Ангольский национализм в 1950-х годах испытал подъем. Националистическое движение активизировалось одновременно в столице Анголы Луанде и в эмиграции -в Португалии, а также в бельгийском Конго в виде двух этноязыковых и идеологических течений. Первое из них сформировалось из представителей наиболее состоятельного и культурного слоя Луанды - так называемых «ассимилядуш» (мулаты, афри-канцы-амбундуш). В рамках этого течения создавались различные просветительские и культурные ассоциации, где рождались националистические, марксистские и христианско-патриотические идеи и возникали организации соответствующей направленности. Наиболее выдающимися фигурами марксистского движения были Вириату да Круш, Илидиу Машаду, Матиаш Мигеиш и Мариу де Андради. Признанным лидером и идеологом христианско-патриотического
движения был падре Жоакин Пинту де Ан-дради.
Вириату да Круш родился 25 марта 1928 г. в Порту Амбоин (провинция Кванза-Сул). Уже в юношеском возрасте он включился в антиколониальную борьбу - вступил в Национальную африканскую лигу (НАЛ), а в 1948 г. - в литературную группу «Движение новых интеллигентов Анголы», которая издавала журнал «Менсажень». В начале 1950-х годов В. да Круш активно участвовал в деятельности нелегальной националистической организации АНАНГО-ЛА. Эмигрировав в Португалию, он стал одним из руководителей Дома студентов империи (ДСИ). В. да Круш был одним из тех, кто подписал Манифест 1956 г. В 1958 г. В. да Круш, А. Нето и А. Кабрал основали Центр африканских исследований в Лиссабоне. В конце 1950-х салазаровский суд за-
очно приговорил В. да Круша к 15 годам тюрьмы. В 1960 г. В. да Круш поселился в Конакри, где вместе с Л. Лара и М. де Анд-ради представлял МПЛА за границей. На
I Национальной конференции МПЛА в декабре 1962 г., где развернулась острая идеологическая борьба между сторонниками А. Нето и В. да Круша, последний был снят с поста генсека МПЛА и исключен из организации. В 1966 г. он поселился в Пекине, где и умер в 1973 г. в возрасте 45 лет1.
Падре Жоакин Пинту де Андради был руководителем патриотического католического движения в Анголе, а позже - почетным президентом МПЛА. Во время своей учебы в Риме (1948-1951 гг.) он поддерживал тесные связи со своим братом Мариу де Андради, который в то время работал в «Презанс африкэн» в Париже2. Он был одним из инициаторов международной кампании в поддержку политических заключенных и их семей. В своих проповедях в кафедральном соборе Луанды, на которых бывало много прихожан, он поднимал социальные, экономические, политические проблемы, осуждая преступления колониализма.
Объединившаяся вокруг падре Жоакина Пинту де Андради группа выпустила памфлет «Обращение к миру: Ангола принадлежит ангольцам». Эта группа была идеологически близка Движению за независимость Анголы (МИА), с которым он поддерживал контакты через своего друга Франку де Соуза. Вместе с А. Нето Ж. Пинту де Андради вступил в мае 1960 г. в Движение за национальную независимость Анголы (МИНА), выдающимся руководителем которого он стал. Его арестовали в июне 1960 г. вместе с несколькими другими ангольскими священ-никами3. Его отправили сначала в тюрьму Алжубе в Лиссабоне, потом на остров Прин-
сипи, а позже - на север Португалии, в мо настырь епархии Брага4.
Второе течение сформировалось из представителей народа баконго, к которым присоединились представители других этносов. Это были главным образом мелкобуржуазные элементы: имевшие наемных рабочих мелкие торговцы, портные, сапожники и т.п. Это течение, находившееся под сильным влиянием миссионеров-протестантов, было тесно связано с возникшим в 1958 г. Союзом народов Анголы (УПА) во главе с Х. Роберто.
В 1948 г. Португальская коммунистическая партия основала в Луанде свою ячей-ку5. Наиболее радикальные члены этой ячейки, объединившись вокруг Вириату да Круша, основали 12 ноября 1955 г. в Луанде Коммунистическую партию Анголы (КПА).
На допросе в ПИДЕ после ареста в 1959 г. И. Машаду рассказал: «В 1952 или 1953 г. Вириату да Круш убедил меня основать Коммунистическую партию Анголы вместе с Антониу Жасинту и Мариу Анто-ниу на собрании в Ларго Марселу Курто в Луанде». В. да Круш был избран генсеком, ему поручили разработать устав. Были придуманы псевдонимы: Арманду (Вириату), Рафаэл (Илидиу), Жозе (Жосинту) и Сантуш (Мариу Антониу). Целью КПА была борьба за марксистско-ленинские идеи6. Как утверждал английский историк Р. Гибсон, «действительными организаторами КПА были гражданские служащие - европейцы, работавшие в Анголе, которые являлись тайными членами ПКП»7.
КПА разработала и приняла устав, издала манифест, но фактически не имела связей с трудящимися массами. Ее членами были главным образом интеллигенты, оторванные от масс. Поскольку новых членов завербовать не удалось, КПА вскоре распалась. Л. Лара вспоминал о КПА: «Она возникла в среде интеллектуалов и не развилась в настоящую Коммунистическую партию. Она была скорее центром идеологических исследований, который не имел пролетарской базы, на которой он мог бы развиться, и поэтому исчез»8.
Тем не менее следует признать, что КПА, несмотря на свою весьма короткую историю, оказала существенное влияние на идеологические взгляды ряда членов МПЛА, особенно вышедших из ее рядов и рядов Партии борьбы африканцев Анголы (ПЛУА), обусловив возникновение в МПЛА крепкого ядра, стоявшего на позициях марксизма-ленинизма. Один из видных деятелей МПЛА Саиди Мингаш позже вспоминал: «Компартия Анголы как организация, составившая неотъемлемую или существенную часть при образовании МПЛА, в конце концов оставила след в виде идеи и линии его курса в отно-
9
шении организации и структуры» .
Говоря о том, что КПА была «одним из непосредственных предшественников
МПЛА», американские историки Дэвид и Марина Оттэуэй отмечают, что «марксизм был уже той призмой, через которую многие ангольские националисты смотрели на свою борьбу»10.
Поскольку КПА, генсеком и главным идеологом которой был В. да Круш, не пользовалась популярностью из-за своей коммунистической ориентации, она просуществовала менее года. Ее наследницей стала Партия борьбы африканцев Анголы (ПЛУА). По одной версии, в начале 1956 г., а по другой - несколько раньше члены КПА, нелегальных культурных ассоциаций и профсоюзов, появившихся в начале 1950-х годов, объединились в ПЛУА.
В создании ПЛУА участвовал будущий лидер освободительного движения в Гви-нее-Бисау А. Кабрал, находившийся в то время в Анголе. Вначале ПЛУА занималась в основном культурно-просветительской деятельностью: ее члены создавали курсы по ликвидации неграмотности, изучали историю и культурные традиции ангольцев, собирали произведения народного творчества и т.п. Но постепенно они пришли к выводу, что борьба за культурное возрождение -задача вторичная по сравнению с борьбой за политическую независимость11. По словам Л. Лары, в ПЛУА участвовал африканский пролетариат, и она уже носила «явно выраженные пролетарские черты»12.
