Васюкова М. В. Ценностные ориентиры молодёжи как составляющая экономического потенциала региона // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00659.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК [374.32:316.752]:332
Васюкова Марина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ [email protected]
Ценностные ориентиры молодёжи как составляющая экономического потенциала
региона
Аннотация. На основе статистических данных была выявлена тенденция роста миграционного оттока населения из Омского региона. На основе результатов социологических опросов выпускников школ и студенческой молодёжи, проведённых разными вузами, среди факторов, лежащих в его основе, рассмотрены ценностные ориентиры, определяющие мотивацию поведения молодежи.
Ключевые слова: ценности, молодёжь, миграционный процесс, агроклассы.
Современная российская молодежь является экономической основой и локомотивом развития общества, полноценным субъектом экономических отношений, наиболее мобильной социальной подгруппой, которая формирует новые приоритеты развития, преследуя экономические и управленческие интересы. В связи с этим возрастает необходимость заниматься улучшением условий формирования и реализации человеческого и трудового капитала молодых специалистов, выпускников вузов.
Курс российского правительства, взятый на развитие инновационной экономики, делает упор на развитие регионов, которое в свою очередь невозможно без молодежи. Так как, молодежь как раз и может стать основой для формирования части инновационных агентов.[3]
В настоящее время в Омской области существует ряд проблем, которые мешают развивать регион в полной мере. Одной из них является рост миграционного оттока молодых людей, окончивших школы и вузы.
Анализ динамики миграционного прироста/убыли населения Омской области (табл. 1) свидетельствует о том, что миграционные процессы в регионах имеют стихийный характер, а это в свою очередь угрожает реализации стратегий развития, порождает диспропорции на рынке труда, формирует отрицательные характеристики социального самочувствия.
Таблица 1.
Динамика миграционного прироста/убыли (-) населения Омской области [4]
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Все население, чел. -1786 -3073 -2773 702 -1800 -5942 -9853
Городское население, чел. 1819 1119 2172 5554 2009 -1178 -5775
Сельское население, чел. -3605 -4192 -4945 -4852 -3809 -4764 -4078
В целом с 2016 года наблюдается миграционная убыль городского населения и в 2017 она увеличилась в 5 раз. Среди сельского населения миграционная убыль населения имеет устойчивую тенденцию в течение ряда лет.
Подробный анализ миграционных процессов в Омской области приведен в статье В. С. Половинко. Автором выявлено, что омские школьники не удовлетворены региональной системой образования как места дальнейшего обучения в силу слабой информированности о направлениях подготовки и образовательном потенциале вузов, техникумов и колледжей региона, руководствуются сложившимися стереотипами и мифами. Кроме того у опрошенных школьников сложился отрицательный образ региона как места проживания и дальнейшего трудоустройства. Хотя во многом, миграционные ожидания базируются на субъективных представлениям о возможностях занятости. [5]
Подтверждают эту тенденцию и результаты опросов выпускников 11 класса, проводимых в ходе профориентационной работы в городских школах Омска, значительная часть которых планирует дальнейшее обучение за пределами своего региона.
Таким образом, прослеживается следующая цепочка миграции российской молодежи с целью обучения и/или трудоустройства: наиболее активная и перспективная молодежь из столичных городов перемещается за пределы страны, из провинциальных городов - в столичные и более перспективные регионы, из сельской местности - в областные центры. Таким образом, больший дефицит молодежи наблюдается в сельском хозяйстве.
С целью возвращения молодежи в село в России в последние несколько лет открываются агроклассы, представляющие собой проекты, основанные на взаимодействии между сельскими школами и аграрными вузами и сузами. Участвует в таком проекте и Омский ГАУ, который открыл агроклассы в восьми районах области. Мероприятия, проводимые с целью популяризации аграрных специальностей, имеют воспитательный характер: акцентируется внимание на любви к малой Родине, ответственности молодёжи за ее судьбу.
В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему более самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентации. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей. [1]
Именно ценности тесно связаны с базовыми качествами индивида (компетенциями), которые влияют на эффективность трудовой деятельности, исполнительность в работе и в других ситуациях.
