Е.В. ТАКМАКОВА, кандидат экономических наук доцент кафедры прикладных экономических дисциплин, Орловского государственного университета Тел. 89092288289; takmakovae@mail.ru
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
В статье рассматривается роль покупательной способности доходов населения в качестве индикатора экономического и социального развития; проанализированы вопросы измерения покупательной способности доходов населения, а также взаимосвязь покупательной способности денежных доходов, фактического конечного потребления и объемов валового внутреннего продукта в стране.
Ключевые слова: доходы населения, покупательная способность доходов, прожиточный минимум, потребительская корзина, фактическое конечное потребление, экономический рост.
Денежные доходы населения - это характеристика сформировавшихся в текущем периоде экономических ресурсов. Кроме того, это количественное измерение потенциальных возможностей населения по использованию этих ресурсов на приобретение товаров и услуг. При изучении уровня жизни исчисляются показатели покупательной способности денежных доходов всего населения или его отдельных групп. То есть через количественную оценку уровня и динамики покупательной способности можно получить обобщенную характеристику достигнутого обществом уровня жизни. Поэтому показатель покупательной способности денежных доходов населения является одним из важнейших в системе показателей уровня и качества жизни населения.
В России доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение, но и как факторы, весьма значимые как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом, является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - валового внутреннего продукта. В основном для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат являются необходимыми для подъема экономики.
Денежные доходы, являющиеся одним из основных источников удовлетворения потребностей людей, не только определяют материальное положение населения, но в значительной степени отражают состояние и эффективность экономики и экономических отношений в обществе. Реальное содержание доходов населения выражается в показателе его покупательной способности, который определяется количеством конкретных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, приобретенных в какой-либо период времени на определенный вид дохода. Тем самым покупательная способность доходов имеет взаимосвязь с потреблением населения, отражая степень удовлетворения потребностей людей.
Покупательную способность доходов населения также можно измерить через ко_________ личество фиксированных наборов товаров и услуг. В частности, российской статис-
© Е.В. Такмакова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
тикой активно используется в этих целях минимальный набор из 11 основных групп продуктов питания, составляющих основу текущих покупок населения. В этом случае покупательная способность определяется через количество наборов товаров, которые можно приобрести на денежный
Таблица 1
доход. Использование этого показателя наглядно характеризует различия в покупательной способности доходов между различными группами населения, источниками доходов, регионами. Состав данного набора продуктов питания можно представить в виде таблицы 1.
- Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ (кг в год) [7]
Наименование продуктов Трудоспособное население Пенсионеры Дети
мужчины женщины 0-6 лет 7-15 лет
1. Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) 156,7 110,4 103,7 61,4 99,9
2. Картофель 125 90 80 80 125
3. Овощи и бахчевые 102 92 92 85 125
4. Фрукты свежие 24 22 22 40 50
5. Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 23,2 21,2 21,2 21,9 27,3
6. Мясопродукты 41,8 32,5 31,5 22 40
7. Рыбопродукты 17 15 15 12 14
8. Молоко и молокопродукты 257,2 218,9 218,9 294,4 321,7
9. Яйца (штук) 200 200 180 200 200
10. Масло растительное, маргарин и другие жиры 15,5 12 11 7 13
11. Прочие продукты, в том числе чай, соль, специи 4,88 4,88 4,15 2,93 4,02
Покупательная способность доходов выражается с помощью различных показателей, таких, например, как количество того или иного продукта питания, которое можно приобрести за стоимость единицы рабочего времени, количество продуктовых наборов, которое доступно купить за среднюю месячную заработную плату, и некоторых других. Однако в качестве интегрального индикатора покупательной способности доходов в наибольшей степени подходит такой показатель, как соотношение уровня доходов населения и стоимости жизни. В этом расчетно-статистическом показателе уровень доходов конкретно выражается через значение среднедушевого денежного дохода населения, а стоимость жизни представлена стоимостью некоторого фиксированного набора потребительских благ (ФПН), в качестве которого можно использовать стоимость минимального потреби-
тельского набора, взятого из установленного прожиточного минимума. Значение этого показателя будет выражаться числом ФПН, которое позволит приобрести среднедушевой месячный денежный доход.
