Научная статья на тему 'ПОКОРЯЯ МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ:ЭКСПЕДИЦИЯ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЭПРОН) ОТ КРЫМСКОЙ БАЛАКЛАВЫ ДО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЗОЛОТОГО РОГА(1923-1942 ГГ.)'

ПОКОРЯЯ МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ:ЭКСПЕДИЦИЯ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЭПРОН) ОТ КРЫМСКОЙ БАЛАКЛАВЫ ДО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЗОЛОТОГО РОГА(1923-1942 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ЭПРОН / ОГПУ / ТИХООКЕАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БАССЕЙН / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ВОДОЛАЗ / СУДОПОДЪЕМ / EPRON / OGPU / PACIFIC DIRECTION / FAR EASTERN BASIN / RESCUE SERVICE / DIVER / SHIP LIFTING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усов Алексей Вячеславович

Статья подготовлена на основе данных, полученных из федеральных архивов, Центрального военно-морского музея, г. Санкт-Петербург, а также ранее широко не использовавшихся опубликованных документов по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР. Раскрыты особенности развития ЭПРОНа по укрупнению и расширению сферы своего влияния на водных бассейнах Советского Союза (1923-1932 гг.). Особое внимание уделено вкладу эпроновцев в укрепление оборонного потенциала Дальнего Востока СССР (1932-1942 гг.). Автор приходит к выводу, что окрепнув и превратившись из локальной черноморской организации во всесоюзную, ЭПРОН внес значительный вклад в укрепление оборонного потенциала в условиях напряженной обстановки на дальневосточных рубежах СССР в 1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONQUERING THE SEA BASINS: SPECIAL EXPEDITION FOR UNDERWATER WORKS (EPRON) FROM THE CRIMEAN BALAKLAVA BAY TO THE FAR EASTERN GOLDEN HORN BAY (1923─1942)

The article was prepared on the basis of data obtained from federal archives, the Central Naval Museum, St. Petersburg, as well as previously not widely used published documents on the history of the Special Expedition for Underwater Works at the OGPU USSR. The features of the development of EPRON to enlarge and expand the sphere of its influence on the water basins of the Soviet Union (1923-1932) are revealed. Particular attention is paid to the contribution of the Epronovs to the strengthening of the defense potential of the Far East of the USSR (1932-1942). The author comes to the conclusion that having grown stronger and having turned from a local Black Sea organization into an all-Union one, EPRON made a significant contribution to strengthening the defense potential in the tense situation on the Far Eastern borders of the USSR in the 1930s.

Текст научной работы на тему «ПОКОРЯЯ МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ:ЭКСПЕДИЦИЯ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЭПРОН) ОТ КРЫМСКОЙ БАЛАКЛАВЫ ДО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЗОЛОТОГО РОГА(1923-1942 ГГ.)»

К ПРАЗДНОВАНИЮ ЮБИЛЕЯ

ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

УДК 94(47).084

ПОКОРЯЯ МОРСКИЕ БАССЕЙНЫ: ЭКСПЕДИЦИЯ ПОДВОДНЫХ РАБОТ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ЭПРОН) ОТ КРЫМСКОЙ БАЛАКЛАВЫ ДО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЗОЛОТОГО РОГА (1923-1942 ГГ.)

© Усов Алексей Вячеславович1

1 кандидат исторических наук, доцент Центра гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), Россия, г. Москва

Аннотация. Статья подготовлена на основе данных, полученных из федеральных архивов, Центрального военно-морского музея, г. Санкт-Петербург, а также ранее широко не использовавшихся опубликованных

документов по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР. Раскрыты особенности развития ЭПРОНа по укрупнению и расширению сферы своего влияния на водных бассейнах Советского Союза (1923-1932 гг.). Особое внимание уделено вкладу эпроновцев в укрепление оборонного потенциала Дальнего Востока СССР (1932-1942 гг.). Автор приходит к выводу, что окрепнув и превратившись из локальной черноморской организации во всесоюзную, ЭПРОН внес значительный вклад в укрепление оборонного потенциала в условиях напряженной обстановки на дальневосточных рубежах СССР в 1930-е гг.

Ключевые слова: ЭПРОН, ОГПУ, Тихоокеанское направление, Дальневосточный бассейн, аварийно-спасательная служба, водолаз, судоподъем.

