к.и.н. Усов А.В. (Владивосток), Государственный академический университет гуманитарных наук;
Общество изучения водолазного дела им.Р.А.Орбели
Экспедиция подводных работ особого назначения СССР: от Черного моря к Тихому океану (1923-1934 гг.)
Аннотация:
В 2023 году исполнится 100 лет с момента образования легендарного ЭПРОНа. Статья посвящена развитию Экспедиции подводных работ особого назначения СССР от зарождения на Черном море в 1923 г. до создания на Тихом океане Отдельной дальневосточной партии в 1932 г., вплоть до её реорганизации в Дальневосточную экспедицию ЭПРОНа в 1934 г. Исследование подготовлено на основе материалов из федеральных архивов, Центрального военно-морского музея (ЦВММ, г. Санкт-Петербург), а также ранее широко не использовавшихся опубликованных документов по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР. Раскрыты особенности развития ЭПРОНа по укрупнению и расширению сферы своего влияния на водных бассейнах Советского Союза. Особое внимание уделено становлению Отдельной дальневосточной партии ЭПРОНа. Автор приходит к выводу, что дальневосточные эпроновцы несмотря на недостаток кадров и нехватку материально-технического оснащения успешно выполняли задачи по спасению судов, судоподъему, несению аварийно-спасательной готовности, оборонному строительству Морских сил Дальнего Востока России.
In 2023 it will be 100 years since the formation of the legendary Special Expedition for Underwater Works (EPRON). The article is devoted to the development of the Special Expedition for Underwater Works of the USSR from the birth on the Black Sea in 1923 to the creation on the Pacific Ocean of a Separate Far East Party in 1932, until its reorganization into the EPRON's Far East Expedition in 1934. The study was prepared on the basis of materials from the federal archives, the Central Naval Museum (CNM, St.
Petersburg), as well as previously not widely used published documents on the history of the Special Expedition for Underwater Works (EPRoN) of the OGPU USSR. The peculiarities of EPRON development on consolidation and expansion of sphere of its influence in water basins of the Soviet Union are revealed. Special attention is paid to the formation of the EPRON's Separate Far East Party. The author concludes that the Far Eastern EPRON's personnel, despite lack of cadres and lack of material and technical equipment, successfully carried out the tasks of rescue of ships, , ship-raising, carrying out emergency and rescue readiness, defense construction of the Naval Forces of the Far East.
ЭПРОН: Подъем из глубины десятилетий
Эпроновская улица нанесена на карты городов современной России: Севастополя, Екатеринбурга, Перми, Уфы, Нижнего Новгорода, Сочи, Грозного, Калининграда, а также украинского г. Запорожья. Эти улицы названы в честь организации «ЭПРОН» (1923 — 1942 гг.), чье имя имело заслуженную популярность в СССР в 30-х гг. XX века [19]. Современные морские спасатели, как гражданские, так и военные имеют четкое представление о том, что ЭПРОН стал базовой организацией для последующего создания на его основе Аварийно-спасательной службы ВМФ (1942 г.) и считают себя преемниками Экспедиции [13].
Писатель-маринист Н.А. Черкашин в начале главы «Дом на Английской набережной» своей повести «Морское солнце», написанной в январе 1986 г., отметил: «Сейчас даже всеведущие редакторы просят раскрыть в тексте полное название этой организации. А до войны каждый мальчишка мог без запинки расшифровать пять букв: «Э» — экспедиция, «П» — подводных, «Р» — работ, «О» — особого, «Н» — назначения» [21] .
В преддверии 2023 г. — 100-летнего юбилея с момента образования ЭПРОНа, услышав эту аббревиатуру некоторые наши соотечественники по-прежнему затрудняются её расшифровать. Специалисты по зарубежным странам говорят, что так называется французская коммуна в Нижней Нормандии, агрономы вспоминают столовый сорт картофеля, выведенный ленинградскими специалистами в 1929 г. [16],
фумофилисты - пачку советских папирос 1-го сорта с изображением водолаза и соответствующие спичечные коробки, а филателисты - тематические марки. Тем не менее спасательное судно пр.527М Черноморского флота, Центр аварийно-спасательных подводно-технических работ г. Санкт-Петербурга, военно-патриотический клуб подводного плавания г. Тольятти, имеют в своих наименованиях 5 букв легендарной аббревиатуры и сохраняют для потомков историческую память о крупнейшей организации в области аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ [14].