Изменение покупательной способности доходов населения может быть связано не только с динамикой потребительских цен, но и со структурными изменениями в потреблении людей в результате изменения их потребностей. Расчеты покупательной способности осуществляются с целью выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.
Уровень покупательной способности денежных доходов может быть выражен в двух аспектах (см. рисунок 1).
Аспекты уровня покупательной способности денежных доходов
1. Количество определенных наборов товаров и услуг (по отношению к величине прожиточного минимума или к стоимости набора из 25-ти продуктов питания), которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход
2. Товарный эквивалент различных видов товаров и услуг, характеризующий количество товаров-представителей (или малых товарных групп), которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход
Рис. 1. Аспекты уровня покупательной способности денежных доходов
Наличие структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке, а также существование дифференциации доходов населения приводят к необходимости расчета покупательной способности доходов в региональном разрезе и по группам населения.
Покупательная способность доходов может выражаться через соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, который представляет собой стоимостную оценку натурального набора продуктов питания, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели у низкодоходных групп населения.
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам [6].
Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума отражает показатель покупательной способности денежных доходов населения, который в концентрированном виде аккумулирует в себе как изменения собственно номинальных денежных доходов населения, так и изменения цен на основные товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Результатом является условное количество наборов прожиточ-
ного минимума (ПМ), приходящихся на данный среднедушевой доход.
Необходимо отметить, что используемые в настоящее время величины ПМ являются минимальными социальными стандартами, не позволяющими в достаточной степени удовлетворить различные потребности людей. Главным образом это касается среднемесячной пенсии, размер которой едва достигает величины прожиточного минимума, в результате чего пенсионерам, имеющим такой доход, трудно сохранить здоровье и обеспечить нормальную жизнедеятельность.
Соотнесение покупательной способности денежных доходов сравниваемых периодов характеризует изменение реальных доходов населения. Достоинством такого пересчета номинальных денежных доходов является то, что он обеспечивает прямую взаимоувязку параметров, входящих в систему показателей уровня жизни, а именно увязывает изменение денежных доходов населения с изменением величины прожиточного минимума [1, с. 15].
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социальнодемографическими группами населения [6].
Примером потребительской корзины, дифференцированной по регионам, может служить прожиточный минимум (как стоимость набора товаров и услуг) по регионам. Вследствие вариации натурально-вещественного состава и уровня цен его величина дает возможность оценить степень различия в покупательной способности населения
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
через количество минимальных наборов товаров и услуг, соответствующее по стоимости величине душевых доходов населения.
Административно-территориальная структура Российской Федерации весьма разнообразна и характеризуется наличием диспропорций в социальном и экономическом развитии регионов. Это относится и к величине прожиточного минимума, которая также значительно дифференцируется по субъектам РФ.
По данным Росстата, по состоянию на май 2010 года величина прожиточного минимума (ПМ) в целом по России составила 5144 руб. Территориальные различия в уровне прожиточного минимума по стране достаточно заметны. Так, наиболее низкая величина прожиточного минимума отмечается в регионах Северо-Кавказского федерального округа, а именно в Кабардино-Балкарской Республике, республиках Дагестан и Северная Осетия-Алания. Максимальные значения прожиточного минимума наблюдаются в автономных округах: Таймырском, Эвенкийском, Корякском, Чукотском. В Москве прожиточный минимум достаточно высокий (8267 руб.), превышает среднероссийский уровень на 38%. В Санкт-Петербурге он существенно ниже (5462 руб.), но также больше среднего значения по России. Но в целом можно отметить, что величина прожиточного минимума в регионах России из года в год растет.
Покупательная способность денежных доходов населения также позволяет оценить потенциальный уровень потребительских расходов, то есть определять возможности покупок товаров и услуг, производимых на потребительском рынке. На региональном уровне этим показателем косвенно оценивается возможная емкость регионального потребительского рынка.
