitung frühgeschichtlicher Metallarbeiten (Werkstatt - Wanderhandwerk - Handel -Familienverbindung) [For distribution of early history of a metalwork (masterful-mobile craft-trade-family relation)], in: Early Medieval Studies, Volume 1, Antikvariskt arkiv, Volume 38, Stockholm, Bocktyckeri ab Thule Publ . , 1970, pp . 65-84 [in German].

Кулаков Владимир Иванович

- Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН (Москва, Россия).

Vladimir Kulakov

- Doctor of Historical Sciences, Leading researcher of Department of Archeology of Migration Period and early Middle Ages of Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences (Kaliningrad, Russia).

E-mail: drkulakov@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.