Научная статья на тему 'Мониторинг состояния традиционной обрядности станицы Раздорской'

Мониторинг состояния традиционной обрядности станицы Раздорской Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ДОНСКИЕ КАЗАКИ / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / ТРОИЦА / TRADITIONAL CULTURE / TRANSFORMATION / COSSACKS OF THE DON / WEDDING RITE / TRINITY SUNDAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Наталья Сергеевна

Статья посвящена мониторингу состояния традиции в рамках конкретной историко -культурной территории на примере станицы Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области. В качестве объекта исследования выступают фрагменты традиционной обрядности (празднование свадьбы и Троицы), анализируемые на нескольких хронологических этапах. Материалом для исследования послужили полевые данные разных лет, собранные в исследуемой историко-культурной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF COSSACK VILLAGE RASDORSKAYA TRADITIONAL RITES

The paper deals with tradition monitoring within the framework of a concrete historical and cultural territory by the example of stanitsa Rasdorskaya in Ust-Donetsk district of Rostov oblast. The object of the study is a fragment of traditional rites (weddings and Trinity Sunday) covering several periods. The material of the study is derived from field work data acquired during several years in the historical and cultural territory under study.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния традиционной обрядности станицы Раздорской»

© 2013

Н. С. Попова

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОБРЯДНОСТИ СТАНИЦЫ РАЗДОРСКОЙ*

Статья посвящена мониторингу состояния традиции в рамках конкретной истори-ко -культурной территории на примере станицы Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области. В качестве объекта исследования выступают фрагменты традиционной обрядности (празднование свадьбы и Троицы), анализируемые на нескольких хронологических этапах. Материалом для исследования послужили полевые данные разных лет, собранные в исследуемой историко-культурной территории.

Ключевые слова: традиционная культура, трансформация, донские казаки, свадебный обряд, Троица

Современное состояние обрядовой культуры донских казаков представляет собой тесное переплетение традиций и инноваций. Процессы взаимодействия этих двух форм неоднократно становились объектом этнографических исследований. Актуальность проблемы соотношения традиционного наследия и новых форм в народной культуре объясняется тем, что в настоящее время традиция переживает новый этап своего исторического развития: одна часть ее архаических форм претерпевает значительную трансформацию, другая — утрачивается, заменяется новыми элементами обрядности. Вместе с тем, современный человек «как никогда обостренно начинает понимать ценность и высокую миссию традиционной культуры. Пытается спасти ее для себя и будущих поколений. Традиционная культура ищет свое место в изменяющемся мире. Это противоречие и составляет ядро современного развития традиционной культуры»1.

Данная статья посвящена мониторингу состояния традиции конкретной историко-культурной территории — станицы Раздорской Усть-Донецкого района Ростовской области, то есть исследованию традиционной обрядности конкретного населенного пункта на нескольких хронологических этапах. Обращаясь к изучению обрядовой культуры станицы Раздорской, мы выделяем две формы ее существования: традиционную, относящуюся к концу XIX — середине XX вв., и современную — конец XX — начало XXI вв. Эти формы отличаются друг от друга по количественному составу обрядовых действий, их структуре, содержанию и происхождению элементов обряда, составу участников, песенному репертуару.

Выбранный нами для исследования населенный пункт — нижнедонская2 станица, в прошлом входившая в Первый Донской округ Области войска Донского

Попова Наталья Сергеевна — младший научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН. Е-шаД: [email protected]

* Статья написана в рамках проекта «Этнолингвистический словарь донского казачества» Подпрограммы фундаментальных исследований «Проблемы социально-экономического и этнополити-ческого развития южного макрорегиона» Программы Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез»

1 Каргин 2008, 55-56.

2 Многие ученые разделяют территорию бывшей Области войска Донского на Верхний Дон (по Хопру до Среднего Дона) и Нижний (от ст. Раздорской и южнее). Уже на ранних стадиях заселения донской земли обозначились основные отличия «верховых» и «низовых» казаков: начиная с

(ОВД), считается первой столицей донского казачества. Время образования городка Раздоры исследователи относят к середине XVI — первой половине XVII вв.

