Научная статья на тему 'Специфика деятельности аварийно-спасательной службы ВМФ в условиях изменения стратегических позиций СССР в Тихом океане в 1945 г'

Специфика деятельности аварийно-спасательной службы ВМФ в условиях изменения стратегических позиций СССР в Тихом океане в 1945 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ / МОРСКОЕ СПАСЕНИЕ / АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СУДОПОДЪЕМ / МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОДОЛАЗ / FAR EAST / PACIFIC FLEET / SEA RESCUE / EMERGENCY RESCUE SERVICE / WORLD WAR II / SHIP SALVAGING / MARITIME SAFETY / DIVER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усов Алексей Вячеславович

Статья подготовлена на основе архивных материалов филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архива ВМФ РФ, г. Гатчина) и его архивного отдела (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток), впервые вводимых в научный оборот. Рассмотрена специфика деятельности Аварийно-спасательной службы (АСС) ВМФ в условиях изменения стратегических позиций СССР в Тихом океане в 1945 г. Главное внимание уделяется действиям специалистов АСС Тихоокеанского флота (ТОФ) в условиях военной обстановки боевых действий с Японией. Раскрываются особенности выполнения судоподъемных операций и подводно-технических работ, имевших послевоенный восстановительный характер. Автор приходит к выводу, что деятельность АСС ТОФ в значительной мере способствовала успешному выполнению военных задач и вносила существенный вклад в последующее послевоенное восстановление объектов тихоокеанской инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergency Rescue Service of the Naval Pacific Fleet in the context of changes in the Pacific strategic positions of the USSR in 1945

The research is based on the records of the Branch of the Central Archives of the Ministry of Defence of the Russian Federation (the Archive of the Navy in Gatchina) and its archives department (the Pacific Fleet in Vladivostok) that are introduced. The author considers the specific activities of the Emergency Rescue Service of the Naval Pacific Fleet in the context of the changing strategic positions of the USSR in the Pacific Ocean in 1945. The emphasis is placed on the actions of the emergency crew in a military environment, i.e. hostilities with Japan. The study reveals the aspects of ship salvaging and underwater engineering works determined by the post-war reconstruction. The author concluded that the Emergency Rescue Service of the Naval Pacific Fleet made significant contributions to both the successful performance of military tasks and the subsequent post-war restoration of the Pacific infrastructure.

Текст научной работы на тему «Специфика деятельности аварийно-спасательной службы ВМФ в условиях изменения стратегических позиций СССР в Тихом океане в 1945 г»

УДК 94:359+627.76(571.6+265)"1945"

https://doi.org/10.24158/fik.2019.1.16

Усов Алексей Вячеславович

Usov Aleksey Vyacheslavovich

кандидат исторических наук, старшим преподаватель кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России

СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВМФ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ СССР В ТИХОМ ОКЕАНЕ В 1945 Г.

PhD in History, Senior Lecturer, State Legal and Civil Legal Subjects Department, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

EMERGENCY RESCUE SERVICE OF THE NAVAL PACIFIC FLEET IN THE CONTEXT OF CHANGES IN THE PACIFIC STRATEGIC POSITIONS OF THE USSR IN 1945

Аннотация:

Статья подготовлена на основе архивных материалов филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архива ВМФ РФ, г. Гатчина) и его архивного отдела (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток), впервые вводимых в научный оборот. Рассмотрена специфика деятельности Аварийно-спасательной службы (АСС) ВМФ в условиях изменения стратегических позиций СССР в Тихом океане в 1945 г. Гпавное внимание уделяется действиям специалистов АСС Тихоокеанского флота (ТОФ) в условиях военной обстановки - боевых действий с Японией. Раскрываются особенности выполнения судоподъемных операций и под-водно-технических работ, имевших послевоенный восстановительный характер. Автор приходит к выводу, что деятельность АСС ТОФ в значительной мере способствовала успешному выполнению военных задач и вносила существенный вклад в последующее послевоенное восстановление объектов тихоокеанской инфраструктуры.

Ключевые слова:

Дальний Восток, Тихоокеанский флот, морское спасение, Аварийно-спасательная служба, Вторая мировая война, судоподъем, морская безопасность, водолаз.

Summary:

The research is based on the records of the Branch of the Central Archives of the Ministry of Defence of the Russian Federation (the Archive of the Navy in Gatch-ina) and its archives department (the Pacific Fleet in Vladivostok) that are introduced. The author considers the specific activities of the Emergency Rescue Service of the Naval Pacific Fleet in the context of the changing strategic positions of the USSR in the Pacific Ocean in 1945. The emphasis is placed on the actions of the emergency crew in a military environment, i.e. hostilities with Japan. The study reveals the aspects of ship salvaging and underwater engineering works determined by the post-war reconstruction. The author concluded that the Emergency Rescue Service of the Naval Pacific Fleet made significant contributions to both the successful performance of military tasks and the subsequent post-war restoration of the Pacific infrastructure.

