Научная статья на тему 'Поколение с "вынесенным мозгом". Опыт налаживания контакта'

Поколение с "вынесенным мозгом". Опыт налаживания контакта Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / ГАДЖЕТ / СМАРТФОН / АЙФОН / МОЛОДЁЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жукова Ольга Германовна

Автор показывает, что цифровизация активно внедряется в нашу жизнь. О её плюсах и минусах сегодня говорят и пишут очень много. Что думают об этом молодые люди, первыми осваивающие всё новые гаджеты? Ведь именно молодёжи придётся жить в условиях глобализации. Автор рассматривает мнение молодёжи на эту проблему и анализирует перспективы развития процесса распространения гаджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поколение с "вынесенным мозгом". Опыт налаживания контакта»

ПОКОЛЕНИЕ С «ВЫНЕСЕННЫМ МОЗГОМ». ОПЫТ НАЛАЖИВАНИЯ КОНТАКТА_

Жукова Ольга Германовна,

доцент кафедры истории и регионоведения, кандидат исторических наук, член Союза писателей России и Союза журналистов Москвы, e-mail: letchikova@mail.ru

Автор показывает, что цифровизация активно внедряется в нашу жизнь. О её плюсах и минусах сегодня говорят и пишут очень много. Что думают об этом молодые люди, первыми осваивающие всё новые гаджеты? Ведь именно молодёжи придётся жить в условиях глобализации. Автор рассматривает мнение молодёжи на эту проблему и анализирует перспективы развития процесса распространения гаджетов.

Ключевые слова: цифровизация, глобализация, история, история мировых цивилизаций, гаджет, смартфон, айфон, молодёжь, студенчество, преподавание, образование, воспитание, педагогика, связь поколений.

Опишем ситуацию, знакомую каждому преподавателю.

Проводится лекция, преподаватель за кафедрой старается подать информацию так, чтобы увлечь слушателей. Он тщательно подбирает каждое слово, «перетолмачивает» его, если оно архаичное или иностранное, зная, что далеко не все студенты поймут, о чём речь, начни он говорить на «взрослом» языке науки. Он заранее продумывает, какими увлекательными историями, драматическими повествованиями, анекдотами и притчами будет «приправлять» свой рассказ, чтобы поддержать интерес аудитории. Ведь лекция всегда «театр одного актёра».

И вот при общем напряжённом внимании или смехе он вдруг замечает студента, уткнувшегося в свой смартфон, которому интереснее там, в виртуальной реальности, а не здесь, где идёт живой диалог, где знания передаются от человека к человеку, а не посредством Сети. И теряется нить повествования, и невозможно сосредоточиться, чтобы продолжать рассказ. Срываешься, начинаешь взывать к совести интернет-зависимого, просишь убрать телефон. В ответ слышишь: «Мне надо держать его в руках, мне без него некомфортно».

В современный молодёжный сленг вошли из виртуального мира компьютеров такие выражения, как «не выносите мне мозг» и «не грузите меня». Активные пользователи Сети на подсознательном уровне начинают уподоблять себя и свой мозг машине. И некомфортно без смартфона в руке тем, у кого мозг уже вынесен. Их «вынесенный мозг» лежит у них на ладони. Пока он рядом, они всесильные всезнайки. Могут быстро подсмотреть ответ на любой вопрос, могут иронично потроллить преподавателя, заявив: «Вы рассказываете так, а на самом деле всё было совсем иначе, вот тут же написано»... Или, найдя в Сети подтверждение словам лектора, уважительно согласиться.

Среди преподавателей бытует такая шутка, обращённая к студентам: «Мы готовы дать вам знания. Но тару нужно приносить свою». Беда в том, что именно «тара» меньше всего заботит обучающихся. И некоторые из них без стеснения являются на занятия даже без таких «рабочих инструментов», как бумага и ручка. На вопрос: «Почему?» — легко отвечают: «У меня есть смартфон. Я презентацию сфоткаю, а ваши слова на диктофон запишу». «Но ведь так ты ничего "не запишешь на подкорку". Знаешь, что такое моторная память?» — возражаешь беспомощно.

