УДК 65.01
Юшкова Т.А., к.филос.н.
доцент
кафедра «Прикладная социология»
Устинова Д.С. магистрант первого курса Уральский государственный экономический университет
Россия, г. Екатеринбург СТРУКТУРА ИМИДЖА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности восприятия общественностью представлений о Пермском крае. Раскрывается наличие огромного потенциала региона в качестве ведущего промышленного и культурного центра. Подчеркивается необходимость кардинальных изменений в образовании имиджа края, его стереотипах и общем мнении.
Ключевые слова: имидж региона, социально-политическая обстановка, набор стереотипов, рекреационно-туристический потенциал.
Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах является основой успешного продвижения региона, а также повышения привлекательности территориальных продуктов и услуг, как на отечественном, так и на международном рынке. Позитивный имидж территории в современных условиях - это насущная потребность каждого развивающегося региона.
Имидж территории (от англ. «image» - «образ») - это комплекс субъективных представлений, сложившихся в массовом сознании относительно определенной территории [1]. Бренд территории, по мнению Ф. Котлера, - это совокупность уникальных качеств, непреходящих общечеловеческих ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории и сообщества, широко известные, получившие общественное признание и пользующееся стабильным спросом потребителей данной территории [2].
Впервые концепция продвижения национального и региональных брендов страны была утверждена правительством РФ в январе 2008 года, после чего многие регионы развернули активную деятельность в этом направлении.
Имидж и бренд территории формируется двумя способами: стихийно и целенаправленно. Стихийно сформировавшийся имидж города (региона) создается под влиянием повторяющихся событий или характерных оценок в отношении места расположения состава населения, обычаев и других атрибутов территории. Целенаправленно сформированный имидж создается сознательно, с помощью PR и рекламных средств для решения задач позиционирования, продвижения, контррекламы и др. [3].
Целью регионального позиционирования является выделение ключевых характеристики региона, выявление, а в некоторых случаях, и создание, четких ориентиров, указывающих на территориальную особенность региона. Иными словами, отличают данный регион от других территорий, определиться с его перспективными брендами.
В структуре имиджа региона обычно выделяют четыре основных элемента. Это: 1) масштаб региона, его географическое положение; 2) ценность и значимость этого региона в экономике России; 3) социально-политическая обстановка; 4) набор стереотипов, существующих в отношении региона [4].
Рассмотрим основные структурные элементы регионального имиджа Пермского края.
Первый компонент касается географии и масштаба региона. Пермский край расположен в Приволжском федеральном округе на востоке европейской части России (в Предуралье) и западных склонах Среднего и Северного Урала, 99,8% площади края расположено в Европе, 0,2% - в Азии. Площадь края - 160,6 тыс. кв. км. (1% территории России). Для сравнения в пространстве Пермского края могли бы свободно разместиться Бельгия, Дания, Швейцария, Нидерланды и Люксембург вместе взятые.
Количество жителей - 2,6 млн. человек (это чуть меньше 2% населения России, 15-е место в РФ). Крупнейшие города: Пермь (1 036 469 человек), Березники (1 48 955 человек), Соликамск (95 514 человек). В этнический состав края входят: русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, украинцы, белорусы, немцы, чуваши, марийцы. Всего в Пермском крае проживают представители 125 этносов.
Второй структурный элемент имиджа территории - значимость в экономическом пространстве России. В связи с тем, что природно-ресурсный потенциал Пермского края на данный момент оценивается в 686 млрд. долларов, он является стратегически важным и ресурсоёмким для экономики РФ. По суммарному объему минерально-сырьевых ресурсов край занимает 4-е место. Регион активно участвует в территориальном разделении труда и является монополистов в России по производству 17 видов промышленной продукции (калийные удобрения, титановая губка, турбогенераторы, рудничные электровозы и др.).
Экономика Пермского края относится к индустриальному типу и представляет собой высокоразвитый, диверсифицированный хозяйственный комплекс. Так, на территории Прикамья функционирует более 65 тыс. предприятий и их филиалов. Ключевые отрасли промышленности Пермского края: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс.
По уровню развития инфраструктурного потенциала край занимает всего лишь 58-е место среди регионов - субъектов федерации [5]. Но его
особое транзитное положение в транспортной сети России (практически в центре РФ, на стыке Европы и Азии), обладает огромным потенциалом развития для усиления роли края, как в межрегиональных, так и в международных интеграционных связях. Усилению позиций также поспособствует стратегически важная железнодорожная магистраль Белкомур (Белое море - Коми -Урал), строительство которой планируется в 2018 году. Данная магистраль частично будет проходить через территорию Пермского края.
В последние годы более востребованным стал рекреационно-туристический потенциал, включающий разнообразные ландшафты, предгорный и горный рельеф, карстовые явления, живописные реки, уникальные минеральные источники, архитектурно-этнографические и культурно-исторические памятники. Пермские туристические бренды «Пермь Великая» и «Туристический информационный центр Пермского края» признаны лучшими на международном конкурсе. Проекты из Прикамья победили конкурентов на V международном туристическом форуме Visit Russia в Ярославле в сентябре 2015 года.
Пермский туристический информационный центр стал победителем в двух номинациях конкурса: диплом получили бренд «Пермь Великая» в номинации «Туристический бренд дестинации/кластера» и бренд «Туристический информационный центр Пермского края» в номинации «Организации туристической инфраструктуры»
Проект «Пермь Великая» реализуется в рамках программы «Развитие туризма» с 2014 года. Его подготовили министерство физической культуры спорта в сотрудничестве с ПГНИУ и ОАО «Корпорация развития Пермского края».