Важнейшим историческим делом ПЛУА явилась выработка в 1956 г. знаменитого манифеста, призвавшего ангольцев создать «широкое движение за освобождение Анголы» для свержения колониального ига. Как писал К. Пашеку, этот манифест не означал создания какой-либо националистической политической партии, но был эмоциональным призывом ко всем ангольцам подняться на организованную борьбу, создавая движения, партии, группы сопротивления португальскому колониализму на всей территории Анголы13.
Манифест 1956 г., написанный В. да Крушем и принятый на узком собрании руководства ПЛУА (на нем присутствовали В. да Круш, И. Машаду, М. Мигеиш, Ф. де Соуза и С. Алмейда), можно считать вехой, отмечающей начало современного ангольского национализма. Хотя и мало распространявшийся в Луанде и в Португалии, он оказал значительное влияние на идеологию и программу МПЛА.
В 1950-х годах идеи марксизма-ленинизма были популярны не только в Анголе, но и в Мозамбике. В 1990 г. автор этих строк встречался в Мапуту с бывшим генсеком Общества дружбы с СССР А. Сансаном Мутембой. Он рассказал, что в конце 1950-х годов из Португалии в Мозамбик приехал коммунист А.Ж. Ребелу. Он организовал ячейку Португальской коммунистической партии, в ней была строгая конспирация: каждый член знал только трех товарищей по ячейке. У коммунистов был лозунг: «Если мы не объединимся, то будем жить в неволе». Они подчеркивали важность единства всех племен. Коммунисты говорили: «Мозамбикцы - это одна нация. Для борьбы с португальским колониализмом прежде всего необходимо объединиться». Все коммунисты в Мозамбике были белые. Было довольно мало африканцев, которым они дове-
14
ряли .
Через несколько месяцев после опубликования манифеста В. да Круш в условиях слежки за ним ПИДЕ, сотрудники которой считали его коммунистом15, решил уехать из Анголы в Европу. Он уволился с предпри-
ятия «Зингер» в Луанде, где работал, отплыл на пароходе «Уиже» в сентябре 1957 г. и несколько дней жил в Лиссабоне в доме А. Кабрала. Он провел собрание с участием «стариков» (Л. Лара, Э. Душ Сантуш, А. Кабрал), на котором рассказал им о ситуации в Анголе и призвал создавать африканские организации, автономные по отношению к партиям португальской оппози-ции16.
Хотя А. Нето вышел из тюрьмы в июне 1957 г., он, видимо, не присутствовал на этом собрании и не встречался с В. да Кру-шем во время его пребывания в Лиссабоне, что помешало им познакомиться, обменяться идеями и политическим опытом. Это отсутствие диалога в 1957 г. между теми, кому предстояло стать двумя крупнейшими лидерами ангольского освободительного движения, оказалось решающим фактором в том идеологическом конфликте в МПЛА, который вспыхнул через пять лет в Леопольдвиле.
В Лиссабоне В. да Круш не сумел встретиться с коммунистическими руководителями, работавшими в подполье. Не получив финансовой и какой-либо иной поддержки от ПКП, он в октябре 1957 г. переехал в Париж, где жил некоторое время в доме Мариу де Андради.
После отъезда В. да Круша из Луанды другие, подписавшие манифест, организовали в 1958 г. Движение за независимость Анголы (МИА), меньше связанное с марксизмом и имевшее черты чисто националистического движения. Оно пользовалось большой популярностью среди африканской мелкой буржуазии, оказывая значительное влияние на националистически настроенные круги в Луанде, Лобиту, Бенгеле, Уижи и Маланже. Самыми активными и влиятельными членами МИА были И. Машаду, Ф. де Соуза, В. Диаш, Г. Лейтан, Б. Ван-Дунень и другие17.
Прибытие в Лобиту копировального аппарата, присланного из Лиссабона18, дало возможность распространять в крупных городах листовки и памфлеты. Большинство памфлетов, распространявшихся в Анголе в
-о£>
<Зо-
1957-1960 гг., не имеют ни даты, ни названия организации. Лишь в 1959-1960 годах появились памфлеты, подписанные МИА, МИНА или УПА. Под некоторыми памфлетами и листовками стояли подписи известных в истории Анголы королей и племенных вождей - Мандуме, короля Екуикуй II, Кианва-Ланга, Нзинга Мбанди Нгола и др.19 Любопытно, что некоторые памфлеты подписаны «МИНА и УПА». Есть даже один памфлет, который подписан «МИА, УПА, Л. Лара, В. Да Круш и М. де Андради»20. Этот факт свидетельствует о существовании тесных связей между ангольскими марксистами в Лиссабоне и националистическим движением МИА в Анголе не только благодаря общим политическим целям, но и в силу семейных связей (Умберту Машаду был братом Илидиу Машаду)21.
Илидиу Машаду, мулат (родился 17 декабря 1914 г.), почтовый служащий, начиная с 1948 г. был одним из самых активных и последовательных участников освободительного движения. Он присоединился к движению «Новые интеллигенты Анголы» и, находясь под влиянием марксистских идей, приходивших из Португалии и Бразилии, основал вместе с В. да Крушем в
1955 г. КПА, а потом ПЛУА. Он был одним из тех, кто подписал знаменитый манифест
1956 г. Однако за исключением писем, которые он посылал своему брату Умберту -студенту и руководителю АМК в Лиссабоне, в которых отразились горячая любовь к родине и к ценностям своего народа, стремление поднять его культурное и политическое сознание, какие-либо написанные им тексты не сохранились. Благодаря своей активной деятельности в группе молодых интеллектуалов, выдвинувших лозунг «Давайте открывать Анголу!», и в НАЛ, он завоевал исключительно большой авторитет в ангольских националистических кругах.
После отъезда В. да Круша из Луанды И. Машаду вместе с Франку де Соуза стал руководить подпольным МИА. И. Машаду поддерживал тесные контакты с африканскими националистическими кругами в Лиссабоне (через своего брата У. Машаду,
Л. Лару и А. Нето), с Ганой и Бразилией (через своего друга Лоуренсе Холдена, плававшего в качестве матроса и арестованного ПИДЕ в 1959 г.).
На допросе в ПИДЕ после своего ареста в 1959 г. И. Машаду утверждал, что «руководство МИА состояло из него, Франку де Соуза и Игину Айриша»22.
Отдавая себе отчет в том, что существование множества разрозненных групп и организаций не только ослабляет их способность к борьбе, но и увеличивает риск инфильтрации агентов ПИДЕ, И. Машаду попытался незадолго до своего ареста объединить их в единое движение за национальное освобождение Анголы (МЛНА). Он выпустил памфлет, в котором объявил о слиянии националистических движений МИА и МЛНА23. В мае 1959 г. он отправился в Лиссабон, чтобы координировать антиколониальную борьбу, и там был арестован
27 мая 1959 г. И. Машаду был приговорен к
10 годам заключения в концлагере Тарра-фал. Он вышел на свободу только 21 октября 1970 г.