Keywords:

Far East, Pacific Fleet, sea rescue, Emergency Rescue Service, World War II, ship salvaging, maritime safety, diver.

Морской транспорт Дальневосточного бассейна внес существенный вклад в подготовку и проведение завершающего этапа Второй мировой войны - успешных боевых действий с Японией [1, с. 349-357]. Эффективно выполнять поставленные задачи без надлежащего аварийно-спасательного обеспечения корабли и гражданские суда не смогли бы. В связи с этим необходимо отметить незаслуженно забытую особую роль, которую играла в изучаемый период Аварийно-спасательная служба (далее - АСС) ВМФ на Тихом океане.

В советской историографии преимущественно рассматривались военные, территориальные, политические и дипломатические аспекты боевых действий [2, с. 76]. В современных исследованиях акцент смещается к новым направлениям, изучаются следующие составляющие: деятельность дальневосточных территориальных управлений органов государственной безопасности [3]; роль женщин в частях Тихоокеанского флота (далее - ТОФ) и Амурской флотилии [4]; вклад тыла и транспорта в обеспечение вооруженных сил [5]. Все чаще издаются труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные спасению гибнущих на море людей, оказанию помощи поврежденным судам и кораблям, освоению подводных глубин [6]. Анализируя ключевые публикации по истории АСС ВМФ СССР [7], возможно сделать вывод, что тихоокеанское направление изучено недостаточно полно, предприняты лишь первые шаги. Требуются введение в научный оборот ранее неиспользованных источников, оценка накопленных фактов.

Значительное увеличение зон деятельности Аварийно-спасательной службы ВМФ на Тихом океане в 1945 г. было сопряжено с расширением границ СССР за счет возвращения Курильских островов, южной части Сахалина и Ляодунского полуострова, временной оккупацией Северной Кореи, организацией Камчатской и Сахалинской военных флотилий, формированием новых

военно-морских баз Тихоокеанского флота, перебазированием ряда соединений и частей. Необходимо отметить, что существенные трудности в работе АСС создавали не только протяженность Тихоокеанского театра военных действий, большая глубина омывающих его морей, частые и неожиданные штормы и туманы, но и прохождение ключевых коммуникаций вблизи территории Японии в первой половине 1945 г., а также сосредоточение основных сил ТОФ вдоль западного побережья Японского моря [8, л. 26].

В корейский порт Расин 15.09.1945 г. прибыли три водолазных бота и водолазный рейдовый бот ВРД-114. На их базе 16.11.1945 г. сформирован 173-й аварийно-спасательный отряд (далее - АСО) в г. Сейсин Южного морского оборонительного района ТОФ [9, л. 1]. В г. Гензан была дислоцирована 84-я аварийно-спасательная группа (далее - АСГ). Основное внимание АСС было направлено на несение аварийно-спасательной службы на флоте, спасение судов гражданских наркоматов и частично на судоподъемные работы в портах Северной Кореи: Юки, Расин, Сейсин и Гензан, которыми занимались 173-й АСО и 84-я АСГ во втором полугодии 1945 г. 15.07.1945 г. сформирована 15-я АСГ Северной Тихоокеанской флотилии с дислокацией в поселке Мангал (Хабаровский край), которая 08.10.1945 г. была передислоцирована в г. Отомари (Корсаков) Сахалинской области [10, л. 1].

Районом наибольшего количества аварий была Камчатка, часто встречающимся видом аварий - посадка судна на камни. Спасение судов производилось, как правило, на плавсредствах владельцев, потерпевших аварию, поэтому сборы экспедиций обычно бывали продолжительными и не всегда вовремя прибывали к месту происшествия.

Боевые действия с Японией на завершающем этапе Второй мировой войны, очищение от японских войск Южного Сахалина, Курильских островов, Ляодунского полуострова и Северной Кореи и сложившаяся в результате этого военная обстановка наложили следующий отпечаток на деятельность АСС ТОФ во втором полугодии 1945 г. [11, л. 26].

1. Движение кораблей и флота вместе с армией на Восток и Юг потребовало отвлечения части средств АСС для обеспечения деятельности кораблей флота в аварийно-спасательном отношении.

