Научная статья на тему 'Антропоморфные изображения у пруссов'

Антропоморфные изображения у пруссов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
652
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРУССЫ / АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / БАЛТЫ / АРХЕОЛОГИЯ / ИЗОБРАЗИ-ТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / PRUSSIANS / ANTHROPOMORPHIC IMAGES / BALTS / ARCHEOLOGY / VISUAL ARTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кулаков Владимир Иванович

В прусском изобразительном искусстве его творцы решали задачу осознания своего места в окружающем их мире, наполненным, как считалось, различными формами жизни. На земле древней Пруссии сделано к настоящему времени довольно много находок антропоморфных изображений I тыс. н.э. Однако большая их часть связана не с прусской культурой, а с древностями скандинавского происхождения. Северяне, активно осваивая Янтарный берег на исходе I тыс. н.э., принесли в юго-восточную Балтию свою традицию изготовления и использования антропоморфных изображений, имеющую в немалой мере культовый смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropomorphic images in Prussian art

The Prussian visual art creators tried to become aware of their place in the surrounding world, filled, as they thought, with various forms of life. There have been a considerable number of findings of anthropomorphic images dated to the first millennium AD on the lands of Old Prussia. However, most of them are related to Scandinavian culture, not Prussian. Northerners, actively colonizing the Amber Coast at the end of the first millennium AD, brought to the south-eastern Baltic their traditions of manufacturing and the use of anthropomorphic images, which served mainly religious purposes.

Текст научной работы на тему «Антропоморфные изображения у пруссов»

№ 1

2016

УДК 903.2

АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ У ПРУССОВ

В.И. Кулаков

Институт археологии Российской академии наук Россия, 117036, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19 e-mail: drkulakov@mail.ru Scopus Author ID: 26038228300 SPIN-код: 3764-2260

Авторское резюме

В прусском изобразительном искусстве его творцы решали задачу осознания своего места в окружающем их мире, наполненным, как считалось, различными формами жизни. На земле древней Пруссии сделано к настоящему времени довольно много находок антропоморфных изображений I тыс. н.э. Однако большая их часть связана не с прусской культурой, а с древностями скандинавского происхождения. Северяне, активно осваивая Янтарный берег на исходе I тыс. н.э., принесли в юговосточную Балтию свою традицию изготовления и использования антропоморфных изображений, имеющую в немалой мере культовый смысл.

Ключевые слова: пруссы, антропоморфные изображения, балты, археология, изобразительное искусство.

ANTHROPOMORPHIC IMAGES IN PRUSSIAN ART

Vladimir Kulakov

Institute of archeology of the Russian Academy of Sciences 19 The Dmitry Ulyanov Street, Moscow, 117036, Russia e-mail: drkulakov@mail.ru

Abstract

The Prussian visual art creators tried to become aware of their place in the surrounding world, filled, as they thought, with various forms of life. There have been a considerable number of findings of anthropomorphic images dated to the first millennium AD on the lands of Old Prussia. However, most of them are related to Scandinavian culture, not Prussian. Northerners, actively colonizing the Amber Coast at the end of the first millennium AD, brought to the south-eastern Baltic their traditions of manufacturing and the use of anthropomorphic images, which served mainly religious purposes.

Keywords: Prussians, anthropomorphic images, Balts, archeology, visual arts.

* * *

В прусском изобразительном искусстве, как показывают исследования последних лет (Кулаков 2002: 248-273; Смирнова 2002: 275-285), его творцы решали задачу осознания своего места в окружающем их мире, наполненным, как считалось, различными формами жизни. Важную роль в передаче своего видения макро- и микрокосма художник решал через орнамент, который у раннесредневековых прусов украшал, как правило, отдельные зоны или периметр украшаемого предмета

___________________________144___________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2016

(Смирнова 2002: 283, 284). Однако упрощённые детали этого декора не всегда позволяют адекватно интерпретировать семантику определённых композиций. Лишь изображения, представленные на отдельных металлических элементах убора жителей юго-восточной Балтии сер. I тыс. поддаются смысловой «дешифровке». Примером этого могут служить арбалетовидные звериноголовые фибулы эпохи видивариев, являвшиеся свадебными дарами и нёсшие изображение змея - символа плодородия и семейного счастья (Кулаков 2011: 50). Иначе складывается ситуация с антропоморфными изображениями у пруссов.

Рис. 1. Изображение человека на урне из Tykrehnen/Зори (Зеленоградский р-н)

(Okulicz 1973: ryc. 155,a).

_________________________145_____________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2016

Древнейшее изображение человеческой фигуры было обнаружено в кон. XIX в. при раскопках кургана, оставленного в раннем железном веке носителями культуры западнобалтийских курганов на юго-восточной окраине Tykrehnen/Зори (Зеленоградский р-н) (Hollack 1908: 169). Под венчиком фрагментированной биконической урны, снабжённой двучастной ручкой, найденной в Tykrehnen/Зори, представлена практически полностью сохранившаяся фигура человека, представленная при помощи прорезных линий (рис. 1), нанесённых на глину урны до её обжига. Слева от неё на рисунке видны остатки аналогичной (?) фигуры. Аналог этому изображению был найден на таком же биконическом погребальном сосуде на близлежащем курганном могильнике Rantau/Гора Великанов (Зеленоградский р-н) (Grunert 1944: Abb. 4). Выполненные в сходной манере (простейшие фигурки людей и животных, прорезанные по глине до обжига сосудов - рис. 2) известны в северной части ареала так наз. «богачевской» культуры1, охватывавшей западную часть Мазурского Поозерья в раннеримское время (Szymanski 2000: tabl. IV, X, XIV, XVIII).

