УДК 355.02
Подготовка оперативных работников контрразведки Тихоокеанского флота в период Великой Отечественной войны
Д.В. КУВАЕВ, аспирант
ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет (Россия, 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136). E-mail: kuvaev.denis1978@gmail.com
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки оперативных работников контрразведки Тихоокеанского флота, развернутой в условиях мобилизации в период Великой Отечественной войны. На основе рассекреченных ведомственных архивных документов 1940-х годов исследуются организационно-кадровые задачи особого отдела НКВД - отдела контрразведки Смерш Тихоокеанского флота по повышению профессиональной подготовки сотрудников и комплектованию на советском Дальнем Востоке кадрового резерва контрразведчиков для укрепления Западного фронта.
Ключевые слова: особый отдел НКВД Тихоокеанского флота, отдел контрразведки Тихоокеанского флота, подготовка оперативных работников военной контрразведки, зафронтовые диверсионные резидентуры Дальнего Востока.
Не обладая совершенным знанием, не сможешь пользоваться шпионами; не обладая гуманностью и справедливостью, не сможешь применять шпионов; не обладая тонкостью и проницательностью, не сможешь получить от шпионов действительный результат. Тонкость! Тонкость! Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами.
Сунь-Цзы, Vв. до н.э. [11
История советских органов безопасности стала объектом пристального внимания исследователей со второй половины 1980-х годов и на сегодняшний день имеет обширную историографию. Специфика темы предопределила закрытый характер многих архивных документов и, следовательно, ограниченный доступ к источникам. Среди разнообразных аспектов этой проблематики безусловный интерес представляют вопросы, связанные с подготовкой сотрудников советской контрразведки, которые в период Великой Отечественной войны «переиграли» спецслужбы фашистской Германии. Военной контрразведке удалось парализовать работу абвера и «Цеппелина». Абвер не оправдал надежды Гитлера, и об этом ему был вынужден заявить в 1943 году Гиммлер. За все годы войны германская разведка так и не осуществила ни одного ответного мероприятия по внедрению своей агентуры в органы советской контрразведки, видимо, считая это несбыточным.
Как известно, вооруженная борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков началась на оккупированной территории Советского Союза. Задачи надежного контрразведывательного обеспечения РККА и ВМФ СССР, а также развитие партизанского движения политическим руководством страны рассматривались как одни из важнейших организационных направлений обороны [2]. Для удовлетворения многократно возросшей потребности в
профессиональных чекистских кадрах руководством 3-го управления НКО СССР в срочном порядке были проведены мероприятия по ускоренному обучению оперативных работников. В первые два года Великой Отечественной войны, когда еще не были созданы органы Смерш, обучение военных контрразведчиков осуществлялось не только в рамках школьно-курсовой системы учебных заведений НКВД СССР, но и на спецкурсах, созданных в отдельных органах безопасности.
Необходимо отметить, что в военные годы уровень боевой подготовки оперработника, в отличие от оперативной, был лишь вспомогательным прикладным элементом, позволяющим ему применить оружие и физическое воздействие только на стадии реализации оперативной разработки, которой, как правило, предшествовала напряженная и кропотливая контрразведывательная работа по выявлению и документированию преступной деятельности агентуры противника. Безупречное владение только лишь навыками стрельбы «по-македонски» было, конечно же, недостаточным для реализации задач по контрразведывательному поиску и разоблачению агентуры врага. Очевидно, что сотрудник, не имеющий юридических и специальных познаний, квалифицированно выявить и раскрыть разведывательно-подрывную деятельность вражеского агента не сможет. Поэтому одной из главных организационных задач орга-
нов советской военной контрразведки в период Великой Отечественной войны стало комплексное обучение сотрудников оперативной, специальной и боевой подготовке.
Прошедших тщательный отбор сотрудников обучали в первую очередь таким дисциплинам, как советское уголовное право, советский уголовный процесс, криминалистика, характеристика иностранных разведок, а также ряду специальных ведомственных предметов, регламентирующих методы использования агентурно-осведоми-тельного аппарата. Не менее важными элементами учебного процесса являлась передача молодым сотрудникам оперативного опыта и агентурного мастерства, а также личный пример руководителей [3].