2. Оперативные группы АСС, следуя за кораблями флота, выполняли значительное количество спасательных операций и умело сочетали их с судоподъемом в портах Северной Кореи.

3. В результате потопления большого числа японских судов авиацией и кораблями ТОФ появилась необходимость выполнения существенного объема судоподъемных работ в портах Северной Кореи.

4. Перебазирование части отрядов и групп, создание новых отрядов и групп в отдельных районах, несение аварийно-спасательной службы кораблей и судов тОф и Народного комиссариата морского флота, производящих перевозки важных и ценных грузов из США в СССР, в сочетании с создавшейся обстановкой требовали от АСО особых оперативности и четкости в работе.

С сентября и до конца года АСС ТОФ обеспечивала деятельность кораблей и судов ТОФ и Народного комиссариата морского флота в аварийно-спасательном отношении в условиях крупной реорганизации Тихоокеанского флота и самой аварийно-спасательной службы, испытывая острый недостаток в морских спасательных судах и плавучих базах.

Из-за отсутствия заявок заказчика годового плана АСС ТОФ не имела. После окончания боевых действий с Японией постановлением Совета народных комиссаров (далее - СНК) СССР от 27.10.1945 г. № 2764-782с был утвержден план судоподъема на IV квартал, предусматривавший подъем 4 единиц общим водоизмещением 17,565 т. Остальные судоподъемные операции выполнялись по заявкам заказчиков или согласно отдельным приказаниям командования Тихоокеанского флота. Фактически выполнены операции по 4 плановым объектам общим водоизмещением 17,565 т, что составило 100 % плана, установленного постановлением СНК СССР и реализованного как по количеству единиц, так и по тоннажу.

Основное место в деятельности АСС ТОФ занимали неплановые операции. За 1945 г. было поднято 22 судна общим водоизмещением 18,299 т, снято с мели, камней, берега - 16 единиц общим водоизмещением 43,591 т.

Всего за 1945 г. аварийно-спасательные отряды по плановым и неплановым операциям, не считая судов водоизмещением менее 50 т (10 единиц общим водоизмещением 179 т), подняли 26 единиц общим водоизмещением 35,794 т, сняли с мели, камней, берега и т. д. 16 судов общим водоизмещением 25,362 т. Итого - 42 единицы общим водоизмещением 61,156 т [12, л. 26 об.]. Кроме того, за 1945 г. 40 кораблей и судов получили помощь от аварийно-спасательных отрядов АСС ТОФ, 480 - водолазное обслуживание, 21 - водолазное обследование.

Наиболее характерными операциями, проведенными в 1945 г., выступили следующие.

1. Подъем подводной лодки Щ-139, затонувшей в бухте «Северная» залива Владимира, во время которого на пробоины были наложены сигнальные пластины и применены в широком масштабе электрогазорезка и электросварка. Выполнено 164 м подводной электросварки высокого качества.

2. Подъем трофейных судов в порту Юки путем придания им дополнительной плавучести за счет установки деревянных коффердамов из щитов над фальшбортами и затем осушения объемов, образованных коффердамами и пропусками судов.

3. Подъем крупного трофейного транспорта (объекта № 6) в порту Расин с заделкой больших торпедных пробоин общей площадью 9086 м2.

Несмотря на успехи АСС ТОФ за 1945 г. в области судоподъема и производства аварийно-спасательных работ, к числу серьезных недостатков в работе АСО относились слабое руководство и слабое внимание к отдельным подразделениям, например 73-му (Совгавань) и 74-му (Петропавловск-Камчатский) отрядам. Отмечались медлительность в организации поиска и обследования затонувших вне портов кораблей и судов, а также недостаточная оснащенность плавтех-средствами, особенно в 74-м АСО [13, л. 27].

В 1945 г. в связи с окончательным завершением Второй мировой войны на Западе и Востоке особое внимание было уделено подводно-технической деятельности. Восстановительные работы на военно-морских базах и в торговых портах, разрушенных противником, приняли значительный размах. Вместе с этим возросло и новое строительство морских гидротехнических и специальных подводных сооружений. Согласно решениям правительства и приказам народного комиссара ВМФ СССР, выполнение подводно-технических работ (далее - ПТР) при осуществлении восстановительных работ или строительства было возложено на Аварийно-спасательное управление ВМФ на договорных условиях со строительными организациями.

В состав ПТР, выполняемых подразделениями АСС ВМФ, входили следующие основные виды [14, л. 37]: водолазное обследование подводных частей разрушенных гидротехнических сооружений, фарватеров и акваторий портов, расчистка фарватеров, акваторий и подходов к причальным сооружениям от завалов и обрушенных частей сооружений, подводные работы при восстановлении старых и строительстве новых гидротехнических сооружений, подводных трубопроводов, кабельных переходов и водозаборных сооружений. Одновременно производились подводные работы по расчистке русел рек от обрушенных пролетных строений, восстановлению и возведению железнодорожных и шоссейных мостов.