Перспективы развития экономического и социально-культурного уровня любого общества, его ценности отражают ценностные ориентации молодежи. Несомненно, за последнее время система ценностей российской молодёжи претерпела существенные изменения.
Результаты исследований, проводимых в ФГБОУ ВО «Омский ГАУ», показали, что из 150 респондентов 50% высказали желание выехать на постоянное место жительства за пределы РФ, а 51% опрошенных готовы защищать Родину. На вопросы, связанные с личными качествами и поступками, студенты ответили, что приблизительно 75% из них обладают чувством ответственности и хорошими манерами, приблизительно 50% толерантностью, решительностью и настойчивостью и 46% бескорыстием.
Что касается перспективных планов и возможностей их достижения, то респонденты, прежде всего, планируют заниматься любимым делом (63%) и создать прочную, счастливую семью, а в качестве возможностей отмечают достижение высот в профессии.
Таким образом, главными слагаемыми достижения успеха в жизни студенты Омского ГАУ считают целеустремлённость и трудолюбие, а также сильную волю и интеллектуальные способности. Однако вместе с этим, необходимые знакомства и связи они ставят выше, чем хорошее образование. Менее всего респонденты рассчитывают на деньги и удачное стечение обстоятельств. [1]
Таким образом, у студенческой молодежи преобладают ценности либерального ряда: свобода, равенство возможностей, предприимчивость, риск, профессионализм, космополитизм, стремление к личному успеху, вера в собственные силы, индивидуализм и индивидуальность, активная жизненная позиция и умение бороться за свои права и интересы, стремление к переменам. [2]
При этом можно выделить некоторые противоречия в ценностных и поведенческих установках молодежи, которые сложились на базе имеющихся в обществе социально-экономических. С одной стороны, студенты озабочены падением морали, однако на практике готовы преступать моральные принципы. Также они осознают и отличают особенности российского общества, его неповторимость, отличный от других стран путь развития, и что западные ценности не могут прижиться в данных условиях, но вместе с этим, высказывают желание покинуть страну. Многие студенты отмечают, что нацелены бороться за свои права, но на практике никаких действий в этом направлении не предпринимают. Все это свидетельствует о том, что современное студенчество не готово брать на себя ответственность за судьбу России.
Выявленные противоречия между ценностными ориентациями и фактическим поведением проявляются в высоком уровне тревожности.
Несомненно, для решения проблемы миграции молодёжи необходим целый комплекс мероприятий экономических, социальных, политических, информационно-психологических. Однако, главной задачей современного общества можно считать необходимость развития наиболее значимых, гуманистических составляющих: патриотизм, чувство долга, ответственность, чтобы молодежь не бежала от проблем, а была нацелена на их решение.
Ссылки на источники:
1. Васюкова М. В. Нравственный портрет студента Омского ГАУ / М. В. Васюкова // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - № s5. - 4 с.
2. Кузьмен О. В. Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи/ О.В. Кузьмен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № 6 (118). - С. 139-147.
3. Мищенко Я. П. Экономическое поведение российской молодежи в условиях перехода к рынку / Я. П. Мищенко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - № 3. - С. 148-154.
4. Омский областной статистический ежегодник «2018»: Крат. стат. сб. / Омскстат. -Омск, 2018. - 43 с.
5. Половинко В. С. Общая характеристика модели регулирования миграционных процессов в регионе (на примере Омской области) / В. С. Половинко // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. - 2018. - Т. 15. - № 1 (59). - С. 140-149.
Vasyukova Marina Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor FSBEI HE Omsk SA U, Omsk [email protected]
Value orientations of young people as a component of the economic potential of the
region
Annotation. On the basis of statistical data the tendency of growth of migration outflow of the population from the Omsk region was revealed. On the basis of the results of sociological surveys of school graduates and students, conducted by different Universities, among the factors underlying it, the value guidelines that determine the motivation of youth behavior are considered.
Keywords: values, youth, migration, agrokasa.