Но какие же плюсы цифровиза-ции можем сегодня назвать мы, преподаватели? Электронная доска или

хотя бы смартфон в руках студента необходимы, когда нужно изучить географические карты (большинство студентов, кстати, в них совершенно не ориентируются). Или когда нужно показать иллюстрации, связанные с разными историческими эпохами, чтобы обратить внимание, например, на изменения одежды, военной формы, утвари, архитектуры, бытовых особенностей разных времён. Или посмотреть портреты исторических деятелей, чтобы отличать Ломоносова от Суворова (увы, нынче это тоже не все могут). И всё же главная задача преподавателя сегодня — отвлечь студента от смартфона, рассказать ему что-то такое, чего в смартфоне просто нет. Предложить такое задание, которое из Интернета не скачаешь.

Вот наступает время семинара — «театра одного зрителя», когда преподаватель меняется ролями со студентами, и уже они должны «выступить» перед ним, представив свою версию истории.

Студент, заявляющий, что не в состоянии самостоятельно пересказать ни один исторический сюжет, потому что «плохая память на даты, фамилии и события», но может прочесть текст из Википедии по смартфону, даже не обижается на замечания типа: «Твой жёсткий диск уже переполнен? Не пора ли почистить старый или заменить на новый?» Горе, если «вынесенный мозг» оказался без подзарядки к моменту выхода к доске. И грустно слышать:

56

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. В ГЛОБАЛЬНОСТИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

«Я не готов ответить, я сделал закладку, но она закрылась, не могу найти». И каково же бывает общее удивление, когда говоришь, что готовиться к занятиям нужно дома... Прочесть текст, выделить главное и уметь пересказать. Спрашивают с ужасом: «Что, учить наизусть надо было? Там ведь много!» «Нет, — возражаешь, — просто пересказать своими словами главное!» «Как это — просто? Это непросто!» — чуть не плачут некоторые.

Помните сказку Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» [2], написанную в далёком 1829 г.? За спасение Чернухи от ножа кухарки мальчик Алёша получил от таинственных человечков, живущих в подвале, крошечное конопляное семечко. И пока оно было у мальчика в кармане, мог он ответить любой урок без запинки. Но беда случилась, когда семечко потерялось. Уж не появление ли гад-жетов предсказал тогда писатель?

Интернет-всезнайка пытается воспроизвести незнакомый текст из Сети, путая ударения в незнакомых словах, теряется, если просишь объяснить только что произнесённое им же. А «отчитав», возвращается на своё место и снова погружается в виртуальность. Под монотонное бормотание отвечающего начинает скучать аудитория. Кто-то привычно утыкается в свои «вынесенные мозги», кто-то болтает с соседом по парте, кто-то демонстративно укладывает голову на парту и дрем-

лет. И возникает неприятное ощущение, будто студенты уверены: это они делают преподавателю одолжение тем, что пришли на занятие и даже что-то ему прочли из Интернета, чтоб не скучал. Удивляются, когда объясняешь, что их выступления нужны не преподавателю, а их сокурсникам, которые должны вынести из каждого занятия что-то для себя новое и полезное. Иначе они какими пришли на первый курс, такими же и уйдут после четвёртого.

«Неужели вы и в школе вот так учились, «тупо читая» учебник у доски? Вы ведь ничего не запомнили из школьного курса истории! Вы инопланетяне, которым всё с азов надо рассказывать!» — говорю в раздражении. «Да, — отвечают в недоумении, — мы всегда читали! По смартфону. ».

Тогда на столе у преподавателя появляется картонный короб с грозной надписью: «Для сбора оружия информационной войны». Под нервные смешки аудитории приходится объяснить, что каждый, воспользовавшийся во время лекции «информационным оружием», будет сдавать оное в короб до конца занятия; в конце — «игра в фанты», о которой, оказывается, уже ничего не знает нынешнее студенчество. Гаджеты возвращаются только после исполнения песни, танца, стихотворения, дополнительного выступления на историческую тему. Шок! Кто-то прячет телефон подальше, натуры

артистические начинают «торг» и строят планы, что споют или расскажут «на бис». Общее оживление — уже хорошо, вроде бы можно расшевелить.