На Тихом океане восстановительные работы 1945 г. имели следующую специфику [15, л. 38 об.].

1. Подводно-технические работы на строительстве и восстановлении гидротехнических и специальных сооружений на военно-морских базах ТОФ: Владивостоке, мысе Фирсова, заливе Владимира, Суходоле, Советской Гавани, Де-Кастри и Петропавловске-Камчатском.

2. Строительство и ремонт подводных частей гидротехнических и специальных сооружений в портах, относящихся к Народному комиссариату морского флота (НКМФ) и Народному комиссариату рыбной промышленности (НКРП), во Владивостоке, Советской Гавани, бухте Находка, бухте Диомид (северный берег залива Петра Великого) и Николаевске-на-Амуре.

3. Розыск и подъем утопленных во время погрузочно-разгрузочных операций импортных грузов во Владивостокском и Николаевском торговых и рыбных портах.

4. Ремонт подводных кабелей, трубопроводов и водозаборных устройств во Владивостоке и на Камчатке.

При выполнении ПТР подразделения АСС ТОФ не полностью перешли на договорную систему. Так, значительное количество объектов обслуживались на условиях повременной оплаты водолазных станций и плавтехнических средств, что не обеспечивало целесообразного использования указанных ресурсов и увеличения производительности труда. На ТОФ за 1945 г. было выполнено ПТР на 2117,7 тыс. р. в денежном выражении [16, л. 44].

Наряду с достигнутыми успехами имели место некоторые недостатки: недостаточно четкое планирование подводно-технических работ, неудовлетворительный уровень формирования отчетности и составления технической документации в АСО ТОФ, неполная укомплектованность 26-го отряда ПТР личным составом, дефицит плавучих и подъемных средств, обслуживание значительного числа объектов на условиях повременной оплаты, что снижало эффективность использования водолазных станций и плавтехсредств [17, л. 44 об.].

Таким образом, работа Аварийно-спасательной службы вМф в условиях изменения стратегических позиций СССР в Тихом океане в 1945 г. была сопряжена со значительным увеличением зон деятельности, связанным с расширением границ Советского Союза, а также формированием новых военно-морских баз Тихоокеанского флота, перебазированием ряда соединений и частей. Специалистам аСс ТОФ приходилось действовать в условиях военной обстановки, обеспечивая бесперебойную службу кораблей флота, выполняя судоподъемные работы в портах Северной Кореи. При этом аСс испытывала острый недостаток в морских спасательных судах и плавучих базах. Основной объем работ АСС ТОФ приходился на неплановые судоподъемные операции. В связи с окончательным завершением Второй мировой войны на тихоокеанском направлении велись интенсивные строительство и восстановление гидротехнических и специальных сооружений на военно-морских базах ТОФ, объектах НКМФ. Осуществлялись розыск и

подъем утопленных во время погрузочно-разгрузочных операций импортных грузов, ремонт подводных кабелей, трубопроводов и водозаборных устройств. Тем самым деятельность АСС ТОФ способствовала успешному выполнению военных задач и вносила существенный вклад в послевоенное восстановление объектов тихоокеанской инфраструктуры.

Ссылки:

1. Транспорт в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Исторические хроники. М., 2010. 575 с.

2. Макаренко В.Г. Подготовка специалистов с высшим образованием на Дальнем Востоке СССР в годы Великой Отечественной войны // Россия и АТР. 2015. № 2 (88). С. 76-90.

3. Орнацкая Т.А. Деятельность дальневосточных территориальных управлений органов государственной безопасности СССР в 1941-1943 гг. // Военно-юридический журнал. 2015. № 2. С. 15-21 ; Цуканов С.С. К 100-летию органов безопасности : рецензия на монографию А.В. Грачева, Ю.Н. Ципкина «Чекисты в борьбе за обеспечение государственной безопасности советского Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны» // Там же. 2017. № 8. С. 30-32.

4. Ткачева Г.А. Женщины в частях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 2017. № 6. С. 25-30.

5. Кемулария Л.А. События на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. в контексте Великой Отечественной войны (историография проблемы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3, ч. 2. С. 83-86 ; Маклюков А.В. Вклад энергетиков Дальнего Востока в победу в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2015. № 1 (32). С. 73-79.