Стратегическая цель проекта «Пермь Великая», - превратить Пермский край в одну из главных рекреационных территорий России путем эффективного использования природно-ландшафтных и культурно-исторических ресурсов региона. Был создан ресурс, формирующий новое позиционирование региона как крупнейшего федерального центра активного спортивного приключенческого отдыха с уникальным историко-культурологическим содержанием. Проект «Пермь Великая» представляет собой пространственно сбалансированную систему тематических парков туризма - единый туристский продукт, реализующий концепцию многогранного культурного наследия Пермского края как места встречи различных народов и цивилизаций [6].
Третий структурный компонент имиджа - социально-политическая обстановка. По итогам 2015 года Пермский край обладает «слабой устойчивостью» в социально-политическом пространстве. По данным рейтинга, подготовлено экспертами фонда «Петербургская политика», Пермский край входит в ТОП-12 худших регионов страны по уровню
социально-политической устойчивости вместе с Орловской областью, республиками Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Забайкальским краем, Волгоградской, Новосибирской, Брянской и Тверской областями [7].
По оценкам экспертного совета РИА «ФедералПресс» за февраль 2016 года Пермский край входит в «красную зону» по уровню региональных конфликтов и политической напряженности, и занимает 8 место среди всех субъектов Приволжского федерального округа [8].
Четвёртым важнейшим элементом, который входит в структуру имиджа Пермского края, является набор стереотипов, чаще связанных с историческим развитием территории. В XVI веке Прикамье приобрело известность, как богатейшая «соляная империя». В XVII-XVШ веке регион считался «железной державой», в XIX веке - родиной первого российского алмаза, а в XX веке Пермская балетная школа считалась эталоном балетного искусства и была признана во всём мире. На данный момент все эти исторические характеристики утратили былую славу становления современного имиджа региона.
Таким образом, становится очевидно, что имидж Пермского края не является целостным и не ассоциируется в сознании, как жителей края, так и нерезидентов с чем-то позитивным. У Правительства Пермского края отсутствует грамотно выстроенная стратегия, которая создавала бы единый образ региона в контексте продвижения регионального бренда. Об этом свидетельствует и тот факт, что Пермский край жители других регионов часто путают с Пензенской областью, а Пермь - с Пензой (по созвучию названий; связано это с тем, что ни тот, ни другой регион не имеют в сознании жителей отличительных характеристик и символов) [9].
Информация, поступающая из СМИ о Пермском крае, очень разрознена и также не даёт целостного представления о регионе.
К тому же, былая мощь Пермского края и его культурное наследие, во много отраженное в проекте телеведущего Л. Парфёного и известного пермского писателя А. Иванова «Хребет России» в действительности нейтрализуется и даже искажается другими телевизионными проектами.
По задумке А. Иванова «Хребет России» должен был стать визитной карточкой Урала. Фильм из четырёх частей представляет собой историко-географическое путешествие по Уралу. За один год Л. Парфёнов и А. Иванов приняли участие в восьми экспедициях, преодолев 20 тысяч километров и посетив 112 городов и поселков всего Урала. Фильм повествует об истории покорения и освоения русскими Урала и Сибири в XV-XIX веках. Основной акцент авторы сделали на истории освоения предгорий и гор Уральского горного хребта на территории современного Пермского края, хотя съёмки также проходили на территории Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и республики Башкортостан.
В заключение следует отметить, что формирование актуального имиджа Пермского края нуждается в создании полноценной и поэтапно разработанной программы переориентации и структуризации, выделении ключевых направлений развития и продуманном продвижении имиджа края в СМИ на региональном и федеральном уровнях.
Использованные источники:
1. Имидж территории и его составляющая[эл. ресурс] URL: http://www.nizsi.ru/77 (дата обращения 20.03.16)
2. Котлер. Ф., Асилунд К., Кейн И., Хайзер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005; с. 376.
3. Пермский край вошёл в топ-12 худших регионов России[эл. ресурс]ШЬ±Цр://у-
kurse.ru/news/politics/permskiy kray voshel v top 12 khudshikh regionov ros sii_1962157// (дата обращения 20.03.16)
4. Преснякова Т.С., Тишкина Т.М. Имидж города как ресурс его успешного развития.[эл. ресурсЩЯЬ: http: //sisups. mrsu. ru/2011-4/PDF/1 /Presnyakova. pdf
5. Проценко С.Н. Имидж региона как ключевой фактор инвестиционной привлекательности [эл. ресурс]: URL:http://image-of-russia.livejournal.com/22156.html (дата обращения 15.03.16)
6. Ситников. А. Учет факторов политических рисков в формировании репутации регионов. Продвижение имиджа Нижегородского региона: опыт и перспективы//Манриаль - Международной научно-практической конференции по региональной культуре. - Нижний Новгород, 2003; с. 27.
7. Социально-политические конфликты[эл. ресурсЩЯЬ:http://fedpress.ru/news/conflict map/socpolitical conflicts/1457716 784-sotcialno-politicheskaya-obstanovka-v-pfo-po-itogam-fevralya-ostanetsya-spokoynoy (дата обращения 20.03.16)
8. Шарыгин М. Д. Позиционирование Пермского края в социально-экономическом пространстве России.
УДК 65.01
Юшкова Т.А., к.филос.н.
доцент
кафедра «Прикладная социология» Уральский государственный экономический университет
Россия, г. Екатеринбург ПОКОЛЕНИЕ Z: ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности современного молодого поколения как работников и специалистов. Раскрывается необходимость смены основного принципа мотивации-принципа «кнута и пряника». Подчеркивается необходимость кардинальных изменений в