В юбилейный год 75-летия Великой Победы, медленно поднимаясь из глубины десятилетий незаслуженного забвения, особо актуально звучит легендарная аббревиатура -ЭПРОН [1]. Эпроновцы смогли проложить весной 1942 г. через Ладожское озеро нитку бензопровода длинной 21,5 км за 16 суток,

невзирая на фронтовые условия и интенсивное воздействие противника. В результате была решена задача по питанию горючим Ленфронта и Ленинградской оборонной промышленности в период блокады г. Ленинграда [2, л. 13]. С подготовкой и аварийно-спасательным обеспечением «Дороги жизни» неразрывно связаны имена Фотия Ивановича Крылова [3], более девяти лет руководившего ЭПРОНом, а также Нины Васильевны Соколовой - первой в СССР женщины-водолаза [4].

О феномене ЭПРОНа опубликован ряд трудов, в том числе научных. Интерес к организации привлекает внимание издание специализированных журналов «Нептун» (главный редактор И.Н. Кочергина) и «Вопросы подводной археологии» (главный редактор А.А. Березин), публикации на тематических сайтах в сети интернет. С начала 2019 г. при поддержке Общества изучения истории водолазного дела имени Р.А. Орбели (председатель правления А.Ю. Следков) запущен научный проект «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий» [24] (Рис. 1).

Рис. 1. Логотип научного проекта «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий».

Опыт ЭПРОНа неизменно востребован при подготовке студентов технических специальностей, потому что именно в период образования и деятельности ЭПРОНа были заложены основы научного подхода к освоению водолазами больших глубин, разработке и внедрению методов самостоятельного спасения личного состава аварийных подводных лодок [23, с. 31].

В 1920—1930-х гг. формирование отечественного судоподъёмного, водолазного и

6

спасательного дела тесно сопряжено с феноменом Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Организация была учреждена при Особом отделе Государственного политического управления в марте 1923 г., как образование опытно-хозяйственного характера. 17 декабря того же года она была преобразована в постоянную судоподъёмную партию, обеспеченную соответствующими средствами для

производства различных подводных работ [5, с. 19, 329]. Первоначально годовым праздником ЭПРОНа, как военно-морской части, было приказано считать 20 декабря - празднование Дня создания первой советской спецслужбы -ВЧК/ОГПУ После выхода из состава органов государственной безопасности, отчет стали вести от 17 декабря 1923 г., - даты преобразования в постоянную судоподъемную партию.

Л.Н. Захаров (Мейер), организатор и самый известный руководитель ЭПРОНа «чекистского периода», в своих воспоминаниях писал: «Днем основания ЭПРОНа правильнее считать 13 или 23 марта 1923 г.» [5, с. 329]. Это связано с тем, что изначально ЭПРОН был образован при Особом отделе Государственного политического управления (ОО ГПУ), как учреждение хозяйственно-опытного характера. Подготовку к работам в Балаклаве сотрудники ОО ГПУ начали с марта 1923 г., приступив к непосредственному исполнению в августе. В задачу Экспедиции входило создание специального подводного водолазного аппарата по чертежам конструктора Е.Г. Даниленко. Вновь созданной организации (со штатом 30-40 человек) предстояло обследовать затонувшие суда на недоступных до этого глубинах [5, с. 43].

Содержание Экспедиции было достаточно дорогим и обходилось 3-4 тыс. руб. золотом в месяц. В октябре 1923 г. прорабатывался вопрос о передаче ЭПРОНа в ведение Управления Военно-морских сил. После обнаружения кладбища английских кораблей XIX в. ЭПРОН остался в ведении ОГПУ благодаря санкции Ф.Е. Дзержинского [5, с. 328].

Штат Экспедиции, объявленный приказом ОГПУ от 17 декабря 1923 г., предполагал 58 человек, предусматривалось две должности «старший водолазный старшина» [5, с. 19]. Комплектование предполагалось вести из

высококвалифицированных специалистов, на

одинаковых началах с военнослужащими-добровольцами Объединенного

государственного политического управления (ОГПУ) [5, с. 328, 43-44] .

К 1929 г. ЭПРОН значительно окреп и начал постепенно превращаться из локальной черноморской организации во всесоюзную. Была создана постоянная Балтийская партия -будущая Северная база в Ленинграде. Подготавливалась передача в ЭПРОН Водолазной школы Военно-морских сил, с возложением обязанности готовить водолазов для военного флота. За исключительные заслуги в деле поднятия морских судов ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени [5, с. 350, 353].

