Научная статья на тему 'ПОКОЛЕНИЕ Z: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЦЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ)'

ПОКОЛЕНИЕ Z: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЦЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
536
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / МОЛОДЕЖЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ / GENERATION Z / YOUTH / PSYCHOLOGICAL FEATURES / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лоткин Илья Викторович, Слижевская Анастасия Николаевна

Проблема и цель. В статье раскрываются когнитивные, перцептивные, аффективные, ценностно-мотивационные особенности поколения Z. Проблема исследования заключается в изучении трансформации ценностей молодёжи в условиях цифровизации. Целью статьи является исследование ценностей студенческой молодёжи. Методология. Изучение проводилось по методике «Ценностный опросник» (Шварц). В исследовании принимали участие студенты 2 курса очной формы обучения по направлению «Таможенное дело» ОмГУПС. В исследовании принимали участие 10 студентов в возрасте 19-20 лет. Результаты. Анализ полученных данных показал, что на уровне нормативных идеалов студентам важны «гедонизм», «достижения», «безопасность». В рамках индивидуальных моделей поведения для студентов важны «гедонизм», «стимуляция» и «самостоятельность». Выводы. Цифровая среда влияет на психологические особенности молодежи, их предпочтения, интересы и ценности. Минимизацией рисков, связанных с трудностями развития новых цивилизационных отношений, является сохранение гуманитарных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES AND VALUES OF GENERATION Z (THROUGH THE EXAMPLE OMSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY (OSTU)

Introduction. The paper reveals cognitive, perceptual, affective, value-motivational features of Generation Z. The problem of the study is to study the transformation of youth values in the conditions of digitalization. The purpose of the article is to study the values of student youth. Materials and Methods. The study of values was conducted by the method of Schwartz “Questionnaire”. The study involved students enrolled in the 2nd year of full-time education majoring in “Customs” at Omsk State Transport University. The study involved 10 students at the age of 19-20. Results. The analysis of the data found that such priorities, as hedonism as a principle of life, safety, achievements, power, autonomy, and conformity are important for students at the level of normative ideals. Such values as hedonism, independence are significant for students at the level of individual priorities. The digital environment affects the psychological characteristics of young people, their preferences, interests and values. To minimize the risks associated with the difficulties of developing new civilizational relations is to preserve humanitarian values. Conclusions. Before our eyes, there is a reassessment of values; new priorities and value-normative coordinates of living abilities of man and society begin to emerge. Hedonism as the main priority of a new man controls his behavior and thinking.

Текст научной работы на тему «ПОКОЛЕНИЕ Z: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЦЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ)»

УДК 378.18 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.38.163

И. В. Лоткин, А. Н. Слижевская, Омский государственный университет путей сообщения

ПОКОЛЕНИЕ Z: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЦЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОМГУПС)

Проблема и цель. В статье раскрываются когнитивные, перцептивные, аффективные, ценност-но-мотивационные особенности поколения 2. Проблема исследования заключается в изучении трансформации ценностей молодёжи в условиях цифровизации. Целью статьи является исследование ценностей студенческой молодёжи.

Методология. Изучение проводилось по методике «Ценностный опросник» (Шварц). В исследовании принимали участие студенты 2 курса очной формы обучения по направлению «Таможенное дело» ОмГУПС. В исследовании принимали участие 10 студентов в возрасте 19-20 лет. Результаты. Анализ полученных данных показал, что на уровне нормативных идеалов студентам важны «гедонизм», «достижения», «безопасность». В рамках индивидуальных моделей поведения для студентов важны «гедонизм», «стимуляция» и «самостоятельность». Выводы. Цифровая среда влияет на психологические особенности молодежи, их предпочтения, интересы и ценности. Минимизацией рисков, связанных с трудностями развития новых цивили-зационных отношений, является сохранение гуманитарных ценностей. Ключевые слова: поколение 2, молодежь, психологические особенности, ценности.

