УДК 359(470)
БОТ: 10.28995/2073-6355-2018-5-88-97
Организация водолазного дела на Тихоокеанском флоте в 1941-1945 гг.
Алексей В. Усов
Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал, Владивосток, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается состояние водолазного дела на Тихоокеанском флоте в годы Великой Отечественной войны и боевых действий с Японией. Подчеркивается, что работа водолаза требует особой подготовки и всестороннего развития. Главное внимание уделяется численному составу и подготовке водолазов-глубоководников, освоению ими новых специальностей. Раскрывается взаимосвязь между системой подготовки специалистов подводного дела и эффективностью выполнения ими задач при проведении фактических операций. Источниковой базой исследования послужили документы Филиала ЦАМО РФ (архива ВМФ, г. Гатчина), его архивного отдела (на Тихоокеанском флоте, г. Владивосток), а также Российского государственного архива Военно-морского флота (РГА ВМФ, г. Санкт-Петербург), которые впервые вводятся в научный оборот. На основе анализа научной литературы, архивных материалов и опубликованных источников обобщается опыт организации водолазного дела на Тихоокеанском флоте в 1941-1945 гг. Автором делается вывод об особой потребности в водолазах в период Великой Отечественной и Второй мировой войн на Тихоокеанском флоте, ведь именно в этот период специалистам в отрасли морского спасания довелось помимо традиционных видов деятельности осуществлять специфические, связанные с боевыми действиями и ликвидацией их последствий.
Ключевые слова: водолазное дело, аварийно-спасательная служба, Тихоокеанский флот, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, водолаз, спасательная операция
Для цитирования: Усов А.В. Организация водолазного дела на Тихоокеанском флоте в 1941-1945 гг. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 5 (38). С. 88-97. БОТ: 10.28995/2073-6355-2018-5-88-97
© Усов А.В., 2018
Organization of Diving in the Pacific Fleet in 1941-1945
Aleksey V. Usov
Far Eastern Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Vladivostok branch, Vladivostok, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers issues of diving development at the Pacific Fleet during the Great Patriotic War and combat actions against Japan. It is emphasized that work of the diver requires special preparation and all-round development. Special attention is paid to the numeral strength and deep-divers training, their new specialties mastering. The author discoses an interrelation between divers' training system and their efficiency when performing in actual operations. He uses the documents from the Branch of the Central Archive of the Ministry of Defence of the Russian Federation (Navy Archive, Gatchina), its archival department at the Pacific Fleet (Vladivostok) and the Russian State Navy Archive (Saint Petersburg). The majority of the documents is introduced into scientific use for the first time. The organization of diving in the Pacific Fleet in 1941-1945 is summarized with regard to the analysis of scientific literature, archival materials and published sources.
A conclusion is made about special needs of divers during the Great Patriotic War and World War II in the Pacific Fleet, because it was than that specialists in the marine rescue branch in addition to traditional activities had to carry out some specific ones - related to combat operations and the elimination of their consequences.
Keywords: diving, rescue service, Pacific Fleet, Great Patriotic War, World War II, diver, salvage
For citation: Usov AV. Organization of Diving in the Pacific Fleet in 1941-1945. RSUH/RGGUBulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies"Series. 2018;5(38):88-97. DOI: 10.28995/2073-6355-2018-5-88-97
Введение
«Морским судам быть...» - именно это решение, принятое боярской думой в 1696 г. по настоянию Петра I, дало мощный импульс российскому кораблестроению. За солидный отрезок времени, прошедший до наших дней на фоне расширения потенциальных угроз для мореплавателей, произошла заметная эволюция в совершенствовании
специальных технических средств для судоподъема, проведения водолазных работ и оказания терпящим бедствие.
Значительный вклад в процесс изучения аспектов, связанных с работой человека под водой в целом, и водолазного дела в особо трудные для нашего Отечества 1941-1945 гг., в частности, внесли признанные специалисты Р.А. Орбели [1], П.А.Боровиков [2-4], А.Ю. Следков [5, 6], Н.П. Чикер [7], Ф.А. Григоренко [8], А.Б. Королев [9]. В 1996 г. коллективом авторов был издан обобщающий труд, посвященный 300-летию Военно-морского флота, освещающий развитие спасательного, судоподъемного и водолазного дела в России [10]. Тем не менее анализ существующей литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что история водолазного дела на Тихоокеанском флоте изучена недостаточно.