Период генезиса ангольского национализма 1955-1959 годов характеризовался качественным переходом культурно-просветительского движения, склонного к компромиссу с колониальными властями и утверждавшего самобытные ценности (под лозунгом «Давайте открывать Анголу»), к фазе примитивно организованных националистических движений (КПА, ПЛУА, МИА). Этот переход сопровождался разрывом с прежними методами борьбы. Начало современному ангольскому национализму, несомненно, положил манифест 1956 года. После него началась так называемая «памфлетная фаза», отмеченная не только активной деятельностью националистических движений марксистского и католического направлений, но и значительным влиянием групп, связанных с УПА.
Эта «памфлетная фаза» была прервана в середине 1959 г. заключением в тюрьмы большинства ангольских патриотов. Она была продолжена через несколько месяцев, когда патриоты, сбежавшие из застенков
ПИДЕ, создали Движение за национальную независимость Анголы (МИНА).
В 1952 г. М. Душ Сантуш, Э. Санту,
А. де Браганса и Э. Роша встретились в Гренобле (Франция), чтобы продолжить свое высшее образование. Они провели там два года, изучая марксизм, совершенствуя свой французский язык, занимаясь зимними видами спорта. Затем они отправились в Париж, где душ Сантуш и де Браганса изучали политические науки, а Э. Роша - медицину. Общежитие марокканских студентов («Мэ-зон дю Марок») в университетском городке в Париже стало местом их встреч с марокканскими друзьями, которые стали очень ценными союзниками МПЛА после того, как Марокко стало независимым. Эта маленькая группа юношей из португальских колоний развила большую активность вместе со студенческими организациями Черной Африки и Марокко. Они участвовали в манифестациях, митингах и собраниях. Кроме того, они были первыми, кто рассказал во Франции о ситуации в португальских колониях и о португальском фашизме. По вечерам они посещали Университет Нувель, где углубляли свои знания в области мар-ксизма24.
Самой выдающейся фигурой в этой «парижской группе» был Марселину душ Сантуш. Он родился в 1929 г. от смешанного брака в прибрежном городе Лумбо (Мозамбик). Окончив школу, продолжил образование в Португалии. Но за участие в революционной деятельности он подвергся преследованиям ПИДЕ и вынужден был переехать во Францию, где учился в Сорбонне под руководством известного африканиста проф. Ж. Баландье. В то же время он стал печатать под псевдонимами (Калунгану и др.) проникнутые революционным пафосом и ненавистью к колонизаторам стихи, принесшие ему огромную популярность25. Когда в апреле 1961 г. в Касабланке была создана организация «Конференция националистических организаций португальских колоний», М. душ Сантуш был избран ее генеральным секретарем. Используя эту организационную базу, он внес выдающийся вклад в создание усло-
вий для появления Фронта освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), в котором он был вице-президентом. После завоевания Мозамбиком независимости он занимал ряд руководящих постов в правительстве.
В июле 1954 г. в Париж приехал молодой ангольский интеллектуал Мариу Пинту де Андради, уже получивший известность благодаря своим блестящим выступлениям во время дискуссий в ДСИ, Центре африканских исследований и Университете Коимбры. Он поселился вначале в «Мэзон дю Марок», откуда перебрался в Латинский квартал. Его статьи регулярно выходили в «Презенс Африкэн». Публикации и выступления Мариу де Андради, полные оригинальных мыслей, юмора и эмоций, обаяние и исходящая от него энергетика открыли перед ним двери в африканские интеллектуальные и политические круги Парижа 1950-х годов и выдвинули его на роль признанного руководителя и идеолога «парижской группы».
Проживая в Париже, М. де Андради опубликовал под псевдонимом Буанга Феле ряд статей, содержавших резкую критику колониальной политики Португалии. Критик, социолог и поэт М. де Андради был в то же время большим знатоком народного языка кимбунду. Написанное им на этом языке стихотворение «Песня сабалу» распевают в Анголе как народную песню26.
М. де Андради был составителем первой антологии поэтов португальских колоний, вышедшей в 1958 г. в Париже, а также антологии негритянской поэзии, опубликованной в 1962 г. в Италии. Будучи одним из основателей МПЛА, М. де Андради был одно время ответственным лицом за внешние связи этой организации. Позже он отошел от активного участия в движении и переехал на жительство сначала в Г винею-Бисау, а затем после переворота 14 ноября 1980 г. в Париж. М. де Андради снискал известность как крупный африканский поэт, литературный критик и социолог.
Прибытие в Париж В. да Круша в конце
1957 г. придало парижской группе дополнительную динамику. В ноябре 1957 г. она ор-
ганизовала в Париже «Конференцию по изучению борьбы против португальского колониализма», где обсуждались ситуация в колониях и меры, которые следовало предпринять для ее радикального изменения. Все участники пришли к единодушному мнению о необходимости создания антиколониальной политической организации, которая объединила бы молодых африканцев всех колоний27.
В соответствии с этим решением через несколько месяцев было создано Антиколониальное движение (МАК). Оно объединило группу «стариков» с наиболее продвинутыми молодыми африканскими студентами «второй волны» эмиграции. Парижская группа была очень сплоченной, активной и динамичной. Ее единство основывалось на крепкой дружбе, взаимном уважении и общих целях ее членов28. Они участвовали в различных международных форумах, где осуждали португальский колониализм и говорили о стремлении колонизованных народов к самоопределению и независимости.
* * *
К концу 1959 г. положение руководителей МАК, живших за границей - В. да Круша, Л. Лара, М. де Андради и М. душ Санту-ша - с точки зрения личной безопасности и материальных условий жизни стало катастрофическим. С другой стороны, в Анголе и Гвинее-Бисау в этот период отмечался бурный рост освободительного движения. Арест 50 патриотов в Луанде, возможно, стал главной причиной решения лидеров МАК вернуться в Африку.
Л. Лара стал первым из членов МАК, прибывшим в Тунис в декабре 1959 г. с твердым решением не возвращаться в Европу. Он получил приглашение секретариата II Панафриканской конференции и возглавил делегацию МАК. Она представила на конференции в Тунисе Манифест МАК, написанный В. да Крушем и утвержденный Л. Ларой и М. де Андради.
Историческое значение МАК состоит в том, что она провела огромную работу по мобилизации африканской молодежи в Пор-
тугалии и содействовала осознанию ею необходимости участия в битве против португальского колониализма. Эти усилия не пропали даром - в начале 1959 г. в Лиссабоне была создана подпольная организация «Движение ангольских студентов». МАК содействовала также международному признанию борьбы народов, колонизованных Португалией.
II Панафриканская конференция в Тунисе в конце января 1960 г. явилась важнейшей вехой в истории марксистских националистических организаций португальских колоний, признанием их существования на африканской политической сцене и форумом, на котором Вириату да Круш был признан лидером ангольских националистов.
Именно в Тунисе произошла встреча между ангольскими руководителями - В. да Крушем и Л. Ларой (оба прибыли из Германии) и А. Кабралом (приехал из Португалии). У. де Менезиш прибыл в Тунис в составе делегации Всеобщего союза трудящихся Черной Африки (УГТАН), располагавшегося в Конакри, и привез с собой приглашение правительства Г винеи национали-стам-марксистам обосноваться в Конакри.