О феномене ЭПРОНа опубликован ряд трудов, в том числе научных [3; 6; 8; 11; 15; 17; 18; 23; 25]. Интерес к организации привлекает внимание издание специализированных журналов «Нептун» (главный редактор И.Н. Кочергина) и «Вопросы подводной археологии» (главный редактор А.А. Березин), публикации на тематических сайтах в сети интернет [26]. С начала 2019 г. запущен научный проект «История ЭПРОН: Подъем из глубины десятилетий» [12] (Рис 1). Опыт ЭПРОНа неизменно востребован при подготовке студентов технических специальностей [20], потому что именно в период образования и деятельности ЭПРОНа были заложены основы научного подхода к освоению водолазами больших глубин, разработке и внедрению методов самостоятельного спасения личного состава аварийных подводных лодок [10].
Актуальность изучения эпроновского наследия не вызывает сомнений. Современная источниковая база позволяет анализировать исторический опыт Экспедиции подводных работ особого назначения СССР (1923-1942 гг.), который требует комплексного исследования. Объединенными усилиями исследователей начинает складываться новое направление в исторической науке - «эпронистика».
Наступило благоприятное время для «подъема из глубины десятилетий» фактов об организации и деятельности ЭПРОНа, о жизненном и служебном путях специалистов, чьим трудом был построен успех Всесоюзной организации — монополиста в области аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ. Анализ полученной информации может быть востребован не только при корректировке государственной политики в области морского спасания, но и может послужить образцом для воспитания молодых моряков, не обязательно спасателей.
Покоряя морские бассейны
В 1920-1930 гг. формирование отечественного судоподъёмного, водолазного и спасательного дела тесно сопряжено с деятельностью Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН), образованной при Особом отделе Государственного политического управления в марте 1923 г., как учреждение хозяйственно-опытного характера. В соответствии с приказом Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) № 528 от 17 декабря 1923 г. её преобразовали в постоянную судоподъёмную партию, снабжённую всеми необходимыми средствами для производства различных подводных работ. Изначально годовым праздником ЭПРОНа, как военно-морской части, было приказано считать 20 декабря - День празднования ВЧК/ОГПУ, а после выхода из состава органов государственной безопасности, отчет стали вести от 17 декабря 1923 г., - даты преобразования в постоянную судоподъемную партию.
Л.Н. Захаров-Мейер, организатор и самый известный руководитель ЭПРОНа «чекистского периода», в своих воспоминаниях писал: «Днем основания ЭПРОНа правильнее считать 13 или 23 марта 1923 г.» [27, С. 329]. Это связано с тем, что изначально ЭПРОН был образован при Особом отделе Государственного политического управления (ОО ГПУ), как учреждение хозяйственно-опытного характера. Подготовку к работам в Балаклавский бухте (г. Севастополь), сотрудники ОО ГПУ начали с марта 1923 г., приступив к непосредственному исполнению в августе. В задачу Экспедиции входило создание специального подводного водолазного аппарата по чертежам конструктора Е.Г. Даниленко. Созданной организации (со штатом 30-40 человек) предстояло обследовать затонувшие суда на недоступных до этого глубинах [27, С. 43].
Содержание Экспедиции было достаточно дорогим и обходилось 3-4 тыс. руб. золотом в месяц. В октябре 1923 г. прорабатывался вопрос о передаче ЭПРОНа в ведение Управления Военно-морских сил. После обнаружения кладбища английских кораблей XIX в. ЭПРОН остался в ведении ОГПУ благодаря санкции Ф.Е. Дзержинского [27, С. 328].
Штат Экспедиции, объявленный приказом ОГПУ от 17 декабря 1923 г., предполагал 58 человек, предусматривалось две должности «старший водолазный старшина» [27, С. 19].
Рис. 1. Логотип научного проекта «История ЭПРОН: Подъем из глубины десятилетий».
Комплектование предполагалось вести из высококвалифицированных специалистов, на одинаковых началах с добровольцами военнослужащими Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) [27, С. 328, 43-44] .
