Научная статья на тему 'Нравственный портрет студента Омского ГАУ'

Нравственный портрет студента Омского ГАУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
280
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / МОЛОДЁЖЬ / СТУДЕНТ / MORALITY / VALUES / YOUTH / STUDENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васюкова Марина Владимировна

В статье представлены результаты проведённого социологического опроса по определению нравственных ценностей студенческой молодёжи Омского ГАУ. На основе сформулированных выводов сделана попытка создания портрета современного студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Moral Portrait of a Student of the Omsk State Agricultural University

The article presents the results of a sociological survey to determine the moral values of students of Omsk state UNIVERSITY. On the basis of the formulated conclusions an attempt is made to create a portrait of a modern student.

Текст научной работы на тему «Нравственный портрет студента Омского ГАУ»

Васюкова М.В. Нравственный портрет студента Омского ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - Спецвыпуск №5. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/S05/00531.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 17.02:37.091.212(571.13)

Васюкова Марина Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск marinavasyukova@yandex.ru

Нравственный портрет студента Омского ГАУ

Аннотация: В статье представлены результаты проведённого социологического опроса по определению нравственных ценностей студенческой молодёжи Омского ГАУ. На основе сформулированных выводов сделана попытка создания портрета современного студента.

Ключевые слова: нравственность, ценности, молодёжь, студент.

Ценностные ориентации молодёжи отражают актуальные ценности определённого общества, которые связаны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня. Именно поэтому сейчас большое внимание уделяется системе ценностей современной молодёжи, так как именно она является будущим нашего общества.

В настоящее время система ценностей российской молодёжи существенно отличается от ценностей прошлых поколений.

Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути. В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей [1].

Нравственная подструктура личности оценивается по характеру целей и ценностей жизни данного человека, содержанию его идеалов и интересов, убеждений и принципов, нормам поведения.

Личность современного студента имеет свою специфику, особенно в нравственном компоненте.

Согласно мнениям многих исследователей, на этапе студенчества структура личности меняется в связи с вхождением в новую, «взрослую» жизнь, более широкие и разнообразные социальные общности, происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формируется учебно-профессиональная деятельность.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения [2].

С целью выявления духовно-нравственных приоритетов и ориентиров студентов был проведен опрос 150 респондентов. В ходе исследования были опрошены студенты Омского ГАУ разных курсов и направлений подготовки.

Студентам было предложено ответить на 24 вопроса анкеты. В результате анализа анкетных данных, складывается обобщенный нравственный портрет современного студента.

Большинство опрошенных студентов (41%) согласились со следующим определением ценностных ориентаций: устойчивое отношение к совокупности материальных и духовных благ, ценностей, идеалов, вызывающее стремление у человека к их достижению и служащее ему ориентиром в поведении и действиях. Наименьшее число опрошенных (21%) выбрали определение ценностей как предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей.

Расставляя по важности материальные, духовные и социальные ценности, получился следующий результат: большинство поставили на первое место социальные ценности, на второе - материальные, а на третье - духовные. Однако, не смотря на низкую оценку духовных ценностей, ответы на вопрос «Верите ли Вы в Бога?» распределились следующим образом: 38% ответили утвердительно, 31% - скорее да, чем нет и 31% дали отрицательный ответ.

Далее был задан ряд вопросов, конкретизирующих человеческие ценности. В итоге наибольшую ценность для студентов имеют жизнь в целом и здоровье в частности, а также дружеские отношения. Обращает на себя тот факт, что материальные ценности уходят на задний план.

Далее респондентам предлагалось ответить на вопросы, связанные с личными качествами и поступками. Студенты ответили, что приблизительно 75% из них обладают чувством ответственности и хорошими манерами, приблизительно 50% толерантностью, решительностью и настойчивостью и 46% бескорыстием.

При этом, среди качеств, от которых респонденты хотели бы избавиться на первом месте стоит лень, 42% респондентов считают себя лишенными таких качеств. Что на самом деле говорит о наличие такого качества как гордыня. Также интересным является то, что некоторые хотели бы избавиться от таких качеств, которые не являются негативными, такие как альтруизм, жалость, послушание, обязательность.

В других людях опрашиваемые больше всего ценят доброту (75%) и отзывчивость (73%); юмор (62%) и воспитанность (61%); красоту (25%) и независимость (23%), меньше всего - силу (15%). Особое неодобрение у респондентов вызывает употребление наркотиков 83%, менее всего - употребление пива 40%.

Оценивая по пятибалльной шкале поступки, которые можно оправдать, баллы распределились следующим образом.

