Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ИМИДЖА ПЕРМСКОГО КРАЯ'

СТРУКТУРА ИМИДЖА ПЕРМСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
72
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / НАБОР СТЕРЕОТИПОВ / РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Юшкова Т.А., Устинова Д.С.

В статье рассматриваются особенности восприятия общественностью представлений о Пермском крае. Раскрывается наличие огромного потенциала региона в качестве ведущего промышленного и культурного центра. Подчеркивается необходимость кардинальных изменений в образовании имиджа края, его стереотипах и общем мнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ИМИДЖА ПЕРМСКОГО КРАЯ»

УДК 65.01

Юшкова Т.А., к.филос.н.

доцент

кафедра «Прикладная социология»

Устинова Д.С. магистрант первого курса Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург СТРУКТУРА ИМИДЖА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности восприятия общественностью представлений о Пермском крае. Раскрывается наличие огромного потенциала региона в качестве ведущего промышленного и культурного центра. Подчеркивается необходимость кардинальных изменений в образовании имиджа края, его стереотипах и общем мнении.

Ключевые слова: имидж региона, социально-политическая обстановка, набор стереотипов, рекреационно-туристический потенциал.

Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах является основой успешного продвижения региона, а также повышения привлекательности территориальных продуктов и услуг, как на отечественном, так и на международном рынке. Позитивный имидж территории в современных условиях - это насущная потребность каждого развивающегося региона.

Имидж территории (от англ. «image» - «образ») - это комплекс субъективных представлений, сложившихся в массовом сознании относительно определенной территории [1]. Бренд территории, по мнению Ф. Котлера, - это совокупность уникальных качеств, непреходящих общечеловеческих ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории и сообщества, широко известные, получившие общественное признание и пользующееся стабильным спросом потребителей данной территории [2].

Впервые концепция продвижения национального и региональных брендов страны была утверждена правительством РФ в январе 2008 года, после чего многие регионы развернули активную деятельность в этом направлении.

Имидж и бренд территории формируется двумя способами: стихийно и целенаправленно. Стихийно сформировавшийся имидж города (региона) создается под влиянием повторяющихся событий или характерных оценок в отношении места расположения состава населения, обычаев и других атрибутов территории. Целенаправленно сформированный имидж создается сознательно, с помощью PR и рекламных средств для решения задач позиционирования, продвижения, контррекламы и др. [3].

Целью регионального позиционирования является выделение ключевых характеристики региона, выявление, а в некоторых случаях, и создание, четких ориентиров, указывающих на территориальную особенность региона. Иными словами, отличают данный регион от других территорий, определиться с его перспективными брендами.

В структуре имиджа региона обычно выделяют четыре основных элемента. Это: 1) масштаб региона, его географическое положение; 2) ценность и значимость этого региона в экономике России; 3) социально-политическая обстановка; 4) набор стереотипов, существующих в отношении региона [4].

Рассмотрим основные структурные элементы регионального имиджа Пермского края.

Первый компонент касается географии и масштаба региона. Пермский край расположен в Приволжском федеральном округе на востоке европейской части России (в Предуралье) и западных склонах Среднего и Северного Урала, 99,8% площади края расположено в Европе, 0,2% - в Азии. Площадь края - 160,6 тыс. кв. км. (1% территории России). Для сравнения в пространстве Пермского края могли бы свободно разместиться Бельгия, Дания, Швейцария, Нидерланды и Люксембург вместе взятые.

Количество жителей - 2,6 млн. человек (это чуть меньше 2% населения России, 15-е место в РФ). Крупнейшие города: Пермь (1 036 469 человек), Березники (1 48 955 человек), Соликамск (95 514 человек). В этнический состав края входят: русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, марийцы. Всего в Пермском крае проживают представители 125 этносов.