К 1929 г. ЭПРОН значительно окреп и начал постепенно превращаться из локальной черноморской организации во всесоюзную. Была создана постоянная Балтийская партия - будущая Северная база в Ленинграде. Подготавливалась передача в ЭПРОН Водолазной школы Военно-морских сил, с возложением обязанности готовить водолазов для военного флота. За исключительные заслуги в деле поднятия морских судов ЭПРОН был награжден орденом Трудового Красного Знамени [27, С. 350, 353].
Усов А.В. Экспедиция подводных работ.
В марте 1930 г. была разработана новая организация ЭПРОНа. С этого периода приставка «на Черном и Азовском морях» навсегда ушла из официального наименования. Во главе организации стояли руководитель и его помощник (Я.М. Хорошилкин). При руководителе состояли «главные специалисты»: главный корабельный инженер (Т.И. Боб-рицкий); главный инженер-механик (Л.А. Белецкий); главный врач (К.А. Павловский); главный инженер-гидротехник (Завадский). Руководителю также подчинялись: главный политический инспектор (Явиц), главный бухгалтер (Честенков) и начальник Управления (Штаба).
Штаб Северной базы со строительным отделом и Балтийская партия дислоцировались в Ленинграде, где развернули Центральные водолазные мастерские; партии - в Кронштадте, Мурманске, Архангельске. Штаб Южной базы со строительным отделом - в Севастополе; парии -в Керчи, Новороссийске, Туапсе, Батуми. Отдельную Каспийскую партию сформировали в Баку. Общая численность штата была определена в 750 человек, из которых 71 вольнонаемный (главным образом в строительных отделах). В общее число не входили рабочие центральных водолазных мастерских и временный персонал [27 С. 356]. С 1.07.1930 г. руководителем ЭПРОНа при ОГПУ (по совместительству) являлся Д.В. Усов, помощник начальника Транспортного отдела ОГПУ [27, С. 249, 638]. С 18.12.30 г. заместителем начальника, а затем начальником Экспедиции назначен Ф.С. Медведев, сотрудник органов государственной безопасности, позднее уволенный из ОГПУ [27, С. 632] (Рис. 2).
25 марта 1930 г. произошло важное событие в становлении ЭПРОНа - ОГПУ были возмещены все средства, затраченные на организацию и работу в период 1923-1924 гг. Эта сумма в балансе ЭПРОНа всегда рассматривалась как ссуда, полученная от чекистов, которую нужно возместить [27, С. 356]. Можно предположить, что отчасти по причине непогашенной задолженности, руководство ОГПУ тормозило передачу Экспедиции в ведение НКПС, а финансовый отдел ОГПУ пытался препятствовать расширению эпроновской деятельности. По постановлению Совета Труда и Обороны № 3 от 01.01.1931 г. произошла реорганизация ЭПРОНа:из ведения ОГПУ она была передана в подчинение Народного комиссариата путей сообщения, а затем - Народного комиссариата водного транспорта, с сохранением военизированной структуры и расширением района деятельности.
Рис 2. Ф.С. Медведев - РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 64. Л. 18.
Руководящий состав и техперсонал как в центре, так и на местах, подвергся существенному изменению путем назначения новых лиц на командные посты [38, Л. 18-26]. Среди руководящего состава Главного управления ЭПРОНа необходимо отметить Ф.С. Медведева, его заместителя Л.К. Богаревича. Помощником начальника Главного управления и начальником политотдела стал Г.А. Сарапулкин, старшим инспектором при начальнике Главного управления - Н.П. Бессонов. Профессиональный опыт К.А. Павловского, Ф.А. Шпаковича, Л.А. Белецкого, Т.И. Бобрицкого продолжал быть востребованным ЭПРОНом после завершения «чекистского периода» (Рис 3). Необходимо отметить, что в Главном управлении ЭПРОНа трудились пять женщин: Л.А. Матвеева (заведующая делопроизводством), А.П. Фридлих (старшая машинистка), М.И. Ягунова (машинистка), О.И. Бортуновская (архивариус), А.Ф. Пестова (курьер) [38, Л, 27].