Таким образом, территориальные различия как в уровне прожиточного минимума, так и в покупательной способности доходов населения в регионах весьма существенные, что зависит от множества факторов экономического и социального характера. Лидерами по величине прожиточного минимума остаются Дальневосточный, Центральный и Северо-Западный федеральные округа, зна-
чительно отстают от них Южный и Северо-Кавказский федеральный округа. В связи с этим первоочередной задачей социальной политики должно быть уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в первую очередь в тех регионах, где эта доля особенно велика, для чего необходим рост экономической активности в наиболее депрессивных регионах, повышающий занятость и доходы населения, и увеличение социальных трансфертов из федерального бюджета страны.
Реализация стратегии экономического роста возможна только на пути расширенного воспроизводства, при регулярном наращивании производительности труда, технического перевооружения производства, повышения занятости населения, заработной платы, совокупного конечного спроса, как следствие этого, - уровня жизни населения.
Повышение покупательной способности доходов населения, а в результате и платежеспособного спроса является основой механизма экономического оживления, так как размеры общественного производства и занятости, а также их динамика определяются прежде всего факторами платежеспособного спроса. Сочетание насыщенного потребительского рынка с достаточно высоким уровнем доходов населения, то есть сбалансированность рынка, - это важнейшее условие экономической активности последнего, а значит, и предпосылка экономического роста.
Однако важно отметить, что повышение платежеспособного спроса, связанное с ростом доходов населения, само по себе представляет большую комплексную задачу, решение которой, в свою очередь, зависит от оздоровления всей экономики, учета ряда ситуационных факторов и решения многих проблем, одна из которых - наращивание основных фондов и техническое перевооружение производства, что определяется увеличением инвестиционных ресурсов и рациональным сочетанием внутренней и внешней экономической политики страны.
Взаимосвязь покупательной способности доходов населения и экономического роста наглядно представим на рисунке 2.
Рост покупательной способности денежных доходов населения
Повышение платежеспособного спроса населения
Увеличение Экономи-
потребления -► ческий
населения рост
Рис. 2. Взаимосвязь покупательной способности доходов населения и экономического роста
Таким образом, при росте покупательной способности денежных доходов населения, то есть потенциальных возможностей населения по приобретению товаров и услуг, растет совокупный платежеспособный спрос, в результате увеличивается объем потребления различных благ, что приводит и к росту общего объема валового внутреннего продукта (ВВП) в стране. В такой ситуации расширяются масштабы производства, привлекаются дополнительные работники, сокращается безработица, что, в свою очередь, способствует экономическому росту в стране.
В общем виде совокупный спрос можно охарактеризовать как общее количество товаров и услуг всех видов, которое все покупатели страны готовы приобрести в течение определенного периода времени при сложившемся уровне цен. Экономический рост возможен лишь в случае повышения уровня совокупных расходов населения, то есть в условиях развития спроса на продукцию. Спрос обеспечивает наиболее полное вовлечение ресурсов в экономический оборот. Однако и этого недостаточно для обеспечения оптимальных темпов экономического роста. Необходимо рациональным образом распределить ресурсы и посредством этого обеспечить получение максимального количества полезной продукции.
Совокупный спрос включает потребительский спрос и спрос инвестиционный (расходы на капиталовложения). Потребление измеряется количеством товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени. При этом на общее количество ресурсов, расходуемых на потребление, влияют объективные и субъективные (психологические) факторы. Потребление движется в том же направлении, что и доход: чем выше доход и соответственно покупательная способность, тем большее количество покупок совершают потребители.
Конечной целью экономического роста является потребление и рост благосостояния населения. В нашей стране длительное время значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса и неоправданные социально-экономические проекты, что нанесло трудно устранимый ущерб отечественной экономике. Вместе с тем прирост продукции военно-промышленного комплекса составлял весомую часть прироста национального производства.