В марте 1930 г. была разработана новая организация ЭПРОНа. С этого периода приставка «на Черном и Азовском морях» навсегда ушла из официального наименования Экспедиции. Во главе организации стояли руководитель и его помощник (Я.М. Хорошилкин). При руководителе состояли «главные специалисты»: главный корабельный инженер (Т.И. Бобрицкий); главный инженер-механик (Л.А. Белецкий); главный врач (К.А. Павловский); главный инженер-гидротехник (Завадский).

Руководителю также подчинялись: главный политический инспектор (Явиц), главный бухгалтер (Честенков) и начальник Управления (Штаба).

Штаб Северной базы со строительным отделом и Балтийская партия дислоцировались в Ленинграде, где развернули Центральные водолазные мастерские; партии - в Кронштадте, Мурманске, Архангельске. Штаб Южной базы со строительным отделом - в Севастополе; парии - в Керчи, Новороссийске, Туапсе, Батуми. Отдельную Каспийскую партию сформировали в Баку.

Общая численность штата была определена в 750 человек, из которых 71 вольнонаемный (главным образом в строительных отделах). В общее число не входили рабочие центральных водолазных мастерских и временный персонал -качальщики на базах и пароходах [5, с. 356]. С 1 июля 1930 г. руководителем ЭПРОНа при ОГПУ СССР (по совместительству) являлся Д.В. Усов, помощник начальника

Транспортного отдела ОГПУ [5, с. 249, 638]. С 18 декабря 1930 г. заместителем начальника, а затем начальником Экспедиции был назначен Ф.С. Медведев, сотрудник органов

7

государственной безопасности, позднее уволенный из ОГПУ [5, с. 632] (Рис. 2).

Рис. 2. Ф.С. Медведев - РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 64. Л. 18.

25 марта 1930 г. произошло важное событие в становлении ЭПРОНа - ОГПУ были возмещены все средства, затраченные на организацию и работу в период 1923-1924 гг. Эта сумма в балансе ЭПРОНа всегда рассматривалась как ссуда, полученная от чекистов, которую нужно возместить [5, с. 356]. Можно предположить, что отчасти по причине непогашенной задолженности, руководство ОГПУ тормозило передачу Экспедиции в ведение НКПС, а финансовый отдел ОГПУ пытался препятствовать расширению эпроновской деятельности.

По постановлению Совета Труда и Обороны № 3 от 1 января 1931 г. произошла реорганизация Экспедиции подводных работ особого назначения: из ведения ОГПУ она была передана в подчинение Народного комиссариата путей сообщения, а затем — Народного комиссариата водного транспорта, с сохранением военизированной структуры, расширением района деятельности [6, л. 38; 7, л. 1а].

Руководящий состав и техперсонал как в центре, так и на местах, подвергся существенному изменению путем назначения новых должностных лиц на командные посты [8, л. 18-26]. Среди руководящего состава Главного управления ЭПРОНа необходимо отметить Ф.С. Медведева, его заместителя

Л.К. Богаревича. Помощником начальника Главного управления и начальником политотдела стал Г.А. Сарапулкин, старшим инспектором при начальнике Главного управления - Н.П. Бессонов (Рис. 3).

Рис. 3. РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 64. Л. 19.

Профессиональный опыт

К.А. Павловского, Ф.А. Шпаковича,

Л.А. Белецкого, Т.И. Бобрицкого продолжал быть востребованным ЭПРОНом после завершения «чекистского периода» (Рис. 4 и Рис. 5).

Рис. 4. РГАВМФ. Ф. P-2243. Оп. 3. Д. 64. Л. 22

Рис. 5. РГАВМФ. Ф. P-2243. Оп. 3. Д. 64. Л. 23

8

Необходимо отметить, что в Главном управлении ЭПРОНа трудились пять женщин: Л.А. Матвеева (заведующая

делопроизводством), А.П. Фридлих (старшая машинистка), М.И. Ягунова (машинистка), О.И. Бортуновская (архивариус), А.Ф. Пестова (курьер) [9] (Рис. 6).

Рис. 6. РГАВМФ. Ф. P-2243. Оп. 3. Д. 64. Л. 27

Судоподъемные работы производились в районе Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского морей, а также речных бассейнов Аму-Дарьи, Дона, Буга и Северной Двины.

