Научная статья на тему 'Ценностная структура личности и ненормативное речевое поведение'

Ценностная структура личности и ненормативное речевое поведение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ТАБУИРОВАННАЯ ЛЕКСИКА / PERSON / VALUES / TABOO WORDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пацыба Вадим Игоревич

Изложены результаты эмпирического исследования ценностной структуры личности в соотнесении с ненормативным речевым поведением, выполненного на пропорционально подобранной выборке молодежи с нормативным и ненормативным речевым поведением. Применены методики изучения ценностей личности (С. Шварца и У. Билски, в адаптации В. Н. Карандашева), авторский опросник изучения склонности к ненормативному речевому поведению, методы сравнительного и корреляционного анализов. Выявлено, что ценностным основанием склонности к ненормативному речевому поведению выступают паттерны ценностей «достижение саморегуляция власть гедонизм». Учитывая тесную связь между гедонизмом и предрасположенностью к ненормативному поведению, автор приходит к выводу, что стремление к удовольствию толкает представителей, склонных к ненормативному поведению, к нарушению норм и правил, принятых в обществе, в том числе и принятых в речевой сфере или в сфере коммуникации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological Structure of Personality and Non-normative Speech Behavior

The article shows results of the empirical study of axiological structure in correlation to non-normative speech behavior, which has been made on a proportionallymatched sample of youth with normative and non-normative speech behavior. Within the framework of the study, we used methods for studying personal values by S. Schwartz and U. Bilski, adapted by V. N. Karandyshev, original questionnaire for studying inclination to non-normative speech behavior, and methods of comparative and correlative analysis. It was found out that axiological basis of inclination to non-normative speech behavior is formed by value patterns: Attainment Selfregulation Power Hedonism. Taking into consideration the connection between hedonism and inclination to non-normative behavior, the author comes to conclusion that aspiration to pleasure makes people, who are inclined to non-normative behavior, infringe norms and rules accepted by the society, as well as by the speech and communication spheres. Applied aspect of the problem under study can be used in counseling practice of psychological services and for youth policy programs’ development.

Текст научной работы на тему «Ценностная структура личности и ненормативное речевое поведение»

19. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika (Psychology of personality's adaptation. Analysis. Theory. Practice.). St.-Petersburg, 2006. 479 p. (in Russian).

20. Yadov V. A. Lichnost' kakpredmet izucheniya (Personality as a learning's object). St.-Petersburg, 2000. 512 p. (in Russian).

21. Dubrovin D. N. Psikhologicheskaya adaptatsiya kakfaktor lichnostnogo samoopredeleniya: dis.... kand. psikhol.

nauk (Psychological adaptation as the factor of personal self-determination: diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2005. 135 p. (in Russian).

22. Selivanov V. V. Vzaimootnosheniya v maloy gruppe i volevaya aktivnost' (Interrelation in a little group and will activity)AMaterialyIII Vsesoyuznogo s"ezda Obshchestva psikhologov SSSR: in 5 vol. Moscow, 1968, vol. 3, no.1, pp. 283-285 (in Russian).

23. Mel'nikova N. N. Strategii povedeniya v protsesse sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii: dis. ... kand. psikhol. nauk (Behavioral strategies at the process of social-psychological adaptation: diss. ... cand. of psychology). St.-Petersburg, 1999. 194 p. (in Russian).

24. Akimenko A. K. Vzaimosvyaz predstavleniy o lzhi i strate-giy povedeniya v sisteme sotsial 'no-psikhologicheskoy ad-aptatsii lichnosti: dis. ... kand. psikhol.nauk(Interrelation

between imaginations of falsehood and behavioral strategies at the system of personality's social-psychological adaptation: diss. ... cand. of psychology). Saratov, 2008. 217 p. (in Russian).