Морской транспорт Дальневосточного бассейна внес существенный вклад в подготовку и проведение успешных боевых действий с Японией в августе 1945 г. Корабли и гражданские суда не смогли бы эффективно выполнять поставленные задачи без надлежащего аварийно-спасательного обеспечения. В связи с этим необходимо изучить опыт деятельности Аварийно-спасательного отдела Тихоокеанского флота (далее - АСО ТОФ) в 1941-1945 гг. и подготовленных на его базе водолазов [11 с. 372-386].
Представляется важным обобщение исторического опыта деятельности Аварийно-спасательной службы на Дальнем Востоке России в исследуемый период и извлечение определенных уроков, что может быть полезным при выработке научно обоснованной политики в деле спасания людей, судов и грузов на море.
Кадровый состав водолазных подразделений
В период Великой Отечественной войны в АСО ТОФ и в соединениях флота систематически из года в год шло увеличение общего числа водолазов. Так, в 1942 г. во всей системе АСО ТОФ насчитывалось 84 водолаза. В 1943 г. число их в АСО и на флоте достигло 236 чел., в 1944 г. - 295 чел., и в 1945 г. число водолазов в АСО ТОФ и на флоте возросло до 376 чел. [13 л. 162, 14 л. 4].
Рост числа водолазов идет почти исключительно за счет подразделений АСО ТОФ. Это объясняется тем, что обстановка на Тихоокеанском театре заставила расширить сеть аварийно-спасательных отрядов, создавать в различных портах Дальнего Востока новые отряды и усиливать существующие.
Интенсификация грузоперевозок не только повлияла на увеличение количества аварий, вызвавших необходимость снаряжения водолазных спасательных партий из пунктов, наиболее близко расположенных к месту аварий, но и привела к резкому увеличению потребности в водолазном обслуживании флота.
Все это дало начало формированию аварийно-спасательных отрядов (далее - АСО) и групп (далее - АСГ) в ряде портов на ТОФ, в которых ранее считалось нецелесообразным их создание (182-й АСО Порт-Артур, 84-й АСГ Гензан) [15 л. 17-18]. Во второй половине 1945 г. был организован 173-й аварийно-спасательный отряд [13 л. 162, 14 л. 4, 16 л. 15-16].
Подготовка водолазов-глубоководников
На протяжении всего изучаемого периода в подразделениях АСО Тихоокеанского флота велась систематическая деятельность по отработке действий водолазов-глубоководников. Это было обусловлено наличием больших глубин на Тихоокеанском театре, начинавшихся на незначительных расстояниях от берегов.
Количество водолазов-глубоководников росло из года в год. Так, в 1942 г. их число во всех подразделениях АСО ТОФ составляло 33 чел., в 1943 г. показатель возрос до 48 чел., в 1944 г. до 76 чел. [13 л. 164, 17 л. 51-58, 18 л. 47-49, 19 л. 34].
В 1945 г. только за первое полугодие было подготовлено 75 водолазов-глубоководников. Во второй половине года в связи с предвоенной обстановкой на ТОФ производство глубоководных тренировок было затруднено. Примечательно, что именно в эти периоды (по климатическим и навигационным условиям) глубоководные тренировки велись наиболее интенсивно.
В годы Великой Отечественной войны на ТОФ получила широкое распространение кислородная декомпрессия при выходе водолазов с больших глубин. На плавсредствах Аварийно-спасательного отряда были сделаны специальные установки, обеспечивающие выход водолазов с больших глубин с использованием кислорода. Примечательно, что этот опыт АСО ТОФ был перенят впоследствии аварийно-спасательными отрядами других морских бассейнов.
Обеспечение, руководство и контроль за глубоководными спусками проводился непосредственно водолазными специалистами и врачами-физиологами, которые являлись ответственными за организацию спусков и соблюдение мер предосторожности в соответствии с правилами водолазной службы.
Общее количество спусков и часов работы водолазов под водой по подразделениям АСО ТОФ в соответствии с поставленными задачами, имело тенденцию к повышению. Так, например, если в 1943 г. в составе 72-го АСО было осуществлено 2329 спусков, то в 1945 г. - 3921. Количество проведенных под водой часов также возрастало (7656 и 12 043 соответственно) [13 л. 164, 17 л. 51-58, 18 л. 47-49, 19 л. 34].
В 1944 г. перед водолазами АСО ТОФ была поставлена задача: «Каждый водолаз должен стать мастером подводных работ». Начались усиленные тренировки водолазов на учениях, в электросварочной лаборатории, на практических работах по оказанию помощи аварийным кораблям. Водолазы овладевали специальностями электросварщиков, газорезчиков, электрокислородных резчиков, пневматиков.