Водолазно-строительные, гидротехнические работы производились в Одесском, Очаковском, Липатихинском, Севастопольском, Евпаторийском,

Новороссийском, Туапсинском, Батумском и Бакинском портах, и на реке Днестр - на Юге. А также на Севере - в Кронштадтском, Ленинградском, Мурманском, Архангельском портах и на госпредприятиях, расположенных на реках: Нева, Сестра, Ижора, Шексна. Кроме того, по обслуживанию Народного комиссариата путей сообщения ЭПРОН командировал водолазные станции во все главные пункты СССР.

Широкое развитие получили аварийно-спасательные работы ЭПРОНа, производимые в Белом, Балтийском, Черном и Средиземном (близ турецких берегов) морях [6, л. 39].

К 1932 г. ЭПРОН претерпел ряд изменений по укрупнению и расширению сферы своего влияния на водных бассейнах Советского Союза. Эти процессы сопровождались сохранением контроля со стороны органов государственной

безопасности, вплоть до коренной реорганизации 1931 г. - входа из ведения ОГПУ с сохранением военизированной структуры. Преобразования ЭПРОНа сопровождались переводом подразделений

Экспедиции на хозяйственный расчет, планомерным увеличением штатной численности, концентрацией материальной и кадровой основы для подготовки водолазных специалистов, в том числе для военных нужд.

С января 1932 г. Экспедицию подводных работ особого назначения на морях и реках СССР (ЭПРОН) возглавил Ф.И. Крылов [10, л. 40], руководивший с марта 1931 г. Южным округом (Рис 7.1. и Рис. 7.2.).

т.

7?

Рис. 7.1. Ф.И. Крылов - РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 70. Л. 186.

Рис. 7.2. Оборот - РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 70. Л. 186 об.

9

10

Для обеспечения районов Нижней Волги и северной части Каспийского моря в начале 1932 г. создается Астраханская партия. Советский Дальний Восток также не остался без внимания ЭПРОНа [3].

Отдельную дальневосточную партию ЭПРОНа стали создавать во Владивостоке (северная часть бухты Золотой Рог) весной 1932 г. в условиях перманентно обостренной обстановки и возрождения Морских сил Дальнего Востока (с 1935 г. - Тихоокеанского флота) [11]. Нарастание напряжения связано с тем, что на занятой японцами в 1931 г. территории Манчжурии, был создан плацдарм для развертывания агрессии против остальной части Китая, Монгольской Народной Республики и Дальневосточных рубежей СССР [12].

Отдельная дальневосточная партия ЭПРОНа (первый начальник - Ф.М. Бауман) внесла неоценимый вклад в строительство Морских сил Дальнего Востока (МСДВ), а также проделала значительный объем работ по Морскому флоту, Торговому порту и по другим гражданским организациям (Рис 8).

Рис. 8. Снятие с камней английского парохода «Гольденси» в бухте Тетюхе, 1934 г. Ф.М. Бауман крайний слева - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГО-45447.16.

В приказе Революционного Военного Совета МСДВ № 0529 от 17 декабря 1933 г., приуроченном к десятилетию

Краснознаменного ЭПРОНа дана следующая характеристика: «Отдельная Д.В. партия ЭПРОНа на сегодняшний день является достойной организацией на Дальнем Востоке -всего целого Краснознаменного ЭПРОНа. В момент труднейшей работы по созданию обороноспособности и по сколачиванию МСДВ, в целом - Отдельная Д.В. партия

ЭПРОНа принимала и принимает самое активное участие...» [13, л. 180] (Рис. 9.).

Рис. 9. Юбилей краснознаменного ЭПРОНа, 1933 г. - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГО-17740.

Газета Тихоокеанская звезда в декабре 1933 г., описывая работы ЭПРОНа, выдвинула лозунг: «Учитесь на всех фронтах освоения Дальнего Востока работать так, как эпроновцы-дальневосточники!».

Рис. 10. Снятие с кораллового рифа в Южно-Китайском море теплохода «Кузнец Лесов» в 2300 милях от базы ЭПРОН во Владивостоке. Отправка мягких понтонов со спасательного судна на теплоход, 1934 г. - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГО-45451/2.

Дальневосточные эпроновцы

поднимали землечерпалки, баржи и катера

11

различных организаций, цветной металл, полезные вещи и механизмы. Аварийно -спасательные работы производились в большинстве случаев путем оказания помощи и снятия с мели [14]. В рамках портовых работ велся осмотр подводных частей различных судов, снятие с них винтов, постановка их на место без ввода в док, а также очистка и ремонт рулей, троса и кабеля (Рис. 10).