Рис. 2. Изображения людей на урнах раннего железного века: c, d, e - Kruglanken/Kruglanki, woj. warminsko-mazurskie Polski, b, f - Nikutowen/Nikuty (woj. warminsko-mazurskie Polski) (Gaerte 1929: Abb. 122).

1 Так как адекватное определение этой культуры по сей день отсутствует, её название и в целом существование довольно условны.

146

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2016

Как и в более ранних урнах поморской культуры, рисунки на урнах культуры западнобалтийских курганов и «богачевской» культуры изображения людей у далёких предков эстиев и пруссов были связаны с функцией использования этих сосудов в качестве урн. Возможность преемственности традиции изображения антропоморфных фигур древними обитателями Самбии подтверждается находкой собственно лицевой урны на могильнике Rantau/Заостровье (Hollack 1908: 127). Не исключено, что указанные изображения, представленные на сосудах поморской культуры и западнобалтских культур эпохи раннего железа при помощи различных изобразительных приёмов (пластики и графика), были призваны отображать души (?) людей, прах которых содержался в данных урнах. Эти урны могли восприниматься их изготовителями как дома для душь умерших. Данный вывод подтверждается находкой под венчиком одной из биконических урн изображения дома с двухскатной крышей. Эта находка, сделанная на курганном могильнике Craam/Грачёвка (Зеленоградский р-н) в нач. ХХ в., как и сосуд из Tykrehnen/Зори, отнесена к средней фазе эпохи Латена (III-II вв. до н.э.) (Stadie 1919: 388, 389).

Рис. 3. Комплекс вооружения и оголовье коня из «княжеского» захоронения в кург. 2 могильника Swajzaria, woj. warminsko-mazurskie Polski (Кулаков 2012: рис. 200).

147

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

С эпохи Великого переселения народов изображения людей в прусском искусстве заметно увеличивается. Этот феномен можно связать как с изменениями в местном культе, так и с влиянием иноэтничныих традиций (на тот же культ и на связанное с ним искусство). Примером реализации таких влияний может служить изображение мужской головы на наноснике конского оголовья (рис. 3) из «княжеского» захоронения в кург 2 могильника Szwajzaria (woj. warminsko-mazurskie Polski), рсположенного в южной зоне распространения западных балтов. Датируемое фазой С2, это изображение восходит к перенятой германцами кельтской по своему происхождению традиции жертвоприношения мужской головы (Кулаков 2012: 206) и явно не связано с традициями западных балтов. Различные стороны археологии Мазурского Поозерья, в том числе - распространение на его просторах германских культовых традиций, свидетельствуют в пользу того, что южная часть западнобалтского ареала в римское время была чресполосно занята группами древних германцев (Kulakov 2011: 54-56).

Рис. 4. Инвентарь погр. 324 могильника Mingfen/Mietkie (woj. warminsko-mazurskie Polski) (Gaerte 1929: 319; Кулаков 1990: рис. 12,3).

_________________________148____________

№ 1

2016

Изображения головы мужчины на круглой фибуле из погр. 324 грунтового могильника Mingfen/Mi^tkie-I (woj. warminsko-mazurskie Polski) сер. I тыс. н.э. (рис. 4) указывают на присутствие в искусстве западных балтов византийского влияний. Эта фибула, найденная в урне вместе с бронзовой прямоугольной накладкой, украшенной по периметру псевдо-жемчужным орнаментом и куском бронзы, в своём центре имела тонкий бронзовый лист с рельефным изображением мужского лица анфас. Ф.Е. Пайсер, исследуя эту фибулу в нач. ХХ в., пришёл к выводу о том, что изображение на ней скопировано с монеты Императора Юстиниана I (путём изготовления басменной копии-?), что позволяет датировать фибулу 40-годами VI в. (Peiser 1919: 374).

Рис. 5. Фигуры мужчины с руками, упёртыми в бока: 1 - Раскоп III могильника Dollkeim/Коврово (Зеленоградский р-н); 2 - погр. 117 могильника Yrzekapinis/Клинцовка-1 (Зеленоградский р-н); 3 - погр. 94 могильника Zasinas (Siliale raj., Lietuva); 4 - Lindby (Scone, Sverige); 5 - Schwedt-an-Oder (Deutschland); 6, 7 - г. Новгород Великий (Кулаков 2003: рис. 1).