25. Akimenko A. K. Ponyatie ob adaptatsii, ee kriteriyakh i mekhanizmakh adaptatsionnogo protsessa (The notion of adaptation, it's criteria and mechanisms of adapta-tional process). Adaptatsiya lichnosti v sovremennom mire: mezhvuz. sb. nauch. tr. (Personality's adaptation at the modern world: the inter-universities collection of scientific papers). Saratov, 2011, vol. 3, pp.4-17 (in Russian).

26. Znakov V. V. Klassifikatsiya psikhologicheskikh priznakov istinnykh i neistinnykh soobshcheniy v kommunikativnykh situatsiyakh (Classification of psychological attributes of true and nongenuine messages at communicative situations). Psikhologicheskiy zhurnal (The psychological journal), 1999, no. 2, pp. 54-65 (in Russian).

27. Shamionov R. M. Psikhologiya sub "ektivnogo blagopo-luchiya lichnosti (Psychology of personality's subjective well-being). Saratov, 2004. 264 p. (in Russian).

28. Bocharova E. E. Urovnevye harateristiki v strukture sub "ektivnogo blagopoluchiya lichnostimolodegi (Leveling characteristics in structure of subjective well-being of the person of youth). Akmeologiya (Akmeology), 2012, no. 1(41), pp. 63-69 (in Russian).

УДК 316.614

ЦЕННОСТНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И НЕНОРМАТИВНОЕ РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В. И. Пацыба

Пацыба Вадим Игоревич - кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Военно-воздушная академия им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Воронеж, Россия E-mail: [email protected]

ной практике психологических служб, а также в разработке программ молодежной политики.

Ключевые слова: личность, ценности, табуированная лексика.

Изложены результаты эмпирического исследования ценностной структуры личности в соотнесении с ненормативным речевым поведением, выполненного на пропорционально подобранной выборке молодежи с нормативным и ненормативным речевым поведением. Применены методики изучения ценностей личности (С. Шварца и У. Билски, в адаптации В. Н. Карандашева), авторский опросник изучения склонности к ненормативному речевому поведению, методы сравнительного и корреляционного анализов. Выявлено, что ценностным основанием склонности к ненормативному речевому поведению выступают паттерны ценностей «достижение - саморегуляция - власть - гедонизм». Учитывая тесную связь между гедонизмом и предрасположенностью к ненормативному поведению, автор приходит к выводу, что стремление к удовольствию толкает представителей, склонных к ненормативному поведению, к нарушению норм и правил, принятых в обществе, в том числе и принятых в речевой сфере или в сфере коммуникации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультатив-

Введение

На данном этапе исторического развития России некоторыми учёными отмечалось интенсивное распространение табуированной лексики среди молодого поколения, что, в свою очередь, обозначило проблему повышения нравственности последнего и уменьшения доли ненормативной лексики в общем лексиконе среднестатистического представителя молодого поколения России. Для нас интерес представляют только те социально-психологические механизмы, которые лежат в основе широкого использования табуированной лексики современными молодыми людьми, а также связь ненормативного речевого поведения с ценностями личности, выступающими в качестве важнейших регуляторов социального поведения человека [1].

© Пацыба В. П., 2014

Теоретическое обоснование исследования

Речевое поведение по своей природе представляет большой интерес для лингвистов, в особенности не только изучающих речь в целом, но и анализирующих процесс реального общения человека для описания его речевого поведения. Среди зарубежных лингвистов, заложивших основы наиболее общих понятий в этом направлении, необходимо отметить Дж. Сирла (1969), Б. Рассела (1975), X. Грайса (1975), Дж. Остина (1986). Что же касается российских учёных, то наибольший вклад в изучение речевого поведения внесли: Т. Г. Винокур, А. В. Ленец, Г. Г. Матвеева, Л. А. Моисеенко, Е. Е. Нужнова, К. Ф. Седов.

Категория речевого поведения представляет собой использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; индивидуальный набор предпочтений, при помощи которых отправитель сообщения в процессе коммуникации автоматически извлекает определенные языковые средства, необходимые ему для выражения мыслей, намерений, желаний и т. п. Речевое поведение людей в социально ориентированном обществе имеет ряд особенностей, в отличие от речи в межличностном общении, где отчётливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей [2].