В начале декабря 1959 г., за два месяца до начала конференции в Тунисе, Л. Лара еще не знал, сможет ли принять в ней участие. Этого не знал и А. Кабрал, который просил У. Менезиша прислать ему из Конакри данные об УПА29. В. да Круш жил в это время в Восточном Берлине (ГДР), сталкиваясь с тяжелыми экономическими проблемами30. Именно в этот период В. да Круш в октябре 1959 г. изложил Л. Ларе свои идеи о преобразовании МАК в Совет межнационального сотрудничества и координации, который состоял бы из националистических организаций всех португальских колоний. И В. да Круш, и М. де Андради были разочарованы деятельностью МАК. Все чувствовали настоятельную необходимость вернуться в Африку, чтобы улучшить руководство антиколониальной борьбой. Были и другие факторы, побуждавшие их уехать из Европы. С одной стороны, им не удавалось решить свои экономические про-
блемы, с другой - они подвергались преследованиям со стороны ПИДЕ и в странах их эмиграции.
На конференции в Тунисе В. да Круш представил собравшимся новые организации - МАК, преобразованную во Фронт националистических движений (ФРАИН), МПЛА и ПАИ (Африканская партия независимой Гвинеи). Аббревиатура МПЛА была взята из фразы написанного В. да Крушем в 1959 году в ГДР манифеста - «широкое движение за освобождение Анголы». М. де Ан-дради вспоминал: «На конференции в Тунисе нам необходимо было утвердиться в качестве общенационального движения, и поэтому в это время из первых букв фразы манифеста было составлено МПЛА»31.
Конференция в Тунисе приняла 30 января 1960 г. резолюцию, осудившую португальский колониализм и требовавшую освобождения политзаключенных32. До конференции в Тунисе ни один из ангольских марксистских лидеров лично не знал Х. Роберто, который приехал туда представлять УПА. Правда, В. да Круш в апреле 1959 г. написал Х. Роберто дружественное послание, в котором предлагал установить доверительные братские отношения на основе совместной борьбы и «создать единый фронт антиколониальной борьбы в Анго-
33
ле» .
Г.М. Хаузер из Американского комитета по Африке предлагал У. Менезишу 25 января 1959 г. войти в контакт с Х. Роберто, который в то время жил в Леопольдвиле. Однако в сентябре 1959 г. А. Кабрал послал товарищам, жившим в эмиграции, длинный доклад, в котором крайне отрицательно отзывался о Х. Роберто: «Коварный, бессовестный, бабник, пивной пьяница, проматывает все деньги, которые ему посылают наши люди... Он тратит их на женщин... Не следует допускать, чтобы он представлял нас в ООН. Это предатель и бандит»34. Эти оценки обусловили настороженное отношение ангольских марксистских националистов к Х. Роберто35. И все же после панафриканской конференции в Аккре в 1958 г. благодаря поддержке К. Нкрумы, П. Лумумбы,
алжирского Фронта национального освобождения (ФНО), правительства Туниса и Американского комитета по Африке Х. Роберто был признан единственным ангольским лидером, руководителем борьбы против португальского колониализма36.
Ф. Фанон и А. Кабрал убедили Х. Роберто участвовать в первом собрании ФРАИН, и он поставил свою подпись под «Декларацией о соглашении об общей борьбе против португальского колониализма между ПАИ, МПЛА и УПА», принятой 31 января 1960 г. в Тунисе.
* * *
В 1958 г. в Португалии состоялись президентские выборы. Кандидатом на этот пост от оппозиции был генерал У. Делгаду. «Мы проиграли выборы задолго до дня го-лосования»37, - писал он в мемуарах. Правительство прибегло к фальсификациям, чтобы не допустить победы оппозиционного кандидата. В условиях фашистской диктатуры, когда единственной легальной партией в стране был салазаровский Национальный союз, а ПИДЕ осуществляло неограниченный контроль над СМИ, победа кандидата оппозиции была практически исключена.
После поражения Делгаду на выборах в африканских националистических кругах Португалии воцарились разброд и уныние. «Старики», которые не могли или не хотели уехать за границу, осуждали руководителей МАК за то, что они распустили эту организацию. Юноши «второй волны», объединившиеся в Движение ангольских студентов (МЕА), пребывали в состоянии растерянности и вели бесконечные споры о том, какой идеологии должно придерживаться МЕА. Часть молодежи пошла за УПА Х. Роберто. С другой стороны, годы жизни и борьбы бок о бок заложили прочные основы дружбы и взаимного доверия между националистами двух поколений.
В июле 1960 г. в Португалии широко распространялись памфлеты Абеля Джасси (псевдоним А. Кабрала). В декабре 1960 г. появился памфлет «Послание к португальскому народу», разоблачавший колониализм
и призывавший к «решению колониальной проблемы мирными средствами», подписанный: «Студенты университетов из португальских колоний».
В июне 1961 г. примерно 100 африканских студентов покинули Португалию38. В апреле 1960 г. произошла знаменательная встреча М.П. Пакавира с Л. Лара в Браззавиле. Во время этой встречи Л. Лара «рекомендовал переименовать движение за независимость Анголы (МИНА), основанное в июне 1959 г. во главе с М.П. Пакавира, в Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), поскольку он (Лара), В. да Круш и М. де Андради должны представлять его за границей, и было необходимо, чтобы такое движение существовало внутри Анголы»39.
Во время допроса в ПИДЕ М.П. Пакавира рассказал: «В мае 1960 г. имело место собрание, на котором присутствовали Фернан-ду Коэлью да Круш, Бернарду Жоакин Си-лаш, Давид Эса Кейруш и доктор Агостиньо Нето, и там Давид объяснил необходимость изменить название МИНА». Речь шла об организации «Народного движения за освобождение Анголы» (МПЛА), формулировании задач, которые оно должно было решать. Было сформировано также руководство Движения, которое состояло из Давида, Ко-элью да Круша, Силаша, А. Нето и Пакавира. Были созданы «отдел печати», состоявший из Жуана Педру, Адана Мануэла и Па-кавира, и региональные отделения МПЛА. «Все проявили интерес к участию в МПЛА падре Жоакина Пинту де Андради»40.
В том же мае 1960 г. состоялось второе собрание, на котором присутствовали А. Нето, Ж.П. де Андради, К. да Круш, Силаш, Пакавира. Там обсуждалась организационная структура МПЛА, издание «памфлетов», анализировалась ситуация в Анголе и обсуждался способ, каким падре Жоакин Пинту де Андраде мог бы участвовать в МПЛА. Была констатирована необходимость вовлекать в движение ангольских военных и создать для этого «военный отдел». В протоколе допроса Б.Ж. Силаша говорится, что «доктор А. Нето был ответственным
за руководство политическими службами», а падре Ж.П. де Андради - за «связи с загра-
41
ницей» .
Эти протоколы допросов опровергают распространенную в литературе точку зрения о том, что МПЛА была создана в декабре 1956 г.42 Они убедительно свидетельствуют о том, что изменение названия МИНА на МПЛА имело место лишь в мае 1960 г. В этих протоколах есть также сведения о составе руководства и структуре МПЛА, а также о руководящей роли А. Нето в движении. Этот важный факт - создание руководства МПЛА внутри страны - придает А. Нето положение легитимного вождя, высшего руководителя националистического ангольского движения, начатого в 1955 г. КПА во главе с
В. да Крушем и И. Машаду и продолженного МИА, а потом МИНА.