Основной источниковой базой для данной работы послужили неопубликованные материалы из личного архива автора статьи, а также сотрудника Раздорского этнографического музея-заповедника А. Д. Поповой. Кроме того, привлекались полевые материалы диалектологических и этнолингвистических экспедиций РГУ и ИСЭГИ ЮНЦ РАН. Из опубликованных источников были использованы материалы «Большого толкового словаря донского казачества»3.

Процессы трансформации, связанные со значительными изменениями в религиозной, хозяйственной, социальной и культурной жизни, затрагивают разные уровни обрядности донских казаков. В данном исследовании мы рассмотрим фрагменты семейной и календарной обрядности станицы Раздорской, в частности, празднование свадьбы и Троицы. Они до сих пор играют значительную роль в жизни станицы. Диахронический анализ этих двух показательных обрядов позволит составить представление об основных процессах трансформации в традиции рассматриваемой территории.

Вопросы развития, возрождения тех или иных фрагментов традиционной культуры находятся в центре внимания работ многих современных этнографов и фольклористов. Так, к примеру, А. С. Каргин указывает на существование следующего противоречия: с одной стороны, архаичные формы традиционной культуры благодаря процессам модернизации оказываются отчужденными, невостребованными, с другой стороны, происходит осознание ценности традиционной культу-ры4. Эти процессы мы наблюдаем и на материале, собранном в рассматриваемом нами населенном пункте — станице Раздорской.

Обратимся к рассмотрению одного из фрагментов календарной обрядности — Троице. В современное время в этом празднике можно выделить как традиционные, так и вторичные элементы культуры. К сохранившимся традиционным формам стоит отнести следующие:

1) подготовку троицкой зелени.

Основу традиционного народного праздника составляет культ растительности: все обрядовые действия связаны с зеленью, которая в это время начинает расцветать. К празднику заранее собирается необходимая растительность: травы (к примеру, чабрец, пырей, ковыль), полевые цветы и ветки деревьев (клена, акации, дуба). Предпочтение отдается веткам, имеющим форму «троицы», то есть три ответвления. А из пород троицким деревом считается дуб: «Чабрец устилають. Веточки в ету встрекають по-над домом. И спицальное есть дерево троица, дуб, троицкое дерево»5. «Мы ходили в пятницу, чебурок. И есть специальное дерево — троица. Просто любое дерево, ломать ветощки, встрекать под Троицу. По-старому ето троица или троицкое дерево, не дуб, не берёза, нищего ето, а просто дерево, знаете, похоже чтоб на троицу було. [Формой похоже?] Да, да»6.

особенностей говора, комплексов одежды, традиционной обрядовой культуры и заканчивая чертами характера.

3 БТСДК 2003.

4 Каргин 2008, 55-56.

5 Каганова Евдокия Фёдоровна, 1910 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. О. Карпенко в 2001 г

6 Бударина Мария Кирилловна, 1924 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. Н. Подковальникова в 2001 г.

«До Троицы это вот обязательно накануне Троицы шли вот с Забалки, по буграм в степь и приносили охапки цветов»1. «А раньше шли когда с Каныгина. Мы же нарываем цветов — вот горошек, бессмертник и еще как ёлочка вот такая»8;

2) украшение жилищ, дворов, храма.

Зеленью украшают все жилое пространство: в доме усыпают пол, подоконники и любые другие поверхности мебели, букеты втыкают перед входом в жилище и во двор: «Веточки в ету встрекають по-над домом, украшають калитку. Идёшь по приступкам, там встрекнуты, ето Троица»9. И украшали при входе в дом — букеты привязывали, зеленью украшали, и обязательно в комнатах, чабрецом. Прям посыпали на чистый мытый пол, деревянный пол»10;

3) церковную службу.