Рис 3. РГАВМФ. Ф. P-2243. Оп. 3. Д. 64. Л. 22
Судоподъемные работы производились в районе Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского морей, а также речных бассейнов Аму-Дарьи, Дона, Буга и Северной Двины.
Водолазно-строительные, гидротехнические работы производились в Одесском, Очаковском, Липатихинском, Севастопольском, Евпаторском, Новороссийском, Туапсинском, Батумском и Бакинском портах, и на реке Днестр - на Юге. А также на Севере - в Кронштадтском, Ленинградском, Мурманском, Архангельском портах и на госпредприятиях, расположенных на реках: Нева, Сестра, Ижора, Шексна. Кроме того, по обслуживанию Народного комиссариата путей сообщения ЭПРОН командировал водолазные станции во все главные пункты СССР. Широкое развитие получили аварийно-спасательные работы ЭПРОНа, производимые в Белом, Балтийском, Черном и Средиземном (близ турецких берегов) морях [39, Л. 39].
К 1932 г. ЭПРОН претерпел ряд изменений по укрупнению и расширению сферы своего влияния на водных бассейнах Советского Союза. Эти процессы сопровождались сохранением контроля со стороны
органов госбезопасности, вплоть до коренной реорганизации 1931 г. Преобразования ЭПРОНа сопровождались переводом подразделений Экспедиции на хозрасчет, планомерным увеличением штатной численности, концентрацией материальной и кадровой основы для подготовки водолазных специалистов, в том числе для военных нужд.
«[__ ] | ? , /у«*- _]
Рис. 4. Ф.И. Крылов - РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 70. Л. 186.
С января 1932 г. Экспедицию подводных работ особого назначения на морях и реках СССР (ЭПРОН) возглавил Ф.И. Крылов, руководивший с марта 1931 г. Южным округом [28, Л. 40] (Рис 4.). Для обеспечения районов Нижней Волги и северной части Каспийского моря в начале 1932 г. создается Астраханская партия. Дальний Восток СССР также не остался без внимания ЭПРОНа [22].
«... Водолазное, аварийно-спасательное и судоподъемное дело на
Дальнем Востоке будет стоять на должной высоте»
Зарождение централизованной морской аварийно-спасательной службы Дальневосточного бассейна уходит корнями в начало 1930-х гг. Именно в эти годы для выполнения судоподъёмных, аварийно-спасательных и водолазных работ на акваториях Восточной Сибири и
/V, / сС ьке/ъ,
С5 , а О '
Усов А.В. Экспедиция подводных работ. Дальневосточного края, Ф.И. Крылов — начальник Главного управления Экспедиции подводных работ особого назначения на морях и реках СССР своим приказом № 43 от 7 марта 1932 г. поручил Ф.М. Баума1 создать Отдельную дальневосточную партию Экспедиции подводных работ особого назначения, преобразованную впоследствии в Тихоокеанскую экспедицию подводных работ Краснознаменного ЭПРОН [34, Л. 1].
Огромная береговая линия Тихого океана оставалась малоисследованной. Ф.М. Бауман, в своем письме органам власти и военному командованию от 22 октября 1932 г., писал [32, Л. 99-102]: «Аварийно-спасательная служба на Дальнем Востоке до настоящего времени не была налажена, ни в годы до революционные, ни в последующие годы после гражданской войны и интервенции. ... Берега Дальнего Востока и Сахалина усеяны корпусами погибших пароходов или пароходами выброшенными на берег. ... Имеются десятки погибших и выброшенных судов по побережью с ценнейшим грузом, который может быть использован по его поднятии и некоторому ремонту, а также возможно снять с берега два — три парохода на Камчатке. ... Отдельная дальневосточная партия с поставленными задачами справится и водолазное, аварийно -спасательное и судоподъемное дело на Дальнем Востоке будет стоять на должной высоте».
За короткий срок Федор Мартинович Бауман смог проделать во Владивостоке колоссальную подготовительную работу по накоплению материальных ресурсов, обучению личного состава Отдельной ДВ партии [31, Л. 179]. Сумел наладить работу аварийно-спасательного отряда кораблей Морских сил Дальнего Востока (МСДВ), лично занимался спасением и подъемом затонувших судов [33, Л. 19] (Рис 5).