Ситуация относительно внутреннего потребительского спроса в России в течение 2003-2008 гг. характеризовалась ростом последнего со сторо-
ны домашних хозяйств, обусловленным увеличением реальных доходов населения. Однако еще недостаточный уровень доходов основной массы населения и неравномерная структура распределения доходов тормозят рост спроса со стороны населения в целом. В экспортно ориентированных отраслях, в которых занято около 11% экономически активного населения, начисленная средняя заработная плата в два-шесть раз превышает общероссийский уровень. Низкий же уровень заработной платы в бюджетной сфере (составляющей примерно 60% средней заработной платы по промышленности в целом, при этом численность работников здесь составляет около 25% занятых в экономике) сильно сдерживает рост спроса.
Уровень и покупательная способность доходов и характеристики потребления во многом зависят от общего объема ВВП, причем данная взаимосвязь является прямо пропорциональной. Изменение показателей ВВП, потребления и покупательной способности доходов населения характеризует таблица 2.
На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, что в течение рассматриваемого периода по мере роста покупательной способности, денежных доходов и фактического конечного потребления населения увеличиваются объемы валового внутреннего продукта в стране.
Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального ВВП как в абсолютном объеме, так и на душу населения. Очевидно, что тенденции и перспективы развития России, ориентированные как на удвоение ВВП, так и на выполнение других не менее важных общенациональных задач, могут всесторонне и успешно рассматриваться только на основе системного подхода, то есть в рамках общенациональной программы социально-экономического развития. Механизм реализации общероссийской программы удвоения ВВП должен в максимальной степени опираться на использование современных информационных технологий, макроэкономического и межотраслевого моделирования, оптимизацию развития отраслей, отраслевых и региональных комплексов. Эти методы повсеместно используются в промышленно развитых странах. Например, удвоение ВВП означает необходимость роста потребительского спроса в определенных пределах, соответствующего роста денежных доходов населения в ВВП [4, с. 35].
Представим данные из таблицы 2 об изменении показателей ВВП и потребления населения графически на рисунке 3.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Таблица 2 - Динамика показателей ВВП, потребления и покупательной способности доходов
населения в 2000-2008 гг. (млрд. руб.)[3]
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
ВВП 7306 8944 10831 13243 16966 21598 27562
Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств 3814 5014 6390 7717 9394 11976 14535
в том числе за счет: расходов домашних хозяйств 3295 4318 5400 6548 7995 10153 13217
из них: денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг 2996 3951 4967 6080 7497 9493 11865
потребление товаров и услуг в натуральной форме 299 367 433 468 498 660 810
социальных трансфертов в натуральной форме 518 696 990 1169 1399 1823 2360
покупательная способность денежных доходов в среднем на душу населения, количество наборов ПМ 1,89 2,05 2,20 2,44 2,65 2,85 3,10
Рис. 10. Динамика показателей ВВП и фактического конечного потребления сектора домашних хозяйств
в период 2002-2008 гг.
Диаграмма отражает прямо пропорциональную зависимость ВВП от фактического конечного потребления сектора домашних хозяйств, то есть увеличение платежеспособного спроса и потребления населения способствует росту годового объема
производства товаров и услуг, а в результате и росту ВВП, следовательно, постепенно основным фактором роста становится внутренний спрос.
Так как с увеличением фактического конечного потребления сектора домашних хозяйств (х) воз-
ЭКОНОМИКА
растает и объем валового внутреннего продукта (у) в стране, то данная зависимость оценивается с помощью линейного коэффициента корреляции, который рассчитывается по формуле:
X ху -
X у X х
г = -
X
X
П
X у 2
где х и X - индивидуальные значения и среднее значение факторного признака;
у и у - индивидуальные значения и среднее
значение результативного признака; п - число наблюдений [5, с. 166].
Уравнение прямой, с помощью которой оценивается форма зависимости изучаемых показателей, имеет вид:
Ух = а0 + а 1х , где ух - теоретический объем валового внутреннего продукта;
х - показатель конечного потребления сектора домашних хозяйств;
а0 и а1 - параметры уравнения прямой, определяемые системой нормальных уравнений [там же].
па0 + ал
і X х=X у
аа
X х+аі X х 2=X ух
Откуда
а
ху - X • у
X
а 0 = у - а1 х.
