Научная статья на тему 'ПОКОРНЕЙШЕ ПРОСИМ НА БАЛ'

ПОКОРНЕЙШЕ ПРОСИМ НА БАЛ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
свадьба / сговор / венчание / бал / сватовство / «роспись приданного» / смотрины / свадебный поезд / «снарядиха» / «свадебный отрок».

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Волобуева М.М.

Статья посвящена свадебному обряду в среде фабрикантов и купечества Иваново-Вознесенска конца XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКОРНЕЙШЕ ПРОСИМ НА БАЛ»

М. М. Волобуева

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела экспозиционной и выставочной работы Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д.Г. Бурылина»

«Покорнейше просим на бал»

Статья посвящена свадебному обряду в среде фабрикантов и купечества Иваново-Вознесенска конца XIX века.

Ключевые слова: свадьба, сговор, венчание, бал, сватовство, «роспись приданного», смотрины, свадебный поезд, «снарядиха», «свадебный отрок».

Свадьба - обряд призванный скрепить узами брака, отношения любящих друг друга людей. В современном мире к таинству брака и венчания относятся легкомысленно. Многие браки распадаются в течение года. Молодожены разрывают отношения, столкнувшись с бытовыми трудностями, или узнав друг друга ближе. В конце XIX века люди были более набожными. Молодожены, вступая в брак, венчались в церкви и давали обед не оставлять друг друга в горе и радости, в бедности и богатстве. Браки были более крепкими, чем сейчас. Считалось, что если человек потерял вторую половину, то Бог хочет, чтобы он оставался «вдовым». Второй брак являлся «противостоянием Его воле». В статье мы рассмотрим, как проходил свадебный обряд в среде фабрикантов и купечества Иваново-Вознесенска в конце XIX века. Какие этапы он включал, и каким правилам следовали молодожены.

Знакомство молодых людей происходило на вечерах. В кругу фабрикантов и богатого купечества на именины сыновей и дочерей организовывали молодежные вечера, на которые приглашались дети друзей и родственников. Помимо таких вечеров дети фабрикантов и купцов посещали балы. Сезон балов открывался в октябре. Его все ждали и тщательно к нему готовились. В октябре один бал сменял другой, нужно было везде побывать. Балы являлись некими смотринами невест: на них отцы и матери присматривали своему чаду под-

ходящую пару. Молодые люди во время танца узнавали друг друга.

Любой свадьбе предшествовало сватовство. Важную роль в этом процессе отводилась свахе. В обязанности, которой входило не только сватовство, но и подбор подходящей невесты. Сваха, зачастую, обладала большой картотекой, в которой были сведения о всех не замужних девицах и потенциальных женихах определенного социального круга. Чтобы создать пару сваха посещала вечеринки и присматривалась к девицам на выданье, уточняла размер приданого, социальное положение родителей и другую важную информацию. Услугами свахи пользовались родители девушек, засидевшихся в невестах, в также семьи, которые стремились улучшить свое социальное или материальное положение [1].

Услугами свахи воспользовался Дмитрий Геннадьевич Бурылин. В 1884 году, когда Дмитрию Геннадьевичу было всего 32 года умерла его жена Мария Степановна (урожденная Романова), дочь шуйского лесопромышленника. Д.Г. Бурылин остался вдовцом с четырьмя детьми, младшей из которых Леночке было год и восемь месяцев. Перед Дмитрием Геннадьевичем был выбор: либо самостоятельно воспитывать детей, или жениться второй раз. Д.Г. Бурылин решил жениться. Помогать в этом деле стала ярославская сваха Павла Пушкарева. Она написала ему следующие строки: «Милостивый государь, Дмитрий Геннадьевич и господин Буры-лин! ... слышала, что Вы желаете жениться, а

я желаю за Вас сватать лучшую невесту... Я слышала о Вас, что Вы люди известные по Иванову. Вот Вам первая невеста - Сорокина, вторая - Крохоняткина, третья - Носкова и Вахрамеева. Барышни они прекрасные, только Сорокина барышня всех похуже будет с лица, но всех богатче, так что Вам нужно - деньги или доброе сердце? Сорокина барышня, тридцать тысяч с ней всего, отца нет, одна мать. У них большой литейный завод. Крохоняткина барышня, с нею осемьнадцать тысяч, торгуют луком. Носкова барышня, с нею десять тысяч, торгуют сукнами - магазин. А барышня очень, очень хорошенькая. Вахрамеева, то у них табачная фабрика и ездят они в Малороссию, и фирма их из давних лет. Я Вам предложила четырех на Ваш выбор, я знаю, что эти невесты тоже пожелают с Вами иметь дело.» [2, с. 129-130]. Д.Г. Бурылин выбрал Анну Александровну Носкову. Дмитрий Геннадьевич перед бракосочетанием, написал своей невесте такие строки: «Дорогая моя Анна! Воскресенье у Вас я провел счастливый день и сюда приехал с веселой душой ... Если и в самом деле я тебе нравлюсь, то знай: я любить тебя буду, как жизнь свою! Сумею оценить, что ты решилась на детей идти. Знаю, что это нелегко. Но зато за твое спокойствие это моя будет забота . С какой радостью мои дети встретились с тобой и сейчас спрашивают, когда ты приедешь ...» [3, с. 130]. Брак Дмитрия и Анны оказался счастливым, и у них родилось еще пятеро детей.