1 Бауман Федор Мартынович (Мартынович), 1902 г.р. (в наградных листах иногда значится 1901 г.р., например РГАВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 1. Д. 35. Л. 38). Участник Гражданской войны, был ранен и контужен. Окончил Кронштадскую военно-фельдшерскую школу в 1918 г. Служил в ЭПРОНе с 1930 г., был лекарским помощником (фельдшером) до 1931 г. С 1932 г. назначен первым начальником Отдельной Дальневосточной партии ЭПРОНа., интендант 1-го ранга (РГАВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 1. Д. 45. Л. 4). Арестован 21 августа 1937 г., обвинен в шпионской деятельности. Расстрелян в день вынесения приговора 26 мая 1938 г. Реабилитирован Определением Верховного Суда от 18 января 1958 г. (https://bessmertnybarak.ru/books/person/329691/).
Рис. 5. Снятие с камней английского парохода «Гольденси» в бухте Тетюхе, 1934 г. Ф.М. Бауман крайний слева - Центральный военно-морской музей Министерства обороны Российской Федерации (ЦВММ). КП ФГ О-45447.16.
Днем рождения Отдельной ДВ партии следует считать - 15 апреля 1932 г., когда Командующему МСДВ было доложено о формировании Партии, которая 20 апреля приступила к водолазным работам по заданию начальника Штаба Морских сил Дальнего Востока [34, Л. 1]. Оторванная далеким расстоянием от главных учреждений ЭПРОНа, Дальневосточная партия поддерживала связь с руководящим составом Экспедиции и имела тесное взаимодействие с органами советской власти в регионе.
Морская группа Отдельной дальневосточной партии расшифровала себя по разрешению Штаба МСДВ путем объявления о формировании в местной газете 20 мая 1932 г. Военный сектор состоял из 29 человек. Из них среднего и старшего комсостава — 3. Водолазов ЭПРОН и прикомандированных от МСДВ — 17 человек. Гражданский сектор
Усов А.В. Экспедиция подводных работ. состоял из шести водолазов принятых на службу в ЭПРОН из Дальвод-строя и Торгового порта. Гражданская группа водолазов работала по коллективному договору с 15 % надбавкой к установленным ставкам.
Ф.М.Бауман в своей статье, опубликованной в Сборнике ЭПРОНа пишет [2]: «Но большим тормозом в деле дальнейшего развития было отсутствие своей базы, а также плавтехнических средств». Временная береговая база ЭПРОНа находилась в помещении плавсредства Дальводстроя и занимала четыре больших комнаты и две малые, а также одну кладовую. В таких условиях разместили амбулаторию, дежурную, содержательскую и батальерную части. Вблизи базы ЭПРОНа помещений для проживания не было. Поэтому временно личный состав военного сектора размещался в казармах флотских команд и отдельном помещении из восьми кубриков.
Отдельная дальневосточная партия располагала пятью водолазными ботами и моторным катером мощностью 30 л.с. [30, Л. 5]. «Не было ни одного водолазного компрессора, не было телефонов, подводного освещения, а о судоподъемных средствах в то время и говорить не приходилось, — их не было совсем», — писал Федор Мартинович [2].
К октябрю 1932 г. ситуация несколько улучшилась. Во Владивостоке на территории 37-го причала расположилась База ОДВ партии, имеющая склады и ангар для понтонов. Имущество Партии увеличилось: появились мотокатера мощностью 50 и 25 л.с., 6 водолазных ботов, 1 мотокомпрессор, 20 водолазных аппаратов с большим количеством шлемов, водолазных рубах, подводными телефонами, а также подводным освещением [32, Л. 99-102].
«...Учитесь на всех фронтах освоения Дальнего Востока работать так, как эпроновцы-дальневосточники!»
После оккупации Манчжурии японскими войсками в 1931 г. обстановка на Дальнем Востоке продолжала оставаться напряженной [5, С. 16-22]. На занятой территории был создан плацдарм для развертывания агрессии против остальной части Китая, Монгольской Народной Республики и Дальневосточных рубежей СССР [7, С. 5-12]. Для предотвращения угрозы вторжения с 1932 г. Советским Союзом были возрождены Морские силы Дальнего Востока, а также продолжено оборудование укреплённых районов в приграничной зоне и на побережье [9].