Через месяц после основания МПЛА люди, сидевшие в очереди у врачебного кабинета А. Нето в Луанде, были перепуганы. Они отказывались верить собственным глазам, увидев директора ангольского ПИДЕ Жуана Жозе Лопиша. Он арестовал Нето и заключил его в тюрьму за «подрывную деятельность против внутренней безопасно-сти»43. Нето стал 52-м политическим заключенным, брошенным в тюрьму Луанды летом 1960 г.44
Однако попытки обезглавить освободительную борьбу ангольского народа путем репрессий, арестов его лидеров и активистов уже не могли сдержать неумолимого приближения антиколониальной революции, под напором которой в середине 1970-х годов рухнуло обветшавшее здание португальской колониальной империи.
Особого внимания заслуживает вопрос о целях, организационной структуре и деятельности Антиколониального движения. В него вошло большое число студентов и моряков - выходцев из всех португальских колоний в Африке.
* * *
Во Франции условия жизни маленькой парижской группы - М. де Андради, М. душ Сантуш, Акино де Браганса и африканцев,
приехавших из Португалии, - становились всё более трудными как с экономической, так и с политической точек зрения. Из-за войны в Алжире обстановка в Париже стала крайне напряженной, французская полиция бдительно следила за африканскими студентами. М. душ Сантушу, переставшему быть студентом-политологом, было отказано в продлении вида на жительство. Вскоре он был выслан из Франции за то, что продавал коммунистическую газету «Юманите ди-манш». Он временно поселился в Бельгии в
1958 г. благодаря поддержке Ж.К. Орта45.
М. де Андради тоже имел проблемы с французской полицией, сотрудничавшей с ПИДЕ, но сумел удержаться в Париже, поскольку работал в библиотеке и журнале «Презанс африкэн» - влиятельном африканском франкоязычном издании, руководимом сенегальским интеллектуалом Алиуном Диопом, поддерживавшим тесные связи с африканскими интеллектуальными кругами. Библиотека и редакция журнала «Презанс африкэн» на Рю де Эколь, 25 были местом встреч руководителей ангольских, гвинейских и других националистических движений, которые бывали проездом в Париже.
В середине 1958 г. М. де Андради подал А. Диопу заявление об увольнении, после чего ему было отказано в разрешении на дальнейшее пребывание в Париже46. В. да Круш после нескольких месяцев жизни в условиях материальной необеспеченности в Париже решил поселиться в Льеже (Бельгия) в доме своего друга Ж.К. Орта. По словам Ж.К. Орта, «по своему виду Вириату, когда он появился в Льеже в 1958 г., напоминал парижского клошара». Через несколько месяцев он перебрался во Франкфурт, где благодаря поддержке семьи немецких интеллектуалов Боувьер - друзей М. де Андради - оставался до середины 1959 г., а затем по приглашению Союза немецких писателей ГДР переехал в Берлин, где жил до отъезда в Тунис в январе 1960 г.47
Л. Лара и его жена - немка Руфь - бежали в Германию в середине 1959 г., но там они также вели нищенскую жизнь, так как он не имел профессии и не сумел окончить
химико-физический факультет университета в Лиссабоне.
Положение руководителей ангольских националистов-марксистов радикально изменилось после того, как они получили приглашение президента Гвинеи Секу Туре обосноваться в Конакри. Власти Г винеи выдали паспорта (с другими фамилиями) В. да Крушу, У. де Менезишу, Э. душ Сантушу, М. Мигеишу. Кроме документов и денег на проезд, Гвинея выделила также субсидии на содержание штаб-квартиры МПЛА в Конакри, а также финансовые пособия для В. да Круша, М. де Андради и других националистов. Остальные националисты устроились в Конакри на оплачиваемую работу.
Благодаря этой поддержке Секу Туре парижская группа и немецкая группа (за исключением М. душ Сантуша) получили возможность сконцентрироваться в Конакри. Обязанности по руководству недавно созданным МПЛА среди них были распределены следующим образом: М. де Андради отвечал за международные связи, Л. Лара - за внутренние вопросы, В. да Круш стал генеральным секретарем МПЛА. Он требовал от всех соблюдения железной дисциплины, что не одобрялось его коллегами и посеяло семена будущих раздоров в МПЛА.
В июле 1960 г. был учрежден Временный Руководящий Комитет МПЛА (М. де Андради, В. да Круш, Л. Лара, У. Менезиш, М. Мигеиш, Э. Сантуш и Л. Азеведу). А. Нето был избран президентом, а И. Ма-шаду почетным президентом МПЛА. Тогда же были назначены политические советники: А. Кабрал, М. душ Сантуш, Деолинда Родригеш, Карлуш Пестана, Жуан Виейра Лопеш, Жентил Виана, Эдмундо Роша, Ж.К. Орта, Томаш Медейруш, Умберту Ма-шаду, Граса Тавареш, Жуан Кабрал48.
Если для А. Кабрала Конакри был идеальным плацдармом для организации Африканской партии независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса (ПАИГК) и развертывания антиколониальной борьбы в Гви-нее-Бисау, то для ангольских националистов дело обстояло иначе из-за отдаленности ангольской границы и трудностей с коммуни-
кациями. Поэтому одной из главных забот ангольских руководителей стало изыскание возможностей обосноваться в какой-либо граничащей с Анголой стране, прежде всего в Конго-Киншаса. В апреле 1960 г. агенты ПИДЕ выследили Л. Лару в этой стране49. В это же время М.П. Пакавира, направленный руководством МИНА в Конго, вступил в контакт с Л. Ларой в Браззавиле и принес по возвращении в Луанду известия о конференции в Тунисе, о создании МПЛА, о целях временного руководства МПЛА, а также об указании А. Нето о необходимости единства ангольских движений, которые должны воздерживаться от использования названия МПЛА50.
Вскоре после встречи Лары и Пакавиры А. Нето возглавил МПЛА в Луанде и вместе с падре Жоакином Пинту де Андради и другими националистами, которым удалось ускользнуть от ПИДЕ, активизировал деятельность МПЛА. Через Г ерберта Инглеса А. Нето передал находившемуся в Браззавиле Л. Ларе сведения о тяжелой ситуации в Анголе, а также фотографии и документы о националистах, арестованных в июне
1959 г.51 Лара во время этой поездки в Конго вошел в контакт с М. Мигеишем, жившим тогда в Понта-Негра (Конго-Бразза-виль)52 и развернувшим интенсивную деятельность внутри ангольской эмигрантской общины.
Следует заметить, что оба Конго были тогда еще под контролем колониальной администрации, и поэтому все эти передвижения, путешествия и контакты осуществлялись в строжайшей тайне, что, однако, не мешало ПИДЕ узнавать обо всем, что происходило, в том числе о встрече Пакавира -Лара в Браззавиле53.
Поездка Лары дала важные результаты, так как позволила наладить тесные связи между Луандой, Конго-Киншаса и руководством МПЛА в Конакри. Установилась также первая оперативная связь между руководством МПЛА за границей и руководством МПЛА в Анголе. Эта связь, однако, оказалась эфемерной и просуществовала всего несколько недель, так как в июне
1960 г. вся структура МИНА/МПЛА была обезглавлена арестами А. Нето, Ж. Пинту де Андраде и других националистов.