Недавно рассекреченные архивные материалы дают возможность исследовать общие принципы, порядок и основные формы обучения оперативных работников контрразведки Тихоокеанского флота в период Великой Отечественной войны. Отметим, что архивные документы контрразведки ТОФ, характеризующие профессиональную и специальную подготовку сотрудников в исследуемый период, немногочисленны и разрозненны. Динамика расширения сферы контрразведывательных задач особого отдела НКВД ТОФ и резкое увеличение объема кадровой работы по подбору и обучению оперативных работников для восполнения штатов на вновь созданных участках оператив-
1 ■ 2018 История и педагогика естествознания
но-служебной деятельности прослеживаются в документах уже с осени 1939 года.
В самом начале Великой Отечественной войны 3-м управлением НК ВМФ СССР проведены организационно-штатные мероприятия во всех органах военно-морской контрразведки. Вопросы мобилизационного комплектования ускоренными темпами были решены почти в полном объеме, и новые кадры прошли спецкурс подготовки оперативных работников. В условиях Дальневосточного фронта, согласно планам мобилизационного развертывания, кандидаты отбирались из запаса, слушателей военно-политических курсов, а также кадрового резерва партийных организаций. С сотрудниками, не имевшими теоретической подготовки, проводились занятия в форме восьмидневного семинара по плану 100-часовой программы обучения оперативных работников органов безопасности, который был утвержден приказом НКВД СССР от 25.09.1939 года № 00989 [4].
Планы чекистской подготовки для подобранных на работу сотрудни -ков были направлены на ознакомление слушателей с требованиями по основным направлениям оперативно-служебной деятельности, таким как секретное документоведение и шифровальная работа, организация процесса осведомления, следствие, оперативно-боевая подготовка. Занятия проводились ежедневно с 9 до 17 часов. Расписание занятий в силу большого объема изучаемых предметов и дисциплин отдыха не предусматривало, а в течение одного дня с сотрудниками успевали рассмотреть не более четырех учебных вопросов. За восемь дней занятий слушателям читался курс лекций по 17 темам юридических и специальных дисциплин, проводились прикладные занятия, связанные с передачей практики использования агентурно-осведомительной сети.
Занятия проводились руководством ОО НКВД ТОФ - от начальника особого отдела до руководителя структурного подразделения. Рациональность и практическая значимость участия руководителей в обучении не была связана с элементами воинского единоначалия или их амбициями, а исходила от уровня их квалификации, позволяющего правильно передать накопленный опыт контрразведывательной работы в ограниченные сроки. Первая лекция семинара всегда была направлена на ознакомление сотрудников с общей характеристикой разведок иностранных государств, и в первую очередь с особенностями и структурой специаль-
ных служб Японии и Германии. В ходе вводной лекции начальник ОО НКВД ТОФ дивизионный комиссар В.В. Виноградов учил молодых сотрудников отличать иностранные спецслужбы по их характерному почерку, знакомил с контрразведывательными задачами и мерами Советского государства по борьбе с агентурой противника. Важным элементом начального этапа обучения являлось доведение главных и основных задач по контрразведывательному обеспечению частей Красной армии и Военно-морского флота, а также их окружения. После рассмотрения контрразведывательных задач обучающиеся последовательно переходили к изучению основ организации работы с агентурным осведомлением.
За качество усвоения учебной программы по основам организации аген-турно-осведомительной сети отвечал заместитель начальника ОО НКВД ТОФ батальонный комиссар В .А. Ларионов. Главным для сотрудников, еще не имеющих никакого практического опыта, было быстро изучить одно из наиболее сложных направлений оперативно-служебной деятельности - порядок ведения агентурно-осведомительной работы и следственных дел, которые были регламентированы тремя основными приказами НКВД СССР: № 00858, № 001223 и № 00931. В процессе обучения сотрудников знакомили с образцами учебно-практических агентурных материалов, делами агентурных разработок, дел-формуляров, а также следственных дел органов военной контрразведки.
Отдельное внимание уделялось качеству передачи практических знаний по специальным дисциплинам, таким как «Агентурная разработка». Сотрудники изучали основы вербовки и проверки агентуры, методы связи, обучение и оперативное использование осведомления. Вновь подобранных сотрудников знакомили с видами агентурной разработки, рекомендациями по составлению плана разработки, методам использования агентуры и осведомления, в том числе практике реализации агентурных комбинаций. В комплексе со специальными предметами начальник следственной части ОО НКВД ТОФ военюрист 2 ранга В.Б. Ио-силевич читал сотрудникам лекции по таким юридическим предметам, как: «Советское уголовное право», «Советский уголовный процесс», «Значение и задачи следствия в системе оперативной работы НКВД», «Разъяснение статей уголовного и уголовно-процессуального кодексов, входящих в компетенции особых отделов», «Методы расследования преступлений», «Про-
филактическая работа особых отделов НКВД» [5].