шт ттттга *,эп/гона «
Рис. 6. Юбилей краснознаменного ЭПРОНа, 1933 г. - Центральный военно-морской музей МО РФ. КП ФГ О-17740.
Отдельная дальневосточная партия ЭПРОНа внесла неоценимый вклад в строительство МСДВ, а также проделала значительный объем работ по Морскому флоту, Торговому порту и по другим гражданским организациям. В приказе Революционного Военного Совета
Усов А.В. Экспедиция подводных работ.
Морских сил Дальнего Востока № 0529 от 17 декабря 1933 г., приуроченном к десятилетию Краснознаменного ЭПРОНа дана блестящая характеристика [37, Л. 180]: «Отдельная Д.В. партия ЭПРОНа на сегодняшний день является достойной организацией на Дальнем Востоке -всего целого Краснознаменного ЭПРОНа. В момент труднейшей работы по созданию обороноспособности и по сколачиванию МСДВ в целом - Отдельная Д.В. партия ЭПРОНа принимала и принимает самое активное участие. За период существования МСДВ т.е. за 1 год и 8 месяцев, в начале молодая организация ЭПРОНа, теперь стала крепкой и не на последнем месте боевых частей МСДВ по выполнению боевых заданий РВС МСДВ» (Рис 6.).
Газета Тихоокеанская звезда в декабре 1933 г., описывая работы ЭПРОНа, выдвинула лозунг: «учитесь на всех фронтах освоения Дальнего Востока работать так, как эпроновцы-дальневосточники!».
Дальневосточные эпроновцы поднимали землечерпалки, баржи и катера различных организаций, цветной металл, полезные вещи и механизмы. Наиболее сложные судоподъемные операции: корпуса старого эсминца (1932 г.), ледокола «Богатырь» и корпуса парохода «Се-шан» (1933 г.), паровой шаланды «Уссурийск» (1934 г.).
Аварийно-спасательные работы производились в большинстве случаев путем оказания помощи и снятия с мели. Наиболее трудными были операции по спасению: парохода «Сталинград» в Японии, в 500 милях от базы (1932 г.); парохода «Кама» на Камчатке, в 1000 милях от базы; снятие с мели парохода «Постышев» у острова Маканруши северной группы Большой гряды Курильских островов, в 900 милях от базы (1933 г.); снятие с камней теплохода «Кузнец Лесов» в Южно-Китайском море, в 23000 милях от базы [2]; английского парохода «Голь-денси» в Японском море, в 490 милях от базы (1934 г.) [1]. Помимо этого, в рамках портовых работ специалистами ЭПРОНа на Дальнем Востоке производился осмотр подводных частей различных судов, снятие с них винтов, постановка их на место без ввода в док, а также очистка и ремонт рулей, троса и кабеля. Водолазные строительные работы в 1932 г. происходили в пределах порта. В 1933 г. — в ближайших районах Владивостока и на Амуре, а в 1934 г. — по всему советскому побережью Тихого океана, всему бассейну Амура, а также в Южно-Китайском море. Было развернуто до 26 водолазных станций.
Рис. 7. Учеба и повседневный быт. Демонстрация снаряжения водолаза. Владивосток, 1932-1936 гг. - Центральный военно-морской музей МО РФ. КП ФГ О-45464/18.
В 1933 г. и 1934 г. дальневосточные эпроновцы предпринимали экспедиции к острову Врангеля и на Колыму [2].
Реорганизация из ДВ Партии в Экспедицию
Во втором полугодии 1933 г. в связи с увеличением корабельного состава МСДВ, а особенно подводных лодок, требования к партии ЭПРОНа на ДВ увеличились. По вопросу реорганизации партии ЭПРОНа ДВ и усилении ее средств было отправлено письмо Организационно-планового управления Военно-Морских сил РККА на имя начальника Мобилизационного Управления Наркомвода и начальника Главного управления ЭПРОНа: «Вследствие того, что эта партия имеет недостаточные плавучие и технические средства и недостаточный по количеству штат работников - требования МСДВ полноценно не удовлетворяются». Среди срочных мероприятий было предложено создать по примеру других округов Дальневосточный округ ЭПРОНа, увеличив число штатных работников ЭПРОНа на ДВ [35, Л. 234].