Водолазные строительные работы в 1932 г. происходили только в пределах Владивостокского порта. В 1933 г. - в ближайших районах Владивостока и на Амуре, а в 1934 г. - по всему советскому побережью Тихого океана, всему бассейну Амура, а также в Южно-Китайском море. Было развернуто до 26 водолазных станций. В 1933 г. и 1934 г. предприняты экспедиции к острову Врангеля и на Колыму [15] (Рис. 11 и Рис. 12).

Рис. 11. Учеба и повседневный быт. Демонстрация снаряжения водолаза. Владивосток, 1932-1936 гг. - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГ О-45464/18.

Рис. 12. Эпизоды подготовки к водолазным работам. Владивосток, 1932-1936 гг. - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГ О-45467/7.

В первом квартале 1934 г. ЭПРОН произвел коренную перестройку всей своей системы управления. В результате реформирования Балтийская, Мурманская, Севастопольская, Каспийская и

Дальневосточная партии были реорганизованы в Экспедиции [16, л. 3].

Рис. 13. Базовое судно экспедиции ЭПРОН на Дальнем Востоке пароход «Индигирка» у пирса во Владивостоке, 1932-1936 гг. - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГ О-45458/1.

В довоенный период на Тихоокеанскую экспедицию ЭПРОНа были возложены задачи обеспечения водолазной и судоподъемной службами, гидротехническими и водолазными работами, а также несение аварийно-спасательной готовности на всем

Рис. 14. Пароходы «Индигирка» и «Днепр» с портом приписки Владивосток, 1932-1936 гг. -Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГ О-45463.

Тихоокеанском и Северном побережьях СССР. Своим вниманием, в аварийно-спасательном отношении, эпроновцы охватывали не только Тихоокеанский флот, но и суда флотилии НКВД, Дальневосточного государственного морского пароходства,

12

Промыслового флота на протяжении от ЮжноКитайского моря до Северного моря [17, л. 38]. Кроме того, на спасателей ЭПРОНа было возложено обеспечение учебно-боевой подготовки ТОФ и несение готовности по спасению подводных лодок и их личного состава [17, л. 22] (Рис. 13, Рис. 14, Рис. 15).

Рис. 15. Виды главной береговой базы ЭПРОН во Владивостоке. Один из пирсов, 19321936 гг. - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГО-45456/9

Дальневосточные эпроновцы получали заявки на работу не только от морских и рыбных организаций бассейна, но и от Управления оборонного строительства ТОФ. Главное управление ЭПРОНа (г. Ленинград) утверждало для Тихоокеанской экспедиции годовые планы. Основными работами, которые проводились на советском побережье морей Тихого океана, являлись [17, л. 23]: судоподъемные; по очистке фарватера; аварийно-спасательные; водолазные; по розыску и обследованию.

Очистка фарватера от мешавших судоходству затонувших судов производилась в бухте Золотой Рог, на Амуре, а также в Советской Гавани (на месте постройки пирсов для подводных лодок). На процесс осуществления работ сказывалась проблема отсутствия металлургических заводов для переработки извлеченного металлолома, в

связи с чем, только в 1936 г. в «Основных показателях по ЭПРОНу» не было учтено 5000 тонн металлолома, собранного на Дальнем Востоке [18, л. 10].

Аварийно-спасательными группами поднималось на поверхность затонувшее имущество частей ТОФ, самолеты и катера. При этом, к водолазным относились водолазно-строительные и водолазно-ремонтные работы; обслуживание судов флота; очистка винтов и рулей, их ремонт; очистка подводной части судов и кингстонов; ловля торпед. Обеспечение учебно-боевой подготовки Тихоокеанского флота производилось силами водолазных ботов Экспедиции, которые присутствовали на глубоководных погружениях, ловли торпед и подобных маневрах. Исходя из специфики задач, эпроновцы на учебно-боевой подготовке осваивали правила вывода личного состава из погруженной подводной лодки, изучали технику подачи пищи через люки и организацию сообщения между субмаринами, лежащими на грунте вблизи друг друга, занимались вопросами очищения подводных лодок от сетей [17, л. 40].

Рис. 16. Вид на береговую базу Тихоокеанской экспедиции ЭПРОН. Владивосток, северная часть бухты Золотой Рог. Вторая половина 1930-х гг.

Семейный архив Г.У. Короткова (г. Владивосток).