Современный быстро развивающийся мир выдвигает перед человечеством огромное количество проблем, никогда ранее не возникавших, решение которых в ближайшем будущем ляжет на плечи молодого поколения. Здесь и интеграционные взаимодействия всех сфер общественной жизни, вызванные глобализацией и ускорением в невиданных ранее темпах общественного развития, и виртуализация коммуникативного пространства современной цивилизации, порождаемая новыми информационно-коммуникативными технологиями, в частности социальными сетями. Очевидно, что под влиянием современных цивилизационных изменений происходит и трансформация коммуникационной сферы, оказывающей колоссальное влияние на духовный мир человека, в первую очередь молодежи, ее ценностные ориентации и мотивы поведения.

Происходящие изменения в жизненном пространстве современного человека настолько глубоки и многообразны, что в исследованиях ученых, преимущественно представителей социально-гуманитарного знания, все чаще звучит тревога о будущем человечества. Речь идет прежде всего о необходимости сохранения общечеловеческих гуманитарных ценностей «в планетарном масштабе» (К. Апель), о прогнозируемых неожиданностях и трудностях будущего (Э. Тоффлер), о разрушении под напором новых цифровых технологий вековечных, сплачивающих людей, традиционных ценностях (Э. Шмидт и Д. Коэн) и др. [2, с. 24].

В сохранении устойчивости, стабильности и целостности коммуникативного пространства, обеспечиваемых семьей, системой образования и воспитания, политическими институтами, важнейшую роль играют социальные механизмы социокультурной преемственности, такие как знаковые системы (язык, символы, искусство), традиции, обычаи, обряды, праздники, спорт и др., являющиеся национальными культурными кодами.

Проблема и цель. Как субъект общественных отношений, молодежь является специфической частью общества, характерными признаками которой являются возрастные, психофизиологические, статусные особенности. В рассмотрении признаков искомого понятия мы исходим из определений, предложенных В. Т. Лисовским и И. С. Коном. Молодёжь - это «.. .поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет», - считает В. Т. Лисовский [2, с. 32].

Расширяя понятие «молодёжь», И. С. Кон усиливает значение социокультурных и демографических факторов как важнейших составляющих характерных признаков рассматриваемого феномена. Молодежь, согласно автору, - это «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Молодость - это определенный этап жизненного цикла человека, считает И. С. Кон. Этот цикл характеризуется конкретными возрастными рамка-

ми, социальным статусом и социально-психологическими особенностями, в совокупности своей имеющими «социально-историческую природу и зависящими от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2, с. 33].

Скорость изменения внешних условий окружающей среды зачастую скрывает от непосредственного наблюдения процессы трансформации духовного мира «массового» человека, оставляя на поверхности наиболее доступно проявляющиеся такие фрагменты аномического состояния, как агрессивность, ярко выраженная потребность в самоутверждении, эффект так называемого потребительского поведения. Наиболее заметным проявлением этих изменений становится трансформация установок массового сознания, в первую очередь молодежи, ориентируемой на престижное потребление.

Но особенность современного потребительского отношения к окружающему миру и людям проявляется в том, что приобретение товаров имеет целью не столько покупку вещей как таковых, сколько овладение символами статуса человека, что приводит к усилению негативных проявлений социальной аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и девиантного поведения. Р. Мертон, в частности, считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения, особенно заметно проявляющимися в индивидуализированных формах поведения людей. Этот разрыв между социально значимыми целями развития общества, историко-культурными традициями, обеспечивающими связь времен и поколений, т. е. процессом преемственности, с одной стороны, и личностными характеристиками духовного мира и деятельности индивидов, с другой, - вносит опасный дисбаланс в направленность и структуру современного культурно-коммуникативного пространства и мотивацию поведения различных групп населения, прежде всего молодёжи. [2, с. 35].

Сегодняшние студенты относятся к так называемому поколению Ъ. У него есть свои особенности, которые необходимо учитывать во взаимодействии и обучении. К поколению Ъ относят россиян, родившихся начиная с 2000 г. (в странах Запада - с 1995 г.). Оно еще недостаточно изучено, но исследователи отмечают его сильные и слабые стороны [3, с. 613].