Второй структурный элемент имиджа территории - значимость в экономическом пространстве России. В связи с тем, что природно-ресурсный потенциал Пермского края на данный момент оценивается в 686 млрд. долларов, он является стратегически важным и ресурсоёмким для экономики РФ. По суммарному объему минерально-сырьевых ресурсов край занимает 4-е место. Регион активно участвует в территориальном разделении труда и является монополистов в России по производству 17 видов промышленной продукции (калийные удобрения, титановая губка, турбогенераторы, рудничные электровозы и др.).

Экономика Пермского края относится к индустриальному типу и представляет собой высокоразвитый, диверсифицированный хозяйственный комплекс. Так, на территории Прикамья функционирует более 65 тыс. предприятий и их филиалов. Ключевые отрасли промышленности Пермского края: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс.

По уровню развития инфраструктурного потенциала край занимает всего лишь 58-е место среди регионов - субъектов федерации [5]. Но его

особое транзитное положение в транспортной сети России (практически в центре РФ, на стыке Европы и Азии), обладает огромным потенциалом развития для усиления роли края, как в межрегиональных, так и в международных интеграционных связях. Усилению позиций также поспособствует стратегически важная железнодорожная магистраль Белкомур (Белое море - Коми -Урал), строительство которой планируется в 2018 году. Данная магистраль частично будет проходить через территорию Пермского края.

В последние годы более востребованным стал рекреационно-туристический потенциал, включающий разнообразные ландшафты, предгорный и горный рельеф, карстовые явления, живописные реки, уникальные минеральные источники, архитектурно-этнографические и культурно-исторические памятники. Пермские туристические бренды «Пермь Великая» и «Туристический информационный центр Пермского края» признаны лучшими на международном конкурсе. Проекты из Прикамья победили конкурентов на V международном туристическом форуме Visit Russia в Ярославле в сентябре 2015 года.

Пермский туристический информационный центр стал победителем в двух номинациях конкурса: диплом получили бренд «Пермь Великая» в номинации «Туристический бренд дестинации/кластера» и бренд «Туристический информационный центр Пермского края» в номинации «Организации туристической инфраструктуры»

Проект «Пермь Великая» реализуется в рамках программы «Развитие туризма» с 2014 года. Его подготовили министерство физической культуры спорта в сотрудничестве с ПГНИУ и ОАО «Корпорация развития Пермского края».

Стратегическая цель проекта «Пермь Великая», - превратить Пермский край в одну из главных рекреационных территорий России путем эффективного использования природно-ландшафтных и культурно-исторических ресурсов региона. Был создан ресурс, формирующий новое позиционирование региона как крупнейшего федерального центра активного спортивного приключенческого отдыха с уникальным историко-культурологическим содержанием. Проект «Пермь Великая» представляет собой пространственно сбалансированную систему тематических парков туризма - единый туристский продукт, реализующий концепцию многогранного культурного наследия Пермского края как места встречи различных народов и цивилизаций [6].

Третий структурный компонент имиджа - социально-политическая обстановка. По итогам 2015 года Пермский край обладает «слабой устойчивостью» в социально-политическом пространстве. По данным рейтинга, подготовлено экспертами фонда «Петербургская политика», Пермский край входит в ТОП-12 худших регионов страны по уровню

социально-политической устойчивости вместе с Орловской областью, республиками Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Забайкальским краем, Волгоградской, Новосибирской, Брянской и Тверской областями [7].

По оценкам экспертного совета РИА «ФедералПресс» за февраль 2016 года Пермский край входит в «красную зону» по уровню региональных конфликтов и политической напряженности, и занимает 8 место среди всех субъектов Приволжского федерального округа [8].

Четвёртым важнейшим элементом, который входит в структуру имиджа Пермского края, является набор стереотипов, чаще связанных с историческим развитием территории. В XVI веке Прикамье приобрело известность, как богатейшая «соляная империя». В XVII-XVШ веке регион считался «железной державой», в XIX веке - родиной первого российского алмаза, а в XX веке Пермская балетная школа считалась эталоном балетного искусства и была признана во всём мире. На данный момент все эти исторические характеристики утратили былую славу становления современного имиджа региона.