После того как на балу или с помощью свахи невеста была выбрана родители жениха засылали сватов в дом невесты. В случае положительного разрешения сватовства назначали день смотрин невесты. Смотрины начинались с краткой молитвы, родители невесты приглашали сваху, жениха и его родителей за богато накрытый стол. После чаепития отец невесты и сваха выходили в комнату для проведения торгов, во время которых обсуждался размер и состав приданного. Торги могли длиться долго, пока обе стороны не достигнут согласия. При благополучном исходе стороны договаривались о дне сговора, который обычно назначался через 2-3 недели. Обычно, в доме невесты, устраивался бал с угощениями, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. На сговор приглашали родственников и друзей обеих семей, а также наиболее влиятельных

членов городского общества. Отец невесты публично объявлял о помолвке молодых. Гости поздравляли пару, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершался сговор балом, который открывался вальсом жениха и невесты. После сговора ни одна сторона не могла отказаться от бракосочетания без юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возместить затраты на свадьбу и размер этой неустойки был значительным.

Гравюры из французского журнала мод.

Париж. 1869 г.

Огромное значение имело церковное оглашение будущей свадьбы. Желающие вступить в брак должны были сообщить священнику своего прихода имя, происхождение и социальное положение избранника. И три

воскресенья подряд по окончании литургии священник объявлял прихожанам о свадьбе молодых. Это следовало сделать для того, чтобы выяснить нет ли каких-либо помех к заключению брака [4].

Накануне венчания в дом жениха привозили приданое невесты. В фондах музея Д.Г. Бурылина сохранилась «роспись приданного» первой жены Дмитрия Геннадьевича Марии Степановны Романовой. Согласно данному документу она обладала приданым на сумму 4723 рубля. В первую очередь в «росписи приданого» указывались иконы: Спасителя, Шуйской, Смоленской, Казанской, Владимирской Божьей Матери. Все они были с серебряными или вызолоченными ризами. Далее в списке указывались ювелирные украшения: серьги с брильянтами (62 камня), браслет золотой с брильянтами, бриллиантовый перстень в серебре, серьги и брошь коралловые. После украшений следовали столовые приборы: чайник, сахарница, молочники, позолоченные щипцы и серебряные подносы [5]. Все

это приданое было перевезено в дом супруга накануне свадьбы в 1877 году. Обычно, накануне венчания организовывался целый «поезд» с приданным. В первом подводе везли иконы. А во втором ехала крестная мать невесты, которая везла фарфоровую посуду. На третьем перевозили постель, а в четвертом -мебель и ковер. Встречала этот «поезд» мать или старшая замужняя сестра жениха. Тетя невесты вручала им полную опись приданого.

Накануне венчания рассылали свадебные приглашения в виде именных билетов. Приглашения были богато украшены, цветочными орнаментами или позолоченными узорами. В них гостей приглашали на венчание от имени родителей жениха и невесты. В приглашении указывались имена молодоженов, название церкви, в которой будет проходить венчание, час и адрес, где состоится праздничный обед. К пригласительным билетам часто прилагалось меню свадебного обеда, а также программа музыкального вечера [6].

Елизавета Дмитриевна Бурылина в день своей свадьбы среди близких. 1905 г.

Иваново-Вознесенск.

В день венчания жених через сваху или свою тетку посылал невесте «шкатулку» с венчальными принадлежностями: обручальными кольцами, фатой, духами, венчальными свечами, булавками и многим другим. Полу-

чив подарок, тетка невесты - «снарядиха» начинала одевать невесту. Обувал невесту «свадебный отрок» - младший брат или другой близкий родственник. В его обязанности входило подавать невесте на серебряном под-

носе перчатки и фату, он провожал ее до кареты и нес за ней шлейф. Для большей торжественности «свадебных отроков» могло быть двое, одного роста, примерно одной внешности и одеты в одинаковую одежду.

В церковь жених и невеста ехали порознь и разными путями. Жених приезжал раньше и ждал вместе с шафером невесту у входа в церковь. Во время венчания невеста становилась от жениха по левую руку и освобождала правую руку от перчатки, тоже проделывал и жених. При свершении Таинства венчания на молодых возлагались венцы. Они имели символическое значение. Венцы указывали на то, что молодые, сохранили целомудрие до брака и этим заслужили венец от Бога. Теперь им предстоит совершить новый подвиг. Семья - это путь служения супругу, детям и способ угождения Творцу. Семейная жизнь невозможна без самопожертвования, поэтому они напоминают и о мученическом венце. Круглая форма венцов указывала на неразрывность брачного союза и супруги должны были сохранять духовное единство и за гранью земного бытия.