Через несколько месяцев М. Мигеиш обосновался в Конакри, где его кооптировали в руководство МПЛА, как и Э. душ Сан-туша, который к этому времени окончательно покинул Португалию. М. Мигеиш вернулся в Конго, чтобы продолжить революционную работу, теперь уже в качестве руководителя МПЛА. Он занимался организацией базовых комитетов МПЛА, вел работу по объединению с УПА и другими организациями в Конго, добивался создания условий для работы МПЛА в Конго-Киншаса. Ангольским националистам удалось выполнить следующие задачи: в Конго-Браззави-ль и в Конго-Киншаса была создана атмосфера, благоприятная для размещения штаб-квартиры МПЛА в Киншасе и его представительства в Браззавиле год спустя; в декабре 1960 г. в Бар Каррера прошло собрание, на котором произошло объединение с другими организациями - УПА, АЛИАЗО, АРЕК (Кабинда) - и, наконец, в Киншасе было организовано несколько базовых комитетов, оказавших МПЛА необходимую поддержку, когда она обосновалась там в конце 1961 г.
Другим важным аспектом деятельности ангольских руководителей в этот период было восстановление контактов с Лиссабоном через египетских дипломатов и через Париж. Через эти каналы Конакри контактировал с ангольскими студентами в Лиссабоне, объединившимися в МЕА, и со «стариками», которые не хотели уезжать из Порту-галии54.
Одним из немногих членов МАК, остававшихся в Лиссабоне, был Армениу Феррейра, в то время как Эдуарду душ Сантуш присоединился к группе в Конакри, а затем в составе делегации ПАИ и МПЛА выезжал в КНР.
В 1960-1961 годах Руководящий комитет МПЛА прислал в Лиссабон некоторые документы, разоблачавшие португальский колониализм. Их копии распространялись среди африканской молодежи в Португа-
лии и пересылались в Луанду через моряков. Это были: Программа МПЛА, представленная в Тунисе; Декларация правительству Португалии от 13 июня 1960 г., Обращение МПЛА к членам ООН, требующая, чтобы африканские территории, управляемые Португалией, рассматривались как колонии; Устав МПЛА, изданный в Лондоне в апреле 1961 г.; брошюра МПЛА «Рабская эксплуатация - национальное сопротивление».
В этих документах Руководящий комитет МПЛА осуждал жестокую колониальную практику и геноцид в Иколо-и-Бенго, требовал освобождения всех политзаключенных. В Декларации правительству Португалии от 13 июня 1960 г. МПЛА предлагало ему начать процесс самоопределения, ведущий к независимости колоний. Это была последняя попытка МПЛА добиться независимости мирными средствами - путем переговоров. Копии этой Декларации были разосланы всем государствам - членам ООН55. Косвенный ответ на это обращение был дан в португальской газете «Диариу да Манья» в статье «Кто они?»56 Правительство Салазара категорически отвергло предложение МПЛА. Известно, что именно по этому поводу диктатор произнес оскорбительную фразу: «Я не терял времени на переговоры с обезьянами»57. 13 сентября 1960 г. МПЛА направило обращение в ООН, прося включить вопрос о португальских колониях в повестку дня сессии Г А ООН.
Не менее активно, чем МПЛА, действовала и ПАИГК. В декабре 1960 г. и в октябре 1961 г. в обращениях к португальскому правительству, подписанных А. Кабралом, говорилось о «стремлении наших народов к национальной независимости, миру, прогрессу и мирному сотрудничеству со всеми народами, включая народ Португалии». В то же время в этих обращениях содержалось открытое предупреждение режиму Салазара: «Очевидно, если португальское правительство будет настаивать на отказе пересмотреть свою позицию вопреки интересам нашего народа, ничто не сможет помешать нашей партии выполнить свою историче-
скую миссию: развернуть нашу борьбу за национальное освобождение, ответить насилием на насилие португальских колониальных сил и полностью ликвидировать колониальное господство в “португальской” Гвинее и на островах Кабо Верде»58. Лиссабонское правительство не удостоило ответом обращения МПЛА и ПАИГК.
В декабре того же года МПЛА объявило
о своем решении перейти к «прямому действию», т.е. к вооруженной борьбе против колонизаторов. Но лидеры МПЛА никогда не считали вооруженную борьбу единственно возможным средством для завоевания независимости. Одновременно с вооруженной они развернули борьбу и в дипломатической сфере. Как ПАИГК, так и МПЛА предстояло утвердиться на африканской сцене, и если в случае с ПАИГК эта задача не была трудной из-за отсутствия серьезных оппонентов, то в ангольском случае путь к признанию МПЛА африканскими лидерами оказался нелегким. Дело в том, что в 1958 г. Х. Роберто присутствовал на I Всеафрикан-ской конференции в Аккре. Там после встречи с К. Нкрумой он решил отказаться от племенного национализма баконго и возглавить ангольское освободительное движе-ние59. В 1959 г. Х. Роберто посетил США и присутствовал на XIV сессии ГА ООН. Он путешествовал с гвинейским паспортом и работал в миссии Г винеи в ООН. В этот период он расширил свои американские контакты главным образом через Американский комитет для Африки, возглавлявшийся Дж. Хаузером. Позже на него обратило внимание ЦРУ, которое установило с ним тесные контакты.
После того как в августе 1961 г. премьер-министром Конго-Киншаса стал Сирил Абдула, позиции УПА окрепли60. Абдула разрешил Роберто создать в Кинкузу военную базу, где началось обучение армии УПА. В марте 1962 г. УПА объединился с Ангольской демократической партией во Фронт национального освобождения Анголы (ФНЛА). Спустя месяц было создано правительство Анголы в эмиграции (ГРАЕ) во главе с Х. Роберто61.
В этих условиях достижение МПЛА международного признания было задачей очень трудной. Даже социалистические страны на первых порах не спешили оказывать поддержку МПЛА, несмотря на его марксистскую идеологию и связи с руководством ПКП.
Так, 31 августа 1963 г. посол СССР в Алжире А.Н. Абрамов писал в телеграмме на имя министра иностранных дел СССР А. А. Громыко: «Возглавляемое Роберто
Холденом ангольское “правительство в изгнании” пользуется поддержкой стран -членов Организации африканского единства... В целом же в отношении движения Холдена нам следовало бы исходить из того, что оно пользуется поддержкой большинства африканских стран». В той же телеграмме читаем: «Алжирцы, в частности, мотивировали свое решение (признать ГРАЕ. -А.Х.) тем, что организация Холдена ведет эффективную борьбу за освобождение Анголы, в то время как другие националистические группировки, как, например, МПЛА, занимаются лишь пропагандистской деятельностью за границей»62.
Потребовалось бегство А. Нето с семьей из Португалии в июне 1962 г. - операция, организованная и осуществленная ПКП, и последовавшие за этим события, чтобы СССР отказался от выжидательной позиции, которую он до тех пор занимал. До этого времени МПЛА могло рассчитывать только на поддержку КНР, полученную благодаря двум поездкам (в 1958 и 1960 гг.) В. да Круша в Китай.