Второй день Троицы — воскресенье — начинается со службы в церкви. Прихожане приносят с собой собранную накануне зелень для украшения храма. Во время службы девочки и женщины плетут веночки и надевают их на голову: «У

нас плели веночки, прямо в церкви. Обязательно, травы там, цветы были. И батюшка читает, и мы плели веночки со цветочков. Все с букетами в церковь на Троицу»11. «А в церкви в воскресенье делают дорожку прям с цветов, с этих вот. Красиво! Служба идет, становятся на колени, а на полу полно ж чебурок. А цветов вот таких вот было, особенно эти ёлочки, всякие там цветочки были, роз много. Устилали дорожку к налою. Становились на коленки и скорей давай веночки. И надевали на голову. Идеть служба, и так выходили, с этими веночками»12;

4) плетение и бросание венков в реку.

В Раздорской после церковной службы все отправляются к Дону, девушки и женщины бросают в реку Дон плетеные веночки. Тем самым осуществляется гадание молодых девушек на замужество, а женщин — на судьбу. На берегу проводятся культурные мероприятия со сценическим действием и ярмаркой, устраиваются скачки, проводятся игры, исполняются песни: «У нас было по-над Доном когда-то Троица, и Троицкий праздник праздновали, и скачка была, и там всяко праздновали»1. «Потом, когда заканчивается служба, все деушки шли за станицу. И вот туда деушки шли, как раз там называется у нас «колено». Оно так идет, потом раз заворачивает, как колено. И вот приходили девочки на колено, а там яры. И с яров бросали веночки свои. А ребята прямо в одежде ныряли и ловили. Чей веночек поймает, та его невеста»114. «А раньше за Красный Яр, за станицей. И вода близко подходила, и дорожка, тропинка была. А яр такой крутой был,

7 Волобуева Надежда Александровна, 1932 г.р., ст. Раздорская, У.-Д. р-н РО, зап. Е. Муштенко в 2001 г.

8 Качалина Валентина Васильевна, 1935 г.р., ст. Раздорская, У.-Д. р-н РО, зап. Е. Муштенко, Н. Власкина, С. Шестак в 2001 г.

9 Каганова Евдокия Фёдоровна, 1910 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. О. Карпенко в 2001 г.

10 Волобуева Надежда Александровна, 1932 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. Е. Муштенко в 2001 г.

11 Богучарская Евдокия Яковлевна, 1923 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. Н. Власкина, С. Шестак в 2001 г.

12 Качалина Валентина Васильевна, 1935 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. Е. Муштенко, Н. Власкина, С. Шестак в 2001 г.

13 Каганова Евдокия Фёдоровна, 1910 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. О. Карпенко в 2001 г.

14 Богучарская Евдокия Яковлевна, 1923 г.р., ст. Раздорская, У.-Д. р-н РО, зап. Н. Власкина, С. Шестак в 2001 г.

и вот прямо веночки бросали в Дон. Да, бабушки — и мы же свои. И детей много ходило тоже. И мы их бросали, и бежим до места, где ближе они. И: «Ой-ой-ой, мой вон! Мой вперед мечить, значит, быстрей замуж выйдешь». Другой: «А мой потонул, значить, ты ни это, тебе не скоро». И бабки идут тоже свои веночки. А потом собиралися после и пели песни троецкие — «А веселая да беседушка да настала»15;

5) обрядовую трапезу.

Традиционно на третий день Троицы в станице поминали умерших — ходили на кладбище, украшали могилы цветами и зеленью. В этот день на острове По-речный (на левом берегу Дона) совершалась служба по погибшим казакам, после этого устраивалась обрядовая трапеза — жарили яичницу: «На третий день Троицы раньше такой закон был, что яичницу жарять на ту сторону Дона»16. В современном праздновании сохраняется лишь приготовление яичницы во время воскресного культурного мероприятия.

Перейдем к рассмотрению вторичных элементов современной Троицы. Во-первых, к ним относится использование театрализованной формы проведения праздника, а именно — постановочного действия на сцене. Главным персонажем культурного мероприятия является нехарактерный для данной традиционной культуры Семик, который имеет распространение на территории центральной части России. Такое заимствование можно объяснить подготовкой сценария для праздника с использованием обобщенных сведений о Троице без учета местных традиций.