Это направление деятельности требовало выделения солидных водолазных и технических средств, в связи с чем, ощущалась острая необходимость усиления

обеспечивающих средств Экспедиции: водолазных ботов, водолазного оборудования, увеличения плавсредств и понтонного парка. При том, на протяжении изучаемого периода, дальневосточным спасателям не хватало водолазного состава, плавсредств (особенно сварных компрессорных ботов и буксирных морских катеров). На оперативной

13

деятельности резко сказывалось отсутствие своего подъемного крана и килектора. До 1939 г. Экспедиция не имела своих спасательных судов, что срывало плановый ход работ, при этом арендовать ледоколы было слишком дорого [17, л. 63об.].

Рис. 17. Бескозырки Тихоокеанского ЭПРОН. Георгий Ульянович Коротков (крайний слева) с сослуживцами. Владивосток, 1 ноября 1938 г. На обороте подпись Г.У. Короткова.

Семейный архив Г.У. Короткова (г. Владивосток).

Во второй половине 1930-х гг. отмечается рост водолазно-строительных работ, в первую очередь, оборонного значения. Происходило обустройство уже построенных пирсов и спусковых площадок торпедных катеров, подводных лодок и самолетов. Работы велись по заказам Управления оборонного строительства ТОФ в укрепрайонах бухт: Америка, Владимир, Совгавань, Де-Кастри, а так же самого Владивостока. Причем приоритет отдавали именно оборонному строительству, а деятельность по заявкам гражданских ведомств приходилось частично сворачивать. Характерными были работы по устройству: минно-пристрелочной станции на о. Русский; спусковых капитальных площадок для самолетов ТОФ в бухте Патрокл; спусковых площадок для самолетов, торпедных катеров и подводных лодок в бухтах Сельдяная, Врангель, Разбойник, Владимир, Улисс и Совгавань; спусковых площадок для торпедных катеров по заявке Штаба Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА) в г. Николаевске-на-Амуре.

Помимо этого, эпроновцы выполнили срочное восстановление спусковых площадок для подводных лодок типа «Л» и «Щ» на заводе имени Ворошилова, осуществили поднятие затонувших от полученных пробоин буксиров (250 тонн каждый) Владивостокского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

военного порта и передали их Главному военному порту [17, л. 29, 37] (Рис. 16).

В рамках портовых работ специалисты Тихоокеанского ЭПРОНа выполняли обследования подводной части субмарин и кораблей ТОФ, очистку от ракушек, ремонт рулей, винтов, кингстонов. Занимались распряжкой спущенных подводных лодок от спусковых салазок, сменой винтов [17, л. 30].

Рис. 18. Тихоокеанские эпроновцы, сослуживцы В.С. Чистова и Г.У. Короткова. Весна 1941 г. Семейный архив В.С. Чистова (г. Владивосток).

В обстановке загруженности доков военными заказами ТОФ (и судами Морфлота) эпроновцы получали много заявок на ремонты рулей, кингстонов, снятие и постановку винтов, чистку подводной части и.т.п. водолазным путем.

Рис. 19. «Память о совместной службе на флоте 1936-1942». Сопоставление материалов из семейных архивов эпроновцев Владимира Семеновича Чистова, 1916 г.р. (внизу якоря) и Георгия Ульяновича Короткова, 1916 г.р. (второй снизу, к центру якоря). На обороте фрагмента из архива В.С. Чистова надпись: «Май 1942 года». Семейные архивы В.С. Чистова и Г.У. Короткова (г. Владивосток).

По ходу выполнения плана работ зачастую приходилось выделять станции и группы по приказаниям начальника Штаба

14

ТОФ или Комфлота для выполнения заданий Штаба ТОФ или срочных строительных оборонных работ [17, л. 33] (Рис. 17).

Рис. 20. Водолаз Шкуратов в процессе спуска под воду с борта ВРД-35. Учение АСО (ЭПРОН) ТОФ по подъему ПЛ «Л-17». Бухта Аякс, остров Русский, 11 июля 1942 г.

Филиал Центрального архива

Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ф. 2628. Оп. 1. Д. 26. Л. 176, 180.

В результате выполнения срочного оперативного задания по углублению протоки в районе озера Хасан (27 августа - 5 октября 1938 г.) эпроновцам (совместно с военнослужащими ТОФ) удалось получить данные для корректировки методики сооружения канала в реке, имеющей малое течение, а также сформулировать возможные варианты снабжения войск, дислоцированных в районе работ, водным путем. Помимо этого, был проанализирован опыт применения прибора Фролова и подрывных машинок нового образца - «ПМ-1», «ПМ-2» [19, л. 1-23].