Современного студента легко напугать рассказом об экзамене по классической схеме. Ведь он привык к тестированиям, где нужно всего лишь наугад ставить галочки или кликать мышкой компа. Когда узнаёт, что экзамен будет проходить по билетам и за 20 минут нужно «выплеснуть» на листок чистой бумаги все свои знания по вопросу, не прибегая к помощи гаджета, глубоко задумывается...

Договариваемся, что на семинарах будем не читать по смартфону или по тексту, распечатанному из Сети, а пересказывать своими словами то, что прочли, поняли и запомнили. Делаем СВОИ выводы, утверждаем СВОЁ мнение.

Оказывается, что на первых порах многим проще «высказаться» письменно, чем устно. Что ж, это тоже способ размышлять самостоятельно. Только вопросы для творческих работ (эссе) нужно ставить так, чтобы не было соблазна и тут прибегнуть к услугам Интернета. Например, студентам предлагается поразмышлять о будущем, ведь оно, в отличие от прошлого (истории), не для всех актуального, коснётся каждого и потому каждого интересует.

Итак: будущее пугает или привлекает? В каком из трёх сценариев будущего — меритократии, техно-

кратии, нетократии — лично вам было бы легче жить? Каковы лично ваши перспективы в мире будущего с учётом того, что меритократ, технократ и нетократ — это вовсе не тот, кто научился «тупо» нажимать на кнопки гаджета, а тот, кто сам может предложить уникальный продукт работы своего мозга и рук, своего творчества? Какие плюсы и минусы есть у глобализации и сопутствующих ей процессов информатизации и цифровизации, которые из призрачного будущего становятся нашим настоящим? Видеоролик с Ютуба «Будущее началось» [1] производит тягостное впечатление, но и вызывает бурное обсуждение.

В опросе участвовали студенты трёх специальностей. Будущие юристы — обычно наиболее подкованные с точки зрения законодательной, логически и практически мыслящие. Будущие дизайнеры — увлекающиеся, творческие, свободолюбивые натуры. И будущие психологи — специалисты по всем особенностям и тонкостям человеческой души. Любопытно проследить, как избранные профессии уже сегодня накладывают определённый отпечаток на образ мыслей нынешних студентов. И самое главное — этот опрос вселяет надежду на то, что в поколении «вынесенного мозга» немало и мозговитых, не поддаю -щихся воле цифры.

Анастасия Титова, будущий юрист, среди минусов цифровизации указывает на «угрозу "цифровому

58

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. В ГЛОБАЛЬНОСТИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

суверенитету" страны и пересмотр роли государства в трансграничном мире цифровой экономики. Нарушение частной жизни человека. Изменение в модели поведения производителей и потребителей. Пересмотр законодательства. Уменьшение уровня безопасности личных данных. Увеличение конкурентной борьбы во всех сферах экономики. Снижение количества рабочих мест. Серьёзная реорганизация производственных процессов».

А плюсами считает «простоту и точность получения услуг и товаров, автоматизацию рабочих процессов, сведение к минимальному влияние человеческого фактора, избавление от бумажной документации, удобство хранения данных в электронном формате».

Андрей Волков, также с юридического факультета, среди плюсов циф-ровизации указывает на возможность быстрого раскрытия преступлений и лечения болезней, роботизацию в строительстве и большую доступность знаний и информации.

Но считает, что цифровизация — это единый процесс с глобализацией, глобальным управлением и объединением всех людей. Что подразумевает и глобальное порабощение человечества через экономику и финансовые рычаги, потому что рабство в открытой форме невозможно на планете. Его перевели в финансы и начали управлять людьми через финансовые механизмы.

«На мой взгляд, цифровизация навязана человечеству с тем, чтобы держать под контролем тех людей, которые выступают против глобальных систем», — утверждает Андрей.