Архивные данные свидетельствуют о количественном росте подготовленных водолазов по электросварке. Так, если в 1942 г. обучение прошли четыре человека, то в 1945 г. - 76. Одновременно с навыками электросварки водолазы приобретали знания по газорезке. Например, если в 1942 г. указанный навык освоило четыре человека, то в 1945 г. - 26. Кроме того, в 1945 г. к началу боевых действий с Японией было подготовлено 39 водолазов-электросварщиков и 12 человек электрокислородных резчиков [13 л. 165].
Все обучаемые этим специальным видам водолазных работ перед практической подготовкой проходили при АСО ТОФ специальную теоретическую подготовку.
Аварийно-спасательная подготовка и учения
Практические тренировки водолазов-электросварщиков начинались с выполнения простых задач по сварке образцов в нижнем и вертикальном положениях, сначала над водой, а затем под ней. Дальнейшее обучение проводилось на макетах с выполнением задач по заварке трещин и пробоин самой разнообразной конфигурации и размеров. Для подготовки водолазов-электросварщиков, электрорезчиков и электрокислородных резчиков при АСО ТОФ была создана специализированная мастерская, которая в течение всего периода Великой Отечественной войны являлась центром водолазной подготовки как для АСО ТОФ, так и для всего флота.
Регулярно проводились сборы старшин водолазных станций соединений флота совместно с водолазами подразделений АСО, а также сборы инженеров-механиков и фельдшеров флота. Эти мероприятия проводились с целью изучения новых образцов водолазной техники, обсуждения наиболее актуальных проблем и задач водолазов флота, подведения итогов боевой подготовки [12, 20 л. 1-7].
На сборах изучался опыт работы водолазов действующих флотов, разбирались вопросы медико-санитарного обеспечения водолазных работ, осваивались новые методы и приемы (например, разоружения и уничтожения неконтактных мин). Только в течение 1944 и 1945 гг. было проведено 16 таких мероприятий. В результате личный состав водолазов хорошо знал материальную часть и правила водолазной службы [21 л. 49, 22 л. 6].
Навыки, полученные водолазами подразделений АСО ТОФ во время обучения, закреплялись не только на аварийно-спасательных операциях и на работах, связанных с водолазным обслуживанием кораблей и судов, но и на многочисленных специальных плановых аварийно-спасательных учениях со всеми видами кораблей (надводных и подводных). Такие тренировки систематически проводились из года в год во всех подразделениях АСО ТОФ. В ходе подобных мероприятий водолазы лучше, чем при любых других методах обучения, усваивали расположение аварийно-спасательных устройств, осваивали их практическое использование. Помимо этого на учениях водолазам приходилось выполнять сложные работы в трудных условиях, незначительно отличающихся от действий, которые могли потребоваться на практике. В этом отношении исключительно огромную пользу в деле обучения водолазов сыграли учения по подъему подводных лодок [23 л. 169-183].
За время Великой Отечественной войны были проведены учения с подводными лодками всех типов. Подъемы производились с глубин до 50 м с применением как простейших методов (продувка балластных цистерн, подъем кранами), так и подъемов понтонами в две ступени [24, л. 257-258].
За годы Великой Отечественной войны водолазы всех подразделений АСО полностью освоили съем гребных винтов кораблей с вала при помощи взрыва. Во время боевых действий с Японией 73 АСО проводил в аварийных случаях десятки таких операций. Водолазы 72 АСО при помощи взрыва снимали гребные винты эсминцев весом свыше 5 т [13 л. 167].
Аварийно-спасательные и судоподъемные операции
В изучаемый период водолазами были проведены масштабные аварийно-спасательные и судоподъемные операции [25 л. 11-15об.]. Исключительно высоко была оценена работа водолазов на подъеме затонувшей подводной лодки (далее - ПЛ) «Щ-130», на подъеме затонувшего буксира «Коломиец», на снятии с мели т/х «Клара Цеткин», п/х «Шелонь», п/х «Емельян Пугачев», а также при оказании помощи пароходам «Войков» и «Аргунь». Не менее значимыми стали работы водолазов при подъеме подводной лодки ПЛ «Щ-139» и при оказании помощи э/м «Ретивый». Во время этих операций активно применялась подводная электросварка [24 л. 249-250, 26 л. 45 об., 27 л. 21-22, 28 л. 10-18].