31 января 1960 г. на конференции в Тунисе под нажимом Ф. Фанона и В. да Круша МАК было заменено Африканским революционным фронтом народов португальских колоний (ФРАИН). Эти две организации существенно отличались друг от друга. МАК представляло собой движение, родившееся в лиссабонском подполье и объединившее молодых студентов и трудящихся. Они пытались убедить своих коллег в Доме студентов империи и Африканском морском клубе в необходимости перейти к действиям в антиколониальной борьбе вне традиционной ан-
тифашистской португальской оппозиции, в рамках которой они действовали несколько лет. В отличие от МАК, ФРАИН представлял собой уже не юношескую ассоциацию, а фронт националистических движений. Первыми движениями, которые в него вошли, были МПЛА и ПАИГК.
В течение полутора лет, до создания в апреле 1961 г. Конференции националистических организаций португальских колоний (КОНКП), ФРАИН был организацией, координировавшей деятельность двух марксистских националистических движений -ПАИГК и МПЛА. Штаб-квартира ФРАИН находилась в Конакри. ФРАИН вел активную работу по разоблачению португальского колониализма, утверждению себя на африканской сцене, налаживанию союза с прогрессивными европейскими организациями и с социалистическими странами.
Наиболее значительными акциями ФРАИН были поездка его делегации в составе В. да Круша и Э. душ Сантуша от МПЛА и А. Кабрала от ПАИГК в КНР в июле 1960 г. и пресс-конференция А. Кабрала в Палате общин в Лондоне в марте 1960 г.63
Поездка в Китай была очень важной для ФРАИН, так как он получил первую финансовую и военную помощь от социалистической страны. С этого времени Китай оказывал растущее влияние на ангольское марксистское движение. Именно эта поддержка позволила МПЛА развернуть интенсивную дипломатическую активность и начать организовывать свое обустройство в Конго-Кин-шаса.
3 марта 1960 г. А. Кабрал прибыл в Лондон как член Руководящего комитета ФРАИН и устроил там пресс-конференцию, в ходе которой осудил португальский колониализм. В Лондоне он установил контакты с членами Лейбористской партии и с анти-колониалистскими организациями64.
В декабре 1960 г. Лондон посетила новая делегация ФРАИН65. Она состояла из М. де Андради, В. да Круша, А. Боавида от МПЛА, А. Перейры - от ПАИГК и Матеуса Майолу - от Мозамбика. Благодаря поддержке Движения за свободу колоний, Ко-
митета африканских организаций, Лейбористской партии и писателя Б. Дэвидсона 6 декабря 1960 г. в Палате общин была проведена важная пресс-конференция. На ней присутствовал также представитель националистов Гоа Ж.К. Кабрал. Эти руководители осуждали португальский колониализм, полицейские репрессии, приготовления Португалии к развязыванию колониальной войны и требовали от португальского правительства признания принципа самоопределения и проведения переговоров, которые бы открыли путь к независимости колоний. Эта пресс-конференция в Лондоне имела большой резонанс в западных и африканских столицах, в Португалии и в международном общественном мнении, разоблачила военные планы и полицейские репрессии правительства Салазара и утвердила МПЛА и ПАИГК как ведущие антипортугальские движения в колониях.
После начала освободительной борьбы в Анголе (февраль 1961 г.) и жесткой реакции колонов (белых поселенцев) и португальских войск руководители националистов осознали необходимость большей координации своих усилий. В Конакри родилась идея создания организации, которая заменила бы ФРАИН - с более широкими целями и с более эффективным механизмом и методами борьбы. Эта идея была реализована в апреле 1961 г. в Касабланке на Конференции националистических организаций португальских колоний, в которой участвовали 14 делегатов, представлявших 11 националистических движений (МПЛА,
ПАИГК, УДЕНАМО, Политический Конвент Гоа и Мигел Тровоада - представитель Сан-Томе и Принсипи). УПА отказалась от приглашения и не участвовала в этой конференции. На конференции была создана организация, ставшая преемницей ФРАИН -Конференция националистических организаций португальских колоний (КОНКП).
Президентом КОНКП был избран М. де Андради, генеральным секретарем, руководившим Постоянным секретариатом, стал М. душ Сантуш. Местопребыванием Постоянного секретариата был выбран Рабат (Ма-
рокко). После этой конференции в Касабланке и учреждения штаб-квартиры КОНКП в Рабате Марокко стало страной, оказавшей наибольшую поддержку националистам португальских колоний. Особенно значительная заслуга в этом принадлежит большому другу этих националистов марокканскому врачу и министру по африканским вопросам доктору Хатибу Абдель-Криму.
Цели КОНКП принципиально не отличались от целей МАК и ФРАИН. Эти различные организации соответствовали последовательным этапам антиколониальной борьбы. КОНКП по сравнению с предыдущими организациями располагала более значительными финансовыми средствами, каналами распространения информации, а также военно-тренировочными лагерями на территории Марокко и Алжира (ФНО). Именно в марокканском военном лагере Ка-шатадла в июне 1962 г. Африкану Нето начал тренировать первую группу юных ангольских бойцов МПЛА (группа Энда)66. Акино де Браганса, ближайший сотрудник М. душ Сантуша, перевозил на своей машине в порт Касабланка оружие и боеприпасы для ПАИГК.
Важная особенность КОНКП состояла также в том, что она ярко продемонстрировала высокую степень дружбы и солидарности между националистическими руководителями, выкованную в общей антифашистской борьбе еще в 1950-х годах в Лиссабоне. Первыми акциями КОНКП были участие в подготовке первого конгресса студентов из португальских колоний (УГЕАН) в Рабате в сентябре 1961 г.67, получение стипендий для студентов в социалистических странах, а также материальная поддержка ангольских врачей, поехавших учиться в Киншасу.
КОНКП явилась высшим этапом объединительного движения националистов португальских колоний, начатого еще в Доме студентов империи (ДСИ) и Африканском морском клубе в 1950-е годы, а потом в подполье в МАК. Этот дух единства пронизывал всю политическую практику националистов, и он подпитывался дружбой и взаимным доверием, общностью целей и идеоло-
гии. Именно от КОНКП, и особенно от своих друзей М. душ Сантуша и А. Кабрала, А. Нето получал наибольшую моральную поддержку в годы тюремного заключения.
История создания КОНКП - это необычный и тернистый путь националистов «поколения Кабрала», «стариков», которые начали свою борьбу в конце 1940-х - начале 1950-х годов и оказали решающее влияние на молодежь следующего поколения, на «новую волну» в ДСИ, Африканском морском клубе в Лиссабоне и на молодых ангольских студентов за границей.
С 1 по 3 декабря 1962 г. в Киншасе (Леопольдвиле) состоялась I Национальная конференция МПЛА, на которой развернулась острая борьба между сторонниками А. Нето и В. да Круша. В литературе прочно утвердилась точка зрения, что в основе этой борьбы лежали политические разногласия. Однако документы убеждают в том, что главным был вопрос о том, кто возглавит МПЛА - А. Нето или В. да Круш?