Василиса Черепахина (юридический факультет) видит в цифровиза-ции две стороны: «С одной стороны, это возможность получить информацию из любой точки мира. Это развитие новых технологий, это новые возможности и, казалось бы, новый уровень развития человечества. А с другой стороны, это обесценивание человека в целом. Настолько много информации нужной и ненужной, что людям уже совершенно не интересны другие дела и заботы, людям просто становится лень, и это факт. Цифровиза-ция — это открытый доступ ко всему и даже к нашим данным. На мой взгляд, это страшно. Люди не должны забывать про жизнь, люди должны читать книги и не обесценивать свои действия».

Поддерживает сокурсников-юристов будущий дизайнер Александра Москаленко. Она расписывает возможности смартфона, будто это сказочная волшебная палочка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка и блюдечко с наливным яблочком, показывающим далёкие страны, одновременно говорит: «Общение с друзьями и родственниками из других стран, учебные материалы, журналы, дневники — всё это уже есть у каждого в телефоне. Благодаря Интернету сейчас в любое время

суток можно заказать доставку к себе домой чего угодно, что бы нам ни захотелось. Наличие денег на карте — и один звонок решит всё. С помощью телефона возможно уже почти всё. Цифровые технологии оказывают влияние на все стороны жизни общества. Буквально на наших глазах развивается сфера фармацевтики и медицины и т.д.».

Но и у волшебной палочки два конца: «Скоро новые технологии снизят привлекательность традиционных отраслей. Системы сетевого доступа и т.д. требуют надёжной защиты, потому что в нашем мире существуют люди — взломщики, которые с лёгкостью взломают систему, узнают всё о нас, о наших банковских счетах и т.д. Мы очень плохо защищены от этого. Моё мнение: да, заказы еды и т.д. — это хорошо, электронные учебники и дневники спасают школьников от тяжёлых портфелей. Но мы не в безопасности! Наша личная информация, счета, дом — всё это могут отобрать люди, у которых получилось обмануть систему. Компьютер работает по поставленному, заданному ему алгоритму, а человек думает мозгами и душой. Я против цифровиза-ции на 50%. Я за живое общение!»

Об опасности потери живого общения говорит и одногруппница Александры Олеся Боднар: «Иногда цифровизация пугает и подавляет. Кажется, что не останется места живому общению, живой книге, внимательным глазам, которые смо-

трят на тебя, а не на экран гаджета. Но не могу не согласиться, что циф-ровизация даёт много новых возможностей. Облегчает жизнь в некоторых ситуациях».

Анастасия Тиманина (дизайнер) видит в цифровизации только плюсы: «Цифровизация — наше будущее. В наше время технологий мы каждый день сталкиваемся с внедрением новых программ, гаджетов в нашу жизнь. Ещё пару десятков лет назад мы с трудом могли представить, что обычные поезда заменят новые, с электронной картой, иБВ-портами для заряда устройств. Также оплата любых услуг, заказы товаров через Интернет, бесконтактные платежи и т.д. Все эти новшества заставляют задуматься о том, чего ещё коснётся цифровизация в недалёком будущем. Возможно, все необходимые нам данные будут заноситься на чипы, вживляться под кожу. Также, возможно, на смену обычной валюте придёт нечто универсальное, что можно использовать в любой точке Земли. Думаю, многие учащиеся мечтают о том, чтобы была возможность закачать необходимую информацию напрямую в нашу память. Фантазии об этом уносят сознание далеко вперёд, в будущее, подальше от машин, которые пока едут по земле, и большого количества документов и медицинских справок, которые мы так легко теряем. Мне нравится думать, что когда-нибудь наступит день, когда цифровизация решит эти наши проблемы».

60

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. В ГЛОБАЛЬНОСТИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

«Закачать необходимую информацию напрямую в нашу память». Об этом же мечтал и мальчик Алёша из сказки Антония Погорельского. А что, если закачают, но что-то совсем другое, разрушающее?