В первом квартале 1934 г. ЭПРОН произвел коренную перестройку всей своей системы управления. Усиление низовых подразделений техническими средствами позволило расширить функции некоторых подразделений до объема экспедиций подводных работ, охватывающих флот в основном аварийно-спасательной службой, с одновременным выполнением судоподъемных операций, водолазных и строительно-гидротехнических работ. В результате реформирования Балтийская, Мурманская, Севастопольская, Каспийская и Дальневосточная партии были реорганизованы в Экспедиции [36, Л. 3]. Дальневосточная экспедиция ЭПРОНа на 20 июля 1934 г. имела в своем составе 150 человек. Была уверенно освоена глубоководная подготовка до 35 морских саженей. Проводились аварийные учения, в том числе с фактическим подъемом подводной лодки типа «М» [31, Л. 9, 11].
Оснащенность дальневосточных эпроновцев возросла: два водолазных мотокомпрессора, 20 водолазных аппаратов, 8 мотопомп, 135 водолазных рубах, 28 шлемов, 12 телефонных аппаратов, восемь водолазных ботов, два мотокатера. Понтонный парк включал в себя 26 мягких по 40 т, шесть мягких по 5 т, а также шесть жестких 200 т. Появился один автогенный подводный аппарат и один обыкновенный автогенный аппарат, автомашина.
Рис. 8. Виды главной береговой базы ЭПРОН во Владивостоке. Один из пирсов, 1932-1936 гг. - Центральный военно-морской музей МО РФ. КП ФГ О-45456/9.
Активно шло развертывание базы: строительство ангара для понтонов, надстройка второго этажа штаба, ремонт дома начсостава, ремонт Индигирки под плавбазу [11, Л. 9об].
Таким образом, Экспедиция подводных работ особого назначения, зародившись в 1923 г. на Черном море, прошла ряд реорганизаций, в том числе коренную — выход из ведения органов государственной безопасности в 1931 г., значительно расширила сферы своего влияния на водных бассейнах Советского Союза, получив приставку «на морях и реках СССР». В начале 1932 г. была создана Отдельная дальневосточная партия ЭПРОНа, которая несмотря на недостаток кадров и нехватку материально-технического оснащения успешно выполняла задачи по спасению судов, судоподъему, несению аварийно-спасательной готовности, оборонному строительству Морских сил Дальнего Востока. В 1934 г., ряд Партий ЭПРОНа, в том числе Дальневосточная, были реорганизованы в Экспедиции. За это время дальневосточные эпроновцы смогли увеличить свой личный состав, а также несколько улучшить материально-техническое оснащение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Бауман Ф.М. Снятие с камней п/х «Гольденси» // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. Х—Х11. Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1935. С. 39—56.
2. Бауман Ф.М. Три года Тихоокеанской экспедиции ЭПРОНа // ЭПРОН. Сборник статей по судоподъему, водолазному и аварийно-спасательному делу. Вып. Х—Х11. Л.: Краснознаменная экспедиция подводных работ СССР, 1935. С. 264—270.
3. Березин А.А. Экспедиция подводных работ особого назначения на службе гуманитарной науки СССР // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2016. № 1. С. 49-53.
4. Боровиков П.А. Иллюстрированная история водолазного дела России. М.: Моркнига, 2008. 152 с.
5. Буяков А.М., Шинин О.В. Деятельность органов безопасности на Дальнем Востоке в 1922-1941 годах. М.: Кучково поле, 2013. 432 с.
6. Голубев, В.Г. Илюхин В.Н.,. Максимов В.И. и др. Спасатели военно-морского флота. М.: Воениздат, 1996. 264 с.
7. Деревянко А.П. Пограничный конфликт в районе озера Хасан в 1938 году. Материалы к 60-летию Хасанских событий. Владивосток: Уссури, 1998. 84 с.
8. Жарков М.В. ЭПРОН и подъем подводной лодки «Пеликан» // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1 (17). С. 311-316.
9. Зайцев Ю.М. Подготовка сопредельной территории Дальнего Востока к войне. // Россия и АТР. 2010. № 3. С. 5-14.