В контексте профессиональной подготовки кадров для военной контрразведки очевидно, что важным элементом в военные годы являлось воспитание из подобранных на службу лиц - политработников, командиров и военных специалистов - оперативных работников, готовых организовать работу с людьми из различных слоев общества. Воспитательный процесс заключался в том, что из оперативных работников «ковались» руководители, способные создавать и эффективно управлять незримым агентурным процессом осведомления в любой обстановке.
Во второй половине 1941 года подготовка оперативных работников из числа мобилизационного пополнения по планам 100-часовой программы обучения сыграла важную роль в комплектовании особых отделов для специальных частей Красной армии, выполнявших боевые задачи на западном театре военных действий. Принимаемые ГКО СССР меры по комплектованию специальных частей Дальневосточного фронта выполнялись вплоть до конца 1942 года [6].
С учетом реалий военно-политической и оперативной обстановки в первые два года Великой Отечественной войны военная контрразведка ТОФ решала задачи не только по выявлению агентуры спецслужб противника, но и по созданию надежного аппарата зафронтовых диверсионных групп на случай внезапного нападения милитаристской Японии на советский Дальний Восток и временной оккупации прибрежных территорий. Для развертывания сети законсервированных диверсионных резидентур контрразведчикам ТОФ пришлось решить задачу по подбору и обучению руководителей зафронтовых групп из кадровых работников контрразведки флота и агентуры, из числа специалистов мин-но-подрывного дела, а также созданию для них надежных конспиративных условий.
В апреле 1942 года во Владивостоке прошли обучение трое оперативных работников флотской контрразведки на 15-дневных спецкурсах при УНКВД Приморского края, где готовили специалистов диверсионной работы. По возвращении с курсов эти сотрудники приступили к обучению сотрудников аппарата Особого отдела НКВД ТОФ, отобранных для зафронтовой работы. В результате обучения специальным дисциплинам в особом отделе ТОФ впервые была сформирована зафрон-товая диверсионно-разведывательная структура из восьми подготовленных
¡40)
История и педагогика естествознания
1 ■ 2018
руководителей диверсионных групп. К сентябрю 1942 года еще 10 оперработников прошли эти спецкурсы [7].
Начальник ОО НКВД ТОФ дивизионный комиссар В.В. Виноградов 30 сентября 1942 года сообщил подчиненным задачу Ставки верховного командования: «В случае войны на Дальнем Востоке и временного тактического успеха противника на отдельных участках фронта или отхода наших войск из того или иного населенного пункта, выполняя указания вождя народов товарища Сталина, в захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия, органы НКВД обязаны:
а) внедрять свою квалифицированную агентуру в военные разведывательные, административные учреждения и антисоветские организации противника и быть в курсе их мероприятий;
б) путем диверсий разрушать железнодорожный транспорт, промышленность, связь и коммунальное хозяйство, уничтожать стратегическое сырье, боеприпасы и горючее;
в) истреблять командный и руководящий состав противника.
С этой целью из числа проверенной, активно работающей с нами агентурой и вновь вербуемой создавать разведывательные и диверсионные резиден-туры для оставления их на временно захваченной противником территории».
Оперработники, прошедшие спецподготовку, вербовали и принимали на личную связь резидентов, агентуру и осведомление из числа советских граждан, способных в тылу противника выполнять диверсионную работу. К 1 июня 1943 года контрразведкой ТОФ было создано еще 13 резидентур с общим количеством агентуры 54 человека. Агентура подбиралась за счет секретного осведомления из гражданского окружения и частично из вольнонаемного состава гарнизонов. В июле 1943 года начальник ОВКР Смерш ТОФ генерал-майор Д.П. Мерзленко сообщил в управление контрразведки Смерш следующее: «На случай войны на Дальнем Востоке и временного тактического успеха противника на отдельных участках нами готовится агентурная сеть на основных морских базах и в крупных гарнизонах береговой обороны и ВВС ТОФ для проведения разведывательной, диверсионной и вредительской деятельности на случай оккупации. Для этой цели намечено создать
21 разведывательную и диверсионную резидентуры с количеством агентуры от 3 до 7 человек в каждой...» [7]
В связи с изменениями военно-политической обстановки, когда в конце 1943 года стало ясно, что нападение Японии на СССР практически невозможно, работа по формированию зафронтовых резидентур на Дальнем Востоке была приостановлена. Часть агентуры была законсервирована, часть передана на связь в территориальные органы безопасности, а контрразведчики ТОФ продолжили накапливать опыт борьбы с агентурой органов специальных служб Японии, перешли к активным контрразведывательным мероприятиям по разработке японских военных миссий в Китае, Корее и на Южном Сахалине. В архивных материалах особого отдела НКВД ТОФ военного периода четко прослеживается взаимосвязь между повышением квалификации оперативных работников и динамикой противодействия специальным службам Японии и Германии, а также совершенствованием системы контрразведывательной защиты Тихоокеанского флота и береговой обороны советского Дальнего Востока.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сунь-Цзы, У-Цзы Трактаты о военном искусстве. М.: АСТ, 2002. 558 с.