Одна из основных особенностей этого поколения - постоянное нахождение в Сети. Его представители комфортно чувствуют себя в онлайн-общении, не могут без взаимодействия в сетях и это фактически важнейшая ценность и основная форма общения [1, 3, 5]. Согласно исследованиям, у 97 % старшеклассников есть своя страничка в Интернете, у детей в младших классах - до 40 %. Психологи фиксируют, что до 85% российских детей не могут обойтись без гаджетов, но при этом половина из них скрывает от родителей что-то из своей жизни в Интернете.

Многие социальные связи молодежи перешли в виртуальность. По данным Mediascope на 2017 г., одна лишь сеть «ВКонтакте» охватывает 93 % населения в возрасте 14-25 лет. Интернет-общение является более доступным, не требует дополнительных усилий и поэтому часто предпочитается реальному [1, с. 19].

Представители поколения Ъ уверены в своей исключительности, они быстро включаются в интересующую их информацию и нацелены на быстрый результат. При этом они болезненно реагируют на любую критику, а похвалу воспринимают как должное. Уверенность в собственной исключительности создает у них проблемы с самоидентификацией [1, 3, 6].

У представителей поколения Ъ высокая мотивация к успеху. Но будучи ориентированы на гедонизм и ощущая требования, предъявляемые обществом, они осознают необходимость совершенствоваться. Подростки не хотят работать так, как работают их родители или дедушки и бабушки. Они ожидают успеха только собственными силами, но при этом пасуют перед трудностями.

Дети и молодежь поколения Ъ - большие индивидуалисты, эгоцентрики. Самые важные ценности для них - те, что удовлетворяют их собственные потребности. Традиционные ценности при этом отходят на второй план. Так, например, они не стремятся рано создать семью, комфорт для поколения Ъ превыше всего [3, с. 616].

Для когнитивной сферы современной молодёжи характерны высокий уровень развития социальных навыков в рамках виртуальной коммуникации и социальных сетей, однако в реальности в целом они социально дезадаптивны. Молодежь коммуникабельна и контактна, но предпочитает общаться опосредованно - через социальные сети и мобильный телефон, поскольку они с детства имели возможность использовать цифровые технологии.

Виртуальная среда и количество информации, как и способ ее подачи, повлияли на перцептивные способности молодежи: они тяжело воспринимают сложную информацию в больших объемах, им характерно желание получать информацию посредством не текстовых документов, а изображений, фильмов, аудиофайлов [1, с. 24].

Аффективная сфера развита достаточно сильно: молодёжь эмоционально открыта и контактна, однако в целом акцентирована на самости, что может быть как результатом неуверенности в себе и в жизни, так и влиянием информационной среды.

Ценностно-мотивационная сфера в первую очередь характеризуется постоянным поиском чего-то нового: молодёжи не нравится долго заниматься одним тем же. Постоянное нахождение в соц-сетях формирует ощущение потока, в котором все меняется очень быстро, поэтому детям и молодёжи «цифрового поколения» постоянно скучно [1, 3].

В системе ценностей молодёжи этого поколения центральными являются «свобода», «творчество», «развлечения». Важнейшими ценностями молодых людей являются самостоятельность и независимость. Они также стремятся получить хорошее образование, отстаивают права на неприкосновенность частной жизни и свободу слова, пытаются обрести поддержку со стороны родителей, у них достаточно развита гражданская ответственность [1, с. 18-20].

Хотелось бы обратить внимание и на такую особенность современного ценностного сознания молодёжи, как, с одной стороны, подвижность, быстрая изменчивость ценностных установок молодёжного массового сознания, а с другой - увеличение количества респондентов, затрудняющихся с выбором своей политической и нравственной позиции. Иначе говоря, определить установки и направленность поведения при определённых обстоятельствах значительной части данной возрастной группы представляется, на наш взгляд, достаточно сложным. Вместе с тем, как показывают результаты шести этапов исследований, проводимых с 2006 по 2019 гг. в рамках проекта «Динамика ценностных ориентаций молодёжи», устойчиво положительной характеристикой ценностного сознания молодёжи является её отношение к российскому государству как гаранту стабильности и устойчивости развития российского социума. [2, с. 37].