10. Илюхин В.Н. Развитие средств и способов спасания экипажей аварийных подводных лодок ВМФ России // Морской сборник. 2009. №. 5. С. 30-38. С. 31.
11. Илюхин В.Н., Захаров П.В. От ЭПРОНа до федеральной системы поиска и спасания на море Российской Федерации. К 90-летию создания Экспедиции подводных работ особого назначения // Морской вестник. 2013. № 4 (48). С. 77-83.
12. История ЭПРОН - EPRON Hist: научный проект «Подъем из глубины десятилетий» // Facebook [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/epronhist/
13. Карев В. Морской аварийно-спасательной службе России - 50 ЛЕТ // Морской флот. 2007. № 1. С. 13-17.
14. Марченко И.Е. Официальный отдел. Из указов президента Российской Федерации. Вести с флотов // Морской сборник. 2014. № 2. С. 3-30. С. 19.
15. Мочарук Г.И. Служба подводных работ особого назначения (К 50-летию образования ЭПРОНа) // Судостроение. 1973. № 11 (432). С. 55-57.
16. Симаков Е.А., Анисимов Б.В., Склярова Н.П. и др. Сорта картофеля, возделываемые в России. 2005 г.: Ежегодное справочное издание. М.: МГУ им. Ломоносова, 2005. 112 с. С. 13.
17. Следков А.Ю. Очерки истории водолазного дела. Книга 3, том 1. СПб.: ИПК «Гангут», 2015. 316 с.
18. Следков А.Ю. Очерки истории водолазного дела. Книга 3, том 2. СПб.: ИПК «Гангут», 2016. 272 с.
19. Усов А.В. «Да здравствуют герои эпроновцы!»: популяризация достижений Экспедиции подводных работ особого назначения в советском обществе 1930-х гг. (к 95-летию создания ЭПРОНа) // Исторические чтения на Лубянке. Отечественные и зарубежные спецслужбы: история и современность: материалы XXII международной научной конференции (Москва, 6-7 декабря 2018 года). М.: Общество изучения истории отечественных спецслужб, 2018. С. 186-193
20. Утилизация атомных подводных лодок: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» / под ред. В.С. Никитина. Том. Часть III. Подъем подводных лодок со дна морей и океанов. СПб: Крыловский государственный научный центр, 2017. 306 с.
21. Черкашин Н. А. Морское солнце: Повести. М.: Воениз-дат, 1988. 383 с.
22. Чикер Н.П. Служба особого назначения. М., ДОСААФ, 1975. 225 с.
23. Чикер. Н. Герои подводных глубин // Спортсмен-подводник. 1984. № 72. C. 48-58.
24. Шабельникова Н.А. Морская спасательная служба Дальнего Востока России: к вопросу о формировании нового направления в отечественной региональной историографии // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы IX междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск: БГПУ, 2019. С. 307—313.
25. Шигин В.В. Вместе с флотом // Морской сборник. 2010. № 9. С. 93-95.
26. ЭПРОН и спасатели ВМФ // Ретрофлотъ [Электронный ресурс] URL: http://www.retroflot.com/yepron.html.
27. ЭПРОН. Документы по истории Экспедиции подводных работ особого назначения при ОГПУ СССР (1923-1931): архивные документы и материалы / отв. ред. В.С. Христофоров. М.: Граница, 2015. 664 с.
28. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-3316. Оп. 64. Д. 1451.
29. Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. Р-1495. Оп. 1. Д. 17.
30. РГАВМФ. Ф. Р-1122. Оп. 1. Д. 2.
31. РГАВМФ. Ф. Р-1122. Оп. 1. Д. 11.
32. РГАВМФ. Ф. Р-1495. Оп.1. Д. 28.
33. РГАВМФ. Ф. P-1495. Оп. 1. Д. 29.
34. РГАВМФ. Ф. P-1495. Оп. 1. Д. 30.
35. РГАВМФ. Ф. P-1495. Оп. 1. Д. 31.
36. РГАВМФ. Ф.Р-1495. Оп. 2. Д. 147.
37. РГАВМФ. Ф. Р-1495. Оп. 2. Д. 149.
38. РГАВМФ. Ф. Р-2243. Оп. 3. Д. 64.
39. РГАЭ. Ф. 7458. Оп. 1. Д. 149.