Таблица 1

Отношение респондентов к отдельным негативным явлениям и поступкам

№ п/п Явление Рейтинг

1 Проезд в общественном транспорте без оплаты 2,9

2 Развод 2,8

3 Уклонение от воинской службы 2,6

4 Ложь в личных интересах 2,5

5 Сокрытие доходов (уклонение от уплаты налогов) 2,4

6 Беспорядочные половые связи 2

7 Экологические и природоохранные нарушения 1,96

8 Засорение общественных мест 1,8

9 Самоубийство 1,8

10 Супружеская измена 1,7

11 Управление транспортом в нетрезвом виде 1,6

12 Употребление наркотиков 1,5

Самым оправдываемым поступком, по мнению респондентов, является проезд в общественном транспорте без оплаты, а самым не оправданным - употребление наркотиков. Настораживает тот факт, что оправдание самоубийства оценено выше супружеской измены, управления транспортом в нетрезвом виде и употребления наркотиков и имеет одинаковую

оценку с засорением общественных мест. Положительным является то, что оценки не превышают 3 баллов.

Также было уделено внимание такой важной составляющей духовно-нравственного облика молодёжи как патриотизм. Интересным является то, что 50% респондентов высказали желание выехать на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, а 51% опрошенных готовы защищать Родину.

Среди факторов наиболее сильно повлиявших на личностное развитие студентов 78% отметили роль родителей, влияние друзей и школы составили соответственно 42% и 32%. Менее всего на респондентов повлияли средства массовой информации (19%). При этом опрошенные студенты разделяют взгляды своих родителей больше всего в отношении к моральным правилам (более 50%) и отношении к работе (около 50%), менее всего - в отношении к религии и политические взгляды (менее 20%).

Установленное умеренное влияние СМИ на формирование ценностей в жизни для респондентов может быть объяснено тем, что студенческая молодёжь - представители интеллигенции, им присущ высокий уровень заинтересованности в получении информации

[3].

И последний блок вопросов был связан с перспективными планами и возможностями их достижения. Респонденты, прежде всего, хотят заниматься любимым делом (63%) и создать прочную, счастливую семью. Что касается возможностей, то 73% ответили -побывать в разных странах, 63% - достичь высот в профессии.

Главными слагаемыми достижения успеха в жизни студенты считают целеустремлённость и трудолюбие, а также сильную волю и интеллектуальные способности.

Таблица 2

Отношение респондентов к отдельным негативным явлениям и поступкам_

№ п/п Показатели Рейтинг

1 Целеустремлённость и трудолюбие 4,3

2 Сильная воля 4,2

3 Интеллектуальные способности 4

4 Необходимые знакомства и связи 3,8

5 Хорошее образование 3,7

6 Деньги 3,4

7 Удачное стечение обстоятельств 3,3

Однако необходимые знакомства и связи они ставят выше, чем хорошее образование. Менее всего респонденты рассчитывают на деньги и удачное стечение обстоятельств.

Подводя итог, можно заключить, что опрошенными студентами отмечается большая важность нравственных ценностей.

Подавляющее большинство студентов придерживается общечеловеческих норм морали, в то же время начали проявляться зачатки новых черт, характеризующих новое поколение.

Однако, наблюдается дефицит ряда человеческих качеств, которых не хватает как самим студентам, так и окружающим людям.

Главным фактором, оказывающим наиболее сильное влияние на нравственное становление студентов, продолжают оставаться родители.

Современные студенты планируют многого добиться в жизни и рассчитывают, в основном, на свои силы.

Таким образом, главной задачей современного общества можно считать необходимость развития наиболее значимых, гуманистических составляющих.

Ссылки на источники:

1. Лосун К.В. Ценностные ориентации современной молодёжи // Гуманитарные научные исследования. 2015. №1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9327 [дата обращения: 28.09.2017].

2. Иванова Н.В. Психологический портрет личности современного студента (региональный взгляд) // Ученые записки. 2011. Т. 4. Сер. Психология. Педагогика. №3-4 (1516). С. 13-22.

3. Жолудева В.В., Панарский Н.С. Нравственные ценности современной российской молодежи: результаты социологического исследования. // Экономика, статистика и информатика. 2013. №2. С. 137-141.

Marina Vasyukova

Associate Professor of philosophy, history, economic theory and law FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

The Moral Portrait of a Student of the Omsk State Agricultural University

Abstract: the article presents the results of a sociological survey to determine the moral values of students of Omsk state UNIVERSITY. On the basis of the formulated conclusions an attempt is made to create a portrait of a modern student. Keywords: morality, values, youth, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.