Проблема нашего исследования - трансформация ценностей молодёжи в условиях цифровизации.

Цель нашего исследования - выявление ценностей студентов.

Методология. В марте 2018 г. студенты 2 курса направления подготовки «Таможенное дело» ОмГУПС участвовали в исследовании ценностей молодёжи. Исследование проводилось по методике Шварца [4]. В исследовании принимали участие 10 человек (2 юношей, 8 девушек). Возраст испытуемых - 19-20 лет. «Ценностный опросник» выполняется в два этапа - 1 этап нам дает информацию о нормативных представлениях студентов (как следует действовать), 2 этап - об индивидуальных ценностях, реализуемых личностью в поведении.

Результаты. После обобщения индивидуальных результатов 1-го этапа была построена диаграмма, отражающая представления студентов о нормах поведения и идеалах, существующих в современном обществе (рис. 1).

Из диаграммы мы видим, что на уровне нормативных идеалов (то, как следует действовать) важен «гедонизм», «достижения», «безопасность».

Обобщив индивидуальные результаты 2-го этапа, мы построили диаграмму (рис. 2), на которой мы видим, что для студентов (в рамках индивидуальных моделей поведения) важны «гедонизм», «стимуляция», «самостоятельность» как ориентиры самоутверждения и открытости изменениям.

с

Рис. 1. Ценности студентов на уровне нормативных идеалов

Рис. 2. Ценности студентов на уровне индивидуальных приоритетов

Выводы. Цифровая среда формирует поколение Z, определяя их психологические особенности и специфику ценностных отношений. Виртуальная коммуникация, жизнь в цифровом потоке, фиксация на собственной значимости и др. Цифровая цивилизация создает новые условия реальной жизни подрастающих поколений, создавая риски и размывая их ценности, самоидентичность.

Одним из эффективных каналов минимизации рисков, связанных с трудностями развития новых цивилизационных отношений, является сохранение гуманитарных ценностей, сформировавшихся в ходе историко-культурного развития человечества. В противном случае под натиском злобы, агрессии, экстремизма и насилия человечество подойдет к той черте, за пределами которой -пропасть самоуничтожения. Очевидно, что утрате мирового культурного наследия может воспрепятствовать лишь сохранение гуманитарных ценностей, что связано с необходимостью не только использования новых методов и средств формирования ценностных ориентаций молодежи, но и сохранения традиционных социокультурных механизмов преемственности этих ценностей, впитавших в себя культурное наследие предшествующих поколений.

Библиографический список

1. Кравченко А. С. Образ молодежи в студенческих и молодежных СМИ Ростовской области/ А.С. Кравченко; Ростовский государственный экономический университет. - Ростов-на-Дону: 2018. - 161 с. - Режим доступа: URL: http: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=562418 (дата обращения: 04.12.2019).

2. Современный мир и молодежь: ценности, риски, угрозы: монография / Е. П. Савруцкая, Б. А. Жигалев, А. В. Никитин, С. В. Устинкин; Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. Нижний Новгород: НГЛУ, 2019. Т. 1. 268 с. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=567476 (дата обращения: 04.12.2019).

3. Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24-25 апреля 2018 г.): сборник научных трудов/ под общ. ред. М. М. Мусарского, Е. А. Омельченко, А. А. Шевцовой; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и др. Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. 796 с. Режим доступа: URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=500558 (дата обращения: 04.12.2019).

4. Ценностный опросник Шварца. URL: http: //hr-portal.ru/tool/cennostnyy-oprosnik-shvarca (дата обращения 10.10.2018)

5. Yilmaz Soysal A Review of the Assessment Tools for the StudentLed Cognitive Outcomes/Contributions in the Sense of Inquirybased Teaching // ACADEMY Journal 7 (9), 2018. - p. 44-61.