И как будто отвечает Анастасии другой её одногруппник Гурам Мчедлидзе: «Нынче информация окружает нас на каждом шагу, начиная с показа новостей, заканчивая техноблогами на канале Ютуб. В связи со свободой в своих действиях человек зарождает в себе лень самостоятельно. Лёгкий доступ к информации успокаивает человека на психологическом уровне. Если раньше мы читали книгу, старались понять суть и писали реферат, то сейчас богатство Интернета уничтожает наши возможности и способности мыслить аналитически. Создавая практически автоматизированные технологии, человек гонит сам себя на диван. Процесс уничтожения мозга человека запущен уже давно. Вы читаете статью в Интернете о том, как сварить суп, и тут же выскакивает реклама, дающая возможность заработать на вас денег какому-то умному дяденьке. Из нас создают машины. Когда мозг будет работать на уровне программы, человечество будет разрушено.

Другая сторона медали обусловлена тем, что в любых условиях разумный организм способен приспосабливаться. Люди, пытаясь создать что-то своё, ввести новую идею в общество, встают на пьедестал, тем

самым занимают более высокое место среди населения. Если человек хочет выжить, он должен создавать. В первую очередь создавать себя, с помощью рук и знаний, а не Интернета и навязчивой рекламы, делающей из человека серую клетку».

Так же критична к современной цивилизации Татьяна Толмачева с юридического факультета: «Современную цивилизацию не совсем можно назвать положительным явлением. Цифровая трансформация — это поток некоей информации, которая способствует внедрению изменений в культурной сфере. К данной теме можно взять проблемы 2019 года — цифровизацию образования. Скорее всего, это внедрение играет больше отрицательную роль, чем положительную. Образование в годы СССР было в разы лучше, новое поколение 90-х воспринимало информацию в нужном и понятном порядке. Сейчас же люди это читают через "добрые сети", где получают не совсем верную информацию. Но специалисты считают, что онлайн-курсы являются неотъемлемой частью современного образования. Плюс в том, что удобно, безусловно, учиться, не выходя из дома. А минус в том, что люди в таком положении тупеют».

«Цифровизацию легко использовать в целях контроля над обществом, так как получать информацию люди могут из ограниченного числа источников, — предупреждает будущий дизайнер Мария Медикова. —

Уже сейчас с помощью информационных технологий можно управлять людьми. СМИ создают сюжеты о малозначительных конфликтах и умалчивают о реальных. Общество требует решения этих мелких конфликтов, их решают, и создаётся ощущение покоя и мира. Так же слишком легко находить ответы на вопросы в Интернете. Люди перестают читать, такими людьми легко управлять. Можно сказать, что с помощью этого нововведения можно легко предупреждать преступления, отслеживая интернет-запросы пользователей Сети. Может ли это предупредить теракты? Наверное, нет, ведь откуда террористы берут оружие? Их спонсируют одни государства против других государств. Скорее всего, это будет работать в одну сторону.

Цифровизацию можно считать частью информатизации. Она уже коснулась всего — телевизоров, телефонов и т.д. Сегодня у человека есть возможность найти почти любую информацию. Ещё никогда у человека не было доступа ко всем знаниям, накопленным человечеством. На сегодняшний день люди почти не пользуются библиотеками, так как почти любую книгу можно найти в Интернете. Цифровизация позволяет общаться с людьми, живущими в других странах, даёт возможность учиться дистанционно. Очень важно правильно пользоваться информацией. Точно я не смогу сказать, каким именно будет будущее. Что угодно

может пойти не так. И то, что мы считали идущим нам на пользу, могут обратить против нас. Или вообще всё может пойти, как в романе-утопии Евгения Замятина " Мы" — идеальное будущее, где люди живут по чёткому расписанию, именуют себя буквами и цифрами. Таким образом, очень сложно сказать, что ждёт нас завтра или через пять лет, но в основном всё зависит от того, что будет сегодня. И что мы сможем изменить в первую очередь в себе».

«Цифровизация — очень замечательная вещь. Она помогает мне записаться к врачу, а кому-то — продавать оружие на Ближнем Востоке», — иронизирует Евгений Кроль, будущий дизайнер. — «В России цифровизация сильно отстаёт от всего мира, но это даёт нам чуть-чуть больше свободы в данный период времени. Хотя это ненадолго. Сама тема защиты информации имеет место быть только в коммерции, конкуренции, в защите государства. Обычные люди, увы, лишаются свободы из-за "цифры"».