149

№ 1

2016

В эпоху Великого переселения народов на Самбии известны изображения мужских (?) фигур с согнутыми в локтях и упёртыми в бока руками (рис. 5). Эти фигуры представлены на двух сторонах подвески, обнаруженной в культурном слое грунтового могильника Dollkeim/Коврово (Зеленоградский р-н) и относимой к указанной эпохи по близлежащим погребальным комплексам. Как показывает массив аналогий этой форме представления (кстати, как и более ранние фигурки -выполненной графическим путём), таким образом представляли фигуры людей мастера из славянского мира (рис. 5,4-7).

Рис. 6. Басменные изображения мужских фигур: 1 - накладка на четверик из погр. 334 могильника Stantau/Митино (Гурьевский р-н); 1а - фигура воина из накладки 1; 4 -накладка луки седла из погр. 334 могильника Stantau/Митино; 2, 3 - накладки на рукояти спат (?) из погр. 1 и 4 могильника Warnikam/Первомайское (Багратионовский р-н) (Казанский, Мастыкова 2013: рис. 1).

150

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

Значительный интерес представляют найденные сравнительно недавно на могильнике Stantau/Митино (Гурьевский р-н) серебряные накладки на четверик конского оголовья и на луку седла (рис. 6) из погр. 335. М.М. Казанский и А.В. Мастыкова считают эти накладки результатом влияния «скандинавской «воинской» культуры, очевидно, времени около сер. VI в. (Казанский, Мастыкова 2013: 99, 109). К.Н. Скворцов, опубликовавший под р м едакцией А.В. Мастыковой материал могильника Stantau/Митино, не более конкретен в своих выводах относительно множественных оттисков изображения человеческой фигуры: «...общий вид

фигурок воинов с нашей пластины напоминает иконографию северогерманских брактеатов эпохи Великого переселения народов» (Скворцов 2010: 166). Учитывая крайнюю схематичность оттисков миниатюрного пуансона, весьма трудно интерпретировать детали этого интереснейшего изображения. Так, в поднятой вверх левой руке воина автор публикации видит или пальцы, или топор (Скворцов 2012: 166). На самом деле при осмотре увеличенного оттиска пунсона видно (рис. 6,1а), что в левой руке воин держит предмет, являющийся стилизованной моделью гребня. Поднеся его к своей голове с гипертрофированно показанными длинными волосами, воин из Stantau/Митино становится в позу, аналогичную позе германского воина, представленного на надгробии из Niederdollendorf/Rhein (ок. 650 г. н.э.) (Ament 1980: 54). Свою левую руку этот воин держит на скрамасаксе. Таким образом, оба воина, изображённые на обкладке луки седла и на надгробии, одной рукой сжимают своё оружие, а другой причёсываются. Известен факт важной роли причёски в статусном обозначении германского воина (римское время - различные волосяные узлы типа skuft, в эпоху Меровингов - длинные волосы как показатель знатности происхождения).

Если изображения воина из Stantau/Митино предположительно германского происхождения, то тем более представленные в I Общегерманском зверином стиле декоративные серебряные пластины, происходящие из погр. 1 и 4 могильника Warnikam/Первомайское (Багратионовский р-н), и несущие также стилизованные изображения людей (рис. 6,3,4), имеют аналогичный этно-культурный источник. Европейская археология традиционно относит эти памятники древнегерманского декоративного искусства ко времени ок. 500-550 гг. (Capelle, Vierck 1975: 118).

Более поздним артефактом, несущем множественные изображения человеческих фигур, является так наз. «кольцо из Штробьенен» (Ring von Strebjehnen), случайно найденное в 1798 г. на пашне в окрестностях упомянутого селения (ныне - Куликово, Зеленоградский р-н) на севере Самбии. «Одежда прусских всадников, изображённых на «кольце», представляет собой рубах, заправленную в короткие штаны, перетянутые в талии поясом.» (Кулаков, 1991: 128). Особенности изображений на «кольце» из Штробьенен (прежде всего -изображение сустава ноги коня в виде полукруга с точкой) указывают на то, что этот золотой браслет изготовлен аварским мастером на рубеже VII-VIII вв. по заказу прусса и отображает, возможно, некое реально происшедшее, но ко времени изготовления «кольца» довольно мифологизированное событие (Kulakov 1994: 208210). В сущности, эта находка является первым артефактом, на котором, как можно с долей уверенности предполагать, изображены собственно пруссы (Кулаков 1991:

____________________________151__________

№1 _______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

128). В правой части композиции за всадником, одним из участников поединка (это -главная сцена, изображённая на «кольце», поединок всадников реконструируется по тексту Симона Грунау) показан едущий на волке старик (рис. 7). Левого всадника окружают странное двухголовое существо (божество-?), лучник с двумя аварскими косицами и «человек-рыба» (его левая нога кончается плавником) с такими же косицами (рис. 7а). Новейший исследователь «кольца» македонский коллега Николай Чаусидис видит в этой композиции славяно-дунайского происхождения некий космологический смысл, при этом не отрицая возможность и предложенной мною интерпретации (Чаусидис 2012: 15).

Рис. 7. Фигурка правого всадника с кольца из Strobjehnen/Куликово (Зеленоградский р-н) (1, 3 - ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № Б-з-396; 3 - Кулаков 2003: рис. 60).