В самом начале Великой Отечественной войны Тихоокеанская экспедиция в качестве соединения флота была подчинена непосредственно Военному совету ТОФ, а в специальном и техническом отношении — начальнику Главного управления ЭПРОН, перешедшего в ведение Военно-Морского Флота. Летом 1942 г. на основе Тихоокеанской экспедиции подводных работ особого назначения была создана Аварийно-спасательная служба

Тихоокеанского флота [20, л. 5] (Рис. 18 и Рис. 19).

Обстановка на Тихоокеанском направлении в 1941 г. характеризовалась как напряженная, а в 1942 г. как сравнительно спокойная, но требующая повышенной готовности [21]. Эпроновцы, в привычных им условиях нехватки специализированных судов-спасателей, занимались широким спектром работ по обеспечению функционирования флота в состоянии повышенной боевой готовности. Проводили учебные и фактические операции по спасению надводных и подводных кораблей, осуществляли подготовку водолазных кадров. В трудных гидрометеорологических условиях был подготовлен и проложен нефтепровод через Татарский пролив [22] (Рис. 20 и Рис. 21).

После начала Великой Отечественной войны изменились особенности задач, отрабатываемых в Тихоокеанской экспедиции ЭПРОНа, интегрированной в систему ВМФ. Учитывая специфику военного времени, особое внимание было уделено: общевойсковой, санитарной, химической и противопожарной подготовкам [2, л. 18].

Рис. 21. Подлодка «Л-17» после всплытия, дифферент на нос, крен на левый борт. на заднем плане спасательное судно «Находка». Учение АСО (ЭПРОН) ТОФ по подъему ПЛ «Л-17». Бухта Аякс, остров Русский, 11 июля 1942 г.

Филиал Центрального архива

Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ф. 2628. Оп. 1. Д. 26. Л. 180.

Таким образом, Экспедиция подводных работ особого назначения в период с 1923 по 1932 г. претерпела ряд изменений по укрупнению и расширению сферы своего

15

влияния на водных бассейнах Советского Союза, включая Дальневосточный. Эти процессы сопровождались контролем со стороны органов государственной

безопасности, вплоть до коренной реорганизации 1931 г. - входа из ведения ОГПУ с сохранением военизированной структуры. В период с 1932 по 1942 г. ЭПРОН вел активную работу по укреплению оборонного потенциала Дальнего Востока СССР. Эпроновцам приходилось действовать в условиях огромной протяженности морских границ, значительного спроса на специалистов-подводников, недостаточного материально -технического оснащения. В сферу деятельности специалистов ЭПРОНа входило осуществление широкого спектра

специализированных водолазных и подводно-технических работ, оказание помощи аварийным подводным лодкам и их экипажам, осуществление оборонно-строительных работ.

Список источников и литературы:

1. Усов А.В. Подъем из глубины десятилетий: Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) СССР - 95 лет! // Клио. - 2019. - № 1 (145). - С. 136-142.

2. Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина). Ф. 436. Оп. 21. Д. 96.

3. Чикер Н.П. Служба особого назначения. - М.: ДОСААФ, 1975. - 225 с.

4. Шайхутдинов Д.Г., Тарануха Е.В., Гапанюк М.В. Легенда Аварийно-спасательной службы Военно-Морского Флота // Морской сборник. - 2020. - Т. 2082. - № 9. - С. 11-16.

5. ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923—1931): архивные документы и материалы / отв. ред. В.С. Христофоров. - М.: Граница, 2015. - 664 с.

6. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 7458. Оп. 1. Д. 149.

7. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. Р-1495. Оп. 1. Д. 17.

8. РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 64.

9. Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). Фотофонд. КП-63699.

10. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-3316. Оп. 64. Д. 1451.

11. Семенов В.Н. Создание Тихоокеанского флота СССР (1932—1941 гг.) //

Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2020. - Т. 10. - № 3 (60). - С. 515524.

12. Деревянко А.П. Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году. Материалы к 60-летию Хасанских событий. -Владивосток: Уссури, 1998. - 84 с.

13. РГАВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 149.

14. Бауман Ф.М. Снятие с камней п/х «Гольденси» // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. X—XII. - Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1935. - С. 39—56.

15. Бауман Ф.М. Три года Тихоокеанской экспедиции ЭПРОНа // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. X—XII. - Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1935. - С. 264—270.