Во-вторых, репертуар песен на культурно-массовом мероприятии. Так, помимо троицких исполняются гулебно-плясовые, шуточно-игровые, военно-бытовые («Скакал казак через долину», «У меня-то муженек», «Из-за леса копии мечей» и др.) и авторские песни.

В-третьих, новым для данной территории является разжигание костра и перепрыгивание через него во время троицкого гулянья. По-видимому, костер в современном представлении фигурирует как неотъемлемая часть народного праздника весенне-летнего цикла (так, разжигание костра встречается на станичных масленичных гуляниях).

Таким образом, в праздновании Троицы произошел целый ряд трансформационных процессов: прежде всего, редукция традиционно-народной составляющей; появление новых, заимствованных из культур других территорий элементов обрядности: к примеру, персонаж Семик, разжигание костров. К исчезнувшим обрядам можно отнести поминание погибших казаков, проводившееся на 3-й день Троицы на острове Поречном, а обрядовая трапеза современного праздника происходит во второй день, а не на третий, как ранее.

Перейдем к рассмотрению одного из фрагментов семейной обрядности — свадьбе в станице Раздорской. Исследователи Б. Н. Проценко17, О. Литвиненко18 и др., занимающиеся изучением донского свадебного обряда, выделяют в нем трёх-

15 Качалина Валентина Васильевна, 1935 г.р., ст. Раздорская, У-Д. р-н РО, зап. Е. Муштенко, Н. Власкина, С. Шестак в 2001 г.

16 Бударина Мария Кирилловна, 1924 г.р., ст. Раздорская, У.-Д. р-н РО, зап. Н. Подковальникова в 2001 г.

17 Проценко 2004.

18 Литвиненко 1997.

частную структуру. Вслед за ними мы в традиционной раздорской свадьбе выделяем: предсвадебье, день свадьбы, послесвадебье. По сравнению с традиционным, современный свадебный обряд значительно редуцирован, кроме того, в нем наблюдаются существенные трансформационные процессы. Поэтому в современной свадьбе можно выделить два этапа: предсвадебный и свадебный. Структуру современной свадьбы можно представить следующим образом:

1. Предсвадебный этап:

— Сватовство. В современной свадьбе сватовство является первым фрагментом предсвадебного этапа. Оно в целом сохраняет основные традиционные особенности обряда. В дом невесты приезжают самые близкие родственники жениха, при входе в дом происходит разговор в шуточно-игровой форме, при этом употребляются традиционные устойчивые фразы, выражения: У вас — товар, у нас — купец; горлица, голубь, лебедь белая и др. Обязательным условием сватовства остается накрывание на стол стороной жениха. Родители невесты готовят каравай (в традиционной свадьбе — встречник), который отдается будущим сватам. Сохранным остается поведение молодых: жениху дают разного рода задания, в шуточной форме проверяются его умственные и физические способности; невеста, которая во время испытаний находилась в другой комнате, выходит к жениху, и сваха перевязывает им рушником руки. Это обрядовое действие символизирует скрепление, соединение молодых19. Жених дарит кольцо невесте. Родственники договариваются о дате свадьбы. После этого дня девушка считается просватанной.

— Смотрины. Под свадебным обрядом смотрины понимается визит родственников невесты в дом жениха с целью обсуждения подробностей проведения свадьбы. В традиционной свадьбе для этих мероприятий отводилось два обрядовых действия — оглядины/ смотр печей (визит родственников невесты в дом жениха с целью осмотра его подворья и достатка) и сговор (обсуждение деталей проведения свадьбы). Таким образом, изменилась содержательная сторона данного свадебного обряда.

— Девичник/мальчишник. Традиционно девичник отмечался накануне свадьбы. Невесте по-бабичьи повязывался платок на голову, подруги пели грустные песни, помогали в последних приготовлениях к свадьбе. В современное время девичник проводят примерно за неделю до дня свадьбы. Сохраняется сам факт посещения подруг. Мальчишники в традиционной свадьбе не проводились. В современном обряде он аналогичен девичнику: жених устраивает вечер для своих близких друзей.