152

№1_______________________ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ______________________2016

Рис. 7а. Фигурка левого всадника с кольца из Strobjehnen/Куликово (Зеленоградский р-н)

(1, 3 - ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № Б-з-396; 3 - Кулаков 2003: рис. 60).

Непосредственным творением прусских мастеров следует считать лишь изображения женской и детских (?) фигур, найденных в июле 2013 г. на могильнике Kl. Kaup (г. Зеленоградск). Судя по условиям своего обнаружения в нижнем ярусе погр. К70, несшие эти изображения костяные накладки располагались по гребню центральной части передней (?) луки деревянного седла и крепились к ней при помощи железных гвоздиков длиной ок. 1 см. С течением времени этот крепёж коррозировал и привёл к разрушению прилежащих участков накладок. Самая крупная из них, имеющая разм. 5,5 х 3,7 см, на своей лицевой стороне несла прорезанное резцом с П-образной режущей кромкой фронтальное изображение женщины (рис. 8, в центре). Женщина обращена к реципиенту лицом, её согнутые в локтях руки подняты вверх, причём у правой руки видны несколько пальцев. Женщина одета в длинное, расклёшенное книзу платье, из-под подола которого проглядывают две её ноги, намеченные циркульным орнаментом. Им же заполнен фон фигуры. Рядом с этой накладкой была обнаружена другая накладка, к

_____________________________153___________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2016

сожалению - фрагментированная. Её сохранившаяся часть, имеющая разм. 2,5 х 5 см, представляет собой некую фигуру, как бы закутанную в подобие распашной бурки (рис. 8, справа) с косо вырезанным воротом. В этнографической одежде поляков изредка встречаются подобного рода одежда, изготовлявшаяся для зим из войлока, обшитого ко краю тесьмой. Наконец, в комплексе накладок из погр. К70 была найдена ещё одна, однотипная описанной выше. Эта накладка также фрагментирована, имеет разм. 2 х 3,6 см (рис. 8, слева). На представленной здесь фигуре вдоль вертикальной кромки «бурки» показаны две группы рисок, каждая из которых состоит из 5-и коротких полосок. Они, вероятно, призваны отображать пальцы рук, которыми одетый в «бурку» персонаж удерживает её в запахнутом состоянии. У нижнего края «бурки» двумя крупами циркульного орнамента показаны ноги персонажа. К сожалению, головы двух персонажей, одетых в «бурки», не сохранились из-за феномена коррозирования железных гвоздей, которыми в их районе накладки крепились к деревянному массиву седла. С очень большой осторожностью можно полагать, что на описанных накладках была изображена женщина и двое детей. На последнее указывает небольшая длина накладок, явно бывших короче центральной.

Рис. 8. Изображение людей на накладках на луку седла из погр. К70 могильника Kl. Kaup

(г. Зеленоградск) (Архив ИА РАН 2013).

_______________________________154____________

№ 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ 2016

Рис. 9. Фрагмент фигурки Бога Тора, случайно найденный у Michelau/Каменка (Зеленоградский р-н) (Skvorcov 2012: fig. 2).

По своим композиционным и иконографическим признакам они не находят аналогий в искусстве народов Европы эпохи викингов. Упомянутые фигурки имеют, скорее всего, культовое значение. Этот вывод подчёркивается находкой изображений из Kl. Kaup в составе инвентаря погребения Х в.

Фрагмент бронзовой фигурки бога Тора (характерно для повелителя молний держит рукой бороду), случайно обнаруженной в распашке (?) у Michelau/Каменка (Зеленоградский р-н) связан с северной традицией. Этот иконографический вариант изображений реализуется только на скандинавском материале эпохи викингов. В различных пунктах севера Европы известны трёхмерные изображения лысого или с приглаженными волосами человека, сидящего или «в позе Будды» (санскр. «свастикасана»), или на стуле. Обеими руками мужчина держится за бороду, причём в ряде случаев она разделена на две пряди. На фигурке из Чёрной Могилы, входящий в описываемый иконографический ряд, изображён широкий пояс с некими роскошными накладками. Т.А. Пушкина и эту фигурку, и остальные сходные с ней по её специфическим признакам изображения правомерно атрибутировала как фигурки Бога Тора с его волшебными атрибутами - с бородой и

___________________________155__________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

с Поясом Силы (Пушкина 1984: 86, 87). На находке из Michelau/Каменка он, кажется, тоже слабо заметен. Определение Т.А. Пушкиной выглядит справедливым. Оно ещё более укрепилось после обнаружения в 2003 г. на поселении Гнёздово роговой фигурки стоящего мужчины в шлеме, держащегося двумя руками за длинную бороду. Эта фигурка также бесспорно принадлежит Тору (Murasheva 2007: 99). Как правило, жители Земли изображают своих богов с атрибутами их сакрального могущества и в позах, ему соответствующих. Таким образом, и поза Тора на его фигурках показывает зрителю жест Повелителя молний, отражающий его мощь. Очевидно, волосы божества являются её средоточием, что, кстати, прекрасно отразил в сказке о царе Салтане А.С. Пушкин.