6. Боровиков П.А. Водолазное дело России. С конца 1930-х гг. и до наших дней. М., 2017. 608 с. ; Илюхин В.Н., Захаров П.В. От ЭПРОНа до федеральной системы поиска и спасания на море Российской Федерации. К 90-летию создания Экспедиции подводных работ особого назначения // Морской вестник. 2013. № 4 (48). С. 77-83 ; Hill E.L., Lanore M.L., Veronneau S. Northern Sea Route: an Overview of Transportation Risks, Safety, and Security // Journal of Transportation Security. 2015. Vol. 8, no. 3. P. 69-78. http://doi.org/10.1007/s12198-015-0158-6 ; Krystosik-Gromadzinska A. The Maritime Search and Rescue Service in Poland During the Last Ten Years and Today // Bezpiec-zenstwo i Technika Pozarnicza. 2016. Vol. 42. P. 209-218.

7. Спасатели военно-морского флота / В.Г. Голубев, В.Н. Илюхин, В.И. Максимов и др. М., 1996. 264 с. ; Чикер Н.П. Служба особого назначения. М., 1975. 225 с.

8. Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 436. Оп. 21. Д. 497. Л. 26.

9. Архивная выписка из исторической справки 434-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Влади-миро-Ольгинской Военно-морской базы Тихоокеанского флота // Архивный отдел филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Л. 1.

10. Архивная выписка из исторической справки 436-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы (15-я аварийно-спасательная группа) Южно-Сахалинской Военно-морской базы Тихоокеанского флота // Там же. Л. 1.

11. Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 436. Оп. 21. Д. 497. Л. 26.

12. Там же. Л. 26 об.

13. Там же. Л. 27.

14. Там же. Л. 37.

15. Там же. Л. 38 об.

16. Там же. Л. 44.

17. Там же. Л. 44 об.

References:

Borovikov, PA 2017, Russian Diving Business. Since the Late 1930s Till Today, Moscow, 608 p., (in Russian). Chiker, NP 1975, Special Purpose Service, Moscow, 225 p., (in Russian).

Golubev, VG, Ilyukhin, VN & Maksimov VI (et al.) 1996, Rescuers of the Navy, Moscow, 264 p., (in Russian). Hill, EL, Lanore, ML & Veronneau, S 2015, 'Northern Sea Route: an Overview of Transportation Risks, Safety, and Security', Journal of Transportation Security, vol. 8, no. 3, pp. 69-78, http://doi.org/10.1007/s12198-015-0158-6.

Ilyukhin, VN & Zakharov, PV 2013, 'From EPRON to the Federal Search and Rescue System at Sea of the Russian Federation. On the 90th Anniversary of the Creation of the Expedition of Underwater Special-Purpose Works', Morskoy vestnik, no. 4 (48), pp. 77-83, (in Russian).

Kemularia, LA 2011, 'Events in the Far East in August - September 1945 in the Context of the Great Patriotic War (Problem Historiography)', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki, no. 3, part 2, pp. 83-86, (in Russian).

Krystosik-Gromadzinska, A 2016, 'The Maritime Search and Rescue Service in Poland during the Last Ten Years and Today', Bezpieczenstwo i Technika Pozarnicza, vol. 42, pp. 209-218.

Makarenko, VG 2015, 'Training of Specialists with Higher Education in the Far East of the USSR during the Great Patriotic War', Rossiya i ATR, no. 2 (88), pp. 76-90, (in Russian).

Maklyukov, AV 2015, 'The Contribution of the Power Engineers of the Far East to the Victory in the Great Patriotic War (1941-1945)', Oykumena. Regionovedcheskiye issledovaniya, no. 1 (32), pp. 73-79, (in Russian).

Ornatskaya, TA 2015, 'The Activities of the Far Eastern Territorial Administrations of the State Security Bodies of the USSR in 1941-1943', Voyenno-yuridicheskiy zhurnal, no. 2, pp. 15-21, (in Russian).

Tkacheva, gA 2017, 'Women in Parts of the Pacific Fleet and the Amur Flotilla during the Great Patriotic War', Voyenno-yuridicheskiy zhurnal, no. 6, pp. 25-30, (in Russian).

Transport During the Great Patriotic War. 1941-1945. Historical Chronicles 2010, Moscow, 575 p., (in Russian). Tsukanov, SS 2017, 'To the 100th Anniversary of Security Agencies (a Review of Monograph by A.V. Grachev, Yu.N. Tsipkin known as the "Chekists in the Struggle for Ensuring the State Security of the Soviet Far East During the Great Patriotic War")', Voyenno-yuridicheskiy zhurnal, no. 8, pp. 30-32, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.