Научная статья на тему 'ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ'

ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ Z / МОТИВАЦИЯ / ПРИНЦИП "КНУТА И ПРЯНИКА" / "ЛИШНИЕ" ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ "ОЖИРЕНИЕ" / СИСТЕМА ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юшкова Т.А.

В статье рассматриваются особенности современного молодого поколения как работников и специалистов. Раскрывается необходимость смены основного принципа мотивации-принципа «кнута и пряника». Подчеркивается необходимость кардинальных изменений в системе образования в связи с формированием интернет-зависимости и «размытостью» мировоззренческих ориентиров поколения Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ»

В заключение следует отметить, что формирование актуального имиджа Пермского края нуждается в создании полноценной и поэтапно разработанной программы переориентации и структуризации, выделении ключевых направлений развития и продуманном продвижении имиджа края в СМИ на региональном и федеральном уровнях.

Использованные источники:

1. Имидж территории и его составляющая[эл. ресурс] URL: http://www.nizsi.ru/77 (дата обращения 20.03.16)

2. Котлер. Ф., Асилунд К., Кейн И., Хайзер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005; с. 376.

3. Пермский край вошёл в топ-12 худших регионов России[эл. ресурс]ШЬ±Цр://у-

kurse.ru/news/politics/permskiy kray voshel v top 12 khudshikh regionov ros sii_1962157// (дата обращения 20.03.16)

4. Преснякова Т.С., Тишкина Т.М. Имидж города как ресурс его успешного развития.[эл. ресурсЩЯЬ: http: //sisups. mrsu. ru/2011-4/PDF/1 /Presnyakova. pdf

5. Проценко С.Н. Имидж региона как ключевой фактор инвестиционной привлекательности [эл. ресурс]: URL:http://image-of-russia.livejournal.com/22156.html (дата обращения 15.03.16)

6. Ситников. А. Учет факторов политических рисков в формировании репутации регионов. Продвижение имиджа Нижегородского региона: опыт и перспективы//Манриаль - Международной научно-практической конференции по региональной культуре. - Нижний Новгород, 2003; с. 27.

7. Социально-политические конфликты[эл. ресурсЩЯЬ:http://fedpress.ru/news/conflict map/socpolitical conflicts/1457716 784-sotcialno-politicheskaya-obstanovka-v-pfo-po-itogam-fevralya-ostanetsya-spokoynoy (дата обращения 20.03.16)

8. Шарыгин М. Д. Позиционирование Пермского края в социально-экономическом пространстве России.

УДК 65.01

Юшкова Т.А., к.филос.н.

доцент

кафедра «Прикладная социология» Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного молодого поколения как работников и специалистов. Раскрывается необходимость смены основного принципа мотивации-принципа «кнута и пряника». Подчеркивается необходимость кардинальных изменений в

системе образования в связи с формированием интернет-зависимости и «размытостью» мировоззренческих ориентиров поколения Ъ.

Ключевые слова: поколение Ъ, мотивация, принцип «кнута и пряника», «лишние» знания, информационное «ожирение», система значимых ценностей.

В современном мировом сообществе все более актуальной становится проблема мотивации персонала и, прежде всего, молодых специалистов. Многие руководители до сих пор продолжают рассматривать систему мотивации персонала по принципу «кнута и пряника» как приоритетную и в XXI веке, объясняя это тем, что законы эффективного производства и бизнеса требуют и от руководителей, и от работников жесткости и умения манипулировать, характеризуя последнее как норму в деловых коммуникациях. При этом деньги и в качестве кнута, и в качестве пряника остаются для менеджеров главным критерием ценности работника, игнорируя тем самым подлинные, глубинные человеческие потребности: в безопасности и самореализации, которые не удовлетворяются в процессе трудовой деятельности. В то же время проведенные в последние десятилетия социально-психологические исследования опровергают это мнение: внешние мотиваторы противоречат актуальным потребностям современного молодого поколения в самоуважении и самоценности [2,11-20].

Поколение Ъ (молодежь до 30 лет), если рассматривать его как персонал, существенно отличается от работников предыдущих поколений. Назовем лишь некоторые различия. Во-первых, современное молодое поколение в основном лишено тех страхов, которые предыдущие поколения «впитали с молоком матери»: страха совершить ошибку, страха потерять работу и т.п. Именно поэтому они не ищут себе работу на всю оставшуюся жизнь, они не боятся сокращений и увольнений, они могут уволиться по собственному желанию даже не смотря на кризис и отсутствие запасного варианта, в том случае, если их потребности в уважении и самоуважении не удовлетворяются в процессе трудовой деятельности .