Рис. 10. Изображения мужчины с воздетыми вверх руками: 1-3 - Mikulcize (Morava, Czech); 4 - лицевая сторона каменного изваяния из Mozgowo-Laseczno (woj. warminsko-mazurskie Polski); 4а - правая сторона каменного изваяния из Mozgowo-Laseczno; 5 - фигура Св. Олафа на чаше для св. воды Домского собора (Konigsbergl Калининград) (Кулаков 2003: рис. 2).

156

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

Вне рамок этой статьи остались каменные изваяния раннесредневековых пруссов, которые заслуживают отдельного и вполне конкретного исследования. Для нашей же темы эти изваяния представляют лишь опосредованный интерес. Дело в том, что воздвигнутые на культовых границах земли пруссов в эпоху, последовавшую за движением викингов, в хронологический отрезок, называвшийся немецкими археологами spatheidnische Zeit (XII-XIII вв.) (Кулаков 1994: 21), эти изваяния имели сугубо специфическую форму. Она зависела не от навыков и/или таланта прусского мастера-камнереза, а от естественной формы валуна. Поэтому в чистом виде «антропоморфными» эти изваяния считать, пожалуй, нельзя. Тем не менее одна из этих фигур - изваяние из Mozgowo-Laseczno (woj. warminsko-mazurskie Polski) привлекается в данной статье. Дело в том, что на правом боку этого изваяния графически представлена мужская фигура с расставленными в стороны руками. При этом в правой руке этот муж держит молот, в левой - меч-?) (рис. 10,4). Привлечение иконографического материала из различных пунктов Европы (рис. 10,1-3,5) позволяет определить изображение, вырезанное на боку гранитного изваяния из Mozgowo-Laseczno как плоскостную фигурку прусского Бога Перкуно (Кулаков 2003а: 66-68).

Рис. 11. Две бронзовые накладки из Ostpreussen (Museum: PM «kleine» Nr 16230, Pr 6109).

_____________157____________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

Антропоморфные изображения несут бронзовые пластины с умбоном в центре, хранящиеся ныне в фонде «Prussia-Museum» Музея до- и ранней истории (Берлин). Ранее эти находки находились в фондах Prussia-Museum (Konigsberg, Prow. Ost-Preufien), место их находки неизвестно и определяется как в целом «Ost-Preufien» (рис. 11). Пользуясь случаем, выражаю свою глубокую признательность сотрудникам указанного музея за возможность ознакомиться с этими находками и опубликовать их. Обе пластины имеют стандартный параметр, изготовлены отливкой по восковой матрице в виде квадрата разм. 6 х 6 см, толщиной 1 мм, в центре имеют по одному умбону диам. ок. 2 см, высотой 1,7 см. Пластины разнятся степенью своей сохранности. Находка № 6230 имеет утраченный (отломанный) угол, вторая накладка № Pr 6109 обладает практически полной сохранностью. Обе накладки сохранили патину, имеющую термальное (?) происхождение. Возможно, эту патину они обрели в результате событий 1945 г. Обе накладки по своим углам имеют 4отверстия диам. ок. 1,5 мм и такие же отверстия в своей центральной части, вокруг умбона. В каждой из накладок по их периметру прослеживаются ещё по одному отверстию, появившемуся, видимо, в результате починки накладок. Декор на накладках стандартный и описывается суммарно. В каждом из четырёх углов накладок присутствует мужская маска с волосами, зачёсанными на лоб и с раздвоенной бородой. На оборотной стороне накладки № 6230 видны следы налепов, оставленных при формовке этих масок на основной восковой матрице (рис. 11). Пространство между масками на поле лицевых сторон накладок занимает гравированное изображение процветшего креста, сдвоенные мачты которого у своих оснований перехвачены поперечными тяжами. Поле накладок вне плоскости креста заполнено следами точечных ударов игловидного керна.

Не зная места и обстоятельств этих находок, не обладая информацией о памятнике археологии и комплексе, с которыми они связаны, делать выводы об их дате, принадлежности и, тем более, о семантике изображений, на накладках представленных, невозможно. Можно лиши предполагать, что изображения на этих интереснейших предметах относятся к стилю Маммен, могут датироваться эпохой викингов (Х в.-?) и, соответственно, не являются творением прусских мастеров. Напротив, мотив мужской головы, характерной для кельтского искусства раннеримского времени, пережил своеобразное возрождение в североевропейской среде эпохи викингов и нашёл прочное место в наборе деталей убора скандинавских женщин (Кулаков 2012: 211). Правда, в нашем случае мужские головы представлены не на украшениях, а на накладках, покрывавших, скорее всего, некий крупногабаритный предмет (например - сундук).

В 2004 г. при новостроечных работах на грунтовом могильнике Goytehnen/Геройское (Зеленоградский р-н) Н. Зубарев в культурном слое могильника обнаружил два бронзовых предмета с человеческими масками (рис. 12). Не являясь специалистом по археологии пруссов, раскопщик обозначил эти предметы как «два бронзовых распределителя ремней оголовья, происходящих из одного комплекса» (Нигматулин, Бакланова и др. 2005: 60). Спеша завершить раскопки, их автор мог просто не заметить остатки железных удил, от которых на овальных отверстиях в штангах остались следы железной окалины (рис. 12). К

____________________________158__________

№1 ______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2016

сожалению, полевой отчёт Н. Зубаревым об этих раскопках не сдан даже в нач. 2016 г., поэтому более развёрнутой информации об этих уникальных для раннесредневековой Балтии находках научное сообщество не располагает.