В рамках нашего исследования необходимо разграничить нормативное речевое поведение и ненормативное. Под первым мы понимаем поведение, принятое в данной лингвокультур-ной общности и соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью языкового коллектива. Ненормативное речевое поведение, с нашей точки зрения, - это поведение, нарушающее принятые нормы [3].

Современный этап изменения имеет черты резкого падения грамотности, морально-нравственных норм, характеризуется значительным уменьшением объёма словаря среднестатистического россиянина, примитивностью и неточностью выражения его мыслей, оскудением словарного запаса и обезличением речевых средств выразительности, антигуманным, агрессивным стилем как межличностной, так и публичной коммуникации. Ненормативная лексика уже давно проникла в литературу и другие виды искусства, средства массой информации, тем самым порой утратив своё табуированное значение. Иногда, особенно среди подростков, употребление мата становится модой, показателем «взрослости», наряду с курением и употреблением алкогольных напитков. Избавление от этой моды в дальнейшем представляется очень трудной задачей, поскольку требует немалых волевых усилий.

Ребёнок, наблюдая присутствие ненормативной лексики в определённых речевых ситуациях, при условии, что родители не всегда объясняют смысл данных слов, делает вывод, что это нормально, так говорят все. Другими словами, среди подрастающего и молодого поколения наблюдается тенденция, когда ненормативное речевое поведение начинает восприниматься как норма, принятая в обществе.

Можно сказать о весьма широком распространении в молодежной среде данной формы отклоняющегося от социальных норм поведения. Молодые люди, как правило, редко делают замечания своим близким, употребляющим ненормативную лексику, вяло реагируют на использование мата в своём присутствии и крайне редко стремятся своим примером оказывать положительное воздействие на отказ родственников и друзей от использования ненормативной лексики, т. е. со стороны респондентов ненормативное речевое поведение друзей не осуждается или порицается. Но в ситуации, когда к ненормативной лексике прибегают посторонние, незнакомые или малознакомые люди, молодежь реагирует отрицательно и проявляет нетерпимое отношение. Иными словами, здесь мы имеем дело с так называемой политикой двойных стандартов. С одной стороны, в обществе не приветствуется употребление мата и различных ругательств, а с другой стороны, резко и не осуждается: в большинстве ситуаций общения, в кругу друзей, на улице, на учебе нецензурные слова используются наравне с нормативной лексикой.

Все это лишний раз подтверждает положение о том, что в большинстве случаев общество пассивно реагирует на использование в речи ненормативной лексики, что способствует её дальнейшему процветанию в различных сферах общественной жизни.

Выборка, методики и методы исследования

В ходе исследования мы попытались выяснить, существует ли взаимосвязь склонности к ненормативному речевому поведению с иерархией ценностных предпочтений молодёжи.

Эмпирическое исследование ценностной структуры личности в соотнесении с ненормативным речевым поведением выполнено на пропорционально подобранной выборке молодежи с нормативным и ненормативным речевым поведением. Применены методики изучения ценностей личности (С. Шварца и У. Билски, в адаптации В. Н. Карандашева), авторский опросник изучения склонности к ненормативному речевому поведению, методы сравнительного и корреляционного анализов с применением пакета программы Statistica for Windows 7,0.

Психология социального развития

75

Результаты исследования и их обсуждение

Более 60% респондентов заявили, что всегда или очень часто употребляют табуированную лексику. Данный показатель свидетельствует о том, что ненормативная лексика как форма девиант-ного поведения приобрела широкое распространение среди молодого поколения нашей страны. Примерно шестая часть молодых людей, принимавших участие в опросе, в ситуации вербальной агрессии, направленной на них, не прибегает к активной форме реагирования, однако остальные респонденты, наоборот, в данной ситуации делают замечание или отвечают тем же. Оба варианта выражены в равной степени.