С необычного ракурса, возможно, связанного с будущей профессией, размышляет о цифровизации будущий психолог Элеонора Яковлева: «Я считаю, что в этом новшестве будут как свои минусы, так и свои плюсы. Минусов, конечно же, больше, чем плюсов. Это очевидно. Поэтому начнём с плюсов. Если в будущем введут цифровизацию, то можно будет считывать людей, которые нам нравятся, чтобы лучше знать

62

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. В ГЛОБАЛЬНОСТИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

их интересы, возможно, и желания, и т.д. Будет больше шансов добиться этого человека. Ну, или, наоборот, разочароваться и разлюбить. Что тоже очень хорошо. Таким образом, мы сможем отсекать плохих людей. Думаю, плюсы на этом закончены. Минусов значительно больше. Другие люди так же смогут нас считывать. И те моменты из жизни, которые мы так стараемся забыть и боимся, что кто-то о них узнает, — всплывут наружу, что для нас крайне неприятно. Каждый наш шаг будет отслеживаться, а это вызовет постоянное психическое напряжение. И люди могут сходить от этого с ума»...

Одногруппница Элеоноры Василиса Филиппова преимуществами цифровизации считает простоту в получении услуг и товаров: «Мы избавимся от множественной бумажной работы благодаря хранению данных в электронном формате. Получим экономию на рабочей силе, так как появится множество новых технологий, заменяющих людей. В области образования будет переход полностью на электронные учебники, доски. В этом будет плюс — детям не нужно носить тяжёлый портфель. В медицине также будет легче попасть к врачу. Но я считаю, что у цифровизации больше минусов, чем плюсов. Многие люди при внедрении цифровизации могут остаться без работы (учителя, кассиры, продавцы и др.). Будет появляться сильная зависимость от гаджетов. Если вся информация будет хранить-

ся в одном месте и особенно в электронном виде, её хищение будет намного проще. Также при зависимости от гаджетов сильно портится зрение, и, по моему мнению, человек перестаёт быть социализированным (разучивается общаться вживую). Также не все люди смогут научиться пользоваться техническими новинками и окажутся за бортом новой жизни».

От этого же предостерегает будущий юрист Олеся Комарова: «Отрицательные черты: создание " общего" сознания, повышение роли технических наук, увеличение информационной неграмотности работников старших поколений. Исчезновение многих профессий, которые существовали веками, например учителей, бухгалтеров и др. Цифро-визация нужна современному обществу, но основы нецифровизованно-го общества должны оставаться во избежание ещё большего расслоения, в основу которого лягут ресурс-информация, депрессии, спад производства, устаревание гуманитарного знания, а главное — лишение каждого человека собственной индивидуальности».

Будущий дизайнер Екатерина Дугор-Жабон находит плюс даже «в возможности доступа к личным данным человека — снижение преступности в мире. Благодаря видеокамерам и средствам распознавания лиц можно быстро вычислить личности преступников, отслеживать незаконный сбыт наркотиков и т.д.

Человеку проще обучаться и получать информацию для заработка денег. Доступный транспорт. Человек может попасть в любую точку мира. При ЧП проще предупредить и эвакуировать жителей. Минусы: тотальный контроль. Ваши личные данные можно использовать против вас. При худшем сценарии развития события — отсутствие свободы слова».

Арина Зайцева, будущий дизайнер, подошла к вопросу о цифрови-зации глобально. Она пишет: «Цифровизация — довольно интересная вещь. Сейчас мы можем в любую секунду позвонить по видеосвязи близким, находящимся в другой точке мира. Оплатить любую покупку, приложив телефон к терминалу, заказать абсолютно любой товар, не выходя из дома. Вот он, XXI век! Буквально 20 лет назад мы не могли даже такого представить, это казалось сюжетом книг Рея Брэдбери. И самое страшное из этого всего, что цифровизация даже не планирует останавливаться, а несётся с бешеной скоростью. Повсюду реклама, везде Wi-Fi, все наши банковские карты, абсолютно вся информация о нас находится в Сети, и это пугает. Перспективнее уже стать не финансистом или юристом, а хакером, и — "весь мир у твоих ног"».