Рис. 12. Штанги удил из культурного слоя могильника Goytehnen/Геройское (Нигматулин, Бакланова и др. 2005: рис. 8).

Подводя итог по теме, рассмотренной в статье, можно сделать вывод о том, что на земле древней Пруссии сделано к настоящему времени довольно много находок антропоморфных изображений I тыс. н.э. Однако большая их часть связана не с прусской культурой, а с древностями скандинавского происхождения. Северяне, активно осваивая Янтарный берег на исходе I тыс. н.э., принесли в юго-восточную Балтию свою традицию изготовления и использования антропоморфных изображений, имеющую в немалой мере культовый смысл.

159

№1 ____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _________________________________2016

ЛИТЕРАТУРА

Архив ИА РАН 2013 - Архив ИА РАН. Кулаков В.И. Отчёт о работе Балтийского отряда ИА РАН. 2013.

Казанский, Мастыкова 2013 - Казанский М.М., Мастыкова А.В. О морских контактах эстиев в эпоху Великого переселения народов // Археология Балтийского региона, М.; СПб., 2013. С. 97-111.

Кулаков 1990 - Кулаков В.И. Могильники западной части Мазурского Поозерья конца V -начала VIII вв. по материалам раскопок 1878-1938 гг. // Barbaricum-1989. Warszawa, 1990. С. 148-273.

Кулаков 1994 - Кулаков В.И. Пруссы (V-XIII вв.). М., 1994.

Кулаков 2002 - Кулаков В.И. Стилистика и символика прусского орнамента I-XI вв. // Nuo kulto iki simbolio. Senoves baltq kultura. Vilnius, 2002. С. 248-273.

Кулаков 2003а - Кулаков В.И. Варианты иконографии Одина и Перуна/Перкуно // Российская археология. 2003. № 1. С. 60-71.

Кулаков 20036 - Кулаков В.И. История Пруссии до 1283 г. М., 2003.

Кулаков 2011 - Кулаков В.И. Декоративное искусство Янтарного края. Орнамент фибул V-VII вв. Saarbrucken, 2011.

Кулаков 2012 - Кулаков В.И. Неманский янтарный путь в эпоху викингов. Калининград, 2012.

Нигматулин, Бакланова и др. 2005 - Нигматулин Р.А., Бакланова Л.А., Калашников Е.А., Зубарёв Н.В., Пузакова Г.С., Радюш О.А., Смирнова М.Е. Работы Деснинской экспедиции на территории Калининградской области // Археологические открытия 2004 года. М., 2005. С. 59-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пушкина 1984 - Пушкина Т.А. Бронзовый идол из Чёрной Могилы // Вестник Московского университета. 1984. Серия 8. История. № 3. С. 86-90.

Скворцов 2010 - Скворцов К.Н. Могильник Митино V-XIV вв. (Калининградская область). По результатам исследований 2008 г. Часть первая. М., 2010.

Смирнова 2002 - Смирнова М.Е. Орнамент на погребальных украшениях населения междуречья рр. Ногаты и Деймы // Nuo kulto iki simbolio. Senoves baltq kultura. Vilnius, 2002. С. 248273.

Чаусидис 2012 - Чаусидис Н. Кольцо из Штробьенен. Иконографический и семиотический анализ // Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и Великого переселения народов. Конференция 3. Тула, 2012. С. 1-24.

Ament 1980 - Ament H. Die germanischen Stamme // Wilson D.M. Kulturen im Norden. Die Welt dеr Germanen, Kelten und Slawen 400-1000 n. Chr. Munchen, 1980.

Capelle, Vierck 1975 - Capelle T., Vierck H. Weitere Modeln der Merowinger- und Wikingerzeit // Fruhmittelalterliche Studien. Bd. 9. Berlin; New York, 1975.

Gaerte 1929 - Gaerte W. Urgeschichte OstpreuBens. Konigsberg, 1929.

Grunert 1944 - Grunert W. Von Hunenberg bei Rantau // Alt-Preufien. 1944. 9. Jg., H. И. S. 20-27.

Hollack 1908 - Hollack E. Erlauterungen zur vorgeschichtlichen Ubersichtskarte von Ostpreussen. Glogau; Berlin, 1908.

Kulakov 1994 - Kulakov W.I. Der Goldreif von Strobjehnen und seine Bedeutung im Beziehungengeflecht von Prussen und Steppenvolkern // Acta Praehistorica et Archaeologica. 1994. Bd. 26/27. Berlin, 1994/95. S. 204-212.

Kulakov 2011 - Kulakov W. Water sacrifices in the country of the Prussians (a code of data) // Slavia Antiqua. T. LII. 2011. S. 33-58.