После окончания церемонии свадебный поезд проезжал по центральным улицам и только затем направлялся в дом или ресторан, где проходил бал. Из церкви молодых встречали родители жениха: отец с иконой, а мать с хлебом-солью. Молодые им кланялись, принимали благословения и по очереди трижды целовали родителей. Мать жениха и гости осыпали молодых мелкими монетами часто собиралась значительная сумма, которая передавалась новобрачным [7].

Свадебный ужин зависел от благосостояния родителей молодых. В фондах музея сохранились меню свадебных обедов. Например, на праздничный стол могли подать: уху из стерляди, «расстегаи с налимовыми печенками», филе «Ришелье», «супрем из цыплят с труфелем а ля Перигор», жаркое: фазаны, рябчики, перепела, индейка, цыплята, «осетрина разварная с соусом пикан», «стерлядь Амери-кан», салат, малосольные огурцы и соленья, «московит фруктовый», фрукты, пирожки и кофе [8].

Свадебное застолье сопровождалась песнями и танцами. В купеческой среде были популярны романсы, которые пелись под гитару. Часто устраивались свадебные концерты с участием профессиональных певцов и музы-

кантов. В фондах музея Д.Г. Бурылина сохранились приглашения в которых указывалось, что музыкантами будут исполнены следующие произведения: «Марш Скобелева соч. К. Франца, Попури из оперы Жизнь за Царя соч. М.И. Глинки, Попури из оперы Троватор соч. Д. Верди, Попури Жженка соч. Ф. Шуберта и Вальс Боккаччио соч. И. Штрауса» [9]. Традиционно свадебный бал открывался «вальсом молодых». В конце вечера, как правило, к 12 часам ночи подавали десерт. Это мог быть большой круглый яблочный пирог.

Иван Дмитриевич Бурылин с женой Анной Николаевной (урожденной Зубковой). Италия. 1910 г.

На второй день свадьбы приглашали только близких родственников. Молодая жена одаривала своих новых родственников отрезами ткани, шелковыми и кашемировыми платками, бисерными кисетами, табакерками и многим другим. Со второго дня свадьбы начиналась так называемая «визитная неделя», на которой родственники мужа навещали молодую жену. А ей следовало приготовить традиционное угощение - чай с разного рода сладостями. В богатых семьях сервировали два стола: один - для чая, второй - для десерта. На десертный стол ставили вазы с фруктами, сухофруктами, орехами, печеньем, восточными сладостями и разными видами варенья. Гости приносили с собой подарки для молодой жены [10].

Софья Дмитриевна с мужем Д.Н. Кузьминым

В семьях фабрикантов и купцов в конце XIX века проходили пышные свадебные торжества. На фрак и свадебное платье молодоженов тратились значительные средства. Одежда для венчания выписывалась из-за границы или шилась портнихой на заказ. Не скупились родители и на организацию свадебного бала. На него приглашали знаменитых артистов, музыкантов, а праздничный стол декорировали цветами. Фабриканты и купцы стремились провести бал вне дома, сняв для этого мероприятия ресторан. Так, например, свадебное торжество дочери Дмитрия Геннадьевича Бурылина Софьи прошло в стенах музея.

Библиографический список:

1. Свадьба 19-20 веков. История. Традиции. https://ped-kopilka.ru. (дата обращения 24.05.2022).

2. Семененко А.М. Иваново-Вознесенск и ива-ново-вознесенцы. - Иваново: Филиал РГГУ в г. Иваново. 2011.

3. Семененко А.М. Иваново-Вознесенск и ива-ново-вознесенцы. - Иваново: Филиал РГГУ в г. Иваново. 2011.

4. Свадьба 19-20 веков. История. Традиции. https://ped-kopilka.ru. (дата обращения 24.05.2022).

5. ИОКМ 2680. Роспись приданого Марии Степановны Романовой. Фонд музея Д.Г. Буры-лина.

6. ИОКМ 3536/96. Коллекция свадебных приглашений ивановских фабрикантов. Приглашение в день бракосочетания Н.А. Фокина и Е.И. Кокоревой. Фонд музея Д.Г. Бурылина.

7. Русская дворянская свадьба XIX века. http://www.zags31.ru. (дата обращения 24.05.2022).

8. ИОКМ 3536/19, 3536/39. Коллекция свадебных приглашений ивановских фабрикантов. Меню ужина. Фонд музея Д.Г. Бу-рылина.

9. ИОКМ 3536/19, 3536/39. Коллекция свадебных приглашений ивановских фабрикантов. Меню ужина. Фонд музея Д.Г. Бу-рылина.

10. Свадьба 19-20 веков. История. Традиции. https://ped-kopilka.ru.

(дата обращения 24.05.2022).

©Волобуева М. М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.