Вот, оказывается, как! — уничтожая одни профессии, научно-технический прогресс предлагает новые! Но какие?!

«Буквально недавно на станции метро открыли проход, где считы-

вается всё по face-time, т.е. по лицу, то же самое хотят сделать в Сбербанке, — продолжает Арина. — Отчасти это всё круто, но системы и программы легко могут дать бой. Если набирать доклад в Word и вдруг выключат свет, весь ваш доклад исчезает, а вот если бы вы писали его рукой — всё было бы хорошо. В общем, если всё будет идти так же быстро, то люди начнут тупеть, лениться и толстеть. Зачем вообще выходить из дома в магазин, если можно заказать домой? Зачем ездить на море, ведь есть SD-очки? Сейчас трёхлетние дети быстрее учатся пользоваться Googk голосовым запросом, чем писать и читать. Огромное количество волн от Wi-Fi, телефона, компьютера, планшета, ноутбука окутывают нас. А самое неприятное, что из Сети ничего не исчезает. Никогда, ни одна фотография! Три человека переслали её другим, те сделали скриншот, и пошло-поехало...

А если серьёзно, то на всю эту чепуху тратятся миллионы долларов, а вот об экологии, о том, что у нас в океане пластика больше, чем рыбы, что у нас в сентябре в Казани снегопад идёт, — не думают. Глобальное потепление ближе, чем кажется. Людей интересует больше канал СТС, чем планета, которая достанется их правнукам. Сколько останется деревьев, людей, птиц, животных? Есть вещи куда важнее, чем Wi-Fi в Московском метрополитене. Это моё мнение».

64

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. В ГЛОБАЛЬНОСТИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Обратим внимание, как много новых иностранных слов, которые мы уже привычно пишем в кириллическом тексте латиницей, привносит в нашу жизнь цифровизация. А ведь это ещё один тревожный симптом неизбежного размывания национальной идентичности и появления иного языка. Неизбежного ли?

Парадоксально: большинство молодых осознают опасность повального упования на «цифру» при всём их увлечении благами цифровиза-ции. Или всё же цивилизации? Или, правильнее уже, цивилизации циф-ровизации?

В программе очень информативного для учащихся курса «История мировых цивилизаций» есть тема, посвящённая нынешнему постиндустриальному обществу, иначе — постиндустриальной (информационной) цивилизации. В ней мы вспоминаем о том, что изначально человеческое общество было аграрным и сельскохозяйственные продукты были для него главными. В результате индустриальной революции развилась промышленность, и уже важнейшей стала продукция, выпускаемая заводами и фабриками. А в нынешнем постиндустриальном обществе главным продуктом становится информация. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», — повторяют нам. Но о чём эта информация? Не о Куликовской же битве и не об Отечественной войне 1812 г.! Учебники утверждают, что под этой «информацией» подразумеваются

самые современные и совершенные компьютерные технологии, но недавно удалось услышать по ТВ отрывок интервью одного крупного специалиста-компьютерщика из Израиля, который «раскрыл тайну». Информация, которой все стараются завладеть, чтобы управлять миром, это информация ... о каждом из нас! Это те самые личные данные, сохранение которых в тайне сегодня нам, увы, не может гарантировать ни одна электронная банковская система, ни одна соцсеть, ни один почтовый сервер!

И в этом, пожалуй, один из самых серьёзных минусов цифровизации, которая, являясь частью информатизации и глобализации, конечно, неизбежна. Но вот как в её условиях сохранить живую связь с молодым поколением — важный вопрос для школьных учителей и вузовских преподавателей, пока профессия наша ещё не замещена роботами. Возможно, кто-то из учащихся будет этому даже рад. Но недолго. Ведь робот за кафедрой вряд ли отнесётся к нерадивому студенту по-человечески и с пониманием воспримет «отмазку»: «У меня сел аккумулятор и закрылась закладка»... ©

Литература

1. Будущее началось. — URL: https://www. youtube.com/watch?v=oIhcdi3leqE (дата обращения: 10.10.2019).

2. Погорельский А. Чёрная курица, или Подземные жители. — М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.