Murasheva 2007 - Murasheva V. Scandinavian God 'idol' from G^zdovo // Cultural interaction between east and west. Archaeology, artefacts and human contacts in northern Europe. Stockholm, 2007. S. 97-100.

Museum - Museum fur Vor- und Fruhgeschichte. Berlin. Prussia Museum (Magazine).

Okulicz 1973 - Okulicz J. Pradzieje ziem pruskich od poznego paleolitu do VII w. n.e. Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk, 1973.

Peiser 1919 - Peiser F.E. Eine byzantische Scheibenfibel // Prussia. H. 23. II. Teil; Konigsberg, 1919. S.

373-376.

160

№1 ______________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________________________2016

Skvorcov 2012 - Skvorcov K. Reflection of Prussian's religious beliefs in small sculpture plastic of the Late Iron Age // Sacred Landscapes in the Baltic Sea Region. Kaliningrad, 2012.

Stadie 1919 - Stadie K. Hugelgraberfunde von Craam, Kr. Fischhausen // Prussia. H. 23. II. Teil; Konigsberg, 1919. S. 381-389.

Szymanski 2000 - Szymanski P. Ceramika z cmentarzysk kultury bogaczewskiej. Proba analizy na podztawie wybranych materialow // Barbaricum. T. 6. Warszawa, 2000. S. 109-201.

REFERENCES

Ament 1980 - Ament H. Die germanischen Stamme [German trunks], in: Wilson D.M. Kulturen im Norden. Die Welt der Germanen, Kelten und Slawen 400-1000 n. Chr. [Wilson D.M. Cultures in the north. The world of Germans, Celts and Slavs in 400-1000 AD.], Munchen, 1980 [in German].

Arhiv IA RAN 2013 - Arhiv IA RAN. Kulakov V.I. Otchjot o rabote Baltijskogo otrjada IA RAN [Archive of Institute of archeology of the Russian Academy of Sciences. Kulakov V.I. Report on work of the Baltic group of Institute of archeology of the Russian Academy of Sciences], 2013 [in Russian].

Capelle, Vierck 1975 - Capelle T., Vierck H. Weitere Modeln der Merowinger- und Wikingerzeit [Following models of time of Meroving and Vikings], in: Fruhmittelalterliche Studien. Bd. 9 [Early medieval researches. Volume 9], Berlin; New York, 1975 [in German].

Chausidis 2012 - Chausidis N. Kol’co iz Shtrob’enen. Ikonograficheskij i semioticheskij analiz [Ring from Shtrobyenen. Iconographic and semiotics analysis], in: Lesnaja i lesostepnaja zony Vostochnoj Evropy v jepohi rimskih vlijanij i Velikogo pereselenija narodov. Konferencija 3 [Forest and forest-steppe zones of Eastern Europe during eras of the Roman influences and Great resettlement of the people. Conference 3], Tula, 2012, pp. 1-24 [in Russian].

Gaerte 1929 - Gaerte W. Urgeschichte OstpreuBens [History of primitive society of East Prussia], Konigsberg, 1929 [in German].

Grunert 1944 - Grunert W. Von Hunenberg bei Rantau [From the mountain of the athlete at Rantau], in: Alt-Preufien [Old Prussians], 1944, 9, Jg., H, У2, pp. 20-27 [in German].

Hollack 1908 - Hollack E. Erlauterungen zur vorgeschichtlichen Ubersichtskarte von Ostpreussen [Comments to the prehistoric survey map of East Prussia], Glogau; Berlin, 1908 [in German].

Kazanskij, Mastykova 2013 - Kazanskij M.M., Mastykova A.V. O morskih kontaktah jestiev v jepohu Velikogo pereselenija narodov [About sea contacts estiyev during an era of Great resettlement of the people], in: Arheologija Baltijskogo regiona [Archeology of the Baltic region], Moscow; St. Petersburg, 2013, pp. 97111 [in Russian].

Kulakov 1990 - Kulakov V.I. Mogil’niki zapadnoj chasti Mazurskogo Poozer’ja konca V - nachala VIII vv. po materialam raskopok 1878-1938 gg. [Burial grounds of the western part of Mazursky Poozerya of the end of V - the beginning of the 8th centuries on materials of excavation of 1878-1938], in: Barbaricum-1989 [Barbaricum-1989], Warszawa, 1990, pp. 148-273 [in Russian].

Kulakov 1994 - Kulakov V.I. Prussy (V-XIII vv.) [Old Prussians (the V-XIIIth centuries)], Moscow, 1994 [in Russian].

Kulakov 1994 - Kulakov W.I. Der Goldreif von Strobjehnen und seine Bedeutung im Beziehungengeflecht von Prussen und Steppenvolkern [The Golden Ring Strobjehnen and its value in a relational texture of Prussians and the steppe people], in: Acta Praehistorica et Archaeologica [Researches on a doistoriya and archeology], 1994, Bd. 26/27, Berlin, 1994/95, pp. 204-212 [in German].

Kulakov 2002 - Kulakov V.I. Stilistika i simvolika prusskogo ornamenta I-XI vv. [Stylistics and symbolics of a Prussian ornament of the I-XIth centuries], in: Nuo kulto iki simbolio. Senoves baltq kultura [From a cult to a symbol. Ancient Baltic culture], Vilnius, 2002, pp. 248-273.