Прогнозируемым был вывод о том, что в ситуациях, когда к употреблению табуирован-ной лексики прибегают друзья или знакомые, респонденты не проявляли отрицательной реакции на данный вид речевого поведения и в тоже время, если такое поведение демонстрируют посторонние, незнакомые люди, респонденты реагируют отрицательно, высказывая своё резко негативное отношение к ситуации. В данном случае сопереживание или сочувствие другу или близкому знакомому, по нашему мнению, выходит на первый план. Другим объяснением может быть тот факт, что в компании друзей, где обращение к ненормативной лексике является «нормой», отсутствует негативное отношение или её осуждение, порицание.

В ходе анализа результатов исследования также выяснилось, что молодые люди склонны к ненормативному речевому поведению под влиянием отрицательных эмоций. Ненормативная лексика чаще всего употребляется молодыми людьми на улице, при общении с друзьями или наедине с собой. Если респонденты находятся в учебном заведении, на рабочем месте, то ненормативное речевое поведение проявляется реже. Находясь дома или в присутствии близких родственников, членов семьи, молодые люди практически не употребляют табуированную лексику.

При рассмотрении ненормативного речевого поведения необходимо принимать во внимание тот факт, что обращение к мату имеет ситуативную природу. С одной стороны, в окружении друзей, в группах, где мат становится общепринятым, его употребление, по мнению большинства опрошенных, не считается отклонением. С другой - в ситуациях официального общения, в общественных местах ненормативная лексика рассматривается как табуированная и, следовательно, в этом случае можно говорить о её употреблении в речи как о форме девиантного поведения.

Сравнительный анализ иерархической структуры ценностно-мотивационных типов в группах с нормативным и ненормативным речевым поведением показал, что данные структуры имеют

определенное сходство. Для всех молодых людей, независимо от того, употребляют ли они ненормативную лексику или не употребляют, ценности «добро» и «безопасность» заняли приоритетные позиции в иерархии ценностей, свидетельствующие о том, что на уровне нормативных идеалов молодые люди ориентируются на традиционные ценности русской культуры. Среди отвергаемых ценностно-мотивационных типов в обеих исследованных группах обнаружены также сходные ценности: «традиционность», «стимулирование» и «власть». Но при сравнении оценок значимости конкретных мотивационно-ценностных типов по среднегрупповым значениям были выявлены статистически достоверные различия между представителями изучаемых групп. Для лиц с ненормативным речевым поведением более значимыми являются ценности саморегуляции. Это объясняется их большей самостоятельностью, независимостью и особенно потребностью в самоконтроле. Более актуальными для этой группы молодых людей стали также ценности стимулирования. Причиной этого может быть несколько большая потребность в новых переживаниях, эмоциях, ощущениях. Кроме того, для лиц с ненормативным речевым поведением большую значимость представляют ценности гедонизма. Учитывая тесную связь между гедонизмом и предрасположенностью к ненормативному поведению, можно утверждать, что стремление к удовольствию толкает представителей этой группы к нарушению норм и правил, принятых в обществе, в том числе и принятых в речевой или в сфере коммуникации.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии статистически достоверных позитивных корреляционных связей между склонностью к ненормативному речевому поведению и такими ценностями, которые можно отнести к индивидуалистическим («достижение», «саморегуляция»), а также ценностям самовозвышения («власть», «гедонизм») и отрицательных корреляционных связей с ценностями консерватизма («безопасность») и самотрансцендентности («добро»). Интерпретируя конкретно этот случай, мы можем предположить, что молодые люди, употребляющие ненормативную лексику, предпочитают ценности, характеризующие их стремление к переменам и самовозвышению, и в тоже время отвергают ценности консерватизма и самотрансцендентности.