Во-вторых, у поколения Ъ изначально отсутствует пиетет перед силой власти, статуса, должности руководителя. Это уважение в принципе можно сформировать при условии, что руководитель окажется более психологически зрелым, чем подчиненный. Но в реальности дело обстоит несколько иначе: многие руководители продолжают рассматривать работников в соответствии с одной из теорий мотивации персонала - теорией X, т.е. как предпочитающих меньше работать и больше получать [6,147-161]. Но, как гласит народная мудрость, «говори человеку каждый день, что он свинья, он и захрюкает».

В- третьих, уровень образования молодых специалистов часто оказывается «выше», чем у менеджеров (2-3 высших образования, в том

числе, профильное образование; высокая компьютерная грамотность; свободное владение иностранными языками; другой тип мышления и т.п.). Все перечисленные и другие особенности свидетельствуют о том, что назрела необходимость привести в соответствие систему современного образования (и воспитания) и систему мотивации изменившимся потребностям поколения Ъ.

Трудности осуществления данного процесса заключаются в том, что молодое поколение наряду с явными преимуществами имеет серьезные пробелы [2,11-20; 3,26-31]. У него отсутствует осмысленное мировоззрение и система ценностей, предполагающих наличие четких критериев оценки себя и других. Кроме того, открытость и доступность огромного потока информации предполагает наличие умения расставлять приоритеты, отделять важную информацию от второстепенной: а этим умением многие, а может быть и большинство представителей поколения Ъ, не владеет. Избыток вариантов выбора, по мнению специалистов, приводит человека к зависимости, к особой форме ожирения — информационной, вызванной сверхпотреблением информации и переизбытком виртуального общения. Французский психотерапевт К. Андре считает, что «детоксикация» организма при использовании гаджетов возможна при выполнении двух условий: умения контролировать использование гаджетов и сформированной или хотя бы формируемой системы значимых ценностей. Решающая роль в реализации этих условий принадлежит современной системе образования (и воспитания).

Известный психолог Клаудио Наранхо считал, что цивилизация переживает кризис и спасти ее может только перестройка образования — с акцентом на гуманитарные ценности. Именно эти ценности формируют личность и дают возможность сохранить в человеке человека несмотря на любые внешние обстоятельства. В связи с этим в ХХ1веке вновь становится актуальным холистический взгляд на личность, в том числе, на личность работника как на единство всех ее составляющих: психологической, этической, функциональной и экономической [1,81-82]. Интернет создает для молодого поколения иллюзию наличия знаний без необходимости их освоения и присвоения с помощью собственных мыслей, и эмоций. Речь, в частности, идет о необходимости так называемых «лишних» знаний, т.е. знаний, напрямую не связанных с профессиональной деятельностью человека.: искусство, литература и т.п. Об этом говорят и пишут давно, но никогда это не было столь актуальным («Ни один человек не может быть узким специалистом без того, чтобы не быть идиотом в широком смысле этого слова» Б. Шоу).

Т. о., если поколение Ъ с помощью современной системы образования (и воспитания) осознает позитивные и негативные последствия компьютеризации, оно сможет избежать или уменьшить интернет-

зависимость (с помощью в том числе «лишних» знаний и их носителей) и сформулировать собственную систему значимых ценностей.

Использованные источники:

1. Алексеева С. Д., Юшкова Т. А. От счастливых учащихся к счастливым сотрудникам//Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. №6(55). С. 81-82.

2. Гоулман, Д. Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе/Дэниэл Гоулман; пер. с англ. М. Мочан. - М. Изд-во АСТ: CORPUS, 2015. -384с.С.11-20.

3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе/Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512с.С.26-31.

4. Грант, А. Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений/Адам Грант; пер. с англ. А. Анваера. - М. Манн, Иванов и Фербер, 2014. -320с.С.12-16.

5. Саттон, Р./Роберт Саттон; пер. с англ. Е. Милицкой. - М. ООО «Юнайтед Пресс», 2011. -276с.С.186-196.

6. Уитмор, Дж. Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом/Джон Уитмор. - М. Альпина Паблишер, 2012. - 309с.С.147-161.

УДК 65.01

Юшкова Т.А., к.филос.н.

доцент

кафедра «Прикладная социология» Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей высшего образования в связи с кардинальными изменениями, происходящими в социальном пространстве России. Выделена и раскрыта специфика основных параметров современного вузовского образования. Дается сравнительный анализ основных субъектов вузовского образования: студентов (поколение Z) и преподавателей (поколения X и Y).

Ключевые слова: поколение Z (Y, X), информационная (компьютерная)революция, «информационная диета», психологическая незрелость, психологическая зрелость, самомотивация, эмпатия, эмоциональный интеллект.

В XXI веке кардинально меняется общественная и образовательная среда: речь идет прежде всего о компьютерной революции, которая сделала доступным практически любое знание и любые коммуникации. Огромный информационный поток, который обрушился на человечество и, прежде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.