16. РГАВМФ. Ф.Р-1495. Оп. 2. Д. 147.

17. РГАВМФ. Ф. Р-1122. Оп. 1. Д. 22.

18. РГАЭ.Ф. 8045. Оп.3. Д. 14.

19. РГАВМФ. Ф. Р-1122. Оп. 1. Д. 35.

20. Архивный отдел (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток) филиала ЦА МО РФ (арх. ВМФ, г. Гатчина). Дело фонда № 94. Выписка из исторической справки.

21. Авакянц С.И. Тихоокеанский флот в годы Великой Отечественной войны, войны с Японией и на современном этапе // Морской сборник. - 2020. Т. 2078. - № 5. - С. 26-35.

22. Усов А.В. Аварийно-спасательная служба (ЭПРОН) Тихоокеанского флота в первые годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война, войны России и проблемы исторической памяти: Материалы XLVII Международной научной конференции / Под редакцией С.Н. Полторака. - Санкт-Петербург, 2020. - C. 232-236.

23. Илюхин В.Н. Развитие средств и способов спасания экипажей аварийных подводных лодок ВМФ России // Морской сборник. - 2009. - №. 5. - С. 30-38.

24. История ЭПРОН - EPRON Hist: научный проект «Подъем из глубины десятилетий» // Facebook [Электронный ресурс]. -URL: https://www. facebook. com/epronhist/

CONQUERING THE SEA BASINS: SPECIAL EXPEDITION FOR UNDERWATER WORKS (EPRON) FROM THE CRIMEAN BALAKLAVA BAY TO THE FAR EASTERN GOLDEN HORN BAY (1923-1942)

© Usov Alexey Vyacheslavovich1

16

1 Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Center for Humanities, SocioEconomic and Natural Science Disciplines of the State Academic University of the Humanities (GA UGN), Russia, Moscow

Abstract: The article was prepared on the basis of data obtained from federal archives, the Central Naval Museum, St. Petersburg, as well as previously not widely used published documents on the history of the Special Expedition for Underwater Works at the OGPU USSR. The features of the development of EPRON to enlarge and expand the sphere of its influence on the water basins of the Soviet Union (1923-1932) are revealed. Particular attention is paid to the contribution of the Epronovs to the strengthening of the defense potential of the Far East of the USSR (1932-1942). The author comes to the conclusion that having grown stronger and having turned from a local Black Sea organization into an all-Union one, EPRON made a significant contribution to strengthening the defense potential in the tense situation on the Far Eastern borders of the USSR in the 1930s.

Key words: EPRON, OGPU, Pacific direction, Far Eastern basin, rescue service, diver, ship lifting

Рукопись поступила: 6 ноября 2020 г. Submitted: 6 November 2020

БЛАГОДАРНОСТ

Автор благодарит за поддержку и предоставленные фотоматериалы: идейного вдохно-вителя и соучредителя научного

проекта «История ЭПРОН. Подъем из глубины десятилетий» — Марину Георгиевну Алексанину (Короткову), старшего научного сотрудника Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, кандидата технических наук; Анатолия Владимировича Чистова; руководство и сотрудников Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-Морского Флота, г. Гатчина), а также Центрального военно-морского музея Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург).

Особая признательность за многолетнее научное сотрудничество выражается директору РГАВМФ — Валентину Георгиевичу Смирнову, доктору исторических наук.

Отдельное спасибо за оказанную помощь в осуществлении научного проекта — Илье Александровичу Стефанишину (Приморский край, Пожарский район, село Верхний Перевал).

ОБЪЯВЛЕНИ

г

Проект «Подъем из глубины десятилетий» инициирован в преддверии 100-летнего юбилея Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) СССР.

Желающие принять участие в создании красочного альбома-книги могут откликнуться по электроадресу — epronhist@gmail.com, или телефону 8-950-282-37-61.

Приветствуется обратная связь в любом формате!

Особо ценным материалом будут фотографии из семейных архивов эпроновцев, в том числе служивших с 1942 г. в аварийно-спасательной службе (АСС) ВМФ. Биографические справки и воспоминания помогут обогатить издание о людях, чьим трудом ЭПРОН достиг успеха и всесоюзной известности в 1930-х гг.

Проект осуществляется при поддержке Общества изучения истории водолазного дела имени Р.А. Орбели, председателем правления которого является Александр Юрьевич Следков, доктор биологических наук. https://www.facebook.com/epronhist/ Мы в telegram - https ://t. me/epronhist

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.