В качестве доказательства приведу обнаруженный в АВПРФ ценный документ -составленную третьим секретарем посольства СССР в Республике Конго О.Н. Нажё-сткиным справку от 14 февраля 1963 г. В ней, в частности, говорится: «В процессе подготовки конференции среди руководителей НДОА (МПЛА. - А.Х.) появились разногласия. Вириато да Круз обвинил Не-то, де Андраде и дос Сантоса в узурпации власти, в мелкобуржуазном уклоне и попытках ликвидировать прежние революционные завоевания НДОА. Да Круз направил в Руководящий комитет НДОА несколько писем, в которых подверг Нето и да Сантоса резкой критике, назвал их агентами американского и португальского империализма.
Говоря об этих разногласиях, Нето в беседах с нами подчеркивал, что в основе их лежат не политические, а личные мотивы. Обладая сильным волевым характером и явной склонностью к диктатуре, да Круз привык единолично командовать в НДОА. Перемены в сторону усиления авторитета Нето и демократизации руководства ему не нра-
вятся. Политические обвинения да Круз выдвинул исключительно в поддержку своих личных притязаний на руководящую роль в НДОА»68.
На конференции В. да Круш был снят с поста генсека МПЛА за систематические нарушения устава и злоупотребления служебным положением, что привело к ослаблению внутренней безопасности и дисциплины в организации. В. да Круша и его сторонников исключили из МПЛА. Президентом МПЛА был избран А. Нето.
Вскоре после конференции руководство МПЛА приняло решение передислоцировать штаб и военные базы в Браззавиль69. Это дало возможность перегруппировать силы, реорганизовать МПЛА и начать новый этап борьбы с португальскими колонизаторами.
Примечания
1 ANgop (Luanda), 11.I.1991.
2 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. Liga Nacional Africana, 2668/54. Doc. 495.
3 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. UPA 2126/59 SR. Doc. 608.
4 Ibid. Proc. Ilidio Machado. Cervicos Centrais, 346/59. Doc. inv.
5 Henderson L.W. Angola: Five Сenturies of ^пШ^. Ithaca - London, 1979. Р. 164.
6 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. 346/59.
7 Gibson R. African Liberation Movements. London, 1972. Р. 208.
8 Цит. по: Хазанов А.М. Крушение последней колониальной империи. М., 1986. С. 93.
9 Freitas A.J. de. Angola. O longo camonho da liberdade. Lisboa, 1975. Р. 102.
10 Ottaway D., Ottaway M. Afrocommunism. New York - London, 1981. Р. 100.
11 Хазанов А.М. Агостиньо Нето. М., 1985.
С. 36.
12 Lara L. Main Phases in the Development of MPLA // The African Communist, 1978, № 75. Р. 53.
13 Pacheco C. MPLA, Um nascimento polemic. Lisboa, 1997. Р. 57.
Из беседы автора с А. Сансан Мутемба 26 марта 1990 г.
15 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. Viriato da Cruz; 1153/51.
16 Lara L. Um amplo movimiento. V. I. Р. 30.
17 RochaE. Angola. Contrubuigao... Р. 121.
18 TT - PIDE - Dgs. - Proc. Viriato da Cruz. 1153/51.
19 Хазанов А.М. Агостиньо Нето. С. 48.
20 RochaE. Angola. Contribuigao... Р. 122.
21 Sousa A.F. de. Angola. O apertado caminho da dignidade. Lisboa, 1998.
22 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. Ilidio Machando. 346/59. Doc. Inv. Fls. 53.
23 Ibid., Proc. AMC/Liga Nacional Africana 2668/54. Doc. 634.
24 Rocha E. ACEI nos anos de fogo. Р. 125.
25 Preto-Rodas R.A. Negritude as a Theme in the Poetry of the Portuguese Speaking World. London, 1970. Р. 70.
26 «Здесь и трава родится красной». Стихи поэтов Анголы, Мозамбика, Островов Зеленого Мыса и Сан-Томе. М., 1967. С. 45.
27 Andrade M.P. de. Uma entrevista dada a Michel Laban. Lisboa, 1997. Р. 141.
28 RochaE. Angola. Contribuigao... Р. 136.
29 Pacheco C. MPLA, Um nascimento polemico. Р. 112.
30 Lara L. Um amplo movimento. V. 1. Р. 72.
31 Pacheco C. Op. cit. Р. 112.
32 Resolugaо de II Conferencia dos Povos Africanos. Tunis, 30.I.1960.
34
Lara L. Um amplo movimento. V. 1. Р. 46. Ibid. Р. 68, 98.
В дальнейшем Роберто, опиравшийся на народность баконго, к которой принадлежал, сыграл отрицательную роль в истории Анголы. Он расколол освободительное движение и нанес ему непоправимый вред.
36 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. UPA (FRAIN), 1112A, cx. 3.
37 The Memoirs of General Delgado. London, 1964. Р. 92.
38 Rocha E. Angola. Contribuigao. Р. 148.
39 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. Antonio Agostinho Neto. 887/60, 1o vol.
40 Ibidem.
41 AN/TT - PIDE - Dgs., - Proc. Antonio Agostinho Neto e Joaquim Pinto de Andrade 887/60, copia 1o vol.
См.: Партии и революционный процесс в странах Азии и Африки. М., 1983. С. 64; История национально-освободительной борьбы народов Африки в новейшее время. М., 1978. С. 435.
Henderson L. W. Op. cit. Р. 168.
Xa3auoe A.M. ArocraHbo Hem C. 60.
45 Horta Carlos J. Depoimento. Luanda, 1997.
46 Andrade M.P. de. Uma entrevista dada a Michel Laban. P. 145.
47 Rocha E. Angola. Contribugao... P. 194.
48 Lara L. Um amplo movimento. V. 1. P. 364.
49 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. MPLA 1115A. Doc. 810.
50 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. A. Neto, 887/60, 1o vol., fl. 55, 75.
51 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. MPLA 1115A. Doc. 792.
52 Ibid. Doc. 815.
53 Rocha E. A Casa dos Estudantes do Imperio nos anos de fogo. - Mensagem. Numero Especial do cinquentenario. Lisboa, 1997. P. 125.
54
Ibidem.
Хазанов А.М. Крушение последней колониальной империи. С. 96.
56 Diario da manha (Lisboa), 2.IX.1960.
57 Freitas A.J. de. Angola. O longo caminho de liberdade. Р. 137.
58 Fisas A. V. Amilcar Cabral y la independencia de Guinea-Bissau. Barcelona, 1974. Р. 26.
59 Gibson R. African Liberation Movements. Р. 226.
60 Marcum J. The Angolan Revolution. V. II. London, 1968. Р. 97.
61 Хазанов А.М. Крушение последней колониальной империи. С. 109.
62 Архив внешней политики Российской Федерации (АВПРФ). Ф. 0658. Оп. 1. П. 1. Д. 1. Л. 88-89.
63 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. Viriatio da Cruz. 1153/51.
64 AN/TT - PIDE - Dgs. - Proc. MPLA, 1115A. Doc. 834.
65 Ibid. Doc. 689, 714.
66 Junior Paulo M. Lembranga da Vida. Luanda, 1998. Р. 54-59.
67 Rocha E. A casa dos Estudantes. Р. 109.
68 АВПРФ. Ф. 0658. Оп. 1. П. 1. Д. 1. Л. 174179.
69 Хазанов А.М. Крушение последней колониальной империи. С. 117.