Во время боевых действий против Японии водолазам приходилось работать непосредственно на минных полях, осуществлять подъем боевых мин. Работы велись в непосредственной близости от мест, где производились взрывы глубинных бомб с целью очистки фарватера от акустических мин. Операции по подъему затонувших судов велись в местах с илистым грунтом, видимость в этих случаях не превышала 1-2 м. При обследовании судов водолазам приходилось расчищать себе путь от тел погибших.
В период боевых действий против Японии были случаи вынужденного нарушения правил водолазной службы. Так, при заделке повреждений подорвавшегося на мине танкера № 1 водолазы действовали при взрывах глубинных бомб, детонировавших на расстоянии 700-900 м от места работ специалистов. При этом никаких вредных последствий (кроме легких контузий, благоприятно перенесенных) для здоровья водолазов зафиксировано не было [13 л. 184].
Заключение
За период Великой Отечественной войны и вплоть до окончания Второй мировой войны Тихоокеанский флот испытывал особую потребность в водолазах, ведь именно в этот период специалистам в отрасли морского спасания довелось помимо традиционных видов деятельности осуществлять специфические, связанные с боевыми действиями и ликвидацией их последствий.
Благодаря систематической деятельности Аварийно-спасательного отдела Тихоокеанского флота по подготовке водолазов в изучаемый период Дальневосточный бассейн был укомплектован специалистами, способными эффективно выполнять разно-
образные работы под водой в экстремальных условиях, в том числе электросварку, электрокислородную резку и газорезку. Навыки, полученные водолазами на тренировочных спусках и учениях (особенно по подъему подводных лодок), успешно применялись при выполнении реальных (фактических) операций. Опыт использования кислородной декомпрессии при выходе водолазов с больших глубин, приобретенный водолазами-тихоокеанцами в изучаемый период, был применен на других бассейнах страны.
Благодарности
Автор статьи выражает благодарность за помощь в сборе материалов руководителям и служащим архивов ЦВМА, Архивного отдела на ТОФ, РГА ВМФ П.Н. Прокопчуку, Э.Н. Щербине, В.Г. Смирнову, Е.В. Воробьеву, А.Г. Корнилову, Л.А. Баркановой, И.Д. Пациор, М.В. Жаркову.
Acknowledgements
The author of article expresses gratitude for the help in collecting materials to heads and employees of the Navy Archive (Gatchi-na), its archival department at the Pacific Fleet (Vladivostok) and the Russian State Navy Archive (Saint Petersburg) to: P.N. Prokopchuk, E.N. Shcherbina, V.G. Smirnov, E.V. Vorobyov, A.G. Kornilov, L.A. Bar-kanova, I.D. Patsior, M.V. Zharkov.
Литература
1. Орбели Р.А. Исследования и изыскания: Материалы к истории подводного труда с древнейших времен до наших дней. Л.: Речиздат, 1947. 284 с.
2. Боровиков П.А. Водолазное дело России. С конца 1930-х годов и до наших дней. М.: Нептун, 2017. 608 с.
3. Боровиков П.А. Подводная пехота. Водолазы-диверсанты Второй мировой войны. М.: Нептун, 2015. 304 с.
4. Боровиков П.А. Водолазы Великой Отечественной. М.: Нептун, 2013. 192 с.
5. Следков А.Ю. Очерки истории водолазного дела: В 6 т. Т. 1. Кн. 3. СПб.: Гангут, 2015. 316 с.
6. Следков А.Ю. Там же. Т. 2. Кн. 3. СПб.: Гангут, 2016. 272 с.
7. Чикер Н.П. Служба особого назначения. М.: ДОСААФ, 1975. 225 с.
8. Григоренко Ф.А. История развития спасательных судов и средств Российского флота. Владивосток: Морской государственный университет, 2007. 322 с.
9. Королев А.Б. Водолазание в России от древних времен до наших дней. М.: Мор-книга, 2004. 142 с.
10. Спасатели Военно-морского флота / В.Г. Голубев и др. М.: Воениздат, 1996. 264 с.
11. Транспорт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Исторические хроники. М.: Пан пресс, 2010. 575 с.
12. Усов А.В. К вопросу об организационной структуре и специальной боевой подготовке Аварийно-спасательной службы ВМФ ТОФ (1941-1945 гг.) // Общество: философия, история, культура. 2017. № 9. С. 63-66. Б01: 10.24158/ Ак.2017.9.13.