Для определения параметров уравнения регрессии и линейного коэффициента корреляции построим расчетную таблицу и найдем параметры уравнения (см. табл. 3).
Таблица 3 - Расчет параметров уравнения регрессии и линейного коэффициента корреляции
п
п
Годы х у ху х2 у2 Ух
2002 3814 7306 27865084 14546596 53377636 14977,7
2003 5014 8944 44845216 25140196 79995136 15037,7
2004 6390 10831 69210090 40832100 117310561 15106,5
2005 7717 13243 102196231 59552089 175377049 15172,9
2006 9394 16966 159378604 88247236 287845156 15256,7
2007 11976 21598 258657648 143424576 466473604 15385,8
2008 14535 27562 400613670 211266225 759663844 15513,8
Итого 58840 106450 1062766543 583009018 1940042986 106451,1
Линейный коэффициент корреляции:
1062766543
г = -
106450 - 58840 7
Г о.™™, о 34621456001 11331602500"
583009018 1940042986 -
7 7 _
і
167978257,3 = 167978257,3
д/88416789,4 - 321242629,1 = 168532613,7
= 0,997
Полученное значение г свидетельствует об очень сильной связи между объемом валового внутреннего продукта и конечным потреблением домохозяйств.
Найдем по формулам параметры уравнения:
а1 = 0,05
а0 = 15207 - 0,05 • 8406 -14787
Уравнение корреляционной связи примет следующий вид:
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ух = 14787 + 0,05х.
В результате проведенных расчетов на основе линейного коэффициента корреляции установлена тесная связь показателей ВВП и конечного потребления сектора домохозяйств, а с помощью уравнения корреляционной связи определены теоретические значения объема ВВП за 2002-2008 гг., которые превышают фактические данные, что свидетельствует о недостаточном росте ВВП при данном уровне потребления населения.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что для обеспечения более полного удовлетворения потребностей людей каждой стране приходится добиваться устойчивого уве-
личения своих производственных возможностей и в результате общей величины валового внутреннего продукта. Этот процесс и называется экономическим ростом. Кроме того, повышение покупательной способности денежных доходов населения и установление баланса с предложением потребительского рынка повышают его экономическую активность, что также способствует экономическому росту. В противном случае низкие доходы приводят к низкому уровню сбережений, потребления, инвестиций, что влечет за собой низкие темпы накопления капитала и, как следствие, низкую производительность и низкие средние доходы (см. рис. 4).
Рис. 4. «Порочный круг нищеты» [2, с. 13].
Библиографический список
1. Бобков В.Н. Аналитический доклад по результатам мониторинга за период январь-март 2006 года [Текст] /
B.Н. Бобков, В.А. Литвинов, А.А. Гулюгина // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. - 2006. -Апрель-июнь. - С. 3-24.
2. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики [Текст] / Р.М. Нуреев. - М.: Инфра-М, 2001. - 214 с.
3. Основные социально-экономические показатели развития Российской Федерации. Госкомстат РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресурсу: http://www. gks. ru, свободный. - Загл. с экрана
4. Попова Е. Как решить задачу удвоения ВВП? [Текст] / Е. Попова // Экономика России: XXI век. - 2004. - № 22. -
C. 35.
5. Сборник задач по теории статистики [Текст] / Под ред. В.В. Глинского. - М.: Сибирское соглашение Инфра-М, 2002. - 257 с.
6. Федеральный закон от 22.08.2004 ФЗ № 122 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 134.
7. Федеральный закон от 28.07.2004 ФЗ № 82 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 201.
E.V. TAKMAKOVA
PURCHASING CAPACITY OF INCOMES OF THE POPULATION AS THE FACTOR
ECONOMIC GROWTH
In article the role buying power of Incomes of the population as the Indicator of economic and social development is considered; questions of measurement of buying power of incomes of the population, and also interrelation of buying power of money incomes, actual final consumption and volumes of a gross domestic product in the country are analysed.
Keywords: population incomes, buying power of incomes, a living wage, a consumer goods basket, actual final consumption, economic growth.