2. Свадебный этап. Современную казачью свадьбу обычно отмечают два дня — в доме жениха или невесты. Традиционная свадьба длилась три дня: первый и третий праздновали у жениха, второй — у невесты.

А) первый день свадьбы. К наиболее устойчивым и сохранным стоит отнести следующие обрядовые действия:

— одевание невесты: как правило, помогают наряжаться близкие подруги. Важным остается желание уберечь невесту от сглаза и порчи. Для этого в подол платья прикрепляются булавки или иголки.

19 Валенцова 2012, 360.

— родительское благословение: родители благословляют дочь семейной иконой, которая потом дарится молодым.

— выкуп невесты: сидя на посаде, невесту «продают» младшие в роду дети. Как правило, размер выкупа оговаривается заранее.

— наблюдение смотрельщиков за ходом свадебного обряда: таким образом осуществлялось социальное признание и общественное одобрение брака;

— перевязывание дороги после бракосочетания: символизирует жизненные трудности, которые будут встречаться в семейной жизни молодых;

— разламывание встречника над головой жениха и невесты на пороге дома родителей жениха (хлеб символизирует достаток и сытость: одну отломанную часть забирают в дом для угощения приглашенных гостей, а другую отдают смо-трельщикам);

— дары во время свадебного застолья: гости (в порядке степени родства) публично дарят подарки молодым, после даров подсчитывается и оглашается общая сумма подаренных денег и количество подарков.

Б) второй день свадьбы представляет собой так называемую «антисвадьбу» с ряжеными — гости переодеваются в жениха и невесту, продают место молодоженам; переодетые в реаниматоров сват и сваха предлагают в игровой форме снять синдром похмелья с помощью лекарственных препаратов (спиртных напитков, рассола, кваса), лечебных процедур (массажа, прогревания). Гостям продаются ложки для традиционного блюда на второй день свадьбы — лапши.

По сравнению с остальными блоками традиционной культуры, свадебный обряд является наиболее сохранным. Однако стоит отметить, что и в нем происходят значительные трансформационные процессы. Так, к примеру, утрачиваются следующие свадебные обряды:

— смотреть печи — предсвадебное действие, которое происходит после сватовства, оно заключается в том, что родственники невесты приезжают в родительский дом жениха смотреть, где будут жить молодые.

— подушки — перевоз приданого невесты в дом жениха.

— хоронить концы — обрядовое действие, совершаемое на третий день свадьбы: гости прячут нужные в хозяйстве предметы (веник, нож, сковородку и т.д.), а хозяева должны их выкупить.

— завивать овин/заливать пожар/тушить костер, пожар — на третий день свадьбы происходит тушение костра и перепрыгивание через него, что символизирует избавление молодоженов от скандалов, ссор и других неприятностей.

— носить калину — на третий день свадьбы родители жениха благодарят невесту за то, что она сохранила свою «честь». Матери и отцу невесты они прикрепляют веточки калины. Затем все гости идут по станице, к Дону с калиной (украшенная лентами и цветами ветка любого дерева).

— бить горшок — эпизод послесвадебья, который символизирует уход невесты из родительского дома: «Тешшу кладуть на лауку, становють гаршок на пузу и бьють, а зять дарить новый тухли»20.

В связи с утратой традиционных обрядовых действий исчезает и связанная с ними свадебная лексика, некоторые вербальные действия: к примеру, утратилось наименование для родственников невесты, которые переносили приданое — по-20 БТСДК 2003, 45.

душечники; наименование для младшего родственника невесты, который продает приданое — торгаш; человек, который сообщает родителям невесты о приезде сватов — гонец с подходом/сводя. Исчезновение обрядовых действий влечет за собой утрату наименований свадебных персонажей с сохранением их функций: женщины, которые величают молодых во время выкупа невесты в традиционной свадьбе — игрицы, а в современной эту функцию выполняет приглашенный фольклорный коллектив. Исчезли представления о свадебном колдуне — члене общины, которого не пригласили на торжество, портит свадьбу молодым.