Таким образом, становится очевидно, что имидж Пермского края не является целостным и не ассоциируется в сознании, как жителей края, так и нерезидентов с чем-то позитивным. У Правительства Пермского края отсутствует грамотно выстроенная стратегия, которая создавала бы единый образ региона в контексте продвижения регионального бренда. Об этом свидетельствует и тот факт, что Пермский край жители других регионов часто путают с Пензенской областью, а Пермь - с Пензой (по созвучию названий; связано это с тем, что ни тот, ни другой регион не имеют в сознании жителей отличительных характеристик и символов) [9].

Информация, поступающая из СМИ о Пермском крае, очень разрознена и также не даёт целостного представления о регионе.

К тому же, былая мощь Пермского края и его культурное наследие, во много отраженное в проекте телеведущего Л. Парфёного и известного пермского писателя А. Иванова «Хребет России» в действительности нейтрализуется и даже искажается другими телевизионными проектами.

По задумке А. Иванова «Хребет России» должен был стать визитной карточкой Урала. Фильм из четырёх частей представляет собой историко-географическое путешествие по Уралу. За один год Л. Парфёнов и А. Иванов приняли участие в восьми экспедициях, преодолев 20 тысяч километров и посетив 112 городов и поселков всего Урала. Фильм повествует об истории покорения и освоения русскими Урала и Сибири в XV-XIX веках. Основной акцент авторы сделали на истории освоения предгорий и гор Уральского горного хребта на территории современного Пермского края, хотя съёмки также проходили на территории Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и республики Башкортостан.

В заключение следует отметить, что формирование актуального имиджа Пермского края нуждается в создании полноценной и поэтапно разработанной программы переориентации и структуризации, выделении ключевых направлений развития и продуманном продвижении имиджа края в СМИ на региональном и федеральном уровнях.

Использованные источники:

1. Имидж территории и его составляющая[эл. ресурс] URL: http://www.nizsi.ru/77 (дата обращения 20.03.16)

2. Котлер. Ф., Асилунд К., Кейн И., Хайзер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005; с. 376.

3. Пермский край вошёл в топ-12 худших регионов России[эл. ресурс]ШЬ±Цр://у-

kurse.ru/news/politics/permskiy kray voshel v top 12 khudshikh regionov ros sii_1962157// (дата обращения 20.03.16)

4. Преснякова Т.С., Тишкина Т.М. Имидж города как ресурс его успешного развития.[эл. ресурсЩЯЬ: http: //sisups. mrsu. ru/2011-4/PDF/1 /Presnyakova. pdf

5. Проценко С.Н. Имидж региона как ключевой фактор инвестиционной привлекательности [эл. ресурс]: URL:http://image-of-russia.livejournal.com/22156.html (дата обращения 15.03.16)

6. Ситников. А. Учет факторов политических рисков в формировании репутации регионов. Продвижение имиджа Нижегородского региона: опыт и перспективы//Манриаль - Международной научно-практической конференции по региональной культуре. - Нижний Новгород, 2003; с. 27.

7. Социально-политические конфликты[эл. ресурсЩЯЬ:http://fedpress.ru/news/conflict map/socpolitical conflicts/1457716 784-sotcialno-politicheskaya-obstanovka-v-pfo-po-itogam-fevralya-ostanetsya-spokoynoy (дата обращения 20.03.16)

8. Шарыгин М. Д. Позиционирование Пермского края в социально-экономическом пространстве России.

УДК 65.01

Юшкова Т.А., к.филос.н.

доцент

кафедра «Прикладная социология» Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного молодого поколения как работников и специалистов. Раскрывается необходимость смены основного принципа мотивации-принципа «кнута и пряника». Подчеркивается необходимость кардинальных изменений в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.