Заключение

Опираясь на полученные результаты, мы можем говорить о готовности молодого поколения нашей страны к изменениям. Но об их качестве пока трудно судить, так как молодые люди не видят ясной цели, на достижение которой они

76

Научный отдел

должны направить все свои усилия. Цели, на которые мог бы быть направлен этот потенциал активности, на данный момент размыты, отсутствует осознание средств для реализации желаемых целей. Молодое поколение сломало установленные, определённые стереотипы поведения и нормы, не предлагая взамен что-то лучшее или более совершенное в морально-нравственном плане. Нашей задачей является корректировка направления этой активности, а также правильный выбор её вектора.

Библиографический список

1. Попова Е. П. Компоненты речевого поведения в социально-культурном сервисе и туризме // Гуманитарные науки : сб. науч. тр. СевКавГТУ 2007. № 5. С. 25-27.

2. Гусейнов А. В. Русские являются какой-то необычной нацией // Политический класс. 2005. № 6. С. 24-91.

3. Швейцер А. Д. Социолингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 481-482.

4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.

Axiological Structure of Personality and Non-normative Speech Behavior

Vadim I. Patsyiba

Air Force Academy named after N. E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin 54a, Starykh Bolshevikov, Voronezh, 410012, Russia E-mail: [email protected]

The article shows results of the empirical study of axiological structure in correlation to non-normative speech behavior, which has been made on a proportionally matched sample of youth with

normative and non-normative speech behavior. Within the framework of the study, we used methods for studying personal values by S. Schwartz and U. Bilski, adapted by V. N. Karandyshev, original questionnaire for studying inclination to non-normative speech behavior, and methods of comparative and correlative analysis. It was found out that axiological basis of inclination to non-normative speech behavior is formed by value patterns: Attainment - Self-regulation - Power - Hedonism. Taking into consideration the connection between hedonism and inclination to non-normative behavior, the author comes to conclusion that aspiration to pleasure makes people, who are inclined to non-normative behavior, infringe norms and rules accepted by the society, as well as by the speech and communication spheres. Applied aspect of the problem under study can be used in counseling practice of psychological services and for youth policy programs' development. Key words: person, values, taboo words.

References

1. Popova E. P. Komponenty rechevogo povedeniya v sotsial 'no-kul 'turnom servise i turizme (Verbal behavior's components at social and cultural service and tourism). Gumanitarnye nauki (Humanitarian sciences), 2007, no. 5, pp. 25-27 (in Russian).

2. Guseynov A. V Russkie yavlyayutsya kakoy-to neobychnoy natsiey. (Russians are some unusual nation). Politicheskiy klass. (Political class), 2005, no. 6, pp. 24-91 (in Russian).

3. Shveytser A. D. Sotsiolingvistika (Sociolinguistics). Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' (The linguisti-cal encyclopedic dictionary). Moscow, 1990, pp. 481-482 (in Russian).

4. Karandashev V. N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe ru-kovodstvo (Shvarts's methodic for learning personality's values: the concept and procedure manual). St.-Petersburg, 2004. 70 p. (in Russian).

W 316.6

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СУПРУЖЕСКИХ ПАРАХ

А. Р. Вагапова

Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: [email protected]

Проанализированы теоретические подходы к пониманию проблемы конфликтного взаимодействия в супружеских парах. Раскрыта взаимосвязь структуры личности и стратегии поведения в проблемных ситуациях брачных партнёров. Изучены согласованность ролевых ожиданий у супругов с разными стратегиями поведения в семейном конфликте, семейная история родительской семьи и характер супружеского взаимодействия

в конфликте. Исследование выполнено на выборке, включающей 60 респондентов (30 женщин и 30 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет). Применение комплекса методик - метода опроса («Методики многофакторного исследования личности» Р. Кеттелла, методики «Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса, методики «РОП» А. Н. Волковой, методики «Генограм-ма» М. Боуэна), методов сравнительного и корреляционного анализов - позволило выявить, что в возникновении и развитии супружеских конфликтов большую роль играют личностные особенности супругов и распределение внутрисемейных ролей. Показано, что у конфликтных супружеских пар, в отличие от бесконфликтных, имеются расхождения во взглядах и в понимании общечелове-

© Вагапова А Р., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.