Устойчивые словесные формулы в обрядах практически не употребляются, участники во время беседы сохраняют только семантику обрядового действия, при этом используются импровизированные речевые конструкции; помимо свадебных чаще воспроизводятся тексты застольных песен; не сохранился текст песни, исполняемый невестой на заре в день свадьбы. В обрядовой терминологии происходят изменения в наименованиях персонажей: тайная подруга теперь носит наименование дружка, друг — дружко, дружко — сват, свашка — сваха, полудраж — сват, подсвашка — сваха, вечерние — сваты.

Современный свадебный обряд представляет собой переплетение традиционных и новых форм. Так, благодаря процессам модернизации в свадебном обряде происходят заимствования из других культур — прикрепление замков на мостах; бросание букета и подвязки невесты; конкурсы для гостей; фотосессии молодоженов; посещение памятных мест. Появляются новые персонажи: тамада, реаниматоры (сват и сваха, предлагающие в шуточной форме снять синдром похмелья); свадебный каравай заменяется покупными шишками или эклерами.

Подводя итоги нашего исследования, следует выделить основные факторы, влияющие на трансформацию традиционной культуры:

— процессы модернизации, которые накладывают свой отпечаток в целом на культурную жизнь современного человека;

— запрет на религиозную жизнь в советское время привел к исчезновению традиционного венчания в день свадьбы и троичного молебна по погибшим казакам;

— действия по возрождению казачества, ставшие актуальными в 80-90-е годы, когда были приняты на государственном уровне ряд документов по поддержанию традиционной культуры. Это привело к тому, что в популяризации традиционной культуры были задействованы клубные работники, учителя, стремящиеся возродить праздники, используя в качестве источниковой базы тексты из интернета, СМИ, различных брошюр, при этом без учета местных особенностей традиции.

Таким образом, современная традиционная обрядность станицы Раздорской находится в процессе постепенной трансформации, обобщения местных обрядов с традициями других территорий, утраты архаичных обрядовых действий и появления новых, благодаря заимствованию из других культур.

ЛИТЕРАТУРА

Большой толковый словарь донского казачества. 2003. Ростов-на-Дону.

ВаленцоваМ.М. 2012: Узел // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5-ти т. Т. 5. М.

Каргин А. С. 2008. Прагматика фольклора. M.

Литвиненко О. 1997: Заметки о свадебных обрядах в северных районах Ростовской области // Памяти Листопадова. Сборник статей. Ростов-на-Дону.

Проценко Б. Н. 2004: Свадебный обряд донских казаков во времени и пространстве // Традиционная культура. 4 (16), 26-34.

MONITORING OF COSSACK VILLAGE RASDORSKAYA TRADITIONAL

RITES

N. S. Popova

The paper deals with tradition monitoring within the framework of a concrete historical and cultural territory by the example of stanitsa Rasdorskaya in Ust-Donetsk district of Rostov oblast. The object of the study is a fragment of traditional rites (weddings and Trinity Sunday) covering several periods. The material of the study is derived from field work data acquired during several years in the historical and cultural territory under study.

Key words: traditional culture, transformation, Cossacks of the Don, wedding rite, Trinity Sunday

© 2013

В. А. Печняк

ПРОСТРАНСТВО СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ (по материалам этноэкспедиции 2012 г.)

Казачество как уникальное культурное явление представляет собой большой интерес. Прежде всего, тем, что в нём живет дух состязательности и противоборства, который изначально был призван поддерживать боевой дух военного сословия. Оренбургское казачье войско образовано «сверху», кроме того в него вошли представители разных сословий и народов. Тем не менее, характерная для всех казачьих войск состязательность наблюдается и у них. В статье предпринята попытка ответить на следующие вопросы: какие формы приобретала состязательность? Какие сферы жизни пронизывала и насколько глубоко укоренилась в сознании казаков и их современных потомков?

Ключевые слова: оренбургское казачество, новая линия, состязательность агональ-ность, борьба, казаки

Печняк Вячеслав Александрович — аспирант Института истории и археологии УрО РАН. Е-шаД: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.