13. Центральный Военно-морской архив (ЦВМА). Ф. 436. Оп. 21. Д. 73.
14. ЦВМА. Ф. 2628. Оп. 1. Д. 80.
15. Архивный отдел на Тихоокеанском флоте. Дело фонда № 94. Выписка из исторической справки в/ч 95388.
16. Архивный отдел на Тихоокеанском флоте. Дело фонда № 525. Выписка из исторической справки 434 отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы ВМБ ТОФ.
17. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 497.
18. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 198.
19. ЦВМА. Ф. 2628. Оп. 1. Д. 23.
20. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. р-2243. Оп. 1. Д. 180.
21. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 500.
22. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 54.
23. ЦВМА. Ф. 2628. Оп. 1. Д. 26.
24. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 503.
25. РГА ВМФ. Ф. р-2243. Оп. 1. Д. 37.
26. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 476.
27. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 72.
28. ЦВМА. Ф. 436. Оп. 21. Д. 96.
References
1. Orbeli RA. Exploring and pioneering: Materials on the history of underwater labor from ancient times to our days. Leningrad: Rechizdat Publ.; 1947. 284 p. (In Russ.)
2. Borovikov PA. Diving of Russia. From the late 1930's to the present day. Moscow: Neptun Publ.; 2017. 608 p. (In Russ.)
3. Borovikov PA. Underwater infantry. Divers-saboteurs of World War II. Moscow: Neptun Publ.; 2015. 304 p. (In Russ.)
4. Borovikov PA. Divers of the Great Patriotic War. Moscow: Neptun Publ.; 2013. 192 p. (In Russ.)
5. Sledkov AJu. Essays on the history of diving. In 6 vols. Vol. 1. Book 3. Sankt-Peter-burg: Gangut Publ.; 2015. 316 p. (In Russ.)
6. Sledkov AJu. Essays on the history of diving. In 6 vols. Vol. 2. Book 3. Sankt-Peter-burg: Gangut Publ.; 2016. 272 p. (In Russ.)
7. Chiker NP. Special operations Service. Moscow: Dobrovol'noe obshchestvo sodeist-viya armii, aviatsii i flotu Publ.; 1975. 1975 p. (In Russ.)
8. Grigorenko FA. The history of the rescue vessels and means development of the Russian Navy. Vladivostok: Morskoi gosudarstvennyi universitet Publ.; 2007. 322 p. (In Russ.)
9. Korolev AB. Diving in Russia from ancient times to our days. Moscow: Morkniga Publ.; 2004. 142 p. (In Russ.)
10. Golubev V., Ilyukhin V., Maksimov VI. Rescuers of the Navy. Moscow: Voenizdat Publ.; 1996. 264 p. (In Russ.)
11. Transport during the Great Patriotic War. 1941-1945. Historical chronicles. Moscow: Pan press Publ.; 2010. 575 p. (In Russ.)
12. Usov AV. Concerning the organizational structure and special combat training of emergency rescue service of the Naval Pacific Fleet (1941-1945) Society: Philosophy, History, Culture. 2017;9:63-66. DOI: 10.24158/fik.2017.9.13. (In Russ.)
13. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 73.
14. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 2628. Opis' 1. Delo 80.
15. Arkhivnyi otdel na Tikhookeanskom flote. Delo fonda 94. Extract from the historical certificate of military unit 95388.
16. Arkhivnyi otdel na Tikhookeanskom flote. Delo fonda 525. Extract from the historical certificate of 434 separate battalion of emergency rescue service of Naval Base of the Pacific Fleet.
17. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 497.
18. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 198.
19. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 2628. Opis' 1. Delo 23.
20. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv Voenno-morskogo flota. Fond p-2243. Opis' 1. Delo 180.
21. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 500.
22. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 54.
23. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 2628. Opis' 1. Delo 26.
24. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 503.
25. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv Voenno-morskogo flota. Fond p-2243. Opis' 1. Delo 37.
26. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 476.
27. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 72.
28. Tsentral'nyi Voenno-morskoi arkhiv. Fond 436. Opis' 21. Delo 96.
Информация об авторе
Алексей В. Усов, кандидат исторических наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал, Владивосток, Россия; Россия, Владивосток, 690087, ул. Котельникова, д. 21; [email protected]
Information about the author
Aleksey V. Usov, PhD in History, Far Eastern Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Vladivostok branch, Vladivostok, Russia; bld. 21, Kotel'nikova st., Vladivostok, 690087, Russia; [email protected]