Kulakov 2003a - Kulakov V.I. Varianty ikonografii Odina i Peruna/Perkuno [Options of an iconography of Odin and Peruna/Perkuno], in: Rossijskaja arheologija [Russian archeology], 2003, № 1, pp. 60-71 [in Russian].

Kulakov 2003b - Kulakov V.I. Istorija Prussii do 1283 g. [History of Prussia till 1283], Moscow, 2003 [in Russian].

161

№1 ______________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________________________2016

Kulakov 2011 - Kulakov V.I. Dekorativnoe iskusstvo Jantarnogo kraja. Ornament fibul V-VII vv. [Decorative art of the Amber land. Ornament fibul V-VIIth centuries], Saarbrucken, 2011 [in Russian].

Kulakov 2011 - Kulakov W. Water sacrifices in the country of the Prussians (a code of data), in: Slavia Antiqua, T. LII, 2011, pp. 33-58 [in English].

Kulakov 2012 - Kulakov V.I. Nemanskij jantarnyj put’ v jepohu vikingov [Neman amber way to an era of Vikings], Kaliningrad, 2012 [in Russian].

Murasheva 2007 - Murasheva V. Scandinavian God 'idol' from G^zdovo, in: Cultural interaction between east and west. Archaeology, artefacts and human contacts in northern Europe, Stockholm, 2007, pp. 97-100 [in English].

Museum - Museum fur Vor- und Fruhgeschichte. Berlin. Prussia Museum (Magazine) [The museum - the museum for background and early history. Berlin. Prussia museum (magazines)] [in German].

Nigmatulin, Baklanova i dr. 2005 - Nigmatulin R.A., Baklanova L.A., Kalashnikov E.A., Zubarjov N.V., Puzakova G.S., Radjush O.A., Smirnova M.E. Raboty Desninskoj jekspedicii na territorii Kaliningradskoj oblasti [Works of Desninsky expedition in the territory of the Kaliningrad region], in: Arheologicheskie otkrytija 2004 goda [Archaeological opening of 2004], Moscow, 2005, pp. 59-61 [in Russian].

Okulicz 1973 - Okulicz J. Pradzieje ziem pruskich od poznego paleolitu do VII w. n.e. [The earth of Prussians from a late paleolith till the VIIth century AD.], Wroclaw; Warszawa; Krakow; Gdansk, 1973 [in Polish].

Peiser 1919 - Peiser F.E. Eine byzantische Scheibenfibel [Byzantine glass], in: Prussia [Prussia], H. 23, II, Teil; Konigsberg, 1919, pp. 373-376 [in German].

Pushkina 1984 - Pushkina T.A. Bronzovyj idol iz Chjornoj Mogily [Bronze idol from the Black Grave], in: Vestnik Moskovskogo universiteta. 1984. Serija 8. Istorija. № 3 [Bulletin of the Moscow university. 1984. Series 8. History. № 3], pp. 86-90 [in Russian].

Skvorcov 2010 - Skvorcov K.N. Mogil’nik Mitino V-XIV vv. (Kaliningradskaja oblast’). Po rezul’tatam issledovanij 2008 g. Chast’ pervaja [Burial ground of Mitino V-XIVth centuries (Kaliningrad region). By results of researches of 2008. Part one], Moscow, 2010 [in Russian].

Skvorcov 2012 - Skvorcov K. Reflection of Prussian's religious beliefs in small sculpture plastic of the Late Iron Age, in: Sacred Landscapes in the Baltic Sea Region, Kaliningrad, 2012 [in English].

Smirnova 2002 - Smirnova M.E. Ornament na pogrebal’nyh ukrashenijah naselenija mezhdurech’ja rr. Nogaty i Dejmy [Ornament on funeral jewelry of the population of Entre Rios rr. Nogata and Deyma], in: Nuo kulto iki simbolio. Senoves baltq kultura [From a cult to a symbol. Ancient Baltic culture], Vilnius, 2002, pp. 248-273 [in Russian].

Stadie 1919 - Stadie K. Hugelgraberfunde von Craam, Kr. Fischhausen [Finds of barrows of Craam, krone. Fish Hauzen], in: Prussia [Prussia], H. 23, II, Teil; Konigsberg, 1919, pp. 381-389 [in German].

Szymanski 2000 - Szymanski P. Ceramika z cmentarzysk kultury bogaczewskiej. Proba analizy na podztawie wybranych materialow [Ceramics from burials of bogachevsky culture. Attempt of the analysis on the basis of collected materials], in: Barbaricum. T. 6 [Barbaricum. Volume 6], Warszawa, 2000, pp. 109201 [in Polish].

Кулаков Владимир Иванович - Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела археологии эпохи великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН (Москва, Россия).

Kulakov Vladimir - Doctor of historical sciences, Leading researcher of Department

of Archeology of an Migration Period and early Middle Ages of

Institute of archeology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia).

E-mail: drkulakov@mail.ru

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.