2. Чертопруд С.В. НКВД-НКГБ в годы Великой Отечественной войны. М.: Эксмо; Яуза, 2005. 342 с.
3. Архив Управления ФСБ России по Омской области. Ф. 72. Оп. 1. Д. 49. Л. 45.
4. Полутов А.В., Соцков Н.Н. Честь и верность. 70 лет военной контрразведке Тихоокеанского флота. Владивосток: Русский остров, 2002. 584 с.
5. Архив Управления ФСБ России по Омской области. Ф. 72. Оп. 1. Д. 49. Л. 46-47;
6. Христофоров В.С., Черепков А.П., Хохлов Д.Ю. Контрразведка ВМФ СССР. 1941-1945. М.: Вече, 2015. 432.
7. Христофоров В.С., Черепков А.П., Хохлов Д.Ю. Вместе с флотом. Советская морская контрразведка в Великой Отечественной войне. М.: Московские учебники и картолитография, 2010. 224 с.
PREPARATION OF COUNTERSPIONAGE OPERATIVES OF THE PACIFIC FLEET IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
KUVAEV D.V., Postgraduate Student
Pacific National University (136, Tikhookeanskaya St., 680035, Khabarovsk, Russia). E-mail: kuvaev.denis1978@gmail.com ABSTRACT
Article is devoted the problem of vocational training of operatives of counterspionage of the Pacific fleet developed in the conditions of mobilization in the Great Patriotic War. On the basis of the declassified departmental archival documents of 1940th the article investigates organizational-personnel problems of Special department of People's Commissariat of Internal Affairs - counterspionage Department «SMERSH» of Pacific fleet on increase of vocational training of employees and acquisition in the Soviet Far East a personnel reserve of counterspies for strengthening of the Western front. Keywords: Special Department of the NKVD of the Pacific fleet, counterintelligence Department of the Pacific fleet, training of operational employees of military counterintelligence, frontline sabotage residences of the Far East.
REFERENCES
Sun'-TSzy, U-TSzy Traktaty o voyennom iskusstve [Treatises on the military art]. Moscow, AST Publ., 2002. 558 p. Chertoprud S.V. NKVD-NKGB vgody Velikoy Otechestvennoy voyny [NKVD-NKGB during the Great Patriotic War]. Moscow, Eksmo, Yauza Publ., 2005. 342 p.
Arkhiv Upravleniya FSB Rossiipo Omskoy oblasti. F. 72. Op. 1. D. 49. L. 45 [The archive of the Office of the Federal Security Service of Russia for the Omsk region. F. 72. Inv. 1. C. 49. P. 45].
Polutov A.V., Sotskov N.N. Chest' i vernost'. 70 let voyennoy kontrrazvedke Tikhookeanskogo flota [Honor and loyalty. 70 years of military counterintelligence of the Pacific Fleet]. Vladivostok, Russkiy ostrov Publ., 2002. 584 p.
Arkhiv Upravleniya FSB Rossii po Omskoy oblasti. F. 72. Op. 1. D. 49. L. 46-47 [The archive of the Office of the Federal Security Service of Russia for the Omsk region. F. 72. Inv. 1. C. 49. P. 46-47].
Khristoforov V.S., Cherepkov A.P., Khokhlov D.YU. Kontrrazvedka VMFSSSR. 1941-1945 [Counterintelligence of the Soviet Navy. 1941-1945]. Moscow, Veche Publ., 2015. 432 p.
Khristoforov V.S., Cherepkov A.P., Khokhlov D.YU. Vmeste s flotom. Sovetskaya morskaya kontrrazvedka v Velikoy otechestvennoy voyne [Together with the fleet. Soviet naval counterintelligence in the Great Patriotic War]. Moscow, Moskovskiye uchebniki i krtolitografiya Publ., 2010. 224 p.
1 ■2018
История и педагогика естествознания
m