6. Coccia Mario and Benati Igor Comparative Studies // ACADEMY Journal 4(6), 2018. - p. 35-41.

I. V. Lotkin,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Omsk State Transport University, 35 Marx ave., Omsk, 644046, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7405-6865 e-mail: [email protected]

A. N. Slizhevskaya, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Omsk State Transport University, 35 Marx ave., Omsk, 644046, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0639-9879 e-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL FEATURES AND VALUES OF GENERATION Z (THROUGH THE EXAMPLE OMSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY (OSTU)

Introduction. The paper reveals cognitive, perceptual, affective, value-motivational features of Generation Z. The problem of the study is to study the transformation of youth values in the conditions of digi-talization. The purpose of the article is to study the values of student youth.

Materials and Methods. The study of values was conducted by the method of Schwartz "Questionnaire". The study involved students enrolled in the 2nd year of full-time education majoring in "Customs" at Omsk State Transport University. The study involved 10 students at the age of 19-20.

Results. The analysis of the data found that such priorities, as hedonism as a principle of life, safety, achievements, power, autonomy, and conformity are important for students at the level of normative ideals. Such values as hedonism, independence are significant for students at the level of individual priorities. The digital environment affects the psychological characteristics of young people, their preferences, interests and values. To minimize the risks associated with the difficulties of developing new civilizational relations is to preserve humanitarian values.

Conclusions. Before our eyes, there is a reassessment of values; new priorities and value-normative coordinates of living abilities of man and society begin to emerge. Hedonism as the main priority of a new man controls his behavior and thinking.

Keywords: generation Z, youth, psychological features, values.

References

1. Kravchenko A.S. Image of youth in student and youth mass media of Rostov region/A.S. Kravchenko; Rostov State Economic University Rostov-on-Don: 2018. 161 p. Access mode: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page =book&id=562418 (date of appeal: 04.12.2019). (In Russian)

2. Modern world and youth: values, risks, threats: monograph/E.P. Savrutskaya, B.A. Zhigalev, A.V. Nikitin, S.V. Ustinkin; Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolubova. Nizhny Novgorod: NGLU, 2019. Vol. 1. 268 p. Access mode: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567476 (date of appeal: 04.12.2019). (In Russian)

3. Modern education: development vectors. Digitalization of the economy and society: challenges for the education system: materials of the international conference (Moscow, MPSU, April 24- 25, 2018): collection of scientific works/under General M.M. Musarskiy, E.A. Omelchenko, A.A. Shevtsova; The ministry of science and the higher education of the Russian Federation, etc. - Moscow: Moscow pedagogical state university, 2018. - 796 pages. Mode: URL: http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=500558 (date of the address: 04.12.2019). (In Russian)

4. Shwarz's value-conscious questionnaire. Available at: http://hr-portal.ru/tool/cennostnyy-oprosnik-shvarca (accessed 10.10.2018). (In Russian)

5. Yilmaz Soysal A. Review of the Assessment Tools for the StudentLed Cognitive Outcomes/Contributions in the Sense of Inquirybased Teaching//ACADEMY Journal 7(9), 2018. Pp. 44-61.

6. Coccia Mario and Benati Igor. Comparative Studies//ACADEMY Journal 4(6), 2018. Pp. 35-41

Поступила в редакцию 22.09.2018 © И. В. Лоткин, А. Н. Слижевская, 2019

Авторы статьи:

Илья Викторович Лоткин, доктор исторических наук, профессор кафедры «Связи с общественностью, сервис и туризм», Омский государственный университет путей сообщения, 644046, Омск, пр. К. Маркса, 35, e-mail: [email protected]

Анастасия Николаевна Слижевская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью, сервис и туризм», Омский государственный университет путей сообщения, 644046, Омск, пр. К. Маркса, 35, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

И. А. Маврина, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет.

М. Д. Купарашвили, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.